Развитие положительного отношения обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности (Омский государственный педагогический университет)
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: БОУ Средняя общеобразовательная школа №1 г. Омск.
Выборка. 40 обучающихся 5-х классов: 20 обучающихся 5 класса «А» (10 мальчиков и 10 девочек) составили экспериментальную группу, 20 обучающихся 5 класса «Б» (11 мальчиков и 9 девочек) составили контрольную группу.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития положительного отношения обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности 7
1.1 Отношение к учебной деятельности как психологическая проблема 7
1.2 Особенности развития положительного отношения к учебной деятельности в младшем подростковом возрасте на основе познавательной активности 13
1.3 Формы и методы развития положительного отношения обучающихся младшего подросткового возраста на основе познавательного интереса 21
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию положительного отношения к учебной деятельности у обучающихся младшего подросткового возраста 31
2.1 Диагностическое исследование отношения обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности 31
2.2 Общая характеристика экспериментальной программы развития положительного отношения обучающихся к учебной деятельности на основе познавательной активности 43
2.3 Основные результаты опытно-экспериментальной работы 56
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложения 80
Положительное отношение к учению, как один из видов отношений человека, является определяющим фактором развития личности в младшем подростковом возрасте, т.к. в этот период учебная деятельность является ведущей. Организуемая учебная деятельность в этом возрасте формирует личностные новообразования школьника, закладывает основы его характера, взгляды, убеждения и ценностные ориентации.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в работах Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, К.Г. Селевко, Г.Н. Цукерман, Д.Б. Эльконина и др.
Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов А.В. Запорожца, М.А. Кирилиной, Я.З. Неверович, Г. Олпорт и др., в них выявляется сущность основных понятий «положительное отношение к учению», «познавательная активность», «познавательные процессы», «познавательная деятельность» и т.д. Л.Ф. Обуховой, Т.С. Паниной, В.С. Селивановым и др. определены особенности активизации познавательной деятельности детей младшего подросткового возраста. К.Н. Поливанова, Г.Н. Цукерман, Г.И. Щукина и др. определили критерии и уровни положительного отношения школьников. К.Г. Селевко, Н.А. Усатова, Т.И. Шамова, Д.Б. Эльконин и др. раскрыли педагогические условия формирования положительного отношения к учению у обучающихся.
Под «активизацией познавательной деятельности детей младшего школьного возраста» понимается двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, проявление самоорганизации и самореализации школьника; с другой – результат организации познавательной деятельности учащегося со стороны учителя.
Под «положительным отношением к учению» понимается интегративное личностное образование, характеризующееся устойчивым положительным эмоциональным состоянием учащегося, субъектной готовностью включиться в учебную деятельность на уровне своих потенциальных возможностей, осознанным отношением к результатам своего учебного труда.
Исходя из актуальности проблемы, выбрана тема диссертационного исследования «Развитие положительного отношения обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности».
Объект – положительное отношение к учебной деятельности
Предмет – познавательная активность как основа развития положительного отношения обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности.
Цель исследования: рассмотреть особенности развития положительного отношения к учению у детей младшего подросткового возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что разработанная и реализованная нами комплексная система по развитию положительного отношения у обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности, будет эффективна.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и характеристику отношения учащихся к учению.
2. Охарактеризовать особенности развития положительного отношения к учению у детей младшего подросткового возраста.
3. Изучить специфику развития положительного отношения к учению у детей младшего подросткового возраста.
4. Разработать рекомендации по развитию положительного отношения к учению у детей младшего подросткового возраста.
Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, методы обобщения и систематизации информации, реферирование и цитирование, метод педагогического эксперимента, тестирование. Количественный и качественный анализ результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении подходов к понятиям «положительное отношение к учебной деятельности», «познавательная активность», «познавательные интересы», «учебно-познавательная деятельность» и т.д.
Новизна исследования заключается в том, что в рамках экспериментальной работы разработана и апробирована программа развития положительного отношения у обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности, которая имеет комплексный характер.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера по развитию положительного отношения у обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности.
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения особенностей развития у обучающихся младшего подросткового возраста положительного отношения к учебной деятельности. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения. Во введении разработан научный аппарат исследования – определены цель, объект и предмет исследования, поставлены задачи теоретического и практического характера, охарактеризованы методы исследования и т.д.
