Развитие положительного отношения обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности (Омский государственный педагогический университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: БОУ Средняя общеобразовательная школа №1 г. Омск.
Выборка. 40 обучающихся 5-х классов: 20 обучающихся 5 класса «А» (10 мальчиков и 10 девочек) составили экспериментальную группу, 20 обучающихся 5 класса «Б» (11 мальчиков и 9 девочек) составили контрольную группу.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития положительного отношения обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности 7
1.1 Отношение к учебной деятельности как психологическая проблема 7
1.2 Особенности развития положительного отношения к учебной деятельности в младшем подростковом возрасте на основе познавательной активности 13
1.3 Формы и методы развития положительного отношения обучающихся младшего подросткового возраста на основе познавательного интереса 21
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию положительного отношения к учебной деятельности у обучающихся младшего подросткового возраста 31
2.1 Диагностическое исследование отношения обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности 31
2.2 Общая характеристика экспериментальной программы развития положительного отношения обучающихся к учебной деятельности на основе познавательной активности 43
2.3 Основные результаты опытно-экспериментальной работы 56
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложения 80
База исследования: БОУ Средняя общеобразовательная школа №1 г. Омск.
Выборка. 40 обучающихся 5-х классов: 20 обучающихся 5 класса «А» (10 мальчиков и 10 девочек) составили экспериментальную группу, 20 обучающихся 5 класса «Б» (11 мальчиков и 9 девочек) составили контрольную группу.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития положительного отношения обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности 7
1.1 Отношение к учебной деятельности как психологическая проблема 7
1.2 Особенности развития положительного отношения к учебной деятельности в младшем подростковом возрасте на основе познавательной активности 13
1.3 Формы и методы развития положительного отношения обучающихся младшего подросткового возраста на основе познавательного интереса 21
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию положительного отношения к учебной деятельности у обучающихся младшего подросткового возраста 31
2.1 Диагностическое исследование отношения обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности 31
2.2 Общая характеристика экспериментальной программы развития положительного отношения обучающихся к учебной деятельности на основе познавательной активности 43
2.3 Основные результаты опытно-экспериментальной работы 56
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложения 80
Положительное отношение к учению, как один из видов отношений человека, является определяющим фактором развития личности в младшем подростковом возрасте, т.к. в этот период учебная деятельность является ведущей. Организуемая учебная деятельность в этом возрасте формирует личностные новообразования школьника, закладывает основы его характера, взгляды, убеждения и ценностные ориентации.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в работах Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, К.Г. Селевко, Г.Н. Цукерман, Д.Б. Эльконина и др.
Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов А.В. Запорожца, М.А. Кирилиной, Я.З. Неверович, Г. Олпорт и др., в них выявляется сущность основных понятий «положительное отношение к учению», «познавательная активность», «познавательные процессы», «познавательная деятельность» и т.д. Л.Ф. Обуховой, Т.С. Паниной, В.С. Селивановым и др. определены особенности активизации познавательной деятельности детей младшего подросткового возраста. К.Н. Поливанова, Г.Н. Цукерман, Г.И. Щукина и др. определили критерии и уровни положительного отношения школьников. К.Г. Селевко, Н.А. Усатова, Т.И. Шамова, Д.Б. Эльконин и др. раскрыли педагогические условия формирования положительного отношения к учению у обучающихся.
Под «активизацией познавательной деятельности детей младшего школьного возраста» понимается двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, проявление самоорганизации и самореализации школьника; с другой – результат организации познавательной деятельности учащегося со стороны учителя.
Под «положительным отношением к учению» понимается интегративное личностное образование, характеризующееся устойчивым положительным эмоциональным состоянием учащегося, субъектной готовностью включиться в учебную деятельность на уровне своих потенциальных возможностей, осознанным отношением к результатам своего учебного труда.
Исходя из актуальности проблемы, выбрана тема диссертационного исследования «Развитие положительного отношения обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности».
Объект – положительное отношение к учебной деятельности
Предмет – познавательная активность как основа развития положительного отношения обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности.
Цель исследования: рассмотреть особенности развития положительного отношения к учению у детей младшего подросткового возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что разработанная и реализованная нами комплексная система по развитию положительного отношения у обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности, будет эффективна.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и характеристику отношения учащихся к учению.
2. Охарактеризовать особенности развития положительного отношения к учению у детей младшего подросткового возраста.
3. Изучить специфику развития положительного отношения к учению у детей младшего подросткового возраста.
4. Разработать рекомендации по развитию положительного отношения к учению у детей младшего подросткового возраста.
Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, методы обобщения и систематизации информации, реферирование и цитирование, метод педагогического эксперимента, тестирование. Количественный и качественный анализ результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении подходов к понятиям «положительное отношение к учебной деятельности», «познавательная активность», «познавательные интересы», «учебно-познавательная деятельность» и т.д.
