Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЮНОШЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Работа №68928

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
365
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения проблемы самоактуализации юношей из неполных семей 8
1.1. Проблема самоактуализации в отечественной и зарубежной
психологии 8
1.2. Особенности самоактуализации в юношеском возрасте 15
1.3. Развитие личности ребенка в неполной семье 20
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей
самоактуализации юношей из неполных семей 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 32
2.3. Программа для юношей из неполных семей по развитию
самоактуализации 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность проблемы исследования. Семья является одним из главных институтов воспитания. Это объясняется тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.
Не секрет, что распад семьи - острая проблема современного общества. По данным М.И. Буянова в общем числе неполных семей разводы составляют 34 %, смерть одного из родителей - 30%, случаи, когда родители считаются супругами, но один из них не живет постоянно в семье - 24%, незамужние женщины - 10%, и, наконец, в 2% случаев причина не поддается выяснению [1].
По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать.
Как показывают многочисленные исследования, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Эти особые условия жизни ребенка отражаются на особенностях его личностного развития и влияют на всю дальнейшую жизнь (В.К. Мягер, А.М. Захаров, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, И.М. Марковская, В. Сатир, Ф. Райс, С. Минухин, А. Адлер, К. Роджерс и др.) [5].
Семья, распадающаяся или неполная, неизбежно предстает перед нами как общественно «проблемная». В целом ряде исследований (А.И.
Анциферова, Н.Н. Авдеева, К. Аронс, М.И. Буянов и др.) [5] делается попытка показать, какое влияние оказывает «неполнота» семьи на развитие личности. Результаты далеко не однозначны и изучение предмета отнюдь не завершено. Этим, в частности, и обусловлена актуальность проводимого исследования.
Семья - малая социальная группа, важнейшая форма, организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми и др., живущих вместе и ведущих общее хозяйство [2].
Неполная семья - нуклеарная семья, в которой отсутствует один из супругов, и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя [2]. Неполные семьи возникают в силу разных причин: смерти одного из родителей, рождения ребенка вне брака, расторжения брака либо раздельного проживания родителей.
Очевидно, что в монородительской (семья с одним родителем) семье основные функции семьи не могут реализовываться в полном объеме. Иными словами, существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально - экономические, медицинские и психолого-педагогические.
Главный фактор, определяющий воспитательную неполноценность неполной семьи - морально-психологический. Последствия развода различны: среди них можно выделить гнев на родителей, страхи, повышенную тревожность, пониженный уровень притязаний, нарушения идентификации, одиночество, затруднения в следовании полоролевым моделям, соответствующим полу, обострение или возникновение психосоматических нарушений, ухудшение успеваемости и т.д. (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, И.С. Кон, В.С. Мухина и др. [2]).
По мнению зарубежных исследователей (Дж. Макдермот, Дж. Валлерштейн и др. [2]), наиболее острые переживания и соответствующие им последствия развода вызывают у детей дошкольного возраста, причем наиболее уязвим в разводе единственный ребенок.
Юношеский возраст является одним из самых непростых с точки зрения изучения. Возрастные реакции усложняют определение границы нормы и патологии. Зачастую долго остается непонятным, является какая- либо особенность юношей его личностным проявлением или же это специфика протекания у него возрастного кризиса. В связи с этим, с одной стороны, исследователей интересует, какие личностные черты ребенка оказывают влияние на его развитие в данном периоде, определяют особенности взаимодействия со сверстниками, со значимыми взрослыми. С другой стороны, - как взаимоотношения с различными людьми сказываются на самоактуализации юноши.
Самоактуализация проявляется в стремлении человека к развитию личностных возможностей и качеств. Самоактуализация помогает человеку раскрыть собственный потенциал и, таким образом, оно во многом определяет его жизненный путь. На всю психическую жизнь ребенка и его самоактуализацию в частности накладывают отпечаток личностные качества, уже сложившиеся в процессе его взросления, стиль родительского воспитания, а также особенности межличностного взаимодействия со сверстниками. Развитие и воспитание ребенка в неполной семье откладывает свой отпечаток на личность.
Проблемы неполных семьей и их влияние на развитие личности ребенка рассматривались в работах В. М. Целуйко, М. И. Буянова, И. Ф. Дементьевой и др [2].
Исходя из этого, мы сформулировали проблему нашего исследования: существуют ли особенности самоактуализации у юношей из неполных семей.
