Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАКИТЯНСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 1987-2016 ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ РАКИТЯНСКОГО АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА)

Работа №68820

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы146
Год сдачи2017
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
549
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
РАКИТЯНСКОМ РАЙОНЕ 19
§1. Характеристика территории административно - территориального поселения «Ракитянский район» на начало 90 годов XX столетия 19
§2. Социально-экономическое развитие Ракитянского района Белгородской области с начала 90 г. XX столетия до середины 2010 г. XXI столетия 30
§3. Предпосылки и причины открытия профессионального училища №18 и особенности построения образовательного процесса 44
§4. Предпосылки и причины реорганизации профессионального училища №18 в Ракитянский агротехнологический техникум 58
II. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ РАКИТЯНСКОГО АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА. РЕАЛИЗАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ И СТАНОВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО
ЗАВЕДЕНИЯ 74
§1. Характеристика образовательных программ и их реализация в
Ракитянском агротехнологическом техникуме 74
§2. Идеи социального партнерства и их реализация 82
§3. Итоги и перспективы развития Ракитянского агротехнологического
техникума 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 123


Актуальность темы. Актуальность избранной темы определяется задачами детального изучения этапов развития начального и среднего профессионального образования в Ракитянском районе, поскольку обобщающих работ по данной проблеме по данному региону нет, то наше исследование станет одной из попыток проанализировать и обобщить материалы по рассматриваемой теме.
Кроме этого данное исследование дает представление об изменениях в начальном и среднем профессиональном образования в Российской Федерации в период жесточайшего экономического кризиса в нашей стране (90-е годы - начало 2000) и в период медленного возрождения экономики (с 2000 г и по настоящее время).
Законодательные изменения в области образования вызывали в это время в стране много дискуссий, негативных предположений, неоднозначных выводов. Разные подходы к решению основных проблем в начальном и среднем профессиональном образовании в исследовании представлены в работах В. Гриб, Е. Рачевского, М.Л. Вайнштейна, А.В. Волохина и др. Они интересны нам, так как повлияли на решения подобных вопросов в Белгородской области в целом и Ракитянском районе в частности. В связи с этим роль и значение введения в научный оборот материала дипломной работы возрастает.
В процессе работы нами были не только обозначены этапы развития начального и среднего профессионального образования в районе, но и выявлены причины и предпосылки открытия профессионального училища и его реорганизации в агротехнологический техникум. Среди этих причин: особенности российского законодательства в области начального и среднего профессионального образования, изменения социально-экономического развития в районе, изменения социального заказа на профессиональное образование в районе, особенности социального партнерства учреждения профессионального образования с предприятиями агропромышленного комплекса в районе.
Историографический обзор литературы. В самом начале обзора литературы необходимо отметить о том, что данная проблема не была в центре внимания исследователей регионального уровня. Специальных работ, посвященных истории развития начального профессионального и среднего профессионального образования в Ракитянском районе недостаточное количество. В целом это статьи, записки, отчеты руководства и преподавателей профессионального училища №18 и агротехнологического техникума, отдельные публикации выпускников учебных заведений. Для написания данной дипломной работы использовалось достаточно большое количество литературы, которую условно можно поделить на три группы:
1. В первую группу относятся работы, которые касаются истории развития начального и среднего профессионального образования в региональном и общероссийском масштабах.
2. Во вторую группу входят работы краеведческого характера, в
которых содержатся различные факты по заявленному исследованию.
3. В третью группу входит материал, содержащийся в статьях журналов «Профессиональное образование», в статьях районной газеты «Победа» и корпоративной газеты агрохолдинга «БЗРК-Белгранкорм» «Наша летопись». А также в электронных журналах и сборниках.
Поочередно рассмотрим литературу, принадлежащую к каждой группе.
К первой группе можно отнести работы, в которых отражены история развития профессионального образования в России, основные проблемы и пути их решения в современных условиях. Прежде всего, это книга «Профессиональная педагогика» , изданная под редакцией С.Я. Батышева и А.М. Новикова в 2009 году и учебник Моревой Н.А «Педагогика среднего
профессионального образования», изданный в 1999 году. Интересны работы Новикова А.М. «Российское образование в новой эпохе» (2000 г.),
«Профессиональное образование России» (1997 г.) и «Постиндустриальное образование» (2008 г.). Основные термины и понятия, связанные с
профессиональным образованием и используемые в исследовании, указаны в «Энциклопедия профессионального образования» (автор С.Я. Батышева).
Состояние современного среднего профессионального образования представлены в исследованиях Анисимова П.Ф.: «О программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования» (2001), «Современный специалист со средним профессиональным образованием: мнение производственников» (2004), «Регионализация среднего профессионального образования (вопросы теории и практики) (2002) .
В процессе написания данного исследования изучалась сущность и основные направления социального партнерства в образовании: Иванов О. «Социальное партнерство: некоторые вопросы теории» (1994); Григорьев
С.И. «Несколько вопросов и ответов по поводу социального партнерства» (1997); Григорьев С.И. «Социальные технологии» (1999). Сущность
дуального образования, как одной из форм социального партнерства, раскрывается в работе Ховова О.Б «Непрерывное образование за рубежом и в России (2005). Современные проблемы среднего профессионального образования анализируются в работах Шаровой О.Л.: «Реформирование среднего профессионального образования в контексте социальной политики»
(2008 г.); «Значение среднего профессионального образования в
формировании ценностной системы общества» (2009 г.); «Реформирование среднего профессионального образования в контексте социальной политики» (2013 г.).
