ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ИХ АДАПТАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения влияния тревожности личности первоклассников на их адаптацию к обучению в школе 8
1.1. Проблема адаптации первоклассников к обучению в школе в
психологии 8
1.2.Особенности проявления тревожности
первоклассников 17
1.3. Роль тревожности личности в процессе адаптации к школе 27
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение влияния тревожности личности первоклассников на их адаптацию к обучению в школе 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального изучения
влияния тревожности личности первоклассников на их адаптацию к обучению в школе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 97
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения влияния тревожности личности первоклассников на их адаптацию к обучению в школе 8
1.1. Проблема адаптации первоклассников к обучению в школе в
психологии 8
1.2.Особенности проявления тревожности
первоклассников 17
1.3. Роль тревожности личности в процессе адаптации к школе 27
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение влияния тревожности личности первоклассников на их адаптацию к обучению в школе 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального изучения
влияния тревожности личности первоклассников на их адаптацию к обучению в школе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 97
Актуальность проблемы исследования. Происходящие в современной России значительные социально-экономические и культурные преобразования, ужесточение требований, предъявляемых обществом к человеку, смена многих ценностей - эти и многие другие условия, несомненно, оказывают влияние на формирование личности ребенка. В этом смысле особенно уязвимыми оказываются дети, переживающие кризисные моменты в развитии, связанные с изменением социальной ситуации. Одним из таких моментов является начало школьного обучения. Поступление в первый класс является важнейшим периодом в жизни ребенка, в течение которого происходит полная перестройка не только его деятельности и социальной роли, но и системы социальных и межличностных отношений. Для многих младших школьников этот процесс связан с большой эмоциональной нагрузкой, переживанием стрессовых ситуаций и, как следствие, появлением эмоциональных расстройств. В основе таких расстройств чаще всего лежит тревожность как устойчивое психическое образование.
Важность исследования тревожности как черты личности именно в период адаптации к школе обусловлена тем, что в младшем школьном возрасте эмоциональная сфера ребенка претерпевает изменения и именно поэтому проявление чувства тревоги, беспокойства, эмоциональной нестабильности, может сформировать отрицательное отношение к учебной деятельности, учителю и его требованиям.
Анализ научного знания показал, что сложная и многообразная проблема адаптации детей к школе достаточно широко исследуется специалистами разных направлений: психологами (С.А. Беличева, Ф.Б. Березин, Э.В. Галажинский, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Г.В. Залевский, В.А. Кудрявцев, Г.С. Остапенко и др.), педагогами (Ш.А. Амонашвили, Г.А. Белова, Е.Д. Гранкина, Е.А. Кудрявцева, И.П. Подласый, А.П. Сманцер, В.Г. Щур, Е.А. Ямбург и др.), медицинскими работниками (Н.К. Барсукова, Г.В. Бородкина, Е.К. Глушкова, С.М. Громбах, JI.A. Жданова, В.Р. Кучма,
А.А. Солнцев и др.), физиологами (М.В. Антропова, М.М. Безруких, Л.Д. Бережков, Н.В. Дубровинская, М.Д. Кольцова, А.Г. Хрипкова и др.).
Указанными авторами освещаются многие аспекты адаптации детей в различных образовательных системах, раскрываются отдельные факторы и критерии адаптации. Вместе с тем эти работы не могут исчерпывающе удовлетворить запросы психолого-педагогической практики, поскольку большинство исследований касаются лишь самых значимых аспектов адаптации, не принимая во внимание детальное изучение этого процесса во взаимосвязи с другими психическими феноменами.
Устойчивый интерес, к проблеме тревожности нашёл отражение в работах многих отечественных ученых: Г.Г. Аркелова, В.М. Астапова, Ф.Б. Березина, Б.И. Кочубей, А.В. Микляевой, А.М. Прихожан и др. Среди зарубежных психологов, занимающихся вопросами тревожности можно отметить: А. Адлера, К. Изарда, Ч.Д. Спилбергера, З. Фрейда, К. Хорни и др.
