Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ ИРАНА ХХ - ХХ1 ВВ.

Работа №68782

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы120
Год сдачи2016
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
318
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В ИРАНЕ XX-XXI ВВ 11
1. Влияние ислама на становление политической системы Ирана 11
2. Религиозная структура региона 25
3. Иранская специфика ислама 32
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМСКОГО ФАКТОРА В КУЛЬТУРЕ ИРАНА XX-XXI ВВ 43
1. Роль религиозных факторов в становлении культуры Ирана 43
2. Особенности религиозно-воспитательных традиций в иранской культуре .... 59
3. Религиозно-идеологические детерминанты трансформационных процессов в
современном Иране 67
ГЛАВА III. ИСЛАМ В КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНЫХ ПРОЦЕССАХ СОВРЕМЕННОГО ИРАНА 80
1. Исламский фактор и права человека в Иране 80
2. Влияние ислама на урегулирование проблем образования в Иране 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 111
ПРИЛОЖЕНИЯ 118

Актуальность темы дипломной работы.
Первое десятилетие XXI века охарактеризовалось усилением глобализационных процессов, которые обусловливают интеграцию культурных и политических систем отдельных государств. Это вызывает необходимость кросскультурных исследований, целью которых является углубленное изучение культурного наследия других народов, в первую очередь тех, что имеют давнюю и богатую историю. К таким странам принадлежит Иран - одна из старейших восточных цивилизаций, для которой характерно особое место ислама во всей системе ценностей. В современном иранском обществе одним из самых ярких особенностей проявлений его влияния является политико¬культурная система республики, в которых соединились исламский традиционализм и мощный революционный дух иранского народа. Следует отметить, что исламский фактор имеет решающую роль в политическом противостоянии в течение иранской истории последнего столетия.
События конца 70-х годов в Иране, создание Исламской Республики, влияние иранской революции на процессы, происходящие в мире в целом и в исламских государствах в особенности, привлекают все больше внимания мировой общественности и заинтересованных стран к этому, с научной и теоретической точки зрения, уникальному явлению.
Современный политический процесс, происходящий в Иране с его уникальным государственно-политическим устройством - это один из редких прецедентов развития общества в эпоху глобализирующегося мира. Возможность такого политического процесса и существования подобного устройства в современных условиях оказалась вполне реальной и жизнеспособной.
Следует отметить, что религия в Иране выступила идеологическим базисом, а после победы революции - основой для формирования внешнеполитического курса Республики. Политическая идеология, созданная шиитскими богословами и ориентированная на внешнюю среду, за весь период существования Исламской республики остается без существенных изменений.
Поэтому изучение идеологического обоснования законности утверждения важных политических решений верховным религиозным лидером Ирана является актуальным.
Степень научной разработанности темы.
Характеризуя степень изученности проблемы, следует сказать, что в своих исследованиях отечественные и зарубежные востоковеды обращались к различным аспектам влияния исламского фактора на развитие общественной и политической жизни Ирана.
История и роль ислама в общественной жизни, в политических системах Востока, специфика идеологии исламизма изучены в работах В.В. Бартольда, С.М. Прозорова, О.Г. Большакова, М.Б. Пиотровского, В.В. Наумкина, Р.Г. Ланды, М.Т. Степанянц, Б.В. Долгова. Фундаментальные труды о месте и роли ислама в общественной и политической жизни принадлежат перу М.Т. Степанянц и С.М. Прозорова. В отечественной историографии наиболее заметное место в изучении политических процессов в Иране в конце 1970 - 1980-е гг., внутренней и внешней политики Р. Хомейни, занимают монографии С.Л. Агаева. В его трудах выявлены истоки и причины Исламской революции; показано формирование идеологических установок Р. Хомейни, его первые внешнеполитические инициативы .
