ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры здоровья у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 7
1.1. Сущность базовых понятий: «здоровье», «здоровый образ
жизни», «культура здоровья» 7
1.2. Особенности формирования культуры здоровья у младших
школьников 13
1.3. Педагогические условия формирования культуры здоровья у
младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию культуры здоровья у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 26
2.1. Диагностика культуры здоровья у младших школьников на
констатирующем этапе эксперимента 26
2.2. Содержание работы по формированию культуры здоровья у
младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 35
2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию культуры
здоровья у младших школьников 43
Заключение 51
Библиографический список 54
Приложения 63
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры здоровья у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 7
1.1. Сущность базовых понятий: «здоровье», «здоровый образ
жизни», «культура здоровья» 7
1.2. Особенности формирования культуры здоровья у младших
школьников 13
1.3. Педагогические условия формирования культуры здоровья у
младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию культуры здоровья у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 26
2.1. Диагностика культуры здоровья у младших школьников на
констатирующем этапе эксперимента 26
2.2. Содержание работы по формированию культуры здоровья у
младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 35
2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию культуры
здоровья у младших школьников 43
Заключение 51
Библиографический список 54
Приложения 63
Проблему сохранения и укрепления здоровья решают многие социальные институты. Важную роль в этом процессе играет также и общеобразовательная школа. Одним из наиболее перспективных направлений учебно-воспитательной работы является формирование у учащихся культуры здоровья в процессе организации различных дисциплин в школе.
На данный момент в обществе здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека. Появляются данные статистики, в которых ясно показано, что здоровье детей ухудшается. Около 25-30% детей, приходящих в начальную школу, имеют те или иные отклонения в здоровье. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, поэтому это требует от учителя младших классов глубоких знаний по проблеме формирования культуры здоровья у младших школьников.
Изучая данную проблему, можно назвать работы, направленные на коррекцию педагогического процесса с целью его положительного влияния на формирование культуры здоровья школьников (Богинич, 2008; Гайдук, 2001; Дорошина, 2001 и др.). Кроме этого, осуществляется разработка комплексных программ здоровья, реализация которых должна претворяться в жизнь всем коллективом школы (Абаскаловой, 2013; Зотова, 2009; Костенко, 2009 и др.).
Для нас представляют интерес те работы, в которых здоровье рассматривается как категория культуры (Ахвердова, 2003;
Бахтин, 2004; Костенко, 2015 и др.).
Формирование культуры здоровья подрастающего поколения в значительной степени связано с учебным предметом «Окружающий мир». Именно при ознакомлении учащихся с окружающим миром накоплен разнообразный положительный опыт в этой сфере. В то же время потенциал данной дисциплины как фактора формирования культуры здоровья еще недостаточно осознан, реализован и востребован в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса средней общеобразовательной школы. Успешное обучение в школе требует от ребенка значительных психических и физических усилий, поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья становится актуальной с первых лет учебы.
По мнению ряда ученых (Ахвердова, 2003; Богинич, 2008; Гебекова, 2015 и др.), успешное решение данной проблемы во многом обусловлено построением и содержанием учебно-воспитательного процесса в школе. Далеко не все учащиеся общеобразовательной школы владеют необходимыми знаниями о сохранении и поддержании здоровья в полном объеме, у них зачастую не сформировано отношение к здоровью как к ценности, отсутствуют навыки ведения здорового образа жизни, одним словом - отсутствует культура здоровья.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Формирование культуры здоровья у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования культуры здоровья у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир». Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: формирование культуры здоровья у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
культуры здоровья у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование культуры здоровья у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- создавать условия для формирования ценностного отношения детей к здоровью и овладения знаниями и умениями здорового образа жизни;
- применять активные методы обучения.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить критерии и показатели сформированности культуры здоровья и подобрать диагностические методики.
3. Определить педагогические условия формирования культуры здоровья у младших школьников.
4. Апробировать педагогические условия формирования культуры здоровья у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение,
систематизация научной литературы по проблеме исследования; эмпирические: беседа, анкетирование, опрос, педагогический эксперимент; диагностические: методика «Индекс отношения к здоровью» (С. Дерябо,
В. Ясвин), методика «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С. Гаркуша), методика «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья» (Н.С. Гаркуша); математические методы обработки результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Гимназия № 2» г. Белгорода.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы формирования культуры здоровья младших школьников, обосновывается актуальностью темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи, методы исследования.
В первой главе рассмотрена сущность таких базовых понятий как: «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здоровья», а так же критерии, показатели сформированности культуры здоровья и педагогические условия формирования культуры здоровья у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы по формированию культуры здоровья у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
Список использованной литературы содержит 97 наименований источников. Содержание работы изложено на 62 страницах машинописного текста.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: методики, фрагменты уроков по предмету «Окружающий мир».
