ТРЕВОЖНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ У ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы тревожности младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия личности 9
1.1 Проблема тревожности младших школьников в психологии 9
1.2 Психологическое благополучие педагогов как предмет научного
исследования 16
1.3 Влияние психологического благополучия личности педагога на
проявление тревожности младших школьников 26
Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия 36
2.1 Организация и методы исследования 36
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 38
2.3 Описание и результаты формирующего эксперимента по
оптимизации психологического благополучия личности педагогов 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы тревожности младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия личности 9
1.1 Проблема тревожности младших школьников в психологии 9
1.2 Психологическое благополучие педагогов как предмет научного
исследования 16
1.3 Влияние психологического благополучия личности педагога на
проявление тревожности младших школьников 26
Глава 2. Эмпирическое исследование тревожности младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия 36
2.1 Организация и методы исследования 36
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 38
2.3 Описание и результаты формирующего эксперимента по
оптимизации психологического благополучия личности педагогов 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
Актуальность проблемы исследования состоит в том, что число тревожных детей в современной школе стремительно растет и важно знать причины, способствующие возникновению тревожности для их своевременного предотвращения. Тревожность - распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов, а также входит в содержание других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.
Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы.
Зачастую причиной тревожности учащихся является сам педагог, так как профессия педагога связана с интенсивностью межличностных коммуникаций и высокой эмоциональной вовлеченностью в них. Личность педагога рассматривается как одно из важнейших условий эмоционального благополучия учащихся. Определены особые требования к личности педагога, совпадающие по содержанию с компонентами психологического благополучия: самопринятием, личностным ростом, автономией,
успешностью в управлении средой, позитивными отношениями с окружающими, наличием жизненных целей. Наряду с этим, известно, что одним из мотивов выбора профессии педагога, является решение собственных личностных проблем. Очевидно, что психологическое неблагополучие, проявляющееся в негативной оценке себя и обстоятельств своей жизни, отсутствие веры в возможность что-либо изменить, может стать причиной профессионально-личностной деформации, что, возможно, препятствует психологическому благополучию педагогов.
Понимание тревожности базируется на разработанных в современной науке теоретических положениях отечественной возрастной психологии об особенностях младшего школьного возраста (Л.И. Божович, Е.Е. Кравцова,
Э. Эриксон, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина и др.), изучением проблемы тревожности младших школьников занимались многие специалисты (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.М.Прихожан, А. Фрейд, В.И. Гарбузов, В.С. Мухина, И.М. Никольская, М.М. Буянов, М.В. Осорина, Р.М. Грановская, А.В. Микляева, П.В. Румянцева).
Тема психологического благополучия педагогов рассматривается в работах Н.М. Бранбурна, Э. Динера, К.Рифф, Б.С. Братуся, И.В. Дубровиной, П. Фесенко, Н.П. Паттурина, Л.А. Регуш, Л.М. Митина, В.Э. Пахальян и др.
Поэтому современные исследования показывают необходимость изучения психологического благополучия педагогов, как показателя, который может оказать влияние на степень проявления тревожности учеников и от которой зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям.
Таким образом, обнаруживаются противоречия: между требованиями государственного образовательного стандарта к личностным компетенциям педагога, отсутствием современных исследований о влиянии психологического благополучия на проявление тревожности учащихся школы; между спецификой профессии педагога, выражающейся в опоре в практической деятельности на свои позитивные личностные ресурсы, и наличием определенной доли психологически неблагополучных педагогов; между необходимостью создания среды, актуализирующей позитивные ресурсы личности педагогов и, отсутствием научно-обоснованной практики психологического сопровождения и оптимизации психологического благополучия личности педагога школы. Все вышеизложенное определило выбор темы и цели исследования.
Проблема исследования: различается ли уровень тревожности младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия личности?
Цель исследования - изучение различий в проявлении тревожности младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия личности.
Объект исследования - тревожность младших школьников.
Предмет исследования - тревожность младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия личности.
Гипотеза исследования: для младших школьников, обучающихся у педагогов с высоким уровнем психологического благополучия личности, будет характерен более низкий уровень тревожности по сравнению с младшими школьниками, обучающимися у педагогов со средним и низким уровнем психологического благополучия личности.
В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить разработанность в психологии проблемы тревожности младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия.
