Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры здоровья у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 7
1.1. Сущность базовых понятий: «здоровье», «здоровый образ
жизни», «культура здоровья» 7
1.2. Особенности формирования культуры здоровья у младших
школьников 13
1.3. Педагогические условия формирования культуры здоровья у
младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию культуры здоровья у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 26
2.1. Диагностика культуры здоровья у младших школьников на
констатирующем этапе эксперимента 26
2.2. Содержание работы по формированию культуры здоровья у
младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 35
2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию культуры
здоровья у младших школьников 43
Заключение 51
Библиографический список 54
Приложения 63
Проблему сохранения и укрепления здоровья решают многие социальные институты. Важную роль в этом процессе играет также и общеобразовательная школа. Одним из наиболее перспективных направлений учебно-воспитательной работы является формирование у учащихся культуры здоровья в процессе организации различных дисциплин в школе.
На данный момент в обществе здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека. Появляются данные статистики, в которых ясно показано, что здоровье детей ухудшается. Около 25-30% детей, приходящих в начальную школу, имеют те или иные отклонения в здоровье. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, поэтому это требует от учителя младших классов глубоких знаний по проблеме формирования культуры здоровья у младших школьников.
Изучая данную проблему, можно назвать работы, направленные на коррекцию педагогического процесса с целью его положительного влияния на формирование культуры здоровья школьников (Богинич, 2008; Гайдук, 2001; Дорошина, 2001 и др.). Кроме этого, осуществляется разработка комплексных программ здоровья, реализация которых должна претворяться в жизнь всем коллективом школы (Абаскаловой, 2013; Зотова, 2009; Костенко, 2009 и др.).
Для нас представляют интерес те работы, в которых здоровье рассматривается как категория культуры (Ахвердова, 2003;
Бахтин, 2004; Костенко, 2015 и др.).
Формирование культуры здоровья подрастающего поколения в значительной степени связано с учебным предметом «Окружающий мир». Именно при ознакомлении учащихся с окружающим миром накоплен разнообразный положительный опыт в этой сфере. В то же время потенциал данной дисциплины как фактора формирования культуры здоровья еще недостаточно осознан, реализован и востребован в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса средней общеобразовательной школы. Успешное обучение в школе требует от ребенка значительных психических и физических усилий, поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья становится актуальной с первых лет учебы.
По мнению ряда ученых (Ахвердова, 2003; Богинич, 2008; Гебекова, 2015 и др.), успешное решение данной проблемы во многом обусловлено построением и содержанием учебно-воспитательного процесса в школе. Далеко не все учащиеся общеобразовательной школы владеют необходимыми знаниями о сохранении и поддержании здоровья в полном объеме, у них зачастую не сформировано отношение к здоровью как к ценности, отсутствуют навыки ведения здорового образа жизни, одним словом - отсутствует культура здоровья.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Формирование культуры здоровья у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования культуры здоровья у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир». Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: формирование культуры здоровья у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
культуры здоровья у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование культуры здоровья у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- создавать условия для формирования ценностного отношения детей к здоровью и овладения знаниями и умениями здорового образа жизни;
- применять активные методы обучения.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить критерии и показатели сформированности культуры здоровья и подобрать диагностические методики.
3. Определить педагогические условия формирования культуры здоровья у младших школьников.
4. Апробировать педагогические условия формирования культуры здоровья у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение,
систематизация научной литературы по проблеме исследования; эмпирические: беседа, анкетирование, опрос, педагогический эксперимент; диагностические: методика «Индекс отношения к здоровью» (С. Дерябо,
В. Ясвин), методика «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С. Гаркуша), методика «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья» (Н.С. Гаркуша); математические методы обработки результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Гимназия № 2» г. Белгорода.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы формирования культуры здоровья младших школьников, обосновывается актуальностью темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи, методы исследования.
