Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ИХ АДАПТАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Работа №68836

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы150
Год сдачи2018
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
657
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения влияния тревожности личности первоклассников на их адаптацию к обучению в школе 8
1.1. Проблема адаптации первоклассников к обучению в школе в
психологии 8
1.2.Особенности проявления тревожности
первоклассников 17
1.3. Роль тревожности личности в процессе адаптации к школе 27
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение влияния тревожности личности первоклассников на их адаптацию к обучению в школе 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального изучения
влияния тревожности личности первоклассников на их адаптацию к обучению в школе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 97


Актуальность проблемы исследования. Происходящие в современной России значительные социально-экономические и культурные преобразования, ужесточение требований, предъявляемых обществом к человеку, смена многих ценностей - эти и многие другие условия, несомненно, оказывают влияние на формирование личности ребенка. В этом смысле особенно уязвимыми оказываются дети, переживающие кризисные моменты в развитии, связанные с изменением социальной ситуации. Одним из таких моментов является начало школьного обучения. Поступление в первый класс является важнейшим периодом в жизни ребенка, в течение которого происходит полная перестройка не только его деятельности и социальной роли, но и системы социальных и межличностных отношений. Для многих младших школьников этот процесс связан с большой эмоциональной нагрузкой, переживанием стрессовых ситуаций и, как следствие, появлением эмоциональных расстройств. В основе таких расстройств чаще всего лежит тревожность как устойчивое психическое образование.
Важность исследования тревожности как черты личности именно в период адаптации к школе обусловлена тем, что в младшем школьном возрасте эмоциональная сфера ребенка претерпевает изменения и именно поэтому проявление чувства тревоги, беспокойства, эмоциональной нестабильности, может сформировать отрицательное отношение к учебной деятельности, учителю и его требованиям.
Анализ научного знания показал, что сложная и многообразная проблема адаптации детей к школе достаточно широко исследуется специалистами разных направлений: психологами (С.А. Беличева, Ф.Б. Березин, Э.В. Галажинский, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Г.В. Залевский, В.А. Кудрявцев, Г.С. Остапенко и др.), педагогами (Ш.А. Амонашвили, Г.А. Белова, Е.Д. Гранкина, Е.А. Кудрявцева, И.П. Подласый, А.П. Сманцер, В.Г. Щур, Е.А. Ямбург и др.), медицинскими работниками (Н.К. Барсукова, Г.В. Бородкина, Е.К. Глушкова, С.М. Громбах, JI.A. Жданова, В.Р. Кучма,
А.А. Солнцев и др.), физиологами (М.В. Антропова, М.М. Безруких, Л.Д. Бережков, Н.В. Дубровинская, М.Д. Кольцова, А.Г. Хрипкова и др.).
Указанными авторами освещаются многие аспекты адаптации детей в различных образовательных системах, раскрываются отдельные факторы и критерии адаптации. Вместе с тем эти работы не могут исчерпывающе удовлетворить запросы психолого-педагогической практики, поскольку большинство исследований касаются лишь самых значимых аспектов адаптации, не принимая во внимание детальное изучение этого процесса во взаимосвязи с другими психическими феноменами.
Устойчивый интерес, к проблеме тревожности нашёл отражение в работах многих отечественных ученых: Г.Г. Аркелова, В.М. Астапова, Ф.Б. Березина, Б.И. Кочубей, А.В. Микляевой, А.М. Прихожан и др. Среди зарубежных психологов, занимающихся вопросами тревожности можно отметить: А. Адлера, К. Изарда, Ч.Д. Спилбергера, З. Фрейда, К. Хорни и др.
Между тем, в исследованиях по проблеме тревожности чаще всего обсуждаются вопросы, касающиеся ее определения, дифференциации от других, близких по смыслу, феноменов, возможных причин возникновения, а также вопросы, ориентированные на разработку программ коррекции тревожности в виде специально организованных занятий и тренингов. При этом, остается мало изученной роль тревожности в процессе адаптации. Хотя многие исследователи предпринимали попытки ответить на этот вопрос, конкретных указаний на характер влияния одного явления на другое очень немного, имеющиеся данные недостаточно систематизированы, эмпирические результаты представлены фрагментарно. Собственный ретроспективный опыт работы педагогом-психологом показывает, что проблема увеличения количества дезадаптированных детей с каждым годом растет и пока не находит достаточно успешного разрешения в практике работы образовательных учреждений. Решение данного вопроса способствовало бы своевременному прогнозу возможных трудностей обучения и разработке мер по оптимизации процесса адаптации учащихся к новым школьным условиям, а также управлению этим процессом.