2. Выявить уровень и виды тревожности младших школьников.
3. Определить уровень психологического благополучия личности педагогов.
4. Выявить различия в уровнях и видах тревожности младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия.
5. Выявить связь между тревожностью младших школьников и психологическим благополучием педагогов.
6. Разработать и апробировать программу по оптимизации уровня психологического благополучия личности педагогов.
Теоретической основой исследования послужили: концепции,
раскрывающие сущность понятия «тревожность» (З. Фрейд, К. Изард, М. Кляйн, Р. Мэй, П. Тиллих, В. Франкл, К.Ясперс и др.); представления о
специфике, видах и основных проявлениях тревожности младших школьников, методах их диагностики и коррекции (А.И. Захаров, Л.Д. Лебедева, C.B. Капранова, O.A. Карабанова, М.В. Осорина, Р.В. Овчарова, М.А. Панфилова и др.). представления о позитивных аспектах функционирования личности (Дж.Бюдженталь, С.Джурард, А.Маслоу, К.Роджерс, Э.Шостром; А.Б.Орлов, Л.А.Петровская и др.); концепции психологического благополучия Н.Брэдберна, К.Рифф, A.В.Ворониной; концепцию субъективного благополучия Э.Динера; теория
самодетерминации Р.Райана, Э.Деси; исследования различных аспектов психологического благополучия в отечественной психологии (Н.К.Бахарева, А.Е.Созонтова, П.П.Фесенко); представления о личностном потенциале, разработанные Д.А.Леонтьевым, Е.Ю.Мандриковым, Е.Н.Осиным.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.
Методы исследования.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач и мы использовали комплекс взаимодополняющих методов: теоретические
(анализ, сравнение и обобщение психолого - педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (констатирующий и формирующий эксперименты, наблюдение, опросный метод), анкетирование, методы обработки данных (количественный и качественный анализ). При статистической обработке результатов исследования использовались методы описательной статистики критерий Крускала-Уоллиса, критерий Спирмена, t-критерий Стьюдента на основе пакета статистических программ SPSS-17.
Методики исследования:
1) Методика «Шкала психологического благополучия К. Рифф адаптация Т.Д. Шевеленковой, Т.П. Фесенко.
2) Тест школьной тревожности Филлипса.
База и выборка исследования: ученики третьих классов, обучающихся в МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов». В исследовании приняли участие 97 младших школьника (48 девочек и 49 мальчиков) и 20 педагогов.
Положения, выносимые на защиту:
1) Существуют различия в уровне тревожности младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия личности. Для младших школьников, обучающихся у педагогов с высоким уровнем психологического благополучия личности, будет характерен более низкий уровень тревожности по сравнению с младшими школьниками, обучающимися у педагогов со средним и низким уровнем психологического благополучия личности.
2) Тревожность младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия личности, отличается по таким показателям, как фрустрация потребности в достижении успеха, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, общая тревожностью в школе.
3) Реализация программы, направленной на оптимизацию психологического благополучия личности педагогов приведет: к признанию и принятию всех сторон своей личности, положительному отношению к себе и своей жизни; к появлению доверительных, позитивных отношений с окружающими, повышению способности к эмпатии и близости; повышению заинтересованностью жизнью и ощущению позитивных личностных изменений педагогов; появлению новых целей в жизни и уверенности в возможности самостоятельно управлять своей жизнью в соответствии со своими потребностями и ценностями.
Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в расширение представлений возрастной психологии и психологии развития о специфике и психологических особенностях проявления тревожности младших школьников в зависимости от психологического благополучия личности педагогов; в возможности применения полученных результатов исследования в разработке основ формирования психологического благополучия личности педагогов.
Практическая значимость исследования: предложенная программа по оптимизации психологического благополучия личности педагогов может быть использована в работе практического психолога для эффективной организации учебного процесса в целом. Полученные в ней данные позволяют определить пути развития психологического благополучия личности педагогов.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников, 4 приложения. Работа включает 6 таблиц и 10 рисунков. Список использованных источников содержит 101 наименование. Объем основного текста - 77 страниц.
Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы.
