ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОНР (УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) 8
1.1. Понятие предложно-падежных конструкций 8
1.2. Особенности формирования представления о предлогах и навыков их
употребления младшими школьниками в учебных конструкция 14
1.3.Особенности использования предложно-падежных конструкций обучающимися с ОНР 18
1.4 Основные направления логопедической работы по развитию предложно¬падежного конструирования у обучающихся с ОНР (уровень начального общего образования 23
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОГО
КОНСТРУИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОНР (УРОВЕНЬ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) 30
2.1 Организация исследования уровня использования предложно-падежных
конструкций у обучающихся с ОНР (уровень начального общего образования) 30
2.2 Анализ результатов исследования особенностей использования предлогов
у обучающихся с ОНР (уровень начального общего образования) 32
2.3 Система логопедической работы по предложно-падежных конструкций у
обучающихся с ОНР (уровень начального общего образования) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Речь является важнейшей психической функцией человека, которая является основным средством общения. Речевая коммуникация способствует взаимодействию между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Развитие речи представляет собой сложный и многоуровневый процесс. В процессе общего развития ребенок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит обогащения его словарного запаса и овладением лексико-грамматическим строем речи. В ходе общего и речевого развития ребенка одни языковые группы усваиваются быстрее, другие значительно позже. В результате на различных стадиях речевого развития детей одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда могут возникнуть затруднения нарушений разговорных норм детьми.
В последнее время, развитие грамматического строя у детей с недоразвитием речи является одной наиболее значимой в логопедии. У детей, имеющие речевую патологию, отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений. Степень
выраженности этой несформированности неодинакова и не всегда соотносится с тяжестью двигательных и речевых нарушений. В одних случаях у детей наблюдаются проблемы в определении правой и левой стороны тела или предмета, в ориентировке в окружающем пространстве, в других случаях - в понимании и использовании грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения.
В грамматическом оформлении речи у детей отмечается неправильное употреблении предлогов (согласовании различных частей речи). Вследствие этого, дети не слышат предлоги, не понимают их значение. При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими затруднениями: значения грамматических форм более абстрактны, правила грамматического искажения слов многообразны. Своеобразие изучения грамматического строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, в искажении общей картины речевого развития.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию предложно-падежных конструкций у обучающихся с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить уровень сформированности навыков предложно-падежного конструирования у обучающихся с ОНР (уровень начального общего образования) с учетом которого разработать систему логопедической работы.
Объект исследования: предложно - падежные и.
Предмет исследования: логопедическая работы по развитию
предложно-падежного конструирования у обучающихся, осваивающих уровень начального общего образования.
Гипотеза исследования: употребление предложно-падежных
конструкцийобучающимися с ОНР будет существенно отличаться, что обусловлено спецификой хода речевого развития. В связи с этим логопедическую работу необходимо организовывать систематично.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть предлог как часть речи.
2. Изучить формирование навыков употребления предлогов в онтогенезе
3. Раскрыть особенности речевого развития детей с ОНР
4. Описать и проанализировать результаты проведенного обследования употребления предлогов в предложно-падежных конструкциях обучающимися с ОНР (уровень начального общего образования).
5. Представить систему работы по развитию предложно-падежного конструирования.
Методы исследования:
- методы теоретического исследования (анализ научной литературы);
- диагностические методики;
-количественный и качественный анализ полученных данных;
- моделирование.
База исследования: в исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста Муниципального образовательного учреждения «Северная средняя общеобразовательная школа № 2 Белгородского района Белгородской области», класс 2 «Б».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В ходе проведения нашей работы было выявлено, что данная проблема изучена мало и требует дальнейшей проработки как ряда теоретических положений, так и проведения практических исследований в области изучения особенностей предложно-падежных конструкций у обучающихся с ОНР.
Проанализировав специализированную литературу по проблеме исследования, нами были изучены особенности, методы исследования и уровни сформированности предложно-падежных конструкций у обучающихся с общим недоразвитием речи.
На основе анализа литературы можно сказать, что предложно-падежная конструкция - это единый функциональный комплекс предлога и падежа. Предложные конструкции выражают разнообразные значения: место, время, способ действия, причину, цель, отношение к предметам. Нарушения в усвоении предложно-падежных конструкций у обучающихся с общим недоразвитием речи связано с пространственным и оптико-пространственным фактором, несформированностью пространственной ориентировки.
Провели экспериментальное исследование особенностей предложно- падежных конструкций у обучающихся с общим недоразвитием речи. Ошибки в использовании падежей и предлогов у детей с ОНР многочисленны и специфичны и носят как продуктивный, так и непродуктивный характер, соответствующий низкому уровню развития их грамматических средств языка.
