Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА

Работа №68885

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
399
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА 7
1.1. Особенности формирования эстетического отношения у старших дошкольников 7
1.2. Полихудожественный подход как средство формирования эстетического от-ношения к природе у старших дошкольников 16
1.3. Педагогические условия формирования эстетического отношения к природе
у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА 31
2.1. Исследование уровня сформированности эстетического отношения к природе
у старших дошкольников 31
2.2. Содержание работы по формированию эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода 41
2.3. Анализ результатов исследования 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЯ


В настоящее время процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и
практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением
механизмов всестороннего, гармонического развития личности. Актуальным
направлением модернизации системы образования является художественноэстетическое воспитание как одно из основных средств духовно-нравственного,
культурного развития личности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательном
стандартом дошкольного образования художественно-эстетическое развитие
предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического
отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о
видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Проблемами эстетического воспитания в отечественной педагогике
занимались Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. Н.
Шацкая, Е. А. Флерина, Н. Н. Сакулина, Н. А. Ветлугина и др.
Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности,
природы занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер,
В. Шмидт, М. Корепанова, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А.
Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С.
Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.).
Е.В. Гончарова говорит о том, что эстетическое отношение к природе представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей ребенка с эстетическими качествами объектов природы. В эстетическое отношение входят эмоциональный отклик ребенка на прекрасное, добрые чувства, его творческая деятельность, стремление к посильному преобразованию окружающего.
Период дошкольного детства характеризуется активной познавательной и эстетической деятельностью ребенка, интенсивным развитием интеллектуальной и68
эмоционально-чувственной сфер, становлением самопознания, освоением общечеловеческих ценностей, различных социальных ролей. Отношения детей с природой носят познавательный и эмоционально значимый характер (Л.И. Божович,
Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин).
Приобщить ребенка к красоте и гармонии, к миру искусства, пробудить его
творческие силы и желание заниматься различными видами художественной деятельности – важнейшая задача воспитания. Одним из эффективных направлений
современной педагогики, которое позволяет решать сложные педагогические задачи, является полихудожественный подход к организации образовательного процесса. Полихудожественный подход к обучению связан с применением интерактивных
форм работы с детьми, что позволяет развивать в них художественное мышление,
творческое воображение, исследовательские способности, умение обобщать информацию и коммуникативные компетенции.
В современных исследованиях отмечается значение полихудожественной деятельности в личностном развитии ребенка. Раскрываются различные аспекты обращения к полихудожественному подходу в развитии ребенка: как основание для
художественного освоения мира и вхождения ребенка в культурную среду общества (Е.А. Ермолинская, И.А. Лыкова, Л. Г. Савенкова, И.Б. Шульгина, Б.П.
Юсов), как взаимосвязь методов художественной педагогики в развитии ребенка
(В.И. Волынкин, Е.И. Зуйкова, Е.П. Кабкова, И.Н. Клюева, И.А. Лыкова, А.А. Мелик-Пашаев, Т.Г. Пеня, Т.И. Сухова), как интеграцию искусств в развивающей художественно-эстетической среде образовательной организации (И.Э. Кашекова,
С.И. Назарова, Т.М. Сорочан, И.Б. Шульгина),
Актуальность полихудожественного подхода к системе образования обусловлена требованиями общества на современном этапе его развития. К таким требованиям относятся: развитие способности к самостоятельному активному освоению миру, стимулирование стремления к самореализации, формирование творческой активности во всех сферах деятельности.
Одной из недостаточно разработанных сторон эколого-эстетического образования является развитие эстетического отношения к природе. В связи с этим69
мы следующим образом сформулировали тему исследования: «Формирование эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования
эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе
полихудожественного подхода.
Цель исследования: определить педагогические условия формирования
эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе
полихудожественного подхода.
Объект исследования: процесс формирования эстетического отношения к
природе у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе
полихудожественного подхода.
Гипотеза исследования формирование эстетического отношения к природе
у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода будет протекать
эффективно при соблюдении следующих условий:
- использовать многоуровневую интеграцию видов детской деятельности;
- обеспечивать педагогическое сопровождение детской деятельности;
- создавать вариативность индивидуальных маршрутов с учетом темпа
развития, интересов и способностей ребенка;
- осуществлять свободу выбора дидактических средств и художественных
материалов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были
определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть особенности формирования эстетического отношения к природе у старших дошкольников.
2. Рассмотреть полихудожественный подход как средства формирования
эстетического отношения к природе у старших дошкольников.70
3. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия формирования эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе
полихудожественного подхода
Теоретико-методологической основой исследования являются исследования специалистов по дошкольному воспитанию, изучавших эстетическое восприятие детьми прекрасного, в частности природы, – Л. Шлегер, В. Шмидт, М.