Цель: изучить особенности самоактуализации юношей из неполных семей.
Объектом данной работы является самоактуализация юношей.
Предмет - особенности самоактуализации юношей из неполных семей.
Гипотеза исследования.
1. Уровень самоактуализации у юношей из неполных семей ниже, чем у юношей из полных семей, при этом менее развитыми компонентами самоактуализации являются межличностная чувствительность и самовосприятие, при этом содержание образа Я у юношей из неполных семей менее дифференцировано.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы самоактуализации юношей из неполных семей.
2. Изучить и проанализировать уровень и компоненты самоактуализации у юношей из полных и неполных семей
3. Разработать программу занятий для педагога-психолога школы по стимулированию самоактуализации юношей из неполных семей.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют психологические концепции, в которых раскрывается тема самоактуализации. Это, прежде всего, А. Маслоу [35,36] и К. Роджерс. [46].
В отечественной психологии понимание самоактуализации обусловлено разработкой и применением деятельностного подхода А.Н. Леонтьева [30], С.Л. Рубинштейна [47], а в дальнейшем системного и акмеологического подходов Б.Г.Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Деркача, В.Н. Мясищева [37], ставших теоретико-методологической основой изучения потенциальных возможностей личности.
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования:
- организационные методы: сравнительный;
- эмпирические методы: тестирование, проективный метод;
- методы обработки данных: методы качественного и количественного анализа эмпирических данных, методы статистического и математического анализа данных (чтобы установить различия самоактуализации у юношей из и неполных семей мы использовали U-критерий Манна - Уитни на основе пакета статистических программ «SPSS 22»);
- метод интерпретации: структурный.
Методики исследования:
1) «Самоактуализационный тест» (CAT). Э. Шострома. Данный опросник предназначен для диагностики уровня самоактуализации личности.
2) «Кто я?» Тест двадцати высказываний М.Кун, Т Макпартленд, в модификации ТВ. Румянцевой. Данный опросник используется для изучения содержательных характеристик образа Я личности.
Практическая значимость исследования состоит в разработанной автором, с учетом эмпирических результатов, программе развивающих занятий, которой могут воспользоваться психологи и педагоги образовательного учреждения, чтобы создавать условия для личностного роста юношей из неполных семей.
База исследования и выборка: исследование проводилось на базе МБОУ «Обоянская СОШ» № 1, в нем приняли участие юноши в возрасте 16-18 лет. Общее количество испытуемых составило 67 человек. Из них 21 человек из неполных семей (9 мальчиков и 12 девочек), 46 человек из полных семей (19 мальчиков и 27 девочек).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При изучении проблемы самоактуализации мы столкнулись с тем, что юноши, воспитывающиеся в неполных семьях имеют особенности личностного развития, так особые условия которые являются неотъемлемой частью воспитания детей в неполных семьях влияют на всю дальнейшую жизнь ребенка. Позиция родителей имеет колоссальное влияние на процесс формирования самоактуализации ребенка.
Процесс самоактуализации имеет огромное значение в становлении личности ребенка, в который входят познание себя, выявление своих возможностей, потребностей, а главное поиск способов для самореализации.
В нашем исследовании была поставлена проблема: каковы особенности самоактуализации юношей из неполных? Была сформулирована цель: выявить особенности самоактуализации юношей из неполных семей
В первой части исследования нами был проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования. Мы проанализировали основные теоретические подходы к изучению самоактуализации; описали особенности развития личности ребенка в неполной семье; рассмотрели самоактуализацию как необходимое условие полноценного развития и социализации личности.
Целью эмпирической части исследования стало выявление особенностей самоактуализации юношей из неполных семей. С помощью диагностических методик мы выяснили, что юноши из полных семей статистически значимо отличаются по высокому баллу от юношей из неполных семей по таким показателям, как «Ориентация во времени», «Поддержка», «Ценностные ориентации», «Сензитивность»,
«Спонтанность»; «Самоуважение», «Самопринятие», «Представление о природе человека», «Принятие агрессии», «Контактность», «Познавательные потребности».
Мы сделали заключение, что юноши, воспитывающиеся в неполных семьях, имеют более низкий уровень самоактуализации. Они имеют менее развитые способности к восприятию времени, в жизненных ситуациях они более ориентированы на поддержу окружающих. Юноши из неполных семей ведут себя менее естественно, не склонны демонстрировать свои эмоции. Однако на степень творческих способностей неполный состав семьи никоим образом не отражается.
