Документирование охраны труда в среднем профессиональном образовании (Нижневартовский Государственный Университет)
|
Работа сделана на примере Нижневартовского политехнического колледжа (г. Ханты-Мансийск).
Есть приложение.
Есть доклад к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА 7
1.1 История и современность в понятии «охрана труда» 7
1.2 Правовое регулирование охраны труда в современной России 15
2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 23
2.1 Общая характеристика образовательной организации БУ «Нижневартовский политехнический колледж»: организационная структура, функции, направления деятельности 23
2.2 Форма организации системы охраны труда в колледже 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Приложение 1 45
Есть приложение.
Есть доклад к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА 7
1.1 История и современность в понятии «охрана труда» 7
1.2 Правовое регулирование охраны труда в современной России 15
2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 23
2.1 Общая характеристика образовательной организации БУ «Нижневартовский политехнический колледж»: организационная структура, функции, направления деятельности 23
2.2 Форма организации системы охраны труда в колледже 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Приложение 1 45
Специфика организации процесса документирования в образовательных учреждениях не рассматривается в современной литературе. Этому вопросу посвящены немногочисленные публикации, среди которых следует отметить Ю.С. Клочкову. Работа с организационно-распорядительной документацией в образовательных организациях освещается такими авторами, как М.И. Басаков, Т.А. Быкова, Л.А. Доронина и др. Упоминание о специфике системы учебной документации содержится в трудах И.Н. Кузнецова, И.К. Корнеева, Т.А. Казакевича.
В связи с тем, что данный вопрос прорабатывался исследователями в сфере различных аспектов: общие и отдельные вопросы охраны труда, документирование охраны труда и деятельности учреждений СПО, нами были определены особая цель и задачи настоящего исследования.
Целью исследования явилось изучение процесса документирования охраны труда в организации среднего профессионального образования.
В соответствии с намеченной целью сформулированы задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты охраны труда, в том числе в системе СПО;
- проанализировать организационные основы документирования
охраны труда в образовательном учреждении, в том числе учреждении СПО;
-изучить процесс подготовки и оформления документации
по охране труда в образовательном учреждении выявить проблемы;
- разработать план мероприятий по оптимизации документирования охраны труда в учреждениях СПО.
Источниковой основой исследования послужили федеральные, региональные и локальные нормативно-правовые акты в области охраны труда и управления документацией, документы учреждений органов управления образованием, документы учреждений СПО.
Методологической основой данного исследования явились общенаучные и специальные методы.
Методология и задачи работы обусловили применение комплекса методов сбора и анализа информации, прежде всего, общенаучных методов: системно-структурного, системно-функционального. Анализ специальной литературы позволил рассмотреть существующую классификацию организационно-распорядительной документации. Методы анализа, синтеза, обобщения, описания позволили в совокупности обеспечить достоверность и обоснованность выводов.
Объект исследования – охрана труда в среднем профессиональном образовании.
Предмет исследования – документирование охраны труда в учреждении среднего профессионального образования.
Исследование было проведено на базе образовательного учреждения БУ «Нижневартовский политехнический колледж». На примере деятельности колледжа был изучен процесс организации системы охраны труда, подготовка и оформление комплекса документов по данному направлению.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее положений для разработки комплекта документов, регламентирующих постановку системы охраны труда, а также для оформления отдельных видов документации.
Апробация темы ВКР – примеры по публикациям и конференциям, где принимали участие.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложений. Во введении обоснована актуальность темы исследования, определен объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи.
Основная часть состоит из трех глав. Первая глава посвящена изучению теоретических вопросов темы исследования: вопросы истории и современного состояния охраны труда. Вторая глава содержит анализ постановки деятельности данного направления в образовательном учреждении. Анализ процесса подготовки и оформления отдельных документов содержится в третьей главе.
В заключении сделаны соответствующие выводы. Приложения содержат материал, иллюстрирующий основные положения работы.
В связи с тем, что данный вопрос прорабатывался исследователями в сфере различных аспектов: общие и отдельные вопросы охраны труда, документирование охраны труда и деятельности учреждений СПО, нами были определены особая цель и задачи настоящего исследования.
