Введение 3
Глава 1. Международно-политическое значение Северного морского пути в освоении Арктики 7
1.1 Национально-государственные интересы России в Арктическом регионе 7
1.2 Роль и значение Северного морского пути в освоении Арктики: международно-политический аспект 19
Глава 2. Северный морской путь в структуре международной арктической транспортной системы 29
2.1 Международно-правовой режим Северного морского пути 29
2.2 Международная политика в контексте развития Северного морского пути как трансокеанической магистрали 38
Глава 3. Международно-политический потенциал Северного морского пути в XXI веке 48
3.1 Проблемы развития Северного морского пути в международной перспективе 48
3.2 Международное сотрудничество и российская внешнеполитическая стратегия в контексте освоения Северного морского пути 57
Заключение 63
Список использованных источников 68
Приложение 75
Вопросы, связанные с международно-политическими перспективами освоения северного морского пути достаточно глубоко изучены как отечественными, так и зарубежными исследователями.
В частности, среди российских специалистов вопросы правового режима Северного морского пути разрабатывают такие специалисты, как В. Гаврилов, Ю.Боброва, А.Несоленая, среди иностранных следует выделить канадского правоведа М. Байерса. Вместе с тем, значимость и проблематика исследуемых вопросов обуславливает необходимость новых работ в данном направлении.
Объектом исследования выступают международные отношения в Арктике.
Предмет исследования – конкретные политические действия правительств государств Арктического региона и перспективы таких государств в освоении Арктики.
Цель исследования - рассмотреть возможные варианты развития спорных ситуаций вокруг Северного морского пути с точки зрения политики.
Задачи исследования:
изучить национально-государственные интересы России в Арктическом регионе;
определить роль и значение Северного морского пути в освоении Арктики с точки зрения международно-политического аспекта
рассмотреть международно-правовой режим Северного морского пути проанализировать международную политику в контексте развития Северного морского пути как трансокеанической магистрали;
охарактеризовать проблемы развития Северного морского пути в международной перспективе;
изучить международное сотрудничество и российскую внешнеполитическую стратегию в контексте освоения Северного морского пути.
Нормативная база исследования – международное и российское законодательство.
Научную базу исследования составляют труды таких авторов, как А.В. Баринов, Ю.П. Боброва, В.В. Гаврилов, А.А. Иванова, В.Н. Конышев, В.А. Медников, А.К. Несоленая, Н.В. Суханова, М.О. Тутова и др.
Методологию работы составляют такие методы, как анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в его рамках систематизируются основные представления о международно-политических перспективах освоения Северного морского пути.
Практическая значимость исследования связана с тем, что в ходе работы получен опыт планировании стратегии политики Российской Федерации в области освоения и использования Арктики.
Структурно исследование состоит из введения, трех глав, включающих в себя в общей сложности шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
Если говорить о Полярном кодексе, то он поддерживает практику арктических государств по разрешительному порядку судоходства в арктических водах, что так же соответствует российским интересам.
Иначе говоря, действующее международное право прямо не посягает на интересы России в части использования Северного морского пути, вместе с тем, изменение международных политических реалий может обусловить и закрепление стремления «интернационализировать» Северный морской путь в нормах международного законодательства.
4) В международно-политической сфере существуют два основных подхода к вопросам использования Северного морского пути.
Одни государства, в первую очередь США, полагают необходимым открыть его для свободного использования другими государствами, поскольку речь идет о глобальной водной транспортной магистрали, соединяющей Атлантический и Тихий океаны.
Другие государства полагают незыблемым суверенитет арктических государств над водными магистралями и невозможностью обременения их своего рода «сервитутами».
Речь идет, например, о Канаде, которая так же находится под давлением, преследующим цель интернационализировать Северо-Западный проход, и свободное использование Северного морского пути создаст прецедент, явно невыгодный Оттаве.
Китай же, в свою очередь, предпочитает не оспаривать суверенное право России на использование Северного морского пути, а инвестировать в его освоение Россией и реализовывать здесь с нашим государством совместные проекты.
