ИСТОРИЯ МБОУ «ПОЧАЕВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ» ГРАЙВОРОНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (2000-2015 гг.)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ 8
1.1 История школы 8
1.2 Общая характеристика образовательного учреждения 22
1.3 Структура управления общеобразовательного учреждения, органов самоуправления 27
ГЛАВА 2. УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 36
2.1 Состав обучающихся 36
2.2 Условия осуществления образовательного процесса, материально-техническая база 38
3.3 Кадровое обеспечение образовательного процесса 39
2.4 Результаты образовательной деятельности 45
2.5 Научно-методическая и инновационная деятельность 48
педагогического коллектива 48
ГЛАВА 3. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 52
3.1 Мониторинг удовлетворенности учащихся и родителей жизнедетельностью школы и диагностика уровня воспитанности обучающихся 52
3.2. Школа - культурно-образовательный центр на селе 56
3.3 Спортивно-оздоровительная деятельность 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ 8
1.1 История школы 8
1.2 Общая характеристика образовательного учреждения 22
1.3 Структура управления общеобразовательного учреждения, органов самоуправления 27
ГЛАВА 2. УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 36
2.1 Состав обучающихся 36
2.2 Условия осуществления образовательного процесса, материально-техническая база 38
3.3 Кадровое обеспечение образовательного процесса 39
2.4 Результаты образовательной деятельности 45
2.5 Научно-методическая и инновационная деятельность 48
педагогического коллектива 48
ГЛАВА 3. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 52
3.1 Мониторинг удовлетворенности учащихся и родителей жизнедетельностью школы и диагностика уровня воспитанности обучающихся 52
3.2. Школа - культурно-образовательный центр на селе 56
3.3 Спортивно-оздоровительная деятельность 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Актуальность исследования. Одной из актуальных задач современно¬сти является модернизация системы образования. Инновации в сфере образо¬вания призваны сделать школу современной, эффективной, отвечающей са¬мым высоким требованиям и способной удовлетворить запросы государства и общества. На современном этапе это является важнейшей задачей, решение которой носит стратегический характер и требует безотлагательных мер со стороны государства и общества. От состояния системы образования и , кон¬кретно, школы зависит будущее страны, ее дальнейшие перспективы.
Сельская школа представляет собой особый тип школы. Особенности сельской школы обусловлены рядом факторов, связанных с историческими условиями, со спецификой среды обитания, характером производительного труда селян, условий их жизни. Школа на селе - это не просто образователь-ное учреждение, а мощный фактор развития деревенской жизни, центральная составляющая российского уклада жизни. Задачи, стоящие перед сельской школой, отличаются особой сложностью. С одной стороны, преимуществен¬ная ориентация выпускников школы на труд в области сельского хозяйства и общую задачу их личностного духовного развития. Ввиду этого, является ак¬туальным изучение опыта работы сельской малокомплектной школы на при¬мере МБОУ «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворон- ского района Белгородской области».
Выбор этот далеко не случаен: школа была земской до Октябрьской ре¬волюции, самой обычной, не показательной. Именно в этой школе учились мои дедушки и бабушки, родители, и эту школу закончил я.
Объект исследования - МБОУ «Почаевская средняя общеобразова-тельная школа» Грайворонского района Белгородской области».
Предмет исследования - история МБОУ«Почаевская средняя общеоб¬разовательная школа» Грайворонского района Белгородской области».
Цель исследования - изучение истории и основных направлений дея-тельности МБОУ «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайво- ронского района Белгородской области за период 2000-2015 гг.
Задачи исследования:
- рассмотреть основные этапы развития МБОУ «Почаевская средняя об¬щеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской обла¬сти;
- изучить основные направления учебно-образовательной деятельности школы;
- выявить и проанализировать основные направления учебно-воспитательной деятельности.
Степень изученности. Проблемой изучения истории Почаевской шко¬лы занимались учителя - краеведы. Большой вклад в изучение данной темы внес учитель истории Серых Филипп Алексеевич, ветеран Великой Отече¬ственной войны, работавший в данной школе с 1946 по 1970 год. Его заметки печатались в местной газете «Призыв» Борисовского района . Учитель исто¬рии Пашков Николай Васильевич систематизировал историю школы, в настоящее время весь этот исследовательский материал содержится в музее школы . В последние годы данной проблеме уделяла внимание учитель исто¬рии Касилова Светлана Анатольевна.
