Государственная политика импортозамещения как основа обеспечения продовольственной безопасности регионов Российской Федерации (на примере Белгородской области)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования 9
продовольственной безопасности государства
1.1. Роль и место продовольственной безопасности в системе
национальной безопасности государства 9
1.2. Продовольственная безопасность государства как
экономическая категория 21
1.3. Методология и методы оценки уровня продовольственной
безопасности государства 29
Глава 2. Современное состояние уровня продовольственной безопасности и особенности реализации государственной политики импортозамещения в регионах Российской Федерации (на примере Белгородской области) 40
2.1. Нормативно-правовое регулирование продовольственной
безопасности в регионах Российской Федерации (на примере Белгородской области) 40
2.2. Современное состояние уровня продовольственной
безопасности в регионах Российской Федерации (на примере Белгородской области) 48
2.3. Особенности реализации государственной политики
импортозамещения в регионах Российской Федерации (на примере Белгородской области)
Глава 3. Проблемы реализации государственной политики
импортозамещения в регионах Российской Федерации и перспективные направления ее развития (на примере Белгородской области) 77
3.1. Угрозы и потенциальные возможности обеспечения
продовольственной безопасности в регионах Российской Федерации 77
3.2. Проблемы реализации государственной политики
импортозамещения в регионах Российской Федерации 84
3.3. Перспективные направления государственной политики
импортозамещения как основы обеспечения продовольственной безопасности в регионах Российской Федерации 91
Заключение 101
Список использованных источников 105
Приложения 119
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования 9
продовольственной безопасности государства
1.1. Роль и место продовольственной безопасности в системе
национальной безопасности государства 9
1.2. Продовольственная безопасность государства как
экономическая категория 21
1.3. Методология и методы оценки уровня продовольственной
безопасности государства 29
Глава 2. Современное состояние уровня продовольственной безопасности и особенности реализации государственной политики импортозамещения в регионах Российской Федерации (на примере Белгородской области) 40
2.1. Нормативно-правовое регулирование продовольственной
безопасности в регионах Российской Федерации (на примере Белгородской области) 40
2.2. Современное состояние уровня продовольственной
безопасности в регионах Российской Федерации (на примере Белгородской области) 48
2.3. Особенности реализации государственной политики
импортозамещения в регионах Российской Федерации (на примере Белгородской области)
Глава 3. Проблемы реализации государственной политики
импортозамещения в регионах Российской Федерации и перспективные направления ее развития (на примере Белгородской области) 77
3.1. Угрозы и потенциальные возможности обеспечения
продовольственной безопасности в регионах Российской Федерации 77
3.2. Проблемы реализации государственной политики
импортозамещения в регионах Российской Федерации 84
3.3. Перспективные направления государственной политики
импортозамещения как основы обеспечения продовольственной безопасности в регионах Российской Федерации 91
Заключение 101
Список использованных источников 105
Приложения 119
Актуальность исследования. На сегодняшний день вопрос проблемы продовольственной безопасности государства играет наиболее значимую роль современной экономики страны. Связано это с тем, что национальная продовольственная безопасность выступает основой для устойчивого экономического развития государства. В сфере науки и практического управления актуальной проблемой является обеспечение продовольственной безопасности регионов РФ. Наиболее значимой структурной составляющей решения проблемы продовольственной безопасности регионов РФ является импортозамещающая политика, которая в свою очередь осуществляется на федеральном и региональном уровнях. Необходимость в импортозамещении является вынужденной мерой потому как, российская экономика начала ощущать необходимость в защите внутреннего рынка от дефицита товаров в санкционных условиях.
Также, немаловажным является то, что импортозависимость в продовольственной сфере влечет усиление зависимости от экономической и политической конъюнктуры мирового рынка, а поскольку обеспеченность продуктами питания имеет первоочередную важность для жизнеобеспеченности общества.
