Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическое время военнослужащих участников боевых действий в Сирии

Работа №68932

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2021
Стоимость2500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
317
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Было проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 50 военнослужащих; возраст испытуемых – от 20 до 40 лет. Испытуемые были разделены на две группы: 25 военнослужащих-участников боевых действий в Сирии – эмпирическая группа 1; 25 военнослужащих, которые не участвовали в боевых действиях
Есть приложение (методические материалы и результаты исследования ).

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы психологического времени военнослужащих – участников боевых действий 8
1.1 Теоретические подходы к изучению психологического времени личности 8
1.2 Параметры изучения психологического времени личности 13
1.3 Психологические особенности военнослужащих-участников боевых действий 31
Глава 2 Эмпирическое исследование психологического времени военнослужащих-участников боевых действий в Сирии 44
2.1 Процедура исследования 44
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 50
2.3 Практическое применение результатов исследования 64
Заключение 72
Список использованных источников 74
Приложения 84


Участники боевых действий выполняют свои военно-профессиональные задачи в экстремальных условиях, зачастую рискуя собственной жизнью. Развитие личностных особенностей военнослужащих осуществляется во времени и с «временным» содержанием его жизни. При этом предметом, материалом, формирующим их личностные особенности, выступают не только психологические содержания, «привязанные» к актуальному (настоящему) моменту, но и к прошлому, и к грядущему жизненному опыту. В экстремальных ситуациях военнослужащему нужно адекватно оценить ситуацию и принять верное решение. Зачастую, военнослужащие – участники боевых действий после выполнения военно-профессиональных задач «застревают» в определенном периоде времени, «живя прошлыми событиями», что оказывает на будущее данной категории военнослужащих, на их личностные особенности неблагоприятное влияние.
Степень изученности проблемы исследования. Сущность понятия «психологическое время» раскрыто в научных трудах А.К. Болотовой, Ф.Е. Василюк, М.Б. Гинзбург и др. Временная перспектива личности и специфика ее переживания стала предметом исследования таких ученых, как О.С. Гурова, Ф. Зимбардо, А.О. Коверга и др. Проблема субъективного переживания времени анализировалась в работах Л.Д. Деминой, Е.В. Забелиной, В.Н. Карандышевым, И.А. Ральниковой и др. Изучение психологического времени военнослужащих в настоящее время мало изучено. Отдельные аспекты проблемы представлены в исследованиях О.В. Кузнецовой, Н.Ю. Митюриной и др. Прикладные исследования, раскрывающие личность военнослужащих, были проведены И.В. Малышевым, С.Д. Некрасовой и др.
Цель выпускной квалификационной работы – выделение специфики переживания психологического времени военнослужащими-участниками боевых действий в Сирии.
Объект выпускной квалификационной работы - психологическое время личности.
Предмет выпускной квалификационной работы - психологическое время участников боевых действий в Сирии.
Задачи:
1. Выделить теоретико-методологические основания изучения психологического времени военнослужащих-участников боевых действий в Сирии.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования психологического времени военнослужащих-участников боевых действий в Сирии.
3. Определить специфику временной перспективы, временной установки, временной ориентации, как параметров психологического времени военнослужащих-участников боевых действий в Сирии.
4. Проанализировать взаимосвязь психологического времени и посттравматического стрессового расстройства военнослужащих-участников боевых действий в Сирии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Психологическое время рассматривается в психологии, во-первых, со стороны временной формы и, во-вторых, со стороны конструирования этой временной формы, т.е. темпоральной работы личности, в которой конструируется идентичность человека. Таким образом, психологическое время включает в себя все темпоральные формы идентичности в их континуальности. Жизненный опыт не только вспоминается, но и конструируется в работе личности и размещается в пространстве жизненного мира человека в единстве настоящего, прошлого и будущего.
Свойства психологического времени тесно связаны с социальной ситуацией жизни индивида, его актуальной поведением, психологическим здоровьем, уровнем развития личности и чувством личного счастья. Это обуславливает актуальность исследования временной перспективы в связи с самоактуализацией.
Военнослужащие – участники боевых действий постоянно прибывают под воздействием различных эмоциональных состояний, в каждом случае они разные. Находясь под влиянием интенсивных эмоциональных состояний, они порой могут не замечать, что происходит вокруг и становятся уязвим, главное, в таком случае, не терять контроля над своими переживаниями, учиться навыкам сохранения самообладания, ведь в непредвиденных, экстремальных ситуациях это позволит спасти собственную жизнь и жизнь окружающих людей.