Источниковую базу исследования составили архивные материалы и опубликованные документы. Основой источниковой базы исследования яви-лись неопубликованные документы из Государственного архива Белгородской
области (ГАБО): Ф. 23. Грайворонская уездная земская управа, О.Ф. 129. Бла¬гочинные по Грайворонскому уезду Курской епархии.
Кроме того, были исследованы журналы заседаний Грайворонского уездного земского собрания. Журналы заседаний издавались отдельными книжками по сессиям за год со сметами и раскладками.
Текущая школьная статистика Курского губернского земства, изданная в конце XIX начале XX вв. типографией Курского губернского земства, нахо¬дится сейчас в Государственном архиве Белгородской области. В сборники включены документы, необходимые для оценки образования системы в зем¬ских школах Курского губернского земства.
В книге «Грайворон сквозь свет веков» представлены материалы о засе¬лении Грайворонского края .
Кичигин В.П. в своей книге «Народная культура юга России: Белгород¬ская область» системно изложил этно-фольклорный материал о народной культуре, формировавшейся в течение четырехсот лет на территории бывшей Белгородской Засечной черты, и дает характеристику однодворцам, к кото¬рым относились и жители села Почаево .
Фомичев И.В. в книге «Развитие общеобразовательной школы в России до 1917 года», опираясь на богатый краеведческий материал, рассмотрел во¬прос о подготовке педагогических кадров в контексте изменений государ¬ственной системы. Проанализированы материалы печатных сборников из опыта работы педагогического коллектива МБОУ «Почаевская СОШ».
Были изучены материалы периодической печати периода исследования. В дипломной работе использованы материалы педагогических периодических изданий. Следует назвать такие журналы, как «Народное образование», «Классный руководитель». В них публиковались материалы из опыта работы Почаевской школы за указанный период. Фактический материал по данной теме содержится в периодических изданиях «Белгородские известия» и в местной газете «Родной край».
При выполнении дипломной работы использовалось текущее делопро¬изводство и локальные акты МБОУ «Почаевская СОШ» Грайворонского рай¬она .
Таким образом, использованные в исследовании архивные и печатные источники содержат различную по полноте информацию и, зачастую, пред¬ставляют собой ранее не освещавшиеся материалы.
Методологической основой для написания данной работы явился конкретно-исторический подход и опора на широкий круг источников. В ис¬следовании использованы следующие основные общеисторические методы: историко-системный, историко-сравнительный, историко-типологический.
Историко-системный метод применялся в качестве анализа историче-ского явления как единой системы, со всеми имеющимися внутренними и внешними взаимосвязями.
Историко-сравнительный метод позволил раскрывать сущность иссле¬дуемых явлений.
Историко-типологический метод предусматривал выделение типов и этапов исторического развития на основе изучения разнообразного фактиче¬ского материала.
Использовались метод анализа и синтеза, метод наблюдения, анализ научной литературы, анализ периодических изданий.
Научная новизна исследования состоит в том, что были установлены малоизученные аспекты истории школы, определена дата основания школы.
Апробация дипломной работы прошла на педагогическом совете шко¬лы, где был сделан доклад.
Практическая значимость заключается в том, что результаты прове¬денного исследования будут размещены на сайте проекта «Электронная эн¬циклопедия сельских школ России». В результате будет создана электронная страничка Почаевской сельской школы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Сельская школа представляет собой особый тип школы. Особенности сельской школы обусловлены рядом факторов, связанных с историческими условиями, со спецификой среды обитания, характером производительного труда селян, условий их жизни. Школа на селе - это не просто образователь-ное учреждение, а мощный фактор развития деревенской жизни, центральная составляющая российского уклада жизни. Задачи, стоящие перед сельской школой, отличаются особой сложностью. С одной стороны, преимуществен¬ная ориентация выпускников школы на труд в области сельского хозяйства и общую задачу их личностного духовного развития. Ввиду этого, является ак¬туальным изучение опыта работы сельской малокомплектной школы на при¬мере МБОУ «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворон- ского района Белгородской области».
Выбор этот далеко не случаен: школа была земской до Октябрьской ре¬волюции, самой обычной, не показательной. Именно в этой школе учились мои дедушки и бабушки, родители, и эту школу закончил я.
Объект исследования - МБОУ «Почаевская средняя общеобразова-тельная школа» Грайворонского района Белгородской области».
Предмет исследования - история МБОУ«Почаевская средняя общеоб¬разовательная школа» Грайворонского района Белгородской области».
