ИГРОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы игровой психокоррекции социально-психологической дезадаптации
первоклассников 9
1.1. Проблема социально-психологической дезадаптации
первоклассников в современных исследованиях 9
1.2. Особенности психокоррекционной работы психолога с
первоклассниками группы риска по социально-психологической дезадаптации 14
1.3. Возможности игры в психокоррекционной работе с
первоклассниками с социально-психологической дезадаптацией 25
ГЛАВА11. Экспериментальное исследование эффективности
программы игровой психокоррекции социально-психологической дезадаптации первоклассников 37
2.1.Организация и методы исследования уровня адаптации 37 первоклассников
2.2. Результаты констатирующей диагностики и их обсуждение 40
2.3. Программа игровой психокоррекции социально-психологической
дезадаптации первоклассников 50
2.4. Результаты контрольной диагностики и их обсуждение 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения проблемы игровой психокоррекции социально-психологической дезадаптации
первоклассников 9
1.1. Проблема социально-психологической дезадаптации
первоклассников в современных исследованиях 9
1.2. Особенности психокоррекционной работы психолога с
первоклассниками группы риска по социально-психологической дезадаптации 14
1.3. Возможности игры в психокоррекционной работе с
первоклассниками с социально-психологической дезадаптацией 25
ГЛАВА11. Экспериментальное исследование эффективности
программы игровой психокоррекции социально-психологической дезадаптации первоклассников 37
2.1.Организация и методы исследования уровня адаптации 37 первоклассников
2.2. Результаты констатирующей диагностики и их обсуждение 40
2.3. Программа игровой психокоррекции социально-психологической
дезадаптации первоклассников 50
2.4. Результаты контрольной диагностики и их обсуждение 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Актуальность проблемы исследования. Поступление детей в школу и начальный период обучения - важнейший этап в жизни ребенка. Он вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Процесс приспособления учащихся к новым для них условиям школьной жизни - процесс адаптации - не для всех учеников проходит безболезненно. Этот процесс особенно сложен, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, если он становится социально - изолированным в классе.
Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами- исследователями, психологами (Л.Ф. Берцфаи, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г. Витцлак, В.Т. Горецким, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожец, Я. Йирасек, А. Керн, Е.Е. Кравцовой, Г.Г. Кравцовым, Н.И. Непомнящей, Т.В. Пуртовой, С. Штребел, Д.Б. Элькониным, Г.Б. Яскевич и др.), некоторые из которых отмечали, что одним из важнейших компонентов готовности к школе является достаточный уровень сформированности произвольности в общении со взрослыми, сверстниками и отношения к самому себе.
Младший школьный возраст - это первая ступень школьной жизни. Еще недавно ребенку позволяли играть, а теперь требуют неукоснительно соблюдать режим и школьные правила.
В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма, что приводит к большему развитию произвольности функций, планированию и выполнению программ действия. Процессы возбуждения и торможения более сбалансированы, чем у дошкольников. Однако процессы возбуждения все-таки преобладают, что обуславливает повышенную эмоциональную возбудимость, двигательную активность.
Ребенок, который не принят своими одноклассниками, становится склонным к неврозам, агрессивному поведению, у таких детей, как правило, заниженная самооценка, а также возможно полное отсутствие интереса к учебе.
Все эти негативные последствия школьной дезадаптации и отвержения ребенка среди одноклассников могут спроецироваться и на более старший возраст.
Следовательно, важно обращать более пристальное внимание на проблему дезадаптации и социальной изоляции в младшем школьном возрасте, чтобы пресечь их дальнейшее развитие.
На необходимость организации коррекционной работы с дезадаптированными первоклассниками указывали П.П. Блонский, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, И.В. Евтушенко, З.И. Калмыкова, В.П. Кащенко, Л.Н. Комисарова, И.Ю. Кулагина, Е.А. Медведева и другие. При этом важность коррекционной помощи средствами игры рассматривали: Н.П. Аникеева, Н.В. Вострокнутов, Е.В. Заико, О.А. Карабанова, Г.Н. Лантушко, Г.Л. Лэндрет, Н.В. Самоукина и другие.
Но вопрос по-прежнему остается открытым, поэтому тема нашего исследования «Игровая психокоррекция социально-психологической дезадаптации первоклассников» становится актуальной.
