ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ 8
1.1 История школы 8
1.2 Общая характеристика образовательного учреждения 22
1.3 Структура управления общеобразовательного учреждения, органов самоуправления 27
ГЛАВА 2. УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 36
2.1 Состав обучающихся 36
2.2 Условия осуществления образовательного процесса, материально-техническая база 38
3.3 Кадровое обеспечение образовательного процесса 39
2.4 Результаты образовательной деятельности 45
2.5 Научно-методическая и инновационная деятельность 48
педагогического коллектива 48
ГЛАВА 3. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 52
3.1 Мониторинг удовлетворенности учащихся и родителей жизнедетельностью школы и диагностика уровня воспитанности обучающихся 52
3.2. Школа - культурно-образовательный центр на селе 56
3.3 Спортивно-оздоровительная деятельность 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Актуальность исследования. Одной из актуальных задач современно¬сти является модернизация системы образования. Инновации в сфере образо¬вания призваны сделать школу современной, эффективной, отвечающей са¬мым высоким требованиям и способной удовлетворить запросы государства и общества. На современном этапе это является важнейшей задачей, решение которой носит стратегический характер и требует безотлагательных мер со стороны государства и общества. От состояния системы образования и , кон¬кретно, школы зависит будущее страны, ее дальнейшие перспективы.
Сельская школа представляет собой особый тип школы. Особенности сельской школы обусловлены рядом факторов, связанных с историческими условиями, со спецификой среды обитания, характером производительного труда селян, условий их жизни. Школа на селе - это не просто образователь-ное учреждение, а мощный фактор развития деревенской жизни, центральная составляющая российского уклада жизни. Задачи, стоящие перед сельской школой, отличаются особой сложностью. С одной стороны, преимуществен¬ная ориентация выпускников школы на труд в области сельского хозяйства и общую задачу их личностного духовного развития. Ввиду этого, является ак¬туальным изучение опыта работы сельской малокомплектной школы на при¬мере МБОУ «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворон- ского района Белгородской области».
Выбор этот далеко не случаен: школа была земской до Октябрьской ре¬волюции, самой обычной, не показательной. Именно в этой школе учились мои дедушки и бабушки, родители, и эту школу закончил я.
Объект исследования - МБОУ «Почаевская средняя общеобразова-тельная школа» Грайворонского района Белгородской области».
Предмет исследования - история МБОУ«Почаевская средняя общеоб¬разовательная школа» Грайворонского района Белгородской области».
Цель исследования - изучение истории и основных направлений дея-тельности МБОУ «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайво- ронского района Белгородской области за период 2000-2015 гг.
Задачи исследования:
- рассмотреть основные этапы развития МБОУ «Почаевская средняя об¬щеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской обла¬сти;
- изучить основные направления учебно-образовательной деятельности школы;
- выявить и проанализировать основные направления учебно-воспитательной деятельности.
Степень изученности. Проблемой изучения истории Почаевской шко¬лы занимались учителя - краеведы. Большой вклад в изучение данной темы внес учитель истории Серых Филипп Алексеевич, ветеран Великой Отече¬ственной войны, работавший в данной школе с 1946 по 1970 год. Его заметки печатались в местной газете «Призыв» Борисовского района . Учитель исто¬рии Пашков Николай Васильевич систематизировал историю школы, в настоящее время весь этот исследовательский материал содержится в музее школы . В последние годы данной проблеме уделяла внимание учитель исто¬рии Касилова Светлана Анатольевна.
Источниковую базу исследования составили архивные материалы и опубликованные документы. Основой источниковой базы исследования яви-лись неопубликованные документы из Государственного архива Белгородской
области (ГАБО): Ф. 23. Грайворонская уездная земская управа, О.Ф. 129. Бла¬гочинные по Грайворонскому уезду Курской епархии.
Кроме того, были исследованы журналы заседаний Грайворонского уездного земского собрания. Журналы заседаний издавались отдельными книжками по сессиям за год со сметами и раскладками.
Текущая школьная статистика Курского губернского земства, изданная в конце XIX начале XX вв. типографией Курского губернского земства, нахо¬дится сейчас в Государственном архиве Белгородской области. В сборники включены документы, необходимые для оценки образования системы в зем¬ских школах Курского губернского земства.
В книге «Грайворон сквозь свет веков» представлены материалы о засе¬лении Грайворонского края .