Ко второй группе используемой литературы можно отнести работы краеведческого характера, изданные в городе Белгороде и Ракитянском районе. Из краеведческой литературы была получена информация об истории развития Ракитянского района в период, описанный в исследовании. В том числе изменения в экономике района, системе управления районом, природопользовании, численности населения, состоянии образования, культуры, финансирования и т.д. Много общих сведений было получено при анализе книги «Белогорье. 15 лет созидания» (2008 г.), написанной
авторским коллективом: В.М. Бочкарев, А.И. Лукьянов, В.В. Овчинников и др. Для нашего исследования были интересны главы: «В корнях наша сила, в корнях наша правда.» и «Сохраняя позитивные перемены». В книге «Белгороведение», (ред. В.А. Шаповалова) представлены сведения об истории Белгородской области и её субъектов.
Нами были изучены статьи в сборниках: «Белгородская область вчера и сегодня (к 45 - летию образования области) », изданный в 1999 г.; «Белгородская область: 50 лет на карте России» , изданном в 2004 году; «Белгородская область. Административно-территориальное деление» (автор: Овчинников В.В) (1997 г.). Этого же автора изучена работа
«Белгородская энциклопедия» (2000 г.), содержащая массу информации (3200 статей) по различным аспектам жизни Белгородской области, в том числе и о системе образования.
Сведения о животном и растительном мире в районе, в том числе о редких и видах были получены из «Красной книги Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные» .
Наиболее интересными и полезными для написания данной дипломной работы оказались книги, содержанием которых является краеведческий материал по Ракитянскому району. Прежде всего, это две части книги Н.А. Пенского «Земля отцов». Первая часть книги посвящена краткой истории края , а вторая часть - истории создания и развития всех поселений района . Во второй части указывается особенности природы края, изменения в количестве населения, описаны биографии знаменитых людей по каждому селу и поселку отдельно.
В книге «Нам 350. Ракитянская летопись », изданной в районе к 350- летию поселка Ракитное и Ракитянского района, представлен очень интересный и достоверный краеведческий материал. В книге он расположен в алфавитном порядке, что очень облегчает работу с ней. Сведения и информация в книге «Нам 350. Ракитянская летопись» указаны до 2001 года.
Некоторую информацию о дальнейшем развитии района (2000-2010 г.г.) во всех сферах деятельности изучалась и анализировалась в книге «Ракитянский район. История и современность». Для нашего исследования были интересными главы: «Образование», «Сельское хозяйство»,
«Промышленность».
К третьей группе относятся статьи в журнале «Профессиональное образование», районной газете «Наша жизнь», корпоративной газете агроходдинга «БЗРК-Белгранкорм» «Наша летопись», а также статьи в электронных сборниках и журналах.
Со страниц журналов «Профессиональное образование» можно узнать не только об успехах и достижениях этого уровня образования, но также о проблемах в данной сфере. Некоторые из статей этих журналов были проанализированы в процессе написания дипломной работы.
Так в журналах «Профессиональное образование» (конец 2011, 2012, начало 2013 годы) были широко представлены статьи в рамках обсуждения проекта федерального закона «Об образовании в РФ». В них были высказывания о том, необходимо ли исключать начальное профессиональное образование из уровней образования. Этому вопросу были посвящены статьи: М.Л. Вайнштейн «Даю справку для справки Минобрнауки РФ»;
Волохин А.В. «Обсуждаем закон «Об образовании в РФ»; Васин Г.И. «Проект закона: статистика и комментарии»; И.П. Смирнов
«Профессиональное образование: тупик - 202»; Г.И. Ибрагимов «НПО- СПО: больше проблем, чем путей их решения»; Е. В. Ткаченко «Обсуждаем проект закона «Об образовании в РФ» и др.
Вопросы использования социального партнерства и дуального образования, как одного из видов социального партнерства, в среднем профессиональном образовании находились в центре внимания
исследователей, начиная с 2012 г и обсуждаются на страницах журнала в настоящее время. В дипломной работе проанализированы статьи: Ткачевой Г.В., Никоновой С.А. «Сетевое взаимодействие в профессиональном образовании»; Барановой А.И., Воронцовой А.В. «Совершенствование процесса социального партнерства»; Золотарева Н.М. «Взаимодействие профессионального образования и бизнеса - залог качества подготовки рабочих кадров»; Блинов В.И. «Практико - ориентированное профессиональное образование».
Для написания исследования брались статьи из районной газеты «Наша жизнь». В статьях освещались различные мероприятия, проводимые в Ракитянском ПУ№18. О дне открытых дверей в ПУ№18 была напечатана статья в газете «Наша жизнь» (1995 г) «Двери открыты»; об успешном прохождении аттестации учебного заведения в статье «Аттестацию прошли» ; о достижениях преподавателя Ивановой Н.А. «Поздравление с днем профессионального работника». О важности занятий физической культурой и спортом, а также спортивных достижениях учащихся училища писал преподаватель физической культуры Н. Назаренко. Укажем его статьи: «Сила, молодость, здоровье» (1998 г.) ; «Школы кун-фу» (1999 г) ; «Турнир «Открытый рейтинг» (2000 г.) «За здоровый мир» (2001 г.);
«Состязались педагоги» (2004 г.); «ПУ -18 в числе призеров» (2009 г.); «Праздник спорта удался» (2010 г.); «Тренировки увенчались успехом! Волейбол в Белгороде!» (2012 г.)
После открытия агротехнологического техникума на базе Ракитянского ПУ в районной газете систематически появлялись статьи о его деятельности. О результатах участия обучающихся в профессиональных конкурсах имелись ряд публикаций в межрайонной газете «Наша жизнь»: «Привезли диплом победителей. Реклама рабочих профессий» (2014 г.); «Пред выбором профессионального пути (2014); Кобзева В.Ф. Ярмарка вакансий - короткий путь к трудоустройству (2016 г.); «С такими студентами за будущее не страшно» (2017 г.) и др. О проведении профессионального конкурса в Ракитянском районе в 2017 году писалось в статье «Победили настоящие профи». В этой же статье было указано, что лучшим трактористом на региональном этапе всероссийского конкурса в этом году был признан Виктор Лукьянчиков.