Целью исследования явилось изучение процесса документирования охраны труда в организации среднего профессионального образования.
В соответствии с намеченной целью сформулированы задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты охраны труда, в том числе в системе СПО;
- проанализировать организационные основы документирования
охраны труда в образовательном учреждении, в том числе учреждении СПО;
-изучить процесс подготовки и оформления документации
по охране труда в образовательном учреждении выявить проблемы;
- разработать план мероприятий по оптимизации документирования охраны труда в учреждениях СПО.
Источниковой основой исследования послужили федеральные, региональные и локальные нормативно-правовые акты в области охраны труда и управления документацией, документы учреждений органов управления образованием, документы учреждений СПО.
Методологической основой данного исследования явились общенаучные и специальные методы.
Методология и задачи работы обусловили применение комплекса методов сбора и анализа информации, прежде всего, общенаучных методов: системно-структурного, системно-функционального. Анализ специальной литературы позволил рассмотреть существующую классификацию организационно-распорядительной документации. Методы анализа, синтеза, обобщения, описания позволили в совокупности обеспечить достоверность и обоснованность выводов.
Объект исследования – охрана труда в среднем профессиональном образовании.
Предмет исследования – документирование охраны труда в учреждении среднего профессионального образования.
Исследование было проведено на базе образовательного учреждения БУ «Нижневартовский политехнический колледж». На примере деятельности колледжа был изучен процесс организации системы охраны труда, подготовка и оформление комплекса документов по данному направлению.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее положений для разработки комплекта документов, регламентирующих постановку системы охраны труда, а также для оформления отдельных видов документации.
Апробация темы ВКР – примеры по публикациям и конференциям, где принимали участие.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложений. Во введении обоснована актуальность темы исследования, определен объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи.
Основная часть состоит из трех глав. Первая глава посвящена изучению теоретических вопросов темы исследования: вопросы истории и современного состояния охраны труда. Вторая глава содержит анализ постановки деятельности данного направления в образовательном учреждении. Анализ процесса подготовки и оформления отдельных документов содержится в третьей главе.
В заключении сделаны соответствующие выводы. Приложения содержат материал, иллюстрирующий основные положения работы.
Регулирование системы охраны труда в организации осуществляется комплексом нормативно-правовых актов, к которым относятся: законодательные акты, подзаконные акты, нормативные документы. Основополагающим документом данного комплекса является Трудовой кодекс, действие которого распространяется на работников и работодателей. На конкретном предприятии система охраны труда регламентируется локальными актами: штатным расписанием, правилами внутреннего распорядка, распоряжениями, положениями и т.д.
Особенности организации системы охраны труда и ее документирование было рассмотрено на примере «Нижневартовского политехнического колледжа», основным видом деятельности которого является образовательная. Изучение структуры колледжа позволило сделать вывод, что это крупное учреждение, в составе которого выделено несколько структурных подразделения по основным направлениям деятельности. Что касается системы управления охраной труда данного образовательного учреждения, то здесь нужно отметить, что ответственность за ее организацию возложена на директора колледжа. В обязанности всех без исключения работников входят: обучение безопасным методам и приемам работы, прохождение инструктажей и стажировок, извещение руководства о возникновении нестандартной ситуации, угрожающей жизни и здоровью работников. В колледже выделена должность ответственного за организацию работы по охране труда и контроля по ее выполнению, это инженер по охране труда. В его обязанности входят: разработка локальных нормативных актов, организация обучения и проверки знаний работников, расследование несчастных случаев, контроль за состоянием условий труда в колледже.
Анализ организационно-распорядительной документации по охране труда, позволил сделать вывод, что все документы подразделяются на три группы. Первая группа состоит из документов, регламентирующих систему управления охраной труда: устава, коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, приказа о назначении ответственного за организацию работ по охране труда. Вторая группа представлена документацией, регламентирующей обязанности по охране труда. К ней были отнесены: Положение о службе охраны труда, Должностная инструкция инженера по охране труда, Инструкции по охране труда (для всех должностей).