Зачастую причиной тревожности учащихся является сам педагог, так как профессия педагога связана с интенсивностью межличностных коммуникаций и высокой эмоциональной вовлеченностью в них. Личность педагога рассматривается как одно из важнейших условий эмоционального благополучия учащихся. Определены особые требования к личности педагога, совпадающие по содержанию с компонентами психологического благополучия: самопринятием, личностным ростом, автономией,
успешностью в управлении средой, позитивными отношениями с окружающими, наличием жизненных целей. Наряду с этим, известно, что одним из мотивов выбора профессии педагога, является решение собственных личностных проблем. Очевидно, что психологическое неблагополучие, проявляющееся в негативной оценке себя и обстоятельств своей жизни, отсутствие веры в возможность что-либо изменить, может стать причиной профессионально-личностной деформации, что, возможно, препятствует психологическому благополучию педагогов.
Понимание тревожности базируется на разработанных в современной науке теоретических положениях отечественной возрастной психологии об особенностях младшего школьного возраста (Л.И. Божович, Е.Е. Кравцова,
Э. Эриксон, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина и др.), изучением проблемы тревожности младших школьников занимались многие специалисты (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.М.Прихожан, А. Фрейд, В.И. Гарбузов, В.С. Мухина, И.М. Никольская, М.М. Буянов, М.В. Осорина, Р.М. Грановская, А.В. Микляева, П.В. Румянцева).
Тема психологического благополучия педагогов рассматривается в работах Н.М. Бранбурна, Э. Динера, К.Рифф, Б.С. Братуся, И.В. Дубровиной, П. Фесенко, Н.П. Паттурина, Л.А. Регуш, Л.М. Митина, В.Э. Пахальян и др.
Поэтому современные исследования показывают необходимость изучения психологического благополучия педагогов, как показателя, который может оказать влияние на степень проявления тревожности учеников и от которой зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям.
Таким образом, обнаруживаются противоречия: между требованиями государственного образовательного стандарта к личностным компетенциям педагога, отсутствием современных исследований о влиянии психологического благополучия на проявление тревожности учащихся школы; между спецификой профессии педагога, выражающейся в опоре в практической деятельности на свои позитивные личностные ресурсы, и наличием определенной доли психологически неблагополучных педагогов; между необходимостью создания среды, актуализирующей позитивные ресурсы личности педагогов и, отсутствием научно-обоснованной практики психологического сопровождения и оптимизации психологического благополучия личности педагога школы. Все вышеизложенное определило выбор темы и цели исследования.
Проблема исследования: различается ли уровень тревожности младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия личности?
Цель исследования - изучение различий в проявлении тревожности младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия личности.
Объект исследования - тревожность младших школьников.
Предмет исследования - тревожность младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия личности.
Гипотеза исследования: для младших школьников, обучающихся у педагогов с высоким уровнем психологического благополучия личности, будет характерен более низкий уровень тревожности по сравнению с младшими школьниками, обучающимися у педагогов со средним и низким уровнем психологического благополучия личности.
В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить разработанность в психологии проблемы тревожности младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия.
2. Выявить уровень и виды тревожности младших школьников.
3. Определить уровень психологического благополучия личности педагогов.
4. Выявить различия в уровнях и видах тревожности младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия.
5. Выявить связь между тревожностью младших школьников и психологическим благополучием педагогов.
6. Разработать и апробировать программу по оптимизации уровня психологического благополучия личности педагогов.
Теоретической основой исследования послужили: концепции,
раскрывающие сущность понятия «тревожность» (З. Фрейд, К. Изард, М. Кляйн, Р. Мэй, П. Тиллих, В. Франкл, К.Ясперс и др.); представления о
специфике, видах и основных проявлениях тревожности младших школьников, методах их диагностики и коррекции (А.И. Захаров, Л.Д. Лебедева, C.B. Капранова, O.A. Карабанова, М.В. Осорина, Р.В. Овчарова, М.А. Панфилова и др.). представления о позитивных аспектах функционирования личности (Дж.Бюдженталь, С.Джурард, А.Маслоу, К.Роджерс, Э.Шостром; А.Б.Орлов, Л.А.Петровская и др.); концепции психологического благополучия Н.Брэдберна, К.Рифф, A.В.Ворониной; концепцию субъективного благополучия Э.Динера; теория
самодетерминации Р.Райана, Э.Деси; исследования различных аспектов психологического благополучия в отечественной психологии (Н.К.Бахарева, А.Е.Созонтова, П.П.Фесенко); представления о личностном потенциале, разработанные Д.А.Леонтьевым, Е.Ю.Мандриковым, Е.Н.Осиным.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.