В первой главе диссертационного исследования определены теоретические основы развития положительного отношения обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности.
Во второй главе диссертационного исследования представлены результаты экспериментальной работы по развитию положительного отношения у детей младшего подросткового возраста к учебной деятельности.
В заключении сформулированы итоговые выводы по результатам теоретического анализа научных исследований по теме диссертации, по результатам проведенного экспериментального исследования.
Список литературы представлен 70 источников зарубежных и отечественных авторов.
Анализ психолого-педагогической литературы, проведенное экспериментальное исследование дают возможность сделать вывод, что эффективность процесса развития положительного отношения к учебной деятельности у обучающихся младшего подросткового возраста зависит от создания соответствующих педагогических условий. Эти условия содержат в себе возможности для формирования совокупности познавательных мотивов учения, а именно: интерес к учению, чувство удовлетворения от выполненного задания, преодоление отставания.
Во-первых, при проведении урока учитель должен знать возрастные особенности детей. Для дифференцированной работы с обучающимися младшего подросткового возраста, педагог должен сотрудничать со школьным психологом, который проводит диагностику познавательных процессов.
Во-вторых, для развития положительного отношения к учебной деятельности у обучающихся младшего подросткового возраста на основе познавательной активности необходимо использовать комплекс технологий, который заинтересует детей самим процессом учения.
В-третьих, важнейшим психолого-педагогическим условием, определяющим познавательную деятельность обучающихся младшего подросткового возраста и отношением их к различным заданиям и знаниям, является эмоциональная сфера, которая сопровождает весь ход учебно-воспитательного процесса. В игровых ситуациях у обучающихся младшего подросткового возраста интенсивно развивается внимание, память. Например, когда им надо найти недостающие элементы, различительные признаки предметов.
Анализ результатов контрольного этапа исследования позволил установить, что у обучающихся младшего подросткового возраста недостаточно развито отношение к учебной деятельности: познавательная активность, познавательная деятельность и учебная мотивация развиты в основном на среднем и низком уровнях.
На основании результатов констатирующего этапа исследования для обучающихся младшего подросткового возраста экспериментальной группы была разработана программа «Научи себя учиться». Программа направлена на развитие положительного отношения к учебной деятельности на основе познавательной активности у обучающихся младшего подросткового возраста в рамках внеурочной деятельности. Отметим, что занятия с обучающимися проводились согласно тематическому планированию 2 раза в неделю. Всего было проведено 34 занятия. За время проведения опытно-экспериментальной работы было проведено 17 занятий.
Анализ результатов контрольного этапа показал, что в экспериментальной группе обучающихся младшего подросткового возраста произошла значительная положительная динамика в развитии положительного отношения к учебной деятельности; в контрольной группе также есть положительная динамика, однако она не значима. Отметим, что обучающиеся экспериментальной группы на контрольном этапе проявили большую активность в учебной деятельности, по сравнению с обучающимися контрольной группы. Обучающиеся экспериментальной группы не испытывают затруднения в выборе способов решения учебных ситуаций, у них повысился уровень познавательных интересов, они уже могут не только находить, но и использовать для решения учебно-познавательных задач источники дополнительной информации. Также было установлено, что в экспериментальной группе на контрольном этапе не выявлено обучающихся с негативным отношением к учебной деятельности, в контрольной группе, по-прежнему, значительное количество обучающиеся негативно относятся к учебе.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Алексеева, Т.И. Особенности применения игр и игровых ситуаций в работе с младшими школьниками / Т.И. Алексеева // Педагогика. –№ 4. – 2013. – С. 7-11.
2. Ананьев, Б.Г. Антропология / Б.Г. Ананьев. – М.: Академия, 2015. – 741 с.
3. Асылбаева, Ж.У. Формирование познавательных потребностей школьников / Ж.У Асылбаева, М.Б. Кудайбергенова, Т.И. Балыкбаева, М.Р. Мурзабекова // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1. – С. 13–17.
4. Артемьева, О.А. Система учебно-ролевых игр профессиональной направленности: Монография / О.А. Артемьева, М.Н. Макеева. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2017. – 208 с.
5. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография / Н.Ц. Бадмаева. – Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2017. – 280 с.