Между тем, в исследованиях по проблеме тревожности чаще всего обсуждаются вопросы, касающиеся ее определения, дифференциации от других, близких по смыслу, феноменов, возможных причин возникновения, а также вопросы, ориентированные на разработку программ коррекции тревожности в виде специально организованных занятий и тренингов. При этом, остается мало изученной роль тревожности в процессе адаптации. Хотя многие исследователи предпринимали попытки ответить на этот вопрос, конкретных указаний на характер влияния одного явления на другое очень немного, имеющиеся данные недостаточно систематизированы, эмпирические результаты представлены фрагментарно. Собственный ретроспективный опыт работы педагогом-психологом показывает, что проблема увеличения количества дезадаптированных детей с каждым годом растет и пока не находит достаточно успешного разрешения в практике работы образовательных учреждений. Решение данного вопроса способствовало бы своевременному прогнозу возможных трудностей обучения и разработке мер по оптимизации процесса адаптации учащихся к новым школьным условиям, а также управлению этим процессом.
Таким образом, возникает противоречие между
необходимостью изучать проявления тревожности первоклассников и их связи с адаптацией к школе и недостаточной теоретико-методологической разработанностью данной проблемы в практике школьного образования.
Вышеизложенное позволило нам сформулировать проблему исследования: каково влияние тревожности личности на процесс адаптации первоклассников к школе?
Цель исследования: изучить характер влияния тревожности личности на процесс адаптации первоклассников к школе.
Объект: адаптация первоклассников к школе.
Предмет: влияние тревожности личности на процесс адаптации первоклассников к школе.
Гипотеза: тревожность личности будет оказывать влияние на процесс адаптации первоклассников: низкий уровень общей тревожности, тревоги во взаимоотношениях со сверстниками, тревоги, связанной с успешностью в обучении, тревоги, возникающей в ситуациях самовыражения и тревоги, возникающей в ситуациях проверки знаний, будет способствовать более успешной адаптации первоклассников к школе.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить разработанность в психологии проблемы влияния тревожности на процесс адаптации первоклассников к школе.
2. Изучить особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте.
3. Исследовать уровень развития компонентов адаптации первоклассников к школе.
4. Выявить характер влияния тревожности на процесс адаптации первоклассников к школе.
5. Разработать и оценить эффективность программы, направленной на снижение тревожности первоклассников в период адаптации к школе.
Теоретическую основу исследования составили: работы по проблеме психологической адаптации первоклассников к обучению в школе (Э.М. Александровская, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Я.Л. Коломинский, Р.В. Овчарова, Е.А. Панько, А.В. Петровский, Г.А. Цукерман и др.); концептуальные представления о тревоге и тревожности В.М. Астапова, Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина и др.; исследования школьной тревожности в работах Б.И. Кочубея, Е.В. Новиковой, А.М. Прихожан и др.
Методы исследования:
1. Организационные методы (сравнительный).
2. Эмпирические методы (психодиагностический; эксперимент: наблюдение).
3. Методы обработки данных (качественный и количественный анализ).
Количественный анализ полученных результатов производился с использованием показателей математической статистики
(непараметрического T-критерия Уилкоксона, непараметрического U- критерия Манна-Уитни).
4. Интерпретационные методы (структурный).
Методики исследования: методика «Многомерная оценка детской тревожности» Е.Е. Ромицыной, методика изучения социально¬психологической адаптации ребенка в школе Э.М. Александровской, методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» В.И. Чиркова, О.Л. Соколовой, О.В. Сорокиной, анкета «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лускановой.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ № 40» города Белгорода. В исследовании принимали участие первоклассники в возрасте 7¬8 лет в количестве 90 человек.
Положения, выносимые на защиту:
1. Низкий уровень общей тревожности первоклассников, а также тревоги во взаимоотношениях со сверстниками, тревоги, связанной с успешностью в обучении, тревоги, возникающей в ситуациях самовыражения и тревоги, возникающей в ситуациях проверки знаний, способствует их успешной адаптации к обучению в школе.
2. Реализация развивающей программы, направленной на снижение тревожности первоклассников, повышает уровень их адаптации к школе.
Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в расширение представлений возрастной и педагогической психологии о характере влияния тревожности на процесс адаптации первоклассников к школе; в возможности применения полученных результатов исследования в разработке основ формирования личности первоклассника в период адаптации к школе.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа снижения тревожности первоклассников в период адаптации к школе может быть использована в работе педагогов и классных руководителей, в деятельности психологических служб образовательных учреждений. Результаты исследования могут также применяться в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов, классных руководителей и учителей.
