РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АППЛИКАЦИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития творческого воображения младших школьников в процессе изучения аппликации на уроках технологии 8
1.1. Сущность творческого воображения личности 8
1.2. Особенности развития творческого воображения младших
школьников 16
1.3. Аппликация как средство развития творческого воображения
младших школьников на уроках технологии 22
Глава II. Практическая работа по развитию творческого воображения младших школьников в процессе изучения аппликации на уроках технологии 34
2.1. Анализ педагогического опыта по проблеме исследования 34
2.2. Диагностика уровня развития творческого воображения
младших школьников 41
2.3. Содержание экспериментальной работы по развитию
творческого воображения младших школьников в процессе изучения аппликации на уроках технологии 47
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложение
Глава I. Теоретические основы развития творческого воображения младших школьников в процессе изучения аппликации на уроках технологии 8
1.1. Сущность творческого воображения личности 8
1.2. Особенности развития творческого воображения младших
школьников 16
1.3. Аппликация как средство развития творческого воображения
младших школьников на уроках технологии 22
Глава II. Практическая работа по развитию творческого воображения младших школьников в процессе изучения аппликации на уроках технологии 34
2.1. Анализ педагогического опыта по проблеме исследования 34
2.2. Диагностика уровня развития творческого воображения
младших школьников 41
2.3. Содержание экспериментальной работы по развитию
творческого воображения младших школьников в процессе изучения аппликации на уроках технологии 47
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложение
Актуальность проблемы формирования творческого воображения обусловлена потребностью общества в творческой, инициативной личности, способной нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, ориентироваться в быстро меняющихся условиях.
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. В ФГОС НОО сказано, что ребёнок, оканчивающий начальную школу, - это человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности; обладающий высоким уровнем развития интеллекта и всех психических процессов (ФГОС НОО, 2018). Изучая стандарты второго поколения, примерные программы по учебным предметам, нельзя не обратить внимания на то, что одной из задач учебных курсов математики, русского языка, технологии, изобразительного искусства, литературного чтения, музыки является развитие воображения. А значит надо развивать у младших школьников воображение, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески.
Многие психологи отмечают, что благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Материальная и духовная культура, созданная человечеством к настоящему времени, является продуктом развития его воображения. Именно этот психический процесс выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Безусловно, что прогресс общества находится в прямой зависимости от развития воображения сегодняшнего поколения детей.
Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть в конечном счёте - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева,
С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового учебного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития творческого воображения у младших школьников, мало разработаны, недостаточно проведено исследований по изучению возможностей учебных предметов в плане развития творческого воображения младших школьников.
Наиболее актуален вопрос о формировании творческого воображения учащихся начальной школы на уроках технологии.
Одним из эффективных средств обучения и воспитания, в котором тесно переплетаются формирование технологических учений и творческое развитие учащихся начальных классов, являются уроки технологии по изучению аппликации. В программах по технологии аппликационным работам уделяется большое внимание, так как данный вид художественно- практической деятельности имеет большие возможности для формирования предметных и метапредметных умений.
Занятиям по аппликации (из бумаги, ткани, природных материалов) отводится особое место в образовательном процессе начальной школы, так как они предоставляют широкие возможности для развития личности учащегося, формирования его творческих способностей. Техника выполнения аппликации располагает большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования, воспитывают аккуратность, терпеливость, помогают выражению собственной фантазии и т.д. Дети используют в своей работе знания и умения, полученные на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства. На занятиях по аппликации младшие школьники, применяя различные искусственные и природные материалы, выполняют более сложные и интересные аппликационные работы, но самое главное, им предоставляется больше самостоятельности в выборе сюжетов или узоров для украшения.
Актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования: «Развитие творческого воображения младших школьников в процессе изучения аппликации на уроках технологии».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческого воображения младших школьников в процессе изучения аппликации на уроках технологии.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: развитие творческого воображения младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческого воображения младших школьников в процессе изучения аппликации на уроках технологии.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения младших школьников в процессе изучения аппликации на уроках технологии будет эффективным, если:
- используются дидактические игры и творческие задания, активизирующие воображение;
- младшие школьники вовлекаются в процесс непосредственной практической творческой деятельности.
