ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОВОСПИТАНИЮ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1 Сущность, структура и готовность педагога дошкольного образования к
профессиональному самовоспитанию 9
1.2 Научные подходы к исследованию проблемы профессионального само¬воспитания педагога дошкольного образования 21
1.3 Организационно-педагогические условия профессионального самовоспитания педагога дошкольного образования 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОВОСПИТАНИЮ ПЕДАГОГА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 47
2.1 Диагностика исходного уровня готовности к профессиональному самовоспитанию педагогов дошкольного учреждения и организации работы в этом направлении 47
2.2 Реализация модели организации деятельности по профессиональному
самовоспитанию педагога в дошкольном учреждении 60
2.3 Анализ результатов организации деятельности по профессиональному
самовоспитанию педагога в дошкольном учреждении 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ
Изменения, произошедшие за последние десятилетия в системе образования в целом и в дошкольном образовании в частности, потребовали переосмысления качества профессиональной деятельности педагогов.
Практика современных дошкольных образовательных учреждений характеризуется высоким темпом изменений, усложнением содержания, модернизацией форм и технологий профессиональной деятельности, которые
диктуются новым Законом об образовании в РФ (2012), Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (2013) ,
Профессиональным стандартом педагога (2017), Примерной основной образовательной программой (2016).
Специфика деятельности педагога ДОО такова, что его личностные
характеристики, наряду с профессиональными качествами, являются важнейшими инструментами воздействия на воспитанников, ведь дошкольники
подражают воспитателю во всём - это их возрастная особенность. Поэтому
так высоки требования к педагогам ДОО, к его общей и педагогической
культуре. Только в этом случае он сможет развивать индивидуальные потенциалы своих воспитанников и свои собственные, будет стремиться к постоянному личностно-профессиональному самосовершенствованию, самовоспитанию, как фактору эффективного выполнения своих трудовых функций. Это
предполагает выявление, изучение и совершенствование индивидуальных
возможностей педагогов, помощь в осознании их собственных потенциалов
самовоспитания, что и приведёт к росту профессионального мастерства. При
этом ведущей идеей решения проблемы активизации профессионального самовоспитания педагогов ДОО выступает одновременное движение от личности к профессии и от профессии к личности.
Несмотря на актуальность обсуждаемой проблемы, целостной системы
активизации процесса самовоспитания педагогов ДОО, формирования потребности и развития способности к профессиональному самовоспитанию в
современной теории и практике не представлено.
Предварительный анализ процесса активизации профессионального
самовоспитания педагогов ДОО выявил ряд противоречий:
- между осознанием педагогическим сообществом настоятельной необходимости культивирования профессионального самовоспитания педагогов и
отсутствием оптимальных условий для его развития;
- между объективной значимостью проблемы профессионального самовоспитания педагога ДОО и тем реальным вниманием к ней и её решению, которые проявляет психолого-педагогическая наука;
- между важностью феномена профессионального самовоспитания педагога и недостаточными усилиями руководства ДОО по формированию
этого феномена;
- между объективной необходимостью в готовности к профессиональному самовоспитанию и реальными условиями содействия этому в ДОО.
Указанные противоречия можно сформулировать в виде проблемы:
каковы условия организации деятельности по профессиональному самовоспитанию педагога в дошкольном учреждении.
В науке сложились определённые предпосылки для разработки теоретических и прикладных аспектов проблемы профессионального самовоспитания педагогов, которые в полной мере можно отнести и к организации самовоспитания воспитателей ДОО. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой нами проблемы выявил, что вопросы о сущности, механизмах, способах самовоспитания исследовали А.А. Бодалев, А.Я. Арет,
А.И. Кочетов, Л.И. Рувинский, И.Ф. Харламов и др. Возможности самовоспитания в развитии различных сторон личности изучали Ю.М. Орлов, М.Г.
Тайчинов; диагностические методики самовоспитания разрабатывал П.Н.
Осипов; а возможности самовоспитания в профессионально-педагогической
подготовке доказывали Е.Г. Балбасова, М.Э. Боцманова, С.Б. Елканов, А.В.5
Захарова, В.Г. Красильникова, В.А. Крутецкий, Н.Н. Светловская, А.С. Мамашев, Л.М. Митина.
Управленческие аспекты сопровождения самовоспитания педагогов
представлены в работах Р.М. Чумичевой, Н.А. Платохиной, В.В. Козлова.