Также в ходе исследования содержательных характеристик образа Я были обнаружены различия на уровне статистической значимости: «семейные роли», также выявлены различия на высоком уровне значимости: «феминность». Эмпирическое изучение особенностей самоактуализации юношей из неполных семей подтверждает тот факт, что юноши, воспитывающиеся в полных имеют более высокий уровень самоактуализации. Их роли примерно в равном количестве распределяются по всем шкалам: они видят себя как в семье, так и в работе, в хобби, оценивают свои личностные характеристики. Юношам из неполных семей более присуща сосредоточенность на семье, а также феминные характеристики, их образ Я менее разнообразен.
Таким образом, наша гипотеза о том, что уровень самоактуализации у юношей из неполных семей ниже, чем у юношей из полных семей, при этом менее развитыми компонентами самоактуализации являются: межличностная чувствительность и самовосприятие, а содержание образа Я у юношей из неполных семей менее сложное и разнообразное, подтвердилась.
На основе полученных данных нами была разработана программа занятий для педагога-психолога школы, по стимулированию самоактуализации юношей из неполных семей.
Таким образом, цель исследования достигнута. Задачи решены.



1. Алексеева, Л. С. Неполные семьи в трудной жизненной ситуации [Текст] / Л. С. Алексеева // Отечественный журнал социальной работы. - 2009. - № 2. - С. 26-31.
2. Антропова, Л. И. Самоактуализация личности [Текст] /Л.И. Антропова // Психологический институт РАО: материалы симпозиума. - М., 2002. - № 1.
3. Архипова, А. Ю. Я - концепция в юношеском возрасте [Текст] /
А.Ю. Архипова // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). - СПб.: Реноме, 2011. - С. 16-18.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Под
редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна 2-е изд. [Текст] / Л.И. Божови: М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
5. Василенко, Е. А. Особенности социально-психологической адаптации детей и подростков, воспитывающихся в неполных семьях [Текст] / Е.А. Василенко // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2015. - № 2 (4). - С. 168-170.
6. Гаджиева, У Б. Самоактуализация студентов: особенности и специфические признаки [Текст] / УБ. Гаджиева // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 18-20.
7. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст] /Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 2012. - 245 с.
8. Гозман Л.Я. Самоактуализационный тест [Текст] / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. - М., 1995. - 115 с.
9. Гончарова, О. С. Психолого-педагогические условия успешного воспитания ребёнка в неполной семье [Текст] / О.С. Гончарова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). - Уфа: Лето, 2012
10. Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной [Текст] / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова. — М.: Просвещение,2001. - 303 с.
11. Ермолаева, М. В.Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения.- 2-еизд [Текст] / М.В. Ермолаева. -М.: Московскийпсихолого-социальныйинститут; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 376 с.
12. Завражнов, В. В., Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте [Текст] / В.В. Завражнов, Е.Д. Железнова // Молодой ученый. - 2017. - №19. - С. 265-267.
13. Завражнов, В. В. Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей [Текст] /
В.В. Завражнов, Е.Д. Железнова // Молодой ученый. - 2017. - №19. - С. 274¬276.
14. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. - М.: МПСИ, 2010. - 448 с.
15. Иванова, Н. П. Неполная семья: особенности социализации детей [Текст] / Н. П. Иванова // Социальная педагогика. - 2011. - № 6. - С. 115-121.
16. Ильин, Е.П. Психология взрослости [Текст] / Е.П, Ильин. - СПб.: Питер, 2012.
17. Казарян, М.Ю. Вопросы эмоционального состояния детей в неполных семьях [Текст] / М.Ю. Казарян, А.И. Сайфугалиева // Психологические проблемы современной российской семьи/ Материалы второй Всероссийской научной конференции. В 3-х частях. - часть 2/ Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 360 с. - с. 77-88.
18. Карабанова, О.А. Возрастная психология. Конспект лекций [Текст] / М.: Издательство: Айрис-Пресс, 2005. - 240 с.
19. Карнеев Р.К. Маскулинность - фемининность личности как
фактор развития ценности семьи современной молодежи [Текст] / Р.К. Карнеев, С.В. Мерзлякова // Вестник Брянского государственного университета: Общая педагогика. Профессиональная педагогика.
Методология и методики исследования. Психология. Частные методики.- 2011 - № 1. - Брянск: РИО БГУ, 2011. - С. 215-220.