О том, что спортсмены техникума регулярно участвуют в районных и областных спортивных мероприятиях также были статьи в газете. Это: «Для занятия спортом есть все условия. Газпром детям (2015)»; «Соревновались учащиеся техникумов» (2017); «Соревновались в силе и выносливости» (2015). В корпоративной газете агрохолдинга «БЗРК-Белгранкорм» «Наша летопись» печатались статьи о достижениях выпускников агротехнологической техникума и о реализации задач и содержания дуального образования. В статье Саенко В. «Новости. События. Факты»(2016) рассказывается о том, что генеральный директор агрохолдинга Орлов А.В. за заслуги в области сельского хозяйства и организации дуального образования в районе, а также за многолетний добросовестный труд награжден Почетной грамотой Президента РФ. В
статье Леонова В. «Считаю Василия Горина и Александра Орлова своими учителями» (2016) автор статьи рассказывает о многолетнем
сотрудничестве с учебными заведениями района, считая этот процесс взаимовыгодным.
Таким образом, можно сказать, что для проведения исследования было подобрано достаточное количество литературы, как общероссийской, так и краеведческой. Основной массив ее издан в исследуемый нами период.
Источниковая база. Традиционно источниковая база любого исследования включает в себя самые различные виды источников, анализ которых позволяет раскрыть заявленные в содержании проблемы на достаточно полном уровне. Для изучения проблем развития начального профессионального и среднего профессионального образования в Ракитянском районе были использованы различные документы, которые можно подразделить на неопубликованные и опубликованные.
К числу неопубликованных источников относятся документы и материалы, хранящиеся в архивах. В процессе работы над дипломной работой были изучены документы архивов: архивный отдел администрации Ракитянского района, текущий архив администрации Ракитянского района, текущий архив управления образования администрации Ракитянского района, текущий архив Ракитянского агротехнологического техникума. Нами был дан запрос в Государственный архив Белгородской области (далее ГАБО) на наличие документации по учебным заведениям профессионального образования Ракитянского района. Таких документов в ГАБО не было обнаружено. Самостоятельно нами был изучен Путеводитель ГАБО . Путеводитель раскрывает состав и содержание фондов ГАБО за период с начала XVIII века по 2003 год включительно. Необходимых сведений также не было обнаружено.
В архивном отделе администрации Ракитянского района были изучены документы Фонда №Р13. Мы использовали постановления и решения администрации Ракитянского района, связанные с организационными вопросами в районе. Это: определение содержания земельного фонда района на начало 2000 г , организация природопользования в районе , о переименованиях предприятий . Использовались некоторые документы фонда №Р18: постановление Главы администрации Ракитянского района Белгородской области от 28.01.2010 г №44 , постановление Главы администрации Ракитянского района Белгородской области от 28.01.2010 г №44.
Были изучены некоторые документы текущего архива администрации Ракитянского района: это итоговые таблицы и отчеты по социально - экономическому развитию района до 2010 года, а также отчеты начальника управления образования администрации Ракитянского района. После 2010 года все отчеты глав администрации Ракитянского района о результатах социально-экономического развития за все года имеются в свободном доступе сети Интернет. Большой пакет неопубликованных документов, используемых в этой работе, взят из текущего архива Ракитянского агротехнологического техникума. Официально архив был организован в техникуме в 2016 г.
Но в нем хранятся все документы Ракитянского ПУ №18, длительность хранения которых составляет до 50-75 лет или постоянно (в соответствии с номенклатурой дел). Нами были изучены: Устав профессионального училища №18, образовательные программы, книги приказов о контингенте учащихся по ПУ (начата 1.08.1987 г. окончена 08.05.1991 г.; начата 01.06.1991 г. окончена 01.08.1994 г; начата 01.06.1998 г. окончена 01.08.2000 г .), протоколы педсовета №1 от 01.09.2000 г. и педсовета №4 от 05.06.2012 г.; был проанализирован публичный отчет о деятельности Ракитянского ПУ№18 за 2011-2012 учебный год.
Среди неопубликованных документов по Ракитянскому
агротехнологическому техникуму были проанализированы: книги приказов техникума о контингенте учащихся (начата 09.2012 г. окончена 30.05.2015 г.; начата 01.06.2015 г. по настоящее время ); трудовые книжки преподавателей техникума, имеющих награды и ведомственные поощрения (13 человек), изучены сборники, в которых печатались статьи преподавателей техникума.
В работе использованы и опубликованные источники. К числу таких относятся документы, содержащиеся в сборнике «Сводные данные результатов проведения независимой оценки квалификаций выпускников профессиональных образовательных организаций Белгородской области»; статистический сборник «Труд и занятость в России» .
В процессе работы над исследованием анализировался большой объем документов из сети Интернет. Эти документы взяты на официальных сайтах. На сайте Губернатора Белгородской области: отчет «Губернатор области Е.С. Савченко ознакомился с социально-экономической ситуацией в Ракитянском районе»; стенограмма выступления Губернатора Белгородской области Е. Савченко на заседании областной Думы с ежегодным отчетом об итогах социально-экономического развития Белгородской области в 2010 году; постановление главы администрации Белгородской области «О назначении на государственные должности государственной службы области»; постановление главы администрации Белгородской области «О
награждении Почетной грамотой области». На сайте администрации Ракитянского района: Устав Ракитянского района Белгородской области.
Использовались сведения о Ракитянском районе, расположенные на других сайтах: всероссийская перепись населения 2002 года, численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года, численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года .