На данный момент в обществе здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека. Появляются данные статистики, в которых ясно показано, что здоровье детей ухудшается. Около 25-30% детей, приходящих в начальную школу, имеют те или иные отклонения в здоровье. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, поэтому это требует от учителя младших классов глубоких знаний по проблеме формирования культуры здоровья у младших школьников.
Изучая данную проблему, можно назвать работы, направленные на коррекцию педагогического процесса с целью его положительного влияния на формирование культуры здоровья школьников (Богинич, 2008; Гайдук, 2001; Дорошина, 2001 и др.). Кроме этого, осуществляется разработка комплексных программ здоровья, реализация которых должна претворяться в жизнь всем коллективом школы (Абаскаловой, 2013; Зотова, 2009; Костенко, 2009 и др.).
Для нас представляют интерес те работы, в которых здоровье рассматривается как категория культуры (Ахвердова, 2003;
Бахтин, 2004; Костенко, 2015 и др.).
Формирование культуры здоровья подрастающего поколения в значительной степени связано с учебным предметом «Окружающий мир». Именно при ознакомлении учащихся с окружающим миром накоплен разнообразный положительный опыт в этой сфере. В то же время потенциал данной дисциплины как фактора формирования культуры здоровья еще недостаточно осознан, реализован и востребован в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса средней общеобразовательной школы. Успешное обучение в школе требует от ребенка значительных психических и физических усилий, поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья становится актуальной с первых лет учебы.
По мнению ряда ученых (Ахвердова, 2003; Богинич, 2008; Гебекова, 2015 и др.), успешное решение данной проблемы во многом обусловлено построением и содержанием учебно-воспитательного процесса в школе. Далеко не все учащиеся общеобразовательной школы владеют необходимыми знаниями о сохранении и поддержании здоровья в полном объеме, у них зачастую не сформировано отношение к здоровью как к ценности, отсутствуют навыки ведения здорового образа жизни, одним словом - отсутствует культура здоровья.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Формирование культуры здоровья у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования культуры здоровья у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир». Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: формирование культуры здоровья у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
культуры здоровья у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование культуры здоровья у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- создавать условия для формирования ценностного отношения детей к здоровью и овладения знаниями и умениями здорового образа жизни;
- применять активные методы обучения.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить критерии и показатели сформированности культуры здоровья и подобрать диагностические методики.
3. Определить педагогические условия формирования культуры здоровья у младших школьников.
4. Апробировать педагогические условия формирования культуры здоровья у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение,
систематизация научной литературы по проблеме исследования; эмпирические: беседа, анкетирование, опрос, педагогический эксперимент; диагностические: методика «Индекс отношения к здоровью» (С. Дерябо,
В. Ясвин), методика «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С. Гаркуша), методика «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья» (Н.С. Гаркуша); математические методы обработки результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Гимназия № 2» г. Белгорода.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы формирования культуры здоровья младших школьников, обосновывается актуальностью темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи, методы исследования.
В первой главе рассмотрена сущность таких базовых понятий как: «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здоровья», а так же критерии, показатели сформированности культуры здоровья и педагогические условия формирования культуры здоровья у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы по формированию культуры здоровья у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
Список использованной литературы содержит 97 наименований источников. Содержание работы изложено на 62 страницах машинописного текста.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: методики, фрагменты уроков по предмету «Окружающий мир».
Рассмотрев в теоретической части нашего исследования такие базовые понятия, как «здоровье», «здоровый образ жизни» и «культура здоровья» и суммируя ряд основных определений, где здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов; совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает организм, а здоровый образ жизни - это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность организма, пришли к выводу, что культура здоровья - это составная часть базовой культуры личности, отражающая осознанное, ценностное отношение человека к собственному здоровью, основанная на ведении здорового образа жизни, выраженная в полноценном физическом, психическом, духовно-нравственном и социальном развитии.
Рассматривая особенности формирования культуры здоровья у младших школьников, была определена необходимость обращать внимание на анатомо-физиологические и психологические особенности развития младшего школьника, организацию режима дня и питания, соблюдение личной гигиены, организацию двигательной активности детей, элементарных
здоровьесберегающих умений и навыков.
Учитывая то, что формирование культуры здоровья затрагивает разные стороны развития личности младшего школьника и на основе изучения публикаций по проблеме исследования были выделены критерии сформированности культуры здоровья у младших школьников: аксиологический, мотивационно-потребностный, деятельностный.