Цель исследования - изучение истории и основных направлений дея-тельности МБОУ «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайво- ронского района Белгородской области за период 2000-2015 гг.
Задачи исследования:
- рассмотреть основные этапы развития МБОУ «Почаевская средняя об¬щеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской обла¬сти;
- изучить основные направления учебно-образовательной деятельности школы;
- выявить и проанализировать основные направления учебно-воспитательной деятельности.
Степень изученности. Проблемой изучения истории Почаевской шко¬лы занимались учителя - краеведы. Большой вклад в изучение данной темы внес учитель истории Серых Филипп Алексеевич, ветеран Великой Отече¬ственной войны, работавший в данной школе с 1946 по 1970 год. Его заметки печатались в местной газете «Призыв» Борисовского района . Учитель исто¬рии Пашков Николай Васильевич систематизировал историю школы, в настоящее время весь этот исследовательский материал содержится в музее школы . В последние годы данной проблеме уделяла внимание учитель исто¬рии Касилова Светлана Анатольевна.
Источниковую базу исследования составили архивные материалы и опубликованные документы. Основой источниковой базы исследования яви-лись неопубликованные документы из Государственного архива Белгородской
области (ГАБО): Ф. 23. Грайворонская уездная земская управа, О.Ф. 129. Бла¬гочинные по Грайворонскому уезду Курской епархии.
Кроме того, были исследованы журналы заседаний Грайворонского уездного земского собрания. Журналы заседаний издавались отдельными книжками по сессиям за год со сметами и раскладками.
Текущая школьная статистика Курского губернского земства, изданная в конце XIX начале XX вв. типографией Курского губернского земства, нахо¬дится сейчас в Государственном архиве Белгородской области. В сборники включены документы, необходимые для оценки образования системы в зем¬ских школах Курского губернского земства.
В книге «Грайворон сквозь свет веков» представлены материалы о засе¬лении Грайворонского края .
Кичигин В.П. в своей книге «Народная культура юга России: Белгород¬ская область» системно изложил этно-фольклорный материал о народной культуре, формировавшейся в течение четырехсот лет на территории бывшей Белгородской Засечной черты, и дает характеристику однодворцам, к кото¬рым относились и жители села Почаево .
Фомичев И.В. в книге «Развитие общеобразовательной школы в России до 1917 года», опираясь на богатый краеведческий материал, рассмотрел во¬прос о подготовке педагогических кадров в контексте изменений государ¬ственной системы. Проанализированы материалы печатных сборников из опыта работы педагогического коллектива МБОУ «Почаевская СОШ».
Были изучены материалы периодической печати периода исследования. В дипломной работе использованы материалы педагогических периодических изданий. Следует назвать такие журналы, как «Народное образование», «Классный руководитель». В них публиковались материалы из опыта работы Почаевской школы за указанный период. Фактический материал по данной теме содержится в периодических изданиях «Белгородские известия» и в местной газете «Родной край».
При выполнении дипломной работы использовалось текущее делопро¬изводство и локальные акты МБОУ «Почаевская СОШ» Грайворонского рай¬она .
Таким образом, использованные в исследовании архивные и печатные источники содержат различную по полноте информацию и, зачастую, пред¬ставляют собой ранее не освещавшиеся материалы.
Методологической основой для написания данной работы явился конкретно-исторический подход и опора на широкий круг источников. В ис¬следовании использованы следующие основные общеисторические методы: историко-системный, историко-сравнительный, историко-типологический.
Историко-системный метод применялся в качестве анализа историче-ского явления как единой системы, со всеми имеющимися внутренними и внешними взаимосвязями.
Историко-сравнительный метод позволил раскрывать сущность иссле¬дуемых явлений.
Историко-типологический метод предусматривал выделение типов и этапов исторического развития на основе изучения разнообразного фактиче¬ского материала.
Использовались метод анализа и синтеза, метод наблюдения, анализ научной литературы, анализ периодических изданий.
Научная новизна исследования состоит в том, что были установлены малоизученные аспекты истории школы, определена дата основания школы.
Апробация дипломной работы прошла на педагогическом совете шко¬лы, где был сделан доклад.
Практическая значимость заключается в том, что результаты прове¬денного исследования будут размещены на сайте проекта «Электронная эн¬циклопедия сельских школ России». В результате будет создана электронная страничка Почаевской сельской школы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
На современную школу возложена задача образования и воспитания подрастающего поколения. Это ответственная и сложная работа, от успешной реализации которой зависит в итоге будущее страны.