На сайте Ракитянского агротехнологического техникума для нашего исследования изучались документы четырех страниц: «Кадры»,
«Образование», «Руководство», «Наши профессии и специальности».
Таким образом, можно сказать, что использование указанного широкого круга опубликованных и неопубликованных источников позволило произвести комплексный анализ заявленной проблематики и обстоятельно решить все поставленные исследовательские задачи.
Объектом исследования выступает история развития начального профессионального и среднего профессионального образования в Ракитянском районе
Предметом исследования является материально-техническая база, состав педагогических кадров и организация образовательной деятельности в Ракитянском профессиональном училище №18 и созданном на его базе Ракитянском агротехнологическом техникуме.
Цель исследования состоит в поиске, обобщении и подробном анализе материалов о поэтапном становлении начального и среднего профессионального образования в Ракитянском районе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать территорию административно -
территориального поселения «Ракитянский район» на начало 90-х годов XX столетия.
2. Исследовать основные направления социально-экономического развития Ракитянского района Белгородской области с начала 1990 г. до середины 2010 г.
3. Выявить предпосылки и причины открытия в Ракитянском районе Ракитянского профессионального училища №18.
4. Проанализировать образовательную деятельность в Ракитянском профессиональном училище №18.
5. Выявить предпосылки и причины реорганизации Ракитянского профессионального училища №18 в Ракитянский агротехнологический техникум.
6. Изучить особенности построения образовательного процесса в Ракитянском агротехнологическом техникуме.
7. Охарактеризовать этапы развития Ракитянского
агротехнологического техникума перспективы его дальнейшего развития.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1987 г. и по настоящее время. Выбор этого периода определяется временем функционирования на территории Ракитянского района профессионального училища (с 1987 г. по 2012 г.), реализующего задачи начального
профессионального образования и деятельность, созданного на его базе Ракитянского агротехнологического техникума (с 2012 г.), в основном,
реализующего задачи среднего профессионального образования.
Территориальные рамки исследования ограничены Ракитянским районом Белгородской области.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые:
1) Комплексно исследован процесс развития в Ракитянском районе начального и среднего профессионально образования.
2) Дается анализ предпосылок и причин как создания профессионального училища №18, так и реорганизации его в Ракитянский агротехнологический техникум.
3) В работе прослеживается взаимосвязь между изменениями в образовательном процессе учебных заведений района и изменениями в социально-экономическом развитии Ракитянского района и экономическом развитии его агропромышленного комплекса.
4) Охарактеризована сущность и содержание социального партнерства в образовании в целом и дуального обучения в частности.
Практическая значимость. Материалы данной дипломной работы могут быть использованы при разработке спецкурсов и семинаров по проблемам развития начального и среднего профессионального образования в Ракитянском районе, а также перспективам становления дуального образования в агропромышленном комплексе.
Методологическую основу исследования составляют принципы историзма, объективности, достоверности. Используется комплекс общенаучных (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и специальных методов исторического исследования (системно-структурный, историко¬логический, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический). Системно-структурный метод позволяет охарактеризовать развитие начального и среднего профессионального образования на примере Ракитянского района как многоступенчатый процесс, протекающий в соответствии со значительным количеством влияющих факторов. Историко¬логический метод позволяет реконструировать историческую действительность на основании имеющихся источников и исследований. Сравнительно-исторический метод дает возможность более детально проанализировать материально-техническую базу, образовательную деятельность и уровень квалификации педагогических кадров в учебных заведениях, относящихся к разным уровням образования, выявить общие тенденции и проследить отличия. Проблемно-хронологический метод позволяет с большой долей объективности отнестись к каждому изучаемому периоду, а также расчленить исследуемую проблематику на ряд более узких и конкретных аспектов.
Структура работы. Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы, приложения. Во введении раскрывается актуальность темы, указывается степень изученности проблемы, хронологические рамки исследования, приводится исторический обзор литературы и анализ источников, как опубликованных, так и неопубликованных.
В первой главе дается характеристика Ракитянского района, его географическое положение, население, экономика. А также анализируется состояние социально-экономического развития района в период экономического спада и анализируется постепенный рост в экономике и агропромышленном комплексе в период с 1990 г до 2010 г. указывается взаимосвязь экономики района и развития начального профессионального образования и реконструкции его в среднее профессиональное.
Во второй главе основное внимание уделяются особенностям построения образовательного процесса в техникуме, учебном заведении среднего профессионального образования.
В заключении делаются выводы по всей работе. Работа завершается списком источников и литературы по исследуемой проблеме, а также приложениями в виде обзорных таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании сведений, представленных в данной работе, посвященной рассмотрению истории и этапов развития начального профессионального и среднего профессионального образования в Ракитянском районе можно сделать ряд заключительных выводов, подводящих итог проведенной исследовательской деятельности.
Во-первых, на начало 90 годов XX столетия в Ракитянском районе произошли территориальное изменение. По указу Президиума Верховного Совета РСФСР с 22 апреля 1991 года часть территории Ракитянского района была выделена в Краснояружский район. С этого времени Краснояружский район представлял собой часть территории Белгородской области и являлся самоуправляемой административно-территориальной единицей. В
настоящее время Ракитянский район расположен на северо-западе Белгородской области. Район граничит с Бориспольским, Грайворонским, Ивнянским, Яковлевским, Краснояружским районами Белгородской области и с Беловским районом Курской области. Площадь района составляет 898 кв. км. По видам угодий земельный фонд распределялся следующим образом: пашни составляли 57 557 га, под многолетними насаждениями - 259 га, под сенокосами находились 1436 га, а также под пастбищами - 10251 га. Прочие: леса, болота, реки, озера - 20801 га.
