Международно-политические перспективы освоения Северного Морского пути
|
Есть приложение (Карта Северного морского пути).
Введение 3
Глава 1. Международно-политическое значение Северного морского пути в освоении Арктики 7
1.1 Национально-государственные интересы России в Арктическом регионе 7
1.2 Роль и значение Северного морского пути в освоении Арктики: международно-политический аспект 19
Глава 2. Северный морской путь в структуре международной арктической транспортной системы 29
2.1 Международно-правовой режим Северного морского пути 29
2.2 Международная политика в контексте развития Северного морского пути как трансокеанической магистрали 38
Глава 3. Международно-политический потенциал Северного морского пути в XXI веке 48
3.1 Проблемы развития Северного морского пути в международной перспективе 48
3.2 Международное сотрудничество и российская внешнеполитическая стратегия в контексте освоения Северного морского пути 57
Заключение 63
Список использованных источников 68
Приложение 75
Введение 3
Глава 1. Международно-политическое значение Северного морского пути в освоении Арктики 7
1.1 Национально-государственные интересы России в Арктическом регионе 7
1.2 Роль и значение Северного морского пути в освоении Арктики: международно-политический аспект 19
Глава 2. Северный морской путь в структуре международной арктической транспортной системы 29
2.1 Международно-правовой режим Северного морского пути 29
2.2 Международная политика в контексте развития Северного морского пути как трансокеанической магистрали 38
Глава 3. Международно-политический потенциал Северного морского пути в XXI веке 48
3.1 Проблемы развития Северного морского пути в международной перспективе 48
3.2 Международное сотрудничество и российская внешнеполитическая стратегия в контексте освоения Северного морского пути 57
Заключение 63
Список использованных источников 68
Приложение 75
Вопросы, связанные с международно-политическими перспективами освоения северного морского пути достаточно глубоко изучены как отечественными, так и зарубежными исследователями.
В частности, среди российских специалистов вопросы правового режима Северного морского пути разрабатывают такие специалисты, как В. Гаврилов, Ю.Боброва, А.Несоленая, среди иностранных следует выделить канадского правоведа М. Байерса. Вместе с тем, значимость и проблематика исследуемых вопросов обуславливает необходимость новых работ в данном направлении.
Объектом исследования выступают международные отношения в Арктике.
Предмет исследования – конкретные политические действия правительств государств Арктического региона и перспективы таких государств в освоении Арктики.
Цель исследования - рассмотреть возможные варианты развития спорных ситуаций вокруг Северного морского пути с точки зрения политики.
Задачи исследования:
изучить национально-государственные интересы России в Арктическом регионе;
определить роль и значение Северного морского пути в освоении Арктики с точки зрения международно-политического аспекта
рассмотреть международно-правовой режим Северного морского пути проанализировать международную политику в контексте развития Северного морского пути как трансокеанической магистрали;
охарактеризовать проблемы развития Северного морского пути в международной перспективе;
изучить международное сотрудничество и российскую внешнеполитическую стратегию в контексте освоения Северного морского пути.
Нормативная база исследования – международное и российское законодательство.
Научную базу исследования составляют труды таких авторов, как А.В. Баринов, Ю.П. Боброва, В.В. Гаврилов, А.А. Иванова, В.Н. Конышев, В.А. Медников, А.К. Несоленая, Н.В. Суханова, М.О. Тутова и др.
Методологию работы составляют такие методы, как анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в его рамках систематизируются основные представления о международно-политических перспективах освоения Северного морского пути.
Практическая значимость исследования связана с тем, что в ходе работы получен опыт планировании стратегии политики Российской Федерации в области освоения и использования Арктики.
Структурно исследование состоит из введения, трех глав, включающих в себя в общей сложности шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
В частности, среди российских специалистов вопросы правового режима Северного морского пути разрабатывают такие специалисты, как В. Гаврилов, Ю.Боброва, А.Несоленая, среди иностранных следует выделить канадского правоведа М. Байерса. Вместе с тем, значимость и проблематика исследуемых вопросов обуславливает необходимость новых работ в данном направлении.
Объектом исследования выступают международные отношения в Арктике.
Предмет исследования – конкретные политические действия правительств государств Арктического региона и перспективы таких государств в освоении Арктики.
Цель исследования - рассмотреть возможные варианты развития спорных ситуаций вокруг Северного морского пути с точки зрения политики.
