ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДЛОЖНО - ПАДЕЖНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОНР (УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОНР (УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) 8
1.1. Понятие предложно-падежных конструкций 8
1.2. Особенности формирования представления о предлогах и навыков их
употребления младшими школьниками в учебных конструкция 14
1.3.Особенности использования предложно-падежных конструкций обучающимися с ОНР 18
1.4 Основные направления логопедической работы по развитию предложно¬падежного конструирования у обучающихся с ОНР (уровень начального общего образования 23
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОГО
КОНСТРУИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОНР (УРОВЕНЬ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) 30
2.1 Организация исследования уровня использования предложно-падежных
конструкций у обучающихся с ОНР (уровень начального общего образования) 30
2.2 Анализ результатов исследования особенностей использования предлогов
у обучающихся с ОНР (уровень начального общего образования) 32
2.3 Система логопедической работы по предложно-падежных конструкций у
обучающихся с ОНР (уровень начального общего образования) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
ГЛАВА I НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОНР (УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) 8
1.1. Понятие предложно-падежных конструкций 8
1.2. Особенности формирования представления о предлогах и навыков их
употребления младшими школьниками в учебных конструкция 14
1.3.Особенности использования предложно-падежных конструкций обучающимися с ОНР 18
1.4 Основные направления логопедической работы по развитию предложно¬падежного конструирования у обучающихся с ОНР (уровень начального общего образования 23
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОГО
КОНСТРУИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОНР (УРОВЕНЬ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) 30
2.1 Организация исследования уровня использования предложно-падежных
конструкций у обучающихся с ОНР (уровень начального общего образования) 30
2.2 Анализ результатов исследования особенностей использования предлогов
у обучающихся с ОНР (уровень начального общего образования) 32
2.3 Система логопедической работы по предложно-падежных конструкций у
обучающихся с ОНР (уровень начального общего образования) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Речь является важнейшей психической функцией человека, которая является основным средством общения. Речевая коммуникация способствует взаимодействию между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Развитие речи представляет собой сложный и многоуровневый процесс. В процессе общего развития ребенок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит обогащения его словарного запаса и овладением лексико-грамматическим строем речи. В ходе общего и речевого развития ребенка одни языковые группы усваиваются быстрее, другие значительно позже. В результате на различных стадиях речевого развития детей одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда могут возникнуть затруднения нарушений разговорных норм детьми.
В последнее время, развитие грамматического строя у детей с недоразвитием речи является одной наиболее значимой в логопедии. У детей, имеющие речевую патологию, отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений. Степень
выраженности этой несформированности неодинакова и не всегда соотносится с тяжестью двигательных и речевых нарушений. В одних случаях у детей наблюдаются проблемы в определении правой и левой стороны тела или предмета, в ориентировке в окружающем пространстве, в других случаях - в понимании и использовании грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения.
В грамматическом оформлении речи у детей отмечается неправильное употреблении предлогов (согласовании различных частей речи). Вследствие этого, дети не слышат предлоги, не понимают их значение. При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими затруднениями: значения грамматических форм более абстрактны, правила грамматического искажения слов многообразны. Своеобразие изучения грамматического строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, в искажении общей картины речевого развития.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию предложно-падежных конструкций у обучающихся с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить уровень сформированности навыков предложно-падежного конструирования у обучающихся с ОНР (уровень начального общего образования) с учетом которого разработать систему логопедической работы.
Объект исследования: предложно - падежные и.
Предмет исследования: логопедическая работы по развитию
предложно-падежного конструирования у обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования.
Гипотеза исследования: употребление предложно-падежных
конструкцийобучающимися с ОНР будет существенно отличаться, что обусловлено спецификой хода речевого развития. В связи с этим логопедическую работу необходимо организовывать систематично.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть предлог как часть речи.
2. Изучить формирование навыков употребления предлогов в онтогенезе
3. Раскрыть особенности речевого развития детей с ОНР
4. Описать и проанализировать результаты проведенного обследования употребления предлогов в предложно-падежных конструкциях обучающимися с ОНР (уровень начального общего образования).
5. Представить систему работы по развитию предложно-падежного конструирования.
Методы исследования:
- методы теоретического исследования (анализ научной литературы);
- диагностические методики;
-количественный и качественный анализ полученных данных;
- моделирование.
База исследования: в исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста Муниципального образовательного учреждения «Северная средняя общеобразовательная школа № 2 Белгородского района Белгородской области», класс 2 «Б».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В последнее время, развитие грамматического строя у детей с недоразвитием речи является одной наиболее значимой в логопедии. У детей, имеющие речевую патологию, отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений. Степень
выраженности этой несформированности неодинакова и не всегда соотносится с тяжестью двигательных и речевых нарушений. В одних случаях у детей наблюдаются проблемы в определении правой и левой стороны тела или предмета, в ориентировке в окружающем пространстве, в других случаях - в понимании и использовании грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения.