Проблема исследования: каковы возможности игровой
психокоррекции в преодолении социально-психологической дезадаптации первоклассников?
Цель исследования заключается в выявлении возможностей игровой психокоррекции социально-психологической дезадаптации первоклассников.
Объект исследования: социально-психологическая дезадаптация
первоклассников.
Предмет исследования: возможности игровой психокоррекции в социально-психологической дезадаптации первоклассников.
Гипотеза исследования: игровая психокоррекция социально¬
психологической дезадаптации первоклассников будет эффективной при следующих условиях:
1. Выявлении детей группы риска по школьной дезадаптации на начальном этапе обучения (первые 2 недели обучения в школе).
2. Использовании специально разработанной программы игровой психокорекции социально-психологической дезадаптации первоклассников.
3. Реализации программы с использованием значимой в младшем школьном возрасте игровой деятельности, элементов психогимнастики и специальных приемов, направленных на повышение сплоченности группы и развитие навыков общения.
4. Включении в мероприятия по психокоррекции педагогов и родителей обучающихся как значимых взрослых.
В связи с целью исследования можно выделить следующие задачи исследования:
1. Дать теоретическое обоснование проблемы игровой психокоррекции социально-психологической дезадаптации первоклассников.
2. Изучить особенности коррекционной работы психолога с младшими школьниками группы риска по социально-психологической дезадаптации.
3. Изучить возможности игры в психокоррекционной работе с первоклассниками группы риска по социально-психологической дезадаптации.
4. Выявить первоклассников группы риска по социально-психологической дезадаптации.
5. Разработать программу игровой психокоррекции социально-психологической дезадаптации первоклассников и проверить ее эффективность.
Теоретическая основа исследования. В основу построения комплекса игровой психкоррекции положены фундаментальные положения общей, возрастной и педагогической психологии:
1. Положение культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, исходя из которого, ситуацию коррекции личности можно рассматривать в качестве опыта реальной жизнедеятельности.
2. Положение, разработанное в теоретической концепции В. И. Мясищева, согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная коррекция немыслима без включения в коррекционный процесс и самого ребенка, и его окружения.
3. Положение теории деятельности А. Н. Леонтьева, состоящее в том, что позитивно влиять на процесс развития - значит управлять ведущей деятельностью, в данном случае - воздействовать на деятельность по воспитанию детей и на ведущую деятельность ребенка.
4. Положение теоретической концепции личности С. Л. Рубинштейна о формах психологических контактов между людьми.
5. Разработанное Д. Б. Элькониным положение о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается человек в процессе специально организованных групповых занятий.
Методы исследования. Для решения поставленных задач применялись комплексные методы исследования по Б.Г. Ананьеву:
1. Организационные методы (сравнительный).
2. Эмпирические методы (тестирование, социометрия)
3. Обработки данных.
4. Интерпретационные (генетический).
5. Методы математической статистики (непараметрический критерий Н-Крускала-Уоллиса, непераметрический критерий для зависимых выборок Т-Вилкоксона).
Методики исследования:
1. Схема изучения социально - психологической адаптации ребенка в школе (экспертная оценка учителя) Э.М. Александровской.
2. Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе». Схема изучения социально - психологической адаптации ребенка к школе (экспертная оценка родителей) В.И. Чиркова, О.Л. Соколовой, О.В. Сорокиной.
3. Социометрия Дж.Морено.
4. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А. Ореховой.
Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа п. Новосадовый Белгородского района Белгородской области».
Выборку исследования составили 70 первоклассников.
Положения, выносимые на защиту:
1. Игровая психокоррекция социально-психологической дезадаптации первоклассников эффективна при соблюдении следующих условий:
• Выявлении детей группы риска по школьной дезадаптации на начальном этапе обучения (первые 2 недели обучения в школе).
• Использовании специально разработанной программы игровой психокорекции социально-психологической дезадаптации первоклассников.
• Реализации программы с использованием значимой в младшем школьном возрасте игровой деятельности, элементов психогимнастики и специальных приемов, направленных на повышение сплоченности группы и развитие навыков общения.
• Включении в мероприятия по психокоррекции педагогов и родителей обучающихся как значимых взрослых.