Следовательно, выдвинутая нами гипотеза о том, что предложно-падежные конструкции обучающихся с ОНР будут существенно отличаться от предложно-падежных конструкций, употребляемых детьми с нормальным речевым развитием, что обусловлено незрелостью оптико-пространственных представлений и спецификой хода речевого развития. Данные особенности будут проявляться в следующем:
• в трудностях понимания и употребления предлогов, выражающих пространственное значение;
• неправильное употребление имени существительного в разных падежах;
• ошибки грамматического оформления.
1. Азова О.И.Дизорфография у младших школьников общеобразовательной школы / О.И. Азова // V Царскосельские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции. - СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2011. - С.3 - 4. - 0,3 п.л.
2. Азова О.И. Дифференциальная диагностика дизорфографии у младших школьников / Р.И. Лалаева, О.И. Азова // Школьный логопед. - 2015. - № 5-6 (8-9). - С.12-21. - 1 п.л. (Автору принадлежит 0,5 п.л.).
3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,
2010. - 400 с.
4. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего
5. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму // Современные подходы к диагностике коррекции речевых расстройств / Отв. Ред. М.Г. Храковская.- СПб.: Изд-во С.-Пб. Ун-та, 2011, -С.195-213.
6. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М.,
2012. - 320с.
7. Визель Т.Г., Дмитрова Е.Д.Дизорфография у учащихся средней и
старшей школы // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Мат-лы I Межд. конференции Российской ассоциации
дислексии. - М.: Изд-во МСГИ, 2014. - 296 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-и т.т. Т 2. -с. 6-354. Т.4.- с.340-386./ Под ред. Ярошевского М.Т. - М.: Педагогика, 1983.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: ГЕОДАР,
2011. - 213с.
10. Гриншпун Б.М. Классификация нарушений речи // Логопедия. / Под ред. Волковой Л.С. - М.: ВЛАДОС, 2015. - с 44-55.
11. Емельянова Е.Н. Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. - СПб.: Питер, 2011.- 96 с.: ил.- ( Серия «Детскому психологу»).
12. Комарова В.В., Милостивенко Л.Г., Сумченко Г.М. Соотношение дисграфических и орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи // Патология речи: Сб. - СПб., 2012. - 102с.
13. Клобуков Е.В. Русский язык. Учебник для ССУЗов/Клобуков Е.В., Лекант П.А., Маркелова Т.В.-М.: Издательство «Дрофа»,2010.- 358 с.
14. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников/ Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова.- М.: Изд-во Союз СПб, 2011.- 219 с.
15. ЛалаеваР.И.Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Мат-лы I Межд. конференции Российской ассоциации дислексии. - М.: Изд-во МСГИ, 2014. - 296 с.
16. Левина Р.Е. Связь орфографических затруднений у младших школьников с особенностями их речевого развития // Тезисы докладов III научной сессии по дефектологии. - М.: Просвещение, 2010. - 320с.
17. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность - М.:
Просвещение, 1969. - 214 с.
18. Лекант П.А. Современный русский язык: учебник для бакалавров/ П.А. Лекант Е.И., Диброва и др. 5 изд.-М.: Издательство Юрайт, 2014.-559 с.
19. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы
обучения в общеобразовательной школе. - М.: Изд-во «Институт
практическойпсихоло-гии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. - 64 с.
20. Львов М.Р. Основы теории речи : учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов. - М. : Изд. центр «Академия», 2012. - 248 с.
21. Маркелова Т.В. Семантика оценки и средства ее выражения в
46 русском языке. -Учеб. Пособие по спецкурсу.- М.: Изд-во МПУ,1993.-125 с.
22. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология - № 2, 2011 - 212с.
23. Монина Т.С. Синкретическая семантика вставных конструкций в репродуктивном стиле речи .-Владимир: ВГГУ, 2013.-386 с.
24. Нейропсихологическая диагностика, обследования письма и чтения младших школьников /под общ.ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой.- М.: Сфера, 2013. - 128с.
25. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб., 2011. - 240 с.
26. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.- СПб., 2012. - 208 с.
27. Прищепова И.В. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения письменной речи // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. - СПб., 2012. - 220с.
28. Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы (1 -4). - М., 1988.
29. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. - М., 1983.
30. Самсонов Н.Б. Русский язык и культура речи. - СПб.: «Оникс- Лит», 2010.-304 с.
31. Сикорский И.А. Развитие речи у детей // Сб. научно - литературных статей. - Киев, 1899.
32. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М., Просвещение, 1980. - 414 с.
33. Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения - М.: Эксмо, 2005 - 224 с
34. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. - М.: Профессиональное образование, 2003. - 232с.
35. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000.
36. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб.пособие для вузов / А.Н. Щукин. - М. :Высш. школа, 2003. - 334 с
37. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. - М.: АРКТИ, 1996. - 176 с.
38. Яцель О.С. Коррекция оптическойдисграфии у младших школьников. Альбом упражнений для индивидуальной работы.- М.: Гном,
2013. -32 с.