В грамматическом оформлении речи у детей отмечается неправильное употреблении предлогов (согласовании различных частей речи). Вследствие этого, дети не слышат предлоги, не понимают их значение. При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими затруднениями: значения грамматических форм более абстрактны, правила грамматического искажения слов многообразны. Своеобразие изучения грамматического строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, в искажении общей картины речевого развития.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию предложно-падежных конструкций у обучающихся с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить уровень сформированности навыков предложно-падежного конструирования у обучающихся с ОНР (уровень начального общего образования) с учетом которого разработать систему логопедической работы.
Объект исследования: предложно - падежные и.
Предмет исследования: логопедическая работы по развитию
предложно-падежного конструирования у обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования.
Гипотеза исследования: употребление предложно-падежных
конструкцийобучающимися с ОНР будет существенно отличаться, что обусловлено спецификой хода речевого развития. В связи с этим логопедическую работу необходимо организовывать систематично.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть предлог как часть речи.
2. Изучить формирование навыков употребления предлогов в онтогенезе
3. Раскрыть особенности речевого развития детей с ОНР
4. Описать и проанализировать результаты проведенного обследования употребления предлогов в предложно-падежных конструкциях обучающимися с ОНР (уровень начального общего образования).
5. Представить систему работы по развитию предложно-падежного конструирования.
Методы исследования:
- методы теоретического исследования (анализ научной литературы);
- диагностические методики;
-количественный и качественный анализ полученных данных;
- моделирование.
База исследования: в исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста Муниципального образовательного учреждения «Северная средняя общеобразовательная школа № 2 Белгородского района Белгородской области», класс 2 «Б».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В ходе проведения нашей работы было выявлено, что данная проблема изучена мало и требует дальнейшей проработки как ряда теоретических положений, так и проведения практических исследований в области изучения особенностей предложно-падежных конструкций у обучающихся с ОНР.
Проанализировав специализированную литературу по проблеме исследования, нами были изучены особенности, методы исследования и уровни сформированности предложно-падежных конструкций у обучающихся с общим недоразвитием речи.
На основе анализа литературы можно сказать, что предложно-падежная конструкция - это единый функциональный комплекс предлога и падежа. Предложные конструкции выражают разнообразные значения: место, время, способ действия, причину, цель, отношение к предметам. Нарушения в усвоении предложно-падежных конструкций у обучающихся с общим недоразвитием речи связано с пространственным и оптико-пространственным фактором, несформированностью пространственной ориентировки.
Провели экспериментальное исследование особенностей предложно- падежных конструкций у обучающихся с общим недоразвитием речи. Ошибки в использовании падежей и предлогов у детей с ОНР многочисленны и специфичны и носят как продуктивный, так и непродуктивный характер, соответствующий низкому уровню развития их грамматических средств языка.
Следовательно, выдвинутая нами гипотеза о том, что предложно-падежные конструкции обучающихся с ОНР будут существенно отличаться от предложно-падежных конструкций, употребляемых детьми с нормальным речевым развитием, что обусловлено незрелостью оптико-пространственных представлений и спецификой хода речевого развития. Данные особенности будут проявляться в следующем:
• в трудностях понимания и употребления предлогов, выражающих пространственное значение;
• неправильное употребление имени существительного в разных падежах;
• ошибки грамматического оформления.
Проанализировав специализированную литературу по проблеме исследования, нами были изучены особенности, методы исследования и уровни сформированности предложно-падежных конструкций у обучающихся с общим недоразвитием речи.
На основе анализа литературы можно сказать, что предложно-падежная конструкция - это единый функциональный комплекс предлога и падежа. Предложные конструкции выражают разнообразные значения: место, время, способ действия, причину, цель, отношение к предметам. Нарушения в усвоении предложно-падежных конструкций у обучающихся с общим недоразвитием речи связано с пространственным и оптико-пространственным фактором, несформированностью пространственной ориентировки.
Провели экспериментальное исследование особенностей предложно- падежных конструкций у обучающихся с общим недоразвитием речи. Ошибки в использовании падежей и предлогов у детей с ОНР многочисленны и специфичны и носят как продуктивный, так и непродуктивный характер, соответствующий низкому уровню развития их грамматических средств языка.
Следовательно, выдвинутая нами гипотеза о том, что предложно-падежные конструкции обучающихся с ОНР будут существенно отличаться от предложно-падежных конструкций, употребляемых детьми с нормальным речевым развитием, что обусловлено незрелостью оптико-пространственных представлений и спецификой хода речевого развития. Данные особенности будут проявляться в следующем:
• в трудностях понимания и употребления предлогов, выражающих пространственное значение;
• неправильное употребление имени существительного в разных падежах;
• ошибки грамматического оформления.