20. Карнеев, Р.К. Половозрастные особенности ценности семьи современной молодежи [Текст] / Р.К. Карнеев, С.В. Мерзлякова // Вестник Московского городского педагогического университета - 2010. - № 3 (13). -
С. 38-47.
21. Карнеев Р.К. Сравнительное исследование особенностей связи ценности семьи и направленности личности юношей и девушек [Текст] /Р.К. Карнеев, С.В. Мерзлякова // Вестник Брянского Вестник ЧГПУ 6’2011 108 государственного университета: Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Методология и методики исследования. Психология. Частные методики.- 2010. - № 1. - Брянск: РИО БГУ, 2010. - С. 145-149.
22. Коваль, В. В. Подростки из неполных семей: особенности самоотношения // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 2. - С. 238¬240.
23. Колышко, А.М. Психология самоотношения: Учеб. пособие / А.М.Колышко [Текст] / А.М. Колышко. - Гродно: ГрГУ, 2004. - 102 с.
24. Крайг, Г. Психология развития: Пер. с англ [Текст] / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
25. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2005. - 754 с.
26. Кузьмишина, Т Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация [Текст] / Т.Л. Кузьмишина, Е.С. Амелина //Современная зарубежная психология, 2014. - № 1. -С. 16-26.
27. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464с.
28. Кудинов, С.И. Психологические предпосылки самореализации женщин в современной России [Текст] / С.И. Кудинов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2011. - № 2. - С. 5-12.
29. Левицкая, Л. В., Личностная беспомощность в юношеском возрасте [Текст] / Л.В. Левицкая, С.В. Филатова // Молодой ученый. - 2016. - №13. - С. 870-873.
30. Леонтьев, Д. А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу [Текст] / Д. А. Леонтьев // Жур-л «Вопросы психологии». - 1987. - №3.
31. Малахова, Ю. А. Особенности временной перспективы личности юношей из неполных семей / [Текст] / Ю.А, Малахова, О.В. Зайцева, Н.С. Борзилова / Молодой ученый. - 2017. - №3. - С. 415-418.
32. Малова, А. А. К вопросу об особенностях гендерных представлений у подростков из неполных семей [Текст] / А.А. Малова, Н.Ю. Максимова // Молодой ученый. - 2015. - №3. - С. 898-900.
33. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 2-е изд., стер. [Текст] / В.Г. Маралов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256с.
34. Маслоу, А. По направлению к психологии бытия [Текст] / А. Маслоу. - М., 2002. - 272 с.
35. Маслоу, А. Самоактуализация [Текст] / А. Маслоу; под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - с. 108-117.
36. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] /А. Маслоу. - СПб., 2007.
37. Мерзлякова С.В. Самоактуализация как фактор развития ценности семьи в юношеском возрасте [Текст] / С.В. Мерзлякова // Вестник ЧГПУ - №6, 2011. - С. 97-108.
38. Некрасов, С.Д. Психологический потрет человека [Текст] / С.Д. Некрасов. - Краснодар, 2014.
39. Овсяникова, Е. А. Влияние детско-родительских отношений на выбор подростками копинг-стратегий [Текст] / Е.А. Овсяникова, Н.С. Ткаченко // Научные ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия: Гуманитарные науки, 2014. - № 26 (197) Вып.24. - С.162-169
40. Овчарова, Р В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие [Текст] /Р.В. Овчарова. - М.: Московский психолого¬социальный институт, 2006. - 496 с.
41. Пантилеев, С. Р Самоотношение // Психология самосознания. Хрестоматия [Текст] / С.Р Пантилеев. - Самара, 2000. -242 с.
42. Психология личности. Учебное пособие [Текст] / под ред. проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской. - М.: Эксмо, 2007 - 653 с.
43. Работа с неполными семьями [Текст] / авт.-сост. Н. А. Сохранная. - Минск: Красико - Принт, 2006. - 176с.
44. Радецкая, К. В. Особенности формирования личности ребенка в неполной семье [Текст] / К.В. Радецкая // Молодой ученый. - 2013. - №6. - С. 721-724.
45. Репина, К. Г. Самоактуализация студентов художественно-графического факультета педагогического вуза. Этапы, барьеры и механизмы самоактуализации [Текст] / К.Г. Репина // Молодой ученый. - 2011. - №12. Т.2. - С. 68-70.
46. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - 480 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