ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИЙ НА РОЗНИЧНОМ
РЫНКЕ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ
1.1. Инновационная деятельность в банковской сфере 6
1.2. Эволюция рынка финансовых услуг: от бумажных бланков до
электронных платежей 12
1.3. Развитие розничного банковского рынка в Российской Федерации 20
ГЛАВА 2. ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ РОЗНИЧНЫХ ПРОДУКТОВ В АО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»
2.1. Организационно-экономическая характеристика АО «Россельхозбанк». 27
2.2. Анализ розничных продуктов АО «Россельхозбанк» 33
2.3. Проблемы внедрения инноваций в АО «Россельхозбанк» 39
2.4. Совершенствование процесса внедрения инноваций в АО
«Россельхозбанк» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Актуальность темы исследования связана с тем, что уровень развития инновационной сферы обеспечивает основу экономического роста. Внедрение инноваций в банковский сектор повысит конкурентоспособность банков, улучшит эффективность деятельности банковских учреждений. С ускорением темпов развития мировой экономики многие страны переходят на новый этап инновационной стратегии. Повышение роли инноваций обусловлено тем, что страны стремятся к экономическому росту и желают занять наилучшие позиции на мировой арене.
В связи с этим необходимо решать проблемы внедрения инноваций в деятельность банков. В настоящее время развитие банковского сектора претерпевает качественные изменения и это определяет уровень развития конкуренции на рынке банковских продуктов и услуг, банковские инновации являются важным и стимулирующим направлением дальнейшего развития российских банковских институтов.
Степень научной разработанности. Исследование рынка банковских услуг как через призму инноваций, финансового инжиниринга, так и других ключевых его аспектов, находит свое отражение в большом количестве трудов как отечественной, так и зарубежной научной школы. Значительный вклад внесли Я.М. Миркин и Ю.И. Капелинский, исследовавшие финансовый инжиниринг на рынке ценных бумаг, Р.А. Исаев, рассматривавший банковский менеджмент и бизнес-инжиниринг в аспекте эффективности бизнес-процессов и управленческих решений, В.И. Хабаров, обосновавший необходимость разработки инновационных стратегий банковского развития, М.А. Афонасова, которая затронула территориальный аспект формирования стратегии развития инновационной деятельности в регионе, и многие другие.
Исследования научной школы, бесспорно, внесли существенный вклад в развитие научной мысли и прикладных аспектов развития банковской системы, внедрения банковских инноваций и финансового инжиниринга. Однако на сегодняшний день вопросы комплексной оценки рычагов влияния на разных стадиях банковских инноваций, а также вопросы мониторинга данного процесса требуют доработки и дальнейшего изучения.
Целью нашего исследования является поиск рычагов влияния внедрение инноваций на розничном рынке банковских услуг.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
- на теоретическом уровне проанализировать эволюцию рынка финансовых услуг;
- оценить уровень развития розничного банковского рынка в Российской Федерации
- проанализировать линейку розничных продуктов АО «Россельхозбанк», выявить среди них обладающие наибольшей степенью новизны;
- выявить проблемы внедрения банковских инноваций;
- дать рекомендации по совершенствованию процесса внедрения инноваций в АО «Россельхозбанк».
Объектом исследования является процесс внедрения инноваций коммерческим банком на розничном рынке.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие между субъектами инновационной деятельности при разработке, внедрении, использовании и обмене банковскими инновациями.
Основная часть исследования посвящена временному периоду с 2013 по 2015 гг. включительно.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по исследуемой проблематике.
Методологическую базу исследования составили методы: сравнения, группировки, системного анализа, синтеза, индукции, дедукции и другие подходы, позволившие рассмотреть изучаемые явления и процессы в развитии, выявить противоречия, соотнести сущностные характеристики и формы их проявления.