Корепанова, Д. Лазуткина, Р. Орлова, А. Суровцева, Е. Тихеева; программа «Полихудожественный подход в воспитании дошкольников» К.А. Самолдиной и Е.П.
Марковой; исследования Б.П. Юсова – полихудожественный подход в развитии
детей.
В работе используются следующие методы исследования:
теоретические: теоретический анализ литературы;
эмпирические: анализ продуктов деятельности детей, педагогический эксперимент, беседа, наблюдение;
количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 г.
Белгорода.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ литературы позволил сделать следующие выводы.121
Под эстетическим воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать
прекрасное и создавать художественные ценности. Средствами эстетического воспитания являются искусство, литература, природа, эстетика окружающей жизни,
труда, быта, эстетика взаимоотношений между людьми и эстетика поведения, эстетика внешнего вида. Эстетическое отношение к природе представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей ребенка с эстетическими качествами
объектов природы. Формирование эстетического отношения к миру целесообразно
начинать в дошкольном возрасте.
Формирования эстетического отношения дошкольников к природе может
осуществляться на основе использования интеграции различных видов искусств,
т.е. благодаря полихудожественному подходу. Авторы утверждают, что интеграция искусств обеспечивает освоение детьми выразительных средств отдельных видов искусства в их взаимосвязи, развитие у дошкольников эстетических потребностей, эстетических способностей, эстетического восприятия, эстетической оценки в
соответствии с возрастом.
Рассматривая педагогические условия формирования эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода,
мы выделили работы авторов, раскрывающие значимость средств формирования
эстетического отношения детей к природе, значение факторов, влияющих на процесс формирования у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру, программы, модели и технологии, кусающиеся данного вопроса.
Нами была организована и проведена экспериментальная работа по формированию эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе
полихудожественного подхода. Наше исследование включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Для выявления уровня сформированности эстетического отношения к природе у старших дошкольников был использован
следующий диагностический материал: тест В.С. Мухиной «Нарисуй самое красивое, самое некрасивое», тест Е.М. Торшиловой, Т.В. Морозовой «Пейзаж», тест
Р.М. Чумичевой «Как звучит картина».122
В результате исследований на констатирующем этапе нами были получены
следующие результаты: при выполнении теста В.С. Мухиной «Нарисуй самое красивое, самое некрасивое» было выявлено, что что высокий уровень составил 20%,
средний уровень – 64%, низкий – 16%; выполнение теста Е.М. Торшиловой, Т.В.
Морозовой «Пейзаж» показало, что средний уровень составил 60%, низкий уровень
– 20%, высокий уровень – 20%: тест Р.М. Чумичевой «Как звучит картина»: высокий уровень составил 8%, средний – 56%, низкий – 36%.
Содержание работы по формированию эстетического отношения к природе
у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода представляло
собой описание планирования работы воспитателя по данному вопросу, перспективного взаимодействия с родителями, фрагменты конспектов занятий, где использовался полихудожественный подход и пример конспекта занятия.
На контрольном этапе при выполнении теста В.С. Мухиной «Нарисуй самое
красивое, самое некрасивое» высокий уровень составил 24%, средний – 68%, низкий – 8%; тест Е.М. Торшиловой, Т.В. Морозовой «Пейзаж» выявил, что высокий –
32%, средний – 60%, низкий – 8%; тест Р.М. Чумичевой «Как звучит картина» показал, что высокий уровень составил 12%, средний – 64%, низкий – 24%.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов
показал эффективность работы по формированию эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода. При выполнении теста В.С. Мухиной «Нарисуй самое красивое, самое некрасивое» высокий и средний уровень увеличился на 4%, низкий уровень уменьшился на 8%. Выполнение теста Е.М. Торшиловой, Т.В. Морозовой «Пейзаж» показало, что высокий уровень повысился на 12%, низкий уровень уменьшился на 12%. Тест Р.М.
Чумичевой «Как звучит картина» показал, что высоки уровень увеличился на 4%,
средний - на 8%, низкий уменьшился на 12%.


1. Адаскина, А.А. Исследование метафорического мышления младших школьников
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psibook.com/research/hudo
zhestvennoe -vospriyatie-deystvitelnosti-u-detey-i-vzroslyh.html
2. Антонова, А.В., Зацепина, М.Б., Комарова, Т.С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет [Текст]/ Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.
3. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/413293/
4. Бутенко, Н.В. Концептуальные основы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста [Текст]: диссертация ... доктора педагогических наук. - Челябинс, 2016. - 444 с.
