ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования проектных умений младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»
1.1 Проектные умения младшего школьника: сущность и
значение 7
1.2 Возрастные особенности формирования проектных умений у
детей младшего школьного возраста 12
1.3 Анализ педагогических условий формирования проектных
умений у младших школьников на уроках по предмету "Окружающий мир" 21
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию проектных умений младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»
2.1 Диагностика уровня сформированности проектных умений
у младших школьников 36
2.2 Содержание и результаты экспериментальной работы по формированию проектных умений младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 41
Заключение 49
Библиографический список 53
Приложение 58
Глава 1. Теоретические основы формирования проектных умений младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»
1.1 Проектные умения младшего школьника: сущность и
значение 7
1.2 Возрастные особенности формирования проектных умений у
детей младшего школьного возраста 12
1.3 Анализ педагогических условий формирования проектных
умений у младших школьников на уроках по предмету "Окружающий мир" 21
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию проектных умений младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»
2.1 Диагностика уровня сформированности проектных умений
у младших школьников 36
2.2 Содержание и результаты экспериментальной работы по формированию проектных умений младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 41
Заключение 49
Библиографический список 53
Приложение 58
Одним из приоритетных направлений развития начального образования является формирование у младших школьников группы учебных умений. Но сейчас все уже хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формирование у младших школьников знаний-умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика; необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась учебно-исследовательская деятельность, которой занимается ребенок, ее цель, мотив, конкретные учебные и операции. Только в этом случае учащийся становится активным участником деятельности или, как говорят психологи, ее субъектом.
В настоящее время государству необходимы люди, умеющие интегрировать знания и применять их на практике, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Действующий традиционный подход к обучению не оправдывает себя, так как основывается на воспроизведении учащимся полученных знаний. Новый Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) подразумевает построение образовательного процесса на основе самостоятельного получения учащимися новых знаний в результате работы над учебным материалом. Для достижения поставленных целей в старшей школе, нужно приучать к активной познавательной деятельности детей уже в младших классах (ФГОС НОО, 2015, 45).
Одним из вариантов в решении данной проблемы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития проектных умений. В настоящее время метод проектов все чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся проектов. Данный подход способствует проявлению творческой индивидуальности ребенка, его самовыражению, позволяет успешно осваивать основные художественные композиции и реализовывать межпредметные связи, обеспечивая формирование проектных умений.
Необходимость решения данной проблемы потребовала анализа психолого-педагогической литературы. Проблемой формирования проектных умений младших школьников в процессе учебно-познавательной деятельности занимаются известные педагоги, психологи, дидакты - Божович Л. И., Бычков А.В., Гальперин П. Я., Гузеев В.В., Разагатова Н.А., Репкина В. В., Симоненко В.Д., Хуторской А.В., Чечель И.Д., Ястребцова Е.Н. и др.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования проектных умений младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс формирования проектных умений младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования проектных умений младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование проектных умений младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» будет эффективно, если:
1) включить в образовательный процесс технологию проектной деятельности;
2) в качестве основных методов обучения младших школьников применять проблемные и частично-поисковые.
Задачи исследования:
1. Раскрыть значение и сущность проектных умений младших школьников.
2. Изучить психолого-педагогические особенности формирования проектных умений младших школьников.
3. Проанализировать психолого-педагогические условия формирования проектных умений младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
4. Провести диагностику уровня сформированности проектных умений младших школьников.
5. Разработать и апробировать систему занятий по формированию проектных умений младших школьников.
Для решения поставленных задач нами использованы теоретические методы исследования: анализ литературы, систематизация и обобщение информации; эмпирические методы исследования: наблюдение,
анкетирование, диагностические методики.
База экспериментальной работы: МОУ ООШ №34 г. Белгорода, 3«А» класс.
