Введение 3
Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников на внеурочных занятиях по изобразительному искусству 9
1.1. Сущность и содержание духовно-нравственного воспитания
личности 9
1.2. Особенности духовно-нравственного воспитания младших
школьников 16
1.3. Внеурочные занятия по изобразительному искусству как
средство духовно-нравственного воспитания младших школьников 26
Глава 2. Экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на внеурочных занятиях по изобразительному искусству 36
2.1. Показатели и уровни оценки духовно-нравственной
воспитанности младших школьников 36
2.2. Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию
младших школьников средствами внеурочных занятий по изобразительному искусству 43
2.3. Динамика духовно-нравственного воспитания младших
школьников 52
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложение 66
В современном обществе все более размытыми становятся представления о милосердии и справедливости, чуткости и доброте, любви и уважении. Произошедшая на стыке веков деидеологизация общества со временем резко обострила необходимость в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Поэтому сегодня воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Вопросы духовно-нравственного воспитания за последние два десятилетия все чаще поднимаются в педагогической среде. Это говорит о том, что, с одной стороны, общество относится с большим вниманием и заботой к проблемам духовно-нравственным воспитания подрастающего поколения. С другой - эта ситуация сигнализирует об озадаченности государства и общества недостаточно высоким уровнем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Данная проблема отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), который провозглашает духовно-нравственное воспитание, развитие и социализацию школьников в качестве задач первостепенной важности. Согласно ФГОС НОО, перед школой сегодня ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника (ФГОС НОО, 2018, 15).
Духовно-нравственное воспитание - многогранное понятие и подразумевает под собой обширную работу по передаче подрастающему поколению понятий о высших духовных-нравственных ценностях, которая продолжается на протяжении всего педагогического процесса в школе. Тем не менее, в отношении младших школьников, согласно анализу современных периодических источников, целесообразно сделать акцент на понимании и усвоении младшими школьниками нравственных понятий посредством знакомства их с культурными традициями родного края, поскольку восприятие мирового культурного наследия в дальнейшем почти невозможно без понимания своих традиций, усвоения духовно-нравственного опыта своего народа.
Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство. Именно искусство закладывает в человеке духовно-нравственные качества, которые формируют воспитательный идеал. Искусство облагораживает и воспитывает человека так же, как и наука, действующая на человека идеей и выражением ее в словах. Искусство действует на человека внутренними переживаниями, эмоциями и выражением их в образах.
Из всех видов искусств изобразительное искусство наиболее доступно для детского творчества. Уже с раннего детства ребенок начинает рисовать. В изобразительном творчестве он всегда четко выражает то, что ему нравится, а что нет, тех, кому он сочувствует или кого осуждает. Используя эмоциональные и выразительные возможности изобразительного искусства в процессе обучения рисованию, мы можем развивать духовный мир ребенка.
Процесс духовно-нравственного воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств, но именно внеурочная деятельность позволяет с наибольшей полнотой выполнять воспитательные функции. Именно здесь педагог получает возможность прямого диалога с учащимися по жизненно важным проблемам.
Цели внеурочной деятельности связаны с созданием условий для проявления и развития интересов ученика на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций во внеурочной деятельности. Это способствует эффективности процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами изобразительного искусства.
Проблема изучения влияния разнообразных факторов на духовно-нравственное воспитание личности не нова. В отечественной педагогике и психологии эта проблема затрагивалась в трудах следующих авторов: С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, А.Ф. Шишкин, А.Г. Харчев. Среди зарубежных авторов стоит выделить Г. Бека, Я. Энгста.
Психологические основы нравственного воспитания рассматриваются в работах А.С. Арсеньева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.Н. Мясищева, Э.Ш. Натанзона, Д.И. Фельдштейна. Теоретические аспекты нравственного воспитания исследованы в работах М.Н. Аплетаева, Л.А. Высотиной, Л.И. Рувинского, И.Ф. Свадковского, Е.В. Субботского, В.А. Сухомлинского, Н.Е. Щурковой и др.
В последние годы появились диссертационные исследования по проблемам духовно-нравственного воспитания (В.А. Беляевой,
Т.П. Грибоедовой, Т.И. Петраковой, А.Д. Солдатенкова и др.), работы, отражающие позиции современных православных педагогов (Л.В. Суровой, Е. Шестуна и др.). Ежегодно эти проблемы обсуждаются на Рождественских образовательных чтениях, в число важнейших задач которых входит духовно-нравственное воспитание общества. Международные
Рождественские образовательные чтения - церковно-общественный форум в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения - ежегодно проводятся в Москве под почетным председательством Патриарха Московского и всея Руси, собирая более пяти тысяч участников, среди которых присутствуют представители педагогической общественности, заинтересованные в духовно-нравственном возрождении школы. Точки зрения, высказываемые разными авторами при несомненном наличии общих позиций, все же отличаются друг от друга.