В первой главе рассмотрена сущность таких базовых понятий как: «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здоровья», а так же критерии, показатели сформированности культуры здоровья и педагогические условия формирования культуры здоровья у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы по формированию культуры здоровья у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
Список использованной литературы содержит 97 наименований источников. Содержание работы изложено на 62 страницах машинописного текста.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: методики, фрагменты уроков по предмету «Окружающий мир».
Рассмотрев в теоретической части нашего исследования такие базовые понятия, как «здоровье», «здоровый образ жизни» и «культура здоровья» и суммируя ряд основных определений, где здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов; совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, а здоровый образ жизни - это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность организма, пришли к выводу, что культура здоровья - это составная часть базовой культуры личности, отражающая осознанное, ценностное отношение человека к собственному здоровью, основанная на ведении здорового образа жизни, выраженная в полноценном физическом, психическом, духовно-нравственном и социальном развитии.
Рассматривая особенности формирования культуры здоровья у младших школьников, была определена необходимость обращать внимание на анатомо-физиологические и психологические особенности развития младшего школьника, организацию режима дня и питания, соблюдение личной гигиены, организацию двигательной активности детей, элементарных
здоровьесберегающих умений и навыков.
Учитывая то, что формирование культуры здоровья затрагивает разные стороны развития личности младшего школьника и на основе изучения публикаций по проблеме исследования были выделены критерии сформированности культуры здоровья у младших школьников: аксиологический, мотивационно-потребностный, деятельностный.
Аксиологический критерий включал в себя сформированность ценности здоровья, здорового образа жизни, доминирование в иерархии ценностей - здоровье. Кроме того, данный критерий позволял оценить степень осведомленности о способах сохранения и укрепления своего здоровья. Мотивационно-потребностный критерий предполагал наличие желания вести здоровый образ жизни, интереса к своему здоровью, мотивации к здоровому образу жизни. Деятельностный критерий отражал, насколько основные положения здорового образа жизни реализуются в поведении, привычках и действиях детей младшего школьного возраста.
Экспериментальная работа проходила на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия № 2» г. Белгорода в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В эксперименте
принимали участие 26 человек, школьники 4 «А» класса.
Цель констатирующего этапа эксперимента было определение уровня сформированности культуры здоровья у младших школьников. Были подобраны диагностические методики для определения уровня сформированности культуры здоровья у младших школьников, проведена диагностика культуры здоровья у младших школьников, проанализированы полученные результаты.
На этапе формирующего эксперимента, для успешного формирования культуры здоровья младших школьников применялись такие активные методы формирования культуры здоровья как: проблемный рассказ, эвристическая и проблемно-поисковая беседа, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, метод анализа на занятиях жизненных ситуаций.
Целью контрольного эксперимента было определение динамики сформированности культуры здоровья у младших школьников. Была проведена повторная диагностика уровня сформированности культуры здоровья у младших школьников. С целью выявления динамики развития аксиологического, мотивационно-потребностного и деятельностного критериев культуры здоровья у младших школьников сравнивались результаты диагностики, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Сравнивая уровни сформированности культуры здоровья у младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента можно сказать, что на контрольном этапе эксперимента уровень сформированности культуры здоровья у большинства учащихся класса имеет положительную
динамику: количество учащихся с высоким уровнем сформированности
культуры здоровья увеличилось с 23% до 27%; со средним уровнем с 54% до 58%; а количество учащихся с низким уровнем уменьшилось с 23% до 15%.
Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что апробированные нами педагогические условия являются эффективными для формирования культуры здоровья младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
1. Абаскалова Н.П. Основы подготовки педагога к реализации программ по культуре здоровья и безопасного образа жизни // Международная научно-практическая конференция «Здоровьесбережение как приоритет национальной безопасности России в третьем тысячелетии». - Стерлитамак, (10 апреля). 2013. - С. 85-87.
2. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования.-
М.: Просвещение, 2009. - 120 с.
3. Алифанова JI.A. Влияние двигательной активности в процессе академического урока на здоровье и развитие школьников //Педиатрия. - 2002.-№6.- С. 37-41.