В 2009 г. культурным представительством при Посольстве ИРИ в Москве был издан сборник, посвященный тридцатилетнему юбилею исламской революции в Иране, где в статьях российских и иранских авторов дается характеристика иранской революции 1979 г., освещаются ее предпосылки, итоги, проблемы и достижения в социально-экономической, культурной жизни и во внешней политике ИРИ.
Весьма полезными при исследовании отдельных аспектов внутренней и формирования внешней политики Ирана были работы Хатами М., Амири М.А., Дорошенко Е.А., Кудрявцева А.Н., Филина Н. А., Мамедова Н. М. и др.
В отечественной научной мысли наиболее заметное место в изучении политических процессов в Иране занимают монографии C.JI. Агаева, работы Наумкина В.В., Долгова Б.В., Ахмедова В.М. Социально-политические процессы в арабских странах Ближнего Востока, Прозорова С.М., Агаева С.Л., Лукоянова А.К.
В исламе на протяжении веков преобладало фаталистическое представление о предопределенности судьбы человека и его зависимости от воли Аллаха. Это представление было подвергнуто частичному переосмыслению в мистическом учении суфизма (особенно наглядно в трудах шейха Ибн Араби), что открыло возможность для выражения умонастроений, типологически сходных с гуманистическими. Однако масштаб развития данной тенденции не позволяет говорить о наличии гуманизма как самостоятельного феномена в жизни мусульман.
Эти и другие источники стали основополагающей базой для написания дипломной работы, так как они содержат в себе наиболее полные сведения, позволяющие проанализировать существо процессов, происходящих на территории Ирана, подходы к тем основополагающим проблемам, которые имеют непосредственное отношение к Ирану настоящему и будущему, его государственной и общественной жизни.
Однако, в исторической литературе мною не было обнаружено исследование, в котором бы в полной мере была бы освящена проблема влияния исламского фактора на общественную и политическую жизнь Ирана в XX-XXI вв.
Объектом исследования является история Ирана XX -XXI вв.
Предметом исследования выступает исламский фактор в истории и культуре Иране XX-XXI вв.
Хронологически исследование охватывает период XX-XXI вв.
Цель исследования: изучить роль и место исламского фактора в истории и культуре Иране XX-XXI вв.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
- исследовать исламский фактор в общественно-политических отношениях в Иране XX-XXI вв;
- установить основные особенности исламского фактора в культуре Ирана XX-XXI вв.;
- определить роль ислама в культурно-гуманитарных процессах современного Ирана.
Для ответа на поставленные вопросы был привлечен широкий круг опубликованных источников, которые составили источниковую базу исследования.
Во-первых: иранские официальные документы (конституция Исламской Республики Ирана, Коран) и международные правовые акты (конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, конвенция о защите прав человека и основных свобод, международный пакт о гражданских и политических правах, резолюция СБ ООН №598 от 20 июля 1987, международный пакт об экономических, социальных и культурных правах). Данные документы предоставляют возможность познакомиться с правовой основой деятельности иранских политиков, как внутри страны, так и на международной арене. Они отрицают или подтверждают факты и события, которые отнрсятся к изучаемому периоду истории Ирана. Коран дает нам представления о религиозных правилах касающихся повседневной жизни, экономических отношений, семьи, общества. На Коране основывается вся исламская юриспруденция.
Во вторую группу источников вошли тексты изречения, афоризмы и наставления вождя исламской революции имама Хомейни, религиозное и политическое завещание имама Хомейни. В данных источниках можно проследить жизненный путь и духовное наследие имама Хомейни, его борьбу против деспотизма, противостояние шиитского духовенства и стран- колонизаторов.
Третья группа источников представлена трудами современников и очевидцев исследуемых в данной работе событий Жукова Д.А. «Небо над Ираном ясное. Очерк политической биографии имама Хомейни», Хамида Ансари «Имам Хомейни. Политическая борьба от рождения до кончины». Хамид Ансари делает акцент на бесспорную авторитетность личных и духовных качеств имама Хомейни, перо- главное оружие имама, все его слова были обращены против угнетателей и их ставленников.