Безусловно, следует обратить внимание на то, что в адрес России постоянно высказываются обвинения в невозможность самостоятельно решить экологические проблемы акватории Севморпути и обеспечить здесь безопасность.
Соответственно, для защиты от таких обвинений нашему государству необходима реализация эффективной государственной политики в отношении своего арктического пространства.
5) С точки зрения перспективы своего международного использования Северный морской путь, если сравнивать его с трансокеаническими водными магистралями, проходящими через Суэцкий канал, характеризуется определенными преимуществами, в первую очередь с точки зрения военно-политической безопасности.
Здесь нет пиратов, побережья политически нестабильных государств и в целом «горячих точек».
Вместе с тем, Северный морской путь существенно уступает конкурентам с точки зрения инфраструктуры, которую в силу различных, в первую очередь климато-географических факторов, здесь создать намного сложнее.
И здесь возникает проблема, в рамках которой неспособность России самостоятельно обеспечить надлежащее функционирование Северного морского пути может явиться значимым доводом в поддержку международного соуправления Севморпутем.
Иными словами, международное сообщество может выдвинуть России своего рода «ультиматум» - либо наше государство самостоятельно обеспечивает Северный морской путь необходимой инфраструктурой, либо прибегает к помощи иностранных государств, вследствие чего Путь должен быть интернационализирован в качестве своего рода «платы» за международное содействие.
6) Основой внешнеполитической стратегии России в контексте освоения Северного морского пути должен быть посыл о том, что наше государство не допускает мысли о том, что Северный морской путь может быть передан в международное соуправление и свободное использование. Северный морской путь – это исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация России, которая не может быть выведена из-под суверенитета нашей страны. Вместе с тем, Россия не отказывается от международного сотрудничества в сфере освоения Севморпути, понимая, что в настоящее время собственных ресурсов для его освоения недостаточно. Наше государство должно декларировать, что полностью открыто для международного сотрудничества в данной сфере, инвестиций и т.д. Вместе с тем, такое сотрудничество и инвестиции не могут повлечь какие-либо политические последствия в виде изменения международно-правового статуса Северного морского пути, «расчет» с инвесторами возможен исключительно экономическими методами. Отдельно следует решать проблему депопуляции северных территорий, в первую очередь посредством поддержки традиционно проживающих там представителей коренных малочисленных народов Российской Федерации.
1. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982), вступила в силу для Российской Федерации 11 апреля 1997 года [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 23.01.2020).
2. Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах, вступил в силу для Российской Федерации 01 января 2017 года [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 23.01.2020).
3. Федеральный закон от 28 июля 2012 года № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 23.01.2020).
4. Указ Президента РФ от 05 марта 2020 года № 164 «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2035 года» // [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 23.01.2020).
5. «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утв. Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 года (№ Пр-1969) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 23.01.2020).
Научная литература
6. Андреев С.Н. К вопросу о проблематике международно-правового режима Северного морского пути / С.Н. Андреев // Московский журнал международного права. – 2019. - № 2. – С. 50-57.
7. Баринова А.В. К вопросу о роли и значении Севморпути для социально-экономического развития Северо-Востока России / А.В. Баринова // Вестник Северо-Восточного государственного университета. – 2018. - № 2. -С. 154-159.
8. Боброва Ю.П. Северный морской путь: национальный правовой режим в меняющемся международном контексте / Ю.П. Боброва // Российский Совет по международным делам. – 2016. - № 9. – С. 2-12.
9. Гаврилова И.Н. Проблемы малочисленных народов Севера России / И.Н. Гаврилова. // Вестник МГУ, серия «Управление (государство и общество)». – 2018. - №. 6. - С. 28-33
10. Гаврилов В.В. Правовой статус Северного морского пути Российской Федерации / В.В. Гаврилов // Журнал российского права. – 2018. - № 2. – С. 152-157.