Задачи исследования:
изучить национально-государственные интересы России в Арктическом регионе;
определить роль и значение Северного морского пути в освоении Арктики с точки зрения международно-политического аспекта
рассмотреть международно-правовой режим Северного морского пути проанализировать международную политику в контексте развития Северного морского пути как трансокеанической магистрали;
охарактеризовать проблемы развития Северного морского пути в международной перспективе;
изучить международное сотрудничество и российскую внешнеполитическую стратегию в контексте освоения Северного морского пути.
Нормативная база исследования – международное и российское законодательство.
Научную базу исследования составляют труды таких авторов, как А.В. Баринов, Ю.П. Боброва, В.В. Гаврилов, А.А. Иванова, В.Н. Конышев, В.А. Медников, А.К. Несоленая, Н.В. Суханова, М.О. Тутова и др.
Методологию работы составляют такие методы, как анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в его рамках систематизируются основные представления о международно-политических перспективах освоения Северного морского пути.
Практическая значимость исследования связана с тем, что в ходе работы получен опыт планировании стратегии политики Российской Федерации в области освоения и использования Арктики.
Структурно исследование состоит из введения, трех глав, включающих в себя в общей сложности шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
Если говорить о Полярном кодексе, то он поддерживает практику арктических государств по разрешительному порядку судоходства в арктических водах, что так же соответствует российским интересам.
Иначе говоря, действующее международное право прямо не посягает на интересы России в части использования Северного морского пути, вместе с тем, изменение международных политических реалий может обусловить и закрепление стремления «интернационализировать» Северный морской путь в нормах международного законодательства.
4) В международно-политической сфере существуют два основных подхода к вопросам использования Северного морского пути.
Одни государства, в первую очередь США, полагают необходимым открыть его для свободного использования другими государствами, поскольку речь идет о глобальной водной транспортной магистрали, соединяющей Атлантический и Тихий океаны.
Другие государства полагают незыблемым суверенитет арктических государств над водными магистралями и невозможностью обременения их своего рода «сервитутами».
Речь идет, например, о Канаде, которая так же находится под давлением, преследующим цель интернационализировать Северо-Западный проход, и свободное использование Северного морского пути создаст прецедент, явно невыгодный Оттаве.
Китай же, в свою очередь, предпочитает не оспаривать суверенное право России на использование Северного морского пути, а инвестировать в его освоение Россией и реализовывать здесь с нашим государством совместные проекты.
Безусловно, следует обратить внимание на то, что в адрес России постоянно высказываются обвинения в невозможность самостоятельно решить экологические проблемы акватории Севморпути и обеспечить здесь безопасность.
Соответственно, для защиты от таких обвинений нашему государству необходима реализация эффективной государственной политики в отношении своего арктического пространства.
5) С точки зрения перспективы своего международного использования Северный морской путь, если сравнивать его с трансокеаническими водными магистралями, проходящими через Суэцкий канал, характеризуется определенными преимуществами, в первую очередь с точки зрения военно-политической безопасности.
Здесь нет пиратов, побережья политически нестабильных государств и в целом «горячих точек».
Вместе с тем, Северный морской путь существенно уступает конкурентам с точки зрения инфраструктуры, которую в силу различных, в первую очередь климато-географических факторов, здесь создать намного сложнее.
И здесь возникает проблема, в рамках которой неспособность России самостоятельно обеспечить надлежащее функционирование Северного морского пути может явиться значимым доводом в поддержку международного соуправления Севморпутем.
Иными словами, международное сообщество может выдвинуть России своего рода «ультиматум» - либо наше государство самостоятельно обеспечивает Северный морской путь необходимой инфраструктурой, либо прибегает к помощи иностранных государств, вследствие чего Путь должен быть интернационализирован в качестве своего рода «платы» за международное содействие.
