ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы тревожности младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия личности 9
1.1 Проблема тревожности младших школьников в психологии 9
1.2 Психологическое благополучие педагогов как предмет научного
исследования 16
1.3 Влияние психологического благополучия личности педагога на
проявление тревожности младших школьников 26
Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия 36
2.1 Организация и методы исследования 36
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 38
2.3 Описание и результаты формирующего эксперимента по
оптимизации психологического благополучия личности педагогов 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
Актуальность проблемы исследования состоит в том, что число тревожных детей в современной школе стремительно растет и важно знать причины, способствующие возникновению тревожности для их своевременного предотвращения. Тревожность - распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов, а также входит в содержание других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.
Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы.
Зачастую причиной тревожности учащихся является сам педагог, так как профессия педагога связана с интенсивностью межличностных коммуникаций и высокой эмоциональной вовлеченностью в них. Личность педагога рассматривается как одно из важнейших условий эмоционального благополучия учащихся. Определены особые требования к личности педагога, совпадающие по содержанию с компонентами психологического благополучия: самопринятием, личностным ростом, автономией,
успешностью в управлении средой, позитивными отношениями с окружающими, наличием жизненных целей. Наряду с этим, известно, что одним из мотивов выбора профессии педагога, является решение собственных личностных проблем. Очевидно, что психологическое неблагополучие, проявляющееся в негативной оценке себя и обстоятельств своей жизни, отсутствие веры в возможность что-либо изменить, может стать причиной профессионально-личностной деформации, что, возможно, препятствует психологическому благополучию педагогов.
Понимание тревожности базируется на разработанных в современной науке теоретических положениях отечественной возрастной психологии об особенностях младшего школьного возраста (Л.И. Божович, Е.Е. Кравцова,
Э. Эриксон, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина и др.), изучением проблемы тревожности младших школьников занимались многие специалисты (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.М.Прихожан, А. Фрейд, В.И. Гарбузов, В.С. Мухина, И.М. Никольская, М.М. Буянов, М.В. Осорина, Р.М. Грановская, А.В. Микляева, П.В. Румянцева).
Тема психологического благополучия педагогов рассматривается в работах Н.М. Бранбурна, Э. Динера, К.Рифф, Б.С. Братуся, И.В. Дубровиной, П. Фесенко, Н.П. Паттурина, Л.А. Регуш, Л.М. Митина, В.Э. Пахальян и др.
Поэтому современные исследования показывают необходимость изучения психологического благополучия педагогов, как показателя, который может оказать влияние на степень проявления тревожности учеников и от которой зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям.
Таким образом, обнаруживаются противоречия: между требованиями государственного образовательного стандарта к личностным компетенциям педагога, отсутствием современных исследований о влиянии психологического благополучия на проявление тревожности учащихся школы; между спецификой профессии педагога, выражающейся в опоре в практической деятельности на свои позитивные личностные ресурсы, и наличием определенной доли психологически неблагополучных педагогов; между необходимостью создания среды, актуализирующей позитивные ресурсы личности педагогов и, отсутствием научно-обоснованной практики психологического сопровождения и оптимизации психологического благополучия личности педагога школы. Все вышеизложенное определило выбор темы и цели исследования.
Проблема исследования: различается ли уровень тревожности младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия личности?
Цель исследования - изучение различий в проявлении тревожности младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия личности.
Объект исследования - тревожность младших школьников.
Предмет исследования - тревожность младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия личности.
Гипотеза исследования: для младших школьников, обучающихся у педагогов с высоким уровнем психологического благополучия личности, будет характерен более низкий уровень тревожности по сравнению с младшими школьниками, обучающимися у педагогов со средним и низким уровнем психологического благополучия личности.
В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить разработанность в психологии проблемы тревожности младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия.
2. Выявить уровень и виды тревожности младших школьников.
3. Определить уровень психологического благополучия личности педагогов.
4. Выявить различия в уровнях и видах тревожности младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия.
5. Выявить связь между тревожностью младших школьников и психологическим благополучием педагогов.
