Введение 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Анализ понятия «воображение». Виды и функции воображения 9
1.2. Особенности творческого воображения детей младшего школьного
возраста 17
1.3 Изобразительное искусство, как средство развития воображения детей младшего школьного возраста 25
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Методики определения уровня развития воображения для детей
младшего школьного возраста 29
2.2. Развитие творческого воображения младших школьников в процессе
изобразительной деятельности на занятиях по бисероплетению в системе дополнительного образования 36
2.3. Анализ результатов опытно - экспериментального исследования 53
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО
ЯЙЦА В ТЕХНИКЕ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ
3.1. Обоснование выбора выпускной квалификационной работы 57
3.2. Формирование основного замысла и последовательность выполнения
декоративного бисерного яйца 59
Заключение 61
Библиографический список 65
Приложение
На сегодняшний день проблема развития воображения младших школьников является актуальной и социально значимой. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. [] Мечтать - значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить, но в данный момент не может; того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека.
Подчёркивая связь между мышлением и воображением, К.Д. Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.
Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, В новых социально-экономических условиях все более возрастает значение образования, а также повышаются требования к развитию творческой личности, которая характеризуется гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизньС раннего детства жизнь требует достаточно сформированного уровня воображения. новых социально-экономических условиях все более возрастает значение образования, а также повышаются требования к развитию творческой личности, которая характеризуется гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь Так, уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, изобразительной деятельности и декоративно - прикладном творчестве, а также в тех видах предметно¬практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Как показывает практика, в тех случаях, когда в семье, в образовательном учреждении уделялось значительное внимание специальным развивающим занятиям (сюжетно-ролевым играм, конструированию, лепке, изобразительной деятельности, музыке и др.) с включением заданий, требующих от детей самостоятельного воссоздания и создания новых образов и ситуаций, их воображение оказывалось на более высоком уровне развития. Среди разнообразия видов декоративно-прикладного искусства, которые активно используются в учебном процессе, немалое место занимают занятия бисероплетением. Влияние бисероплетения на развитие ребенка обширно- это и микромассаж пальцев рук улучшающий кровообращение, снимающий напряжение и мышечные спазмы, активизирующий лимфоток, успокаивающий нервную систему, снимающий тревожность, ослабевают проявления стресса, стабилизирующий функциональность головного мозга, вынужденного отвечать на импульсы, посылаемые чувствительными рецепторами пальцев и ладоней, и развитие мелкой моторики, способствующей развитию определенных отделов мозга и, как следствие, развитие речевых навыков, и эстетическое восприятие окружающего мира, и знакомство с историей народного творчества. Однако школьная программа предполагает в первую очередь глубокое изучение точных и гуманитарных наук, а на изобразительную деятельность и декоративно- прикладное искусство уделяется мало времени, а школьные программы в этом направлении предполагают загруженность деталями и следование шаблону. Воображению просто не хватает времени. Поэтому эта функция ложится на плечи дополнительного образования. Ведь понятия «Креативное мышление», «Мозговой штурм» не возможны без воображения, развитого воображения! Для человека с развитым воображением нет границ и ограничений, его фантазия беспредельна. И именно такие люди двигают науку, культуру и прогресс вперед.
Психологические модели развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Запорожец А.В., Матюшкин А.М., Поддьяков Н.Н., Узнадзе Д.Н., а также западные психологи: Э. Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Гильфорд, П. Торренс.
Проблема творческого развития личности, развития воображения поднимается в диссертациях О.М. Дьяченко, В.П. Зинченко, В.Н.Есиповой, Е.А.Хижняк. Эти авторы рассматривали отдельные психолого-педагогические аспекты формирования творческих способностей личности.
В трудах художников-педагогов В.С.Кузина, Б.В.Нешумова, Н.Н.Ростовцева, Т.Я.Шпикаловой и др. были определены основные пути развития декоративно-прикладного творчества школьников. Эти педагоги отмечали значимость работ в области декоративно-прикладного искусства для эстетического воспитания учащихся. Существует ряд исследований, посвященных изучению роли и значения декоративно-прикладного и народного искусства на внеклассных занятиях, в которых они рассматриваются как одно из действенных средств нравственного и эстетического воспитания учащихся (Р.Г.Ломоносов, Т.Я.Шпикалова, В.В.Корешков, М.Е.Даутов, О.К.Бедканов, А.Л.Кадыров, М.Л.Ершова).