Степень изученности проблемы. Изучением проблемой данной тематики занимаются ведущие отечественные и зарубежные ученые, такие как: Л.И. Абалкин, А. И. Алтухов, В.А Дадалко, Н.С. Дурыгина, Н.В. Дюженкова, А.С.Зайцева, В.Г. Ларионов, Г.Г. Лоза, Л.Е. Намятова, Д.И. Иноземцев, Д.Н. Катусов, Л.Е. Калинина, А.Б. Киладзе, А.В. Малькова, С.У Матыев, И.А. Матюшкина, В.В. Покидова, О.В. Рахматуллина, Т.Е. Родина, Е.В. Смоленцева, И.В. Сычева и др.
Целью исследования является рассмотрение особенностей реализации государственной политики импортозамещения, как основы обеспечения продовольственной безопасности регионов Российской Федерации.
Исходя из цели данной работы вытекают такие задачи исследования:
1. Раскрыть теоретико-методологические основы в области продовольственной безопасности государства.
2. Изучить нормативно-правовое регулирование продовольственной безопасности регионов РФ.
3. Охарактеризовать современное состояние продовольственной безопасности регионов России (на примере Белгородской области).
4. Исследовать особенности реализации государственной политики импортозамещения в регионах Российской Федерации (на примере Белгородской области).
5. Рассмотреть угрозы и выявить потенциальные возможности обеспечения продовольственной безопасности в регионах Российской Федерации.
6. Изучить проблемы и раскрыть перспективные направления государственной политики импортозамещения как основы обеспечения продовольственной безопасности в регионах Российской Федерации
Объектом исследования государственная политика обеспечения продовольственной безопасности регионов РФ.
Предметом исследования является государственная политика импортозамещения как основа обеспечения продовольственной безопасности регионов Российской Федерации (на примере Белгородской области).
Теоретическо-методологической основой исследования послужили труды ученых, которые исследовали различные проблемы и аспекты регулирования процессов обеспечения продовольственной безопасности государства, концепции и теории отечественных и зарубежных ученых в области оценки уровня продовольственной безопасности, а так же оценки эффективности импортозамещения. А также, другие материалы справочно-правовых систем «Гарант» и «Консультант-Плюс», статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, аналитические обзоры российских и зарубежных организаций.
Источники получения информации и статистических данных. Основным источником информации послужила Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 30.01.2010 N 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»; Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 30.01.2010 N 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» (ред. 01.10.2015); данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и Федеральной таможенной службы; материалы научно-практических конференций по изучаемой проблеме; рейтинги агентства Economist Intelligence Unit и др.
Научная новизна заключается в выявлении угроз и потенциальных возможностей обеспечения продовольственной безопасности в регионах Российской Федерации.
Теоретическая значимость состоит в том, чтобы изучить теоретико-методологические основы исследования продовольственной безопасности государства; роль и место продовольственной безопасности в системе национальной безопасности государства; методологию и методы оценки уровня продовольственной безопасности государства.
Практическая значимость заключается в оценке современного состояния уровня продовольственной безопасности и особенности реализации государственной политики импортозамещения; нормативно-правовое регулирование продовольственной безопасности; выявления проблем реализации государственной политики импортозамещения; перспективные направления государственной политики импортозамещения как основы обеспечения продовольственной безопасности в регионах Российской Федерации.
Апробация и реализация результатов исследования. Результаты исследовании" были представлены на Международных научно-практических конференциях:
1. «Современные проблемы социально-экономических систем в условиях глобализации»: Х Международная научно-практическая конференция. - Белгород, 2017 г.
2. «Конкурентоспособность экономики в эпоху глобализации: российский и международный опыт»: VI Международной научно-практической конференции. - Белгород, 2017 год.
Публикации результатов исследования. Основное содержание
данного исследования изложены в следующий научных публикациях:
1. Черникова В.С. Продовольственная безопасность как часть национальной безопасности регионов Российской Федерации [Текст] / В.С. Черникова, Е.Н. Камышанченко // Современные проблемы социально-экономических систем в условиях глобализации: сборник научных трудов X Международной научно-практической конференции, посвященной празднованию 140-летия НИУ «БелГУ» (Белгород, 1 марта 2017 г.) / под науч. ред. Е.Н. Камышанченко, Ю.Л. Растопчиной. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017 - 408 с.
