Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политические аспекты современного исламского экстремизма (на примере Египта)

Работа №6876

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

политология

Объем работы171стр.
Год сдачи2002
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
852
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Ислам и экстремизм. Традиции и современность 16
1.1. Мусульманская цивилизация и её составляющие
на современном этапе 16
1.2. Современные исламские идейные течения.
Фундаментализм и экстремизм 36
1.3. Идеология исламского экстремизма.
Концепция джихада 55
Глава 2. Становление исламского экстремизма в
Арабской Республике Египет 76
2.1. Ассоциация “Братъя-мусульмане” 76
2.2. Радикализация исламистского движения 87
2.3. Политическая практика экстремистских групп.
Обострение религиозно-политической ситуации 102
Глава 3. Исламский экстремизм на современном этапе 114
3.1. Политический процесс в Арабской республике Египет 114
3.2. Экстремистские группировки как политические институты 126
3.3. Экстремизм под исламскими лозунгами на современном этапе....135
Заключение 146
Библиографический список использованной литературы 156



В последнее время российские и западные политологи всё чаще обращаются к теме исламского экстремизма, одной из самых сложных проблем современной действительности. То, что сейчас принято называть мусульманским миром - это одна из главных составляющих нашего мироздания.
Экстремизм в исламе получил наибольшее распространение в течение последних четырёх десятилетий. Расширилась и зона его влияния, изменились масштабы практики экстремистов. Если на начальном этапе действия экстремистских элементов в исламе были направлены против иностранного присутствия, то теперь объектом их деятельности стали сами мусульманские общины. Обосновывается это тем, что современное мусульманское общество утратило свой первоначальный истинно исламский характер. На практике это выливается в агрессивные действия против существующих в ареоле исламского мира политических институтов властных структур.
Необходимо заметить, что в центре каждой цивилизации - религия, определяющая образ жизни её последователей. Ещё в большей степени это относится к Исламу - регулятору всех сфер жизнедеятельности мусульманина. Можно сказать, что в данный момент регионы традиционного распространения ислама в мире переживают сложный период в своём развитии. В такое время люди обычно обращаются к фундаментальным принципам той или иной религии или политической философии.
Ислам - исключительно “сильная” религия, далеко не сводящаяся только к вере в бога. Как и другие мировые религии, она представляет собой образ жизни, образ мыслей, более того - основу целой цивилизации. Эта религия, носящая системный характер, определяет все стороны жизни человека в мусульманском обществе от рождения до самой смерти, детерминируя его социальное поведение. И в этой связи необходимо оговориться, что сам тер¬мин - «Исламский экстремизм» - с научной точки зрения не совсем корректен. Речь, конечно же, идет об экстремизме, использующем ислам в качестве

религиозной идеологии. И в этой связи, отождествление экстремизма (исламского экстремизма) с исламским фундаментализмом или даже с исламизмом неверно. С другой стороны, в дальнейшем мы не раз будем говорить, что ислам, будучи цельной религией, не отделим от политики. Более того, он проникает во все формы общественного сознания. И с этой точки зрения, экстремизм может быть и исламским. Исследование проблемы исламского экстремизма требует особой взвешенности и тщательности, беспристрастного с научной точки зрения подхода. Это связано, прежде всего, с деликатностью вопроса, касающегося чувств верующих.
Возрастание политической роли ислама в 70-80-е годы связано и с такими факторами, как длительная военная конфронтация с Израилем, выдвинувшая исламские традиции в противовес сионистской идеологии. К оживлению “возрожденческих” тенденций привели и такие негативные явления в политической жизни некоторых арабских стран, как подавление левых сил, ориентация официальных идеологий на культивирование самобытности, традиций как противовеса “коммунистическим влияниям”.1
Конец XX века ознаменовался рядом перемен в мире ислама. К этому добавилось и установление монополярного мира и всплеск терроризма на планете. В этих условиях нового мирового порядка вопрос о роли много конфессиональной России в новом мире стал особенно актуальным. Соответственно активизировались и попытки некоторых внешних сил вовлечь Россию в противостояние с исламским миром.
В.М.Ахмедов полагает, что «некоторые радикальные исламские организации, не имеющие в силу ряда субъективных и объективных факторов возможности самореализоваться в районах исторического влияния исламской цивилизации, нашли удобную нишу для воплощения своих замыслов на периферии исламского мира, регионов, где традиционно были устойчивы позиции христианства, а население в своей массе было слабо подготовленным в культурно-просветительском плане к восприятию идей истинного ислама».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате глобальных изменений последнего десятилетия серьезную угрозу для национальной безопасности России, с учетом изменившейся в идеологическом и практическом плане геополитической ситуации, представляет религиозный экстремизм, который в современных условиях опирается на мощную поддержку из-за рубежа и усиливается за счет использования исламского прикрытия национал-сепаратистами. Особенно опасной становится практика слияния национального самосознания народов с религиозным фанатизмом.
Негативное влияние исламского экстремизма на состояние политической обстановки на южных границах России сегодня проявляется как непосредственно - через развитие обстановки на Северном Кавказе, так и опосредованно - через региональные вооруженные конфликты и очаги напряженности, деятельность ряда мусульманских государств дальнего зарубежья и международных исламских институтов в Закавказье и Центральной Азии. При¬чем все происходящие на этих направлениях процессы в значительной своей части взаимосвязаны и взаимообусловлены.
События августа-сентября 1999г. в Дагестане (вооруженный мятеж ваххабитов в кадарской зоне и вторжение боевиков с территории Чечни) ясно показали, что единственно действенным препятствием для распространения религиозного экстремизма является неприятие его самим обществом. Оче¬видно, что этап, когда изголодавшиеся по религии люди с легкостью подвергались идеологической обработке, прошел, а стремление определенных внешних сил подчинить своему влиянию мусульманские районы бывшего Советского Союза потерпели неудачу.