Они выделяют важные функции управления, которые необходимо учесть и в
руководстве самовоспитанием педагогов ДОО: организация, контроль, педагогический анализ, принятие управленческих решений, планирование, регуляция.
В работах Л.Г. Семушиной, Н.Г. Ярошенко, С.А. Козловой, Т.А. Куликовой и др. определены концептуальные основы профессионального образования и воспитания в системе непрерывной подготовки специалистов «ссуз -
вуз» и выявлены свойственные ей черты, показаны возможности самовоспитания в профессиональном становлении.
При всём многообразии приведенных исследований следует отметить,
что в большей их части речь идёт о самовоспитании студентов в процессе
получения педагогического образования, учёные акцентируют внимание на
отдельных сторонах процесса самовоспитания, фиксируют динамику качественных и количественных изменений в личности педагога или студента, их
зависимость от различных условий образовательного учреждения.
Специальных исследований, раскрывающих феномен профессионального самовоспитания педагога ДОО, рассматривающих процесс развития его
личности целостно в органическом единстве всех сфер его профессиональной деятельности нет.
На основе изучения и анализа психолого-педагогические исследований
и методических рекомендаций по организации профессионального самовоспитания педагогов ДОО, можно сделать вывод: самовоспитание следует рассматривать как сложный, динамичный процесс; как условие и ситуацию
творческого самовыражения, самоосуществления педагога в профессиональной деятельности, регулируемой нормами индивидуального прогресса и
нормами творчества.
Направленность личности на самовоспитание является результатом
социальной ситуации в дошкольном учреждении, управленческих решений и
индивидуальных особенностей самооценки, мотивации, ригидности, потребностей и возможностей личности каждого педагога, что в комплексе составляет его готовность к саморазвитию, самореализации. В диссертации на основе анализа источников достаточно подробно раскрыты сущностные характеристики самовоспитания, его структура, доказана актуальность проблемы,
определены необходимые условия для этой деятельности.
Исследование подтвердило, что понимание самовоспитания педагога
как сложной личностной характеристики, включающей в себя разнообразные
по ценностному содержанию, психорегулирующей силе и эмоциональноволевой обеспеченности чувства, мотивы и потребности, оправдало себя.
Значительную роль в этом сыграло то обстоятельство, что в качестве теоретической основы были приняты труды известных исследователей проблемы
самовоспитания педагога: А.Я. Арет, А.А. Бодалева, Р.С. Буре, И.Ф. Исаева,
А.Г. Ковалева, А.И. Кочетова, В.И. Логиновой, П.Н. Осипова, Л.И. Рувинского, В.А. Сластенина, Л.Г. Семушиной.
Стимулирование направленности педагогов на профессиональное самовоспитание проводилось, с одной стороны, в соответствии с целостным
представлением об особенностях этого психолого-педагогического явления, а80
с другой – с ориентацией на составляющие его компоненты. Это позволило
включить воспитателей в реальную деятельность по профессиональному самовоспитанию и обеспечило взаимодействие функций методического сопровождения и личностных функций педагогов, управляющих процессом самовоспитания.
Сравнительный анализ результатов, полученных на заключительном
этапе работы, и данных констатирующего эксперимента свидетельствует о
заметном усилении готовности педагогов к самовоспитанию по таким показателям, как самооценка, мотивация, направленность личности, ригидность,
способность к саморазвитию.
Значительное место в работе уделено характеристике организационнопедагогических условий, которые могут оказать существенное влияние на
самовоспитание педагогов ДОО. Наша работа подтвердила целесообразность
условного деления этих условий на внешние и внутренние, и в тоже время
доказала, что только интеграция самостоятельной работы по самосовершенствованию профессионального мастерства и методического сопровождения
этой деятельности создаёт оптимальные условия для саморазвития и самореализации личности при помощи самовоспитания.