Кичигин В.П. в своей книге «Народная культура юга России: Белгород¬ская область» системно изложил этно-фольклорный материал о народной культуре, формировавшейся в течение четырехсот лет на территории бывшей Белгородской Засечной черты, и дает характеристику однодворцам, к кото¬рым относились и жители села Почаево .
Фомичев И.В. в книге «Развитие общеобразовательной школы в России до 1917 года», опираясь на богатый краеведческий материал, рассмотрел во¬прос о подготовке педагогических кадров в контексте изменений государ¬ственной системы. Проанализированы материалы печатных сборников из опыта работы педагогического коллектива МБОУ «Почаевская СОШ».
Были изучены материалы периодической печати периода исследования. В дипломной работе использованы материалы педагогических периодических изданий. Следует назвать такие журналы, как «Народное образование», «Классный руководитель». В них публиковались материалы из опыта работы Почаевской школы за указанный период. Фактический материал по данной теме содержится в периодических изданиях «Белгородские известия» и в местной газете «Родной край».
При выполнении дипломной работы использовалось текущее делопро¬изводство и локальные акты МБОУ «Почаевская СОШ» Грайворонского рай¬она .
Таким образом, использованные в исследовании архивные и печатные источники содержат различную по полноте информацию и, зачастую, пред¬ставляют собой ранее не освещавшиеся материалы.
Методологической основой для написания данной работы явился конкретно-исторический подход и опора на широкий круг источников. В ис¬следовании использованы следующие основные общеисторические методы: историко-системный, историко-сравнительный, историко-типологический.
Историко-системный метод применялся в качестве анализа историче-ского явления как единой системы, со всеми имеющимися внутренними и внешними взаимосвязями.
Историко-сравнительный метод позволил раскрывать сущность иссле¬дуемых явлений.
Историко-типологический метод предусматривал выделение типов и этапов исторического развития на основе изучения разнообразного фактиче¬ского материала.
Использовались метод анализа и синтеза, метод наблюдения, анализ научной литературы, анализ периодических изданий.
Научная новизна исследования состоит в том, что были установлены малоизученные аспекты истории школы, определена дата основания школы.
Апробация дипломной работы прошла на педагогическом совете шко¬лы, где был сделан доклад.
Практическая значимость заключается в том, что результаты прове¬денного исследования будут размещены на сайте проекта «Электронная эн¬циклопедия сельских школ России». В результате будет создана электронная страничка Почаевской сельской школы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
На современную школу возложена задача образования и воспитания подрастающего поколения. Это ответственная и сложная работа, от успешной реализации которой зависит в итоге будущее страны.
Объектом данного исследования являлась МБОУ «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области.
В ходе данного исследования мы разобрали основные этапы развития школы: от ее основания до сегодняшних дней. Особое внимание было уделено периоду с 2000 по 2015 годы.
В данной главе были рассмотрены основные этапы развития школы. Изучение истории образования школы позволило сделать ряд выводов.
Дата основания школы, опубликованная на сайте школы - 1898 год яв¬ляется неточной. По неопубликованным документам Государственного архи¬ва Белгородской области дата основания школы-1881 год.
Рассмотрены особенности земской школы конца XIX - начала XX века на примере деятельности земской школы села Почаево, состояние учебного помещения, обеспечение школы обязательными учебными и наглядными по-собиями, заработная плата земского учителя, какие предметы изучались в школах Грайворонского уезда.
Проанализировав ситуацию в народном образовании Грайворонского уезда, было выявлено, что именно негосударственные земские школы стали общедоступными образовательными учреждениями, которые выражали по-требности крестьян в образовании.
Дана полная характеристика муниципального бюджетного общеобразо¬вательного учреждения «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области. Представлена учебно¬педагогическая документация школы.
Выявлено, что в школе создана достаточно эффективная управленческая система, структура и управленческий механизм: директор - заместители - ру¬ководители МО, органы ученического самоуправления и общественного управления, а также целостная система информационно - аналитического обеспечения управления, отрабатывается система стимулирования участников образовательного процесса.
Во второй главе была дана общая характеристика образовательного учреждения, включающая в себя структуру управления.
Мы выяснили, что в школе создана достаточно эффективная управлен-ческая система, структура и управленческий механизм, в который входит ди¬ректор, заместители, руководители МО, органы ученического самоуправления и общественного управления (управляющий совет, попечительский совет, ро¬дительский комитет).