В ходе проведенного исследования был сформулирован вывод о том, что существует взаимосвязь специфики переживания времени и эмоционального отношения к боевым действиям. Полученные результаты позволяют заключить, что военнослужащие – участники боевых событий очень тяжело переживают участие в боевых действиях, поэтому стараются об этом не вспоминать (р=0,000), о чем свидетельствуют результаты по шкале «Избегание». Испытуемые военнослужащие, которые не участвовали в боевых действиях, наоборот испытывают состояние перевозбуждения (р=0,000) от того, что они мысленно проецируют себя на участие в боевых действиях.
Было установлено, что:
1. Военнослужащие-участники боевых действий в Сирии испытывают чувство вины за свое прошлое, которое отражается на общем их эмоциональном состоянии вцелом, а также на отрицательном отношении к боевым действиям вообще. Также выявленные взаимосвязи свидетельствуют о том, что эмоциональная устойчивость, характерная военнослужащим-участникам боевых действий в Сирии, оказывают значимое влияние на отношение ко всему, что происходит в настоящем.
2. У военнослужащих, которые не участвовали в боевых действиях, прослеживается реальное отношение к будущему. Они предполагают, что, возможно, им придется участвовать в боевых действиях, что вцелом у них вызывает внутренне эмоциональное напряжение.
Полученные результаты в эмпирическом исследовании послужили основании для разработки тренинга «Гармонизация эмоционального отношения к настоящему», который рекомендуется проводить с военнослужащими-участниками боевых действий в Сирии в ходе прохождения ими реабилитации по возвращению из очага боевых действий.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотезы подтверждены.



1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. М.: Академия, 2017. 741 с.
2. Акимова Н.Н. Соотношение прошлого, настоящего и будущего времени в структуре психологического времени личности // Вестник интегративной психологии. 2014. № 12. С. 36-38.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. C. 16.
4. Арестова О.Н. Мотивация и перспективное целеполагание в мыслительной деятельности // Вестник МГУ. Психология. 2019. № 3. С. 64-75.
5. Архипова Т.С. Особенности взаимосвязи временной перспективы личности с акцентуациями характера [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://prepod.nspu.ru/file.php/153/Archipova.pdf (дата обращения: 30.10.20 г.).
6. Асеев В.Г. О модальностной структуре психологического времени // Вопросы психологии. 2018. №3. С. 51-59.
7. Барабанщикова В.В., Иванова С.А. Влияние организационных и личностных факторов на уровень прокрастинации у сотрудников современной организации // Экспериментальная психология. 2016. №11. С. 86-111.
8. Барабанщикова В.В., Коминская Е.О. Феномен прокрастинации в виртуальном проекте члены команды // Национальный психологический журнал. 2013. №2(10). №43-51. С. 55-59.
9. Барабанщикова В.В., Марусанова Г.И. Перспективы исследования феномена прокрастинации в профессиональной деятельности // Национальный психологический журнал. 2015. № 4(20). С. 130-140.
10. Белановская О.В. Будущее во временной перспективе у студентов // Вестник МГЛУ. Серия 2. Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. 2013. № 2 (24). С. 32-41.
11. Белкова И.В. Феномен времени в психологических исследованиях // Экономика и социум. 2014. № 1-3 (10). С. 137-139.
12. Белкова И.В. Теоретический аспект изучения проблемы психологического времени // В сборнике: Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал. материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2013. С. 278-285.
13. Берсенева Е.Н., Денисенкова О.Р. Психологические проблемы человека в военное время. дети войны // В сборнике: Не померкнет летопись побед. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. 2020. С. 6-12.
14. Болотова А.К. Психология организации времени: учеб. пособие для студентов вузов Гос. ун-т Высш. шк. экономики. М.: Аспект Пресс, 2019. 255 с.
15. Болотова А.К., Временной модус прокрастинации в ретроспективе: типы, предикторы и последствия // Культурно-историческая психология. 2017. С. 13(4). С. 101-108.
16. Брагина Н.В. Психологическое время и типология опыта // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 2. С. 8-15.
17. Бюлер Ш. Теории личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 456 с.