4. Амосов Н.М. Энциклопедия здоровья. Алгоритм здоровья. /Н.М. Амосов. - М.: «Издательство ACT» Донецк «Сталкер», 2002. - 590 с.
5. Анисимова Т.Б., Дьяченко Л.П. Продленка: игры и занятия для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 256 с.
6. Ахвердова О. А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования / О.А. Ахвердова В. А. Магин // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 1. - С. 28-35.
7. Бахтин Ю.К. Формирование культуры здоровья в педагогическом
университете //Материалы VIII-й Всероссийской научно-практической конференции по проблемам непрерывного образования в области
безопасности жизнедеятельности. 15-19 ноября 2004 г.» - СПб., РГПУ, - Союз 2004. - С. 35-39.
8. Бахтин Ю.К., Корчагина Г.А., Соломин В.П. Профессионально - в защиту валеологии/ отзыв на статью З.И. Тюмасевой «Невалеологические проблемы валеологии» - Народное образование. - 2004, - № 2. - С.44-46.
9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.-225 с.
10. Бикмухаметов Р.К. Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни будущих педагогов //Социально-гуманитарное знание. -2003.- №4. -С. 147-156.
11. Богинич О. Л. Суть здоровьесберегающей среды в жизнидеятельности детей школьного возраста / О. Л. Богинич // Вестник Прикарпатского университета. Педагогика. Выпуск XVII - XVIII. - Ивано-Франковск: ПНУ им. В. Стефаныка, 2008. - С. 191-199.
12. Бойков А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) // Профилактическая медицина. - 2011. - № 3.- С.17-19.
13. Большая Медицинская Энциклопедия: в 30 т. / под ред. Б. В. Петровского. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1968. - 405 с.
14. Борисова А. А., Борисова Л. П., Сыромятникова Л. И. Реализация
здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования// Молодой ученый. - 2012. - № 6.
- С.375-377.
15. Брехман И. И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, 1987. - 125 с.
16. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. - М.: Флинта: Наука, 2001. -416с.
17. Валеология: Учебн. пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 407 с.
18. Васильева О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. - М.: Академия, 2001. - 139 с.
19. Вельтишев Ю. Е. Проблемы охраны здоровья детей в России. //Российский
Вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 1.
-С. 5-10.
20. Верхлин В.Н., Филиппов В.В. Урок беседа: Физическое воспитание в
начальных классах //Физическая культура в школе. - 1993. - №4.
-С.28-29.
21. Видякин М.В. Начинающему учителю физкультуры. - Волгоград: Учитель,
2004. -154 с.
22. Гайдук Т.А. Формирование мотивации активной двигательной деятельности в процессе физического воспитания школьников: Дис. . канд. пед. наук. - Краснодар, 2001. - 168 с.
23. Гебекова А.Н. Здоровьесберегающие технологии как средство формирования
навыков здорового образа жизни младших школьников и как одно из требований ФГОС НОО / А. Н. Гебекова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015.
- С. 18-21.
24. Гегель Г. Философия права. - М.: 1981. - 106 с.
25. Георгиевский А.Ф. Формирование у школьников здорового образа жизни //
Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2009.
- № 2. - С. 61-64.
26. Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 276 с.
27. Димов В.М. Индивидуальная система оздоровления и активного творческого долголетия. //Социально-гуманитарное знание. - 2000. - №3. -С.152-165.
28. Дорошина Н.В. Физическая подготовка школьников 1-го 6-го классов на основе учета полового диморфизма: Дис. . канд. пед. Наук. - Майкоп, 2001.¬150 с.
29. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений. - М.: Владос, 2000. - 144 с.
30.Здравоформирующее физическое развитие: развивающие двигательные
программы для детей 5-6 лет. - М.: Владос, 2001. - 368 с.
31. Зотова М.О. Особенности применения здоровьесберегающих технология в формировании культуры здоровья школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 3. - С. 50-57.
32. Иванова Н.К. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников: Автореф. дис. . канд. пед наук.
- Самара, 2000. - 23 с.
33. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе. - М.: Айрис -пресс, 2003. - 48 с.
34. Кабаян О.С. Формирование здорового образа жизни как компонента физической культуры школьников на основе интеграции содержания учебных дисциплин о человеке: Дис. канд. пед наук. - Майкоп,2001.-178 с.
35. Казин Э.М. Роль предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании безопасного и здорового образа жизни школьников / Э.М. Казин, А.И. Федоров, Н.З. Кайгородова и др. // Современные проблемы безопасности и жизнедеятельности: настоящее и будущее: Материалы III Международной научнопрактической конференции в рамках форума «Безопасность и связь». Часть I. - Казань: ГБУ «Научный центр Третьякова Н.В., Федоров В.А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: понятийный аспект // Наука и образование . - 2013. - № 4. - С.25-29.
36. Казначеев В. П. Здоровье нации, просвещение, образование. - М.; Кострома: Исслед. центр проблем подготовки специалистов. КГПУ, 1996. - 59 с.
37. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М: Просвещение, 2011. - 152 с.
38. Калью П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. - М., 1988.
39. Кант И. Критика способности суждений // Кант И. Собр. соч. т.т. 1-8,Т.- 5, 1994.
40. Коваленко Н.В. Непрерывное физическое воспитание и его роль в развитии школьников и сохранении их здоровья: Дис. канд. пед. наук. -Кемерово, 2002.
- 263 с.
41. Костенко С. Л. Условия формирования здорового образа жизни школьников в условиях введения ФГОС в МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода / С. Л. Костенко, И. К. Береговая // Молодой ученый. - 2015. - № 6. - С. 632-634.
42. КукушинВ.С.Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя.(Серия «Учение с увлечением»). - Ростов н /Д: «Феникс», 2004. - 384с.
43. Курильчик С.Н. Формирование образовательных результатов младших
школьников на уроках окружающего мира // Начальная школа плюс до и после.
- 2011. - № 2. - С. 93-107.
44. Кусельман А.И., Соловьева И.А., Черданцев А.П. Состояние здоровья детей, обучающихся по различным школьным программам. //Педиатрия (Журнал имени Г.Н. Сперанского). - 2002. - № 6. -С. 53-57.
45. Кучма В.Р. Концепция, проблемы и направления работы школ,
содействующих укреплению здоровья //Научно-практический журнал «Здоровьесберегающее образование». - 2010. - № 1. - С. 33-39.
46. Лебедченко, С. Ю. Формирование культуры здоровья будущего учителя в процессе профессиональной подготовки:автореф. дис. ... к.п.н. / С. Ю. Лебедченко. - Волгоград, 2000. - 23 с.
47. Мавропуло О.С. Образ жизни и здоровье человека //Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2010. - № 5. - С.97-103.
48. Маджуга А.Г. Здоровьетворящее образование: теория, методология, практика: монография / А.Г. Маджуга. - Уфа: РИО РУНМЦ, 2010. - 300 с.
49. Маджуга А.Г., Синицина И.А. Здоровьесозидающая педагогика: теория,
методология, перспективы развития: монография. - М.: Логос, 2014.
- 508 с.
50. Макарова Л. П. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников / Л. П. Макарова, А. В. Соловьёв, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 494-496.
51. Макарова Л. П., Буйнов Л. Г., Пазыркина М. В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема// Современные проблемы науки и образования.- 2012. - № 4. - С. 242.
52. Макарова Л. П., Корчагина Г. А. Особенности состояния здоровья современных школьников//Вестник Герценовского университета. - 2007. - № 8.- С.47-48.
53. Максимова Т.М. Социальный градиент в формировании здоровья детей //Здравоохранение Российской Федерации. - 2003. - №2. - С. 43 - 47.
54. Мильман И. И. Гигиеническое воспитание и обучение в начальных классах: пособие для учителей I-IV классов / И. И. Мильман. - М.: Учпедгиз, 1989. - 98 с.
55. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии:
учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. М. Митяева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с.