В рамках данной главы был изучен состав обучающихся (общее число учащихся, характеристика социального статуса их семей); условия осуществ¬ления образовательного процесса; особенности учебного плана школы и ре¬жима обучения; кадровое обеспечение образовательного процесса; результаты образовательной деятельности.
Выяснили, что в общеобразовательном учреждении действует автор-ская воспитательная программа «Школа творчества и успеха». Анализ удовле-творенности жизнедеятельностью школы учащихся и родителей что, недостаточ¬но учитываются и развиваются индивидуальные особенности учеников в процес¬се обучения и внеклассной воспитательной работе, нет системы в работе класс-ного руководителя по работе с родителями. В целом отмечается достаточная удовлетворенность учащихся и родителей школьной атмосферой.
Почаевская школа является центром культуры, досуга и работы с обще¬ственностью села. В рамках создания единого образовательного простран¬ства школа осуществляет социальное партнерство с сопредельными структурами: В воспитании и творческом развитии обучающихся участвуют: школа, семья, сельский модельный Дом культуры, администрация Грайворон¬ского района и сельского поселения, совет ветеранов, фельдшерско- акушерский пункт, духовно-просветительский Центр во имя святителя Ио- асафа г.Грайворон и др.
В третьей главе были проанализированы основные направления воспи¬тательной деятельности школы. Рассмотрена деятельность детской организа¬ции «Школьная республика», музея «Истоки», деятельность производствен¬ной бригады школы до 2005 года, а также спортивно-оздоровительная дея¬тельность.
Проанализировав работу образовательного учреждения, мы определили, как изменялись отдельные аспекты деятельности школы, каким направлениям уделялось большее внимание, чему отдавался приоритет.
За прошедшие 15 лет, как видно из нашего исследования, в работе шко¬лы произошли позитивные изменения. Школа заметно расширила свою дея¬тельность, сделала упор на патриотическое и духовно-нравственное воспита¬ние. Вырос профессиональный уровень педагогического коллектива, и обно¬вилось содержание образования, улучшилось материально-техническое осна¬щение школы, что благотворно сказалось на качестве знаний учащихся.
История МБОУ «Почаевская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области - это история непрерывной и кропотливой работы ее коллектива. Эта работа направлена на решение глав¬ной задачи школы XXI века, которая заключается в формировании образован¬ного, эрудированного, духовно богатого человека-гражданина, способного успешно реализовать свой творческий потенциал, любящего Родину и готово¬го служить ее интересам.
Государственный архив Белгородской области (ГАБО)
1. ГАБО. - Ф. 23. Грайворонская уездная земская управа. - Оп.1. -Д. 7. - Л. 75.
2. ГАБО. - О.Ф. 129. Благочинные по Грайворонскому уезду Курской
епархии. - Оп. 1. - Д. 5. - Л. 26-37.
1.2. Опубликованные источники
3. Журналы заседаний XXXIV очередного Грайворонского земского со-брания 1898 года. - Курск, 1899. - 96 с.
4. Журналы заседаний XLIII очередного Грайворонского земского собра¬ния 1908 года. - Курск,1909. -187 с.
5. Журналы заседаний XLVIII очередного Грайворонского земского собра¬ния 1912 года. - Курск,1913. - 307 с.
6. Журнал заседаний XXXIII очередного Грайворонского уездного земско¬го собрания 1897 года. - Курск,1898. - 347 с.
7. Журналы заседаний XXXV очередного Грайворонского уездного зем¬ского собрания 1899 года. - Курск,1900 . - 302 с.
8. Сборник статистических сведений по Курской губернии. Статистические сведения по Грайворонскому уезду. - Курск,1885.- 249 с.
9. Текущая школьная статистика Курского губернского земства, 1897-1898. -Курск, 1898. - 20 с.
10. Текущая школьная статистика Курского губернского земства, 1906-1907. -Курск,1908. - 62 с.
2. Литература
1. Грайворон сквозь свет веков / сост. Е.Н.Доманова, И.А. Быканова, В.Ерошенко. - Белгород, 2005. -210 с.
2. Касилова, С.А. Организация научно-исследовательской и проектной деятельности школьников при использовании краеведения и музейных коллекций / С.А.Касилова // Непрерывное художественно-эстетическое образование в условиях перехода на ФГОС нового поколения: пробле¬мы и перспективы. - Белгород, 2012. - С. 103-105.