18. Василенко В.Е., Лебедева А.А. Психологическое время и саморегуляция поведения личности: гендерный и возрастной аспекты // В книге: Горизонты зрелости. Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. Редакторы: Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. 2015. С. 148-153.
19. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ переживания критических ситуаций). СПб.: Питер, 2017. 456 с.
20. Гинзбург М.Б. Время как категория психологии // Вопросы психологии. 1996. №3. С. 125-136.
21. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 209 с.
22. Голубева Т.И. Категория времени. время объективное, субъективное, психологическое, художественное // Вестник университета. 2011. № 25. С. 102-105.
23. Гурова О.С. Психологическое время людей в ситуации инвалидизации // В сборнике: Человек в трудной жизненной ситуации. материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Научный редактор Н. З. Кайгородова. 2015. С. 61-70.
24. Демина Л.Д. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности. –2–е изд. Барнаул: Изд–во Алт. ун–та, 2005. 132 с.
25. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психологическая культура личности: контекст субъективного переживания времени жизни // Вестник алтайской науки. 2001. № 1. С. 78-87.
26. Дерябин Ю.И. Символическая модель психологического времени // Высшая школа. 2015. № 9. С. 34-37.
27. Дерябина А.С. Теоретический анализ проблемы времени в психологии // Молодой ученый. 2018. №12, Т.2. С. 73-76.
28. Дорохов М.Б. Эмпирическое исследование изменения «временных перспектив» в психотравматической ситуации // Научно-исследовательские публикации. 2014. №1(5) С. 86-102.
29. Доценко О.Н. Профессиональный стресс: сущность, причины, последствия // Психологический журнал. 2015. Т. 29. № 5. –С. 91-100.
30. Дрынкина Т.И. Психологическое здоровье и психологическое время // В сборнике: Психологическое здоровье личности: теория и практика. сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 50-53.
31. Ермакова З.А. Психологическое время личности: прошлое, настоящее, будущее // В сборнике: Достижения и перспективы психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный центр «Аэтерна». 2014. С. 53-56.
32. Забелина Е.В. Психологическое время личности в условиях глобализации: постановка проблемы // Universum: психология и образование. 2016. № 9 (27). С. 42-50.
33. Забродин Ю.М. Временная перспектива как отражение прошлого // Вопросы психологии. 2016. №2. С. 63-69.
34. Зайцев А.Б. Психологическое время личности // В сборнике: Неожиданная современность: меняющиеся реалии ХХI века. Мир-Россия-Урал. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции Гуманитарного университета. Доклады. В 2-х томах. Редколлегия: Л.А. Закс [и др.]. 2010. С. 525-528.
35. Жданова В.И. Особенности синтеза индивидуально-психологических концепций времени // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2012. № 2. С. 177-182.
36. Иванова Е. А. Исследование психологической устойчивости лиц помогающих профессий. СПб.: Питер, 2015. 404 с.
37. Ильинская Е.А. Эволюция психологического восприятия времени // Человек и образование. 2011. № 4 (29). С. 144-148.
38. Карандышев В.Н. Режимы психологического времени и саморегуляция личности // Вопросы психологии. 2016. №1. С. 102-113
39. Карпова К.Н. Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса в соревновательном процессе // Известия Института систем управления СГЭУ. 2020. № 1 (21). С. 46-48.
40. Квасова О.Г. Трансформация временной перспективы личности в экстремальной ситуации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2018. № 4. C. 109-117
41. Климова Е.М. Межгрупповая адаптация и психологическое время // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2010. № 4. С. 65-72.
42. Ковалев В.И. Личностное время как предмет психологического исследования // Психология личности и время: тезисы докладов и сообщений Всесоюзной науч.-теоретич. конференции (22–25 апреля 2017 г.). Черновцы, 2017. Т. 1. C. 4–8.
43. Коверга А.О. Психологическое восприятие времени в причинно-целевой концепции // В сборнике: Будущее науки 2013. Материалы Международной молодежной научной конференции. Ответственный редактор Горохов А.А. 2013. С. 287-289.
44. Комлик Л.Ю. Феномен психологического времени // В сборнике: Современные тенденции в науке и образовании. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 6 частях. ООО «Ар-Консалт». 2014. С. 77-78.