6. Разработать и апробировать программу по оптимизации уровня психологического благополучия личности педагогов.
Теоретической основой исследования послужили: концепции,
раскрывающие сущность понятия «тревожность» (З. Фрейд, К. Изард, М. Кляйн, Р. Мэй, П. Тиллих, В. Франкл, К.Ясперс и др.); представления о
специфике, видах и основных проявлениях тревожности младших школьников, методах их диагностики и коррекции (А.И. Захаров, Л.Д. Лебедева, C.B. Капранова, O.A. Карабанова, М.В. Осорина, Р.В. Овчарова, М.А. Панфилова и др.). представления о позитивных аспектах функционирования личности (Дж.Бюдженталь, С.Джурард, А.Маслоу, К.Роджерс, Э.Шостром; А.Б.Орлов, Л.А.Петровская и др.); концепции психологического благополучия Н.Брэдберна, К.Рифф, A.В.Ворониной; концепцию субъективного благополучия Э.Динера; теория
самодетерминации Р.Райана, Э.Деси; исследования различных аспектов психологического благополучия в отечественной психологии (Н.К.Бахарева, А.Е.Созонтова, П.П.Фесенко); представления о личностном потенциале, разработанные Д.А.Леонтьевым, Е.Ю.Мандриковым, Е.Н.Осиным.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.
Методы исследования.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач и мы использовали комплекс взаимодополняющих методов: теоретические
(анализ, сравнение и обобщение психолого - педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (констатирующий и формирующий эксперименты, наблюдение, опросный метод), анкетирование, методы обработки данных (количественный и качественный анализ). При статистической обработке результатов исследования использовались методы описательной статистики критерий Крускала-Уоллиса, критерий Спирмена, t-критерий Стьюдента на основе пакета статистических программ SPSS-17.
Методики исследования:
1) Методика «Шкала психологического благополучия К. Рифф адаптация Т.Д. Шевеленковой, Т.П. Фесенко.
2) Тест школьной тревожности Филлипса.
База и выборка исследования: ученики третьих классов, обучающихся в МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов». В исследовании приняли участие 97 младших школьника (48 девочек и 49 мальчиков) и 20 педагогов.
Положения, выносимые на защиту:
1) Существуют различия в уровне тревожности младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия личности. Для младших школьников, обучающихся у педагогов с высоким уровнем психологического благополучия личности, будет характерен более низкий уровень тревожности по сравнению с младшими школьниками, обучающимися у педагогов со средним и низким уровнем психологического благополучия личности.
2) Тревожность младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия личности, отличается по таким показателям, как фрустрация потребности в достижении успеха, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, общая тревожностью в школе.
3) Реализация программы, направленной на оптимизацию психологического благополучия личности педагогов приведет: к признанию и принятию всех сторон своей личности, положительному отношению к себе и своей жизни; к появлению доверительных, позитивных отношений с окружающими, повышению способности к эмпатии и близости; повышению заинтересованностью жизнью и ощущению позитивных личностных изменений педагогов; появлению новых целей в жизни и уверенности в возможности самостоятельно управлять своей жизнью в соответствии со своими потребностями и ценностями.
Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в расширение представлений возрастной психологии и психологии развития о специфике и психологических особенностях проявления тревожности младших школьников в зависимости от психологического благополучия личности педагогов; в возможности применения полученных результатов исследования в разработке основ формирования психологического благополучия личности педагогов.
Практическая значимость исследования: предложенная программа по оптимизации психологического благополучия личности педагогов может быть использована в работе практического психолога для эффективной организации учебного процесса в целом. Полученные в ней данные позволяют определить пути развития психологического благополучия личности педагогов.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников, 4 приложения. Работа включает 6 таблиц и 10 рисунков. Список использованных источников содержит 101 наименование. Объем основного текста - 77 страниц.
В современной школе стремительно растет число тревожных детей и важно знать причины, способствующие возникновению тревожности для их своевременного предотвращения. Тревожность - распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов, а также входит в содержание других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.
Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы.