Несмотря на многообразие теоретических разработок по указанной проблематике, наблюдается противоречие между требованиями ФГОС НОО заключающимися в ориентации на духовно-нравственный компонент образования и скудностью современных методических разработок по духовно-нравственному воспитанию личности ребенка младшего школьного возраста на внеурочных занятиях по изобразительному искусству. Указанное противоречие позволило сформулировать нам тему и проблему нашей выпускной квалификационной работы.
Проблема исследования: каковы педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников на внеурочных занятиях по изобразительному искусству.
Решение этой проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Предмет исследования: процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников на внеурочных занятиях по изобразительному искусству.
Гипотеза исследования: процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников на внеурочных занятиях по изобразительному искусству будет эффективен, если:
- вводить в содержание внеурочной деятельности младших школьников по изобразительному искусству региональный и культурологический компоненты (орнаментальная вышивки, присущая Белгородской области, традиции, праздники, народный костюм, народные промыслы), раскрывая через них традиционные духовно-нравственные понятия (Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, природа, человечество);
- создавать на внеурочных занятиях комфортную обстановку, способствующую плодотворному педагогическому сотрудничеству педагога и учащихся.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую литературу по проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников.
2. Провести диагностику уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников.
3. Разработать комплекс внеурочных занятий по изобразительному искусству, направленных на духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы, сравнение, обобщение, конкретизация и систематизация полученных данных, методы аналогии, ин¬дукции и дедукции.
2. Эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседа.
3. Математические и статистические методы обработки полученных результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новослободская средняя общеобразовательная школа» Корочанского района Белгородской области», 4 класс.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, приводится аргументация ее дальнейшего изучения, указаны аппарат, база, методы, цель и задачи исследования.
В первой главе раскрываются теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников на внеурочных занятиях по изобразительному искусству: сущность и содержание духовно-нравственного воспитания личности; особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников; возможности внеурочных занятий по изобразительному искусству как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Во второй главе представлена экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на внеурочных занятиях по изобразительному искусству: диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников, содержание работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников средствами внеурочных занятий по изобразительному искусству; динамика духовно-нравственного воспитания младших школьников.
В заключении обобщены результаты проделанной работы, сформулированы окончательные выводы.
Библиографический список составляет 65 источников.
В приложении представлены диагностические и методические материалы исследования.
Работая над проблемой духовно-нравственного воспитания младших школьников, мы изучили психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия духовно¬нравственного воспитания, а также характеристики и особенности младшего школьного возраст в восприятии нравственных ценностей, изучили методы, формы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников на внеурочных занятиях по изобразительному искусству, произвели анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе и пришли к следующим выводам:
Духовно-нравственное воспитание - целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков нравственного поведения.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и при-обретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Важнейшим средством духовно-нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического разви¬тия нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которо¬му стремится человек. В процессе духовно-нравственно воспитания младших школьников важно приобщать к истокам искусства и культуры своего наро¬да, через внеурочные занятия по изобразительному искусству.
В первой главе мы описали проблему духовно-нравственного воспита¬ния младших школьников, пути ее решения. Рассмотрели сущность и содер¬жание духовно-нравственного воспитания личности; особенности духовно¬нравственного воспитания младших школьников. Нами подробно описаны возможности внеурочных занятий по изобразительному искусству как сред¬ства духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Во второй главе на констатирующем этапе педагогического экспери-мента мы выявили уровень сформированности духовно-нравственной воспи¬танности. На основе полученных результатов констатирующего этапа был сделан вывод о недостаточной степени развития у обучающихся 4 класса ду¬ховно-нравственных качеств.
Для того чтобы повысить выявленный уровень сформированности ду¬ховно-нравственной воспитанности младших школьников, нами был прове¬ден и разработан формирующий этап. Программа формирующего этапа включает в себя тематическое планирование внеурочных занятий по изобра¬зительному искусству, уроки которого будут способствовать духовно¬нравственному воспитанию младших школьников.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание -это одно из основных направлений совершенство¬вания учебно-воспитательного процесса в школе.