Реализация модели организации самовоспитания педагогов ДОО, показала её целесообразность и дала положительный результат. Цель и задачи,
поставленные в работе, нам удалось достичь, подтвердить гипотезу и доказать, что уровень профессионального самовоспитания педагогов влияет на
улучшение качества образовательной работы с дошкольниками, повышает их
профессиональную культуру. Предложенный в работе дифференцированный
подход в ходе методического сопровождения самовоспитания педагогов
ДОО в сочетании с их самостоятельной работой на основе рефлексивносотворческого взаимодействия показал свою надёжность и достаточную эффективность в ходе эксперимента, что позволяет рекомендовать его к использованию в других дошкольных организациях.81
Достоверность оценки эффективности условий развития процесса самовоспитания педагогов ДОО обеспечена интегративным подходом к изучению проблемы на основе адекватных предмету и задачам исследования методов, обеспечивших научно-системный анализ экспериментальных данных
и сравнением средних результатов на констатирующем и контрольном этапах
работы.
1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев; -2-е изд. - СПб.: Питер: Питер бук, 2001. - 260 с.
2. Арет, А.Я. Основные положения теории самовоспитания: Автореф. дис....докт. пед. наук. [Текст] /А. Арет - Ленинград: ЛГПИ, 1964.¬25с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] : избр. психол. тр. / Л.И. Божович; Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соци. ин-т. - М. : Ин-т практ. психологии; Воронеж : НПО "МОДЭК", 1995. - 349 с.
4. Бондаревская, Е.В. Теоретико-методологические вопросы изучения и формирования педагогической культуры [Текст] / Е. Бондарев¬ская// Формирование педагогической культуры будущего учителя: Межвузовский сб. научных трудов. - Ростов н/Д: РГПИ, 1989. - с.3¬20.
5. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. [Текст] / В.К.Вилюнас. СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
6. Грохольская, О.Г., Никандров Н.Д. Введение в профессиональную деятельность. Учебное пособие для вузов [Текст]/ О.Г.Грохольская, Н.Д. Никандров. - М.: Дрофа, 2011. - 214с.
7. Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будуще¬го учителя [Текст] / С. Елканов. - М.: Просвещение, 1989. - 189с.
8. Железновская, Г.И. Формирование педагогической интеллектуаль-ной культуры [Текст] /Г. Железновская// Педагогика, 1995. - С.55-60.
9. Зимняя, И. А . Педагогическая психология : учеб. пособие для сту-дентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 476с.
10. Игнатенко, М.С. Профессиональное педагогическое сознание и са¬мосознание: структура, содержание, развитие [Текст]
/М.Игнатенко//Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2004. - 236с.
11. Ильин, Е.П. Мотивы и мотивация [Текст] / Е. Ильин - СПб.: Питер,
2008. - 512с.
12. Исаева, Н.И. Психологические особенности профессионального са¬мовоспитания студентов педвуза. [Текст]/Н.И. Исаева. - Автореф. к.п.н... М.: 1984. - 25с.
13. История образования и педагогической мысли за рубежом и в Рос¬сии [Текст]//Под ред.З.И. Васильевой. - М.: Академия, 2006. - 428с.
14. Клименко, Л.Н. Профессиональное самообразование педагога
[Текст] / Л.Н. Клименко // Психология: проблемы практического применения: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 30-39.
15. Ковардакова, М.А. Формирование у студентов умения анализиро¬вать педагогический процесс в дошкольном учреждении. Автореф. дис....канд. пед. наук. [Текст] /А. Ковардакова. - М.: 1990. - 24с.
16. Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию [Текст] /О. Кокоткина // Дошкольное воспитание, 2012. - № 8 - С. 36-42.
17. Костромина, С.Н. Психодиагностическая деятельность в педагоги¬ческой практике. Психологические типы неуспешных педагогов- диагностов [Текст] /С.Костромина //Психология диагностической деятельности в образовании. СПб.: Питер, 2007. - 329с.
18. Котова, Н.В. Педагог: профессия и личность [Текст] /Н.Котова, Е. Шиянов. - Ростов на Дону: РПУ, 1997. - 144с.
19. Кочетов, А.И. Методология и методика исследования проблем са-мовоспитания [Текст] /А. Кочетов. - Рязань: РГПИ, 1978. - 144с.
20. Кошкарёва, В.Б. Психологические особенности профессионального развития педагогов с разными квалификационными характеристи¬ками в системе дошкольных образовательных учреждений. Авто- реф. дис..канд. пед. наук. [Текст] / В. Кошкарёва. - Ростов на До¬ну, 2013. - 27с.
21. Кравцова, Ф.Х. Личностно-мотивационные детерминанты развития профессионализма педагогов дошкольного образования в системе повышения квалификации [Текст]/Ф.Кравцова. Автореф. к.п.н. .Санкт-Петербург, 2004. - с.25.