Во-вторых, на начало 90-х годов район имел развитую социально-экономическую инфраструктуру. Основная отрасль предприятий промышленности - перерабатывающая. На территории Ракитянского района действовали: восемь промышленных, три дорожно-строительных, одно
автотранспортное предприятия, железнодорожный узел, более семидесяти малых предприятий. В районе производились основные виды продуктов питания: мясопродукты, хлеб и хлебобулочные изделия, молочная
продукция, масло сливочное и растительное, крупы, макароны и другое. Начиная с 1991 г., сельское хозяйство Ракитянского района, как и во всей стране, попало в жесткие тиски ценового диспаритета на продукцию
промышленных предприятий и колхозов и совхозов, что явилось основной причиной сокращения производства, посевных площадей, поголовья скота, ухудшение финансового положения, снижения платежеспособности сельхозпредприятий, резкого спада (до 50%) валового производства. В целях преодоления спада и перехода к наращиванию производства сельскохозяйственной продукции главой администрации Белгородской области Савченко Е. С. было принято постановление №710 от 14.12.1999 г. «О мерах по экономическому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий области». В рамках выполнения этого постановления, в районе была проведена работа по привлечению промышленных предприятий - инвесторов в сельскохозяйственное производство, интеграции с ними большинства экономически слабых хозяйств. Промышленные предприятия, которые пошли на интеграцию с сельским хозяйством, улучшили базу кормопроизводства, поэтому, несмотря на все трудности переходного периода, их продукция оставалась на рынке конкурентоспособной. А большинству ранее неплатежеспособных хозяйств удалось стабилизировать свое финансово-экономическое состояние, обеспечить своевременное проведение всего комплекса
сельскохозяйственных работ, выплату зарплаты, увеличить результаты производства не менее чем в 2 раза по сравнению с периодом до их интеграции.
В-третьих, в районе на начало 1990 г. насчитывалось 13 средних общеобразовательных школ, 9 - основных общеобразовательных школ, в которых обучались 5,5 тыс. учеников. В 2010 году образовательная сеть района была представлена 8 детскими садами, 12 средними, 5 основными, 5 начальными школами, 1 учреждением начального профессионального образования (ПУ - 18), 1 коррекционной школой-интернат VIII вида и 2 учреждениями дополнительного образования (Дом детского творчества и районная станция юных натуралистов). В 2010 году образовательные учреждения посещали 3323 учащихся и 1137 воспитанников.
В-четвертых, в 1983 г. в Ракитянском районе был создан филиал Борисовского СПТУ №29. Изначально в филиале Борисовского СПТУ №29 обучение велось по профессии «Тракторист-машинист широкого профиля» с получением аттестата о среднем образовании. На базе филиала Борисовского СПТУ в Ракитянском районе в 1987 году было открыто профессиональное училище №18. Предпосылками его открытия явились следующие факторы: потребность агропромышленного комплекса Ракитянского района в рабочих кадрах; личная заинтересованность руководителей предприятий района в подготовке кадров для районного агропромышленного сектора в Ракитянском районе; наличие материально-технической базы, основанной на оборудовании УПК, которая систематически пополнялась и обновлялась; государственная (федеральная, региональная и муниципальная) нормативно- законодательная база в области начального профессионального образования, позволяющая регулировать процесс организации обучения теоретическим и практическим навыкам учащихся ПУ. В эпоху жесточайшего экономического кризиса в стране, в том числе и в агропромышленном комплексе в образовательный процесс ПУ вводились новые профессии (фермер, хозяйка фермерского хозяйства и др.), таким образом, учебное заведение пыталось «выжить». В это время в профессиональное училище ежегодно зачислялись и выпускались 120-140 учащихся.
В-пятых, на начало 2001 года в училище сложился сильный кадровый состав, как инженерный, так и преподавательский. Всего было 51 человек. Из них преподавателей - 24 человека, мастеров производственного обучения - 27 человек. Из них 34 человека имели квалификационные категории. Среди преподавательского состава процент полного соответствия
квалификационным требованиям, указанным в документе составлял 91,6%; а среди инженерно-технического персонала эта цифра составляла - 79,2%. Таким образом, средний показатель соответствия кадров современным требованиям - 85,4%. Среди основных задач профессионального училища №18 были задачи не только дать учащимся определенные знания и практические навыки по специальностям, но и решить вопрос с трудоустройством выпускников в агропромышленном комплексе района. В 2012 году только 38,8% выпускников были трудоустроены по специальности. Трудоустройство юношей после службы в армии не отслеживалось. В училище были проанализированы эти показатели, а также изучен социальный спрос на профессиональное образование при создавшейся социально-экономической ситуации в районе, и был сделан вывод о том, что начальное профессиональное образование в том виде, какое сложилось к 2012 году, не удовлетворяет все заинтересованные стороны (учащихся училища, работодателей, родителей). Возникла идея реформирования начального профессионального образования в среднее профессиональное. Сохранение и развитие востребованности среднего профессионального образования является общемировой тенденцией. В современном экономически развитом обществе сфера применения неквалифицированного труда весьма ограничена: работники сферы услуг, офисные служащие. Развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, на которые ориентирована современная российская экономика, требует обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, обладающих высокой квалификацией и многофункциональными
В-шестых, в Ракитянском профессиональном училище №18 к 2012 году была создана хорошая материально-техническая база, подобран сильный кадровый состав, организовывалась систематическая и планомерная образовательная деятельность по рабочим профессиям. Это была база, на которой предполагалось открытие учебного заведения - Ракитянский агротехнологический техникум. «Профессиональное училище №18 пос. Ракитное Белгородской области» переименовано в областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ракитянский агротехнологический техникум» (краткое название ОГАПОУ «РАТТ») по распоряжению
правительства Белгородской области от 4 июня 2012 года №302.