Методы исследования.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач и мы использовали комплекс взаимодополняющих методов: теоретические
(анализ, сравнение и обобщение психолого - педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (констатирующий и формирующий эксперименты, наблюдение, опросный метод), анкетирование, методы обработки данных (количественный и качественный анализ). При статистической обработке результатов исследования использовались методы описательной статистики критерий Крускала-Уоллиса, критерий Спирмена, t-критерий Стьюдента на основе пакета статистических программ SPSS-17.
Методики исследования:
1) Методика «Шкала психологического благополучия К. Рифф адаптация Т.Д. Шевеленковой, Т.П. Фесенко.
2) Тест школьной тревожности Филлипса.
База и выборка исследования: ученики третьих классов, обучающихся в МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов». В исследовании приняли участие 97 младших школьника (48 девочек и 49 мальчиков) и 20 педагогов.
Положения, выносимые на защиту:
1) Существуют различия в уровне тревожности младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия личности. Для младших школьников, обучающихся у педагогов с высоким уровнем психологического благополучия личности, будет характерен более низкий уровень тревожности по сравнению с младшими школьниками, обучающимися у педагогов со средним и низким уровнем психологического благополучия личности.
2) Тревожность младших школьников, обучающихся у педагогов с разным уровнем психологического благополучия личности, отличается по таким показателям, как фрустрация потребности в достижении успеха, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, общая тревожностью в школе.
3) Реализация программы, направленной на оптимизацию психологического благополучия личности педагогов приведет: к признанию и принятию всех сторон своей личности, положительному отношению к себе и своей жизни; к появлению доверительных, позитивных отношений с окружающими, повышению способности к эмпатии и близости; повышению заинтересованностью жизнью и ощущению позитивных личностных изменений педагогов; появлению новых целей в жизни и уверенности в возможности самостоятельно управлять своей жизнью в соответствии со своими потребностями и ценностями.
Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в расширение представлений возрастной психологии и психологии развития о специфике и психологических особенностях проявления тревожности младших школьников в зависимости от психологического благополучия личности педагогов; в возможности применения полученных результатов исследования в разработке основ формирования психологического благополучия личности педагогов.
Практическая значимость исследования: предложенная программа по оптимизации психологического благополучия личности педагогов может быть использована в работе практического психолога для эффективной организации учебного процесса в целом. Полученные в ней данные позволяют определить пути развития психологического благополучия личности педагогов.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников, 4 приложения. Работа включает 6 таблиц и 10 рисунков. Список использованных источников содержит 101 наименование. Объем основного текста - 77 страниц.
В современной школе стремительно растет число тревожных детей и важно знать причины, способствующие возникновению тревожности для их своевременного предотвращения. Тревожность - распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов, а также входит в содержание других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.
Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы.
Зачастую причиной тревожности учащихся является сам педагог, так как профессия педагога связана с интенсивностью межличностных коммуникаций и высокой эмоциональной вовлеченностью в них. Личность педагога рассматривается как одно из важнейших условий эмоционального благополучия учащихся. Определены особые требования к личности педагога, совпадающие по содержанию с компонентами психологического благополучия: самопринятием, личностным ростом, автономией,
успешностью в управлении средой, позитивными отношениями с окружающими, наличием жизненных целей. Наряду с этим, известно, что одним из мотивов выбора профессии педагога, является решение собственных личностных проблем. Очевидно, что психологическое неблагополучие, проявляющееся в негативной оценке себя и обстоятельств своей жизни, отсутствие веры в возможность что-либо изменить, может стать причиной профессионально-личностной деформации, что, возможно, препятствует психологическому благополучию педагогов.
Важность изучения психологического благополучия педагогов состоит в том, что оно является одним из важнейших условий эмоционального благополучия учащихся, так как в младшем школьном возрасте активно развивается эмоциональная сфера. Высокий уровень тревожности снижает активность психических процессов, отрицательно сказывается на использовании знаний, умений и навыков и может привести к неправильным действиям даже в условиях, в которых можно было действовать вполне успешно.
Так же существует общая теоретическая неразработанность понятия психологического благополучия педагогов и недостаточная разработанность данной проблемы в младшем школьном возрасте.