2. Черникова В.С. Методы оценки состояния продовольственной безопасности регионов Российской Федерации [Текст] / В.С. Черникова, Е. Н. Камышанченко // Конкурентоспособность экономики в эпоху глобализации: российский и международный опыт: сборник научных трудов VI Международной научно-практической конференции, посвященной празднованию Дня университета НИУ «БелГУ» (Белгород, 27 сентября 2017 г.) / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. Е.Н. Камышанченко, к-та экон. наук, доц. Ю.Л. Растопчиной. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - 143 с.
3. Черникова В.С. Влияние продовольственного импортозамещения на экономическую безопасность регионов РФ (на примере Белгородской области) [Текст] / Е. Н. Камышанченко, В.С. Черникова, Е.В. Юрикова // Современная экономика: проблемы и решения. - 2018. - Том 5. (Поступила в печать)
Хронологический период исследования составил четыре года: 2014-2017 год.
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Содержание работы изложено на 130 страницах, включающих 16 таблиц, 9 рисунков, 6 приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ее цели, задачи, объект, предмет, методологическая база, теоретическая и практическая значимость, представлена новизна исследования, дана краткая характеристика структуры работы.
В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования продовольственной безопасности государства» раскрывается роль и место продовольственной безопасности в системе национальной безопасности, а также выявляются основные методы оценки показателей продовольственной безопасности регионов РФ.
Во второй главе «Современное состояние уровня продовольственной безопасности и особенности реализации государственной политики импортозамещения в регионах Российской Федерации (на примере Белгородской области)» рассматриваются нормативно-правовое регилирование в обеспечении продовольственной безопасности, проводится оценка современного состояния уровня продовольственной безопасности регионов РФ на примере Белгородской области и изучаются особенности реализации государственной политики импортозамещения в регионах Российской Федерации.
В третей главе «Проблемы реализации государственной политики импортозамещения в регионах Российской Федерации и перспективные направления ее развития (на примере Белгородской области)» раскрываются основные проблемы и угрозы продовольственной безопасности регионов РФ, а так же перспективы направления государственной политики импортозамещения как основы обеспечения продовольственной безопасности в регионах Российской Федерации.
В заключении содержатся выводы и предложения по результатам проведенного исследования.
Также, немаловажным является то, что импортозависимость в продовольственной сфере влечет усиление зависимости от экономической и политической конъюнктуры мирового рынка, а поскольку обеспеченность продуктами питания имеет первоочередную важность для жизнеобеспеченности общества.
Степень изученности проблемы. Изучением проблемой данной тематики занимаются ведущие отечественные и зарубежные ученые, такие как: Л.И. Абалкин, А. И. Алтухов, В.А Дадалко, Н.С. Дурыгина, Н.В. Дюженкова, А.С.Зайцева, В.Г. Ларионов, Г.Г. Лоза, Л.Е. Намятова, Д.И. Иноземцев, Д.Н. Катусов, Л.Е. Калинина, А.Б. Киладзе, А.В. Малькова, С.У Матыев, И.А. Матюшкина, В.В. Покидова, О.В. Рахматуллина, Т.Е. Родина, Е.В. Смоленцева, И.В. Сычева и др.
Целью исследования является рассмотрение особенностей реализации государственной политики импортозамещения, как основы обеспечения продовольственной безопасности регионов Российской Федерации.
Исходя из цели данной работы вытекают такие задачи исследования:
1. Раскрыть теоретико-методологические основы в области продовольственной безопасности государства.
2. Изучить нормативно-правовое регулирование продовольственной безопасности регионов РФ.
3. Охарактеризовать современное состояние продовольственной безопасности регионов России (на примере Белгородской области).
4. Исследовать особенности реализации государственной политики импортозамещения в регионах Российской Федерации (на примере Белгородской области).
5. Рассмотреть угрозы и выявить потенциальные возможности обеспечения продовольственной безопасности в регионах Российской Федерации.
6. Изучить проблемы и раскрыть перспективные направления государственной политики импортозамещения как основы обеспечения продовольственной безопасности в регионах Российской Федерации
Объектом исследования государственная политика обеспечения продовольственной безопасности регионов РФ.
Предметом исследования является государственная политика импортозамещения как основа обеспечения продовольственной безопасности регионов Российской Федерации (на примере Белгородской области).