Комплексное использование источников и литературы позволило осуществить данное исследование и решить поставленные задачи.
Теоретическая и методологическая основа. В данной дипломной работе предпринята попытка раскрыть сущность заявленной проблемы с позиций цивилизационного подхода, опираясь на принципы историзма, объективности, системности, критического отношения к источникам и литературе, используя следующие методы: исторический, структурно-функциональный, системный.
В рамках системного анализа был использован структурно-функциональный метод для изучения феномена исламского фактора в общественно-политических отношениях в Иране XX-XXI вв. Системный подход позволяет выявить основные особенности исламского фактора в культуре Ирана XX-XXI вв.
Выполнению настоящей работы значительно способствовало применение исторического метода, с помощью которого стало возможным изучить политику ИРИ, основываясь на ее исторических предпосылках и закономерностях.
Научная новизна исследования дипломного проекта заключается в следующем: в нем предпринята попытка анализа проблемы с опорой на источники и исследования, которые были введены в научный оборот в последние десятилетия.
На защиту выносятся следующие положения:
• на основе провозглашенной революцией системы ценностей, было создано исламское государство, стремящееся играть заметную и независимую роль в международных отношениях;
• ислам влияет на социально-политическую жизнь современного Ирана;
• ислам придает особую окраску системе отношений современного Ирана;
• особенности модернизационного процесса в современном Иране во многом определены господствующими идеологическими нормами.
Практическая значимость работы материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе как в ВУЗе, так и учителями средних школ при изучении проблем истории и культуры стран Востока (в частности, Ирана).
Апробация результатов исследования была осуществлена на конференциях «Традиционные культуры народов мира: история, интерпритация, восприятие» в 2015 и 2016 гг.
По теме исследования имеются публикации: «Историография роли ислама в истории и культуре Ирана второй половины ХХ - начале XXI веков», материалы международной научно-практической конференции, 2015 г.
Структура дипломной работы представлена введением, тремя главами, заключением, библиографией, приложениями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведя исследование влияния исламского фактора на историю и культуру Ирана XX-XXI вв. удалось прийти к следующим выводам.
1. Проблемы соотношения религии и политики в учении ислама и практике мусульманских стран в той или иной степени затрагиваются в различных богословских, религиоведческих и политологических работах российских, европейских и мусульманских исследователей. Во многих случаях авторы исходят из утверждений о слитности в исламе духовного и светского, религии и политики, хотя более внимательный анализ показывает, что соотношение религии и политики в учении практике ислама меняется в зависимости от исторических и социальных условий.
Расширение границ Калифата, усложнение общественных отношений, социальная дифференциация, формирование этноконфессиональных интересов требовали от политики оперативных действий в целях сохранения целостности общества. Религия, в силу закономерно присущей ей верности однажды установленным канонам, не поспевает за политикой. В этом состоит одна из причин возникновения противоречий между двумя этими социальными институтами. В наши дни одновременное действие и других факторов современности (серьезные изменения социально-экономических структур, политическая модернизация, глобализация) приводит к усилению тенденции разделения религии и политики в странах Исламского мира.
2. В конце ХХ-начале XXI века чрезвычайно актуальным стало изучение политических систем исламских обществ. Особенно большой интерес среди исследователей вызывает специфика исламского правления, которое противопоставляется политической, экономической и культурной модели Запада. Реисламизации Ирана, основанная революцией 1978-1979 годов, убедительно свидетельствует об определяющей роли ислама в сохранении независимости и цивилизационной идентичности иранцев и одновременно предостерегает от опасности бездумного подражания западной модели развития.