3. Кичигин, В.П. Народная культура юга России: Белгородская область / В.П.Кичигин. - Белгород, 2000. - 406 с.
4. Липовская, Л.Н. Организация внеурочной деятельности школы в усло¬виях социокультурного комплекса/Л.Н.Липовская//Граница - среда ин¬новации: формирование умных приграничных территорий. Белгород, 2013. —С 76-81.
5. Смогарева, Н.В. Использование педагогического потенциала этнокуль¬турного, краеведческого материала в учебно-воспитательном процессе сельской школы (на примере социального партнерства Почаевской СОШ Грайворонского района)/Н.В. Смогарева //Непрерывное художе¬ственно-эстетическое образование в условиях перехода на ФГОС нового поколения: проблемы и перспективы. — Белгород, 2012. — С.162-164.
6. Смогарева, Н.В.Возрождение национального самосознания у учащихся и приобщение их к народной культуре/Н.В.Смогарева//Сохранение не¬материального культурного наследия: проблемы и опыт. — Белгород,
2006. —С. 85-91.
7. Учебно-терминологический словарь. Музееведение, музейная педагоги¬ка, краеведение — Белгород, 2014. —130 с.
8. Фомичев, И.В. Развитие общеобразовательной школы в России до 1917 года / И.В.Фомичев. - Воронеж,1996. - 154 с.
3. Материалы периодической печати
1. Батуев, Д. Второй век сельской школы / Дмитрий Батуев // Родной край. —1998. — 30 мая. — С. 3.
2. Беспалов, В.Её судьба неотделима от судьбы школы / Виктор Беспалов // Родной край. —2008. — 27 августа. — С.2.
3. Беспалов, В.Лидерами не рождаются, лидера выбирают / Виктор Беспа¬лов // Родной край. —2008. — 07 мая. — С.4.
4. Беспалов, В.Она сердце отдает детям / Виктор Беспалов // Родной край. —2008. — 26 апреля. — С. 2.
5. Бондаренко, Ж. Названы победители конкурса «Учитель года» / Жанна Бондаренко // Родной край. —2011. — 05 апреля — С.1.
6. Бондаренко, Ж. Путь к совершенству личности / Жанна Бондаренко // Родной край. —2013. — 09 апреля — С.1.
7. Бондаренко, Ж. Отдохнули в православном лагере / Жанна Бондаренко // Родной край. —2011. — 16 июля. — С.1.
8. Быканова, И.Музей вышивки / Ирина Быканова // Родной край. —2005. — 18 мая. — С.2.
9. Водченко, С. Поем, танцуем, рисуем, творим./ Светлана Водченко // Родной край. —2012. — 27 октября — С.2.
10. Доманова, Е. Учитель года 1999 / Елена Доманова // Родной край. — 1999. — 10 марта. — С. 2.
11. Домашенко, Е. Плоды инициативы / Елена Домашенко // Родной край. —2005. — 21 января. — С.4.
12. Клыженко, А. Родниковый край / Анна Клыженко //Родной край. — 2006. — 12 апреля. — С.3.
13. Косилова, А. Районный конкурс «Учитель года- 2010» / Антонина Ко¬
силова // Родной край. —2010. — 17 апреля. — С.1.
14. Коптева, Н Время требует личность/ Нина Коптева// Родной край. — 2009. — 20 мая. — С.2.
15. Липовская, Л. Прекрасные минуты творчества / Любовь Липовская // Родной край. —2014. — 27 января. — С.2.
16. Маковеева, Н. Мужество забвения не знает / Наталья Маковеева // Род¬ной край. —2013. — 14 декабря. — С.2.
17. Милушкина, Т. Одаренные дети - интеллектуальное богатство Белго-родчины / Татьяна Милушкина // Родной край. —2010. — 13 апреля. — С.2.
18. Милушкина, Т. Таланты Грайворонщины / Татьяна Милушкина // Род¬ной край. —2009. — 14 ноября. — С.2.
19. Наумова, С. Будь готов / Светлана Наумова // Родной край. —2011. — 11 декабря. — С.2.
20. Наумова, С.Во имя благополучия России / Светлана Наумова // Родной край. —2010. — 01 мая. — С.2.
21. Сарыгин, С. Русская лапта / Сергей Сарыгин // Родной край. —2011. — 18 октября. — С.4.