2. Программа игровой психокоррекции социально-психологической
дезадаптации первоклассников представляет собой систему мероприятий, включающих 13 занятий с первоклассниками (проводимых с сентября по ноябрь) и направленных на устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкцию полноценных контактов ребенка со сверстниками, работу с педагогами и родителями. Основными средствами программы выступают: приемы игровой
деятельности и элементы психогимнастики, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков общения.
Теоретическая значимость состоит в получении новых данных об уровне социально-психологической дезадаптации первоклассников; о распределении младших школьников по уровням социально-
психологической адаптации к обучению в начальной школе; о влиянии специально разработанной коррекционной программы с элементами игровой деятельности на уровень социально-психологической адаптации первоклассников группы риска.
Практическая значимость нашей работы заключается в разработке «Программы игровой психокоррекции социально-психологической дезадаптации первоклассников», которую в дальнейшем смогут использовать психологи и педагоги, работающие в начальной школе.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав (7 параграфов), заключения, списка использованных источников (76 источников) и 4 приложений.
Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами- исследователями, психологами (Л.Ф. Берцфаи, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г. Витцлак, В.Т. Горецким, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожец, Я. Йирасек, А. Керн, Е.Е. Кравцовой, Г.Г. Кравцовым, Н.И. Непомнящей, Т.В. Пуртовой, С. Штребел, Д.Б. Элькониным, Г.Б. Яскевич и др.), некоторые из которых отмечали, что одним из важнейших компонентов готовности к школе является достаточный уровень сформированности произвольности в общении со взрослыми, сверстниками и отношения к самому себе.
Младший школьный возраст - это первая ступень школьной жизни. Еще недавно ребенку позволяли играть, а теперь требуют неукоснительно соблюдать режим и школьные правила.
В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма, что приводит к большему развитию произвольности функций, планированию и выполнению программ действия. Процессы возбуждения и торможения более сбалансированы, чем у дошкольников. Однако процессы возбуждения все-таки преобладают, что обуславливает повышенную эмоциональную возбудимость, двигательную активность.
Ребенок, который не принят своими одноклассниками, становится склонным к неврозам, агрессивному поведению, у таких детей, как правило, заниженная самооценка, а также возможно полное отсутствие интереса к учебе.
Все эти негативные последствия школьной дезадаптации и отвержения ребенка среди одноклассников могут спроецироваться и на более старший возраст.
Следовательно, важно обращать более пристальное внимание на проблему дезадаптации и социальной изоляции в младшем школьном возрасте, чтобы пресечь их дальнейшее развитие.
На необходимость организации коррекционной работы с дезадаптированными первоклассниками указывали П.П. Блонский, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, И.В. Евтушенко, З.И. Калмыкова, В.П. Кащенко, Л.Н. Комисарова, И.Ю. Кулагина, Е.А. Медведева и другие. При этом важность коррекционной помощи средствами игры рассматривали: Н.П. Аникеева, Н.В. Вострокнутов, Е.В. Заико, О.А. Карабанова, Г.Н. Лантушко, Г.Л. Лэндрет, Н.В. Самоукина и другие.
Но вопрос по-прежнему остается открытым, поэтому тема нашего исследования «Игровая психокоррекция социально-психологической дезадаптации первоклассников» становится актуальной.
Проблема исследования: каковы возможности игровой
психокоррекции в преодолении социально-психологической дезадаптации первоклассников?
Цель исследования заключается в выявлении возможностей игровой психокоррекции социально-психологической дезадаптации первоклассников.
Объект исследования: социально-психологическая дезадаптация
первоклассников.
Предмет исследования: возможности игровой психокоррекции в социально-психологической дезадаптации первоклассников.
Гипотеза исследования: игровая психокоррекция социально¬
психологической дезадаптации первоклассников будет эффективной при следующих условиях:
1. Выявлении детей группы риска по школьной дезадаптации на начальном этапе обучения (первые 2 недели обучения в школе).
2. Использовании специально разработанной программы игровой психокорекции социально-психологической дезадаптации первоклассников.
3. Реализации программы с использованием значимой в младшем школьном возрасте игровой деятельности, элементов психогимнастики и специальных приемов, направленных на повышение сплоченности группы и развитие навыков общения.