Новизна исследования заключается в том, что в рамках экспериментальной работы разработана и апробирована программа развития положительного отношения у обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности, которая имеет комплексный характер.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по развитию положительного отношения у обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения особенностей развития у обучающихся младшего подросткового возраста положительного отношения к учебной деятельности. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения. Во введении разработан научный аппарат исследования – определены цель, объект и предмет исследования, поставлены задачи теоретического и практического характера, охарактеризованы методы исследования и т.д.
В первой главе диссертационного исследования определены теоретические основы развития положительного отношения обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности.
Во второй главе диссертационного исследования представлены результаты экспериментальной работы по развитию положительного отношения у детей младшего подросткового возраста к учебной деятельности.
В заключении сформулированы итоговые выводы по результатам теоретического анализа научных исследований по теме диссертации, по результатам проведенного экспериментального исследования.
Список литературы представлен 70 источников зарубежных и отечественных авторов.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в работах Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, К.Г. Селевко, Г.Н. Цукерман, Д.Б. Эльконина и др.
Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов А.В. Запорожца, М.А. Кирилиной, Я.З. Неверович, Г. Олпорт и др., в них выявляется сущность основных понятий «положительное отношение к учению», «познавательная активность», «познавательные процессы», «познавательная деятельность» и т.д. Л.Ф. Обуховой, Т.С. Паниной, В.С. Селивановым и др. определены особенности активизации познавательной деятельности детей младшего подросткового возраста. К.Н. Поливанова, Г.Н. Цукерман, Г.И. Щукина и др. определили критерии и уровни положительного отношения школьников. К.Г. Селевко, Н.А. Усатова, Т.И. Шамова, Д.Б. Эльконин и др. раскрыли педагогические условия формирования положительного отношения к учению у обучающихся.
Под «активизацией познавательной деятельности детей младшего школьного возраста» понимается двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, проявление самоорганизации и самореализации школьника; с другой – результат организации познавательной деятельности учащегося со стороны учителя.
Под «положительным отношением к учению» понимается интегративное личностное образование, характеризующееся устойчивым положительным эмоциональным состоянием учащегося, субъектной готовностью включиться в учебную деятельность на уровне своих потенциальных возможностей, осознанным отношением к результатам своего учебного труда.
Исходя из актуальности проблемы, выбрана тема диссертационного исследования «Развитие положительного отношения обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности».
Объект – положительное отношение к учебной деятельности
Предмет – познавательная активность как основа развития положительного отношения обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности.
Цель исследования: рассмотреть особенности развития положительного отношения к учению у детей младшего подросткового возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что разработанная и реализованная нами комплексная система по развитию положительного отношения у обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности, будет эффективна.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и характеристику отношения учащихся к учению.
2. Охарактеризовать особенности развития положительного отношения к учению у детей младшего подросткового возраста.
3. Изучить специфику развития положительного отношения к учению у детей младшего подросткового возраста.
4. Разработать рекомендации по развитию положительного отношения к учению у детей младшего подросткового возраста.
Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, методы обобщения и систематизации информации, реферирование и цитирование, метод педагогического эксперимента, тестирование. Количественный и качественный анализ результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении подходов к понятиям «положительное отношение к учебной деятельности», «познавательная активность», «познавательные интересы», «учебно-познавательная деятельность» и т.д.
Новизна исследования заключается в том, что в рамках экспериментальной работы разработана и апробирована программа развития положительного отношения у обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности, которая имеет комплексный характер.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по развитию положительного отношения у обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения особенностей развития у обучающихся младшего подросткового возраста положительного отношения к учебной деятельности. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения. Во введении разработан научный аппарат исследования – определены цель, объект и предмет исследования, поставлены задачи теоретического и практического характера, охарактеризованы методы исследования и т.д.
В первой главе диссертационного исследования определены теоретические основы развития положительного отношения обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности.
Во второй главе диссертационного исследования представлены результаты экспериментальной работы по развитию положительного отношения у детей младшего подросткового возраста к учебной деятельности.
В заключении сформулированы итоговые выводы по результатам теоретического анализа научных исследований по теме диссертации, по результатам проведенного экспериментального исследования.
Список литературы представлен 70 источников зарубежных и отечественных авторов.
Анализ психолого-педагогической литературы, проведенное экспериментальное исследование дают возможность сделать вывод, что эффективность процесса развития положительного отношения к учебной деятельности у обучающихся младшего подросткового возраста зависит от создания соответствующих педагогических условий. Эти условия содержат в себе возможности для формирования совокупности познавательных мотивов учения, а именно: интерес к учению, чувство удовлетворения от выполненного задания, преодоление отставания.
Во-первых, при проведении урока учитель должен знать возрастные особенности детей. Для дифференцированной работы с обучающимися младшего подросткового возраста, педагог должен сотрудничать со школьным психологом, который проводит диагностику познавательных процессов.
Во-вторых, для развития положительного отношения к учебной деятельности у обучающихся младшего подросткового возраста на основе познавательной активности необходимо использовать комплекс технологий, который заинтересует детей самим процессом учения.