Таким образом, возникает противоречие между
необходимостью изучать проявления тревожности первоклассников и их связи с адаптацией к школе и недостаточной теоретико-методологической разработанностью данной проблемы в практике школьного образования.
Вышеизложенное позволило нам сформулировать проблему исследования: каково влияние тревожности личности на процесс адаптации первоклассников к школе?
Цель исследования: изучить характер влияния тревожности личности на процесс адаптации первоклассников к школе.
Объект: адаптация первоклассников к школе.
Предмет: влияние тревожности личности на процесс адаптации первоклассников к школе.
Гипотеза: тревожность личности будет оказывать влияние на процесс адаптации первоклассников: низкий уровень общей тревожности, тревоги во взаимоотношениях со сверстниками, тревоги, связанной с успешностью в обучении, тревоги, возникающей в ситуациях самовыражения и тревоги, возникающей в ситуациях проверки знаний, будет способствовать более успешной адаптации первоклассников к школе.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить разработанность в психологии проблемы влияния тревожности на процесс адаптации первоклассников к школе.
2. Изучить особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте.
3. Исследовать уровень развития компонентов адаптации первоклассников к школе.
4. Выявить характер влияния тревожности на процесс адаптации первоклассников к школе.
5. Разработать и оценить эффективность программы, направленной на снижение тревожности первоклассников в период адаптации к школе.
Теоретическую основу исследования составили: работы по проблеме психологической адаптации первоклассников к обучению в школе (Э.М. Александровская, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Я.Л. Коломинский, Р.В. Овчарова, Е.А. Панько, А.В. Петровский, Г.А. Цукерман и др.); концептуальные представления о тревоге и тревожности В.М. Астапова, Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина и др.; исследования школьной тревожности в работах Б.И. Кочубея, Е.В. Новиковой, А.М. Прихожан и др.
Методы исследования:
1. Организационные методы (сравнительный).
2. Эмпирические методы (психодиагностический; эксперимент: наблюдение).
3. Методы обработки данных (качественный и количественный анализ).
Количественный анализ полученных результатов производился с использованием показателей математической статистики
(непараметрического T-критерия Уилкоксона, непараметрического U- критерия Манна-Уитни).
4. Интерпретационные методы (структурный).
Методики исследования: методика «Многомерная оценка детской тревожности» Е.Е. Ромицыной, методика изучения социально¬психологической адаптации ребенка в школе Э.М. Александровской, методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» В.И. Чиркова, О.Л. Соколовой, О.В. Сорокиной, анкета «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лускановой.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ № 40» города Белгорода. В исследовании принимали участие первоклассники в возрасте 7¬8 лет в количестве 90 человек.
Положения, выносимые на защиту:
1. Низкий уровень общей тревожности первоклассников, а также тревоги во взаимоотношениях со сверстниками, тревоги, связанной с успешностью в обучении, тревоги, возникающей в ситуациях самовыражения и тревоги, возникающей в ситуациях проверки знаний, способствует их успешной адаптации к обучению в школе.
2. Реализация развивающей программы, направленной на снижение тревожности первоклассников, повышает уровень их адаптации к школе.
Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в расширение представлений возрастной и педагогической психологии о характере влияния тревожности на процесс адаптации первоклассников к школе; в возможности применения полученных результатов исследования в разработке основ формирования личности первоклассника в период адаптации к школе.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа снижения тревожности первоклассников в период адаптации к школе может быть использована в работе педагогов и классных руководителей, в деятельности психологических служб образовательных учреждений. Результаты исследования могут также применяться в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов, классных руководителей и учителей.