Структура магистерской диссертации: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. В диссертации содержатся таблицы и графики.
Важность исследования тревожности как черты личности именно в период адаптации к школе обусловлена тем, что в младшем школьном возрасте эмоциональная сфера ребенка претерпевает изменения и именно поэтому проявление чувства тревоги, беспокойства, эмоциональной нестабильности, может сформировать отрицательное отношение к учебной деятельности, учителю и его требованиям.
Анализ научного знания показал, что сложная и многообразная проблема адаптации детей к школе достаточно широко исследуется специалистами разных направлений: психологами (С.А. Беличева, Ф.Б. Березин, Э.В. Галажинский, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Г.В. Залевский, В.А. Кудрявцев, Г.С. Остапенко и др.), педагогами (Ш.А. Амонашвили, Г.А. Белова, Е.Д. Гранкина, Е.А. Кудрявцева, И.П. Подласый, А.П. Сманцер, В.Г. Щур, Е.А. Ямбург и др.), медицинскими работниками (Н.К. Барсукова, Г.В. Бородкина, Е.К. Глушкова, С.М. Громбах, JI.A. Жданова, В.Р. Кучма,
А.А. Солнцев и др.), физиологами (М.В. Антропова, М.М. Безруких, Л.Д. Бережков, Н.В. Дубровинская, М.Д. Кольцова, А.Г. Хрипкова и др.).
Указанными авторами освещаются многие аспекты адаптации детей в различных образовательных системах, раскрываются отдельные факторы и критерии адаптации. Вместе с тем эти работы не могут исчерпывающе удовлетворить запросы психолого-педагогической практики, поскольку большинство исследований касаются лишь самых значимых аспектов адаптации, не принимая во внимание детальное изучение этого процесса во взаимосвязи с другими психическими феноменами.
Устойчивый интерес, к проблеме тревожности нашёл отражение в работах многих отечественных ученых: Г.Г. Аркелова, В.М. Астапова, Ф.Б. Березина, Б.И. Кочубей, А.В. Микляевой, А.М. Прихожан и др. Среди зарубежных психологов, занимающихся вопросами тревожности можно отметить: А. Адлера, К. Изарда, Ч.Д. Спилбергера, З. Фрейда, К. Хорни и др.
Между тем, в исследованиях по проблеме тревожности чаще всего обсуждаются вопросы, касающиеся ее определения, дифференциации от других, близких по смыслу, феноменов, возможных причин возникновения, а также вопросы, ориентированные на разработку программ коррекции тревожности в виде специально организованных занятий и тренингов. При этом, остается мало изученной роль тревожности в процессе адаптации. Хотя многие исследователи предпринимали попытки ответить на этот вопрос, конкретных указаний на характер влияния одного явления на другое очень немного, имеющиеся данные недостаточно систематизированы, эмпирические результаты представлены фрагментарно. Собственный ретроспективный опыт работы педагогом-психологом показывает, что проблема увеличения количества дезадаптированных детей с каждым годом растет и пока не находит достаточно успешного разрешения в практике работы образовательных учреждений. Решение данного вопроса способствовало бы своевременному прогнозу возможных трудностей обучения и разработке мер по оптимизации процесса адаптации учащихся к новым школьным условиям, а также управлению этим процессом.
Таким образом, возникает противоречие между
необходимостью изучать проявления тревожности первоклассников и их связи с адаптацией к школе и недостаточной теоретико-методологической разработанностью данной проблемы в практике школьного образования.
Вышеизложенное позволило нам сформулировать проблему исследования: каково влияние тревожности личности на процесс адаптации первоклассников к школе?
Цель исследования: изучить характер влияния тревожности личности на процесс адаптации первоклассников к школе.
Объект: адаптация первоклассников к школе.
Предмет: влияние тревожности личности на процесс адаптации первоклассников к школе.
Гипотеза: тревожность личности будет оказывать влияние на процесс адаптации первоклассников: низкий уровень общей тревожности, тревоги во взаимоотношениях со сверстниками, тревоги, связанной с успешностью в обучении, тревоги, возникающей в ситуациях самовыражения и тревоги, возникающей в ситуациях проверки знаний, будет способствовать более успешной адаптации первоклассников к школе.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить разработанность в психологии проблемы влияния тревожности на процесс адаптации первоклассников к школе.