На основе теоретического анализа литературы по теме исследования нами было выявлено следующее:
1) существует разнонаправленность исследований психологического благополучия личности и психологического здоровья личности, изучаются содержательные и структурные характеристики психологического благополучия у представителей разных специальностей, феномен рассматривается в качестве ресурса устойчивости, в соотношении психологического и профессионального благополучия
2) исследования, посвященные изучению психологического благополучия педагогов и его влияния на эмоциональное состояние учащихся, выявил специфику взаимосвязей психологического благополучия и компонентов тревожности младших школьников.
3) младший школьный возраст занимает значимую фазу сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок, а также происходит бурное развитие эмоциональной сферы, идентичности личности.
4) анализ уровня тревожности в младших школьников показал, что у 40,7% младших школьников преобладает средний уровень тревожности, у 20,7 % детей выражен высокий показатель тревожности и 38,6% школьников характеризуются низким уровнем тревожности.
5) наиболее выраженными показателями тревожности младших школьников является «фрустрация потребности в достижении успеха», «страх ситуации проверки знаний», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих»,
6) у педагогов преобладает средний уровень психологического благополучия,
7) доверительные отношения с окружающими, цель в жизни и чувство направленности, чувство контроля над происходящим вокруг являются необходимыми составляющими психологического благополучия личности педагогов,
8) показатель психологического благополучия педагогов «позитивные отношения» обнаруживают корреляционные связи с такими показателями «цели в жизни», «общая тревожность», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих».
9) характеристики тревожности младших школьников в наибольшей степени обусловлены такими показателями эмоционального благополучия педагогов, как, цели в жизни, управление средой, позитивное отношение.
10) у младших школьников, обучающихся у педагогов с высоким уровнем психологического благополучия существуют по критерию Крускала-Уоллиса статистически значимые различия в выраженности таких показателей тревожности, как общая тревожность, проблемы и страхи в отношениях с учителями, страх самовыражения по сравнению с младшими школьниками, обучающихся у педагогов со средним и низким уровнями психологического благополучия.
11) разработанная программа по оптимизации психологического благополучия педагогов общеобразовательной школы в определенной степени может повлиять на психологическое здоровье и благополучие педагогов.
12) при сравнительном анализе результатов в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, подтвердили научную обоснованность и эффективность разработанной нами программы повышения по оптимизации психологического благополучия личности педагогов. У детей экспериментальной группы снизился уровень и показатели тревожности в результате повышения среднего уровня психологического благополучия личности педагогов и показателей психологического благополучия личности педагогов.
Данное исследование позволило выйти на характеристики психологического благополучия, с которыми педагоги могут подходить к вопросу создания и развития эмоционального благополучия учеников.
Результаты проведенного исследования позволяют нам говорить о подтверждении выдвинутой гипотезы о том, что для младших школьников, обучающихся у педагогов с высоким уровнем психологического благополучия личности, будет характерен более низкий уровень тревожности по сравнению с младшими школьниками, обучающимися у педагогов со средним и низким уровнем психологического благополучия личности.
Работа школьного психолога в соответствии с полученными результатами, должна быть направлена на оказание психологической помощи педагогам для поддержания психологического здоровья, предупреждения у них эмоционального выгорания, повышение психологического благополучия, которое является одной из наиболее распространенных преград к развитию и сохранению эмоциональной сферы обучающихся, профилактике развития их тревожного состояния.
Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы.
Зачастую причиной тревожности учащихся является сам педагог, так как профессия педагога связана с интенсивностью межличностных коммуникаций и высокой эмоциональной вовлеченностью в них. Личность педагога рассматривается как одно из важнейших условий эмоционального благополучия учащихся. Определены особые требования к личности педагога, совпадающие по содержанию с компонентами психологического благополучия: самопринятием, личностным ростом, автономией,
успешностью в управлении средой, позитивными отношениями с окружающими, наличием жизненных целей. Наряду с этим, известно, что одним из мотивов выбора профессии педагога, является решение собственных личностных проблем. Очевидно, что психологическое неблагополучие, проявляющееся в негативной оценке себя и обстоятельств своей жизни, отсутствие веры в возможность что-либо изменить, может стать причиной профессионально-личностной деформации, что, возможно, препятствует психологическому благополучию педагогов.