Структура магистерской диссертации: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. В диссертации содержатся таблицы и графики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Происходящие в современной России значительные социально-экономические и культурные преобразования, ужесточение требований, предъявляемых обществом к человеку, смена многих ценностей - эти и многие другие условия, несомненно, оказывают влияние на формирование личности ребенка. В этом смысле особенно уязвимыми оказываются дети, переживающие кризисные моменты в развитии, связанные с изменением социальной ситуации. Одним из таких моментов является начало школьного обучения. Поступление в первый класс является важнейшим периодом в жизни ребенка, в течение которого происходит полная перестройка не только его деятельности и социальной роли, но и системы социальных и межличностных отношений. Для многих младших школьников этот процесс связан с большой эмоциональной нагрузкой, переживанием стрессовых ситуаций и, как следствие, появлением эмоциональных расстройств. В основе таких расстройств чаще всего лежит тревожность как устойчивое психическое образование.
Целью нашего исследования было изучение характера влияния тревожности на процесс адаптации первоклассников к школе.
В соответствии с первой задачей исследования был проведен теоретический анализ литературы, раскрывающий понимание адаптации и школьной тревожности в отечественной и зарубежной психологии.
В нашей работе мы предлагаем рассматривать социально-психологическую адаптацию к школе как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. В качестве основных критериев успешной адаптации ребенка к школе выступают: отношение ребенка к школе, принятие школьных норм и правил, сформированность мотивации учения, эмоциональное благополучие ребенка, успешность социальных контактов, уровень освоения знаний, учебная активность.
В данной работе мы будем придерживаться следующего определения школьной тревожности: это форма проявления эмоционального
неблагополучия ребенка, выражающаяся в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. В процессе анализа литературных источников, мы пришли к выводу, что больше всего беспокойств по поводу школьной жизни испытывают именно первоклассники, для которых посещение школы представляет собой принципиально новую форму организации жизни.
Таким образом, мы пришли к выводу, что те или иные проявления тревожности так или иначе сказываются на общей комфортности пребывания в школе и несомненно пагубно влияют на процесс адаптации.
В соответствии с задачами исследования нами были изучены особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте. На основе изучения уровня тревожности мы получили следующие данные: в данной выборке большинство первоклассников характеризуется средним (нормальным) уровнем тревожности. Однако, имеется достаточно большое количество учеников с преобладанием высоких и крайне высоких показателей тревожности. Данные результаты показали необходимость проведения формирующих мероприятий.
Следующим этапом нашего исследования были организация эксперимента и отбор детей в экспериментальную и контрольную группу, осуществляемый на основе рандомизации. Анализ результатов исследования тревожности в контрольной и экспериментальной группах на начальном этапе показал, что развитие показателей тревожности в группах в количественном плане различно, но в отношении распределения первоклассников по уровням тревожности, в целом, ситуация идентична.
На следующем этапе исследования проводился формирующий эксперимент, основной целью которого явилось снижение уровня тревожности в период адаптации к школе у первоклассников экспериментальной группы. По итогам эксперимента было проведено повторное тестирование выделенных нами групп по тем же показателям. Анализ результатов показал, что после проведения формирующего эксперимента в отношении экспериментальной группы произошли достаточно существенные, видимые сдвиги в сторону уменьшения показателей тревожности первоклассников, а в отношении контрольной группы никакой положительной динамики не наблюдалось.
Для оценки эффективности развивающей программы, а также для оценки направленности и выраженности изменений показателей уровня тревожности, мы использовали T-критерий Уилкоксона. Математическая обработка данных подтвердила, что после развивающих мероприятий произошел сдвиг в сторону снижения уровня тревожности по всем шкалам. Т.е. в действительности существуют статистически достоверные различия между результатами констатирующего и формирующего эксперимента.
Следующим этапом работы была диагностика адаптации первоклассников к школе и определение характера влияния тревожности на процесс адаптации.
Анализ результатов показал, что в экспериментальной группе уровень развития компонентов адаптации первоклассников значительно выше, чем в контрольной группе. Для оценки достоверности различий по всем показателям адаптации первоклассников в выделенных нами группах, мы использовали метод подсчета U-критерий Манна-Уитни. На основе полученных данных мы можем сделать математически обоснованный вывод о том, что результаты диагностики контрольной и экспериментальной групп по всем показателям адаптации различаются между собой на достоверном уровне значимости, т.е. в экспериментальной группе полученные результаты достоверно выше, чем в контрольной.
Полученные данные позволяют нам утверждать, что у первоклассников в период адаптации к школе, снижая уровень общей тревожности, тревожности во взаимоотношениях со сверстниками, тревожности, связанной
с успешностью в обучении, тревожности в ситуациях самовыражения и тревожности, возникающей в ситуациях проверки знаний можно положительно повлиять как на развитие отдельных компонентов адаптации, так и на уровень адаптации в целом.