Информационную базу исследования составили годовые отчеты АО «Россельхозбанк», ежеквартальные отчеты эмитента АО «Россельхозбанк», бухгалтерская отчетность АО «Россельхозбанк», данные других коммерческих банков и периодической печати.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его основные выводы и положения могут использоваться как АО «Россельхозбанк», так и другими коммерческими банками при совершенствовании своей инновационной деятельности на розничном рынке.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена ее целью и задачами и включает в себя: введение, теоретическую главу, практическую главу, заключение, список литературы, приложения.
Исследование изложено на 60 страницах, содержит 3 рисунка, 10 таблиц. Список литературы включает в себя 56 наименований различных источников. Объем 3 приложений составляет 12 страниц.
Значительную роль в трансформации российской экономики играют коммерческие банки. Функционируя в высококонкурентной среде при снижении доходности по всему спектру банковских операций и увеличении рисков банковской деятельности, кредитным организациям для повышения эффективности своей деятельности необходимо активно внедрять в банковскую практику инновационные продукты, услуги и технологии.
Внедрение инноваций позволит банкам оптимально распределять свои ресурсы, минимизировать издержки, совершенствовать каналы доставки банковских продуктов до потребителя, улучшить качество предлагаемых услуг и тем самым повысить эффективность банковской деятельности и обеспечить рост конкурентоспособности банка на финансовом рынке.
Совершенствование обслуживания частной клиентуры коммерческими банками в условиях рыночных отношений является одним из приоритетных направлений современной банковской деятельности России.
Практические аспекты своего исследования мы изложили на примере АО «Россельхозбанк». Основными целями деятельности Банка являются комплексное банковское обслуживание товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства всех форм собственности и видов деятельности, участие в реализации кредитно-денежной и финансово - экономической политики государства в агропромышленном комплексе, внедрение инструментов развитого финансового рынка в механизм финансирования товарного сельскохозяйственного производства и его и инфраструктуры.
При анализе продуктовой линейки розничного сегмента АО «Россельхозбанк» мы определили, что все продукты поделены на следующие группы: Премиальное обслуживание, Кредитование, Вклады, Банковские карты, Акции и спецпредложения, Монеты и драгметаллы, Обмен валюты.
Практически уникальным продуктом, по крайней мере обладающим наибольшей степенью новизны явился кредит «На развитие личного подсобного хозяйства».
Уникальным данный кредитный продукт делает то, что он предоставляется владельцам личных подсобных хозяйств. Согласно действующему законодательству личное подсобное хозяйство - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Среди наших предложений по совершенствованию процесса внедрения АО «Россельхозбанк» инноваций на розничном рынке стало прежде всего модернизация самого механизма инновационной деятельности в Банке.
Предложенный механизм включает в себя пять направлений.
1. Определение приоритетов инновационного развития. Четко поставленные цели перед Банком, которые позволят сконцентрировать усилия и ресурсы на приоритетных направлениях развития инноваций и избежать нецелесообразных затрат.
2. Формирование (выявление) спроса на инновации. Результатом данного этапа должны стать структурированные и по возможности публичные запросы на инновации.
3. Поиск, отбор и доработка решений. После того, как будут выявлены запросы, необходимо найти пути их удовлетворения с помощью внедрения инноваций. Результатом должны стать решения, готовые к исполнению, экономически целесообразные и соответствующие стратегическим приоритетам.
4. Внедрение инноваций. В конечном счете, результатом инновационного процесса должны стать не отчеты, а реальные изменения в продуктовой линейке, технологиях или процессах, обеспечивающие Банк конкурентными преимуществами.
Что касается конкретно инновационных продуктов, мы предложили Банку после соответствующего обоснования выбрать наиболее подходящие из следующего ряда.
- мгновенная выдача неименной пластиковой карты;
- сканирование документов посредством смартфона;
- уведомления о штрафах и налогах по SMS;
- оплата покупок с помощью смартфона;
- перевод денег на карту с карты иного банка ;
- браслет, который может идентифицировать его обладателя при совершении безналичных платежей;
- карта, идентифицирующая человека по фото, отпечаткам пальцев, голосу;
- карта, обладающая полной информацией о человеке, имеющая доступ к тому, как учится ребенок; если ребенок учится на «отлично» и «хорошо», тогда на карту поступают дополнительные бонусы в виде денежных средств;
Прочие.