Некоторые вопросы теории и методики организации художественно-прикладной деятельности учащихся поднимались в работах Ю.К.Беджанова, Е.Г.Болотских, В.М.Быстрова П.Г.Демчева, Н.К.Невзорова, и др. , выявлены различные пути формирования художественно - творческих способностей учащихся в соответствии к определенным видам декоративно-прикладного творчества (Г.В.Скильский, С.И.Пономарьков, А.С.Хворостов и др.). Однако не существует определенных программ и планов занятий, образующих психологически обоснованную, последовательную и стройную систему преподавания (в том числе и изобразительного искусства), позволяющую сформировать творческое воображение у учащихся.
Наблюдая у современных детей нежелание и неумение воображать, представлять и фантазировать появилась необходимость развивать воображение детей младшего школьного возраста на внешкольных занятиях, а именно в объединениях дополнительного образования, где занятия не похожи на школьные уроки и допускают неформальную обстановку, дружеское общение, совмещение познавательной и игровой деятельности.
Вышесказанное выявило противоречия между потребностью на практике развивать творческое воображение у младших школьников и отсутствием программ и планов занятий по декоративно-прикладному творчеству, позволяющих сформировать творческое воображение у учащихся.
Данные противоречия определили проблему исследования - необходимость создания цикла занятий по бисероплетению на основе активного введения в их содержание комплекса игровых упражнений и заданий, которые нацелены на формирование и развитие творческого воображения у обучающихся. Этим обусловлен выбор темы исследования: «Развитие творческого воображения у младших школьников на занятиях изобразительным искусством».
Гипотезой данной работы служит предположение о том что, если применять на занятиях по бисероплетению серию специальных упражнений и игр, направленных на развитие компонентов творческого воображения (оригинальность, гибкость, беглость, разработанность), то это будет способствовать эффективному развитию воображения у младших школьников.
Цель исследования - выявить влияние занятий бисероплетением на уровень развития воображения младших школьников.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у младших школьников в системе дополнительного образования.
Предмет исследования - содержание занятий по бисероплетению в системе дополнительного образования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние занятий по бисероплетению на развитие воображения младших школьников в системе дополнительного образования.
Задачи исследования:
- проанализировать сущность понятия «воображение». Особенности развития воображения у младших школьников;
-выявить особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста;
- обосновать взаимосвязь изобразительной деятельности и активного творческого воображения в процессе учебной деятельности;
-ознакомиться с методиками определения уровня развития воображения;
- проследить развитие творческого воображения младших школьников в процессе изобразительной деятельности на занятиях по бисероплетению в системе дополнительного образования;
-пронализировать результаты опытно - экспериментального исследования;
Методы исследования:
Теоретические методы: изучение и анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения младших школьников на занятиях изобразительным искусством.
Эмпирические методы: тестирование и анализ тестов учащихся; педагогический эксперимент.
Методология исследования. Методологической основой исследования выступили основные научные положения психологии, художественной педагогики, теории и истории, методики обучения декоративно-прикладному искусству Л.С.Выготского, Е.И. Игнатьева, В.В.Корешкова, В.С.Кузина, Б.М. Неменского, Т.Я.Шпикаловой, А.С.Хворостова.
Достоверность исследования подтверждается результатами эксперимента данного исследования, которые позволяют определять методологический подход к решению поставленной проблемы при использовании различных методов исследования, целей, задач и логики работы по диагностике основных положений исследования.
Апробация результатов исследования проходила в процессе педагогической деятельности на занятиях по бисероплетению в системе дополнительного образования с учащимися 4 классов.
Для обработки первичных экспериментальных данных использовался качественный и количественный анализ результатов исследования.
Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Станция юных техников» г. Губкина Белгородской области. В нем приняли участие школьники в возрасте 10-11 лет, учащиеся 4-х классов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный цикл занятий, составленный из комплекса игровых упражнений и заданий, которые нацелены на помощь детям младшего школьного возраста в формировании и развитии творческого воображения может иметь теоретическое и практическое значение для работы педагогов на занятиях по бисероплетению.
В дипломной работе нами была сделана попытка решить проблему развития воображения у учащихся начальных классов с помощью занятий по бисероплетению в системе дополнительного образования.