22. Красильникова, В.Г. Психологические условия самовоспитания пе¬дагогических способностей будущими учителями в первичном сту¬денческом коллективе. Автореф. дис..канд. психолог. наук. [Текст] /В.Красильникова. - М.: МГПИ, 1994. - С.25.
23. Красная, Е.В. Психологический анализ проблемных ситуаций, воз¬никающих в работе воспитателя детского сада [Текст] / Е.Красная // Вопросы психологии, 1991. - №4. - С.59-65.
24. Крившенко, А.П. Педагогика [Текст] /А. Крившенко, М.Е. Вайн- дорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П.Крившенко. - М.: ТК Велби, Про¬спект, 2007. - 324 с.
25. Крулехт, М. В., Тельнюк, И. В. Экспертные оценки в образовании: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. за¬ведений [Текст]/М. Крулехт, И. Тельнюк. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 112 с.
26. Крутецкий, В.А. Педагогические способности, их структура, диа-гностика, условия формирования и развития [Текст] / В. Крутецкий, Е.Балбасова. - М.: Прометей, 1991. - 112с.
27. Кугуткина, Л.П. Педагогические условия самовоспитания будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки [Текст] /Л. Ку- гуткина. Автореф. дисс. к.п.н.. Ростов-на-Дону, 2001. - 25с.
28. Кузьмина, Н.В. Способности, одарённость, талант учителя [Текст] /Н. Кузьмина. - Л.: Общ. «Знание» РСФСР, 1985. - 32с.
29. Лейкина, Е. В. Развитие личности воспитателя дошкольного учре-ждения в процессе профессиональной деятельности [Текст] / Е.Лейкина. Автореферат дис.к.п.н. Ставрополь, 2007. - 24с.
30. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психоло- гия»[Текст] / А.Н. Леонтьев ; Под общ. ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М. : Смысл, 2001. - 509с.
31. Литвиненко, Т.В. Развитие профессионально важных качеств педа¬гога в процессе самообразования [Текст] / Т.Литвиненко. Автореф. к.п.н. ... Санкт-Петербург, 2010. - 27с.
32. Маркова, В.В. Методические основы формирования профессио-нально-нравственного самосознания [Текст] /В.В. Маркова, М.В. Шевченко// Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы международной научно-практической кон¬ференции (заочной); 25-26 ноября 2009г. Часть 2 Отв. ред. А.Ю. Нагорнова; ГОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова. Ульяновск: SIMJET,
2009. - С.196-200.
33. Маркова, В.В. Динамика развития способности к профессиональной рефлексии у будущих педагогов /В.В.Маркова, Г.Р. Мансурова// Ак¬туальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы международной научно-практической конференции (за¬очной); 25-26 ноября 2009г. Часть 2/ Отв. ред. А.Ю. Нагорнова; ГОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова. Ульяновск: SIMJET, 2009. - С.193-196.
34. Маркова, А.К. Психологический анализ профессиональной компе¬тентности учителя [Текст] /А. Маркова// Советская педагогика, 1990. - №8. -С.82-87.
35. Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст] /А. Маркова/. - М.: Просвещение, 1993. - 192с.
36. Маслоу, А. Мотивация и личность.З-е изд./Пер. с англ. [Текст] / А.Маслоу - СПб.: Питер, 2008.- 352с.
37. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя[Текст]/Л.Митина. М.: Просвещение, 2004. - 258с.
38. Михеева, Г.П. Формирование профессионально-ценностных ориен¬таций будущих педагогов. [Текст] /Г. Михеева. Автореф. дис. к.п.н. Калуга, 1996. - 25с.
39. Мозгарёв, Л.В. Условия профессионального развития педагогов в системе повышения квалификации. [Текст] /Л. Мозгарёв. Автореф. к.п.н... Воронеж, 2001. - С. 26.
40. Никитина, Н.И. Организация самовоспитание будущих социаль-ных педагогов в системе непрерывного образования [Текст] / Н. Ни¬китина. Авторефр. дис. к.п.н. ... М.: 2004. - 25с.
41. Об образовании в РФ: федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Текст] //Российская газета.-2012.-31 декаб¬ря.