Зачастую причиной тревожности учащихся является сам педагог, так как профессия педагога связана с интенсивностью межличностных коммуникаций и высокой эмоциональной вовлеченностью в них. Личность педагога рассматривается как одно из важнейших условий эмоционального благополучия учащихся. Определены особые требования к личности педагога, совпадающие по содержанию с компонентами психологического благополучия: самопринятием, личностным ростом, автономией,
успешностью в управлении средой, позитивными отношениями с окружающими, наличием жизненных целей. Наряду с этим, известно, что одним из мотивов выбора профессии педагога, является решение собственных личностных проблем. Очевидно, что психологическое неблагополучие, проявляющееся в негативной оценке себя и обстоятельств своей жизни, отсутствие веры в возможность что-либо изменить, может стать причиной профессионально-личностной деформации, что, возможно, препятствует психологическому благополучию педагогов.
Важность изучения психологического благополучия педагогов состоит в том, что оно является одним из важнейших условий эмоционального благополучия учащихся, так как в младшем школьном возрасте активно развивается эмоциональная сфера. Высокий уровень тревожности снижает активность психических процессов, отрицательно сказывается на использовании знаний, умений и навыков и может привести к неправильным действиям даже в условиях, в которых можно было действовать вполне успешно.
Так же существует общая теоретическая неразработанность понятия психологического благополучия педагогов и недостаточная разработанность данной проблемы в младшем школьном возрасте.
На основе теоретического анализа литературы по теме исследования нами было выявлено следующее:
1) существует разнонаправленность исследований психологического благополучия личности и психологического здоровья личности, изучаются содержательные и структурные характеристики психологического благополучия у представителей разных специальностей, феномен рассматривается в качестве ресурса устойчивости, в соотношении психологического и профессионального благополучия
2) исследования, посвященные изучению психологического благополучия педагогов и его влияния на эмоциональное состояние учащихся, выявил специфику взаимосвязей психологического благополучия и компонентов тревожности младших школьников.
3) младший школьный возраст занимает значимую фазу сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок, а также происходит бурное развитие эмоциональной сферы, идентичности личности.
4) анализ уровня тревожности в младших школьников показал, что у 40,7% младших школьников преобладает средний уровень тревожности, у 20,7 % детей выражен высокий показатель тревожности и 38,6% школьников характеризуются низким уровнем тревожности.
5) наиболее выраженными показателями тревожности младших школьников является «фрустрация потребности в достижении успеха», «страх ситуации проверки знаний», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих»,
6) у педагогов преобладает средний уровень психологического благополучия,
7) доверительные отношения с окружающими, цель в жизни и чувство направленности, чувство контроля над происходящим вокруг являются необходимыми составляющими психологического благополучия личности педагогов,
8) показатель психологического благополучия педагогов «позитивные отношения» обнаруживают корреляционные связи с такими показателями «цели в жизни», «общая тревожность», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих».
9) характеристики тревожности младших школьников в наибольшей степени обусловлены такими показателями эмоционального благополучия педагогов, как, цели в жизни, управление средой, позитивное отношение.
10) у младших школьников, обучающихся у педагогов с высоким уровнем психологического благополучия существуют по критерию Крускала-Уоллиса статистически значимые различия в выраженности таких показателей тревожности, как общая тревожность, проблемы и страхи в отношениях с учителями, страх самовыражения по сравнению с младшими школьниками, обучающихся у педагогов со средним и низким уровнями психологического благополучия.
11) разработанная программа по оптимизации психологического благополучия педагогов общеобразовательной школы в определенной степени может повлиять на психологическое здоровье и благополучие педагогов.
12) при сравнительном анализе результатов в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, подтвердили научную обоснованность и эффективность разработанной нами программы повышения по оптимизации психологического благополучия личности педагогов. У детей экспериментальной группы снизился уровень и показатели тревожности в результате повышения среднего уровня психологического благополучия личности педагогов и показателей психологического благополучия личности педагогов.
Данное исследование позволило выйти на характеристики психологического благополучия, с которыми педагоги могут подходить к вопросу создания и развития эмоционального благополучия учеников.