В-седьмых, в настоящее время Ракитянский агротехнологический техникум - это профессиональное образовательное учреждение, обеспечивающее подготовку квалифицированных рабочих и специалистов для предприятий агропромышленного комплекса, транспортной сферы, предприятий малого и среднего бизнеса. Материально-техническая база, образовательный процесс, кадровая политика техникума находятся на стадии становления. Хотя о некоторых успехах уже можно говорить. Материально¬техническая база техникума постоянно пополняется и модернизируется. При этом более 36 млн. рублей в усовершенствование материально-технической базы вложено ООО «Белгородкорм». Кадровый состав техникума несколько изменился в сравнении с училищем. Количество преподавателей увеличилось на 14 человек, при этом высшее педагогическое образование имеют 96%. Постоянно повышают квалификацию. В сроки с 2012 г. по 2017 г. все 38 преподавателей (100%) прошли переподготовку по различным проблемам через курсы повышения квалификации. 2 человека (5,3%) повышают свое образование, через обучение в ВУЗе.. 28 преподавателям (68,3%) по результатам аттестации присвоена первая и высшая квалификационные категории. Численность педагогических работников, участвующих в международных проектах и ассоциациях 21человек (55%).
В-восьмых, у техникума хорошие партнерские отношения с предприятиями и организациями района, где проходят практику студенты и где они остаются работать и делать карьеру. В настоящее время основным сектором экономики муниципального образования «Ракитянский район» является агропромышленный комплекс, в состав которого входят предприятия: ООО «Белгранкорм», ЗАО «Бобравское», колхоз «Знамя труда», ОАО «Рыбокомбинат «Октябрьский», ООО «Ракитянский свинокомплекс», ОАО «Крюковский свинокомплекс», ООО «Борисовская зерновая компания». Перспективным и требующим внедрения является система организации образования «Школа - Техникум - Предприятие», которая даст возможность прохождения практики на базовых предприятиях района с официальным трудоустройством, что позволяет студентам получить профильный рабочий стаж, и выступает первой ступенью профессионального карьерного роста.
Социальное партнерство с предприятиями агропромышленного комплекса начиная с 2014 г. в районе осуществляется на основе принципов, целей, задач и содержания дуального образования, которое позволяет максимально приблизить процесс обучения к требованиям реального производства. Введение системы дуального обучения позволило поднять процент трудоустройства выпускников техникума в районе. Количество выпускников, которые смогли получить работу в районе, увеличилось в сравнении с 2012 г (38,5%). Средний показатель за три последних года 49,9%.
В-девятых, но существующий уровень социально-экономической адаптации к рынку труда выпускников средних профессиональных учебных заведений не в должной степени отвечает его потребностям. Что связано с ужесточением требований на рынке труда; появление конкуренции среди рабочей силы; наметившейся в последние годы ориентации работодателей на профессионализм и опытность работника. Но хотя эти факторы самым существенным образом и осложнили положение выпускников средней профессиональной школы на рынке труда, но вместе с тем усилили стремление молодежи к получению среднего профессионального образования. Анализ результатов независимой экспертизы квалификаций выпускников Ракитянского агротехнологического техникума за 2014 и 2015 г. показал, что в 2014 году у 5 студентов (9,1%) не был определен разряд, а в 2015 году разряд не был определен только у одного студента (1,9%). Количество студентов с минимальным баллом также уменьшилось на 14,5% (с 22 человек до 13), а количество участников НОК с максимальным баллом увеличилось на 18,5% (с 6 человек до 15). Таким образом, можно говорить о том, что хотя и становление учебного процесса в техникуме во многом находится на начальном этапе, но качество получаемых практических навыков и теоретических знаний обучающихся значительно улучшается.
В-десятых, в настоящее время основные направления работы Ракитянского агротехнологического техникума охватывают все стороны деятельности всех участников образовательного процесса техникума: пополнение материально-технической базы, развитие кадрового потенциала и кадровой политики, развитие дуального образования и совершенствование социального партнерства, а также реализация воспитательных задач.



1. Анализ отчета директора А. Н. Мирошникова на педсовете №4 от 30.05.2012 г. (выписка из протокола №4 от 30.05.2012 г.) Текущий архив агротехнологического техникума, в свободном доступе
2. Выписка из книги приказов о контингенте учащихся (начата 01.06.1991 г. окончена 01.08.1994 г). Текущий архив агротехнологического техникума. Доступ свободный
3. Выписка из книги приказов о контингенте учащихся (начата
01.06.1998 г. окончена 01.08.2000 г). С.3 Текущий архив
агротехнологического техникума. Доступ свободный
4. Выписка из книги приказов о контингенте учащихся. Начата 01.06.2015 г. Текущий архив Ракитянского агротехнологического техникума. В свободном доступе
5. Выписка из книги приказов о контингенте учащихся. Начата 09.2012 г. окончена 30.05.2015 г. Текущий архив Ракитянского агротехнологического техникума. В свободном доступе
6. Выписка из публичного отчета о деятельности Ракитянского ПУ№18 за 2011-2012 учебный год. Текущий архив Ракитянского агротехнологического техникума. Свободный доступ
7. Гаманилов Н. Аттестацию прошли // Наша жизнь. - 1999. - №35. - С.3
8. Государственный архив Белгородской области Путеводитель. Белгород, 2015. [Электронный ресурс]: Правовая Россия. - Режим доступа: http://belarchive.ru/assets/files/putevoditel.pdf, свободный. - Загл. с экрана. Дата обращения: 25.04.2017.
9. Готня (станция) [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://wikipedia.org, свободный. - Загл. с экрана Дата обращения: 09.01.2017 г.