5. Венгер, Л.А. Программа «Развитие» (основные положения) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/2/0361/2_0361-5.shtm #book_ page_to
6. Ветлугина, Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду [Текст]/ В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2002. - 251 с.
7. Виноградова, Н. Ф. Умственное восприятие детей в процессе ознакомления с
природой [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx
.com/file/291317/
8. Вовчик-блакитная, Е.А. Детские контакты и их мотивы / Е.А. Вовчик-блакитная // Психология дошкольника: хрестоматия: учебное пособие для студентов сред¬них педагогических учебных заведений [Текст]/ Сост. Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2000. - 164 с.
9. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4018694
10. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошколь¬ного возраста [Текст]: курс лекций для студентов высших педа¬
гогических учебных заведений. - Нижневартовск: Нижневарт. гуманит. ун-та,
2008. - 326 с.
11. Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. Экологическая педагогика и психология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/481427/
12. Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Ме¬тодические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» [Текст]. - М.: Академия, 2004. - 364 с.
13. Дубровина, И.В. Психология: учебник [Текст]. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2001. - 464 с.
14. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы [Текст]/Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская.-3-е изд., перераб. -М.: Вентана-Граф, 2013.-112 с.
15.Заплатина, Е.А. Полихудожественный подход в развитии творческой активности младших школьников [Текст]. - Екатеринбург, 2009. - 196 с.
16. Киященко, Н.И. Эстетика жизни [Текст]: учебное пособие для учащ. лицеев и гимназий. - М.: ФОРУМ , 2000. - 235 с.
17. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заве¬дений [Текст]/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Акаде¬мия», 2009. - 416 с.
18. Компанцева, Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1674456/
19. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения [Текст]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 476 с.
20. Куприна, Н.Г. Эколого-эстетический подход в художественном воспитании де-тей: Автореферат дис. доктора пед. наук по специальности [Текст]. - М., 2008. - 28 с.
21. Лабковская, Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание [Электрон-ный ресурс]. Режим доступа: http://files.shgpi.edu.ru/files
/nauka/vestnik/2016/2_3 0/13.pdf
22. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций [Текст]/ Б.Т. Лихачев; под ред.В.А. Сла- стенина. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 647 с.
23. Макарова, Л.М. Формирование экологического сознания у детей в условиях до¬
школьного образовательного учреждения: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата психол. наук [Текст]. - Самара, 2003. - 36 с.
24. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Психологические основы художественно¬го развития [Текст]. - М.: Изд-во МГНПУ, 2006. - 123 с.
25. Мухина, В.С. Детская психология / под. ред. Л.А. Венгера [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/7/0149/index.shtml
26. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spisok-literaturi.ru/details/mudrost- krasotyi-o-problemah-esteticheskogo-vospitaniya-kniga-dlya-uchitelya_26312.html
27. Новикова, Ж.Л., Сахарова, В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: в мире при¬роды: прогр.-метод.пос.для пед.дошк.учр [Текст]. - М.: Владом, 2005 - 168 с.
28. Пашинцева, В.Н. Педагогическое воздействие на развитие эстетического отно-шения старших дошкольников к природе [Текст] // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология- 2011. - № 3. - С. 240-243.
29. Пашинцева, В.Н. Педагогические средства и способы формирования эстетиче-ского отношения старших дошкольников к природе [Текст] // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 7. - С. 3-5.
30. Петрова, Г.А. Эстетическое воспитание в школе: Учебное пособие / Петрова Г.А., Г.И. Королева, Л.П. Печко и др. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00505327_1.html
31. Пиаже, Ж. Психология интеллекта [Текст]. - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.
32. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образователь¬ного стандарта дошкольного образования»
33. Рукавицын, М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе [Текст]. - М.: Просвещение, 2002 - 159 с.
34. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика [Текст]. - Брест: Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина,
2009. - 364 с.
35. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика) [Текст] / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. - Екатеринбург, 2001. - 140 с.
36. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст]. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
37. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/763932/
38. Филинкова, Н.А. Формирование у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру на основе интеграции различных видов искусств [Текст]// Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - С. 12-18.
39. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/1/0424/1_0424-87.shtml
40. Цквитария Т.А. Интеграция искусств как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения природы: диссертация ... кандидата педагогических наук [Текст]. - Ростов-на-Дону, 2008. - 201 с.
41.Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/697995/
42. Экологическое и эстетическое воспитание школьников [Текст]/ Под ред. Л. П. Печко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 214 с.
43. Эстетическое воспитание школьников / Под ред.: А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scienc
eforum.ru/2015/1310/15876
44. Юсов, Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном раз-витии школьников [Текст]. - Луганск, 1990. - 175 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