Цель, заявленная в начале исследования, достигнута. Педагогические условия, выдвинутые нами в гипотезе, показали свою действенность в про-цессе проведения нами уроков, конспекты которых представлены в приложе¬нии: дети проявляли положительную динамику повышения уровня духовно¬нравственного воспитания.
1. Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Начальная школа, - 2005 - № 11 - С. 68-71.
2. Авдулова Т. П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника / Т. П. Авдулова, Е. Г. Аксенова, Т. Н. Захарова. - М.: Изд. центр «ВЛАДОС», 2014. - 220 с.
3. Алексеев П. В. Философы России начала XXI столетия: Биографии, идеи, труды: энциклопедический словарь / П. В. Алексеев. - М.: РОССПЭН, 2009. - 695 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 432 с.
5. Анисимов С. Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формирова-нии личности / С. Ф. Анисимов. - М.: Знание, 1981. - 64с.
6. Аплетаев М. Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения: Монография / М. Н. Аплетаев. - Омск: Изд-во ОмГПУ ,1998. - 256 с.
7. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И. С. Артюхова // Педагогика, 2008 - №4. - С.78-80.
8. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский. - М.: Просвещение, 2009. - 534 с.
9. Барулин В. С. Российский человек в XX веке: Потери и обретения себя / В. С. Барулин. - СПб.: Алетейя, 2000. - 431 с.
10. Бахчиева О. А. Подходы к определению понятия нравственности / О. А. Бахчиева // Наука и школа, - 2013 - № 2 - С. 147-153.
11. Богданова О. С. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников / О. С. Богданова, В. И. Петрова. - М.: Педагогика, 1972. - 103 с.
12. Божович Л. И. Вопросы психологии: О нравственном развитии и воспита-нии детей / Л. И. Божович - М.: Просвещение, 1975. - 254 с.
13. Борытко Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследо¬ваний: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко,
А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 320 с.
14. Варданян В. А. Элементы этно-дизайна на уроках изобразительного искус¬ства / В. А. Варданян, А. А. Петрухина // Элементы этно - дизайна на уроках изобразительного искусства: материалы II Международной научно¬практической конференции (Казань, 16-18 ноября 2016 г.) / под. ред. Р. Ф. Салахова. - Казань: Изд-во Казань, 2016. - 39 с.
15. Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие млад-ших школьников: Учебное пособие / В. И. Волынкин. - М.: Феникс, 2007. - 448 с.
16. Выготский Л. С. Основы педологии: Стенограммы лекций /
Л. С. Выготский. - М.: Изд-во БЗО при педфаке 2-го МГУ, 1934. - 325с.
17. Высотина Л. А. Нравственное воспитание младших школьников. / Л. А. Высотина. - М.: Просвещение, 1960. - 152 с.
18. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
19. Грибоедова Т. П. Педагогические условия подготовки учителя к духовно-
нравственному развитию учащихся: Дис. ... канд. пед. Наук /
Т. П. Грибоедова. - Томск, 2000. - 71 с.
20. Гусев Н. Н. Два года с Л. Н. Толстым. Из Ясной поляны в Чердынь. Отры-вочные воспоминания. Лев Толстой - человек / Н. Н. Гусев. - М., 1973. С. 72-165.
21. Данилюк А. Я. Стандарты второго поколения. Концепция духовно¬
нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2014. - 23 с.
22. Дурасов Г. П. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Му¬зей народного искусства / Г. П. Дурасов, Г. А. Яковлева. - М.: Советская Россия, 1990. - 317 с.
23. Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности / А. К. Дусавицкий. - М.: Дом педагогики, 1996. - 208 с.
24. Жарковская Т. Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т. Г. Жарковская // Стандарты и мо¬ниторинг в образовании - 2003 - №3 - С.9-12.
25. Жиров М. С. Традиционный народный костюм Белгородчины: история и современность / М. С. Жиров, О. Я. Жирова, Т. А. Митрягина - Белгород: Изд. «Политерра», 2005. - 376 с.
26. Засимовский А. В. Нравственное воспитание и учитель в современных условиях // Педагогика, 1998. - № 7. - С. 73-77.
27. Качаева М. А. Сокровища русского орнамента / М. А. Качаева. - М.: Белые львы, 2008. - 208 с.
28. Ковалев Н. Е. Введение в педагогику / Н. Е. Ковалев, Б. Ф. Райский, Н. А. Сорокин. - М.: Просвещение, 1987. - 320 с.