2. Изучить особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте.
3. Исследовать уровень развития компонентов адаптации первоклассников к школе.
4. Выявить характер влияния тревожности на процесс адаптации первоклассников к школе.
5. Разработать и оценить эффективность программы, направленной на снижение тревожности первоклассников в период адаптации к школе.
Теоретическую основу исследования составили: работы по проблеме психологической адаптации первоклассников к обучению в школе (Э.М. Александровская, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Я.Л. Коломинский, Р.В. Овчарова, Е.А. Панько, А.В. Петровский, Г.А. Цукерман и др.); концептуальные представления о тревоге и тревожности В.М. Астапова, Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина и др.; исследования школьной тревожности в работах Б.И. Кочубея, Е.В. Новиковой, А.М. Прихожан и др.
Методы исследования:
1. Организационные методы (сравнительный).
2. Эмпирические методы (психодиагностический; эксперимент: наблюдение).
3. Методы обработки данных (качественный и количественный анализ).
Количественный анализ полученных результатов производился с использованием показателей математической статистики
(непараметрического T-критерия Уилкоксона, непараметрического U- критерия Манна-Уитни).
4. Интерпретационные методы (структурный).
Методики исследования: методика «Многомерная оценка детской тревожности» Е.Е. Ромицыной, методика изучения социально¬психологической адаптации ребенка в школе Э.М. Александровской, методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» В.И. Чиркова, О.Л. Соколовой, О.В. Сорокиной, анкета «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лускановой.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ № 40» города Белгорода. В исследовании принимали участие первоклассники в возрасте 7¬8 лет в количестве 90 человек.
Положения, выносимые на защиту:
1. Низкий уровень общей тревожности первоклассников, а также тревоги во взаимоотношениях со сверстниками, тревоги, связанной с успешностью в обучении, тревоги, возникающей в ситуациях самовыражения и тревоги, возникающей в ситуациях проверки знаний, способствует их успешной адаптации к обучению в школе.
2. Реализация развивающей программы, направленной на снижение тревожности первоклассников, повышает уровень их адаптации к школе.
Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в расширение представлений возрастной и педагогической психологии о характере влияния тревожности на процесс адаптации первоклассников к школе; в возможности применения полученных результатов исследования в разработке основ формирования личности первоклассника в период адаптации к школе.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа снижения тревожности первоклассников в период адаптации к школе может быть использована в работе педагогов и классных руководителей, в деятельности психологических служб образовательных учреждений. Результаты исследования могут также применяться в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов, классных руководителей и учителей.
Структура магистерской диссертации: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. В диссертации содержатся таблицы и графики.
Происходящие в современной России значительные социально-экономические и культурные преобразования, ужесточение требований, предъявляемых обществом к человеку, смена многих ценностей - эти и многие другие условия, несомненно, оказывают влияние на формирование личности ребенка. В этом смысле особенно уязвимыми оказываются дети, переживающие кризисные моменты в развитии, связанные с изменением социальной ситуации. Одним из таких моментов является начало школьного обучения. Поступление в первый класс является важнейшим периодом в жизни ребенка, в течение которого происходит полная перестройка не только его деятельности и социальной роли, но и системы социальных и межличностных отношений. Для многих младших школьников этот процесс связан с большой эмоциональной нагрузкой, переживанием стрессовых ситуаций и, как следствие, появлением эмоциональных расстройств. В основе таких расстройств чаще всего лежит тревожность как устойчивое психическое образование.
Целью нашего исследования было изучение характера влияния тревожности на процесс адаптации первоклассников к школе.
В соответствии с первой задачей исследования был проведен теоретический анализ литературы, раскрывающий понимание адаптации и школьной тревожности в отечественной и зарубежной психологии.
В нашей работе мы предлагаем рассматривать социально-психологическую адаптацию к школе как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. В качестве основных критериев успешной адаптации ребенка к школе выступают: отношение ребенка к школе, принятие школьных норм и правил, сформированность мотивации учения, эмоциональное благополучие ребенка, успешность социальных контактов, уровень освоения знаний, учебная активность.
