ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения особенностей современной англоязычной рекламы 6
1.1 Определение рекламы и ее роль в современном социуме 6
1.2 Текст и дискурс в англоязычной рекламе 10
1.3 Структурно-стилистические характеристики рекламного дискурсного
текста 14
1.4 Общая характеристика экспрессивно-выразительных средств в
современной англоязычной рекламе 19
1.4.1 Лексико-семантический уровень 21
1.4.2 Фонетический уровень 24
1.4.3 Морфологический уровень 25
1.4.4 Синтаксический уровень 27
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. Экспрессивные синтаксические средства создания англоязычного
рекламного дискурсного текста 31
2.1 Роль и место экспрессивного синтаксиса в общей системе англоязычных
рекламных текстов 31
2.2 Предложение как основная синтаксическая конструкция англоязычного
рекламного дискурсного текста 33
2.3 Стилистические фигуры создания экспрессивности в англоязычном
рекламном дискурсном тексте 45
2.3.1 Стилистические фигуры, основанные на особенной синтаксической
организации рекламного дискурсного текста 46
2.3.2 Стилистические фигуры, основанные на лексико-синтаксической
организации рекламного дискурсного текста 50
2.3.3 Стилистические фигуры, основанные на особенном использовании синтаксических значений в общей структуре рекламного дискурсного текста . 54
2.3.4 Вводные конструкции, связующие элементы и пунктуация в общей
системе парентетических внесений 58
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ 71
БИБЛИОГРАФИЯ 72
Современная реклама как продукт научно-технического прогресса играет огромную роль в сфере массовой коммуникации, в связи с чем она является объектом внимания многих ученых разных наук, что подчеркивает многоплановость и сложность феномена рекламы. Реклама исследуются специалистами различных отраслей знаний: социологами, экономистами, юристами, психологами, лингвистами и др. Обращение к рекламе со стороны представителей различных областей знаний объясняется тем, что порой достаточно трудно определить, где в рекламном тексте заканчивается «психологическое» и начинается собственно «лингвистическое». При этом составляя рекламные тексты, рекламисты активно используют различные экспрессивно-эмоциональные синтаксические средства как основные корпусные модели построения рекламных выражений, воздействующих на сознание пользователей рекламы. Недостаточная изученность данного рекламного феномена определила выбор темы настоящего исследования и его актуальность.
Объектом исследования в настоящей работе выступает англоязычной рекламный дискурсный текст, а предметом - экспрессивные синтаксические средства его создания.
Цель работы заключается в проведение структурно-функционального и лингвостилистического анализа основных экспрессивных синтаксических средств создания англоязычного рекламного текста. В соответствии с объектом, предметом и поставленной целью в настоящем
лингвостилистическом исследовании предполагается решение следующих интегративных задач:
1) определить содержание понятия «реклама» и проанализировать ее роль в современном социуме;
2) определить и лингвистически описать содержание понятий «текст», «рекламный текст», «рекламный дискурсный текст» в их базовой парадигме
«текст-дискурс»;
3) выявить и проанализировать основные структурно-стилистические особенности рекламного дискурсного текста;
4) выявить, охарактеризовать и классифицировать основные экспрессивно-эмоциональные воздействующие средства английского языка, используемые при создании рекламных дискурсных текстов;
5) определить понятие и роль экспрессивного синтаксиса в общей системе языковых средств, участвующих в создании англоязычных рекламных дискурсных текстов;
6) определить роль экспрессивного синтаксиса и его воздействующего потенциала на пользователя дискурсного рекламной продукцией;
7) охарактеризовать механизм воздействия экспрессивного синтаксиса на пользователя англоязычного рекламного продукта на уровне предложения;
8) выявить, охарактеризовать и классифицировать основные стилистические фигуры экспрессивного синтаксиса, используемые при создании англоязычных рекламных дискурсных текстов.
Теоретическую основу настоящего лингвостилистического
исследования составили работы отечественных и зарубежных исследователей в области стилистики и лингвопрагматики: О.В. Александровой, Н.Д. Арутюновой, Н.В. Баниной, И.Р. Гальперина, Т.А. ван Дейка, М.Р. Желтухиной, Ф.И. Шаркова, Е.И. Шейгал, Е.В. Шелестюк, и др. Практическим материалом послужили рекламные дискурсные тексты (преимущественно рекламные слоганы продуктов питания c незначительными вкраплениями из сферы политической, автомобильной и другой рекламы), заимствованные из различных рекламных источников.
