ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО -
МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ 5
1.1 Особенности единого государственного экзамена по информатике 5
1.2 Основные функции разработки электронного учебно-методического
комплекса 9
1.3 Достоинства и недостатки электронного учебно-методического комплекса
дисциплины 18
1.4 Система дистанционного обучения Пегас 20
2 СОЗДАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЭУМК 25
2.1 Структурная схема ЭУМК по дисциплине 25
2.2 Разработка и размещение рабочей программы по дисциплине 28
2.3 Разработка и размещение Теоретического блока 29
2.4 Разработка и размещение Семинарского практикума 32
2.5 Разработка и размещение Тестовых заданий 34
2.6 Разработка и размещение Глоссария 38
2.7 Разработка и размещение дидактических материалов 39
2.8 Разработка и размещение других сопроводительных документов 39
2.9 Рекомендации пользователю при использовании ЭУМК 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. Среди инновационных форм, определяющих объективную оценку качества подготовки учащихся, является единый государственный экзамен.
Единый государственный экзамен - централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях — школах, лицеях и гимназиях (ЕГЭ).
Единый государственный экзамен позволяет объединить итоговую аттестацию и вступительные экзамены в учреждения высшего и среднего профессионального образования.
Итоговая аттестация предназначена для оценивания общеобразовательной подготовки по информатике для выпускников 9-11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов с целью отбора для зачисления в учреждения высшего профессионального образования. Результаты экзамена показывают, что сдать этот экзамен можно лишь в случае полного изучения базового курса информатики.
В связи с быстрым развитием информационных технологий начали усовершенствовать электронно-образовательные ресурсы, наиболее популярные электронные учебники. Введение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения образует новейшие педагогические средства обеспечивающие новые возможности. При этом изменяются функции педагога, и существенно повышаются навыки самостоятельной учебной деятельности обучающихся, слушающиеся неотъемлемой частью учебного процесса.
ЭУМК дают возможность собрать в единый комплекс буквально все информационные материалы, требуемые для изучения данной дисциплины. При этом они обеспечивают необходимые сегодня интерактивность, наглядность, мобильность, компактность и невысокую цену тиражирования, многовариантность и многообразие проверочных заданий и исследований.
Известно, что учебная работа является плодотворной только при активном участии обучающихся в учебном процессе, требующая внедрение методик преподавания и подходов к ним, которые развивают и усиливают мотивацию обучающихся.
ЭУМК размещаются в высших учебных заведениях, что позволяет обеспечить усвоение нового материала, повысить результаты учебного процесса, усовершенствовать индивидуальное обучение школьников.
Таким образом, показана актуальность выбранной темы данной выпускной квалификационной работы «Разработка электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Организация подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике» в системе электронного обучения «Пегас».
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является процесс изучения дисциплины «Организация подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике».
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является ЭУМК «Организация подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике».
Целью выпускной квалификационной работы является разработка ЭУМК по дисциплине «Организация подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике».
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать теоретический материал;
2. Разработать структуру ЭУМК;
3. Разработать основные элементы ЭУМК;
4. Разместить ЭУМК в системе электронного обучения «Пегас»
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный ЭУМК внедрен в систему электронного обучения «Пегас».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Особенности единого государственного экзамена по информатике
Проверка уровня знаний школьников в настоящее время осуществляется при помощи Единого государственного экзамена. ЕГЭ является выпускным экзаменом в школе и вступительной проверкой при поступлении в высшее учебное заведение [14].
Хорошая подготовка к сдаче экзамена по информатике является достаточно сложной проблемой. Ежегодно трудность рекомендуемых заданий на ЕГЭ увеличивается. Трудность подготовки к ЕГЭ по информатике заключается в недостаточном количестве часов, выделяемых на изучение предмета [14].
За полгода до сдачи экзамена следует начинать готовиться к онлайн- тестированию. Следует рассматривать также то, что общешкольный план не дает всего объема знаний, необходимого для сдачи выбранного экзамена [12].
Представить формат итоговой проверки знаний помогают методические рекомендации и демонстрационные варианты, которые можно скачать на официальном портале ЕГЭ. А выявить, в каких темах присутствуют пробелы в знаниях, помогает решение онлайн тестов по информатике. Экзамен включает в себя области, которые легко формализуемы. Таким образом, характерной основой являются «Кодирование информации», «Системы счисления», «Алгоритмизация и программирование», а также «Логика» [15].
Дальнейшее регулярное решение типовых вариантов предоставляет возможность отработать навык легкого и быстрого определения правильного ответа в первой части. Если не разобрать и хорошо не отработать часть С, то надеяться на высокий результат не имеет смысла. Треть заданий связаны с программированием и имеют высокий уровень сложности. При простом запоминании теории, полгода или года не хватит для подготовки к ЕГЭ, так как только теоретический материал трудно использовать в решении задач [19].