Теоретическо-методологической основой исследования послужили труды ученых, которые исследовали различные проблемы и аспекты регулирования процессов обеспечения продовольственной безопасности государства, концепции и теории отечественных и зарубежных ученых в области оценки уровня продовольственной безопасности, а так же оценки эффективности импортозамещения. А также, другие материалы справочно-правовых систем «Гарант» и «Консультант-Плюс», статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области, аналитические обзоры российских и зарубежных организаций.
Источники получения информации и статистических данных. Основным источником информации послужила Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 30.01.2010 N 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»; Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 30.01.2010 N 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» (ред. 01.10.2015); данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и Федеральной таможенной службы; материалы научно-практических конференций по изучаемой проблеме; рейтинги агентства Economist Intelligence Unit и др.
Научная новизна заключается в выявлении угроз и потенциальных возможностей обеспечения продовольственной безопасности в регионах Российской Федерации.
Теоретическая значимость состоит в том, чтобы изучить теоретико-методологические основы исследования продовольственной безопасности государства; роль и место продовольственной безопасности в системе национальной безопасности государства; методологию и методы оценки уровня продовольственной безопасности государства.
Практическая значимость заключается в оценке современного состояния уровня продовольственной безопасности и особенности реализации государственной политики импортозамещения; нормативно-правовое регулирование продовольственной безопасности; выявления проблем реализации государственной политики импортозамещения; перспективные направления государственной политики импортозамещения как основы обеспечения продовольственной безопасности в регионах Российской Федерации.
Апробация и реализация результатов исследования. Результаты исследовании" были представлены на Международных научно-практических конференциях:
1. «Современные проблемы социально-экономических систем в условиях глобализации»: Х Международная научно-практическая конференция. - Белгород, 2017 г.
2. «Конкурентоспособность экономики в эпоху глобализации: российский и международный опыт»: VI Международной научно-практической конференции. - Белгород, 2017 год.
Публикации результатов исследования. Основное содержание
данного исследования изложены в следующий научных публикациях:
1. Черникова В.С. Продовольственная безопасность как часть национальной безопасности регионов Российской Федерации [Текст] / В.С. Черникова, Е.Н. Камышанченко // Современные проблемы социально-экономических систем в условиях глобализации: сборник научных трудов X Международной научно-практической конференции, посвященной празднованию 140-летия НИУ «БелГУ» (Белгород, 1 марта 2017 г.) / под науч. ред. Е.Н. Камышанченко, Ю.Л. Растопчиной. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017 - 408 с.
2. Черникова В.С. Методы оценки состояния продовольственной безопасности регионов Российской Федерации [Текст] / В.С. Черникова, Е. Н. Камышанченко // Конкурентоспособность экономики в эпоху глобализации: российский и международный опыт: сборник научных трудов VI Международной научно-практической конференции, посвященной празднованию Дня университета НИУ «БелГУ» (Белгород, 27 сентября 2017 г.) / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. Е.Н. Камышанченко, к-та экон. наук, доц. Ю.Л. Растопчиной. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - 143 с.
3. Черникова В.С. Влияние продовольственного импортозамещения на экономическую безопасность регионов РФ (на примере Белгородской области) [Текст] / Е. Н. Камышанченко, В.С. Черникова, Е.В. Юрикова // Современная экономика: проблемы и решения. - 2018. - Том 5. (Поступила в печать)
Хронологический период исследования составил четыре года: 2014-2017 год.
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Содержание работы изложено на 130 страницах, включающих 16 таблиц, 9 рисунков, 6 приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ее цели, задачи, объект, предмет, методологическая база, теоретическая и практическая значимость, представлена новизна исследования, дана краткая характеристика структуры работы.
В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования продовольственной безопасности государства» раскрывается роль и место продовольственной безопасности в системе национальной безопасности, а также выявляются основные методы оценки показателей продовольственной безопасности регионов РФ.
Во второй главе «Современное состояние уровня продовольственной безопасности и особенности реализации государственной политики импортозамещения в регионах Российской Федерации (на примере Белгородской области)» рассматриваются нормативно-правовое регилирование в обеспечении продовольственной безопасности, проводится оценка современного состояния уровня продовольственной безопасности регионов РФ на примере Белгородской области и изучаются особенности реализации государственной политики импортозамещения в регионах Российской Федерации.