В работе использовались различные методы исследования: метод лингвостилистического анализа; описательно-аналитический и сравнительно-
сопоставительный методы и др. В основу исследования практического материала положен метод сплошной выборки с последующим его
дескриптивным и дистрибутивным анализом.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов ее исследования на практических занятиях по дисциплине «Стилистика английского языка», в практике создания рекламных дискурсных текстов.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком литературы и электронными источниками материала исследования.
Во Введении обосновываются актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, указываются теоретическая база, методология, практический материал и значимость работы, а также ее композиция.
В Г лаве 1 рассмотрены понятие «реклама», проанализированы парадигматические, лингвостилистические и структурно-смысловые
характеристики рекламного дискурсного текста, представлена общая классификация системы языковых экспрессивно-эмоциональных средств, во взаимосвязи участвующих в создании англоязычного рекламного дискурсного текста.
Глава 2 содержит лингвостилистический анализ основных языковых средств и стилистических фигур экспрессивного синтаксиса, участвующих в создания дискурсного текста современной англоязычной рекламы. Каждая из глав заканчивается выводами.
В Заключении подводятся основные итоги настоящего исследования, намечаются возможные пути дальнейшей работы над темой.
Библиография представлена 47 наименованиями научной, учебной, справочной литературы, а также электронными ресурсами.
Основное содержание работы, ряд выводов настоящего лингвостилистического исследования были апробированы в ходе
студенческой Итоговой научно-образовательной конференции
Набережночелнинского института (филиала) КФУ 20.05.2020 г.
Теоретическими исследованиями и анализом практического иллюстрационного материала установлено, что психологическое воздействие рекламы на человека сопоставимо с влиянием массовой культуры. В настоящей работе была предпринята попытка проанализировать англоязычный рекламный текст с позиций использования экспрессивных синтаксических средств при его построении на примере создания англоязычного РДТ. В результате получены следующие выводы.
РДТ - это совокупность содержания рекламы и ее формы, то есть сочетание мыслей и выражений. Язык рекламы, обладая своей спецификой, с легкостью попадает почти во все известные нам функционально-стилевые образования, образуя сложное гибридное образование, позволяющее утверждать о наличии т.н. «рекламного» стиля. Основными правилами при построении РДТ при этом выступают: 1) максимум информации, минимум средств; 2) поиск рациональной пропорции функциональности, красоты и экспрессивности, что достигается, прежде всего, путем использования создателями рекламного текста стилистических приемов, а именно тропов и стилистических фигур, играющих ключевую роль при составлении эффективного РДТ на всех языковых уровнях. Набор используемых тропов и стилистических фигур в рекламных текстах необычайно широк и разнообразен.
В рамках заявленной темы исследования в настоящей работе были изучены, проанализированы и классифицированы экспрессивные стилистико¬синтаксические средства, используемые создателями РДТ, среди которых наиболее активными корпусными моделями рекламного текста, вне зависимости от их типологической принадлежности, доминируют риторические вопросы, повторы, эллипсисы, параллельные и вводные конструкции, связующие элементы и др., которые в своей совокупности создают эффект речевого воздействия на сознательное и бессознательное восприятие рекламного сообщения потенциальными потребителями рекламной продукции.
Умелое применение стилистико-синтаксических приемов позволяет значительно повысить эффективность англоязычного рекламного текста, в частности, его способность оставаться в памяти, формировать мотивацию покупки товара и устойчивую ассоциацию с конкретным рекламируемым продуктом. Англоязычный РДТ, содержащий стилистические фигуры экспрессивного синтаксиса, способен оказывать речевое воздействие на адресата, как на сознательном, так и бессознательном уровнях восприятия рекламной информации. Следовательно, становится очевидным, что стилистико-синтаксические фигуры широко применяются при создании емких и точных рекламных дискурсных текстов.
Таким образом, анализ теоретического и практического материалов позволяет утверждать, что стилистические фигуры экспрессивного синтаксиса являются основополагающими структурными элементами построения РДТ и без них создание эффективного и долговременного рекламного слогана торговой марки или бренда невозможно.
