ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА 8
1.1 Особенности формирования эстетической культуры в старшем
дошкольном возрасте 8
1.2 Характеристика интегративного построения образовательного процесса в
дошкольной организации 15
1.3 Педагогические условия формирование эстетической культуры старших дошкольников в условиях интегративного построения образовательного процесса 20
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
2.1 Диагностика уровня сформированности эстетической культуры старших
дошкольников 34
2.2 Содержание работы по формированию эстетической культуры старших дошкольников в условиях интегративного построения образовательного
процесса 41
2.3 Анализ результатов исследования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребенка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Особые надежды, возлагаются на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого ребенка тягу к красоте, восхищение прекрасным во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как зло безобразно. Начинать приобщать человека к искусству надо как можно раньше - с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.
В настоящее время возросла социальная значимость темы, что способствует актуализации данной проблемы исследования и внедрения современных технологий воспитания в педагогический процесс дошкольной образовательной организации.
В Законе «Об образовании» статье 11 в числе приоритетных задач выделяются: развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности (пункт 2), а также приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры (пункт 5) (51).
Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой, искусством и музыкой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.
Изучению различных аспектов развития эстетической культуры дошкольников посвящены работы В. А. Беликовой, Н. А. Ветлугиной, Д. Н. Джола, Д. Б. Кабалевского, Н. И. Киященко, Т. С. Комаровой, А. Н. Леонтьевой, Б. Т. Лихачева, И. А. Лыковой, А. С. Макаренко, Б. М. Неменского, В. А. Сухомлинского, М. Д. Таборидзе, Л.В.Трубайчук, В. Н. Шацкой, А. Б. Щербо, И. С. Якиманской.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования значительное место занимает эстетическая направленность (для художественно-эстетического развития ребенка, приобщение его к миру искусства).
В числе важнейших задач предусмотрено развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.
Проблема воспитания эстетической культуры у дошкольников вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы образования в дошкольной образовательной организации, на актуальность и необходимость составления совершенно новой интегративной деятельности, направленной на воспитание эстетической культуры дошкольников. Принцип интеграции является
инновационным и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в
дошкольной организации на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.
Интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим принципом организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей. Вопросами интегративного построения образовательного процесса в ДОУ посвящены работы:
В.С.Безруковой, К.Ю.Белой, Н. Е. Веракса, И.Е. Емельяновой, Г. В., М.В.Лазаревой, Лабунской, С.Д.Сажиной, Л.В.Трубайчук и др.
Формирование основ эстетической культуры старших дошкольников в условиях интегративного построения образовательного процесса в дошкольной организации разработана не достаточно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Важность решения данной проблемы и ее недостаточная разработанность определили выбор темы исследования: «Формирование основ эстетической культуры старших дошкольников в условиях интегративного построения образовательного процесса».
Проблема исследования: определить педагогические условия
формирования эстетической культуры старших дошкольников на основе интегративного построения образовательного процесса
Цель исследования: определить и теоретически обосновать педагогические условия формирования эстетической культуры старших дошкольников на основе интегративного построения образовательного процесса; экспериментально проверить эффективностьпедагогических условий, способствующих этому процессу.
Объект исследования: процесс формирования эстетической культуры старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ эстетической культуры старших дошкольников на основе интегративного построения образовательного процесса в дошкольной организации.
Гипотеза исследования: формирование основ эстетической культуры старших дошкольников в условиях интегративного построения образовательного процесса в дошкольной организации, будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- обладание педагога высоким педагогическим профессионализмом, культурой, навыками по использованию в работе различных форм образовательной деятельности.
- внедрение педагогами в образовательную работу и систематическое проведение с детьми старшего дошкольного возраста интегрированной образовательной деятельности;
- оснащение развивающей предметно-пространственной среды группы необходимым методическим материалом, обеспечивающим предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;
- привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе ДОО.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности формирования эстетической культуры старших дошкольников.
2. Охарактеризовать особенности интегративного построения образовательного процесса в дошкольной организации.
3. Выявить, обосновать и опробировать педагогические условия формирования эстетической культуры старших дошкольников на основе интегративного построения образовательного процесса.
Методы исследования:
Теоретические:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, классификация;
- методы сравнительного анализа понятий, подходов, классификаций и положений психолого-педагогических исследований.
Эмпирические:
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); беседа, тестирование, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта.