11. Гаврилов В.В. Толкование и применение статьи 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В условиях сокращения ледового покрова Арктики / В.В. Гаврилов // Журнал российского права. – 2017. - № 4. – С. 63-69.
12. Жуков М.А. Проблемы экономического развития арктической зоны Российской Федерации / М.А. Жуков // НЭП - XXI век. Наука Экономика Промышленность. - 2016. - № 2. - С. 19-22.
13. Залывский Н.П. Северный морской путь: потенциал ожидания и реальные проблемы функционирования / Н.П. Залывский // Арктика и Север. -2015. - № 4. – С, 43-49.
14. Иванова А.А. Перспективы и особенности Северного морского пути. Транспортное освоение Арктики / А.А.Иванова // Вестник Мурманского арктического государственного университета. – 2020. - № 6 – С. 261-268
15. Ильин С.В. Северный морской путь: потенциал и проблемы развития / С.В. Ильин // Концепт. – 2020. - № 1. – С. 153-157.
16. Истомин А.В. Роль Северного морского пути в хозяйственном развитии и освоении северных территорий / А.В. Истомин/ Север промышленны.- 2017. - № 6. – С, 72-75.
17. Кондратов Н.А. Международные аспекты использования Северного морского пути на рубеже ХХ -XXI веков: экономико-географический аспект / Н.А. Кондратов // Arctic Environmental Research. – 2018. - № 4. – С. 103-107.
18. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Национальные интересы России в Арктике: мифы и реальность / В.Н. Конышев, А.А. Сергунин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. - № 4. – С. 142-147.
19. Ларионова В.А. Северный морской путь: перспективы развития / В.А. Ларионова. – М.: Директ-медиа, 2018. – 220 с.
20. Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Социально-экономические приоритеты устойчивого развития Арктического макрорегиона России // Экономика региона. 2017. Т. 13, вып. 4. С. 985-1004.
21. Лукин Ю.Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире / Ю.Ф. Лукин. - Архангельск, 2013. – С. 101-106.
22. Медников В. А. Полярный кодекс. Попытка критического осмысления / В.А. Медников // Московский журнал международного права. – 2017. - № 5. – С. 183-188.
23. Морозова А.В. К вопросу о проблемах освоения Северного морского пути / А.В. Морозова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. – 2020. - № 5. – С. 280-287.
24. Несоленая А.К. Политический механизм обеспечения национально-государственных интересов в Арктике: российский и зарубежный опыт / А.К. Несоленая. – Автореферат дисс.канд.полит. наук. – М., 2014. – 31 с.
25. Несоленая А.К. К вопросу о правовом статусе Северного морского пути в длительной перспективе / А.К. Несоленая // Arctic Environmental Research. – 2014. - № 1. – С. 55-60.
26. Николаева А.Б. Северный морской путь: проблемы и перспективы / А.Б. Николаева // Вестник Кольского научного центра РАН. – 2017. - № 2. – С. 194-199.
27. Обедков А.П. Проблемы сбережения и устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера России / А.П. Обедков // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2017. - № 2. – С. 47-53.
28. Овсянникова А.Н. Северный морской путь: планы и реалии развития / А.Н. Овсянникова // Вестник Пермского университета. – 2018. - № 5. – С. 203-207.
29. Проблемы Северного морского пути / Совет по изучению производительный сил РАН; Центр. науч.-исслед. и проектно-конструкт. ин-т. мор. флота (ЦНИИМФ). М., 2016.
30. Савинова Л.Д. К вопросу о проблемах развития Русского Севера / Л.Д. Савинова // Вестник Северо-восточного государственного университета. – 2018. - № 4. – С. 53-58.
31. Сидорова Т.Ю. Имплементация Полярного кодекса и защита интересов России по обеспечению устойчивого развития арктических морских пространств / Т.Ю. Сидорова // Сибирский юридический вестник. – 2017. - № 4. – С. 202-206.
32. Смаль С.В. Северный морской путь: проблемы стратегического развития и перспективы международного использования / С.В. Смаль // Общество: политика, экономика, право. -2018. - № 2. – С. 230-236.