10. Земельный фонд Ракитянского района. Архивный отдел
администрации Ракитянского района. Фонд № Р13, опись 1, единица
хранения С. №2
11. Кулев В.М. Схема «Категории социальных партнеров Ракитянского агротехнологического техникума»
12. Кулев Ю.М. График составлен на основе данных таблицы «Уровень занятости населения по возрастным группам (в процентах от численности населения и места проживания) Труд и занятость в России. 2015: Стат.сб./Росстат M., 2015. - С.49
13. Кулев Ю.М. Анкета исследования удовлетворенности студентов обучением в Ракитянском агротехнологическом техникуме.
14. Кулев Ю.М. Схема «Этапы создания современной модели социального партнёрства»
15. Кулев Ю.М. Таблица «Обучение по специальностям в профессиональном училище №18»
16. Локальный акт № 1.8. Положение об архиве ОГАПОУ «РАТТ»,
утвержден приказом №26 -од от «29» февраля 2016 г. Текущий архив агротехнологического техникума в свободном доступе
17. О переименованиях предприятий. Архивный отдел администрации Ракитянского района. Фонд № Р13, опись 1, единица хранения С. №4. С. 86.
18. Отчет начальника управления образования Костинова Ю.Д. «Анализ работы управления образования за 2010 год». Текущий архив управления образования. В свободном доступе
19. Отчет по самообследованию за 2016-2017 учебный год. Показатели деятельности ОГАПОУ «РАТТ» на 1 апреля 2016 года. Текущий архив Ракитянского агротехнологического техникума. В свободном доступе.
20. Письмо №54 от 28.11.2011 г. «Итоги социально - экономического развития Ракитянского района за 2010 год» заместителя главы администрации района по экономическому развитию, муниципальной собственности и земельным ресурсам В. Воробьева, представленного начальнику департамента экономического развития - заместителю председателя правительства Белгородской области А. А. Левченко. Текущий архив администрации Ракитянского района. В свободном доступе
21. Показатели деятельности ОГАПОУ «РАТТ» на 1 апреля 2016 года. Текущий архив Ракитянского агротехнологического техникума. В свободном доступе
22. Постановление главы администрации Белгородской обл. от 08.01.1997 N 9. Архивный отдел администрации Ракитянского района. Фонд № Р13, дело 78. Ед. хр. С№2
23. Постановление Главы администрации Ракитянского района Белгородской области от 28.01.2010 г №44. Архивный отдел Администрации Ракитянского района. Фонд №Р18. Том 4. С.82
24. Постановление главы администрации Ракитянского района Берестового А.В. №49 от 30.01.1992 г. Архивный отдел администрации Ракитянского района. Фонд № Р13, опись 1, единица хранения С. №1 -6. С. 70, 73
25. Программа развития Ракитянского агротехнологического техникума. Текущий архив Ракитянского агротехнологического техникума. В свободном доступе
26. Решение педагогического совета №4 от 05.06.2012 г. Текущий архив Ракитянского агротехнологической техникума. В свободном доступе.
27. Устав «Ракитянского агротехнологического техникума». Текущий архив агротехнологического техникума. В свободном доступе
Опубликованные источники
28. Агрохолдинг «БЭЗРК - Бегранкорм». Официальный
сайт: [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http: //www.rakitnoeadm.ru/agroholding_bezrk_begrankorm,
свободный. - Загл. с экрана Дата обращения: 13.03.2017
29. Аксянов И.М., Захарин Ю.А. Социальное партнерство в области подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования. URL [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ito.su и http://ito.edu.ru, свободный. Дата обращения: 14.08.2016.
30. Аксянов И.М., Захарин Ю.А. Социальное партнерство в области подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ito.su и http://ito.edu.ru, свободный, - Загл. с экрана Дата обращения 12.03.2017.
31. Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4.
Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012. [Электронный ресурс]: История района. - Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ракитянский_район, свободный. - Загл. с экрана Дата обращения: 15.03.2017.
32. Губернатор области Е.С. Савченко ознакомился с социально-экономической ситуацией в Ракитянском районе: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rakitnoeadm.ru/gubernator, свободный. - Загл. с экрана. Дата обращения:12.03.2017.
33. Дёмин В. Новые задачи развития учреждений начального и среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurekanet.ru, свободный Дата обращения 12.03.2017.
34. Добродомова Н.А. Краткая технико-экономическая характеристика
Ракитянского Райпо. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://gm3d.ru/referaty_po_ekonomike/otchet_po_praktike_xarakteristik a_raboty.html/, свободный. - Загл. с экрана Дата обращения: 12.04.2017 г.
35. Закон об образовании в РФ. [Электронный реcурс]: Режим доступа: http://fb.ru/article/289232/ponyatie-i-uroven-obrazovaniya-v-rf, свободный. Загл. с экр. Дата обращения: 12.03.2017 г.
36. Законы и бизнес в России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon-region.ru/belgorodskaya-oblast/19267/, свободный. - Загл. с экрана Дата обращения: 13.03.2017 .
37. Известные личности в районе [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.map31.ru/wiki/, свободный. - Загл. с экрана Дата
обращения: 12.04.2017.
38. Кадры. Профессиональное училище №18 РП Ракитное. Сайт образовательной организации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.b2b-proj ect.ru/profile/8828433, свободный. Дата обращения: 11.04.2017.
39. Квалификационные характеристики должностей работников
образования. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638): [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://mosmetod.ru/files/, свободный .- С.6, 26. Дата обращения: 15.04.2017.
40. Князева Н.Г. Формы проявления социального партнерства в ГОУ СПО «Слободской государственный колледж педагогики и социальных отношений» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.metod- kopilka.ru/, свободный. Дата обращения: 03.09.2016.