Нам представляется, что настоящее лингвостилистическое исследование позволило определить некоторые особенности РДТ на уровне экспрессивного синтаксиса, выявить основные экспрессивные синтаксические средства создания англоязычного рекламного текста, влияющие на эффективность коммуникации при незримом диалоге между рекламодателем и пользователем
рекламной продукцией, рассмотреть структурно -композиционные
характеристики рекламных дискурсных текстов, обеспечивающих четкость и ясность их изложения.
1. Александрова, О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса. На материалах английского языка / О.В. Александрова. - 2-е изд., испр. - М.: URSS, 2009. - 211 с.
2. Арнольд, И.В. Стилистика. Современный английский язык / И.В. Арнольд. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 384 с.
3. Арутюнова, Н.Д. Дискурс / Н.Д. Арутюнова. - М.: Сов.
Энциклопедия, 1990. - 988 с.
4. Банина, Н.В. Основы теории и практики стилистики английского языка / Н.В. Банина, М.В. Мельничук, В.М. Осипова. - М.: Финансовый университет, 2017. - 136 с.
5. Валгина, Н.С. Синтаксис современного русского языка / Н.С. Валгина. - М.: Агар, 2000. - 415 с.
6. Воейкова, А.А. Лингвистическая специфика вопросительных предложений в текстах рекламы / А.А. Воейкова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований № 2-4. М.: - 2016. - С. 580-583
7. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / Гальперин И.Р. - М.: Наука, 1981. - 140 с.
8. Желтухина, М.Л. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ: Монография / М.Л. Желтухина. - М.: ВФ МУПК, 2003. - 656 с.
9. Кара-Мурза, Е.С. Экстралингвистические факторы формирования рекламы и ее направлений / Е.С. Кара-Мурза // Верхневолжский филологический вестник: научный журнал № 3 - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. - С. 92-99.
10. Колтунова, М.В. Язык и деловое общение / М.В. Колтунова. - М.: издательство «Экономика», 2000. - 150 с.
11. Ксензенко, О.А. Синтактико-стилистические особенности рекламных текстов / О.А. Ксензенко. - М.: Журнал: Вестник Российского нового университета №: 3, 2013. - С. 181-187.
12. Козина Т.А. Синтаксис рекламного объявления как средство реализации основных функций рекламы: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Пенза: Изд-во ПГУАС, 2008. - 34 с.
13. Мехедова О.А. Работа с рекламным текстом: практическое руководство / О.А. Мехедова. - Брянск: РИО БГУ, 2006. - 138 с.
14. Мощева, С.В. Способы достижения экспрессивности в рекламном
тексте: языковые и неязыковые выразительные средства / С.В. Мощева. -
Иваново: Гос. хим.-технол. ун-т, 2008. - 108 с.
15. Нелюбин, Л.Л. Лингвостилистика современного английского языка. Изд. 3-е перераб. и дополн. / Л.Л. Нелюбин. - М.: МОПИ им. Н.К. Крупской, 1990. - 110 с.
16. Олигви, Д. Тайны рекламного двора. Советы старого рекламиста / Д. Олигви (перевод с английского А.В. Гавриловец). - М.: Издание Ассоциации работников рекламы, 2008. - 112 с.
17. Севостьянов, А.П. Business English (Английский язык делового общения) / А.П. Севостьянов. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., Берлин: Директ- Медия, 2019. - 744 с.
18. Севостьянов, А.П. Business Negotiations (Деловые переговоры) / А.П. Севостьянов. - Изд. 2-е, перераб. - М., Берлин: Директ-Медия, 2018. - 571 с.
19. Томас, Д. Переговоры на 100%: 21правило успешного торга / Д. Томас - М.: Эксмо, 2007. - 352 с.
20. Ульянов, А.В. Словарь терминов по рекламе и маркетингу / А.В. Ульянов. - М.: Наука, 2007. - 590 с.
21. Черепанова, И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого Бессознательного / И.Ю. Черепанова. - М.: «КСП+», 1999. - 416 с.
22. Шарков, Ф.И. Технология рекламы / Ф.И. Шарков, В.И. Гостенина. - М.: Рип-Холдинг, 2006. - 215 с.
23. Шейгал, Е.И. О соотношении интенсивности и экспрессивности / Е.И. Шейгал // Экспрессивность на разных уровнях языка: межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск: НГУ, - 1984. - С. 60-65.
24. Шелестюк, Е.В. Речевое воздействие: онтология и методология / Е.В. Шелестюк. - Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2008. - 232 с.