6) Основой внешнеполитической стратегии России в контексте освоения Северного морского пути должен быть посыл о том, что наше государство не допускает мысли о том, что Северный морской путь может быть передан в международное соуправление и свободное использование. Северный морской путь – это исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация России, которая не может быть выведена из-под суверенитета нашей страны. Вместе с тем, Россия не отказывается от международного сотрудничества в сфере освоения Севморпути, понимая, что в настоящее время собственных ресурсов для его освоения недостаточно. Наше государство должно декларировать, что полностью открыто для международного сотрудничества в данной сфере, инвестиций и т.д. Вместе с тем, такое сотрудничество и инвестиции не могут повлечь какие-либо политические последствия в виде изменения международно-правового статуса Северного морского пути, «расчет» с инвесторами возможен исключительно экономическими методами. Отдельно следует решать проблему депопуляции северных территорий, в первую очередь посредством поддержки традиционно проживающих там представителей коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Иначе говоря, действующее международное право прямо не посягает на интересы России в части использования Северного морского пути, вместе с тем, изменение международных политических реалий может обусловить и закрепление стремления «интернационализировать» Северный морской путь в нормах международного законодательства.
4) В международно-политической сфере существуют два основных подхода к вопросам использования Северного морского пути.
Одни государства, в первую очередь США, полагают необходимым открыть его для свободного использования другими государствами, поскольку речь идет о глобальной водной транспортной магистрали, соединяющей Атлантический и Тихий океаны.
Другие государства полагают незыблемым суверенитет арктических государств над водными магистралями и невозможностью обременения их своего рода «сервитутами».
Речь идет, например, о Канаде, которая так же находится под давлением, преследующим цель интернационализировать Северо-Западный проход, и свободное использование Северного морского пути создаст прецедент, явно невыгодный Оттаве.
Китай же, в свою очередь, предпочитает не оспаривать суверенное право России на использование Северного морского пути, а инвестировать в его освоение Россией и реализовывать здесь с нашим государством совместные проекты.
Безусловно, следует обратить внимание на то, что в адрес России постоянно высказываются обвинения в невозможность самостоятельно решить экологические проблемы акватории Севморпути и обеспечить здесь безопасность.
Соответственно, для защиты от таких обвинений нашему государству необходима реализация эффективной государственной политики в отношении своего арктического пространства.
5) С точки зрения перспективы своего международного использования Северный морской путь, если сравнивать его с трансокеаническими водными магистралями, проходящими через Суэцкий канал, характеризуется определенными преимуществами, в первую очередь с точки зрения военно-политической безопасности.
Здесь нет пиратов, побережья политически нестабильных государств и в целом «горячих точек».
Вместе с тем, Северный морской путь существенно уступает конкурентам с точки зрения инфраструктуры, которую в силу различных, в первую очередь климато-географических факторов, здесь создать намного сложнее.
И здесь возникает проблема, в рамках которой неспособность России самостоятельно обеспечить надлежащее функционирование Северного морского пути может явиться значимым доводом в поддержку международного соуправления Севморпутем.
Иными словами, международное сообщество может выдвинуть России своего рода «ультиматум» - либо наше государство самостоятельно обеспечивает Северный морской путь необходимой инфраструктурой, либо прибегает к помощи иностранных государств, вследствие чего Путь должен быть интернационализирован в качестве своего рода «платы» за международное содействие.
6) Основой внешнеполитической стратегии России в контексте освоения Северного морского пути должен быть посыл о том, что наше государство не допускает мысли о том, что Северный морской путь может быть передан в международное соуправление и свободное использование. Северный морской путь – это исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация России, которая не может быть выведена из-под суверенитета нашей страны. Вместе с тем, Россия не отказывается от международного сотрудничества в сфере освоения Севморпути, понимая, что в настоящее время собственных ресурсов для его освоения недостаточно. Наше государство должно декларировать, что полностью открыто для международного сотрудничества в данной сфере, инвестиций и т.д. Вместе с тем, такое сотрудничество и инвестиции не могут повлечь какие-либо политические последствия в виде изменения международно-правового статуса Северного морского пути, «расчет» с инвесторами возможен исключительно экономическими методами. Отдельно следует решать проблему депопуляции северных территорий, в первую очередь посредством поддержки традиционно проживающих там представителей коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Подобные работы
- Значение северного морского пути: сравнительный анализ российских и зарубежных исследований
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Роль Северного морского пути в формировании Арктической транспортной системы
Курсовые работы, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Организация международных цепей поставок с
использованием Северного морского пути
Магистерская диссертация, логистика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2019 - Участие КНР в развитии инфраструктуры Северных морских путей: состояние и перспективы
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Экологические риски транспортировки международных транзитных грузов Северным морским путём
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - Правовой статус Арктического пространства и международные обязательства приарктических государств
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы и перспективы международного сотрудничества в рамках Северного морского пути
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5200 р. Год сдачи: 2024