Идеи возрождения политической роли ислама, исламского образа правления в 60-70-х годах прошлого столетия разрабатывали аятоллы Хомейни, Моттахари, известные писатели и общественные деятели. В своих трудах и выступлениях они уделяли большое внимание общим проблемам исламской культуры, распространению исламской государственности не только в Иране но и в регионе. Но прежде всего они обосновывали идею необходимости и легитимности исламского правления в Иране как шиитской стране.
Согласно принципам шиизма, право осуществлять духовную и государственную власть в умме имеют 12 имамов. Шииты отрицают законность права на имамат суннитских халифов. Согласно их учению, последний, 12-й имам Махди, исчез в 887 году, но существует тайно и появится в самое тяжелое время, чтобы установить справедливый общественный строй. В силу принципа махдизма, которого неуклонно придерживается шиитское духовенство, его отношения с верховной властью всегда были сложными и строились на компромиссной основе. Такой компромисс оказался исчерпанным в конце 1970¬х годов. Исламская революция победила в стране, которая по темпам экономического развития в то время была на одном из первых мест в мире. Однако население не смогло не только адаптироваться к стремительным социально-экономическим изменениям жесткой авторитарной модернизации, а более всего - к вестернизации, к активному распространению массовой западной культуры.
Революция изменила в Иране его государственный строй, внесла значительные коррективы в быт, культуру, экономику. Падение монархии Пехлеви поставило Иран перед выбором нового государственного строя. Его принципами стали идейно-политические принципы исламизма Хомейни: руководство богослова-законодателя, заместителя или представителя «тайного» шиитского имама, который позволяет создать исламское государство в современном мире даже при отсутствии преемника Пророка; дихотомическое видение мира, распределенного на угнетателей и угнетенных (интересы последних, причем не только мусульман, защищает исламская революция); националистический по сути, призыв борьбы против сил Запада и Востока (сверхдержав), которые стремятся к господству над «третьим миром».
3. После победы революции и провозглашения Исламской республики духовенство получило легитимную возможность установить теократический режим во главе с Хомейни. В декабре 1979 года была принята Конституция, стержнем которой был провозглашен ислам. Основополагающей статье Конституции является ст.4, которая провозглашает, что «все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические и другие законы и установки должны базироваться на исламских нормах».
Реализуя закрепленные в Конституции нововведения исламского типа, руководство Ирана осуществило огромную работу, которая дала очевидные результаты. Был создан новый государственный аппарат, в котором главное место принадлежит представителям высшего шиитского духовенства. Главой государства - носителем религиозной и светской власти является рахбар (руководитель), как воплощение принципа правления эрудированного богослова (ст.5 Конституции) . Он, согласно ст.110 Конституции, определяет генеральную линию в политике страны и осуществляет контроль за ее проведением. Полномочия рахбара конституционно обеспечивают ему возможность мощного воздействия на все аспекты государственной политики. Конституция закрепила доминирование в первые годы после революции радикальных взглядов, что в мировой литературе получили определение «исламский фундаментализм». На практике это привело к развитию централизованной политической и экономической системы, жесткой регламентации социальной, культурной, политическогй и экономической жизни общества. Происходило становление новой политической и государственной структуры, в которой сочетались светские и религиозные элементы.
4. Исламский характер Иранской республики также обусловлен другими структурами власти. Кроме меджлиса, как законодательного органа, Конституция предусмотрела создание еще одного законодательного органа - Наблюдательного Совета. Именно этот орган должен проверять все законы, принимаемые меджлисом, контролируя их соответствие нормам ислама и Конституции. Одним из высших органов власти стал Совет экспертов, созданный еще в 1979 году для разработки Конституции, а потом конституционно введенн в структуру власти как орган, главной обязанностью которого является выборы рахбара. В его состав входят авторитетные представители шиитского духовенства.
4. Согласно Конституции предусматривается и институт президентства. Президент - главное после рахбара высшее должностное лицо в государстве. Он возглавляет исполнительную власть в стране, на него возложены представительские и протокольные функции главы государства. Таким образом, функции главы государства распределены между рахбаром и президентом с перевесом прав в пользу рахбара.