Практическая значимость работы заключается в разработке уроков по предмету «Окружающий мир» направленных на формирование проектных умений младших школьников.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальностью темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе раскрывается значение и сущность проектных умений младших школьников, изучаются и анализируются особенности формирования проектных умений у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе описываются: экспериментальная часть работы, данные диагностики на констатирующем этапе, перечень мероприятий, занятий, проводимых на формирующем этапе для формирования проектных умений младших школьников на уроке по предмету «Окружающий мир», а также контрольные результаты экспериментальной работы.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
В настоящее время государству необходимы люди, умеющие интегрировать знания и применять их на практике, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Действующий традиционный подход к обучению не оправдывает себя, так как основывается на воспроизведении учащимся полученных знаний. Новый Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) подразумевает построение образовательного процесса на основе самостоятельного получения учащимися новых знаний в результате работы над учебным материалом. Для достижения поставленных целей в старшей школе, нужно приучать к активной познавательной деятельности детей уже в младших классах (ФГОС НОО, 2015, 45).
Одним из вариантов в решении данной проблемы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития проектных умений. В настоящее время метод проектов все чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся проектов. Данный подход способствует проявлению творческой индивидуальности ребенка, его самовыражению, позволяет успешно осваивать основные художественные композиции и реализовывать межпредметные связи, обеспечивая формирование проектных умений.
Необходимость решения данной проблемы потребовала анализа психолого-педагогической литературы. Проблемой формирования проектных умений младших школьников в процессе учебно-познавательной деятельности занимаются известные педагоги, психологи, дидакты - Божович Л. И., Бычков А.В., Гальперин П. Я., Гузеев В.В., Разагатова Н.А., Репкина В. В., Симоненко В.Д., Хуторской А.В., Чечель И.Д., Ястребцова Е.Н. и др.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования проектных умений младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс формирования проектных умений младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования проектных умений младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование проектных умений младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» будет эффективно, если:
1) включить в образовательный процесс технологию проектной деятельности;
2) в качестве основных методов обучения младших школьников применять проблемные и частично-поисковые.
Задачи исследования:
1. Раскрыть значение и сущность проектных умений младших школьников.
2. Изучить психолого-педагогические особенности формирования проектных умений младших школьников.
3. Проанализировать психолого-педагогические условия формирования проектных умений младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
4. Провести диагностику уровня сформированности проектных умений младших школьников.
5. Разработать и апробировать систему занятий по формированию проектных умений младших школьников.
Для решения поставленных задач нами использованы теоретические методы исследования: анализ литературы, систематизация и обобщение информации; эмпирические методы исследования: наблюдение,
анкетирование, диагностические методики.
База экспериментальной работы: МОУ ООШ №34 г. Белгорода, 3«А» класс.
Практическая значимость работы заключается в разработке уроков по предмету «Окружающий мир» направленных на формирование проектных умений младших школьников.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальностью темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе раскрывается значение и сущность проектных умений младших школьников, изучаются и анализируются особенности формирования проектных умений у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе описываются: экспериментальная часть работы, данные диагностики на констатирующем этапе, перечень мероприятий, занятий, проводимых на формирующем этапе для формирования проектных умений младших школьников на уроке по предмету «Окружающий мир», а также контрольные результаты экспериментальной работы.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
Обобщая анализ литературы и опыт исследователей по формированию проектных умений школьников, мы определили понятие «проектных умений» как способность проектировать целенаправленный процесс деятельности, ее результаты, условия, перспективы развития.
Мы пришли к выводу, что проектные умения - это группа навыков, которые отличаются такой особенностью, как их общность в отношении деятельности по проекту, целью которой является создание технологического процесса для проектирования и производства продуктов и решения творческих задач.
Особенно важным в формировании проектных умений является целенаправленное вовлечение школьников в активную, сознательную и интеллектуальную деятельность путем внедрения в процесс обучения активных методов, форм и современных педагогических технологий:, проектные технологии, практико-ориентированные задания.. Они
способствуют самостоятельной и творческой работе под руководством преподавателя учебной и практической работы, направленной на развитие проектных навыков школьников.