Объектом данного исследования являлась МБОУ «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области.
В ходе данного исследования мы разобрали основные этапы развития школы: от ее основания до сегодняшних дней. Особое внимание было уделено периоду с 2000 по 2015 годы.
В данной главе были рассмотрены основные этапы развития школы. Изучение истории образования школы позволило сделать ряд выводов.
Дата основания школы, опубликованная на сайте школы - 1898 год яв¬ляется неточной. По неопубликованным документам Государственного архи¬ва Белгородской области дата основания школы-1881 год.
Рассмотрены особенности земской школы конца XIX - начала XX века на примере деятельности земской школы села Почаево, состояние учебного помещения, обеспечение школы обязательными учебными и наглядными по-собиями, заработная плата земского учителя, какие предметы изучались в школах Грайворонского уезда.
Проанализировав ситуацию в народном образовании Грайворонского уезда, было выявлено, что именно негосударственные земские школы стали общедоступными образовательными учреждениями, которые выражали по-требности крестьян в образовании.
Дана полная характеристика муниципального бюджетного общеобразо¬вательного учреждения «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области. Представлена учебно¬педагогическая документация школы.
Выявлено, что в школе создана достаточно эффективная управленческая система, структура и управленческий механизм: директор - заместители - ру¬ководители МО, органы ученического самоуправления и общественного управления, а также целостная система информационно - аналитического обеспечения управления, отрабатывается система стимулирования участников образовательного процесса.
Во второй главе была дана общая характеристика образовательного учреждения, включающая в себя структуру управления.
Мы выяснили, что в школе создана достаточно эффективная управлен-ческая система, структура и управленческий механизм, в который входит ди¬ректор, заместители, руководители МО, органы ученического самоуправления и общественного управления (управляющий совет, попечительский совет, ро¬дительский комитет).
В рамках данной главы был изучен состав обучающихся (общее число учащихся, характеристика социального статуса их семей); условия осуществ¬ления образовательного процесса; особенности учебного плана школы и ре¬жима обучения; кадровое обеспечение образовательного процесса; результаты образовательной деятельности.
Выяснили, что в общеобразовательном учреждении действует автор-ская воспитательная программа «Школа творчества и успеха». Анализ удовле-творенности жизнедеятельностью школы учащихся и родителей что, недостаточ¬но учитываются и развиваются индивидуальные особенности учеников в процес¬се обучения и внеклассной воспитательной работе, нет системы в работе класс-ного руководителя по работе с родителями. В целом отмечается достаточная удовлетворенность учащихся и родителей школьной атмосферой.
Почаевская школа является центром культуры, досуга и работы с обще¬ственностью села. В рамках создания единого образовательного простран¬ства школа осуществляет социальное партнерство с сопредельными структурами: В воспитании и творческом развитии обучающихся участвуют: школа, семья, сельский модельный Дом культуры, администрация Грайворон¬ского района и сельского поселения, совет ветеранов, фельдшерско- акушерский пункт, духовно-просветительский Центр во имя святителя Ио- асафа г.Грайворон и др.
В третьей главе были проанализированы основные направления воспи¬тательной деятельности школы. Рассмотрена деятельность детской организа¬ции «Школьная республика», музея «Истоки», деятельность производствен¬ной бригады школы до 2005 года, а также спортивно-оздоровительная дея¬тельность.
Проанализировав работу образовательного учреждения, мы определили, как изменялись отдельные аспекты деятельности школы, каким направлениям уделялось большее внимание, чему отдавался приоритет.
За прошедшие 15 лет, как видно из нашего исследования, в работе шко¬лы произошли позитивные изменения. Школа заметно расширила свою дея¬тельность, сделала упор на патриотическое и духовно-нравственное воспита¬ние. Вырос профессиональный уровень педагогического коллектива, и обно¬вилось содержание образования, улучшилось материально-техническое осна¬щение школы, что благотворно сказалось на качестве знаний учащихся.
История МБОУ «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области - это история непрерывной и кропотливой работы ее коллектива. Эта работа направлена на решение глав¬ной задачи школы XXI века, которая заключается в формировании образован¬ного, эрудированного, духовно богатого человека-гражданина, способного успешно реализовать свой творческий потенциал, любящего Родину и готово¬го служить ее интересам.
