ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования культуроведческой компетенции младших школьников средствами русского фольклора 8
1.1. Формирование культуроведческой компетенции как
педагогическая и методическая проблема 8
1.2. Содержание культуроведческой компетенции младших
школьников 15
1.3. Русский фольклор как средство формирования у младших
школьников культуроведческой компетенции 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культуроведческой компетенции младших школьников на уроках русского языка средствами русского фольклора 34
2.1. Показатели и уровни оценки сформированности
культуроведческой компетенции младших школьников 34
2.2. Методика формирования культуроведческой компетенции
младших школьников средствами фольклора на уроках русского языка 43
2.3. Динамика уровня сформированности культуроведческой
компетенции младших школьников 58
Заключение 64
Библиографический список 66
Приложения 72
Глава 1. Теоретические аспекты формирования культуроведческой компетенции младших школьников средствами русского фольклора 8
1.1. Формирование культуроведческой компетенции как
педагогическая и методическая проблема 8
1.2. Содержание культуроведческой компетенции младших
школьников 15
1.3. Русский фольклор как средство формирования у младших
школьников культуроведческой компетенции 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию культуроведческой компетенции младших школьников на уроках русского языка средствами русского фольклора 34
2.1. Показатели и уровни оценки сформированности
культуроведческой компетенции младших школьников 34
2.2. Методика формирования культуроведческой компетенции
младших школьников средствами фольклора на уроках русского языка 43
2.3. Динамика уровня сформированности культуроведческой
компетенции младших школьников 58
Заключение 64
Библиографический список 66
Приложения 72
В связи с введением в нашей стране новых образовательных стандартов в методике преподавания широко обсуждаются проблемы формирования компетенций. Одной из ведущих тенденций современного начального образования является реализация культуроведческого аспекта в изучении родного языка. Это обусловлено, прежде всего, утверждением личностно-ориентированного подхода в образовании в целом, его направленностью на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, на становление их гражданской идентичности.
В начальном языковом образовании культуроведческий аспект заявляется на уровне целей: в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указывается, что предметные результаты освоения программы по русскому языку должны отражать формирование первоначальных представлений о языке как основе национального самосознания; понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры. В соответствии с требованиями ФГОС НОО в примерной программе по русскому языку к личностным результатам освоения программы относится «восприятие русского языка как явления национальной культуры», однако содержательно решение этой задачи не раскрывается. В связи с этим возникает необходимость уточнения содержания культуроведческой компетенции в начальном языковом образовании.
Под культуроведческой компетенцией понимается осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Вопрос о приобщении молодого поколения к родной национальной культуре стоит сегодня очень остро. Поэтому в процессе изучения родного языка и литературы необходимо приложить все усилия для формирования культуроведческой компетенции, включающей «в себя сведения о языке как о национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа и закрепляющем основные нравственные ценности; представления о связях языка с национальными культурными традициями народа, а также осознание учащимися красоты, выразительности и эстетических возможностей родной речи».
Проблеме реализации культуроведческого подхода в образовании в целом посвящены труды В.С. Библера, В.В. Краевского, И.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана и др.
В отечественном образовании всегда придавалось значение воспитательному потенциалу национальной культуры. Об этом писали в своих трудах Ф.И. Буслаев, М.В. Ломоносов, И.И. Срезневский, А.А. Потебня, К.Д. Ушинский.
В методической литературе последних десятилетий вопросам формирования культуроведческой компетенции школьников уделено довольно много внимания в работах Т.Х. Дебердеевой, А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой, Л.А. Ходяковой, Е.А. Быстровой, А.Д. Волковой, Т.К. Донской, С.И. Львовой, Е.В. Любичевой, Н.Л. Мишатиной, Л.И. Новиковой и др.
Богатым материалом для развития культуроведческой компетенции учащихся служит русский фольклор. Важно, чтобы педагоги школьного образования были заинтересованы в использовании на уроках фольклорных форм, а учащиеся были активными субъектами процесса их изучения и анализа (проявляли интерес и самостоятельность).