56. Михайлова З.В. Активизируя двигательный режим школьников (о работе методического кабинета физического воспитания) //Физическая культура в школе. - 1981. - №7. - С. 41-44.
57. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество; учебн. для студ. вузов. 7-е; стереотип. - М.: Академия, 2003.- 456 с.
58.Обухова JI.A., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для
первоклассников: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 56 с.
59.Овчинникова Т. С. Организация здоровьесберегающей деятельности в
образовательных учреждениях. - СПб.: Кара, 2006. - 176 с.
60.Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., 1988. - 387с.
61.Орехова Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса. - М.: Флинта, 2011. - 352 с.
62. Особенности развития психомоторики на занятиях физической культурой в учреждениях НПО. / М.В. Мартынов, Л.А. Ушакова, Л.П. Широкова. / Под. Ред. В.И. Авершина. Пенза: ИПК и ПРО, 2005. - 34 с.
63. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010. -215 с.
64. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В, Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. - 120 с.
65. Платон.Тимей. // Собр. соч.: В 4 т. М., 1994. - 501 с.
66. Плахов Н.Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья// Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. - 2012. - № 145. - С. 90-96.
67. Подгорная О. Е. Проектирование здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы средствами личностно-ориентированного образования: дис. ... канд. пед.наук: 13.00.01 / О. Е. Подгорная - Тирасполь,
2005. - 211 с.
68. Преемственность формирования культуры здоровья учащихся в
образовательной среде региона: коллективная монография / науч. ред. Р. В. Рожнов. - Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2006. - 104 с.
69. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная / Сост. Е.С. Савинов. - М., 2010.- 297 с.
70. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 203 с.
71. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2011. - 400 с.
72. Психология здоровья населения в России. - Новосибирск: СОР АМН, 2002.¬127 с.
73. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки:
Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.
74. Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н.Б. Шумаковой. -М.: Просвещение, 2011. - 155 с.
75. Разумов А. Н. Здоровье здорового человека. - М.: Медицина, 1996.
- 413 с.
76. Растим здоровых, умных и добрых; воспитание младших школьников. -М.: Академия, 1996. - 138 с.
77. Рылова Н.Т. Организационно-педагогические условия создания
здоровьсберегающей среды образовательных учреждений. Авторефератдис. ... канд.пед.наук. - Кемерово, КГУ, 2007.- 21с.
78. Сборник материалов семинара - совещания по внедрению образовательной программы «Культура здоровья» для учащихся 1-11 классов образовательных учреждений Ульяновской области. - Ульяновск: УИПКПРО, 2011. - С. 28.
79. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. - М.: Академия, 2009. - 155 с.
80. Скумин В. А. Искусство психотренинга и здоровье. - Харьков, 1993.
- 32 с.
81. Скумин В. А. Культура здоровья: избранные лекции.- Чебоксары: К здоровью через культуру, 2002. - 264 с.
82. Слободчиков В.И., Шувалов А.К. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей //Вопросы психологии. - 2001. - №4. - С. 91-106.
83. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологи в работе учителя и школы. - М.: Управление ГОУ, 2003. - 272 с.
84. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и
психология здоровья в школе.- М.:АРКТИ, 2005. - 320 с.
85. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учебн. пособие / под общ.ред. Н. В. Сократова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.
86. Созонтов А.Е. Проблема здоровья с позиций гуманистической психологии //Вопросы психологии. - 2002. -№3. - С. 92-101.
87. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая
медицинская помощь. 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 208 с.
88. Соловьёв А. В., Савчук О. В., Хартанович И. А. Антропометрические аспекты профессионального отбора лиц, подвергающихся действию знакопеременных ускорений // Новости оториноларингологии и логопатологии. - 2002. - № 4 . — С.46-48.
89. Соловьева Н.И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации. // ЭКО.-2004. - № 17.-С 23-28.
90. Сорокина Л. А. Комплексное использование методов активизации
познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс // История и педагогика естествознания. - 2013. - № 1. — С.29-30.