42.Олпорт, Г. Становление личности: Избр. труды [Текст] / Г. Олпорт; Ред. Леонтьев Д.А.; Пер. с англ. Трубицина Л.В. - М.: Смысл, 2002, - 464 с.
43.Островская, О.Ю. Овладение педагогической аналитической дея-тельностью студентами дошкольного педколледжа в ходе професси¬ональной подготовки [Текст] /О. Островская. Автореф. дис. к.п.н. ... Санкт-Петербург, 2000. - 26с.
44. Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. том 2. [Текст] /А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский - Ростов н/Д: "Феникс", - 416с.
45. Подласый, И.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений [Текст] /И. Подласый. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАД0С, 1996. - 432с.
46. Попов, Л.М. Интервью с самим собой как метод целостного иссле¬дования личности[Текст] /Л. Попов // Новые исследования в психо¬логии и возрастной физиологии, 2(4).- м.: Педагогика, 1990.- с.8-12.
47. Прохорова, Л.Н. Современные технологии профессионального са¬моразвития педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога [Текст] /Л.Н. Прохорова/ Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2015. - №10.- С.25-26.
48. Психология. Словарь [Текст] / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. /- 2-е изд., испр. и доп..- М.: Политиздат,1990.- 494с.
49. Равкин, З.И. Ценностная ориентация как одна и основ стратегии развития образования и предмет историко-педагогического исследо¬вания [Текст]/З. Равкин. М.: Просвещение, 2005. - 437с.
50. Реан, А.А и др. Психология и педагогика [Текст] /А. Реан, Н.Бордовская, С. Розум - СПб: Питер, 2008. - 432с.
51. Регуш, Л.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. [Текст] /Л.А.Регуш, А.В. Орлова.- СПб, 2010. - С. 337-341.
52. Рейтинги в образовании: от разовых практик к культурным решени¬ям [Текст] : сб. материалов / Обществ. палата Рос. Федерации, Ко¬миссия по развитию науки и образования; Нац. исслед. ун-т «Выс¬шая школа экономики», Ин-т образования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 175 с.
53. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - 480 с.
54. Рувинский, Л.И. Основы самовоспитания. [Текст] /Л. Рувинский. Автореф. дис. ...докт.пед.наук.- М.: МГУ, 1971.
55. Рувинский, Л.И. Психология самовоспитания [Текст] /Л.Рувинский - М.: Просвещение, 1982.- 143с.
56. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубин¬штейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
57. Самородова, А.П. Развитие профессионально-педагогической куль¬туры воспитателей дошкольных учреждений в условиях института повышения квалификации. [Текст] /А.Самородова. Автореф. дис- серт. к.п.н. ... Тамбов, 2008. -25с.
58. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] /Г. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.- с. 548.
59. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. Образования [Текст] /Л.Семушина, Н. Ярошенко. — М.: Мастерство, 2001. - 272 с.
60. Серебряник, Е.В. Организация самообразования будущих социаль¬ных педагогов в процессе вузовской подготовки[Текст] /Е. Серебря¬ник/ Вологда, 2006. - 24с.
61. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя школы в процес¬се его профессиональной подготовки. [Текст]/В. Сластенин Авто¬реф. дис. ...докт.пед. наук.- М.: МГПИ, 1977.- 28с.
62. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина- М.: Издательский центр "Ака-демия", 2002. - 576 с.
63. Соловейчик, С.Л. Педагогика для всех [Текст] /С. Соловейчик. - М., 2000. - 223 с.
64. Соломенникова, О.А. Технологии обучения взрослых: теоретиче-ский аспект. [Текст] /О.А. Солоненникова// Современное дошколь-ное образование. Теория и практика, 2015. - №10.- С.24-25
65. Тайчинов, М. Г. Воспитание и самовоспитание школьников : Кн. для учителя [Текст] / М. Г. Тайчинов. - М.: Просвещение, 1982. - 160 с.
66. Теуважукова, Р.Т. Организация и руководство профессиональным самовоспитанием студентов - будущих учителей [Текст] / Р. Теува- жукова. Автореф. дис. ...к.п.н.- Нальчик, 2001. - 28с.
67. Технология развития педагогического творчества [Текст] / Под ред. И.П. Радченко. - Пятигорск: 11Г11ИИЯ, 1994. - 150с.