Результаты проведенного исследования позволяют нам говорить о подтверждении выдвинутой гипотезы о том, что для младших школьников, обучающихся у педагогов с высоким уровнем психологического благополучия личности, будет характерен более низкий уровень тревожности по сравнению с младшими школьниками, обучающимися у педагогов со средним и низким уровнем психологического благополучия личности.
Работа школьного психолога в соответствии с полученными результатами, должна быть направлена на оказание психологической помощи педагогам для поддержания психологического здоровья, предупреждения у них эмоционального выгорания, повышение психологического благополучия, которое является одной из наиболее распространенных преград к развитию и сохранению эмоциональной сферы обучающихся, профилактике развития их тревожного состояния.
1. Андреева И.Н. Ситуативная и личностная тревожность подростка. - М.: «ВЛАДОС», 2012.
2. Андрунь С.В. Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 2. - С. 50-51.
3. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции / Вестник МГУ, сер. Психология. - 2012, № 1.
4. Артемова Т.А., Ковалева А.В. Психологические и
психофизиологические особенности высокотревожных детей младшего школьного возраста // Школа здоровья. 1998. - Т.5, № 3-4. - С. 148-159.
5. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: Per Зе, 2001. - 160 с.
6. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992. - №5. - С. 111-117.
7. Батурин Н. А., Башкатов С. А., Гафарова Н. В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2013. Т. 6, № 4. С. 4-14.
8. Бахарева Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: Автореф. дис.канд. пс. наук. Хабаровск, 2004. - 22 с.
9. Березин Ф.Б. Психическая адаптация и тревога // Психические состояния. - СПб.: Питер, 2001. С. 219-229.
10. Березовская Р.А. Профессиональное благополучие: проблемы и перспективы психологических исследований // Психологические исследования. 2016. Том 9, № 45.
11. Бородкина Е.В. К вопросу изучения субъективного благополучия в профессионально-педагогической деятельности. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2012, № 28, 31-34.
12. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний / Вопросы психологии. - 2013, - № 1. Стр. 39-42.
13. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. Авт. канд. дис. - Томск, 1999.
14. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., Психодиагностика. М.: «ВЛАДОС». 2009.
15. Водопьянова Н.Е. Дисфункции ценностно-смысловой регуляции личности как риск психического выгорания и профессионального здоровья // Здоровая личность / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб, 2013. С. 296-312.
16. Воронина А.В. Проблема психологического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа // Сибирский психологический журнал. - 2005. -№ 3. -С. 142-145.
17. Водяха С.А. Предикторы психологического благополучия студентов // Педагогическое образование в России. - 2013. -№ 1. -С.70-74.
18. Воронина А.В. Проблема психологического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа // Сибирский психологический журнал. - 2005. -№ 3. -С. 142-145.
19. Гроголева О.Ю. Тревожность как проявление школьной дезадаптации младших школьников // Актуальные проблемы психологии. Омск: Изд-во ОмГУ. - 2002. - С. 43-47.
20. Головей Л.А., Рыбалко Е. Ф Практикум по возрастной психологии. - СПб., 2012.
21. Данилова М.В. Проблема детской тревожности в условиях семейного неблагополучия / М. В. Данилова, В. В. Трофимова // Молодой ученый. - 2014. - № 3. - С. 91-94.
22. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе /монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 200 с.
23. Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического
благополучия К. Рифф //Психологический журнал, Т.32, №2, 2011, с. 82-93.
24. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Московский
психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 336 с.
25. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. - СПб.: Речь, - М.: Смысл, 2002. - 80 с.
26. Заусенко И.В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога: автореф. дис. ... кандидата психологических наук. - Екатеринбург, 2012. - 24 с.
27. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. М.: Речь, 2007. 448 с. 4.
28. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург: Деловая книга, 2012.
29. Золотова Ф.Р. Сравнительный анализ школьной тревожности учащихся школ разного типа//Школьные технологии.- 2004.- №5 - с. 163-168.
30. Идобаева О.А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности. Автореф. дис. . доктора психологических наук. - М., 2013.
31. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.
32. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в школьном возрасте / Психологические исследования Тбилиси, Изд-во: Мецнисреба, 2009 - 240 с.