Более подробное обоснование перспектив внедрения мы сделали по такому инновационному банковскому продукту как браслет для бесконтактных платежей. Браслет имеет множество преимуществ по сравнению с обычной пластиковой картой и ни одного критического недостатка, который бы стал непреодолимым препятствием продвижения этой инновации на рынке.
Полагаем, не все предложенные новинки окажутся эффективными и перспективными. Но, даже, если половина из них будут приняты розничным рынком АО «Россельхозбанк» не только сохранит свои лидирующие позиции, но и продвинется вперед, оставив за спиной своих сильнейших конкурентов.
1. О банках и банковской деятельности [Текст]: федер. закон от 2
декабря 1990 г. № 395-1 // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 1996. - № 6. - ст. 492.
2. О кредитных историях [Текст]: федер. закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 1 (часть 1). - ст. 44.
3. О потребительском кредите (займе) [Текст]: федер. закон от 21
декабря 2013 г. № 353-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2013. - № 51. - ст. 6673.
4. Альберт, В.А. Тенденции и реалии инновационного развития банковского сектора [Текст] / В.А. Альберт //Фундаментальные исследования. - 2015. - № 5-2. - С. 357-360.
5. Ануриев, С.В. Платежные системы и их развитие в России [Текст] / С. В. Ануриев. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 788 с.
6. Базилевич, М.А. Особенности розничного кредитования в контексте разработки банковских продуктов и услуг [Текст] / М.А. Базилевич, Д.Л. Агрба, М.М. Кобж // Актуальные вопросы современной финансовой науки: материалы международной научно-практической конференции: в 2-х томах. - 2016. - С. 13-17.
7. Банковское дело [Текст]: учебник - 2-е изд., перераб. и доп / под ред. Г.Г. Коробовой. - М.: Магистр, 2013. - 592 с.
8. Банковское дело [Текст]: учебник для вузов / под ред. Е.Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвилию. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 614 с.
9. Банковское дело [Текст]: учебник для вузов / под ред. М. А. Петрова. - М.: Рид Групп, 2014. - 240 с.
10. Бломштейн, Г.Д. Банковское дело и платежная система [Текст]: учебник для вузов / Г.Д. Бломштейн, Б.Д. Саммерс. - М.: Дело, 2015. - 493 с.
11. Боннер, Е. А. Банковское кредитование [Текст] / Е. А. Боннер. - М.: Городец, 2016. - 211 с.
12. Бычкова, И.И. Технологические инновации в продаже банковских продуктов [Текст] / И.И. Бычкова, О.Г. Семенюта // Современные технологии управления. - 2016. - № 3 (63). - С. 55-62.
13. Бычкова, И.И. Формирование социально ориентированного имиджа розничных банковских продуктов [Текст] / И.И. Бычкова, О.Г. Семенюта // EuropeanSocialScienceJournal. - 2015. - № 8. - С. 20-29.
14. Васильева, И.А. Предпосылки создания эффективной системы продаж розничных банковских продуктов [Текст] / И.А. Васильева // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2015. - № 49. - С. 13-17.
15. Вешкин, Ю. Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка [Текст] / Ю. Г. Вешкин, Г. Л. Авагян. - М.: Магистр, 2015. - 414 с.
16. Галяева, Л.Е. Характеристика розничного кредитования российских
банков [Текст] / Л.Е. Галяева, Э.А. Кадэ // Актуальные вопросы современной финансовой науки: материалы международной научно-практической
конференции: в 2-х томах. - 2016. - С. 87-91.
17. Герасимова, Е. Б. Банковские операции [Текст]: учебное пособие. / Е. Б. Герасимов, И. Р. Унанян, Л. С. Тишина. - М.: Форум, 2014. - 613 с.