25. Шидо, К.В. Рекламный слоган как особый жанр английских рекламных текстов: дис. ... канд. филол. наук / К.В. Шидо. - Саратов: СГУ, 2002. - 211 с.
26. Щербакова, О.Ю. Структурно-композиционные и лингвистические экспрессивные особенности устной деловой коммуникации: сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное исследование: дис. ... канд. филол. наук / О.Ю. Щербакова. - М.: РГБ, 2005. - 195 с.
27. Sinclair, U. Oil! (novel) / U. Sinclair. - USA: Penguin Books Ltd., 2008. - 560 p.
Электронные ресурсы
28. Ван Дейк, Т.А. К определению дискурса [Электронный ресурс] / Т.А. ван Дейк. - URL: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm (дата обращения: 26.10. 2019)
29. Клинтон, Х. Мой кандидат - Барак Обама. Великие ораторы и великие речи (Great Speakers and Great Speeches) / Х. Клинтон. - М.: Компания «РЕПЕТИТОР МультиМедиа», 2011. - 1 электрон. Опт. Диск (CD-ROM).
30. Примеры антитезы [Электронный ресурс] / URL: https://sibac.info/ studconf/science/ix/62699 (дата обращения: 07.11.2019)
31. Стилистическая инверсия [Электронный ресурс] / URL: http:// www.
lovelylanguage.ru/grammar/ stylistics/1047-inversion (дата обращения:
06.11.2019)
32. Шефина, А. Уроки розничной торговли от Wal-Mart [Электронный ресурс] / А. Шефина. - URL: http://vmarketinge.ru/pages/517.html (дата обращения: 06.11.2019)
33. Bowses, P. Engineering the flow of communication. [Electronic resource] / P. Bowses. - URL: http://media.corporate-ir.net/media files/nys/pbi/reports/ 2002ar. pdf (дата обращения: 26.10.2019)
34. Collection of business slogans. [Electronic resource] / URL: http://
www.poetpatriot.com/timeline/slogans/slogans-a.htm (дата обращения:
10.11.2019)
35. Emotional food advertising slogans [Electronic resource] / URL: http:// www.blubberbuster.com/school/food slogans.htm (дата обращения: 26.10.2019)
36. Famous advertising slogans. [Electronic resource] / URL: http://www.ad- mad.com/ slogans?page=3 (дата обращения: 26.10.2019)
37. Fifty Best slogans of modern brands. [Electronic resource] / URL: http://www.advergize.com/advertising/40-best-advertising-slogans-modern-brands/ (дата обращения: 26.10.2019)
38. From Academic Kids: A Partial List of Advertising Slogans in the English Language [Electronic resource] / URL: https://academickids.com/encyclopedia/ index.php/ List of advertising slogans (дата обращения: 02.11.2019)
39. Giant Eagle Supermarket official website. [Electronic resource] / URL: http://www.gianteagle.com/16000860308.aspx (дата обращения: 27.10.2019)
40. List of Fast food slogans. [Electronic resource] / URL: http://genius. com/Fast-food-slogans-annotated (дата обращения: 27.10.2019)
41. Murray, P. Stock Market: The Business of Investing: the Voice of
America [Electronic resource] / P. Murray. - URL.:
http://learningenglish.voanews.com/content/a-23-2007-01 -08-voa1 - 83134377/127752.html (дата обращения: 09.11.2019)
42. Richards, G. 40 shocking Ads by Greg Richards. [Electronic resources] / G. Richards. - URL: http://news.distractify.com/people/amazing/ powerful-social- advertisements/?v=1(gama обращения: 26.10.2019)
43. Suggett, P. The 100 Best Advertising Taglines Ever that Stood the Test of
Time. [Electronic resource] / P. Suggett. - URL:
https://www.thebalancecareers.com/ (дата обращения: 01.11.2019)
44. The Best Headlines Ever Written. [Electronic resource] / URL: http://24-7-sales.com/ resources/350headlines.pdf (дата обращения:
26.10.2019)
45. Think Slogan Data Base [Electronic resource] / URL: http:// www. thinkslogans.com/ (дата обращения: 27.10.2019)
46. Volvo V40 Brochure. [Electronic resource] / URL: http://new.volvocars. com/pdf/2003 V40 Brochure.pdf (дата обращения: 08.11.2019)
47. Walmart official website. [Electronic resource] / URL: http://www. walmart.com/ (дата обращения 26.10.2019)