33. Иовлева Т.Е., Рудомазина В.М. Проявление тревожности младших школьников в сюжетах сочиненных сказок. Возможности и ограничения приема сочинительства // Наука и школа. 2013. № 4. С. 139-143.
34. Иовлева Т.Е., Рудомазина В.М. Сочинение сказки как
диагностический прием исследования уровня тревожности младших школьников // Научное обозрение. Гуманитарные науки. 2012. № 6. С. 118 - 123.
35. Карапетян Л.В. Анализ типов базовых жизненных установок //Известия Уральского государственного университета. - 2010.-№ 1 (71). - С. 126-134.
36. Козлова Е.В. Тревога - как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации / Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. - Ставрополь, 2007.
37. Козьмина Л.Б. Психологическое благополучие как актуальное переживание личностью событий своей жизни во временном континууме // Вестник сибирской академии права, экономики и управления. - №1 (15). -
2012. - С. 55-60.
38. Коларькова А.В. Различные взгляды на причины возникновения тревожности в работах современных исследователей // Психология, социология и педагогика. - 2014. № 8.
39. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб.: Речь, 2005. - 222 с.
40. Косырев В., Яковлев В. Особенности формирования личности младших школьников // Народное образование. 2013. № 10.-С.23-29.
41. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника - 2013, № 6. Стр.56-58.
42. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М., 2013.-321 с.
43. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие - М.: Генезис. - 2013.
44. Куликов Л.В. Психогигиена личности: вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учеб. пос. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.
45. Лукасик А.В. Взаимосвязь самостоятельности познавательной деятельности и тревожности личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 2001. - 46 с.
46. Лежнина Л.В. Готовность психолога образования к
профессиональной деятельности: этапы, механизмы, технологии
формирования. Автореф. на соиск. уч.ст. д.псх.н. - М.-2009. - 47 с.
47. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование. - 2008, № 2. Стр.86-99.
48. Макшанцева Л.В. Диагностика и профилактика тревожности у дошкольников: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2000.-27 с.
49. Матюхина Е.М. Как избавить ребенка от тревожности // Директор школы. - 2006. - № 7. - С. 99-101.
49. Медведева Е.В. Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания - [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/psikhologicheskii- komfortv-shkole-vystuplenie-na-pedsovete (дата обращения 29.12.2017).
50. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность:
диагностика, коррекция, развитие. - СПб: Речь, 2007. - 248 с.
51. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность:
диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2014 г. - 248 с.
52. Минюрова С.А., Заусенко И.В. Личностные детерминанты
психологического благополучия педагога //Педагогическое образование в России, 2013, №. 1, С. 94-101.
53. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова, О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под общ. ред. Л. М. Митиной. — М.: Академия, 2005. - 346с.
54. Москвина М.В. Теория и практика психологического здоровья для педагогов всех типов образовательных учреждений: учебное пособие. - М.,
2013.
55. Мэй Р.И. Краткое изложение и синтез теории тревожности. Тревога и тревожность: учебное пособие. - СПб.: Изд-во: Питер, 2011 г. - 256 с.
56. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: 2007.
57. Немов Р.С. Психология: Психодиагностика. - М.: «ВЛАДОС». - 2009, 287 с.
58. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка. - М.: Педагогика, 2012.
59. Никольская И.М. Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников: Автореф. дис. докт. психол. наук. СПб., 2001. - 40 с.
60. Паниженко Г.И. Профилактика тревожности в школе - М., 2014 - 215 с.
61. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал. - 2013, № 1. Стр.73-89.
62. Пергаменщик Л.А. Опросник «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф: процесс и результаты адаптации // Психологическая диагностика: Ежеквартальный научно-методический и практический журнал. - 2007. -№ 3. - С. 73-96.
63. Пергаменщик Л.А. Подходы к исследованию категории «переживание» в отечественной психологии /Качественная методология в психологии //Актуальные проблемы психологии личности. Сборник научных статей. - Гродно, 2010. - 232 с.-С. 139-146.