18. Глушкова, Н. Б. Банковское дело [Текст]: учеб. пособие./ Н.Б. Глушкова. - М.: Экономический проект: Альма Матер, 2016. - 742 с.
19. Долан, Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика [Текст] /Э. Дж. Долан. - СПб.: ОРКЕСТР, 2008. - 496с.
20. Дремова, Е.С. Инновационные и популярные методы продвижения розничных банковских услуг [Текст] / Е.С. Дремова // Современные аспекты экономики. - 2016. - № 9 (229). - С. 25-30.
21. Жарковская, Е. П. Банковское дело [Текст] / Е. П. Жарковская, И. О Арендс. - М: ИКФ «Омега-Л», 2014. - 599 с.
22. Закшевский, В.Г. Теоретические аспекты развития инновационных банковских продуктов на современном этапе [Текст] / В.Г. Закшевский, А.О. Пашута // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2015. - № 3 (46). - С. 214-220.
23. Захарова, И.А. Финансовый супермаркет как модель развития российской банковской розницы [Текст] / И.А. Захарова, Г.С. Ковтюх // Актуальные вопросы современной науки. - 2015. - № 3 (7). - С. 91-96.
24. Зиновьева, Н.М. Банковские инновации в России на современном этапе развития [Текст] / Н.М. Зиновьева, Е.В. Юрина // Территория науки. - 2016. - № 3. - С. 76-80.
25. Ивановский, Д.И. SWOT- анализ рынка скориговых услуг и оценка формирования спроса на кредитные продукты для малого бизнеса [Текст] / Д.И. Ивановский // Аграрное образование и наука. - 2016. - № 3. - С. 9.
26. Кабушкин, Н. И. Управление банковским кредитным риском [Текст] / Н. И. Кабушкин. - М.: Новое знание, 2016. - 173 с.
27. Коневцева, Т.Д. От банков к банкингу - новая эра ориентированных на клиента инноваций [Текст] / Т.Д. Коневцева // Мир новой экономики. - 2016. - № 1. - С. 45-48.
28. Кудрявцева, Ю.В. Банковский бизнес движется в сторону клиент - ориентированной модели [Текст] / Ю.В. Кудрявцева // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - Т. 11. - № 11. - С. 40-44.
29. Кузнецова, И.А. Тенденции развития российского рынка банковских услуг и продуктов в современных условиях [Текст] / И.А. Кузнецова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 6-2. - С. 306-308.
30. Лаврушин, О. И. Основы банковского дела [Текст] / О. И. Лаврушин. - М.: КНОРУС, 2015. - 392 с.
31. Ломан, Э. Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика [Текст] / Э. Д. Ломан. - М., 2016. - 381 с.
32. Лугуева, А.С. Состояние мобильного банкинга и интернет-банкинга в России [Текст] / А.С. Лугуева, П.М. Рамазанова // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 11-4 (76-4). - С. 486-490.
33. Матвиишин, М.С. Совершенствование продуктовой политики как элемент клиентоориентированной политики банка в розничном сегменте [Текст] / М.С. Матвиишин // Экономика и социум. - 2016. - № 6-2 (25). - С. 77-79.
34. Миловидов, Д. А. Современное банковское дело [Текст] / Д. А. Миловидов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 335с.
35. Мордвинцева, Н.В. Розничный банковский рынок в Российской Федерации [Текст] / Н.В. Мордвинцева // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - № 11. - С. 41-47.
36. Наимджон, Н.К. Рынок розничных банковских продуктов и услуг [Текст] / Н.К. Наимджон / Новое в науке и образовании: материалы конференции Сост. и отв. ред. Ю.Н. Кондракова. - 2015. - С. 34-39.
37. Ольхова, Р. Г. Банковское дело. Управление в современном банке [Текст]: учебное пособие, 2-е изд. / Р. Г. Ольхова. - М.: КноРус, 2014. - 804 с.