Для этого мы:
- изучив психолого-педагогическую литературу проанализировали понятия «воображение», определили его виды и функции. - определили особенности творческого воображения учащихся младшего школьного возраста;
- определили особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста и выяснили, что младший школьный возраст квалифицируется как наиболее благоприятный, сенситивный для развития творческого воображения, фантазии, и от уровня его развития, особенно в этом возрасте, во многом зависит успешность дальнейшей адаптации и самореализации ребенка;
- В качестве деятельности развивающей воображение мы выбрали декоративно- прикладную, так как в младшем школьном возрасте она существенно влияет на развитие ребенка, доступна и очень увлекательна для детей в данный возрастной период. Декоративно- прикладное искусство не только расширяет кругозор детей, знакомит их с навыками работы с декоративными материалами и прививает определенный круг умений, но и активно способствует развитию у них творческого воображения и нестандартному решению поставленных задач. Выяснили, какими средствами изобразительного искусства возможно развивать воображение, какие игры и упражнения для этого рекомендованы и адаптировали их для занятий по бисероплетению
- выбрали оптимальные методики тестирования для определения уровня развития воображения у младших школьников;
- ввели в программу занятий адаптированные упражнения и игры, способствующие развитию творческого воображения младших школьников в процессе изобразительной деятельности на занятиях по бисероплетению;
- провели опытно - экспериментальное исследование и проанализировали его результаты. По данной проблеме для выявления зависимости развития воображения от изобразительной деятельности нами были изучены и проведены методики П. Торренса, Е. Е. Туник.
Формирующий эксперимент проводился с группой детей экспериментального класса. Занятия проводились три раза в неделю, с учетом возрастных особенностей младших школьников. Продолжительность каждого занятия составляла 40 минут. Структура занятий имела следующий вид: вводная часть, основная, заключительная часть. Основной целью проводимых занятий было формирование и развитие умения школьников управлять процессом творчества. Сопоставив результаты, полученные после второго среза, мы увидели, что уровень творческого воображения в экспериментальном классе стал выше (50 % - составили высокий уровень), а контрольном почти не изменился. При сравнении результатов до и после проведения формирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что целенаправленная работа с использованием специальных упражнений в изобразительной деятельности и активное участие в ней младших школьников способствует развитию высокого уровня творческого воображения. На данном этапе нашу работу можно считать завершенной, так как основной целью экспериментально-опытного исследования было выявление влияния изобразительной деятельности на уровень воображения.
- .обосновали выбор творческой части выпускной квалификационной работы, определились с последовательностью выполнения творческой части, композиционным решением;
-выполнили декоративное яйцо в технике бисероплетения.
Развитие воображения является крайне сложным по своему составу процессом. В самом начале процесса стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта. То, что ребенок видит и слышит является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.
Подводя итоги всему вышесказанному, хочется в очередной раз подчеркнуть всю значимость младшего школьного возраста как периода, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека. Именно в школе начинается активно развиваться воображение, а значит, любому педагогу необходимо знать законы развития воображения и условия необходимые для его развития.
Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программ в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может быть средством создания образов, не программирующих активную деятельность, но заменяющих ее.
Творческое воображение - это разновидность высшего уровня, так как предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
В своей педагогической деятельности мы придерживаемся основных положений Л.С. Выготского:
- зависимость от жизненного опыта, потребностей и интересов;
- способность комбинировать элементы воображения и упражнения в этой деятельности;
- воплощение продуктов воображения в материальную форму;
-зависимость от технического умения и традиций (образцов творчества, которые влияют на человека);
Также, в ходе исследования, мы выяснили, что воображение формируется только в творческой деятельности. Следовательно, необходимо так выстраивать занятия, чтобы они стимулировали детей к творческой деятельности, которая в свою очередь будет развивать и творческое воображение.
Педагог должен придерживаться следующих принципов, развивая воображение:
- Создавать проблемные ситуации, требующие творческого решения
- Обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве. Не давать прямых инструкций, помогать действовать независимо.
- На основе тщательного наблюдения определить сильные и слабые стороны детей.
- Не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- Не торопиться с суждениями о результатах творчества детей.
- Предлагать детям решить свои проблемы творчески. Пробовать разные варианты решения творческих задач.
- Педагог должен сам иметь «творческую» жилку.
- Сформировать мотивацию детей. Стимулировать воображение вопросами.
Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод о том, что воображение играет большую роль в жизнедеятельности человека.
Данная работа не претендует на логическую законченность. Данная тематика требует дальнейшего рассмотрения и развитие темы будет продолжено нами в наших последующих исследованиях.
1. Альтшуллер Г. С., Селюцкий А. Б. Крылья для Икара. — Петрозаводск: Карелия, 1980.-215с.
2. Амонашвили Ш.А. Лысенкова С.Н. Волков И.П. и др. Педагогический поиск. - М.: Педагогика, 1989. - 560с.
3. Е. Артамонова .Бисер. ООО «Издательство «Эксмо», 2009. -192с.
4. Брунер Д. С., Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М. 1977. /Представление. Воображение у детей: 304 - 319/
5. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. - 112с.
6. Л.А .Божко. Бисер. Изд. 3-е,испр. И доп. - М.: «Мартин», 2005. -120 с., ил.
7. Веккер Л. М. Психические процессы. - Т.1 - л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 - 271. Представление / воображение/: 278 - 295.
8. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Составители: Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. - М., Академия, 2001 - 231 с.
9. Выгодский Л. С. Собрание сочинений: В 6т. - Т. 2 - М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 - 455/.
10. Выгодский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 - 123.
11. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - М.,1994.-95.
12. Донателла Чиоти. Цветы и букеты из бисера. Перевод и издание на русском языке «Издательская группа «Контент», 2009. -54с., ил.
13. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 - 59.
14. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 - 51
15. Закон Российской Федерации «Об образовании» (по состоянию на 10 февраля 2008г.)-Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во,2008.- 64 с (кодексы и законы России)
16. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956.
17. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979. /
18. Коршунова Л. С. Трудности в определении воображения: М., 1979. 3 - 7/. Воображение и практическая деятельность: М., 1979. 8 - 30.
19 Коршунова Л. С. Воображение как отражение действительности: М., 1979. 31 - 85.
20. Коршунова Л. С. Воображение и научное познание мира: М., 1979. 86 - 131.
21. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. - № 2. с. 41 - 46.
22. Карандашов Ю. Н. Развитие представления у детей. Учебное пособие. - Минск, 1987. /Возрастная динамика развития представлений: 74 - 87/.
23. Коршунова Л. С., Пружинин Б. И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. - М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 - 39. Воображение и игровая деятельность: 83 - 97. Чувственное отображение и воображение: 113 - 122. Воображение и мышление: 122 - 138/.
24. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций 4 - е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт - издат., 2003.
25. Лейтес Н. С. Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4. с. 98 - 108.
26. М. Ляукина. Бисер. Аст-пресс книга, 2006..-152с.:ил
27. И.А. Лукашова, Бисер для начинающих. «Авеонт». 2007.. -120с.ил.
28. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. - Тбилиси, 1972.-138c.
29. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. - 4е. издание - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. - Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 - 271.
30. Найссер У. Познание и реальность. - М. 1981. /Воображение и память: 141 - 165/.
31. Народное декоративное искусство РСФСР - М., 1957.
32. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. - М. 1990. /Представление и воображение: 80 - 100/.
33. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2005-456 с.
34. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1995-272 с.
35. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского. - М., 1981.
36. Основы психофизиологии: Учебник. М, 1997. - 321 с, с.85
36. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: высшая школа, 1990.
37. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов. - М: Высшее образование, 2008. - 540c.
38. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. В 2 т. - Т. 1 - М., 1989. /Воображение 344 - 360/.
39. Розетт И. М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. - Минск, 1977. /понятие фантазии: 13 - 24.
40. Розетт И. М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. - Минск, 1977. / Теоретические концепции фантазии: 25 -78.
41. Розетт И. М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. - Минск, 1977. Психологические механизмы фантазии: 169 - 228. Условия протекания процесса фантазии: 229 - 270с.
42. Розетт И. М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. - Минск, 1977. / Условия протекания процесса фантазии: 229 - 270с.
43. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина, 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
44. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / Под. ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
45. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов: под ред.Н.В. Боровской, - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС
46. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240с., ил. - /Серия: «Вместе учимся, играем»/.
47. Сокольникова Н. М. методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования/ Н. М. Сокольникова. 5-е изд. Переработанное и дополненное. - М. издательский центр «Академия», 2002. -256с.