29. Крымский С. Б. Контуры духовности: Новые контексты идентификации / С. Б. Крымский // Вопросы философии, 1992. - № 12. - С. 21-28.
30. Корольков А. А. Русская духовная философия / А. А. Корольков. - СПб.: Изд. РХГИ, 1998. - 575 с.
31. Куревина О. А. Программа «Изобразительное искусство», УМК «Шко¬ла 2100», 1-4 кл. / О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская. - М.: Изд. Баласс,
2016. - 240 с.
32. Кульневич С. В. Современный урок / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - М.: Изд. «Учитель», 2004. - 288 с.
33. Левчук Д. Г. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы / Д. Г. Левчук, О. М. Потаповская. - М.: Планета, 2003. - 63 с.
34. Леднев В. С. Духовно-нравственная культура в образовании человека /
В. С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании - 2007. - № 6. - С.3¬6.
35. Люблинская А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. - М.: Просве-щение, 1971. - 415 с.
36. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г. С. Маслова. - М.: Изд. Наука, 1978 - 207 с.
37. Маслов С. И. Дидактические основы реализации эмоционально-ценностного компонента в начальном образовании: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Сергей Ильич Маслов. - М., 2000. - 302 с.
38. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной дея-тельности и нравственного поведения / Л. И. Матвеева. - Ленинград, 1989. - 265 с.
39. Неменская Л.А. Каждый народ - художник. Учебник для 4 класса / Л.А. Неменская. - М.: Просвещение, 2007. - 159 с.
40. Каиров И. А. Нравственное развитие младшего школьника в процессе вос¬питания/ И. А. Каиров, О. С. Богданова. - М.: Педагогика, 2006. - 461с.
41. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов - М.: Про-свещение, 1995. - 478 с.
42. Осипов Г. В. Книжное обозрение // Социологические исследования,
2003. № 8. - С. 153-154.
43. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания / Т. И. Петракова, - М., 1997. - 96 с.
44. Пискунов А. И. История педагогики: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / А. И. Пискунов, Р. Б. Вендровская, В. М. Кларин, В. И. Блинов, В. М. Петров. - М.: Изд. Сфера, 2001. - 512 с.
45. Пауэр Ф. К., Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию / Ф. К. Пауэр, Хиггинс Э., Л. Кольберг // Психол. Журн. 1992. 175 с.
46. Рубинштейн С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / С. Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1981. - С. 103.
47. Сазонов В. П. Воспитание на основе потребностей человека / В. П. Сазонов //Педагогика. - 1993. - № 2. - С. 28 - 31.
48. Собчик Л. Н. Диагностика межличностных отношений. Практическое руко¬водство к традиционному и компьютерному вариантам теста / Л. Н. Собчик. - М.: Боргес, 2010. - 52 с.
49. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. М. Сокольникова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. центр «Акаде¬мия», 2012. - 256 с.
50. Солдатенков А. Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания
школьников: Автореф. ... д-ра. пед. наук 13.00.01 / Алек¬
сандр Дмитриевич Солдатенков - Москва, 1998. - 47 с.
51. Сосунцов Е. Ф. Религиозно-нравственное воспитание в школе / Е. Ф. Сосунцов. - Спб.: Метрополии, 1996. - 53 с.
52. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир / Е. В. Субботинский. - М.: Про-свещение, 1991. - 207 с.
53. Сухомлинский В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский - М.: Политиздат, 1982. - 270 с.
54. Тишков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М., 2010. - С.9
55. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. - Ленинград: Изд. Академии педагогиче-ских наук, 1948. - 218 с.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт начального об-щего образования / Министерство образования и науки РФ. - 6-е изд., пере- раб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
57. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности : избранные труды : в 2 томах. - Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального ин-та : МОДЭК, 2005. - 566 с.
58. Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - М.: Университетское, 2000. - 560 с.
59. Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
60. Шевчук Л. В. Дети и народное творчество: Книга для учителей / Л. В. Шевчук. - М., 1985. - 126 с.
61. Шпикалова Т. Я. Программа «Изобразительное искусство» УМК «Перспек¬тива», 1-4 кл. / Т.Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 2011. - 142 с.
62.Энгст Я. Некоторые проблемы научной этики / Я. Энгст. - М.: Изд. ино-странной литературы, 2014. - 294 с.
63.Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей /
С. Г. Якобсон. - М., 1984. - 144 с.