Следовательно, развивающая программа оказалась эффективной и привела, во-первых, к снижению числа высоко тревожных первоклассников, участвующих в формирующем эксперименте, а, во-вторых, поспособствовала их успешной адаптации к школе.
Таким образом, поставленная гипотеза исследования нашла свое подтверждение: низкий уровень тревожности и ее видов создает благоприятные условия для успешной адаптации первоклассников к обучению в школе.



1. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / авт.-сост. С.А. Коробкина. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2015. - 261 с.
2. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. - М.: Медицина, 1988. - 153с.
3. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2002. - 208 с.
4. Бакиева Н.З., Смирнова М.В., Мельникова В.Е. Комплексный подход в исследовании дезадаптивных состояний первоклассников // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». - 2011. - №5. - С. 227-228.
5. Басырова З.А., Степанова Н.А. Психологические особенности адаптации
детей к школьному обучению // Международный студенческий научный вестник: электронный научный журнал. - 2016. - № 5-2. [Электронный ресурс]. - URL: https: //eduherald.ru/ru/article/view?id=15606 (дата
обращения: 15.12.2017).
6. Батуева С.В. Исследование структурных компонентов школьной адаптации у первоклассников // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2016. - №7. - С. 7-10.
7. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. - М.: Эксмо, 2009. - 464 с.
8. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. - М.: Изд. центр «Академия», 2009. - 218с.
9. Бекоева Т.А., Дзиваева Ж.М. Факторы, влияющие на адаптацию к школе //Инновационная наука. - 2016. -№2. - С.181-183.
10. Березин С.В., Лисецхий К.С., Серебрякова М.Е. Словарь
психологических терминов. - Самара: "Самарский университет", 2002. [Электронный ресурс] - URL:
http://vocabulary.ru/dictionary/22/word/adaptacija (дата обращения:
09.10.2017)
11. Березняк Е.Ю. Особенности школьной адаптации первоклассников с различным уровнем произвольной регуляции //Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2014. - №3. - С.138-144.
12. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция,
педагогическая поддержка. - М.: Образовательный центр
«Педагогический поиск», 2007. - 145с.
13. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1998. — 298 с.
14. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб. [и др.]: Питер, 2008. - 398 с.
15. Бочева Н.А. Ситуативная тревожность как один из факторов адаптации первоклассников к школе // Вестник МГОУ. Психологические науки. - 2015. - № 3. - С. 87-90.
16. Венгер А.Л. Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. - М.: Наука, 2009. - 125с.
17. Вертягина Е.А. К определению понятий «адаптация», «адаптивность», «адаптированность» // Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2014. - Вып. 4. - С. 8-10.
18. Войтко В.И., Гильбух Ю.З. Школьная психодиагностика: достижения и перспективы. - Киев: Знание, 1980. - 48 с.
19. Воробьёва Е. Адаптация учащихся: Методическая копилка // Школьный психолог. -2005. -№ 18. — С.27-38.
20. Гаврилова М.А. Работа педагога-психолога школы по оказанию помощи первоклассникам в период адаптации к обучению // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции c международным участием «Здоровье и образ жизни учащихся в современных условиях: взгляд врача и педагога» 16-17 сентября 2013 г. - СПб., 2016. - С. 25-27.
21. Гагай В.В., Гринева К.Ю. Особенности школьной адаптации первоклассников как трудной жизненной ситуации для детей и родителей // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 2. - С. 33-43.
22. Головин С. Ю. Словарь психолога - практика. - Минск: Харвест, 2001. - 975 с.
23. Горбунова В.В. Характеристика первоклассников в период адаптации к обучению в школе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. - № 5-1. - том 16. - С. 629-635.
24. Гуров В.А. Тревожность и здоровье младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2014. - №4 (82). - С. 56-60.
25. Давыдок А.М., Титова А.М. Актуальные вопросы ранней коррекции социально-психологической адаптации младших школьников // Довкшля та здоров’я. - 2013. - № 2 (65). - С.43-46.
26. Дергоусова М.О. Особенности взаимоотношений первоклассника со взрослыми в период адаптации к школьному обучению // Студенческий научный форум 2015: материалы VII Международной студенческой научной конференции. - М.: РАЕ, 2015. - С. 89- 113.
