Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Международно-политические перспективы освоения Северного Морского пути

Работа №68755

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы74
Год сдачи2021
Стоимость2500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
311
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение (Карта Северного морского пути).

Введение 3
Глава 1. Международно-политическое значение Северного морского пути в освоении Арктики 7
1.1 Национально-государственные интересы России в Арктическом регионе 7
1.2 Роль и значение Северного морского пути в освоении Арктики: международно-политический аспект 19
Глава 2. Северный морской путь в структуре международной арктической транспортной системы 29
2.1 Международно-правовой режим Северного морского пути 29
2.2 Международная политика в контексте развития Северного морского пути как трансокеанической магистрали 38
Глава 3. Международно-политический потенциал Северного морского пути в XXI веке 48
3.1 Проблемы развития Северного морского пути в международной перспективе 48
3.2 Международное сотрудничество и российская внешнеполитическая стратегия в контексте освоения Северного морского пути 57
Заключение 63
Список использованных источников 68
Приложение 75


Вопросы, связанные с международно-политическими перспективами освоения северного морского пути достаточно глубоко изучены как отечественными, так и зарубежными исследователями.
В частности, среди российских специалистов вопросы правового режима Северного морского пути разрабатывают такие специалисты, как В. Гаврилов, Ю.Боброва, А.Несоленая, среди иностранных следует выделить канадского правоведа М. Байерса. Вместе с тем, значимость и проблематика исследуемых вопросов обуславливает необходимость новых работ в данном направлении.
Объектом исследования выступают международные отношения в Арктике.
Предмет исследования – конкретные политические действия правительств государств Арктического региона и перспективы таких государств в освоении Арктики.
Цель исследования - рассмотреть возможные варианты развития спорных ситуаций вокруг Северного морского пути с точки зрения политики.
Задачи исследования:
 изучить национально-государственные интересы России в Арктическом регионе;
 определить роль и значение Северного морского пути в освоении Арктики с точки зрения международно-политического аспекта
 рассмотреть международно-правовой режим Северного морского пути проанализировать международную политику в контексте развития Северного морского пути как трансокеанической магистрали;
 охарактеризовать проблемы развития Северного морского пути в международной перспективе;
 изучить международное сотрудничество и российскую внешнеполитическую стратегию в контексте освоения Северного морского пути.
Нормативная база исследования – международное и российское законодательство.
Научную базу исследования составляют труды таких авторов, как А.В. Баринов, Ю.П. Боброва, В.В. Гаврилов, А.А. Иванова, В.Н. Конышев, В.А. Медников, А.К. Несоленая, Н.В. Суханова, М.О. Тутова и др.
Методологию работы составляют такие методы, как анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в его рамках систематизируются основные представления о международно-политических перспективах освоения Северного морского пути.
Практическая значимость исследования связана с тем, что в ходе работы получен опыт планировании стратегии политики Российской Федерации в области освоения и использования Арктики.
Структурно исследование состоит из введения, трех глав, включающих в себя в общей сложности шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Если говорить о Полярном кодексе, то он поддерживает практику арктических государств по разрешительному порядку судоходства в арктических водах, что так же соответствует российским интересам.
Иначе говоря, действующее международное право прямо не посягает на интересы России в части использования Северного морского пути, вместе с тем, изменение международных политических реалий может обусловить и закрепление стремления «интернационализировать» Северный морской путь в нормах международного законодательства.
4) В международно-политической сфере существуют два основных подхода к вопросам использования Северного морского пути.
Одни государства, в первую очередь США, полагают необходимым открыть его для свободного использования другими государствами, поскольку речь идет о глобальной водной транспортной магистрали, соединяющей Атлантический и Тихий океаны.
Другие государства полагают незыблемым суверенитет арктических государств над водными магистралями и невозможностью обременения их своего рода «сервитутами».
Речь идет, например, о Канаде, которая так же находится под давлением, преследующим цель интернационализировать Северо-Западный проход, и свободное использование Северного морского пути создаст прецедент, явно невыгодный Оттаве.
Китай же, в свою очередь, предпочитает не оспаривать суверенное право России на использование Северного морского пути, а инвестировать в его освоение Россией и реализовывать здесь с нашим государством совместные проекты.
Безусловно, следует обратить внимание на то, что в адрес России постоянно высказываются обвинения в невозможность самостоятельно решить экологические проблемы акватории Севморпути и обеспечить здесь безопасность.
Соответственно, для защиты от таких обвинений нашему государству необходима реализация эффективной государственной политики в отношении своего арктического пространства.
5) С точки зрения перспективы своего международного использования Северный морской путь, если сравнивать его с трансокеаническими водными магистралями, проходящими через Суэцкий канал, характеризуется определенными преимуществами, в первую очередь с точки зрения военно-политической безопасности.
Здесь нет пиратов, побережья политически нестабильных государств и в целом «горячих точек».
Вместе с тем, Северный морской путь существенно уступает конкурентам с точки зрения инфраструктуры, которую в силу различных, в первую очередь климато-географических факторов, здесь создать намного сложнее.
И здесь возникает проблема, в рамках которой неспособность России самостоятельно обеспечить надлежащее функционирование Северного морского пути может явиться значимым доводом в поддержку международного соуправления Севморпутем.
Иными словами, международное сообщество может выдвинуть России своего рода «ультиматум» - либо наше государство самостоятельно обеспечивает Северный морской путь необходимой инфраструктурой, либо прибегает к помощи иностранных государств, вследствие чего Путь должен быть интернационализирован в качестве своего рода «платы» за международное содействие.
6) Основой внешнеполитической стратегии России в контексте освоения Северного морского пути должен быть посыл о том, что наше государство не допускает мысли о том, что Северный морской путь может быть передан в международное соуправление и свободное использование. Северный морской путь – это исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация России, которая не может быть выведена из-под суверенитета нашей страны. Вместе с тем, Россия не отказывается от международного сотрудничества в сфере освоения Севморпути, понимая, что в настоящее время собственных ресурсов для его освоения недостаточно. Наше государство должно декларировать, что полностью открыто для международного сотрудничества в данной сфере, инвестиций и т.д. Вместе с тем, такое сотрудничество и инвестиции не могут повлечь какие-либо политические последствия в виде изменения международно-правового статуса Северного морского пути, «расчет» с инвесторами возможен исключительно экономическими методами. Отдельно следует решать проблему депопуляции северных территорий, в первую очередь посредством поддержки традиционно проживающих там представителей коренных малочисленных народов Российской Федерации.



1. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982), вступила в силу для Российской Федерации 11 апреля 1997 года [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 23.01.2020).
2. Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах, вступил в силу для Российской Федерации 01 января 2017 года [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 23.01.2020).
3. Федеральный закон от 28 июля 2012 года № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 23.01.2020).
4. Указ Президента РФ от 05 марта 2020 года № 164 «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2035 года» // [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 23.01.2020).
5. «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утв. Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 года (№ Пр-1969) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 23.01.2020).

Научная литература


6. Андреев С.Н. К вопросу о проблематике международно-правового режима Северного морского пути / С.Н. Андреев // Московский журнал международного права. – 2019. - № 2. – С. 50-57.
7. Баринова А.В. К вопросу о роли и значении Севморпути для социально-экономического развития Северо-Востока России / А.В. Баринова // Вестник Северо-Восточного государственного университета. – 2018. - № 2. -С. 154-159.
8. Боброва Ю.П. Северный морской путь: национальный правовой режим в меняющемся международном контексте / Ю.П. Боброва // Российский Совет по международным делам. – 2016. - № 9. – С. 2-12.
9. Гаврилова И.Н. Проблемы малочисленных народов Севера России / И.Н. Гаврилова. // Вестник МГУ, серия «Управление (государство и общество)». – 2018. - №. 6. - С. 28-33
10. Гаврилов В.В. Правовой статус Северного морского пути Российской Федерации / В.В. Гаврилов // Журнал российского права. – 2018. - № 2. – С. 152-157.
11. Гаврилов В.В. Толкование и применение статьи 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В условиях сокращения ледового покрова Арктики / В.В. Гаврилов // Журнал российского права. – 2017. - № 4. – С. 63-69.
12. Жуков М.А. Проблемы экономического развития арктической зоны Российской Федерации / М.А. Жуков // НЭП - XXI век. Наука Экономика Промышленность. - 2016. - № 2. - С. 19-22.
13. Залывский Н.П. Северный морской путь: потенциал ожидания и реальные проблемы функционирования / Н.П. Залывский // Арктика и Север. -2015. - № 4. – С, 43-49.
14. Иванова А.А. Перспективы и особенности Северного морского пути. Транспортное освоение Арктики / А.А.Иванова // Вестник Мурманского арктического государственного университета. – 2020. - № 6 – С. 261-268
15. Ильин С.В. Северный морской путь: потенциал и проблемы развития / С.В. Ильин // Концепт. – 2020. - № 1. – С. 153-157.
16. Истомин А.В. Роль Северного морского пути в хозяйственном развитии и освоении северных территорий / А.В. Истомин/ Север промышленны.- 2017. - № 6. – С, 72-75.
17. Кондратов Н.А. Международные аспекты использования Северного морского пути на рубеже ХХ -XXI веков: экономико-географический аспект / Н.А. Кондратов // Arctic Environmental Research. – 2018. - № 4. – С. 103-107.
18. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Национальные интересы России в Арктике: мифы и реальность / В.Н. Конышев, А.А. Сергунин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. - № 4. – С. 142-147.
19. Ларионова В.А. Северный морской путь: перспективы развития / В.А. Ларионова. – М.: Директ-медиа, 2018. – 220 с.
20. Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Социально-экономические приоритеты устойчивого развития Арктического макрорегиона России // Экономика региона. 2017. Т. 13, вып. 4. С. 985-1004.
21. Лукин Ю.Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире / Ю.Ф. Лукин. - Архангельск, 2013. – С. 101-106.
22. Медников В. А. Полярный кодекс. Попытка критического осмысления / В.А. Медников // Московский журнал международного права. – 2017. - № 5. – С. 183-188.