6. Богоявленская, А. Проблема организации учебной деятельности школьников / А. Богоявленская // Практический журнал для учителя и администрации школы. – 2016. – №1. – С. 26-31.
7. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2012. – 214 с.
8. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2015. – 304 с.
9. Букатов, В.М. Нескучные уроки. Обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М.: Школьная лига, 2013. – 256 c.
10. Буряк, В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности: дайджест / В.К. Буряк // Психология обучения. – 2008. – № 3. – С. 118-119.
11. Вальвакова, Т.В. Из опыта работы. Развитие познавательной активности школьников на уроках / Т.В. Вальвакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы 55 V междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, июль 2014 г.). – СПб.: СатисЪ, 2014. – С. 122–124.
12. Герасимова, А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии: учебное пособие / А.С. Герасимова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 412 с.
13. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности: учебное пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. – Калининград: КГУ, 2013. – 572 с.
14. Олпорт, Г.Психология индивидуальности / Г. Олпорт. – СПб.: Питер, 2015. – 478 с.
15. Давыдов, В.В. Теория и практика развивающего обучения / В.В. Давыдов. – СПб.: Питер, 2016. – 658 с.
16. Дружинин, В.В. Педагогика и психология / В.В. Дружинин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 512 с.
17. Занков, Л.В. Развитие школьников в процессе обучения / Л.В. Занков. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 152 с.
18. Запорожец, А.В. К вопросу о формах и структуре детских эмоций / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович // Вопросы психологии. – 2014. – Т. 6. – С. 87-92.
19. Ибрагимов, Г.И. М.Н. Скаткин о проблеме формирования у учащихся положительного отношения к учению / Г.И. Ибрагимов // Вестник Бурятского педагогического университета. – 2017. – №2. – С. 84-91.
20. Карсонов, В.А. Алгоритмизация познавательно-поисковой деятельности учащихся / В.А. Карносов // Школьные технологии. – 2017. – №5. – С. 125-126.
21. Киреева, Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э.А. Киреева. – М.: КноРус, 2012. – 496 c.
22. Кирилина, М.А. Формирование познавательной активности школьников в процессе реализации технологии проблемного обучения / М.А. Кирилина // Вестник Пензенского государственного университета. – 2015. – № 1(9). – С. 31–35.
23. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2011. – 569 с.
24. Коменский Я.А. Великая дидактика: изб. пед. произвeдения: в 2-х т. – М.: Педагогика, 2012 – Т. 1. – 402 с.
25. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология: Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. – М.: Форум, 2013. – 384 c.
26. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: учебник / В.Г. Крысько. – М.: Юрайт, 2013. – 471 с.
27. Кругликов, В.Н., Методы активизации познавательной деятельности / В.Н. Кругиликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаранов. – СПб.: Знание, 2016. – 369 с.
28. Кублицкая, Ю.Г. Развитие познавательной компетентности обучающихся: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Кублицкая Юлия Геннадьевна; [Место защиты: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева]. – Красноярск, 2018. – 24 с.
29. Кузовлев, В.П. Проявление компонентов культуры умственного труда при работе с компьютерами / В.П. Кузовлев // Межвузовский сборник научных трудов. – 2019. – №2. – С. 52-56.
30. Леденева, Г.А. Использование дидактических игр в обучении / Г.А. Леденева, И.М. Леденева // Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и интернет-технологии: материалы XVI Международной научно-практической конференции, 9-10 декабря 2016. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. – С. 14-16.
31. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2011. – 635 с.
32. Лиман, Н.А. Позитивное отношение к учению: условия и способы формирования / Н.А. Лиман. – Волгоград: Учитель, 2015. – 125 с.
33. Локк, Д. Мысли о воспитании / пед. наследие; сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М., Педагогика, 2009. – 487 с.
34. Лучникова, С.В. Развитие познавательной активности субъекта при изучении цикла гуманитарных дисциплин посредством творческих заданий / С.В. Лучникова, И.В. Михайлова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №4. – С. 133-137.
35. Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника / Д.А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2010. – №1. – С. 61–67.
36. Маловичко, Д.А. Средства формирования позитивного отношения к учению / Д.А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2010. – Вып. 1. – С. 58-62.
37. Марцинковская, Т.Д. История детской психологии: учебник для студентов пед. вузов / Т.Д. Марцинковская. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 526 с.