Стоит следовать нескольким правилам, которые возможно облегчат жизнь выпускника:
- Разработку развернутого плана подготовки: изучение темы, терминов, а также подобное прорешивание всех задач;
- Главное не переусердствуйте с тестированием: решение нескольких вариантов поможет увидеть уровень знаний, обнаружить недостатки и повысить уровень подготовленности;
- Регулярное решение и анализ заданий по информатике помогают выработать умение быстро и правильно находить ответ в первой части экзаменационных вопросов [8].
Необходимо ознакомиться со структурой, чтобы отведенное на решение заданий время и полученные за них баллы не были неожиданными. Своевременное ознакомление с КИМОМ даст более высокий результат при сдаче экзамена.
Структура ЕГЭ продемонстрирована КИМАМИ - это контрольно-измерительные материалы. Они создаются Федеральным институтом педагогических измерений и состоят из двух частей: 23 номера со сжатым ответом и 4 номера с развернутым ответом [22].
Имеется строгий порядок содержания КИМОВ (контрольно-измерительных документов):
- Справочник для обучающихся, повышающий знания, умения, уровень подготовки для успешного прохождения экзамена;
- Структура экзамена (состав и конструкция данного документа);
В спецификацию текста входят существенные характеристики сущности теста в едином и различные типы тестовых заданий. В спецификации подлежит находится сведениям о целях, задачах, плане и структуре теста. К тому же, в ней обязаны указываться главные требования к порядку и обстановке проведения тестирования, обработки и интерпретации его итогов [21].
Основными классификациями текста являются:
- Уточнение темы, названия и структуры дисциплины, которая будет описываться;
- Выявление целей и задач данной работы;
- Определение перечня документов и программного обеспечения для планирования учебного плана;
- Список используемых источников литературы, для подготовки обучающихся к сдачи экзамена [18].
На заданном этапе научно-технического формирования, в ходе модернизирования различных образовательных систем прогрессивным является внедрение электронных комплексов по учебным дисциплинам. ЭУМК дают возможность собрать в целостный комплекс практически все информационные материалы, которые требуется для изучения той или иной дисциплины.
В ходе написания работы был проведен анализ предметной области. Исследована специальная, педагогическая, психологическая литература для выделения особенностей разработки ЭУМК.
В процессе формирования ЭУМК мной был проанализирован имеющийся материал, разработана структура ЭУМК, переработаны информационные материалы для накопления ЭУМК. Так же я изучила основные требования, предъявляемые к учебно-методическому комплексу дисциплины. После чего готовый ЭУМК был размещён в системе электронного обучения «Пегас».
Была исследована система дистанционного обучения «Пегас». Электронный учебно-методический комплекс отвечает требованиям к надежности, так как построен на основе стандартного комплекса.
Практическая часть оформляется в виде тестов, семинарских занятий и др. Прохождение дисциплины обучающимся по практической части оценивается педагогом или же автоматически и отражается в журнале оценок.
Опыт показывает, что система «Пегас» наиболее соответствует потребностям и задачам вуза в организации дистанционного обучения.
Был разработан электронный учебно-методический комплекс «Организация подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике». Мною были разработаны: рабочая программа, теоретические материалы (конспект лекций), семинарский практикум, глоссарий, фонд тестовых заданий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный учебно-методический комплекс внедрен в процесс обучения для изучения дисциплины «Организация подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике» по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль информатика.
Все задачи выпускной квалификационной работы были выполнены. Цель достигнута.
1. Агеева, Е. С. Сетевая система дистанционного обучения «Пегас» / Е. С. Агеева, Е. В. Макарова. - 2016. - 847-849 с.
2. Алгинин, Б.Е. Концепция информатизации образования. Информатика и образование / Б.Е. Алгинин, Б.Г. Киселев, 2011. -678 с.
3. Башмаков, А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. - М.: Информационно издательский дом Филинъ, 2009. - 616 с.
4. Белозёрова, С.И., Колмыкова, Т.К., Абара, В.В. Разработка электронных учебно-методических комплексов дисциплин в системе дистанционного образования // Биробиджан: Издательский центр ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом- Алейхема», 2012. - С 91-93.
5. Белоконь, О.А. Методические рекомендации по созданию учебно-методических комплексов для электронных обучающих систем / О.А. Белоконь, Т.В. Белоконь, З.В. Гоголева. - Ростов-на-Дону, 2009. - 16 с.
6. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров / В. П. Беспалько. - М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2008. - 352 с.
7. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Изд-во ИРПО, 2012. - 336с.
8. Васьков, Е.Я. Информационно-методическое обеспечение педагогического процесса. - М.: Профессионал, 2011. - 92 с.