22. Сенина, Е. Не кочегары мы не плотники - у нас профессия сельхозни-ков! / Елена Сенина // Родной край. —2001. — 02 июня. — С.3.
23. Смогарева, Н. В. Детская организация «Школьная республика» / Н. В. Смогарева // Классный руководитель. . — 2005. — № 8. — С. 45 —50.
24. Сороков, В. Белгородские педагоги лучшие /В Сороков // Белгородские известия. —2003. — 16 апреля. — С.1.
25. Толмачев, С. Зональные соревнования по русской лапте / Сергей Толма¬чев // Родной край. —2013. — 08 октября. — С.2.
26. Толмачев, С. Русская лапта / Сергей Толмачев // Родной край. —2014. — 04 января. — С.3.
27. Хмеленко, Е. Второе место на Всероссийском уровне / Евгения Хме-ленко // Родной край. —2006. — 17 мая. — С.1.
28. Хмеленко, Е. Здесь купол небес ослепительно синий, здесь сельская школа - надежда России / Евгения Хмеленко // Родной край. —1998. — 15 апреля. — С.2.
29. Хмеленко, Е. Лучшие из лучших / Евгения Хмеленко // Родной край. —
2007. — 22 августа. — С.1.
30. Хмеленко, Е. Новый успех почаевцев / Евгения Хмеленко // Родной край. —2010. — 03 ноября. — С.2.
31. Хмеленко, Е. Олимпиада выявляет сильнейших / Евгения Хмеленко // Родной край. —2006. — 23 декабря. — С.2.
32. Хмеленко, Е. Творческий союз учеников и учителей / Евгения Хмелен¬ко // Родной край. —1999. — 11 декабря. — С.2.
33. Худаев, Д. У вас прекрасные ученики / Дмитрий Худаев // Белгородские известия. —2003. — 04 октября. — С.2
34. Худаев, Д Высокое назначение учителя /Дмитрий Худаев // Родной край. —1995. — 30 сентября. — С.2.
35. Целищева, Н.И. Научить добру - значит научить жизни / Н.И. Целищева // Народное образование. —2003. — № 6. — С.147-150.
4. Электронные ресурсы
1. История школы: [сайт].— URL: http:// http://pochaevo.ucoz.ru (дата обращения: 25.03.2017).
2. Почаевская средняя общеобразовательная школа: [сайт].— URL: http:// http://pochaevo.ucoz.ru (дата обращения: 30.03.2017).
3. Село Почаево Грайворонского района: http: [сайт].— URL: http://pohaevo.ucoz.ru (дата обращения: 25.03.2017).
4. Текущее делопроизводство и локальные акты МБОУ «Почаевская СОШ» Грайворонского района Белгородской области
4.1. Локальные акты
1. Положение о педагогическом совете (утв. приказом директора МБОУ «Поча¬евская СОШ» от 31.08.2013 № 130) —Почаево, 2013.— П.6.
2. Положение о родительском комитете (утв. приказом директора МБОУ «Поча¬евская СОШ» от 31.08.2013 № 131) —Почаево, 2013.— П.6.11.
3. Положение о попечительском совете(утв. приказом директора МБОУ «Поча¬евская СОШ» от 31.08.2013 № 180). —Почаево, 2013.— П.7.3.
4. Положение об Управляющем Совете (утв. приказом директора МБОУ «Поча¬евская СОШ» от 31.08.2015 № 115). —Почаево, 2015.— П.7.7.
4.2. Приказы
1. Приказ начальника управления Борисовского РОНО от 12.01.1989 № 8-К «О назначении директором школы».—Борисовка, 1989.— 1 с.
2. Приказ начальника департамента образования, культуры и молодежной поли¬тики Белгородской области от 03.07.2012 № 2208 «Об итогах проведения ре¬гионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, вос¬питания и работы с детьми школьного возраста и молодежью на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» на 2012 год». .— Белгород, 2012.— 8 с.
3. Приказ директора МБОУ «Почаеская СОШ» от 28.09.2012 № 82 «Об органи¬зации инновационной и опытно-экспериментальной деятельности» от 29.09.2012.—Почаево, 2012.— 1 с.
4. Приказ начальника управления образования администрации Грайворонского
района от 27.09.2012 № 557 «Об организации инновационной и опытно -
экспериментальной деятельности».— Грайворон, 2012.— 3 с.