38. Меньшикова, Е.А. О психолого-педагогической природе активной познавательной позиции обучающихся / Е.А. Меньшикова // Начальная школа. – 2016. – № 10. – С. 54-56.
39. Морозова, И.С. Познавательная активность как проблема педагогики / И.С. Штепина, И.С. Морозова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – 455 с.
40. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: АСТ, 2015. – 541 с.
41. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2012. – Кн. 2: Психология образования. – 423 с.
42. Новикова, Т.Г. Инновационные процессы в образовании: теория и практика / Т.Г. Новикова. – М.: АПК и ПРО, 2016. – 493 с.
43. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Академия, 2014. – 324 с.
44. Орлов, В.И. Активность и самостоятельность учащихся в обучении / В.И. Орлов // Среднее профессиональное образование. – 2014. – №11. – С. 43-47.
45. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – М.: Академия. 2016. – 176 с.
46. Петровская, А.И. Возможности интерактивных технологий в развитии учебных мотивов / А.И. Петровская // Педагогика. – 2016. – №2. – С. 38-41.
47. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. идоп. – М.: Академия, 2016. – 954 с.
48. Романова, К.М. О психологических особенностях любознательности детей младшего школьного возраста: пособие для студентов пед. ун-тов / К.М. Романова. – М.: Просвещение, 2017. – 185 с.
49. Рослякова, С.В. К вопросу о развитии познавательной активности учащихся в учебном процессе / С.В. Рослякова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – №10. – С. 36–38.
50. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко – М.: Инфра-М, 2017. – 256 с.
51. Селевко, Г.К. Педагогика сотрудничества / Г.К. Селевко, Н.К. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2014. – 126 с.
52. Семенова, Г. Развитие учебно-познавательных мотивов школьников / Г. Семенова // Начальная школа До и После. – 2014. – №4. – С. 58-59.
53. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. – М.: Академия, 2016. – 352 с.
54. Терентьева, Ю.В. Педагогические условия применения игровых технологий на уроках / Ю.В. Терентьева // Начальная школа. – 2014. – №4. – С. 36-39.
55. Усатова, Н.А. Игры как средство развития младшего школьников в целостном педагогическом процессе / Н.А. Усатова // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 52-55.
56. Федорова, И.М. Познавательная деятельность школьников / И.М. Федорова // Педагогика. – 2018. – №2. – С. 63-66.
57. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. – М.: Генезис, 2013. – 128 с.
58. Цукерман Г.А. Поведение школьников в коллективной учебной работе / Г.А. Цукерман, Н.Э. Фокина // Вопросы психологии. – 2013. – №3. – С. 85-88.
59. Цукерман, Г.А. Учебная задача – точка роста поисковой активности. Комментарии к видеозаписям уроков. Часть 3. / Г.А. Цукерман. – М.: АПКиППРО, 2015. – 548 с.
60. Шабля, И.Н. Исследование возможности применения дидактической игры на уроках / И.Н. Шабля, А.А. Герасименко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – №29. – С. 101 – 108.
61. Шацкий, С.А. Работаем по-новому / С.А. Шацкий // Начальная школа До и После. – 2015. – №7. – С. 29-32.
62. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2016. – 452 с.
63. Шульга, Р.П. Средство повышения интереса к познавательной деятельности / Р.П. Шульга // Начальная школа До и После. – №12. – 2016. – С. 9-10.
64. Щербакова, Е.В. Педагогика. Краткий курс: Учебное пособие / М.Н. Недвецкая, Т.Н. Щербакова, Е.В. Щербакова. – М.: УЦ Перспектива, 2013. – 408 c.
65. Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: АСТ, 2013. – 245 с.
66. Хуторской, А.В. Ключевые компетентности и образовательные стандарты / А.В. Хуторской // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 58-61.
67. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 458 с.
68. Юрчик, Р.О. Педагогические условия формирования позитивного отношения к учению / Р.О. Юрчик // Педагогика. – 2015. – №4. – С. 42-45.
69. Яковлева, Н.Г. Особенности формирования регулятивных УУД: проблема формирования общеучебных умений в начальной школе / Н.Г. Яковлева // Начальная школа До и После. – 2015. – №4. – С. 41-44.
70. Яшнова, О.А. Успешность младшего школьника / О.А. Яшнова. – М.: Академический проект, 2013. – 144 с.