Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №68794

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы96
Год сдачи2017
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
314
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1 Пересказ, как форма связного высказывая 6
1.2 Особенности развития связной речи у детей в норме 10
1.3. Особенности пересказа детей с общим недоразвитием речи 13
1.4 Анализ методических рекомендаций по работе над пересказом 19
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОМУ ПЕРЕСКАЗУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 30
2.1. Изучение навыка творческого пересказа у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 30
2.2. Методические рекомендации по развитию навыка творческого
пересказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 58

Речь - это сложная психическая функция, которая является основным средством общения людей между собой. Она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития. Поэтому очень важно, чтобы все компоненты речевой системы были развиты.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в монологе, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др).
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева,
С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания. Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах А.М. Леушиной, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной .
В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, имеющих нарушение связной речи.
Под общим недоразвитием речи у детей (с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы; словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. Проблема изучения общего недоразвития речи (ОНР) отражена в работах Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой и др.
В ходе изучения разных форм речевых нарушений у детей дошкольного возраста в специальной литературе сформулировано теоретическое обоснование общего недоразвития речи, обозначены причины возникновения и клинические типы ОНР, обозначены направления коррекционно-педагогической работы (Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова и др.).
Вопросы развития связной речи у детей с нормальным речевым развитием изучались в разных аспектах К.Д.Ушинским, Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, А.М.Бородич, Ф.А.Сохиным и другими авторами. У детей с ОНР препятствием к успешному формированию связной речи является нарушение всех компонентов речевой системы. Об этом писали Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, В.П.Глухов, Т.А.Ткаченко, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, Л.Н.Ефименкова и другие.
В работах исследователей подчеркивается, что в системе коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.
Проблема исследования. Анализ литературы показал, что данная проблема достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно - обоснованных путей формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель исследования - совершенствование коррекционно-педагогической работы по формированию навыка творческого пересказа у старших дошкольников с ОНР.
Объект исследования - процесс формирования навыка творческого пересказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - методические рекомендации по формированию творческого пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза- работа над творческим пересказом будет эффективна при организации поэтапной работы, при совместной работе воспитателя и логопеда, так же при активном использовании наглядных средств.
Задачи исследования:
•Провести анализ литературы по проблеме исследования
•Изучить состояние навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и сравнить с навыками детей в норме.
•Определить основные этапы и разработать методические рекомендации по формированию творческого пересказа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Теоретико-методологическая база:
• Концепция о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной монологической речи (А.Н. Гвоздев, Н.И.Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б.Эльконин);
• Исследования о развитии связной речи у детей с ОНР Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой.
• Работы отечественных дефектологов по проблеме общего недоразвития речи Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, В.К. Воробьевой,
М.Е. Хватцева.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение,
педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов эксперимента.
База исследования: исследование проводилось на базе детского центра «Развивай-ка», расположенного по адресу г. Белгород. Ул. Мичурина 56.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение,
библиографический список и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Речь является необходимым компонентом современного общества.
Основная цель речевого развития - доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа.
Владение связной монологической речью - высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и проходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической.
В первой главе мы проанализировали теоретические вопросы по теме нашего исследования, в методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
Нами была выбрана данная тема, которая, по нашему мнению, является актуальной в наше время, особое внимание было обращено на проблему, что старшие дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками монологической речи (пересказа).
Во второй главе мы провели экспериментальное исследование по данной проблеме.
У детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи.
Для изучения пересказа речи нами была использована методика В.П.Глухова, которая показала, что дети с речевыми нарушениями имеют значительные отклонения в развитии связной повествовательной речи по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. У детей экспериментальной группы задание, вызвало определенные трудности. Они не смогли составить полный пересказ без посторонней помощи. Это может говорить нам о том, что у детей с ОНР есть некоторые затруднения в установлении логико-смысловых отношениях между предметами и передаче их в виде законченной фразы-высказывания.
Сравнивая протоколы, мы можем увидеть, что дети из контрольной группы в целом лучше справились с заданием, чем их сверстники из экспериментальной группы. Это может объясняться тем, что у детей с ОНР отмечаются трудности в составлении развернутых предложений, связных высказываний.
Мы можем сделать вывод о том, что дети контрольной группы лучше справились с заданием, их пересказы более содержательные, распространенные, повествовательные. Большинство детей
экспериментальной группы имеет удовлетворительный уровень выполнения задания. Некоторым детям для составления рассказа нужна была небольшая помощь, отмечались повторы слов, пропуски отдельных моментов действия.
По результатам нашего исследования мы можем сказать, что уровень развития связной повествовательной речи детей с ОНР ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием. Для их высказываний характерны непоследовательность рассказывания, нарушение связности, лексические затруднения.
Связная речь - это особая сложная форма коммуникативной деятельности. У детей с недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. При пересказе дети, страдающие общим речевым
недоразвитием, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события,
затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.
Поэтому мы можем сказать, что наша гипотеза полностью нашла свое подтверждение, цель достигнута, задачи выполнены.



1. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста./ А.М. Бородич .- М.: Просвещение, 2001.-234с.
2. Борисова А.В. Использование моделирования в обучении пересказу старших дошкольников с ОНР/А.В. Борисова//Дефектология.- 2013-№5-с.25.
3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования./ Л.С.Выготский .- М.:Просвещение, 2000.-321 с.
4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системными нарушениями/ В.К.Воробьева.- М: АСТ-Транзиткнига, 2006-158с.
5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. / В.В.Гербова .М.:-Просвещение, 2004.-245с.
6. Глухов В. П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР / В.П. Глухов//Дефектология.- 2004.- №6.-С. 35.
7. Глухов В. П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим речевым недоразвитием / В.П.Глухов.- М:, Просвещение, 2003. - 231 с.
8. Горбань А.В. Использование нетрадиционных методов при обучении пересказу детей с ОНР/ А.В. Горбань//Дошкольное воспитание.- 2011.-№9 с. 102
9. Жукова Н. В., Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Н.В.Жукова. -М.: Просвещение, 2000.-281 с.
10. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников./ Л.Н. Ефименкова .- М.: Просвещение, 2008.-201с.
11. Леонтьев А. А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности./ А.А.Леонтьев .- М.: Просвещение,2000.-189с.
12. Львов М.Р Методика развития речи/ М.Р. Львов.-М.- Просвещение. 2001-401с.
13. Львов М.Р.,Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальной школе,М- Просвещение.2001-415с.
14. Логопедия /Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2001.-265с.
15. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. / Н.В. Нищева . -СПб.: Питер, 2001.-198 с.
16. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение,2007.-98 с.
17. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной.- М.: Просвещение, 2002.-178 с.
18. Практикум по дошкольной логопедии. /Под ред. Селиверстова В. И. -М.: Просвещение,2000.-87 с.
19. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни.- М.: Просвещение,2001.-156 с.
20. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. -М.: Просвещение,2001-301 с.
21. Розанова И.В. Метод наглядного моделирования в обучении пересказу старших дошкольников с ОНР/И.В. Розанова//Логопед.-2008.- №4,с.62
22. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. /Н.А. Стародубова. - М.: «Академия», 2006. - 305с.
23. Ткачева, Ю.В. Развитие связной монологической речи у дошкольников с ОНР /Ю.В. Ткачева.//Логопед,- 2012. - №3-с. 34
24. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно./ Т.А.Ткаченко. М.: Просвещение, 2001-109 с.
25. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. /О.С. Ушакова. М.: Изд - во Института психотерапии, 2001. - 240с.
26. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. /Л.П. Федоренко. М.: Просвещение 2003 - 160с.
27. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. /Т.А. Фотекова. М.: Айрисс - пресс, 2007. - 250с.
28. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у дошкольников/Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.М.: АРКТИ-2003.-2О7с.
29. Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада./ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.:Просвещение,2000. - 256с.
30. Филичева, Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей. /Т.Б. Филичева, Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 2002. - 176с.
31. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. /С.Н. Цейтлин. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2000. - 240с.
32. . Чиркина, Г.В. Нарушения речи у детей. /Г.В. Чиркина, Т.Б. Чиркина. М.: Просвещение, 2003. - 238с.
33. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. /Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 2000. - 218с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