В-третьих, важнейшим психолого-педагогическим условием, определяющим познавательную деятельность обучающихся младшего подросткового возраста и отношением их к различным заданиям и знаниям, является эмоциональная сфера, которая сопровождает весь ход учебно-воспитательного процесса. В игровых ситуациях у обучающихся младшего подросткового возраста интенсивно развивается внимание, память. Например, когда им надо найти недостающие элементы, различительные признаки предметов.
Анализ результатов контрольного этапа исследования позволил установить, что у обучающихся младшего подросткового возраста недостаточно развито отношение к учебной деятельности: познавательная активность, познавательная деятельность и учебная мотивация развиты в основном на среднем и низком уровнях.
На основании результатов констатирующего этапа исследования для обучающихся младшего подросткового возраста экспериментальной группы была разработана программа «Научи себя учиться». Программа направлена на развитие положительного отношения к учебной деятельности на основе познавательной активности у обучающихся младшего подросткового возраста в рамках внеурочной деятельности. Отметим, что занятия с обучающимися проводились согласно тематическому планированию 2 раза в неделю. Всего было проведено 34 занятия. За время проведения опытно-экспериментальной работы было проведено 17 занятий.
Анализ результатов контрольного этапа показал, что в экспериментальной группе обучающихся младшего подросткового возраста произошла значительная положительная динамика в развитии положительного отношения к учебной деятельности; в контрольной группе также есть положительная динамика, однако она не значима. Отметим, что обучающиеся экспериментальной группы на контрольном этапе проявили большую активность в учебной деятельности, по сравнению с обучающимися контрольной группы. Обучающиеся экспериментальной группы не испытывают затруднения в выборе способов решения учебных ситуаций, у них повысился уровень познавательных интересов, они уже могут не только находить, но и использовать для решения учебно-познавательных задач источники дополнительной информации. Также было установлено, что в экспериментальной группе на контрольном этапе не выявлено обучающихся с негативным отношением к учебной деятельности, в контрольной группе, по-прежнему, значительное количество обучающиеся негативно относятся к учебе.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Во-первых, при проведении урока учитель должен знать возрастные особенности детей. Для дифференцированной работы с обучающимися младшего подросткового возраста, педагог должен сотрудничать со школьным психологом, который проводит диагностику познавательных процессов.
Во-вторых, для развития положительного отношения к учебной деятельности у обучающихся младшего подросткового возраста на основе познавательной активности необходимо использовать комплекс технологий, который заинтересует детей самим процессом учения.
В-третьих, важнейшим психолого-педагогическим условием, определяющим познавательную деятельность обучающихся младшего подросткового возраста и отношением их к различным заданиям и знаниям, является эмоциональная сфера, которая сопровождает весь ход учебно-воспитательного процесса. В игровых ситуациях у обучающихся младшего подросткового возраста интенсивно развивается внимание, память. Например, когда им надо найти недостающие элементы, различительные признаки предметов.
Анализ результатов контрольного этапа исследования позволил установить, что у обучающихся младшего подросткового возраста недостаточно развито отношение к учебной деятельности: познавательная активность, познавательная деятельность и учебная мотивация развиты в основном на среднем и низком уровнях.
На основании результатов констатирующего этапа исследования для обучающихся младшего подросткового возраста экспериментальной группы была разработана программа «Научи себя учиться». Программа направлена на развитие положительного отношения к учебной деятельности на основе познавательной активности у обучающихся младшего подросткового возраста в рамках внеурочной деятельности. Отметим, что занятия с обучающимися проводились согласно тематическому планированию 2 раза в неделю. Всего было проведено 34 занятия. За время проведения опытно-экспериментальной работы было проведено 17 занятий.
Анализ результатов контрольного этапа показал, что в экспериментальной группе обучающихся младшего подросткового возраста произошла значительная положительная динамика в развитии положительного отношения к учебной деятельности; в контрольной группе также есть положительная динамика, однако она не значима. Отметим, что обучающиеся экспериментальной группы на контрольном этапе проявили большую активность в учебной деятельности, по сравнению с обучающимися контрольной группы. Обучающиеся экспериментальной группы не испытывают затруднения в выборе способов решения учебных ситуаций, у них повысился уровень познавательных интересов, они уже могут не только находить, но и использовать для решения учебно-познавательных задач источники дополнительной информации. Также было установлено, что в экспериментальной группе на контрольном этапе не выявлено обучающихся с негативным отношением к учебной деятельности, в контрольной группе, по-прежнему, значительное количество обучающиеся негативно относятся к учебе.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Отчет об преддипломной практике (кафедра «Социальной педагогики и социальной работы», Омский государственный педагогический университет)
Отчеты по практике, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - Работа с семьей по профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019 - Формирование регулятивных универсальных учебных действий методом самооценки и взаимооценки на уроках истории (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - Формирование познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык» у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Патриотическое воспитание младших подростков в условиях детской общественной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ
УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2019