Аксиологический критерий включал в себя сформированность ценности здоровья, здорового образа жизни, доминирование в иерархии ценностей - здоровье. Кроме того, данный критерий позволял оценить степень осведомленности о способах сохранения и укрепления своего здоровья. Мотивационно-потребностный критерий предполагал наличие желания вести здоровый образ жизни, интереса к своему здоровью, мотивации к здоровому образу жизни. Деятельностный критерий отражал, насколько основные положения здорового образа жизни реализуются в поведении, привычках и действиях детей младшего школьного возраста.
Экспериментальная работа проходила на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия № 2» г. Белгорода в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В эксперименте
принимали участие 26 человек, школьники 4 «А» класса.
Цель констатирующего этапа эксперимента было определение уровня сформированности культуры здоровья у младших школьников. Были подобраны диагностические методики для определения уровня сформированности культуры здоровья у младших школьников, проведена диагностика культуры здоровья у младших школьников, проанализированы полученные результаты.
На этапе формирующего эксперимента, для успешного формирования культуры здоровья младших школьников применялись такие активные методы формирования культуры здоровья как: проблемный рассказ, эвристическая и проблемно-поисковая беседа, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, метод анализа на занятиях жизненных ситуаций.
Целью контрольного эксперимента было определение динамики сформированности культуры здоровья у младших школьников. Была проведена повторная диагностика уровня сформированности культуры здоровья у младших школьников. С целью выявления динамики развития аксиологического, мотивационно-потребностного и деятельностного критериев культуры здоровья у младших школьников сравнивались результаты диагностики, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Сравнивая уровни сформированности культуры здоровья у младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента можно сказать, что на контрольном этапе эксперимента уровень сформированности культуры здоровья у большинства учащихся класса имеет положительную
динамику: количество учащихся с высоким уровнем сформированности
культуры здоровья увеличилось с 23% до 27%; со средним уровнем с 54% до 58%; а количество учащихся с низким уровнем уменьшилось с 23% до 15%.
Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что апробированные нами педагогические условия являются эффективными для формирования культуры здоровья младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Рассматривая особенности формирования культуры здоровья у младших школьников, была определена необходимость обращать внимание на анатомо-физиологические и психологические особенности развития младшего школьника, организацию режима дня и питания, соблюдение личной гигиены, организацию двигательной активности детей, элементарных
здоровьесберегающих умений и навыков.
Учитывая то, что формирование культуры здоровья затрагивает разные стороны развития личности младшего школьника и на основе изучения публикаций по проблеме исследования были выделены критерии сформированности культуры здоровья у младших школьников: аксиологический, мотивационно-потребностный, деятельностный.
Аксиологический критерий включал в себя сформированность ценности здоровья, здорового образа жизни, доминирование в иерархии ценностей - здоровье. Кроме того, данный критерий позволял оценить степень осведомленности о способах сохранения и укрепления своего здоровья. Мотивационно-потребностный критерий предполагал наличие желания вести здоровый образ жизни, интереса к своему здоровью, мотивации к здоровому образу жизни. Деятельностный критерий отражал, насколько основные положения здорового образа жизни реализуются в поведении, привычках и действиях детей младшего школьного возраста.
Экспериментальная работа проходила на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия № 2» г. Белгорода в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В эксперименте
принимали участие 26 человек, школьники 4 «А» класса.
Цель констатирующего этапа эксперимента было определение уровня сформированности культуры здоровья у младших школьников. Были подобраны диагностические методики для определения уровня сформированности культуры здоровья у младших школьников, проведена диагностика культуры здоровья у младших школьников, проанализированы полученные результаты.
На этапе формирующего эксперимента, для успешного формирования культуры здоровья младших школьников применялись такие активные методы формирования культуры здоровья как: проблемный рассказ, эвристическая и проблемно-поисковая беседа, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, метод анализа на занятиях жизненных ситуаций.
Целью контрольного эксперимента было определение динамики сформированности культуры здоровья у младших школьников. Была проведена повторная диагностика уровня сформированности культуры здоровья у младших школьников. С целью выявления динамики развития аксиологического, мотивационно-потребностного и деятельностного критериев культуры здоровья у младших школьников сравнивались результаты диагностики, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Сравнивая уровни сформированности культуры здоровья у младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента можно сказать, что на контрольном этапе эксперимента уровень сформированности культуры здоровья у большинства учащихся класса имеет положительную
динамику: количество учащихся с высоким уровнем сформированности
культуры здоровья увеличилось с 23% до 27%; со средним уровнем с 54% до 58%; а количество учащихся с низким уровнем уменьшилось с 23% до 15%.
Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что апробированные нами педагогические условия являются эффективными для формирования культуры здоровья младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир».
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование культуры здоровья учащихся начальных классов при изучении курса «Окружающий мир»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018