Мы можем сказать, что младший школьный возраст отлично подходит для формирования проектных умений. Учащиеся узнают лучше новые знания, если они сами получили их, увидев, услышав или коснувшись. Но также необходимо учитывать, что в этом возрасте дети имеют наиболее развитое непроизвольное внимание, поэтому предлагаемые ими исследования должны быть яркими и запоминающимися. Таким образом, задача учителя заключается в том, чтобы при использовании на уроках элементы проектной деятельности, направлять неотъемлемый потенциал младших школьников в правильном направлении.
Проанализировали педагогические условия, обеспечивающие
эффективность процесса формирования проектных умений младших школьников. Выделили такие педагогические условия, как возрастные особенности детей в организации обучения проектной деятельности, мотивация проектной деятельности школьников, положение и деятельность учителя, как организатора образовательной и научно-исследовательской деятельности для обеспечения систематической и целенаправленности деятельности по проекту.
Одним из важнейших условий повышения эффективности образовательного процесса является организация образовательной исследовательской деятельности и формирование ее основного компонента - проектные умения, которые не только помогают учащимся лучше справляться с требованиями программы, но и развивать их логические мышления, создают внутренний мотив для учебной деятельности в целом.
Мы пришли к выводу, что формирование проектных умений дает школьнику возможность:
- овладеть методами проектов и использовать их при изучении материалов любых дисциплин;
- возможность применения приобретенных знаний и навыков в реализации их собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению школьников; возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом. Это связано с внедрением проектной деятельности в учебный процесс.
Была проведена диагностика формирования проектных умений у детей младшего школьного возраста. На констатирующем этапе увидели, что для большинства учащихся проектные умения формирования на среднем уровне. Дети имеют знания об организации некоторой простой проектной работы, они видят и определяют проблему, выдвигают гипотезу. Но проявление творчества у них можно считать низким. Таким образом, предположение учителей подтверждается, что для младших школьников наиболее трудными задачами являются те, в которых необходима самостоятельность. Внедрение экспериментальной деятельности по организации уроков по теме «Окружающий мир» поможет развить навыки самостоятельной деятельности учащихся и содействовать развитию проектных навыков детей. С этой целью на формирующем этапе была разработана система занятий по формированию проектных умений детей в курсе "Окружающий мир". На контрольном этапе можно проследить динамику в формировании проектных умений у школьников. Высокий и средний уровень формирования проектных умений значительно вырос, процент детей с низким уровнем снизился.
В конце эксперимента у детей вырос уровень сформированности проектных умений. Дети стали более охотно выполнять задания на уроке, в том числе и проблемного характера, реже прибегают помощи учителя.
Таким образом, основной вывод данного исследования состоит в том, что гипотеза исследования подтвердилась и опытно-экспериментальная деятельность действительно является весьма эффективным средством изучения курса «Окружающий мир», при условии, что она реализуется как через совместную со взрослым, так и через самостоятельную деятельность младших школьников и осуществляется при наличии четких разъяснений, касающихся процесса организации деятельности.
Актуальность работы очевидна: учителя современного учебного процесса призваны уделять особое внимание новым педагогическим технологиям, изучать законы педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения.
Данная работа еще раз доказывает, что такой инновационный метод обучения, как подготовка к проектам, весьма эффективно направляет свою деятельность на формирование у младших школьников проектных умений, необходимых для школьной и повседневной жизни.
Можно утверждать, что учителю необходимо создавать основу эффективного формирования основных проектных умений младших школьников. Также учитель должен быть знаком и с методиками развития проектных умений, обладая этими знаниями и применяя их в своей работе по формированию проектных умений, учитель добьется наивысшего результата в приобретении учащимися знаний, умений в этой области образовательной деятельности.
Мы пришли к выводу, что проектные умения - это группа навыков, которые отличаются такой особенностью, как их общность в отношении деятельности по проекту, целью которой является создание технологического процесса для проектирования и производства продуктов и решения творческих задач.
Особенно важным в формировании проектных умений является целенаправленное вовлечение школьников в активную, сознательную и интеллектуальную деятельность путем внедрения в процесс обучения активных методов, форм и современных педагогических технологий:, проектные технологии, практико-ориентированные задания.. Они
способствуют самостоятельной и творческой работе под руководством преподавателя учебной и практической работы, направленной на развитие проектных навыков школьников.