27. Диагностика школьной дезадаптации: научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов / под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. - М.: Редакционно-издательский центр «Социальное здоровье России», 1993 - 127 с.
28. Дорожевец Т.В. Диагностика школьной дезадаптации. - Витебск, 1995. - 182 с.
29. Дорожевец Т.В. Психологические особенности школьной адаптации воспитанников детского сада: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1994. - 182 с.
30. Дорофеева Г.А. Психоэмоциональная адаптация первоклассников // Известия Южного федерального университета. - 2003. - №7. - С. 132-133.
31. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб: Питер, 2008. - 320с.
32. Евстифеева Е.И., Османов Е.И. Проблемы адаптации первоклассников к образовательной среде // Вестник Тамбовского университета. - 2007. - №3. - С.380-382.
33. Жулина Г.Н., Кулешова Н.В. Особенности эмоционального компонента школьной адаптации первоклассников //Таврический научный обозреватель. - 2016- - №5 (10). - С.32-36.
34. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 448 с.
35. Зеленова М. Е. Адаптация к начальной школе // Психологическая наука и образование. - 2017. - № 3. - С.22-29.
36. Зеленский В.В. Словарь аналитической психологии. - М.: Когито-Центр, 2008. - 336 с.
37. Иванова И. А. Проблема адаптации первоклассников // Проблемы Науки. - 2015. - № 4 (34). - С.141-143.
38. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000. - 385 с.
39. Истратова О.Н., Эксакусто Т.П. Справочник по групповой психокоррекции. — 2-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 443 с.
40. Казакова Е.В., Киричатая Е.В. Субъективное благополучие
первоклассников в условиях современной образовательной среды // Международный студенческий научный вестник: электронный научный журнал. - 2017. - № 4-5. [Электронный ресурс]. URL:
https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17479 (дата обращения: 25.12.2017).
41. Кирсанова М.А. Варианты переживания стрессовых ситуаций у детей - первоклассников // Психология и школа. - 2005- №4.- С. 73-91.
42. Коган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. - 1984. - №4. - С. 28-37.
43. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии
детей шестилетнего возраста: книга для учителя. - М.:
Просвещение, 1988. - 190 с.
44. Константинов В.В. К вопросу о понятии «адаптация» // Проблемы социальной психологии личности. - Саратов: СГУ, 2008. - С.20-25.
45. Котова К.В. Особенности протекания адаптации первоклассников к
школе // Международный студенческий научный вестник: электронный научный журнал. - 2017. - № 2. [Электронный ресурс].
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id= 16919 (дата обращения:
29.09.2017).
46. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника. - 1990. - №6. - С. 34-41.
47. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М.: Знание, 1988. - 55 с.
48. Кравцова Е.Е. Школа для маленьких или маленькая школа? // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 2. - С. 32-38.
49. Крайникова Т.А. Блочно-модульная программа оказания
психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению // Известия ТРТУ. - 2017. - №13 (68). - С.175-177.
50. Крюкова Л.В. Эмоциональная сфера ребенка как один из показателей адаптации первоклассника к школьному обучению // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012. - № 25-1. - С. 20-25.
51. Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы
предупреждения // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 111.
52. Лацепов А.В., Николаев Е.В. Психологические особенности проявления тревожности младших школьников в зависимости от стилей их семейного воспитания // Международный студенческий научный вестник: электронный научный журнал. - 2016. - № 6. [Электронный ресурс].
URL: https: //eduherald.ru/ru/article/view?id= 16656 (дата обращения:
15.12.2017) .
53. Литвиненко Н.В. Характер межличностных отношений как показатель
адаптированности школьников к образовательной среде // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. - 2015. - № 2-1. [Электронный ресурс].
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18118 (дата обращения:
16.11.2017) .
54. Литвиненко Н.В. Школьная тревожность как показатель нарушения
адаптации школьников к образовательной среде // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. [Электронный ресурс].
URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14510 (дата
обращения: 19.11.2017).
55. Лозинский А.С., Булычева Е.В. Особенности биологической адаптации первоклассников с различным уровнем готовности к обучению в школе // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 16 (135). - С. 303-304.
56. Люленкова О. Ю. Факторы адаптации детей к школе // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.).