Цель, объект, предмет, гипотеза исследования определили задачи:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности развития творческого воображения младших школьников;
2) охарактеризовать аппликацию как средство развития творческого воображения младших школьников;
3) изучить педагогический опыт по проблеме исследования;
4) провести экспериментальную работу по развитию творческого воображения младших школьников в процессе изучения аппликации на уроках технологии.
Методы исследования: теоретический анализ психолого¬
педагогической и методической литературы, изучение педагогического опыта, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности младших школьников, методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Смородинская СОШ Грайворонского района Белгородской области», 2 класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-практической конференции по итогам НИРС в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» - 2018 на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» (17 апреля 2018 г., Белгород) с докладом по теме исследования; в публикации статьи в сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической Интернет-конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (26 марта - 8 апреля 2018, г. Белгород).
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. В ФГОС НОО сказано, что ребёнок, оканчивающий начальную школу, - это человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности; обладающий высоким уровнем развития интеллекта и всех психических процессов (ФГОС НОО, 2018). Изучая стандарты второго поколения, примерные программы по учебным предметам, нельзя не обратить внимания на то, что одной из задач учебных курсов математики, русского языка, технологии, изобразительного искусства, литературного чтения, музыки является развитие воображения. А значит надо развивать у младших школьников воображение, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески.
Многие психологи отмечают, что благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Материальная и духовная культура, созданная человечеством к настоящему времени, является продуктом развития его воображения. Именно этот психический процесс выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Безусловно, что прогресс общества находится в прямой зависимости от развития воображения сегодняшнего поколения детей.
Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть в конечном счёте - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева,
С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового учебного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития творческого воображения у младших школьников, мало разработаны, недостаточно проведено исследований по изучению возможностей учебных предметов в плане развития творческого воображения младших школьников.
Наиболее актуален вопрос о формировании творческого воображения учащихся начальной школы на уроках технологии.
Одним из эффективных средств обучения и воспитания, в котором тесно переплетаются формирование технологических учений и творческое развитие учащихся начальных классов, являются уроки технологии по изучению аппликации. В программах по технологии аппликационным работам уделяется большое внимание, так как данный вид художественно- практической деятельности имеет большие возможности для формирования предметных и метапредметных умений.
Занятиям по аппликации (из бумаги, ткани, природных материалов) отводится особое место в образовательном процессе начальной школы, так как они предоставляют широкие возможности для развития личности учащегося, формирования его творческих способностей. Техника выполнения аппликации располагает большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования, воспитывают аккуратность, терпеливость, помогают выражению собственной фантазии и т.д. Дети используют в своей работе знания и умения, полученные на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства. На занятиях по аппликации младшие школьники, применяя различные искусственные и природные материалы, выполняют более сложные и интересные аппликационные работы, но самое главное, им предоставляется больше самостоятельности в выборе сюжетов или узоров для украшения.
Актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования: «Развитие творческого воображения младших школьников в процессе изучения аппликации на уроках технологии».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческого воображения младших школьников в процессе изучения аппликации на уроках технологии.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования: развитие творческого воображения младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческого воображения младших школьников в процессе изучения аппликации на уроках технологии.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения младших школьников в процессе изучения аппликации на уроках технологии будет эффективным, если:
- используются дидактические игры и творческие задания, активизирующие воображение;
- младшие школьники вовлекаются в процесс непосредственной практической творческой деятельности.
Цель, объект, предмет, гипотеза исследования определили задачи:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности развития творческого воображения младших школьников;
2) охарактеризовать аппликацию как средство развития творческого воображения младших школьников;
3) изучить педагогический опыт по проблеме исследования;
4) провести экспериментальную работу по развитию творческого воображения младших школьников в процессе изучения аппликации на уроках технологии.
Методы исследования: теоретический анализ психолого¬
педагогической и методической литературы, изучение педагогического опыта, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности младших школьников, методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Смородинская СОШ Грайворонского района Белгородской области», 2 класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-практической конференции по итогам НИРС в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» - 2018 на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» (17 апреля 2018 г., Белгород) с докладом по теме исследования; в публикации статьи в сборнике научных трудов по материалам Международной научно-практической Интернет-конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (26 марта - 8 апреля 2018, г. Белгород).
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что развитие творческого воображения младших школьников является одной из актуальных проблем современной начальной школы.