41. Лукашевич М. Новый закон об образовании: секреты и слагаемые
юридической техники: [Электронный ресурс]. - Режим
доступаhttp://rapsinews.ru/legislation_publication/20130827/268677717.html, свободный . - Заг. с экрана. Дата обращения: 10.03.2017.
42. Мельвиль А.Ю. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в
болонский процесс [Электронный реcурс]: Режим доступа:
http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/melvil mjagkiy/00.aspx, свободный. Загл с экр. Дата обращения: 12.03.2017 г.
43. Минева Т., Мванов М. В Москве обсудили ГЧП в среднем профессиональном образовании. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.deloros.ru/v-moskve-obsudili-gchp-v-srednem-professionalnom- obrazovanii.html, свободный, - Загл. с экрана Дата обращения 12.03.2017.
44. Миннуллина Р.Ф. Социальный заказ на формирование личности выпускника современной школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/, свободный. Дата обращения: 14.08.2016.
45. Наши профессии и специальности. Сайт Ракитянской агротехнологического техникума. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ratt31.ru/index.php/abiturientu/nashi-professii-i-spetsialnosti, свободный. Дата обращения 01.05.2016.
46. Образование. Дуальное обучение. Сайт Ракитянского
агротехнологического техникума. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ratt31.ru/index.php/dualnoe-obuchenie, свободный, - Загл. с экрана Дата обращения 12.03.2017.
47. Образование. Ракитянский агротехнологический техникум:
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ratt31.ru/index.php/o-
tekhnikume/obrazovanie?, свободный. - Загл. с экрана Дата обращения: 02.03.2017
48. Общие сведения. Устав Ракитянского ПУ №18 [Электронный
ресурс].- Режим доступа: http://www.b2b-project.ru/profile/8828433.,
свободный. - Загл. с экрана дата обращения:01.01.2017.
49. Перцев В.Н Отчетный доклад «Оценка социально-экономического положения Ракитянского района за 2013 год» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pandia.ru/, свободный. Дата обращения:13.04.2017.
50. Перцев В.Н Отчетный доклад «Оценка социально-экономического положения Ракитянского района за 2016 год» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pandia.ru/, свободный. Дата обращения:13.04.2017.
51. Постановление главы администрации Белгородской области №124 от
13.03.1998 г «О награждении Почетной грамотой области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lawru.info/dok/1998/03/31/, свободный. -
Загл. с экрана Дата обращения: 12.04.2017 г.
52. Постановление главы администрации Белгородской области №489 от
6.12.1991 г «О назначении на государственные должности государственной службы области» [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://lawru.info/dok/, свободный. - Загл. с экрана Дата обращения: 12.04.2017 г.
53. Правовая России. Постановление ВС СССР от 12.04.1984 N 13-XI «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://lawru.info/dok/1984/04/12/n1183332.htm, свободный. - Загл. с экрана
Дата обращения: 03.03.2017.
54. Промышленность. Сайт администрации Ракитянской района.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://
http://www.rakitnoeadm.ru/promyshlennost, свободный. - Загл. с экрана Дата обращения 14.04.2017.
55. Распоряжение правительства Белгородской обл. от 04.04.2011 N 143- рп «О плане оптимизации сети государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся в собственности Белгородской области» Сайт Законы РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon-region.ru/belgorodskaya- oblast/1041, свободный. Дата обращения 01.05.2016.
56. Руководство. Ракитянский агротехнологический техникум:
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ratt31.ru/index.php/o-
tekhnikume/obrazovanie?, свободный. - Загл. с экрана Дата обращения: 02.03.2017.
57. Советник по проверкам. Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/10104323/#ixzz4c2xbNL5s, свободный. - Загл. с экрана. Дата обращения: 10.05.2017.
58. Стенограмма выступления Губернатора Белгородской области Евгения Савченко на заседании областной Думы с ежегодным отчетом об итогах социально-экономического развития Белгородской области в 2010 году]. - Режим доступа: https://www.savchenko.ru/events/558.html, свободный. - Загл. с экрана Дата обращения: 6.03.2017.
59. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 1054-1 от 22 апреля 1991 года «Об образовании Краснояружского района в Белгородской области» [Электронный ресурс]: История района. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ракитянский район, свободный. - Загл. с экрана. Дата обращения: 12.03.2017
60. Указ президента РСФСР Б.Ельцена «О деятельности КПСС и КП РСФСР» №16 от 6.11.1991 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9002836, свободный. - Загл. с экрана Дата обращения: 12.04.2017 г.
61. Устав Ракитянского района Белгородской области от 11.02.1997 г. Статья 2. Территория района [Электронный ресурс]: Правовая Россия. - Режим доступа: http://lawru.info/dok/1997/02/11/n510498.htm, свободный. - Загл. с экрана Дата обращения: 16.03.2017
62. Фелева И. Привезли диплом победителей. Реклама рабочих профессий // Наша жизнь. - 2014. - №65. - С.3
63. Филиппов П.С. Проект «История новой России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ru-90.ru/chronicle/, свободный. - Загл. с экран Дата обращения: 12.04.2017.
64. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года. [Электронный ресурс]: История района.
- Режим доступа: https://ш.wikipedia.org/wiki/Ракитянский_район, свободный.
- Загл. с экрана. Дата обращения: 9.13.2017
65. Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года. Проверено 2 января 2014. Архивировано из первоисточника 2 января 2014. [Электронный ресурс]: История района. - Режим доступа: https://ш.wikipedia.org/wiki/Ракитянский_район, свободный. - Загл. с экрана
66. Штанов С.Н. Управление развитием техникума в условиях компетентностного подхода. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissforall.com, свободный. Дата обращения 14.04.2017.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