В отдельную группу были выделены перечни гарантий и компенсаций, нормы выдачи одежды и обуви, а также мероприятия по улучшению системы охраны труда.
В результате изучения документов фиксирующего и учитывающего характера, были выделены три группы регистрационных форм. К первой относятся журналы регистрации инструктажей: вводного на рабочем месте, вводного по пожарной безопасности, инструктажей на рабочем месте (первичного, повторного, внепланового, целевого). Ко второй группе отнесены журналы, регистрации несчастных случаев. Третья группа представлена журналами, регистрирующими инструкции по охране труда: учета и выдачи.
Самый многочисленный документальный массив составили документы информационно-коммуникационного характера. Цель их составления – контроль, анализ, оценка состояния системы охраны труд колледжа. В качестве основных, были выделены отчеты государственной статистической отчетности, заполняемые по формам Форма №7 –травматизм. «Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях»; форма №1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и опасных условиях труда». К этому же массиву относятся предписания, акты обследования, служебная переписка по вопросам охраны труда. Было отмечено, что в колледже разработано большое количество памяток, рекомендаций и инструкции по отдельным аспектам безопасного поведения.
Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках системы управления охраной труда колледжа, составляются и оформляются все необходимые документы. Все виды документов оформляются в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов в области делопроизводства и охраны труда.
Особенности организации системы охраны труда и ее документирование было рассмотрено на примере «Нижневартовского политехнического колледжа», основным видом деятельности которого является образовательная. Изучение структуры колледжа позволило сделать вывод, что это крупное учреждение, в составе которого выделено несколько структурных подразделения по основным направлениям деятельности. Что касается системы управления охраной труда данного образовательного учреждения, то здесь нужно отметить, что ответственность за ее организацию возложена на директора колледжа. В обязанности всех без исключения работников входят: обучение безопасным методам и приемам работы, прохождение инструктажей и стажировок, извещение руководства о возникновении нестандартной ситуации, угрожающей жизни и здоровью работников. В колледже выделена должность ответственного за организацию работы по охране труда и контроля по ее выполнению, это инженер по охране труда. В его обязанности входят: разработка локальных нормативных актов, организация обучения и проверки знаний работников, расследование несчастных случаев, контроль за состоянием условий труда в колледже.
Анализ организационно-распорядительной документации по охране труда, позволил сделать вывод, что все документы подразделяются на три группы. Первая группа состоит из документов, регламентирующих систему управления охраной труда: устава, коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, приказа о назначении ответственного за организацию работ по охране труда. Вторая группа представлена документацией, регламентирующей обязанности по охране труда. К ней были отнесены: Положение о службе охраны труда, Должностная инструкция инженера по охране труда, Инструкции по охране труда (для всех должностей).
В отдельную группу были выделены перечни гарантий и компенсаций, нормы выдачи одежды и обуви, а также мероприятия по улучшению системы охраны труда.
В результате изучения документов фиксирующего и учитывающего характера, были выделены три группы регистрационных форм. К первой относятся журналы регистрации инструктажей: вводного на рабочем месте, вводного по пожарной безопасности, инструктажей на рабочем месте (первичного, повторного, внепланового, целевого). Ко второй группе отнесены журналы, регистрации несчастных случаев. Третья группа представлена журналами, регистрирующими инструкции по охране труда: учета и выдачи.
Самый многочисленный документальный массив составили документы информационно-коммуникационного характера. Цель их составления – контроль, анализ, оценка состояния системы охраны труд колледжа. В качестве основных, были выделены отчеты государственной статистической отчетности, заполняемые по формам Форма №7 –травматизм. «Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях»; форма №1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и опасных условиях труда». К этому же массиву относятся предписания, акты обследования, служебная переписка по вопросам охраны труда. Было отмечено, что в колледже разработано большое количество памяток, рекомендаций и инструкции по отдельным аспектам безопасного поведения.
Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках системы управления охраной труда колледжа, составляются и оформляются все необходимые документы. Все виды документов оформляются в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов в области делопроизводства и охраны труда.