Мы можем сказать, что младший школьный возраст отлично подходит для формирования проектных умений. Учащиеся узнают лучше новые знания, если они сами получили их, увидев, услышав или коснувшись. Но также необходимо учитывать, что в этом возрасте дети имеют наиболее развитое непроизвольное внимание, поэтому предлагаемые ими исследования должны быть яркими и запоминающимися. Таким образом, задача учителя заключается в том, чтобы при использовании на уроках элементы проектной деятельности, направлять неотъемлемый потенциал младших школьников в правильном направлении.
Проанализировали педагогические условия, обеспечивающие
эффективность процесса формирования проектных умений младших школьников. Выделили такие педагогические условия, как возрастные особенности детей в организации обучения проектной деятельности, мотивация проектной деятельности школьников, положение и деятельность учителя, как организатора образовательной и научно-исследовательской деятельности для обеспечения систематической и целенаправленности деятельности по проекту.
Одним из важнейших условий повышения эффективности образовательного процесса является организация образовательной исследовательской деятельности и формирование ее основного компонента - проектные умения, которые не только помогают учащимся лучше справляться с требованиями программы, но и развивать их логические мышления, создают внутренний мотив для учебной деятельности в целом.
Мы пришли к выводу, что формирование проектных умений дает школьнику возможность:
- овладеть методами проектов и использовать их при изучении материалов любых дисциплин;
- возможность применения приобретенных знаний и навыков в реализации их собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению школьников; возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом. Это связано с внедрением проектной деятельности в учебный процесс.
Была проведена диагностика формирования проектных умений у детей младшего школьного возраста. На констатирующем этапе увидели, что для большинства учащихся проектные умения формирования на среднем уровне. Дети имеют знания об организации некоторой простой проектной работы, они видят и определяют проблему, выдвигают гипотезу. Но проявление творчества у них можно считать низким. Таким образом, предположение учителей подтверждается, что для младших школьников наиболее трудными задачами являются те, в которых необходима самостоятельность. Внедрение экспериментальной деятельности по организации уроков по теме «Окружающий мир» поможет развить навыки самостоятельной деятельности учащихся и содействовать развитию проектных навыков детей. С этой целью на формирующем этапе была разработана система занятий по формированию проектных умений детей в курсе "Окружающий мир". На контрольном этапе можно проследить динамику в формировании проектных умений у школьников. Высокий и средний уровень формирования проектных умений значительно вырос, процент детей с низким уровнем снизился.
В конце эксперимента у детей вырос уровень сформированности проектных умений. Дети стали более охотно выполнять задания на уроке, в том числе и проблемного характера, реже прибегают помощи учителя.
Таким образом, основной вывод данного исследования состоит в том, что гипотеза исследования подтвердилась и опытно-экспериментальная деятельность действительно является весьма эффективным средством изучения курса «Окружающий мир», при условии, что она реализуется как через совместную со взрослым, так и через самостоятельную деятельность младших школьников и осуществляется при наличии четких разъяснений, касающихся процесса организации деятельности.
Актуальность работы очевидна: учителя современного учебного процесса призваны уделять особое внимание новым педагогическим технологиям, изучать законы педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения.
Данная работа еще раз доказывает, что такой инновационный метод обучения, как подготовка к проектам, весьма эффективно направляет свою деятельность на формирование у младших школьников проектных умений, необходимых для школьной и повседневной жизни.
Можно утверждать, что учителю необходимо создавать основу эффективного формирования основных проектных умений младших школьников. Также учитель должен быть знаком и с методиками развития проектных умений, обладая этими знаниями и применяя их в своей работе по формированию проектных умений, учитель добьется наивысшего результата в приобретении учащимися знаний, умений в этой области образовательной деятельности.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПО
ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках по
предмету «Окружающий мир» во втором классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ УМЕНИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018



