Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего её исторического развития. Долгие годы школа была ориентирована на орфографическую грамотность как на самую главную ценность предмета «Русский язык». Поэтому методика обучения правописанию - один из самых разработанных разделов теории и методики обучения русскому языку.
Формирование прочных орфографических знаний, умений, навыков по русскому языку в начальных классах обеспечивает грамотное письмо, которое, в свою очередь отражает точность выражения мысли и способствует взаимопониманию в письменном общении. От того, насколько прочно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение учащегося в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать русский язык.
К настоящему времени в методике обучения орфографии утвердилось положение о том, что формирование орфографических умений - процесс длительный, который требует систематических упражнений в связи с изучаемыми орфографическими правилами. Несмотря на то, что методика орфографии имеет богатую историю и что в наше время есть немало публикаций по вопросам обучения грамотному письму, учить орфографии очень сложно.
Наиболее распространённой причиной низкой орфографической грамотности учащихся является отсутствие сформированных орфографических умений. На протяжении всей истории методики обучения орфографии высказывалась мысль о том, что важным при обучении грамотному письму является умение школьников замечать встречающиеся при письме трудности.
Проблема формирования орфографической грамотности младших школьников остается нерешённой в силу разных причин: трудности самой орфографии, разрозненности изучаемых правил, отсутствия мотивации к орфографической деятельности, невнимание учащихся к слову, к родной речи, ограниченного словарного запаса, падения интереса к чтению, низкого уровня лингвометодической компетенции учителей начальных классов, недооценки возможностей периода обучения грамоте для проведения орфографической работы, неумения организовать учебную деятельность при изучении правописания и ряда других причин.
Методистами прошлого были намечены основные направления в развитии орфографического навыка: использование возможностей звукового метода обучения грамоте и проведения звуко-буквенного разбора
(Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, К.Ф. Бунаков, И.И. Паульсон); включение объяснения правописания слов в процессе письма и выделения орфограмм подчеркиванием (И.И. Срезневский, В.Д. Водовозов, Д.И. Тихомиров); запоминание зрительных, слуховых, звуко- и речедвигательных образов и их взаимосвязи (В.П. Флёров): организация само- и взаимопроверки написанного и использование какографии (К.Д. Ушинский, Н.А. Корф, В.Г. Зимницкий, Ф.П. Флёров и другие отечественные педагоги).
Основные положения дореволюционной методики были продолжены и развиты в современной методике обучения орфографии. Разработаны важные вопросы обучения правописанию на теоретической основе: классификация правил и способы их применения в связи с характером орфограмм
(Д.Н.Богоявленский, Г.Н.Приступа, Н.С.Рождественский, М.В.Ушаков и др.; учение о вариантах орфограмм и их опознавательных признаках
(Н.Н.Алгазина, М.Т.Баранов, Л.Ю.Комисарова и др.); основные способы усвоения орфографии младшими школьниками (С.Ф.Жуйков, Л.И.Айдарова, М.Р.Львов, В.В.Репкин, П.С.Жедек); формирование самоконтроля при письме (В.Н.Шевченко и др.); систематизация орфограмм (А.А.Штец, Е.Г.Шашкова); обучение грамотному письму на основе решения орфографических задач (М.Р.Львов, О.С.Арямова, Л.В.Двухжилова).
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах. Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух десятилетий не повысилась). Поэтому ученые (психологи, методисты), учителя ищут причины такого явления (низкой орфографической грамотности), чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения.
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы. А ведь от того, насколько прочно будут сформированы базовые умения, лежащие в основе орфографической грамотности учащихся на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейший успех в изучении общеобразовательных дисциплин.
В настоящее время в практике начального обучения используются разные образовательные программы, в состав которых входят разные учебно¬методические комплексы. В Белгородской области одной из ведущих образовательных программ является «Начальная школа XXI века» (научн.руководитель - проф. Н.Ф. Виноградова). Курс русского языка разработан под руководством С.В.Иванова. Данный курс располагает современными методическими приёмами, способствующими эффективному формированию орфографических умений и навыков младших школьников.
В связи с вышеизложенными фактами мы решили остановить свой выбор на следующей теме выпускного квалификационного исследования: «Формирование орфографических умений младших школьников при изучении правописания имён существительных».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
эффективного формирования орфографических умений младших школьников при изучении правописания имён существительных.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс формирования орфографических умений младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования орфографических умений у младших школьников при изучении правописания имён существительных.
Гипотеза исследования - формирование орфографических умений младших школьников при изучении правописания имён существительных будет успешным, если:
1) обеспечивается реализация фонематического принципа в обучении орфографии;
2) предлагаются орфографические упражнения, связанные с отработкой четырёх последовательных действий в соответствии с изучаемой темой урока: определение орфограммы; соотнесение её с определённым правилом; выполнение алгоритма решения орфографической задачи; осуществление самоконтроля;
3) активизируются приобретаемые умения в практических
упражнениях в соответствии с изучаемыми правилами правописания.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования и выяснить степень её разработанности.