4. Включении в мероприятия по психокоррекции педагогов и родителей обучающихся как значимых взрослых.
В связи с целью исследования можно выделить следующие задачи исследования:
1. Дать теоретическое обоснование проблемы игровой психокоррекции социально-психологической дезадаптации первоклассников.
2. Изучить особенности коррекционной работы психолога с младшими школьниками группы риска по социально-психологической дезадаптации.
3. Изучить возможности игры в психокоррекционной работе с первоклассниками группы риска по социально-психологической дезадаптации.
4. Выявить первоклассников группы риска по социально-психологической дезадаптации.
5. Разработать программу игровой психокоррекции социально-психологической дезадаптации первоклассников и проверить ее эффективность.
Теоретическая основа исследования. В основу построения комплекса игровой психкоррекции положены фундаментальные положения общей, возрастной и педагогической психологии:
1. Положение культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, исходя из которого, ситуацию коррекции личности можно рассматривать в качестве опыта реальной жизнедеятельности.
2. Положение, разработанное в теоретической концепции В. И. Мясищева, согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений, поэтому эффективная коррекция немыслима без включения в коррекционный процесс и самого ребенка, и его окружения.
3. Положение теории деятельности А. Н. Леонтьева, состоящее в том, что позитивно влиять на процесс развития - значит управлять ведущей деятельностью, в данном случае - воздействовать на деятельность по воспитанию детей и на ведущую деятельность ребенка.
4. Положение теоретической концепции личности С. Л. Рубинштейна о формах психологических контактов между людьми.
5. Разработанное Д. Б. Элькониным положение о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается человек в процессе специально организованных групповых занятий.
Методы исследования. Для решения поставленных задач применялись комплексные методы исследования по Б.Г. Ананьеву:
1. Организационные методы (сравнительный).
2. Эмпирические методы (тестирование, социометрия)
3. Обработки данных.
4. Интерпретационные (генетический).
5. Методы математической статистики (непараметрический критерий Н-Крускала-Уоллиса, непераметрический критерий для зависимых выборок Т-Вилкоксона).
Методики исследования:
1. Схема изучения социально - психологической адаптации ребенка в школе (экспертная оценка учителя) Э.М. Александровской.
2. Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе». Схема изучения социально - психологической адаптации ребенка к школе (экспертная оценка родителей) В.И. Чиркова, О.Л. Соколовой, О.В. Сорокиной.
3. Социометрия Дж.Морено.
4. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А. Ореховой.
Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа п. Новосадовый Белгородского района Белгородской области».
Выборку исследования составили 70 первоклассников.
Положения, выносимые на защиту:
1. Игровая психокоррекция социально-психологической дезадаптации первоклассников эффективна при соблюдении следующих условий:
• Выявлении детей группы риска по школьной дезадаптации на начальном этапе обучения (первые 2 недели обучения в школе).
• Использовании специально разработанной программы игровой психокорекции социально-психологической дезадаптации первоклассников.
• Реализации программы с использованием значимой в младшем школьном возрасте игровой деятельности, элементов психогимнастики и специальных приемов, направленных на повышение сплоченности группы и развитие навыков общения.
• Включении в мероприятия по психокоррекции педагогов и родителей обучающихся как значимых взрослых.
2. Программа игровой психокоррекции социально-психологической
дезадаптации первоклассников представляет собой систему мероприятий, включающих 13 занятий с первоклассниками (проводимых с сентября по ноябрь) и направленных на устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкцию полноценных контактов ребенка со сверстниками, работу с педагогами и родителями. Основными средствами программы выступают: приемы игровой
деятельности и элементы психогимнастики, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков общения.
Теоретическая значимость состоит в получении новых данных об уровне социально-психологической дезадаптации первоклассников; о распределении младших школьников по уровням социально-
психологической адаптации к обучению в начальной школе; о влиянии специально разработанной коррекционной программы с элементами игровой деятельности на уровень социально-психологической адаптации первоклассников группы риска.
Практическая значимость нашей работы заключается в разработке «Программы игровой психокоррекции социально-психологической дезадаптации первоклассников», которую в дальнейшем смогут использовать психологи и педагоги, работающие в начальной школе.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав (7 параграфов), заключения, списка использованных источников (76 источников) и 4 приложений.