Объектом данного исследования являлась МБОУ «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области.
В ходе данного исследования мы разобрали основные этапы развития школы: от ее основания до сегодняшних дней. Особое внимание было уделено периоду с 2000 по 2015 годы.
В данной главе были рассмотрены основные этапы развития школы. Изучение истории образования школы позволило сделать ряд выводов.
Дата основания школы, опубликованная на сайте школы - 1898 год яв¬ляется неточной. По неопубликованным документам Государственного архи¬ва Белгородской области дата основания школы-1881 год.
Рассмотрены особенности земской школы конца XIX - начала XX века на примере деятельности земской школы села Почаево, состояние учебного помещения, обеспечение школы обязательными учебными и наглядными по-собиями, заработная плата земского учителя, какие предметы изучались в школах Грайворонского уезда.
Проанализировав ситуацию в народном образовании Грайворонского уезда, было выявлено, что именно негосударственные земские школы стали общедоступными образовательными учреждениями, которые выражали по-требности крестьян в образовании.
Дана полная характеристика муниципального бюджетного общеобразо¬вательного учреждения «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области. Представлена учебно¬педагогическая документация школы.
Выявлено, что в школе создана достаточно эффективная управленческая система, структура и управленческий механизм: директор - заместители - ру¬ководители МО, органы ученического самоуправления и общественного управления, а также целостная система информационно - аналитического обеспечения управления, отрабатывается система стимулирования участников образовательного процесса.
Во второй главе была дана общая характеристика образовательного учреждения, включающая в себя структуру управления.
Мы выяснили, что в школе создана достаточно эффективная управлен-ческая система, структура и управленческий механизм, в который входит ди¬ректор, заместители, руководители МО, органы ученического самоуправления и общественного управления (управляющий совет, попечительский совет, ро¬дительский комитет).
В рамках данной главы был изучен состав обучающихся (общее число учащихся, характеристика социального статуса их семей); условия осуществ¬ления образовательного процесса; особенности учебного плана школы и ре¬жима обучения; кадровое обеспечение образовательного процесса; результаты образовательной деятельности.
Выяснили, что в общеобразовательном учреждении действует автор-ская воспитательная программа «Школа творчества и успеха». Анализ удовле-творенности жизнедеятельностью школы учащихся и родителей что, недостаточ¬но учитываются и развиваются индивидуальные особенности учеников в процес¬се обучения и внеклассной воспитательной работе, нет системы в работе класс-ного руководителя по работе с родителями. В целом отмечается достаточная удовлетворенность учащихся и родителей школьной атмосферой.
Почаевская школа является центром культуры, досуга и работы с обще¬ственностью села. В рамках создания единого образовательного простран¬ства школа осуществляет социальное партнерство с сопредельными структурами: В воспитании и творческом развитии обучающихся участвуют: школа, семья, сельский модельный Дом культуры, администрация Грайворон¬ского района и сельского поселения, совет ветеранов, фельдшерско- акушерский пункт, духовно-просветительский Центр во имя святителя Ио- асафа г.Грайворон и др.
В третьей главе были проанализированы основные направления воспи¬тательной деятельности школы. Рассмотрена деятельность детской организа¬ции «Школьная республика», музея «Истоки», деятельность производствен¬ной бригады школы до 2005 года, а также спортивно-оздоровительная дея¬тельность.
Проанализировав работу образовательного учреждения, мы определили, как изменялись отдельные аспекты деятельности школы, каким направлениям уделялось большее внимание, чему отдавался приоритет.
За прошедшие 15 лет, как видно из нашего исследования, в работе шко¬лы произошли позитивные изменения. Школа заметно расширила свою дея¬тельность, сделала упор на патриотическое и духовно-нравственное воспита¬ние. Вырос профессиональный уровень педагогического коллектива, и обно¬вилось содержание образования, улучшилось материально-техническое осна¬щение школы, что благотворно сказалось на качестве знаний учащихся.
История МБОУ «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области - это история непрерывной и кропотливой работы ее коллектива. Эта работа направлена на решение глав¬ной задачи школы XXI века, которая заключается в формировании образован¬ного, эрудированного, духовно богатого человека-гражданина, способного успешно реализовать свой творческий потенциал, любящего Родину и готово¬го служить ее интересам.
Подобные работы
- ИСТОРИЯ МБОУ «ПОЧАЕВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ» ГРАЙВОРОНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (2000-2015 гг.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