— Пермь: Меркурий, 2012. — С. 84-87. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2196/ (Дата обращения: 02.12.2017).
57. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - СПб.: Речь, 2006. - 192 с.
58. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал.
- 2001. - №1. - С. 16-24.
59. Малкова Е.Е. Тревога как ресурс адаптивного развития личности // Ананьевские чтения-2013. Психология в здравоохранении: Материалы научной конференции, 22-24 октября 2013 г. / отв. ред. О.Ю. Щелкова. - СПб.: Скифия-принт. - С. 52-54.
60. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
61. Микляева А.В., Румянцева П.В. Методы психологической диагностики школьной тревожности // Педагогическая диагностика : науч.-практ. журн.
- 2017. - № 2. - C. 111-121.
62. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2007. - 248 с.
63. Особенности функционального состояния тревожных детей в критический период адаптации к образовательной среде /Н.В. Полянская, И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова, М.М. Герасимов //Новые исследования.
- 2014.- №1 (38). - С. 83-91.
64. Петровский А.В. Словарь. Общая психология // Энциклопедический словарь в шести томах. Том 1. / ред. и сост. Л.А. Карпенко. - М.: ПЕР СЭ,
2005. - 251с.
65. Полшкова Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 107-110.
66. Прихожан A.M. Занятия для тревожных первоклассников // Школьный психолог. - 2001.- № 16. - С. 8-9.
67. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С.38-47.
68. Прихожан А.М. Работа с тревожными детьми. - М.: Московский
психолого-социальный институт, 2005. - 181 с.
69. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 304 с.
70. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности.
Анализ. Теория. Практика. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 479 с.
71. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие в 2 кн. Кн.1. - М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003. - 384 с.
72. Ромицына Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности»: учебно-методическое пособие. - СПб.: Речь, 2006. - 112 с.
73. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети // Дошкольное воспитание. - 1996 г.,- №4. - С.11.
74. Самойленко И.В. Как победить детские страхи. Тренинг для родителей и педагогов. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 252 с.
75. Самоукина Н. В. Практический психолог в школе: лекции,
консультирование, тренинг. - М.: Психотерапия, 2008. — 241 с.
76. Сахарчук К.Г. Преемственность ДОУ и начальной школы как залог
успешной адаптации ребенка к школе // Международный студенческий научный вестник: электронный научный журнал. - 2015. - № 5-4.
[Электронный ресурс]. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id= 13978 (дата обращения: 15.10.2017).
77. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст.- СПб.: Речь, 2005. - 384 с., илл.
78. Сергеева Б.В. Проблема тревожности в процессе адаптации младших
школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т.34. - С. 62-70. [Электронный ресурс]. URL: http://e-
koncept.ru/2017/771151 .htm. (дата обращения: 11.11.2017)
79. Соболева Л.Г., Новак Н.Г., Шершакова Т.М. Оценка уровня тревожности детей школьного возраста г. Гомеля // Проблемы здоровья и экологии. - 2013. - № 4 (38). - С. 123-128.
80. Соловьева Д.Ю. Программа исследования адаптации первоклассников // Школьный психолог. - 2008. - № 19. - С. 15-20.
81. Сорокина В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления. - 2-е изд.- М.: Генезис, 2007. - 191 с.
82. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. - 1983. - С. 23-29.
83. Тревога и тревожность. Хрестоматия. /под ред. В.М. Астапова. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.
84. Украинец О. В. Социально-психологические аспекты адаптации детей школьного возраста к обучению в школе // Ученые записки Санкт- Петербургского государственного института психологии и социальной работы -. 2007. - Т. 8. - № 8. - С. 45-47.
85. Хмельницкая О. Откуда берется школьная тревожность? // Школьный психолог. - 2005. - №20. - С.32-33.
86. Хохлова В. А. Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 72-75.
87. Цукерман Г. А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — 2-е изд., испр. - М.: Генезис, 2003. — 128 с.
88. Чуткина Г.М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук МГПИ им. В.И. Ленина. - М, 1987. -19 с.
89. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь: учеб.-метод. пособие. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 119 с.
90. Яковлева О.В. Коррекция ситуативной и личностной тревожности у подростков // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2011. - № 11 (54). - C. 133-135.
91. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. - СПб.: Речь, 2003. - 384 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