9. Вуль, В. А. Электронные издания. - СПб.: Петербургский институт печати, 2007. - 308 с.
10. Гаскаров, Д.Б. Интеллектуальные информационные системы. - М.: Высшая школа, 2011. - 97 с.
11. Геркушенко, Г.Г. Программно-методический комплекс по подготовке электронных образовательных ресурсов / Г.Г. Геркушенко, А.М. Дворянкин, С.А. Овчинников. - М.: ВНТИЦ, 2010. - 145 с.
12. Геркушенко, Г.Г. Программно-методический комплекс по подготовке электронных образовательных ресурсов/ Г.Г. Геркушенко, А.М. Дворянкин, С.А. Овчинников - М.: ВНТИЦ, 2012. - 145 с.
13. Гоник, И. Л. Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС / И. Л. Гоник, А. В. Фетисов, В. Н. Подлеснов, Е. Р. Андросюк. - Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2013. - 52 с.
14. Гречихин, А.А. Вузовская учебная книга: типология, стандартизация, компьютеризация: учебно-методическое пособие в помощь авт. и ред. / А.А. Гречихин, Ю.Г. Древс. - М.: Логос: Московский государственный университет печати, 2010. - 255 с.
15. Джексон, П.И. Введение в экспертные системы - 3-е изд. - М., 2009. - 147 с.
16. Краснова, Г.А. Технологии создания электронных обучающих средств/ Г.А. Краснова, М.И. Беляев, А.В. Соловов - М.: МГИУ, 2011. - 304 с.
17. Макаров, А.В. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки / А.В. Макаров, З.П. Трофимова, В.С. Вязовкин, Ю.Ю. Гафарова. - Мн. РИВШ БГУ, 2011. - 118 с.
18. Макаров, А.В. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки/ А.В. Макаров, З.П. Трофимова - Мн. РИВШ БГУ, 2011. - 118 с.
19. Матюшев, В.В. Положение по оформлению текстовой и графической части учебных и научных работ (общие требования) / В.В. Матюшев, Т.Н. Бастрон, Л.П. Шатурина; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2012. - 76 с.
20. Муромцев, Д.И. Введение в технологию экспертных систем. СПб: СПб ГУ ИТМО, 2011. - 185 с.
21. Овсянников, В.И. Введение в дистанционное образование. - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2010. - 165 с.
22. Положение об электронном учебно-методическом комплексе - Санкт- Петербург, 2013. - 31 с.
23. Положение об электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине для высших учебных заведений [Электронный ресурс]. - Минск: РИВШ, 2012.
24. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие для педагогических вузов. / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова. - М.: ИИО РАО, 2010. - 374 с.
25. Санкин, А.В. Методические рекомендации по апробации сетевых образовательных программ / А.В. Санкин. - Пятигорск, 2014. - 104 с.
26. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. Пособие. - М.: Народное образование, 2010. - 256с.
27. Сидорик В. В. Технологии разработки мультимедийных приложений : учебно-методическое пособие для слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кад- ров / под ред. В. В. Сидорик, Л. И. Молчиной. - Минск: БНТУ, 2012. - 108 с.
28. Современный электронный учебно-методический комплекс - основа информационно-образовательной среды вуза / П.А. Мандрик, А.И. Жук, Ю.В. Воротницкий // Информатизация образования - 2011: педагогические аспекты создания информационно-образовательной среды: материалы междунар. науч. конф., Минск, 27-30 окт. 2010 г. - Минск: БГУ, 2009. - С. 197-205.
29. Стрелкова, И. Б. Создание электронного учебно-методического
комплекса: системный подход / И. Б. Стрелкова // Научные труды
Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. ст. : в 2 ч. / под ред. В. Ф. Беркова. - Минск: РИВШ, 2012. - Ч. 2. - Вып. 13. - С. 374-387.
30. Татаринцев, А. И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза / А. И. Татаринцев. - СПб.: Реноме, 2010. - 370с.
31. Троян, Г.М. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Специальный учебный курс. М.: Издательский дом «Обучение-Сервис», 2011. - 217 с.
32. Уваров, А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. - М.: Изд-во УРАО. - 2012. - 220 с.
33. Христочевский, С.А. Базовые элементы электронных учебников и мультимедийных энциклопедий. Системы и средства информатики. М.: Наука, 2014. - 428с.
34. Черкасова, И.В. Особенности электронного учебно-методического комплекса дисциплины при дистанционной форме обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2012 г.). — СПб.: Сатисъ, 2013. - 349 с.
35. Шалкина, Т.Н. Проектирование учебной деятельности студентов на основе электронных учебно-методических комплексов. Педагогическая информатика, 2010. - 320с.
36. Ясницкий, Л.Н. Введение в искусственный интеллект. - М.: Академия, 2011. - 88 с.