Формирование культуроведческой компетенции у школьников является социально значимой задачей и предполагает создание условий, способствующих, с одной стороны, освоению школьниками общечеловеческих и национальных ценностей, а с другой стороны, реализации его собственных культурных способностей и интересов. Средствами одного или нескольких уроков этого не достичь, поэтому необходимо создание специальной культурно-образовательной среды, включающей социально и культурно значимые институты. В специально созданных культурно-образовательных условиях ученики могут попробовать себя культурно самоиндетифицировать, реализовать свои творческие способности. В контексте системы школьного образования решение этой проблемы необходимо связывать в первую очередь с историко-культурным наполнением содержания обучения.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена необходимостью становления личности растущего человека - хранителя, носителя и творца культуры.
Проблема исследования: каковы приёмы формирования
культуроведческой компетенции младших школьников в процессе работы с фольклором на уроках русского языка.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Исходя из вышесказанного, объектом нашего исследования является процесс формирования культуроведческой компетенции младших школьников в языковом образовании. В качестве предмета исследования мы рассматриваем приёмы формирования культуроведческой компетенции средствами фольклора на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: формирование культуроведческой компетенции младших школьников на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) проводить работу с фольклорными произведениями различных жанров на разных этапах урока;
2) вовлекать учащихся в поиск и анализ культурно значимого компонента в фольклорных текстах.
Поставленная цель обусловливает решение следующих задач исследования:
1. На основе анализа педагогической литературы выявить содержание культуроведческой компетенции младших школьников.
2. Охарактеризовать потенциал фольклора в формировании культуроведческой компетенции младших школьников.
3. Организовать опытно-экспериментальную работу по диагностике и повышению уровня сформированности культуроведческой компетенции.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение теории вопроса (анализ литературы по проблеме исследования);
- анализ действующих учебников по русскому языку для общеобразовательных школ;
- изучение продуктов деятельности учащихся;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены конкретные упражнения, направленные на формирование культуроведческой компетенции младших школьников в процессе изучения фольклора на уроках русского языка, которые могут использовать в своей работе учителя.
Экспериментальная база исследования: исследование осуществлялось на базе 2 «В» класса МБОУ «СОШ №7» г. Белгорода.
Апробация результатов исследования: методические разработки представлены во Всероссийской с международным участием научно-практической Интернет-конференции «Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве». Опубликована статья по теме «Пословицы русского народа как источник формирования культуроведческой компетенции младших школьников».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются сущность, структура и содержание культуроведческой компетенции, проблемы формирования культуроведческой компетенции у младших школьников, исследованы возможности русского фольклора в формировании культуроведческой компетенции на уроках русского языка в начальной школе.
Вторая глава содержит описание опытно-экспериментальной работы по формированию культуроведческой компетенции младших школьников на уроках русского языка средствами фольклора.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает в себя 50 источников.
В приложение помещены фрагменты конспектов уроков по русскому языку, упражнения, формирующие компоненты культуроведческой компетенции средствами фольклора.
В начальном языковом образовании культуроведческий аспект заявляется на уровне целей: в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указывается, что предметные результаты освоения программы по русскому языку должны отражать формирование первоначальных представлений о языке как основе национального самосознания; понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры. В соответствии с требованиями ФГОС НОО в примерной программе по русскому языку к личностным результатам освоения программы относится «восприятие русского языка как явления национальной культуры», однако содержательно решение этой задачи не раскрывается. В связи с этим возникает необходимость уточнения содержания культуроведческой компетенции в начальном языковом образовании.
Под культуроведческой компетенцией понимается осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Вопрос о приобщении молодого поколения к родной национальной культуре стоит сегодня очень остро. Поэтому в процессе изучения родного языка и литературы необходимо приложить все усилия для формирования культуроведческой компетенции, включающей «в себя сведения о языке как о национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа и закрепляющем основные нравственные ценности; представления о связях языка с национальными культурными традициями народа, а также осознание учащимися красоты, выразительности и эстетических возможностей родной речи».
Проблеме реализации культуроведческого подхода в образовании в целом посвящены труды В.С. Библера, В.В. Краевского, И.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана и др.
В отечественном образовании всегда придавалось значение воспитательному потенциалу национальной культуры. Об этом писали в своих трудах Ф.И. Буслаев, М.В. Ломоносов, И.И. Срезневский, А.А. Потебня, К.Д. Ушинский.