В данной работе мы будем придерживаться следующего определения школьной тревожности: это форма проявления эмоционального
неблагополучия ребенка, выражающаяся в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. В процессе анализа литературных источников, мы пришли к выводу, что больше всего беспокойств по поводу школьной жизни испытывают именно первоклассники, для которых посещение школы представляет собой принципиально новую форму организации жизни.
Таким образом, мы пришли к выводу, что те или иные проявления тревожности так или иначе сказываются на общей комфортности пребывания в школе и несомненно пагубно влияют на процесс адаптации.
В соответствии с задачами исследования нами были изучены особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте. На основе изучения уровня тревожности мы получили следующие данные: в данной выборке большинство первоклассников характеризуется средним (нормальным) уровнем тревожности. Однако, имеется достаточно большое количество учеников с преобладанием высоких и крайне высоких показателей тревожности. Данные результаты показали необходимость проведения формирующих мероприятий.
Следующим этапом нашего исследования были организация эксперимента и отбор детей в экспериментальную и контрольную группу, осуществляемый на основе рандомизации. Анализ результатов исследования тревожности в контрольной и экспериментальной группах на начальном этапе показал, что развитие показателей тревожности в группах в количественном плане различно, но в отношении распределения первоклассников по уровням тревожности, в целом, ситуация идентична.
На следующем этапе исследования проводился формирующий эксперимент, основной целью которого явилось снижение уровня тревожности в период адаптации к школе у первоклассников экспериментальной группы. По итогам эксперимента было проведено повторное тестирование выделенных нами групп по тем же показателям. Анализ результатов показал, что после проведения формирующего эксперимента в отношении экспериментальной группы произошли достаточно существенные, видимые сдвиги в сторону уменьшения показателей тревожности первоклассников, а в отношении контрольной группы никакой положительной динамики не наблюдалось.
Для оценки эффективности развивающей программы, а также для оценки направленности и выраженности изменений показателей уровня тревожности, мы использовали T-критерий Уилкоксона. Математическая обработка данных подтвердила, что после развивающих мероприятий произошел сдвиг в сторону снижения уровня тревожности по всем шкалам. Т.е. в действительности существуют статистически достоверные различия между результатами констатирующего и формирующего эксперимента.
Следующим этапом работы была диагностика адаптации первоклассников к школе и определение характера влияния тревожности на процесс адаптации.
Анализ результатов показал, что в экспериментальной группе уровень развития компонентов адаптации первоклассников значительно выше, чем в контрольной группе. Для оценки достоверности различий по всем показателям адаптации первоклассников в выделенных нами группах, мы использовали метод подсчета U-критерий Манна-Уитни. На основе полученных данных мы можем сделать математически обоснованный вывод о том, что результаты диагностики контрольной и экспериментальной групп по всем показателям адаптации различаются между собой на достоверном уровне значимости, т.е. в экспериментальной группе полученные результаты достоверно выше, чем в контрольной.
Полученные данные позволяют нам утверждать, что у первоклассников в период адаптации к школе, снижая уровень общей тревожности, тревожности во взаимоотношениях со сверстниками, тревожности, связанной
с успешностью в обучении, тревожности в ситуациях самовыражения и тревожности, возникающей в ситуациях проверки знаний можно положительно повлиять как на развитие отдельных компонентов адаптации, так и на уровень адаптации в целом.
Следовательно, развивающая программа оказалась эффективной и привела, во-первых, к снижению числа высоко тревожных первоклассников, участвующих в формирующем эксперименте, а, во-вторых, поспособствовала их успешной адаптации к школе.
Таким образом, поставленная гипотеза исследования нашла свое подтверждение: низкий уровень тревожности и ее видов создает благоприятные условия для успешной адаптации первоклассников к обучению в школе.
Целью нашего исследования было изучение характера влияния тревожности на процесс адаптации первоклассников к школе.
В соответствии с первой задачей исследования был проведен теоретический анализ литературы, раскрывающий понимание адаптации и школьной тревожности в отечественной и зарубежной психологии.
В нашей работе мы предлагаем рассматривать социально-психологическую адаптацию к школе как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. В качестве основных критериев успешной адаптации ребенка к школе выступают: отношение ребенка к школе, принятие школьных норм и правил, сформированность мотивации учения, эмоциональное благополучие ребенка, успешность социальных контактов, уровень освоения знаний, учебная активность.