Абдуллаев М.А. Общественно-политическая мысль в Дагестане в нач.ХХ ве¬ка. - М., 1987г.
Алиев А.М. Война в Чечне: политико-правовые аспекты. //Путь ислама, №1 (23), 1996 г.
Актуальные проблемы Ближнего Востока. Материалы конференции, Москва, 30. 01.98 г.-М., 1998.
Антология мировой политической мысли. В 5 т. - М., 1997.
Антонов А. Египет: борьба с исламским экстремизмом.// Компас № 38-39, ИТАР-ТАСС, 28 сентября 1999 г.
Антонов А. Фундаментализм в Египте - “Компас”, № 16. ИТАР-ТАСС, 18 апреля 1996.
Арухов З.С. Концепция джихада в раннем исламе. Автореф. дисс. к.филос. наук. - Махачкала, 1995.
Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. - Махачкала, 1999г.
Ахмедов В.М. Россия, арабы и Кавказ.// Арабский сборник. - М., 2000.
Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. - М., 1982.
Бабкин С.Э. Движения политического ислама в Северной Африке. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. - М., 2000.
Бартольд В.В, Культура мусульманства - М., 1995
Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. - М., 1965.
Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. - М., 1957.
Беляев И.П., Примаков Е.М. Египет: время президента Насере. - М., 1981.
Беляков В. Новая попытка создания фундаменталистской партии. // “Азия и Африка сегодня”, 1996, № 9.
Бибикова О. Ваххабизм или то, что под ним подразумевается. Россия и Му-сульманский мир. 2000, №3.
Блищенко И.П. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями меж¬

дународного характера. - М., 1989.
Блищенко И.П., Жданов Н.В. Международно-правовая борьба с террориз¬мом.// Правоведение. 1975, № 1.
Борисов А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта (XX век).-М., 1991.
Вагабов М.В. Оглашён манифест о джихаде.// НГ-Религии. 1999г, 23 июня.
Васильев А.М. Египет и египтяне. - М., 2001.
Васильев А.М. История Саудовской Аравии. - М., 1999.
Васильев А.М. Исламский фундаментализм в Египте.// “Азия и Африка сего¬дня”, 1986, № 1.
Васильев А.М. Россия на Ближнем Востоке: от мессианства к прагматизму. - М., 1993.
Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.
Витюк В.В., Эфиров С.А. “Левый” терроризм на Западе: история и современ¬ность. - М, 1987.
Восток: рубеж 80-х (освободившиеся страны в современном мире) - М.,1985.
Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. - М., 2001.
Гаджикович Р. Терроризм и пропаганда. См. в сбор. ИНИОН: “Актуальные проблемы Европы. Проблемы терроризма”, 1997, № 4.
Голотюк Ю. Ваххабизм докатился до Кремля. Борьба с экстремизмом может привести к ограничению гражданских свобод // "Время новостей". 2000г., 26 июля.
Грачёв А.С. Политический экстремизм. - М.,1986.
Грачёв А.С. Тупики политического насилия. Экстремизм и терроризм, на службе международной реакции. - М., 1982.
Грин Дж. Египет: напряжённость, вызванная активизацией мусульманских фундаменталистов. // Ньюсуик, 1985, 5 июля.
Демидов А.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма. // “Государство и право”, 1992, № 4.
Донцов В.Е. Исламский фактор в международных отношениях.// “Диплома¬

тический ежегодник-97”. - М.,1997.
Донцов В.Е. Современные исламские движения и организации на Ближнем Востоке в системе международных отношений. - М., 2001.
Дьяков Н.Н. Тарикаты Арабского Магриба и Северного Кавказа в эпоху ев-ропейской колонизации. // Наш Дагестан. - 1994. - №172-173. - Июль- сентябрь.
Дьяков Н.Н. Тарикаты Арабского Магриба и Северного Кавказа в эпоху ев-ропейской колонизации. // Наш Дагестан. - 1994. - №172-173. - Июль- сентябрь.
Дюверже М. Политические партии. - М., 2001.
Ефремов В. Исламский экстремизм в Египте. - БПИ № 154, ТАСС, 8 августа 1986.
Ерасов Б.С. Взаимодействие культур и проблемы взаимопонимания. В сб.: Взаимодействие и взаимовлияние цивилизаций и культур на Востоке. (Материалы IV Всесоюзной конференции востоковедов. Т. 2.) - М., 1988.
Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М., 1990.
Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. Международно-правовые, экономические и гуманитарные аспекты. - М.,1991.
Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. - М., Политиздат, 1989.
Замковой В.И., Ильчиков М.З. Терроризм - глобальная проблема современ¬ности. - М., 1996.
Замойский JI. Тайные пружины международного терроризма. - М, 1982.
Зарубежный Восток: особенности идеологии и политики. - Ташкент, 1985.
Игнатенко А.А. Исламские концепции социально-экономического и полити-ческого развития: Ближнего Востока. - В сбор.: Философия и религия на Зарубежном Востоке. XX век. - М., 1985.
Игнатенко А.А. Политика государственного терроризма и исламские непра-вительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке. - В сбор.: исламский фактор в международных отношениях в



Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