Итак, в процессе исламизации страны республиканские выборные органы власти -- президент и парламент - получили «теократических двойников», формирование которых происходит без участия избирателей. Это дает основания утверждать о дуалистичности современной политической системы Ирана, которая проявляется не только в соотношении элементов религиозного и светского характера власти, но и в сочетании элементов авторитарного и демократического ее характера. Главным признаком власти, что придает ей и авторитарный и демократический характеры, безусловно, следует считать пребывания главой государства религиозного деятеля, наделенного очень широкими полномочиями.
5. Специфика исламской теократической власти оказывает существенное влияние на характер политической деятельности в Иране. Так, в стране на легальной основе действуют только партии с исламской идеологией и группировки шиитского духовенства, которые разделяют принципы Конституции.
Итак, исламская ирано-шиитская модель - это реальность, которую можно рассматривать в контексте альтернатив исторического развития, хотя она пока и не получила широкого распространения в качестве основы общественного и государственного строя мусульманских стран. По мнению многих исследователей, исламская революция в Иране продолжается. Современный иранский режим, рожденный исламской революцией, постоянно эволюционирует. Эволюция заключается в расширении или сужении рамок дозволенного в огромном пространстве исламских ограничений (политических, экономических, социальных). Но развивается эта революция по спирали. Такое движение исламской революции объясняется стремлением элиты сохранить жизнеспособность режима и не допустить прямолинейного, поступательного и растущего вектора ее эволюции, что привело бы к удалению от источников, ослаблению революционных принципов и в итоге - к трансформации режима с неизбежным завершением исламской революции в Иране.
6. В свете вышесказанного, можно с достаточной долей уверенности предположить, что в ближайшее десятилетие представителям и западной, и восточнохристианской, и индийской, дальневосточных цивилизаций предстоит строить свои отношения с вновь укрепляющей свое влияние в мире исламской суперсистемой-цивилизацией. При этом следует отметить, что рассмотренные выше события вполне вписываются в современный процесс глобализации.
Необходимость «диалога религий» еще более возрастает в период глобализации. То есть тогда, когда суперсистемы, в свою очередь, начинают интегрироваться в некую глобальную мегасистему планетарного масштаба.
Таким образом, религиозный фактор влияет на внешнюю и внутренню политику (в том числе и культурную) Ирана как на концептуальном уровне обеспечения идеологического лидерства в регионе и исламском мире, так и в практической плоскости его реализации.
Если конфессиональные противоречия являются основой соперничества с другими странами региона - это в большинстве случаев религиозная мотивированность становится эффективным инструментом осуществления собственной политики далеко за пределами государственных границ. Объяснить это можно только определенными принципами «геа1 politique», так и принципами существования уммы, которыми признается единство и взаимодополняемость религии и политики.
Мерилом влияния религии на внешнюю политику можно считать международно-политическую ситуацию, характер задач государства на мировой арене, а также глубину духовных убеждений того или иного правителя. По сути, идеалистические цели на практике достигаются исключительно прагматическими средствами, обеспечивающими Ирану получения рычагов влияния за рубежом как в исламском, так и на западном или постсоветском пространстве.
За тридцать лет, прошедших после иранской революции, исламский радикализм часто мешал назревшим социально-экономическим и религиозно-идеологическим преобразованиям. «Исламская республика» в современной иранской трактовке нуждается в реформах, а иранский народ готов к переменам, в то время как властно-клерикальная верхушка видит в реформах непосредственную угрозу существующему режиму.
Сочетание таких несовместимых, казалось бы, вещей как характерный для иранского общества исламский традиционализм с демократическими ценностями оказывается для нового поколения иранцев тем фундаментом, на котором появится мощное как в политико-правовом, так и в духовно-нравственном измерении Иранского государства.