Важность изучения психологического благополучия педагогов состоит в том, что оно является одним из важнейших условий эмоционального благополучия учащихся, так как в младшем школьном возрасте активно развивается эмоциональная сфера. Высокий уровень тревожности снижает активность психических процессов, отрицательно сказывается на использовании знаний, умений и навыков и может привести к неправильным действиям даже в условиях, в которых можно было действовать вполне успешно.
Так же существует общая теоретическая неразработанность понятия психологического благополучия педагогов и недостаточная разработанность данной проблемы в младшем школьном возрасте.
На основе теоретического анализа литературы по теме исследования нами было выявлено следующее:
1) существует разнонаправленность исследований психологического благополучия личности и психологического здоровья личности, изучаются содержательные и структурные характеристики психологического благополучия у представителей разных специальностей, феномен рассматривается в качестве ресурса устойчивости, в соотношении психологического и профессионального благополучия
2) исследования, посвященные изучению психологического благополучия педагогов и его влияния на эмоциональное состояние учащихся, выявил специфику взаимосвязей психологического благополучия и компонентов тревожности младших школьников.
3) младший школьный возраст занимает значимую фазу сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок, а также происходит бурное развитие эмоциональной сферы, идентичности личности.
4) анализ уровня тревожности в младших школьников показал, что у 40,7% младших школьников преобладает средний уровень тревожности, у 20,7 % детей выражен высокий показатель тревожности и 38,6% школьников характеризуются низким уровнем тревожности.
5) наиболее выраженными показателями тревожности младших школьников является «фрустрация потребности в достижении успеха», «страх ситуации проверки знаний», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих»,
6) у педагогов преобладает средний уровень психологического благополучия,
7) доверительные отношения с окружающими, цель в жизни и чувство направленности, чувство контроля над происходящим вокруг являются необходимыми составляющими психологического благополучия личности педагогов,
8) показатель психологического благополучия педагогов «позитивные отношения» обнаруживают корреляционные связи с такими показателями «цели в жизни», «общая тревожность», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих».
9) характеристики тревожности младших школьников в наибольшей степени обусловлены такими показателями эмоционального благополучия педагогов, как, цели в жизни, управление средой, позитивное отношение.
10) у младших школьников, обучающихся у педагогов с высоким уровнем психологического благополучия существуют по критерию Крускала-Уоллиса статистически значимые различия в выраженности таких показателей тревожности, как общая тревожность, проблемы и страхи в отношениях с учителями, страх самовыражения по сравнению с младшими школьниками, обучающихся у педагогов со средним и низким уровнями психологического благополучия.
11) разработанная программа по оптимизации психологического благополучия педагогов общеобразовательной школы в определенной степени может повлиять на психологическое здоровье и благополучие педагогов.
12) при сравнительном анализе результатов в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, подтвердили научную обоснованность и эффективность разработанной нами программы повышения по оптимизации психологического благополучия личности педагогов. У детей экспериментальной группы снизился уровень и показатели тревожности в результате повышения среднего уровня психологического благополучия личности педагогов и показателей психологического благополучия личности педагогов.
Данное исследование позволило выйти на характеристики психологического благополучия, с которыми педагоги могут подходить к вопросу создания и развития эмоционального благополучия учеников.
Результаты проведенного исследования позволяют нам говорить о подтверждении выдвинутой гипотезы о том, что для младших школьников, обучающихся у педагогов с высоким уровнем психологического благополучия личности, будет характерен более низкий уровень тревожности по сравнению с младшими школьниками, обучающимися у педагогов со средним и низким уровнем психологического благополучия личности.
Работа школьного психолога в соответствии с полученными результатами, должна быть направлена на оказание психологической помощи педагогам для поддержания психологического здоровья, предупреждения у них эмоционального выгорания, повышение психологического благополучия, которое является одной из наиболее распространенных преград к развитию и сохранению эмоциональной сферы обучающихся, профилактике развития их тревожного состояния.
Подобные работы
- Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая коррекция школьной тревожности младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2025 - УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ И ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОТНОШЕНИЯ К НИМ СО СТОРОНЫ МАТЕРЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ В
МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования направленности личности младшего школьника
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ПЯТИКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СФОРМИРОВАННОСТИ НОВООБРАЗОВАНИЙ ПСИХИКИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С
КОГНИТИВНЫМИ И ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
МЛАДШИХ школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016