23. Морозова А.В. К вопросу о проблемах освоения Северного морского пути / А.В. Морозова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. – 2020. - № 5. – С. 280-287.
24. Несоленая А.К. Политический механизм обеспечения национально-государственных интересов в Арктике: российский и зарубежный опыт / А.К. Несоленая. – Автореферат дисс.канд.полит. наук. – М., 2014. – 31 с.
25. Несоленая А.К. К вопросу о правовом статусе Северного морского пути в длительной перспективе / А.К. Несоленая // Arctic Environmental Research. – 2014. - № 1. – С. 55-60.
26. Николаева А.Б. Северный морской путь: проблемы и перспективы / А.Б. Николаева // Вестник Кольского научного центра РАН. – 2017. - № 2. – С. 194-199.
27. Обедков А.П. Проблемы сбережения и устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера России / А.П. Обедков // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2017. - № 2. – С. 47-53.
28. Овсянникова А.Н. Северный морской путь: планы и реалии развития / А.Н. Овсянникова // Вестник Пермского университета. – 2018. - № 5. – С. 203-207.
29. Проблемы Северного морского пути / Совет по изучению производительный сил РАН; Центр. науч.-исслед. и проектно-конструкт. ин-т. мор. флота (ЦНИИМФ). М., 2016.
30. Савинова Л.Д. К вопросу о проблемах развития Русского Севера / Л.Д. Савинова // Вестник Северо-восточного государственного университета. – 2018. - № 4. – С. 53-58.
31. Сидорова Т.Ю. Имплементация Полярного кодекса и защита интересов России по обеспечению устойчивого развития арктических морских пространств / Т.Ю. Сидорова // Сибирский юридический вестник. – 2017. - № 4. – С. 202-206.
32. Смаль С.В. Северный морской путь: проблемы стратегического развития и перспективы международного использования / С.В. Смаль // Общество: политика, экономика, право. -2018. - № 2. – С. 230-236.
33. Смирнов В.А. Национальные интересы России в Арктике / В.А. Смирнов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. – 2019. - № 2. – С. 101-105.
34. Смирнова А.К. К вопросу о проблемах правового статуса Арктики / А.К. Смирнова // Вестник Владимирского государственного университета. – 2017. - № 2. – С. 165-170.
35. Суханова Н.В. Роль Северного морского пути в обеспечении транспортных коммуникаций Севера и Арктики / Н.В. Суханова // Вестник Пермского государственного университета. – 2019. - № 7. – С. 200-206.
36. Тутова М.О. Перспективы развития Северного морского пути и инфраструктуры Арктической транспортной системы / М.О. Тутова // Молодой ученый. – 2018. - № 4. – С. 101-105.
37. Фисенко А.И. Риски организации судоходства в Арктике по Северному морскому пути / А.И. Фисенко // Транспортное дело России. – 2018. - № 4. – С. 186-192.
38. Фисенко А.И. Геополитические, правовые и транспортно-экономические аспекты развития Северного морского пути в России и задачи формирования грузовой базы морских перевозок// Проблемы транспорта Дальнего Востока. Пленарные доклады юбилейной десятой международной научно-практической конференции, посвященной 200-летию адмирала Г.И. Невельского. 2-4 октября 2013 г. - Владивосток: ДВО Российской Академии транспорта, 2013. - C. 21-26.
39. Фисенко А.И. Геополитические и транспортно-экономические аспекты развития Северного морского пути в России// Транспортное дело России. - 2013. - № 4 (107). - С. 235-238.
40. Чижков Ю.В. Северный морской путь в структуре арктической транспортной системы / Ю.В. Чижков // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. – 2019. - № 2. – С. 142-146.
41. Шевцов К.Е. К вопросу об «интернационализации» Северного морского пути / К.Е. Шевцов // Арктика и Север. – 2019. - № 1
42. Яковлева А.Н. Преодоление депопуляции Русского Севера: социально-экономический аспект / А.Н. Яковлева // Вестник Мурманского арктического государственного университета. – 2019. - № 2. – С. 31-36.
.
Документальные источники, материалы периодической прессы