45. Кончаковский Р.В. К вопросу о субъективном психологическом времени личности // В книге: Публичное/частное в современной цивилизации. Материалы XXII российской научно-практической конференции (с международным участием). Редколлегия: Л.А. Закс [и др.]. 2020. С. 371-374.
46. Краснянская Т.М. Время как интерпретационная категория психологического пространства безопасности личности студента // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2017. № 3. С. 221–225.
47. Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности: временная перспектива: Монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2012. 168 с.
48. Крищенко Е.П. Проблема исследования психологического времени личности // В сборнике: Экономические, правовые, социально-политические и психологические проблемы развития современного общества. Материалы II межвузовской научно-практической конференции научно-педагогических работников, аспирантов, практических работников. 2016. С. 59-63.
49. Кузнецова О.В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении военнослужащих // Психолог. наука и образование. 2017. № 3. С. 5-15.
50. Кузьмина О.В. Время в структуре компетентностей личности // Высш. образование сегодня. 2019. № 3. С. 39-44.
51. Курочкина М.Н. Психологические особенности личности военнослужащих // Проблемы и перспективы современной науки. 2015. № 8. С. 110-116.
52. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 225 с.
53. Левин К. Психология индивидуальности. СПб.: Питер, 2015. 769 с.
54. Лопухин Б.М. Анализ структуры личностных ресурсов стресспреодолевающего поведения сотрудников ПГС МЧС России // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013. №9. С. 24-27.
55. Малышев И.В. Индивидуально-психологический характеристики личности представителей экстремальных профессий с высоким и низким эмоциональным выгоранием // Известия Саратовского университета. 2015. №3. С. 83-87.
56. Мандрикова Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. 2018. Т. 29. № 4. С. 54-65.
57. Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации личности в контексте временной перспективы // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика». № 6. Ростов-на-Дону, издательство РГПУ, 2016. С. 121-132.
58. Мартынюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. М.: Инфра-М, 2013. 119 с.
59. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Питер, 2009. 469 с.
60. Махмудова М.Э. Нервно-психическая устойчивость военнослужащих // Наука. 2016. №10. С. 56-59.
61. Мелёхин А.И. Исследования времени в отечественной психологии // Институт исследований природы времени. Режим доступа: http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/melehin_issledovaniya_vremeni.html (Дата обращения: 13.11.2020 г.)
62. Митюрина Н. Ю. Проблемы профессиональной деформации личности военнослужащих // Правовая политика и правовая жизнь. 2018. №4. С. 180 – 186.
63. Митькин В.П. Временная перспектива у представителей педагогических специальностей // Вопросы психологии. 2015. №3. С. 41-49.
64. Молчанова Л.Н. Закономерности трансформации состояния психического выгорания у представителей экстремальных профессий // Перспективы науки и образования. Сетевой научно-практический журнал. 2018. №4. С. 161-169.
65. Москвина К.В. Психологическое время менеджера и профессиональный отбор // В сборнике: Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 249-251.
66. Некрасов С.Д. Компетентность бытия человека как фактор актуализации его представлений о времени в ситуации выбора // Личность как субъект организации времени своей жизни. Краснодар, 2018. С. 135-141.
67. Нестик Т.А. Групповое отношение к времени как социально-психологический феномен // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2015. Т. 14. С. 10-30.
68. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2018. 402 с.
69. Пацакула И.И. Психологический анализ представлений о субъективном времени личности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 553.
70. Пацакула И.И. Измерение реализованности психологического времени личности // Вестник научных конференций. 2015. № 3-3 (3). С. 111-113.
71. Печерская С.А. Психологическое время как психологический аспект здоровья личности // Вестник университета. 2014. № 21. С. 292-297.
72. Подошвин В.Е. Психологическое время как критерий антропогенеза // В сборнике: Наука молодых. сборник материалов международной научной конференции. под ред. З.В. Поливары, Т.Н. Пановой, М.А. Комиссаровой. 2015. С. 120-129.
73. Полякова О.Б. Восприятие времени как психологический феномен // В сборнике: Инновации и традиции в современном образовании, психологии и педагогике. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 167-170.
74. Попов В.В. Психологическое время в контексте интерпретации «включающего» общества: феноменологический аспект // Социология. 2020. № 2. С. 376-380.
75. Попов В.В. Психологическое время в контексте субъективного времени // Евразийский юридический журнал. 2018. № 11 (126). С. 448-449.