На данный момент в Иране руководство страны пытается ускорить процесс модернизации путем повышения качества образования и уровня науки. В связи с этим, с одной стороны, нельзя исключать вероятность «прорыва» в поиске альтернативных технологий или разработки собственных технологий, особенно в условиях общемирового информационного пространства.
В конце XIX в. начался процесс модернизации традиционной системы обучения. Однако, традиционные мусульманские образовательные институты существуют и сегодня, хотя и в модифицированном виде. Параллельно также функционируют учебные заведения европейского типа.



1. Конституция Исламской Республики Иран // Весна свободы. — М.: Пресс-отдел посольства ИРИ, 1994.-74 с.
2. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, 09.12.1948 // Права человека: Сборник международных договоров. — Нью-Йорк, 1989.- С.27-35.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод, 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ. 08.01.2001, № 2, ст. 163.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах, 16.12.1966 // Права человека: Сборник международных договоров. Нью-Йорк, 1989. - С.12-17.
5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 16.12.1966 // Права человека: Сборник международных договоров. Нью- Йорк, 1989.- С.21-27.
6. Резолюция СБ ООН № 598 «Ситуация в отношениях между Ираком
и Ираном» от 20 июля 1987 г. / [S/RES/598 (1987)]. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://daccess-dds-
ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/524/96/IMG/NR052496.pdf
7. Резолюция СБ ООН № 540 598 «Ситуация в отношениях между
Ираком и Ираном» от 31 октября 1983 г. [S/RES/540 (1983)]. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://daccess-dds-
ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/454/32/IMG/NR045432.pdf
8. Изречения, афоризмы и наставления великого вождя исламской революции Его светлости имама Хомейни (да упокоит Аллах его душу). Тегеран: Изд-во произведений Его светлости имама Хомейни. Международный отдел, 1995. - 156 с.
9. Имам Хомейни. Путь к свободе. Серия «Вожди народов XX век». - М.: Палея-Мишин, 1999. - 420 с.
10. Имам Хомейни. Религиозное и политическое завещание. - М.: Палея, 1999. - 103 с.
11. Имам Хомейни и духовное возрождение (тезисы докладов). Материалы Международного конгресса. М.: ИСАА при МГУ, 2000. - 106 с.
12. Жуков Д. А. Небо над Ираном ясное. Очерк политической биографии имама Хомейни. - М.:Восток, 1999. - 223 с.
13. Коран. Перевод смыслов и комментарии / перевод с арабского и комментарии Кулиев Э. Р. М.: Умма, 2005. - 800 с.
14. Сура Пророки. Перевод Э.Р.Кулиева. - М.:Палея, 1999. -107 с.
15. Хамид Ансари. Имам Хомейни. Политическая борьба от рождения до кончины. М.:Палея, 1999. - 301 с.
II. Исследования
16. Аббас Манучихри. Политическая система Ирана. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. - 299 с.
17. Алиев С.М. История Ирана. ХХ век. - М.: ИВ РАН - Крафт +, 2004. - 329 с.
18. Андреева О.В., Юртаев В.И. Религиозный фактор в контексте глобального развития человечества. // Глобализация и мультикультурализм. М.: РУДН, 2004. - 327 с.
19. Ахмедов В.М. Социально-политические процессы в арабских странах Ближнего Востока. М.:Крафт+, 2007. - 421 с.
20. Бартольд В.В. Сочинения в 9 т. - Т. 6. Работы по истории ислама и Арабского халифата. - М.:Наука, 1966. - С. 303.
21. Вартаньян Э.Г. Эволюция исламского правления в Иране (конец ХХ - начало XXI в.) // Краснодар. - 2006. - №3. - С. 10-14.
22. Васильев Л.С. Ислам как религиозная доктрина // Азия и Африка сегодня. - 1977. - N 7. - С. 87.
23. Володин А.Г. Новые региональные лидеры: параметры
геополитического влияния. // Север Юг - Россия 2008: Ежегодник / Отв. ред. В.В. Сумский, В.Г. Хорос. - М.: ИМЭМО РАН, 2009. - С. 26-29.