В данной работе мы будем придерживаться следующего определения школьной тревожности: это форма проявления эмоционального
неблагополучия ребенка, выражающаяся в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. В процессе анализа литературных источников, мы пришли к выводу, что больше всего беспокойств по поводу школьной жизни испытывают именно первоклассники, для которых посещение школы представляет собой принципиально новую форму организации жизни.
Таким образом, мы пришли к выводу, что те или иные проявления тревожности так или иначе сказываются на общей комфортности пребывания в школе и несомненно пагубно влияют на процесс адаптации.
В соответствии с задачами исследования нами были изучены особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте. На основе изучения уровня тревожности мы получили следующие данные: в данной выборке большинство первоклассников характеризуется средним (нормальным) уровнем тревожности. Однако, имеется достаточно большое количество учеников с преобладанием высоких и крайне высоких показателей тревожности. Данные результаты показали необходимость проведения формирующих мероприятий.
Следующим этапом нашего исследования были организация эксперимента и отбор детей в экспериментальную и контрольную группу, осуществляемый на основе рандомизации. Анализ результатов исследования тревожности в контрольной и экспериментальной группах на начальном этапе показал, что развитие показателей тревожности в группах в количественном плане различно, но в отношении распределения первоклассников по уровням тревожности, в целом, ситуация идентична.
На следующем этапе исследования проводился формирующий эксперимент, основной целью которого явилось снижение уровня тревожности в период адаптации к школе у первоклассников экспериментальной группы. По итогам эксперимента было проведено повторное тестирование выделенных нами групп по тем же показателям. Анализ результатов показал, что после проведения формирующего эксперимента в отношении экспериментальной группы произошли достаточно существенные, видимые сдвиги в сторону уменьшения показателей тревожности первоклассников, а в отношении контрольной группы никакой положительной динамики не наблюдалось.
Для оценки эффективности развивающей программы, а также для оценки направленности и выраженности изменений показателей уровня тревожности, мы использовали T-критерий Уилкоксона. Математическая обработка данных подтвердила, что после развивающих мероприятий произошел сдвиг в сторону снижения уровня тревожности по всем шкалам. Т.е. в действительности существуют статистически достоверные различия между результатами констатирующего и формирующего эксперимента.
Следующим этапом работы была диагностика адаптации первоклассников к школе и определение характера влияния тревожности на процесс адаптации.
Анализ результатов показал, что в экспериментальной группе уровень развития компонентов адаптации первоклассников значительно выше, чем в контрольной группе. Для оценки достоверности различий по всем показателям адаптации первоклассников в выделенных нами группах, мы использовали метод подсчета U-критерий Манна-Уитни. На основе полученных данных мы можем сделать математически обоснованный вывод о том, что результаты диагностики контрольной и экспериментальной групп по всем показателям адаптации различаются между собой на достоверном уровне значимости, т.е. в экспериментальной группе полученные результаты достоверно выше, чем в контрольной.
Полученные данные позволяют нам утверждать, что у первоклассников в период адаптации к школе, снижая уровень общей тревожности, тревожности во взаимоотношениях со сверстниками, тревожности, связанной
с успешностью в обучении, тревожности в ситуациях самовыражения и тревожности, возникающей в ситуациях проверки знаний можно положительно повлиять как на развитие отдельных компонентов адаптации, так и на уровень адаптации в целом.
Следовательно, развивающая программа оказалась эффективной и привела, во-первых, к снижению числа высоко тревожных первоклассников, участвующих в формирующем эксперименте, а, во-вторых, поспособствовала их успешной адаптации к школе.
Таким образом, поставленная гипотеза исследования нашла свое подтверждение: низкий уровень тревожности и ее видов создает благоприятные условия для успешной адаптации первоклассников к обучению в школе.
Подобные работы
- Психологические особенности адаптации первоклассников к обучению в школе (Тольяттинский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Условия организации социально - психологической адаптации к обучению в начальной школе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Модель психолого - педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к обучению в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Адаптация ребенка к школе: проблемы и пути их преодоления Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Психолого-педагогическая программа формирования мотивации первоклассников к обучению в школе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - Влияние внутренней позиции школьника на адаптацию первоклассников (Сыктывкарский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ-МИГРАНТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