Математические:
- методы качественной и количественной обработки результатов.
Экспериментальная база исследования: МДОО № 26 г. Алексеевка, дети 5 - 6 лет в количестве 20 человек, их родители, 4воспитателя старших групп.
Структура исследования отражает логику, содержание и результаты работы, включает введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.
Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой, искусством и музыкой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.
Проблема воспитания эстетической культуры вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной
жизни человека. В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы образования в дошкольной образовательной организации, на актуальность и необходимость составления совершенно новой интегративной деятельности, направленной на воспитание эстетической культуры дошкольников. Принцип интеграции является инновационным и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в
дошкольной организации на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум. Цель данной работы состояла в том, чтобы определить и теоретически обосновать педагогические условия формирования эстетической культуры старших дошкольников на основе интегративного построения образовательного процесса;
экспериментально проверить эффективность педагогических условий, способствующих этому процессу.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам выделить условия, способствующие успешному формированию основ эстетической культуры старших дошкольников в условиях интегративного построения образовательного процесса в дошкольной организации.
В процессе экспериментальной деятельности на первом этапе работы мы провели констатирующий эксперимент, его цель состояла в следующем:
- выявить уровень сформированности эстетической культуры старших дошкольников;
- выявить уровень компетентности родителей в вопросах развития
эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста;
- выявить уровня компетентности воспитателей в вопросах развития эстетической культуры старших дошкольников.
Для оценки уровня развития эстетической культуры воспитанников мы разработали вопросы для беседы с детьми. Беседа проводилась индивидуально с каждым ребенком, ответы детей записывались в протокол. В ходе обработки результатов анкеты были определены следующие уровни развития эстетической культуры детей: высокий уровень выявлен лишь у 2 воспитанников(10%), средний уровень проявился у 14 детей (70%), низкий уровень выявлен у 4 детей(20%) С целью выявления уровня компетентности родителей в вопросах развития эстетической культуры детей старшего дошкольного возрастародителям было предложено ответить на вопросы анкеты. Проанализировав ответы мы пришли к выводу, что родители плохо осведомлены в вопросах формирования основ эстетической культуры дошкольников; в силу своей занятости, уделяют мало внимания к проявлениям способностей ребенка, его индивидуальному и творческому развитию.
С целью выявления уровня компетентности воспитателей в вопросах развития эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста, изучения особенностей взаимодействия педагогов с семьями детей по развитию эстетической культуры, нами была разработана и проведена анкета для воспитателей. Анализ полученных данных по анкетированию воспитателей позволил сделать следующие выводы: не все воспитатели уделяют внимание формированию основ эстетической культуры
дошкольников; не в полной мере владеют информацией по формированию основ эстетической культуры дошкольников в процессе интегрированной деятельности; не достаточно информируют родителей по вопросам формирования основ эстетической культуры детей.
На втором этапе экспериментальной работы нами разработаны и внедрены в практику конспекты интегрированной образовательной деятельности по формированию основ эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста; пополнена развивающая предметно-пространственная среда группы необходимым оборудованием,
способствующим формированию эстетической культуры старших
дошкольников.
С целью повышения педагогического профессионализма, культуры, навыков по использованию в работе различных форм образовательной деятельности, направленной на формирование эстетической культуры старших дошкольников разработаны консультации для педагогов ДОО.
Так -же нами разработаны консультации для родителей по повышению уровня их компетентности в вопросах развития эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Контрольный эксперимент стал заключительным этапом работы. По результатам контрольного эксперимента мы сделали вывод о том, что задачи, поставленные нами на этапе формирующего эксперимента выполнены. Мы наблюдали положительную динамику формирования у детей старшего дошкольного возраста эстетической культуры,
сформировали у родителей и педагогов желание помогать друг другу в формировании у детей основ эстетической культуры, умение правильно реагировать на проблемы и достижения дошкольников, так - же различными способами мы привлекали родителей в различные мероприятия, организованные в ДОО, старались повысить психолого¬педагогическое просвещение родителей и педагогов, внедрили в образовательный процесс интегрированную организованную
образовательную деятельность, направленную на формирование
эстетической культуры старших дошкольников.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале работы нашла подтверждение. Формирование основ эстетической культуры старших дошкольников в условиях интегративного построения образовательного процесса в дошкольной организации, будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- обладание педагога высоким педагогическим профессионализмом, культурой, навыками по использованию в работе различных форм образовательной деятельности.