Анализ особенностей детей с трудностями адаптации в первом классе позволил установить, что они во многом отличаются от адаптированных сверстников. Они замкнуты, изолированы от других детей. Некоторые из дезадаптированных первоклассников пытаются привлечь к себе внимание других или ругательством или физически их задевая, им сложно вступать в коммуникативный контакт с другими детьми и взрослыми. Они не умеют самостоятельно решать возникающие проблемы и у таких детей возникают проблемы в усвоении школьной программы.
На основе проделанной нами работы мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза, о том, что игровая психокоррекция социально-психологической дезадаптации первоклассников будет эффективной при выполнении определенных условий, подтвердилась.
С помощью проведенного исследования нам удалось выявить детей группы риска по социально-психологической дезадаптации. Такие дети выделяются в детском коллективе. Они испытывают трудности в обучении и общении с педагогами и одноклассниками. Первоклассники этой группы очень быстро переутомляются, не осознают важности процесса обучения, у них часто плохое настроение и поведение на уроках и переменах.
Социометрический опрос показал, что первоклассники группы риска в основном имеют в коллективе статус «отверженный», что проявляется в том, что такие дети не контактируют с одноклассниками.
Изучив, проблему социально-психологической дезадаптации первоклассников, нами была разработана программа игровой психокоррекции социально-психологической дезадаптации первоклассников, направленная на преодоление социально-психологической дезадаптации, путем устранения искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения; реконструкции полноценных контактов ребенка со сверстниками.
Данная программа была нами апробирована на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Начальная школа п. Новосадовый Белгородского района Белгородской области».
Результаты повторной диагностики говорят нам о том, что игровая психокоррекция социально-психологической дезадаптации первоклассников повлияла не только на повышение уровня адаптации к обучению в начальной школе, а также на социометрический статус первоклассников, т.к. посредством игры дети обучались контактировать друг с другом, налаживать дружеские отношения за счет развития социального доверия и коммуникативных навыков. Первоклассники приобрели навык конструктивного взаимодействия друг с другом, а также со взрослыми.
Полученные данные подтверждают эффективность разработанной нами программы игровой психокоррекции социально-психологической дезадаптации первоклассников.
На основе проделанной нами работы мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза, о том, что игровая психокоррекция социально-психологической дезадаптации первоклассников будет эффективной при выполнении определенных условий, подтвердилась.
С помощью проведенного исследования нам удалось выявить детей группы риска по социально-психологической дезадаптации. Такие дети выделяются в детском коллективе. Они испытывают трудности в обучении и общении с педагогами и одноклассниками. Первоклассники этой группы очень быстро переутомляются, не осознают важности процесса обучения, у них часто плохое настроение и поведение на уроках и переменах.
Социометрический опрос показал, что первоклассники группы риска в основном имеют в коллективе статус «отверженный», что проявляется в том, что такие дети не контактируют с одноклассниками.
Изучив, проблему социально-психологической дезадаптации первоклассников, нами была разработана программа игровой психокоррекции социально-психологической дезадаптации первоклассников, направленная на преодоление социально-психологической дезадаптации, путем устранения искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения; реконструкции полноценных контактов ребенка со сверстниками.
Данная программа была нами апробирована на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Начальная школа п. Новосадовый Белгородского района Белгородской области».
Результаты повторной диагностики говорят нам о том, что игровая психокоррекция социально-психологической дезадаптации первоклассников повлияла не только на повышение уровня адаптации к обучению в начальной школе, а также на социометрический статус первоклассников, т.к. посредством игры дети обучались контактировать друг с другом, налаживать дружеские отношения за счет развития социального доверия и коммуникативных навыков. Первоклассники приобрели навык конструктивного взаимодействия друг с другом, а также со взрослыми.
Полученные данные подтверждают эффективность разработанной нами программы игровой психокоррекции социально-психологической дезадаптации первоклассников.
Подобные работы
- Программа психологического сопровождения адаптации к школе
первоклассников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - Тревожность у подростков из неблагополучных семей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2013 - ОРГАНИЗАЦИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 9700 р. Год сдачи: 2015 - ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2025