68. Угарова, Н.М. Социально-профессиональная адаптация выпускни¬ков педагогического колледжа к деятельности в дошкольных учре¬ждениях [Текст] /Н.Угарова. Автореф. дис. ... к.п.н. - Казань, 2007. - 28с.
69. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагоги-ческой антропологии. [Текст] /К. Ушинский. Педагогические сочи-нения: в 6 т. Сост. Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990.
70. Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь¬ного образования: Письма и приказы Минобрнауки. [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 96.
71. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности. Из¬бранные труды в 2 т. 2-е изд., испр. и доп. [Текст] /Д. Фельдштейн. - М.: Издательство МПСИ, 2009.
72. Фирсова О.В. «Душа обязана трудиться» [Текст]
/О.Фирсова//Дошкольное воспитание, 2017. - №10. - С.85-92.
73. Хараман, О.Ф. Формирование в педагогическом колледже готовно¬сти к инновационной деятельности будущих воспитатателей до¬школьных учреждений. [Текст] / О.Хараман. Автореф. диссер.к.п.н. Краснодар, 2001. - 24с.
74.Чернева, О.В. Становление профессионального самосознания вос-питателя дошкольного образовательного учреждения в условиях пе¬дагогического вуза. [Текст] / О. Чернева. Автореф. диссерт. к.п.н. ... Саранск, 2000. - 25с.
75.Чумичева, Р.М. Управление дошкольным образованием: учеб. посо¬бие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Р. Чумичева, Н.А. Платохина. - М.: Издательский центр Академия, 2011. - 400с.
76. Щуркова, Н.Е. и др. Педагогическая студия [Текст] / Н.Щуркова, О. Заликер - М.: ТОО ИНТЕЛ - об-во «Знание»,1993. - 64с.
Электронные ресурсы
77. Агафонова, И.Н. и др. Внутриорганизационное партнёрство в ДОУ [Электронный ресурс].www.resobr.ru. ssv, 2013/ №5 (дата обраще- ния:2.08.2017)
78. Воробьева, Д. И., Семенова, Э. Ф. Некоторые концептуальные под¬ходы к проблеме самовоспитания личности [Электронный ресурс]. URL: Ййр8://босу1е’№ег.уапбех.ги/?иг1=(дата обращения:28.08.2017)
79. Ковалёв, А.Г. Личность воспитывает себя [Электронный ресурс]:
- twirpx.com>fail /1785579(дата обращения 14.07.2017).
80. Комплексная оценка качества деятельности дошкольного образова¬тельного учреждения [Электронный ресурс]:монография/С. Ф. Ба- гаутдинова,Г. Ш. Рубин,Н. Г. Корнещук, А. Н. Старков. URL:http: //e (дата обращения:21.06.2017).
81. Кочетов, А.И. Как заниматься самовоспитанием (1991) [Электрон¬ный ресурс]. URL: http: //www. razym.ru /chelob /samorazvitie/215502- kochetov-ai-kak-zanimatsya-samovospita niem.html (дата обращения 2.06.2017).
82. Куликова, Н. Воспитать себя. Формат: PDF. Размер: 7 Мб [Элек-тронный ресурс]. I-n/ vospitat sebya- dowload.. ,248373(дага обраще- ния:14.06.2017)
83. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса (1936-37г.г.). [Электронный ресурс]: Формат: FB2 (361 Kb). antmakarenko.narod.ru>liter/ vospm/ metod/ htm (дата обращения 20. 07.2017).
84. Орлов, Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера [Элек-тронный ресурс]: Формат: FB2 (361 Kb). rulit.me>ArcersDzefrijs> or¬lov yurij(дата обращения:16.10.2017)
85. Фищенко, К.С. Современные подходы к определению качества об¬разования в различных системах оценки эффективности// Экономи¬ка и менеджмент инновационных технологий. 2016, №1 [Электрон¬ный ресурс]. URL:http: //e (дата обращения:21.06.2017)
86.Чарный, Б.М. Воспитай себя сам (1990) [Электронный ресурс]. URL: http: //www. books gid. com/other/35964-vospitaj j -sebj a-sam. html (дата
обращения:15.07.2017)
87. Шадриков, В.Д. Профессиональные способности [Электронный ре¬сурс]. al24.ru>Профессиональные способности (дата обраще-
ния:19.09.2017).
88. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности (1978) [Электронный ресурс]. URL: http://books.academic.ru/book.nsf/(дата обращения: 10.05.2017).