- внедрение педагогами в образовательную работу и систематическое проведение с детьми старшего дошкольного возраста интегрированной образовательной деятельности;
- оснащение развивающей предметно-пространственной среды группы необходимым методическим материалом, обеспечивающим предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;
- привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе ДОО.
1. Абдуллаев, М.А. Эстетическая культура: Теорико-
методологический аспект. [Текст] /М.А.Абдулаев.- Ташкент: Фан, 1991.
2. Азархин, A.B. Мировоззрение и эстетическое развитие личности. [Текст] /А.В.Азархин. -Киев: Наук, думка, 1990. - 191с.
3. Апресян, Г.З. Эстетическое сознание. Объективные и субъективные факторы его формирования // Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981. - С. 29-51.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности. Принципы
общепсихологического анализа. [Текст] /А.Г.Асмолов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 367с.
5. Балашов, В.А. Вопросы эстетического воспитания и эстетики. [Текст] В.А.Балашов. - М.: МГПИ, 1968.-252с.
6. Безрукова, В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. научных трудов. [Текст] /В.С.Безрукова. -Свердловск, 1990.
7. Белая, К.Ю. Интеграция - как основной инструмент создания новой модели ДОУ // Управление ДОУ - 2003. - №4.
8. Берулава, М.Н. Интеграционные процессы в образовании Текст.: Интеграция содержания образования в педагогическом ВУЗе [Текст] /М.Н. Беру-лава. Бийск,1994.- с. 5-10.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. [Текст] / Л.И.Божович. -М.: Просвещение, 1968. - 464с.
10. Борев, Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т.1. [Текст] / Ю.Б.Борев.- Смоленск: Русич, 1997. - 576с.
11. Быстрицкий, Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. [Текст] /Е.К.Быстрицкий. -Киев: Наук, думка, 1991. 195с.
12. Васюкова Н., Чехонина О. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я - 2004
13. Венгер, Л.А. Психология. [Текст] / Л.А.Венгер, В.С.Мухина.- М.: Просвещение, 1988. - 336с.
14. Верб, М.А. Взаимосвязь эстетической и педагогической культуры будущего учителя // Проблемы эстетического образования и воспитания студентов педагогических институтов. Сб. науч. тр. 338. [Текст] / М.А.Верб.- Свердловск: Уральский рабочий, 1981. - С.3-10.
15. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии личности /Под ред. Г.П. Шевченко, Б.П. Юсова. Луганск: Луганск, гос. пед. ин-т, 1990.- 180с.
16. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Сб. ст. /Под ред. Л.Н. Леонтьева, A.B. Запорожца. М.: Просвещение, 1995. - 144с.
17. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. [Текст] / Л.С.Выготский. -М.: Просвещение, 1991. - 93с.
18. Выготский, Л.С. Психология искусства. [Текст] / Л.С.Выготский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -480с.
19. Гаврилюк, П.И. Эстетическая культура и социальный прогресс. [Текст] / П.И.Гаврилюк.- Киев: Наук, думка, 1978. - 244с.
20. Герман, Ш.М. Беседы об эстетике. [Текст] / Ш.М.Герман,
В.К.Скатерщиков.- М.: Знание, 1970.т- 192с.
21. Гурович, Л.М. Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки //Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. [Текст] / Л.М.Гурович, Н.А.Курочкина, А.И. Ходькова. -СПб.: Акцидент, 1996. - С. 136-155.
22. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой, A.M. Гурович и др. СПб.: Акцидент, 1996. - С. 155-161.
23. Дронова, О., Левищева, И. Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте //Дошкольное воспитание. 1996. -№6. - С.98-101.
24. Еремеев, А.Ф. Эстетическое освоение действительности. [Текст] /А.Ф. Еремеев.- Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1963. - 36с.
25. Житная, И.В. Эмоция как знак и символ внутреннего мира ребенка //Ребенок в мире культуры /Под ред. P.M. Чумичевой. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. - С. 226-253.
В.В.Зеньковский.-М.: Школа-Пресс, 1996. - 336с.
27. Иванов, В.Г. Теория интеграции образования. [Текст] / В.Г.Иванов.-УФА, 2005.
28. Изард, К. Эмоции человека. [Текст] / К.Изард.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 320с.