76. Рассказова Е.И. Распределение времени в структуре психологической саморегуляции: связь с субъективным благополучием // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2016. Т. 9. № 4. С. 13-24.
77. Розин В.М. Условия мыслимости психологического времени // Мир психологии. 2011. № 3 (67). С. 43-54.
78. Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб.: Питер, 2015. 787 с.
79. Савостьянова А.В. Этнокультурные особенности психологического времени личности: теоретический обзор // В сборнике: Этнопсихологические проблемы в современном мире. Материалы международной научно-практической конференции. отв. ред. Е.В. Афонасенко. 2017. С. 124-132.
80. Серенкова В.Ф. Типологические особенности планирования личностного времени: автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: МГУ, 2016. 36 с.
81. Симонович Н.Е. Инновационные взгляды на пространство и время: (психологическая составляющая) // В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. 2015. С. 82-83.
82. Скворчевская Е.Л. Психологические особенности временной перспективы и восприятия времени в психологических исследованиях // Научный взгляд. 2016. № 1 (22). С. 135-143.
83. Слободчиков В.И., Исаев В.Е. Психологические образования личности / Психология личности. Хрестоматия. Т. 2. М.: Бахрах-М, 2016. 544 с.
84. Спиридонова И.А. Временная трансспекция как методический прием при исследовании разных форм патологии // Методы психологии. Ежегодник РПО. Т. 3. Вып. 2. Ростов н/Д. 2012. С. 212–214.
85. Соколов Е.Н. Временная перспектива как личностный ресурс // Вопросы психологии. 2017. №1. С. 102-106.
86. Сочивко Д.В. Теория и история понятий субъективного исторического и психологического времени // Прикладная юридическая психология. 2016. № 4 (37). С. 19-28.
87. Старчикова М.В., Бендрикова А.Ю., Кочетова Ю.Ю. Психологическое восприятие времени в современном аспекте // Обзор педагогических исследований. 2020. Т. 2. № 3. С. 119-126.
88. Степанова Л.Ю. Теоретический анализ понятия «компетентность во времени» в психологических исследованиях // В сборнике: Университетские чтения 2017. Материалы научно-методических чтений ПГУ. 2017. С. 84-89.
89. Тарасова Л.В. Психологические и социально-психологические аспекты восприятия времени // В сборнике: Междисциплинарные исследования в психологии безопасности и их современное состояние. Материалы VIII Межрегионального симпозиума с международным участием. Под научной редакцией Е.Б. Перелыгиной. 2017. С. 294-316.
90. Тихомирова С.В. Становление психологической темпометрии как нового научного направления в психологии // Знание. Понимание. Умение. 2015. №4. С.177-186.
91. Тютюник М.В. Исследование различий во временной компетентности лиц, ориентированных на субъективную выраженность временного континуума: прошлое – настоящее и настоящее – будущее // Личность как субъект организации времени своей жизни. Краснодар, 2018. С. 191-195.
92. Фильштинская Е.Г. Взаимосвязь темперамента с психологическим восприятием времени // Инновации в науке. 2016. № 7 (56). С. 101-109.
93. Фрес П. Восприятие и оценка времени // Экспериментальная психология / под ред. П. Фрес, Ж. Пиаже. М.:Прогресс, 2012. Вып. 6. С. 88–135.
94. Фурман О.Е. Психологическое представление о сущностных измерениях пространства и времени // Научный взгляд. –2017. № 2 (34). С. 107-126.
95. Штомпель Л.А. Смыслы времени. М.: Инфра-М, 2013. 589 с.
96. Элькин Д.Г. Временная перспектива во взаимосвязи с ценностными ориентациями // Вопросы психологии. 2013. №4. С. 16-24.
97. Яксина И.А. Временная компетентность в структуре межличностного взаимодействия: дис. ... канд. психолог. Наук. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/222298.html (25.10.20).
98. Яковлева Н.Г. Хрестоматия по зарубежной психологии. XX век. М.: Академия, 2010. 795 с.
99. Berg C.A. A social-contextual model of coping with everyday problems across the lifespan // International Journal of Behavioral Development. 1998. 22(2). Р. 231-237.
100. Brill P.L. The need for an operational definition of burnout / P. L. Brill // Famyli&Community; Health. 1984. №.6. P. 12‒24.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