33. Смирнов В.А. Национальные интересы России в Арктике / В.А. Смирнов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. – 2019. - № 2. – С. 101-105.
34. Смирнова А.К. К вопросу о проблемах правового статуса Арктики / А.К. Смирнова // Вестник Владимирского государственного университета. – 2017. - № 2. – С. 165-170.
35. Суханова Н.В. Роль Северного морского пути в обеспечении транспортных коммуникаций Севера и Арктики / Н.В. Суханова // Вестник Пермского государственного университета. – 2019. - № 7. – С. 200-206.
36. Тутова М.О. Перспективы развития Северного морского пути и инфраструктуры Арктической транспортной системы / М.О. Тутова // Молодой ученый. – 2018. - № 4. – С. 101-105.
37. Фисенко А.И. Риски организации судоходства в Арктике по Северному морскому пути / А.И. Фисенко // Транспортное дело России. – 2018. - № 4. – С. 186-192.
38. Фисенко А.И. Геополитические, правовые и транспортно-экономические аспекты развития Северного морского пути в России и задачи формирования грузовой базы морских перевозок// Проблемы транспорта Дальнего Востока. Пленарные доклады юбилейной десятой международной научно-практической конференции, посвященной 200-летию адмирала Г.И. Невельского. 2-4 октября 2013 г. - Владивосток: ДВО Российской Академии транспорта, 2013. - C. 21-26.
39. Фисенко А.И. Геополитические и транспортно-экономические аспекты развития Северного морского пути в России// Транспортное дело России. - 2013. - № 4 (107). - С. 235-238.
40. Чижков Ю.В. Северный морской путь в структуре арктической транспортной системы / Ю.В. Чижков // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. – 2019. - № 2. – С. 142-146.
41. Шевцов К.Е. К вопросу об «интернационализации» Северного морского пути / К.Е. Шевцов // Арктика и Север. – 2019. - № 1
42. Яковлева А.Н. Преодоление депопуляции Русского Севера: социально-экономический аспект / А.Н. Яковлева // Вестник Мурманского арктического государственного университета. – 2019. - № 2. – С. 31-36.
.
Документальные источники, материалы периодической прессы
43. «Арктическая доктрина» США: Северный морской путь будет заблокирован// РИА-Новости. – 2019. – 26 октября. https://ria.ru/20191018/1559911797.html
44. В Осло обсудили идею строительства Трансарктической железной дороги // РИА Новости. – 2019. – 28 ноября. https://ria.ru/20191128/155384249.html
45. В Сенате США назвали «справедливым» предложение сделать Севморпуть «мировым достоянием» // РИА-Новости. – 2019. – 18 марта. https://ria.ru/3559911597.html
46. Норвегия проведет проверку Севморпути // РИА Новости. – 2019. – 26 августа. https://ria.ru/20190826/1557894249.html
47. Украина хочет контролировать Северный морской путь // ТАСС. – 2019. – 17 ноября. https://tass.ru/23774624
Иностранные источники
48. Byers M. Who Owns the Arctic?: Understanding Sovereignty Disputes in the North». Ванкувер, 2009
49. Jason В. International the Northern sea route – be or not to be? // The Wall Street Journal, 16.02.2020. Режим доступа: https://www.wsj.com
50. Jonas Gahr St0ne, министр иностранных дел Норвегии. Речь в китайском Институте международных исследований. - Пекин, 30.11.2010. Режим доступа: http://www.regjeringen.no/eu/dep/ ud/ whats-newspeeches/ -and-articles/ speechesforeign/ 2010/ arctic_vierijing/ html?id=613162
51. Что такое Северный морской путь? // The Economist (Великобритания).- 2018. – 25 сентября. https://inosmi.ru/politic/20180925/243308844.html
52. Северный морской путь – шелковый путь России // Les Echos (Франция).- 2019. – 04 июня. https://inosmi.ru/politic/20190604/245205260.html