29. Каган М.С. Эстетическая и художественная культура //Соотношение общей и технической эстетики. Науч.-методич. аспекты. [Текст] / М.С.Каган, Е.Ф.Бадулин.-Томск: ТГУ, 1988. -С.22-36.
30. Каптерев, П.Ф. Детская и педагогическая психология. [Текст] / П.Ф.Каптерев.-М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 336с.
31. Каргин, A.C. Нравственно-эстетическое формирование личности. [Текст] / А.С.Каргин.- М.: Знание, 1981.-64с.т
32. Киященко, Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическая и художественная культура //Эстетическая культура и эстетическое воспитание /Сост. Г.С. Лабковская. -М.: Просвещение, 1983. С. 5-61.
33. . Киященко, Н.И. От эстетического опыта к эстетической культуре //Эстетическая культура /Под ред. И.А. Коникова. М.: ИФРАН, 1996. - С.9-31.к
34. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. [Текст] / С.А.Козлова, Т.А.Куликова.-М.: Академия, 2000.-416с.
35. Козлова, С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. [Текст] / С.А.Козлова.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 224с.
36. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста. [Текст] / Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько.-Минск: Изд-во «Университетское», 1999. 316с.
37. Комарова ,Т.С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве //Дошкольное воспитание. 1991. - №12. - С.56-58.
38. Коменский, Я.А. Мир чувственных вещей в картинках или изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни. [Текст] / Я.А.Коменский.- М.: Учпедгиз, 1957. -352с.
39. Коников, И.А. О дефиците культуры //Эстетическая культура / Под ред. И.А. Коникова. М.: ИФРАН, 1996. - С.3-8.
40. Курочкина, H.A. Детям о книжной графике. [Текст] / Н.А.Курочкина.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.- 190с.
41. Липский, В.Н. Эстетическая культура и личность. [Текст] /
В.Н.Липский.-М.: Знание, 1987. -123с.
42. Марцинковская, Т.Д. История детской психологии. [Текст] /
Т.Д.Марцинковская.-М.: ВЛАДОС, 1998. - 272с.
43. Менчинская, Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. [Текст] / Н.А.Менчинская. - М.: ин-т практической психологии, 1996. - 185 с.
44. Осипова, Н.А. Интеграция познавательной и двигательной деятельности в процессе проведения спортивных досугов в ДОУ / Н.А. Осипова //Дошкольная педагогика : журнал. — 2012 .— №9 .— С. 34-38
45. Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. A.B. Запорожца и Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. - 296с.
46. Сажина, С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. [Текст] / С.Д.Сажина.- М.: ТЦ Сфера, 2008.-128с.
47. Современные образовательные программы для дошкольных
учреждений. /Под ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999. - 344с.
48. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет. Теория и диагностика. [Текст] / Е.М.Торшилова, Т.В.Морозова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. -141с.
49. Усова, А.П. Обучение в детском саду. [Текст] / А.П.Усова.-М.: Просвещение, 1981. - 176с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013 г., № 1155) [Электронный ресурс] - Режим доступа. - https: // docviwer.yandex.ru.
51. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.
52. Философия культуры. Становление и развитие. /Под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Перова и др. СПб.: Лань, 1998. - 448с.
53. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. [Текст] / Е.А.Флерина.- М.: Изд-во АПН, 1961.-336с.
54. Черданцева, А. П. Интегрированное обучения дошкольников: философский и психолого-педагогический аспект [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 90-92.
55. Чумичева, P.M. Развитие основ художественно-эстетической культуры ребенка. [Текст] //Ребенок в мире культуры. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998.-С. 456-501.
56. Чумичева, P.M., Редько Л.Л. Культура как фактор развития внутреннего мира ребенка [Текст] //Ребенок в мире культуры. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998.-С. 13-20.
57. Шевцов, Е.В. Основные средства и формы эстетического воспитания. Наследие A.B. Луначарского и современность. [Текст] / Е.В.Шевцов.- М.: Просвещение, 1985. -192с.
58. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. [Текст] / Д.Б.Эльконин.- М.: ИЛИ, Воронеж: МОДЭК, 1995. - 416с.
59. Эстетические ценности предметно-пространственной среды /Под ред. А.В. Иконникова. -М.: Стройиздат, 1990. -335с.
60. Эстетическое воспитание в детском саду /Под ред. Н.А. Ветлугиной. -М.: Просвещение, 1985. 207с.