В методической литературе последних десятилетий вопросам формирования культуроведческой компетенции школьников уделено довольно много внимания в работах Т.Х. Дебердеевой, А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой, Л.А. Ходяковой, Е.А. Быстровой, А.Д. Волковой, Т.К. Донской, С.И. Львовой, Е.В. Любичевой, Н.Л. Мишатиной, Л.И. Новиковой и др.
Богатым материалом для развития культуроведческой компетенции учащихся служит русский фольклор. Важно, чтобы педагоги школьного образования были заинтересованы в использовании на уроках фольклорных форм, а учащиеся были активными субъектами процесса их изучения и анализа (проявляли интерес и самостоятельность).
Формирование культуроведческой компетенции у школьников является социально значимой задачей и предполагает создание условий, способствующих, с одной стороны, освоению школьниками общечеловеческих и национальных ценностей, а с другой стороны, реализации его собственных культурных способностей и интересов. Средствами одного или нескольких уроков этого не достичь, поэтому необходимо создание специальной культурно-образовательной среды, включающей социально и культурно значимые институты. В специально созданных культурно-образовательных условиях ученики могут попробовать себя культурно самоиндетифицировать, реализовать свои творческие способности. В контексте системы школьного образования решение этой проблемы необходимо связывать в первую очередь с историко-культурным наполнением содержания обучения.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена необходимостью становления личности растущего человека - хранителя, носителя и творца культуры.
Проблема исследования: каковы приёмы формирования
культуроведческой компетенции младших школьников в процессе работы с фольклором на уроках русского языка.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Исходя из вышесказанного, объектом нашего исследования является процесс формирования культуроведческой компетенции младших школьников в языковом образовании. В качестве предмета исследования мы рассматриваем приёмы формирования культуроведческой компетенции средствами фольклора на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: формирование культуроведческой компетенции младших школьников на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) проводить работу с фольклорными произведениями различных жанров на разных этапах урока;
2) вовлекать учащихся в поиск и анализ культурно значимого компонента в фольклорных текстах.
Поставленная цель обусловливает решение следующих задач исследования:
1. На основе анализа педагогической литературы выявить содержание культуроведческой компетенции младших школьников.
2. Охарактеризовать потенциал фольклора в формировании культуроведческой компетенции младших школьников.
3. Организовать опытно-экспериментальную работу по диагностике и повышению уровня сформированности культуроведческой компетенции.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение теории вопроса (анализ литературы по проблеме исследования);
- анализ действующих учебников по русскому языку для общеобразовательных школ;
- изучение продуктов деятельности учащихся;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены конкретные упражнения, направленные на формирование культуроведческой компетенции младших школьников в процессе изучения фольклора на уроках русского языка, которые могут использовать в своей работе учителя.
Экспериментальная база исследования: исследование осуществлялось на базе 2 «В» класса МБОУ «СОШ №7» г. Белгорода.
Апробация результатов исследования: методические разработки представлены во Всероссийской с международным участием научно-практической Интернет-конференции «Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве». Опубликована статья по теме «Пословицы русского народа как источник формирования культуроведческой компетенции младших школьников».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются сущность, структура и содержание культуроведческой компетенции, проблемы формирования культуроведческой компетенции у младших школьников, исследованы возможности русского фольклора в формировании культуроведческой компетенции на уроках русского языка в начальной школе.
Вторая глава содержит описание опытно-экспериментальной работы по формированию культуроведческой компетенции младших школьников на уроках русского языка средствами фольклора.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает в себя 50 источников.
В приложение помещены фрагменты конспектов уроков по русскому языку, упражнения, формирующие компоненты культуроведческой компетенции средствами фольклора.
В ходе проведенного исследования было установлено, что проблема формирования культуроведческой компетенции младших школьников средствами фольклора актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Цели, задачи и содержание формирования культуроведческой компетенции младших школьников в современных условиях определяются социальными преобразованиями, возрастными особенностями учащихся и уровнем подготовки педагогов к решению данной проблемы.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать понятия «компетентностный подход», «культуроведческий подход»,
«культуроведческая компетенция». Под культуроведческой компетенцей в данном исследовании понимается осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка.
Элементы культуроведческой компетенции формируются на начальной ступени образования, что соответствует требованиям ФГОС НОО. В соответствии с тенденциями современного языкового образования компетентностный подход в обучении позволяет по-новому выстроить методику обучения русскому языку с целью формирования культуроведческой компетенции младших школьников.