24. Гараджа В.И. Социология религии / В.И. Гараджа - М. : Аспект Пресс, 1996. - 239 с.
25. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права и свободы человека. Трактовка свободы как важнейшего принципа права / А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына // Адвокат. - 2006. - № 7. - С. 26-31.
26. Давид Рене, Жоффре-Спинози Камилла. Основные правовые системы современности /Пер. с фр. В.А. Туманова. - М.: Международные отношения, 2003. - 399 с.
27. Детская бедность и ислам - в перспективе прав ребенка, прежде
всего в отношении Ирана, 1 апреля 2008. - URL:
http://www.refworld.org.ru/docid/53d627364.html [дата доступа 18 августа 2015]
28. Долгов Б.В. Исламизм в контексте межцивилизационного взаимодействия // Восток. - № 4. - 2007. - С.87.
29. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в двух революциях: 1905¬1911 и 1978-1979 гг. М.:Восток, 1998. - 423 с.
30. Дорошенко Е.А. Эволюция исламских концепций в официальной идеологии Ирана (1963-1983). // Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока / Отв. ред. Ю.В. Ганковский. - М.: Наука, 1986. - 238 с.
31. Дружиловский С.Б. Исламская модель развития как альтернатива вестернизации восточного общества (вопросы теории и практики) // Мусульманские страны у границ СНГ. - 2002. - №7. - С. 105-106.
32. Дунаева Е.В. Доклад к 30-летию исламской революции в Исламской Республике Иран: Портфель министра в руках иранской женщины. - М.:Палея, 2009. - 57 с.
33. Дунаева Е.В. Политическое завещание имама Хомейни: вызовы и угрозы исламскому режиму. - «30 лет Исламской республике Иран: основные итоги и перспективы развития. М.:Наука, 1999.- 75 с.
34. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. - М.: Восток, 2003. - 456 с.
35. Зеленков М.Ю. Мировые религии: история и современность: учеб. пособие / М.Ю. Зеленков. — М.: Юридический институт МИИТ, 2003. - С.2-6.
36. Игнатенко А.А. Молчащий Аллах и словоохотливые люди. / А. Игнатенко // Восхваление. Исааку Моисеевичу Фильштинскому посвящается... - М.: Ключ-С, 2008. - 367 с.
37. Имаков Т.З., Семедов С.А. Хомейнизм — идеология политического ислама // Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 2010. - № 4. - С. 170.
38. Иран: Ислам и власть. / Отв. ред. Н.М. Мамедова, Мехди Санаи. М.: Институт востоковедения РАН, Издательство «Крафт+», 2001. - 280 с.
39. Комаров С.А. Теория государства и права. М.:Восток, 2001. - 556 с.
40. Кристиан Тамушат. Права человека. Перевод Хусейна Шарифи Тераз Кухи, изд. Мизан, 1989, 1 выпуск. - 267 с.
41. Кудрявцев А.Н. Влияние внешнего фактора на
внутриполитические процессы современного Ирана // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2009. - № 4. - С.49-58.
42. Кудрявцев А.Н. Иранская политическая элита через призму доктрин диалога культур и столкновения цивилизаций // Вопросы элитологии. - Т.6. - 2009. -№9. - С.141-148.
43. Кудрявцев А.Н. Концепции и реальные воплощения теократии и теодемократии (на примере Ирана) // «Социально-гуманитарные знания». - №7. - 2010. - С. 93-97.
44. Максаковский В. П. Географическая картина мира : в 2 кн. М.: Дрофа. - 2008. Кн. 1. - 495 с.; 2009. - Кн. 2. - 480 с.
45. Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламистский проект. М.: Весь мир, - 2006. - 222 с.