64. Петраш М.Д. Факторы профессионального развития у взрослых с разным уровнем психологического благополучия // Международный научно¬исследовательский журнал. - 2017. - № 1 (3). - 87с.
65. Петров А.А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 266-270.
66. Петрова И. А. Влияние организационных изменений на психологическое благополучие и совладающее поведение личности // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2009. -Вып. 2 (44). - С.246-250.
67. Петрунина Т.А., Остапчук Н.В., Личность педагога: психолого-педагогический аспект. - 2-е изд., перераб., допол. - Екатеринбург: ТОО НПЦ «Уникум», 2007. - 100с.
68. Поваренко Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.
69. Практикум по возрастной психологии. Под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2012.
70. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / под. ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 2013.
71. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 2008, № 2.стр. 121-134.
72. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. - 304 с.
73. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.
74. Психологические тесты /Под ред. Антипченко В. С. - К.:2012, 612 с.
75. Психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: 2012. - 178 с.
76. Пучкова Г. Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук . 87 с.
77. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: 2011.
78. Рудомазина В.М. Современная картина проявления тревожности у
детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2016. Том 8. № 1. С. 76-85.
doi: 10.17759/psyedu.2016080107
79. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети // Дошкольное воспитание. — 2006.- №4. -С. 11-14.
80. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко - СПб.: Речь, 2003. - 350 с.
81. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник удмурского университета. 2013. Вып. 2, с.42-52.
82. Сидоров К.Р., Крохина И.Г. Исследование причин тревожности учащихся // Новое образование. 2013. № 1. С. 3-5.
83. Смирнова М.В. Уровень явной тревожности у детей младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 70-76.
84. Солынин Н.Э., Лебедева Е.П. Психологические причины тревожности в подростковом возрасте // Ярославский педагогический вестник - 2016 - № 6, с.281-284.
85. Сорокина В.В. Негативные переживания детей в начальной школе // Вопросы психологии. - 2004. - №2. - С.40 - 48.
86. Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М., Педагогика. 1995, 208 с.
87. Фоломеева Т.В., Серегина И.И. Социальные представления о благополучии // Мир психологии. - № 3. - 2004. -С. 122-132.
88. Тарасова С.Ю., Осницкий А.К. Психофизиологические и поведенческие показатели школьной тревожности // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 1. C. 59-65.
89. Трошихина Е.Г., Манукян В.Р. Тревожность и устойчивые эмоциональные состояния в структуре психоэмоционального благополучия //Вестник СПбГУ. Психология и педагогика. 2017. Т. 7. Вып. 3.
90. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.
91. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста // Хрестоматия по возрастной психологии / сост. Л. А. Семчук, А. И. Янчий. - М. : МПСИ, 1996. - С. 142-147.
92. Хвостов А.А. Проблема обеспечения успеха у высокотревожных спортсменов // Ананьевские чтения-98: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1998.-С. 169.
93 Шамионов Р. М. Социальная психология субъективного благополучия личности: монография. - LAP LAMBERT Academik Pablishing, 2010. - 328 c.
94. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие и ценностно-смысловые образования личности в профессиональной сфере// Известия Саратовского университета. 2006. Т. 6. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 1/2. С. 104-109.
95. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) //Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. - С. 95-129
96. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста / И.В. Шевцова - СПб.: Речь, 2005. - 160 с.
97. Ширинская Н.Е. Структура психологического благополучия студентов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLI междунар. науч.-практ. конф. № 6(41). - Новосибирск: СибАК, 2014.
98. Bradburrn N. M. The structure of psychological wellbeing. Chicago, 1969. 318 с.
99. Ryff C. D. Psychological well-being in adult life // Current directions in psycholoqical science. 1995. Vol. 40. P. 99-104.
100. Ryff C. D., Singer B. H. Know thyself and become what you are: A eudaimonic approach to psychological well-being // Journal of Happiness Studies. 2008. N 9. Р. 13-39.
101. Ryff C. D., Keyes C. L. M., Shmotkin D. Optimizing Well-Being: The Empirical Encounter of Two Traditions // Journal of Personality and Social Psychology. 2002. Vol. 82, N 6. P. 1007-1022