43. «Арктическая доктрина» США: Северный морской путь будет заблокирован// РИА-Новости. – 2019. – 26 октября. https://ria.ru/20191018/1559911797.html
44. В Осло обсудили идею строительства Трансарктической железной дороги // РИА Новости. – 2019. – 28 ноября. https://ria.ru/20191128/155384249.html
45. В Сенате США назвали «справедливым» предложение сделать Севморпуть «мировым достоянием» // РИА-Новости. – 2019. – 18 марта. https://ria.ru/3559911597.html
46. Норвегия проведет проверку Севморпути // РИА Новости. – 2019. – 26 августа. https://ria.ru/20190826/1557894249.html
47. Украина хочет контролировать Северный морской путь // ТАСС. – 2019. – 17 ноября. https://tass.ru/23774624

Иностранные источники

48. Byers M. Who Owns the Arctic?: Understanding Sovereignty Disputes in the North». Ванкувер, 2009
49. Jason В. International the Northern sea route – be or not to be? // The Wall Street Journal, 16.02.2020. Режим доступа: https://www.wsj.com
50. Jonas Gahr St0ne, министр иностранных дел Норвегии. Речь в китайском Институте международных исследований. - Пекин, 30.11.2010. Режим доступа: http://www.regjeringen.no/eu/dep/ ud/ whats-newspeeches/ -and-articles/ speechesforeign/ 2010/ arctic_vierijing/ html?id=613162
51. Что такое Северный морской путь? // The Economist (Великобритания).- 2018. – 25 сентября. https://inosmi.ru/politic/20180925/243308844.html
52. Северный морской путь – шелковый путь России // Les Echos (Франция).- 2019. – 04 июня. https://inosmi.ru/politic/20190604/245205260.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