В ходе исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена сущность творческого воображения и особенности его развития у младших школьников, охарактеризована аппликация как средство развития творческого воображения младших школьников, изучен педагогический опыт по проблеме исследования, проведена экспериментальная работа по развитию творческого воображения младших школьников в процессе изучения аппликации на уроках технологии.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволили сделать вывод, что воображение - это процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Отличительная особенность воображения у младшего школьника - их яркость и эмоциональность, легкость возникновения и смены.
Одним из средств развития творческого воображения у детей является аппликация. Знакомство с разными видами аппликации способствует расширению опыта младших школьников, что является необходимым условием для развития его творческой деятельности. Для развития творческого воображения младших школьников большое значение имеет применение дидактических игр и творческих заданий.
Анализ опыта учителей позволил сделать вывод о том, что в педагогической практике накоплен достаточно богатый опыт по проблеме развития творческого воображения младших школьников в процессе изучения аппликации на уроках технологии.
Экспериментальная работа состояла из двух этапов: констатирующий и формирующий. В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы был выявлен недостаточно высокий уровень развития творческого воображения учащихся.
В ходе формирующего этапа нами были проведены уроки технологии по изучению аппликации, на которых мы использовали творческие задания и дидактические игры, направленные на формирование у детей творческого воображения. На формирующем этапе мы не только развивали воображение и творческие возможности детей, но и обогащали и расширяли опыт художественно-творческой деятельности детей, побуждая детей экспериментировать, поддерживали и поощряли творческие находки младших школьников.
Анализ проведенной работы показал, что уровень творческого воображения после реализации уроков технологии стал выше. Учащиеся научились придумывать интересные, оригинальные, необычные образы и воплощать их с помощью аппликации.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза о том, что развитие творческого воображения младших школьников на уроках технологии в процессе изучения аппликации будет эффективно, если использовать дидактические игры и творческие задания, активизирующие воображение, младшие школьники вовлекаются в процесс непосредственной практической творческой деятельности, нашла свое подтверждение в ходе проведения педагогического эксперимента.
Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы развития творческого воображения младших школьников на уроках технологии и может быть продолжено в дальнейшем.
В ходе исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена сущность творческого воображения и особенности его развития у младших школьников, охарактеризована аппликация как средство развития творческого воображения младших школьников, изучен педагогический опыт по проблеме исследования, проведена экспериментальная работа по развитию творческого воображения младших школьников в процессе изучения аппликации на уроках технологии.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволили сделать вывод, что воображение - это процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Отличительная особенность воображения у младшего школьника - их яркость и эмоциональность, легкость возникновения и смены.
Одним из средств развития творческого воображения у детей является аппликация. Знакомство с разными видами аппликации способствует расширению опыта младших школьников, что является необходимым условием для развития его творческой деятельности. Для развития творческого воображения младших школьников большое значение имеет применение дидактических игр и творческих заданий.
Анализ опыта учителей позволил сделать вывод о том, что в педагогической практике накоплен достаточно богатый опыт по проблеме развития творческого воображения младших школьников в процессе изучения аппликации на уроках технологии.
Экспериментальная работа состояла из двух этапов: констатирующий и формирующий. В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы был выявлен недостаточно высокий уровень развития творческого воображения учащихся.
В ходе формирующего этапа нами были проведены уроки технологии по изучению аппликации, на которых мы использовали творческие задания и дидактические игры, направленные на формирование у детей творческого воображения. На формирующем этапе мы не только развивали воображение и творческие возможности детей, но и обогащали и расширяли опыт художественно-творческой деятельности детей, побуждая детей экспериментировать, поддерживали и поощряли творческие находки младших школьников.
Анализ проведенной работы показал, что уровень творческого воображения после реализации уроков технологии стал выше. Учащиеся научились придумывать интересные, оригинальные, необычные образы и воплощать их с помощью аппликации.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза о том, что развитие творческого воображения младших школьников на уроках технологии в процессе изучения аппликации будет эффективно, если использовать дидактические игры и творческие задания, активизирующие воображение, младшие школьники вовлекаются в процесс непосредственной практической творческой деятельности, нашла свое подтверждение в ходе проведения педагогического эксперимента.
Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы развития творческого воображения младших школьников на уроках технологии и может быть продолжено в дальнейшем.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АППЛИКАЦИИ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ БУМАГИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ БУМАГИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - Развитие воображения младших школьников на уроках технологии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ БУМАГИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ БУМАГИ
Дипломные работы, ВКР, этика и эстетика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого воображения в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ
СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