38. Питерская, Л.Ю. Теоретические и методические аспекты формирования стратегии кредитно-финансовых институтов на рынке банковских услуг [Текст] / Л.Ю. Питерская, Н.А. Тлишева, А.В. Питерская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 108. - С. 1107-1123.
39. Попова, И.В. Проблемы инновационного развития
инфраструктурной составляющей рынка банковских услуг стран СНГ [Текст] / И.В. Попова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2015. - № 4. С. - 102-107.
40. Резник, И.А. Российский опыт предоставления дистанционных банковских услуг (на примере Оренбургской области) [Текст] / И.А. Резник // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2015. - № 24 (258). - С. 26-35.
41. Рошило, В. Инновации в банковской сфере Украины [Текст] / В. Рошило // Сад. - 2016. - № 2 (142). - С. 15-20.
42. Рудская, И.А. Анализ рынка розничного банковского продукта privatebanking [Текст] / И.А. Рудская, Р.Д. Бондаренко // Финансовые решения XXI века: теория и практика: сборник научных трудов 16-й Международной научно-практической конференции. / Ответственные за выпуск Д.Г. Родионов, Т.Ю. Кудрявцева, Ю.Ю. Купоров. - Санкт- Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017. - С. 347¬354.
43. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям (перев. с англ.) [Текст] - 3-е изд. - М., 2006. - 414 с.
44. Салова, М.А. Инновационная деятельность в банковской сфере [Текст] / М.А. Салова, Ю.М. Склярова // YoungScience. - 2015. - № 5 (10). - С. 81-85.
45. Селиванова, Т.И. Кредитный риск розничных банковских продуктов [Текст] / Т.И. Селиванова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2016. - № 117-1. - С. 143-145.
46. Семенюта, О.Г. Сегментация потребителей розничных банковских продуктов [Текст] / О.Г. Семенюта, И.И. Бычкова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2015. - № 2 (31). - С. 228-234.
47. Сериков, С.Г. Банковские инновации и направления их развития в Российской Федерации [Текст] / С.Г. Сериков // Economics. - 2017. - № 3 (24). - С. 17-20.
48. Сизов, А.А. От бумажных бланков до новейших форм электронных платежей [Текст] / А.А. Сизов, М.А. Куликова // НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. - 2015. - № 3. - С. 239-247.
49. Синки, Д. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг [Текст] / Д. Синки. - М., АльпинаБизнесБукс, 2010. - 921 с.
50. Тимофеева, Ю.С. Кредитные инновации как фактор повышения конкурентоспособности российских банков [Текст] / Ю.С. Тимофеева, И.А. Езангина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 1-3. -С. 150-154.
51. Углицких, О.Н. Инновации на финансовых рынках и их место в развитии современной экономики [Текст] / О.Н. Углицких, Ю.Е. Клишина // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2016. - Т. 2. - № 11. - С. 183-188.
52. Фаградян, А.А. Организационно-управленческие инновации
финансового оздоровления кредитной организации [Текст] / А.А. Фаградян // Пермский финансовый журнал. - 2015. - № 1 (12). - С. 112-123.
53. Хусейнова, Д.К. Технологии внедрения мобильного и интернет банкинга, как новое направление клиентоориентированного сервиса [Текст] / Д.К. Хусейнова // Проблемы экономики и юридической практики. - 2015. - № 2. - С. 222-224.
54. Черникова, Л.И. Процессный подход к определению розничного банковского бизнеса [Текст] / Л.И. Черникова, Г.Р. Фаизова, С.В. Романов // Инновационные и популярные методы продвижения розничных банковских услуг / Е.С. Дремова // Современные аспекты экономики. - 2016. - № 9 (229). -С. 25-30.
55. Чернорук, С.В. Отечественная и международная практика создания и продвижения новых банковских продуктов [Текст] / С.В. Чернорук // Банковская система: устойчивость и перспективы развития: сборник научных статей седьмой международной научно-практической конференции по вопросам банковской экономики. - 2016. - С. - 170-174.