2. Изучить педагогический опыт и проанализировать.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование по теме работы в начальных классах.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение теории вопроса; изучение
педагогического опыта; диагностическое тестирование; изучение продуктов деятельности учащихся; моделирование учебного процесса; методы математической обработки результатов (количественные и качественные).
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации педагогических условий формирования орфографических умений младших школьников при изучении правописания имён существительных.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учреждений начального образования, в системе профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации работников образования.
База исследования: МОУ «Пушкарская СОШ»
Белгородского района Белгородской области. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «А» класса.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из
введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы, формулируется научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, практическая значимость, база исследования, краткое содержание работы.
В первой главе «Теоретико-методические основы формирования орфографических умений младших школьников при изучении правописания имён существительных» рассматриваются психолого-педагогические аспекты формирования орфографических умений младших школьников; характеризуются орфографические умения младших школьников, представлены методические аспекты формирования орфографических умений младших школьников при изучении имён существительных.
Во второй главе «Экспериментальное исследование по формированию орфографических умений младших школьников при изучении правописания имён существительных» приводятся результаты диагностики орфографических умений учащихся экспериментального класса, описана реализация педагогических условий по формированию орфографических умений младших школьников при изучении имён существительных.
В заключении содержатся выводы и обобщения по выполненному исследованию.
Проведенное нами исследование позволило убедиться в актуальности выбранной темы для выпускного квалификационного исследования. Формирование орфографических умений младших школьников в процессе обучения русскому языку - это одна из главных задач развития грамотной личности.
Нами была изучена психолого-педагогическая и методическая литература, которая позволила рассмотреть современные подходы к формированию орфографических умений младших школьников, охарактеризовать орфографические умения, формируемые в ходе изучения орфографических правил: определять орфограмму; соотносить её с определённым правилом; решать орфографические задачи; осуществлять орфографический самоконтроль.
Теоретическое изучение рассматриваемой нами проблемы показало, что формирование орфографических умений младших школьников во многом определяет опора на фонематический принцип русской орфографии, положенный в основу обучения правописанию по учебно-методическому комплекту «Начальная школа XXI века».
Изучение методической литературы позволило описать методические аспекты формирования орфографических умений младших школьников при изучении правописания имён существительных. Мы выяснили, что для эффективного развития орфографических умений необходимо знание учащимися опознавательных признаков изучаемых орфограмм, умение работать по алгоритму, направленному на отработку практических действий в соответствии с изученным на уроке орфографическим правилом. Анализ учебных книг по русскому языку учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» показал, что их содержание располагает огромными возможностями в формировании орфографических умений младших школьников.
Экспериментальная работа была проведена нами на базе третьего класса МОУ «Пушкарская СОШ» Белгородского района Белгородской области. Мы организовали диагностическое исследование учащихся экспериментального класса и установили, что необходима целенаправленная работа по формированию орфографических умений учащихся экспериментального класса. Формирующий этап позволил нам проверить теоретические положения гипотезы и апробировать их в школьной практике.
К сожалению, ограниченные сроки выполнения работы не позволили нам в полной мере исследовать проблему формирования орфографических умений младших школьников на уроках русского языка, поэтому основные направления настоящей работы могут быть использованы как базовые для определения дальнейших путей её разработки в школьной практике.
1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков / Н.Н. Алгазина. - М. «Просвещение», 1987. - 326с.
2. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования./ Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 187с. (Стандарты второго поколения)
3. Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач / О.С. Арямова // Начальная школа. -1988. - №4. - С.75
4. Богоявленский Д.Н. Очерки психологии усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. - М., 2004. - 277 с.
5. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы обучения орфографии / Д.Н. Богоявленский. - М.: Просвещение, 1976. - 253с.
6. Бочкарева Т.Д. Предупреждение орфографических ошибок / Т.Д. Бочкарева //Начальная школа. - 2001. - №3. - С.34-36.
7. Буркова Т.В. К.Д.Ушинский об упражнениях при обучении грамматике и правописанию / Т.В.Буркова // Начальная школа. - 1998. - №11. - С.89-91.
8. Граник Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. — М., 2001. - 250с.
9. Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии / П.С. Жедек // Начальная школа. - 1988. - №10. - с.38-40.
10. Жедек П.С. Списывание в обучении правописанию / П.С. Жедек, М. И. Тимченко// Начальная школа. -1999. - №8. - с.42
11. Жедек П.С. Усвоение фонематического принципа письма и формирование орфографического действия / П.С. Жедек. - М., 1975. - 262с.
12. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. - Томск: «Пеленг», 1992. - 97 с.
13. Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения орфографии / П.С. Жедек //Начальная школа. - 1991. - №8. - с.51-56.
14. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий у младших школьников / С.Ф. Жуйков. -М.: «Просвещение», 1965. - 259с.
15. Ибрагимова А.И. Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов / А.И. Ибрагимова. - Н.Челны, 1997. - 316с.
16. Иванова В.Ф. Современная русская орфография / В.Ф.Иванова. - М.: Просвещение, 1991. - 147с.
17. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии : Пособие для учителей / В.Ф. Иванова. - М.: Просвещение, 1982. - 213с.
18. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151с.
19. Котикова Н.М. О способе орфографического действия / Н.М. Котикова // Начальная школа. - 2001. - №6. - С.21-24.
20. Кустарева В.А. Методика русского языка / В.А.Кустарев, Н.С. Рождественский. - М.: Просвещение, 1982. -168с.
21. Кузьменко А.С. С чего начинать орфографическую работу в 1 классе? / А.С.Кузьменко //Начальная школа. - 1992. - №9-10. - 99с.
22. Кузьмина С.М. Теория русской орфографии / С.М. Кузьмина. - М.,1981. - 243с.
23. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / Львов М.Р., Рамзаева Т.А., О.В. Сосновская - М.:Просвещение, 2004. - 31с.
24. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах / М.Р. Львов //Начальная школа. -1984. - №12. - С.74-79.
25. Львов М. Р. Правописание в начальных классах / М.Р. Львов. - М.: ООО Астрель, ООО АСТ, 2001. - 271 с.
26. Нефедова Е.А. Диктанты и изложения по русскому языку / Е.А. Нефедова, О.В. Узорова. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 272с.
27. Поль Е.В. Прием списывания как средство формирования орфографии / Е.В. Поль // Начальная школа. - 1997. - №1. - С.83-86.
28. Разумовская М.М. Важнейшие проблемы обучения орфографии на современном этапе / М.М. Разумовская. - М., 1994. - 341с.
29. Разумовская М.М. Основные направления в обучении орфографии: Преемственность и перспективность в обучении русскому языку / М.М. Разумовская. - М.: «Просвещение»,1999. - 310с.
30. Репкин В.В. Развивающее обучение языку и проблема
орфографической грамотности / В.В. Репкин //Вестник. - 1996. - №1. -
С.26-30.
31. Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. - М.: Наука, 1960. - 168 с.
32. Рождественский Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Н.С. Рождественский. - М. «Просвещение», 1975. - 299с.
33. Романова В.Ю. Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения /В.Ю.Романова,Л.В.Петленко/Под ред.С.В.Иванова. - М.: Вентана-Граф,2014. -320 с.
34. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н. и др.; под ред. М.С. Соловейчик. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1988. - 371с.
35. Русский язык: 3 класс:учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Ч.1./С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. - М.:Вентана-Граф,2015. -192 с.
36. Русский язык: 3 класс:учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Ч.2./С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. - М.:Вентана-Граф,2015. -192 с.
37. Савельева Л.В. Значение умения различать орфограммы в овладении младшими школьниками орфографической грамотностью / Л.В. Савельева // Начальная школа. - 2003. - №12. - с.92-94.
38. Савельева Л.В. Методика формирования обобщенных орфографических знаний и умений в условиях индивидуализации и дифференциации обучения // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Л.В. Савельева; под ред. Т.Г. Рамзаевой. - М., 2000. - 369с.
39. Савельева Н.А. Работа над формированием навыков грамотного письма / Н. А. Савельева // Начальная школа. - 1997. - №1. -с.49
40. Селезнёва М.С. Работа по развитию орфографической зоркости/М.С. Селезнева // Начальная школа. -1997. - №1- С.81-83.
41. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости / З.А.Савинова //Начальная школа. -1996. - №1. - с.63
42. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Т.П. Сальникова. - М.: Просвещение, 2001. - 187с.
43. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах:Теория и практика обучения:Уч.пос.по спец.»Педагогика и методика иначального обучения»/ М.С.Соловейчик, П.С.Жедек, Н.Н.Светловская и др., Под ред.М.С.Соловейчик. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994. - 383 с. С.125.)
44. Соловейчик М.С. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах / М.С. Соловейчик, О.О. Харченко // Начальная школа. - 2006. - №7. - с.18-21.
45. Текучев А.В. Хрестоматия по методике русского языка / А.В. Текучев. - М.: Просвещение, 1982. - 287 с.
46. Ушакова О.Д. 95 упражнений на все правила русского языка / О.Д. Ушакова // Начальная школа. - Спб.: Издательство «Литера», 2008. - 59с.
47. Фролова Л.А. Обучение русскому языку в современной начальной школе: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2008. - 192 с.
48. Христенко М.А. Резервы повышения орфографической грамотности младших школьников/М.А.Христенко, М.Д.Савина.//Начальная школа. - 2007. - №2. - С.33-37.
49. Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок / Л.Н. Чистякова //Начальная школа. -2007. - №2. - С.63-65.
50. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение / С.Н. Цейтлин. - СПб., 2007. - 169с.
51. Шатова Е.Г. О способностях описания обобщенных алгоритмов
при обучении орфографии: Методика и опыт / Е.Г. Шатова. - М.:
Просвещение, 1991. - 219с.
52. Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи.
Начальное обучение / Е.В. Юрова. - М.: Издательство «Аквариум»,
Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2000. - 214с.
53. Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками/А. Ясова // Начальная школа. -2001. - №4 - С. 42-44.