46. Мамедова Н. М. Особенности и перспективы трансформации исламской государственности в Иране // Ислам на современном Востоке. Регион стран Ближнего и Среднего Востока, Южной и Центральной Азии / отв. ред. В. Я. Белокреницкий и А. З. Егорин. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2004. - С. 98.
47. Мамедова Н.М. Иран в XX веке. Роль государства в экономическом развитии. / Ин-т изуч. Изр. и Бл. Востока. М.:Дрофа, 1997. - 144 с.
48. Манучихри А. Политическая система Ирана. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. - 44 с.
49. Мирзахмедов А. Феномен ислама // Социологические исследования. - 2003. - № 3. - С. 93-96.
50. Мусульманские страны. Религия и политика / Отв. ред. A.B. Малашенко, Й. Музикарж. - М.: Наука, Главная редакция восточной
литературы, 2011. - 183 с.
51. Наумкин В.В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов // Восток. М., 2006, № 1; Ланда Р.Г. Международный форум
востоковедов и африканистов в Санкт-Петербурге // Восток. М., 2006, № 4; Долгов Б.В. Исламизм в контексте конфликта цивилизации // Конфликты на стыках цивилизаций в начале ХХХ века. М., 2007.
52. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М.Бим- Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. - М.:Восток, 2003. - 453 с.
53. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв. СПб., 2007. - С. 257
54. Писманик М.Г. Религия в истории и культуре = Religion in history and culture [Текст]: Учеб. для студентов вузов / [М.Г. Писманик, Р.Г. Балтанов, Г.Р. Балтанова и др.]; под ред. М.Г. Писманика. — 2. изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 591 с.
55. Права человека// Отв. ред. Е.А. Лукашева. 2-е изд-е, перераб. М.: Норма, 2009. - 156 с.
56. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М.:Дрофа, 2004.
57. Рамазани Рухуллах. Аналитические рамки внешней политики Исламской Республики Иран. // Пер. Алиреза Таййиб. - Тегеран, Т. 6, 2009. - 784 с.
58. Сайфзаде Саййед Хусайн Внешняя политика ИРИ. Теоретическая стратегия и практический подход. - Тегеран, 2005. - 566 с.
59. Сафи А. Модернизация системы образования Ирана и перспективы ее развития // Нававрие амузиши, 1-385 (2006), № 3.-С.49-54.
60. Система учебных заведений в Иране А. МЕМАН 2002 - 20 с.
61. Социально-политические системы стран Среднего Востока (Турция, Иран, Афганистан) (с углубленным изучением истории и культуры ислама): Курс лекций / Марчуков В. Ф., Зобова И. Ю. - Казань: К(П)ФУ, 2012. - 117 с.
62. Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока (ХХХ - ХХ вв.). - М.:Восток, 1974.
63. Степанянц М.Т. Гуманистическая традиция в мусульманской культуре // Общественные науки и современность. - 1994. - № 4. - С.167-170.
64. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура / Отв. ред. Б.Н. Топорнин; Институт государства и права РАН - М., 1997. - 48 с.
65. Томпсон М. Философия религии. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 384 с.
66. Тридцать лет исламской революции в Иране. Сборник статей российских и иранских ученых. - М.:Дрофа, 2009. - 348с.
67. Улыбина Т. Понятие и классификация субъективных прав и свобод и способы их ограничения. / Т. Улыбина // Право и жизнь. - 2006. - № 99 (9). - С. 36-40.
68. Филин Н. А. Социально-историческое развитие Исламской
Республики Иран (1979-2008 гг.): факторы устойчивости государственной
власти: дис. канд. ист. наук. М.: РГГУ, 2012.- С.78-83.
69. Хатами М. Иранистика - это окно, открытое для того, чтобы слышать, знать и говорить Это окно должно быть шире открыто перед миром // Иран сегодня. - 2003. - № 1. - С.2-7.
70. Хатами М. Ислам, диалог и гражданское общество. М.: РОССПЭН, 2001. С. 152-178.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