Формирование культуроведческой компетенции младших школьников осуществлялось средствами фольклора, что создавало условия для осознания учащимися взаимосвязи языка и истории народа. Лексический материал был отобран согласно принципам доступности, коммуникативной значимости, культурологической и воспитательной ценности, с одной стороны, позволил наглядно продемонстрировать учащимся взаимосвязь языка и культуры, так как обращал их внимание на отражение в лексическом значении реалий традиционной русской культуры, а с другой вызывал у детей интерес своей новизной.
Методика работы по формированию культуроведческой компетенции строилась с опорой на структуру компетенции, обеспечивая становление её трёх компонентов (мотивационного, когнитивного и операционно-технологического).
Полученные результаты контрольного этапа эксперимента подтвердили эффективность разработанной системы упражнений по формированию культуроведческой компетенции средствами фольклора. В конце эксперимента показатели уровня сформированности культуроведческой компетенции увеличились. Количество учащихся имеющих высокий уровень сформированности культуроведческой компетенции увеличилось на 8,4%, имеющих средний уровень - на 12,5%, имеющих низкий уровень уменьшилось на 20,9%.
Исследование подтверждает, что формирование культуроведческой компетенции младших школьников на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) проводить работу с фольклорными произведениями различных жанров на разных этапах урока;
2) вовлекать учащихся в поиск и анализ культурно значимого компонента в фольклорных текстах.
Таким образом, мы пришли к выводу, что выдвинутая в начале экспериментальной работы гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств формирования у младших школьников культуроведческой компетенции в процессе работы со средствами фольклора.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать понятия «компетентностный подход», «культуроведческий подход»,
«культуроведческая компетенция». Под культуроведческой компетенцей в данном исследовании понимается осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка.
Элементы культуроведческой компетенции формируются на начальной ступени образования, что соответствует требованиям ФГОС НОО. В соответствии с тенденциями современного языкового образования компетентностный подход в обучении позволяет по-новому выстроить методику обучения русскому языку с целью формирования культуроведческой компетенции младших школьников.
Формирование культуроведческой компетенции младших школьников осуществлялось средствами фольклора, что создавало условия для осознания учащимися взаимосвязи языка и истории народа. Лексический материал был отобран согласно принципам доступности, коммуникативной значимости, культурологической и воспитательной ценности, с одной стороны, позволил наглядно продемонстрировать учащимся взаимосвязь языка и культуры, так как обращал их внимание на отражение в лексическом значении реалий традиционной русской культуры, а с другой вызывал у детей интерес своей новизной.
Методика работы по формированию культуроведческой компетенции строилась с опорой на структуру компетенции, обеспечивая становление её трёх компонентов (мотивационного, когнитивного и операционно-технологического).
Полученные результаты контрольного этапа эксперимента подтвердили эффективность разработанной системы упражнений по формированию культуроведческой компетенции средствами фольклора. В конце эксперимента показатели уровня сформированности культуроведческой компетенции увеличились. Количество учащихся имеющих высокий уровень сформированности культуроведческой компетенции увеличилось на 8,4%, имеющих средний уровень - на 12,5%, имеющих низкий уровень уменьшилось на 20,9%.
Исследование подтверждает, что формирование культуроведческой компетенции младших школьников на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) проводить работу с фольклорными произведениями различных жанров на разных этапах урока;
2) вовлекать учащихся в поиск и анализ культурно значимого компонента в фольклорных текстах.
Таким образом, мы пришли к выводу, что выдвинутая в начале экспериментальной работы гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств формирования у младших школьников культуроведческой компетенции в процессе работы со средствами фольклора.
Подобные работы
- Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка в 6 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2023 - Реализация лингвокультуроведческого подхода на уроках русского языка в начальной школе (на материале жанра загадки)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА В ПРОЦЕССЕ СЛОВАРНО-ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТОНИМОВ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАЛЕКТНОЙ ЛЕКСИКИ ГОВОРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЕ» (УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСЕННОГО И
ПОЭТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ
СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Текст русских народных сказок как средство формирования лингвистических и социокультурных компетенций у иностранных студентов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022