В третей главе «Проблемы реализации государственной политики импортозамещения в регионах Российской Федерации и перспективные направления ее развития (на примере Белгородской области)» раскрываются основные проблемы и угрозы продовольственной безопасности регионов РФ, а так же перспективы направления государственной политики импортозамещения как основы обеспечения продовольственной безопасности в регионах Российской Федерации.
В заключении содержатся выводы и предложения по результатам проведенного исследования.
Таким образом, продовольственная безопасность входит в систему национальной безопасности государства, а также находится в тесной связи с другими составляющими. Проанализировав теоретические и методологические подходы к исследованию можно отметить, что под продовольственной безопасностью понимается способность государства обеспечивать потребности всех слоев населения в продуктах питания в пределах норм безопасности, принятых путем создания необходимых условий в аграрном и пищевом секторе.
Наиболее значимыми критериями оценки продовольственной безопасности государства являются: степень удовлетворения физиологических потребностей в компонентах и энергетическом содержании пищевого рациона, соответствие ограничениям по содержанию в продуктах вредных для здоровья веществ, уровень физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения, включая спецпотребитей, степень зависимости продовольственного снабжения страны и ресурсного обеспечения arропромышленного комплекса от импортных поставок, размеры стратегических и оперативных продовольственных запасов в сопоставлении с нормативными потребностями.
В процессе государственной политики продовольственной безопасности основными компонентами регулирования являются: Международные договоры, Конституция РФ, Федеральные законы, региональное законодательство, муниципальные правовые акты.
С помощью комплекса правовых, административных и экономических рычагов государство через законодательные и исполнительные органы влияет на агропромышленный комплекс, социальную сферу сельских территорий и окружающую среду для обеспечения национальных интересов в пищевой отрасли.
Надежное обеспечение страны продовольствием имеет стратегическое значение, так как от этого зависит не только ее продовольствие, но и национальная безопасность.
Основными показателями, которые в использовались для оценки продовольственной безопасности государства: показатели в сфере потребления, показатели в сфере производства и национальной конкурентоспособности и показатели в сфере организации управления.
Оценивая продовольственную безопасность регионов Российской Федерации в сфере потребления по перечисленным показателем показывает, что Индекс потребительских цен на пищевые продукты снизился в 2016 г. на 10,9% в сравнении с 2014 г. Также Положительную динамику имеет показатель, свидетельствующий об обеспечении населения торговыми площадями: значение данного показателя в 2016 г. составило 219,5 м2 на 1000 человек, что на 16,3% больше, чем в 2014 г.
Показатели в сфере производства и национальной конкурентоспособности демонстрируют то, что удельный вес расходов на продукты питания в общей сумме затрат населения России за анализируемый период имеет тенденцию к увеличению: данный показатель в 2014 году составил 28,5%, в 2015 году - 32%, и в 2016 году - 32,7%. Несмотря на данное увеличение, мы можем сказать, что уровень жизни населения находится в стабильном положении.
Общий уровень продовольственной независимости регионов РФ свидетельствуют о достаточном количестве продуктов питания отечественного производства. Увеличение показателя уровня продовольственной независимости РФ выявил положительные тенденции в изменениях данного показателя: доля превышения импорта над экспортом продуктов в общем количестве их потребления значительно сократилась, такой высокий уровень продовольственной независимости регионов РФ говорит о достаточной внутренней самообеспеченности продовольствием, в размерах необходимых для населения внутри страны.
Говоря о Белгородской области, можно отметить, что уровень продовольственной безопасности Белгородской области не превышает порогового значения 25%, что говорит о достаточном уровне продовольствия в области.
Общая стоимость сельхозяйственных проектов в области импортозамещения составляет около 74 млрд. рублей. За счёт их реализации появится более 7000 новых рабочих мест.
В результате чего, в Белгородской области по всем направлениям планируется практически 100% импортозамещение сельхозпродукции.
Угрозы продовольственной безопасности государства целесообразно объеденить в 3 укрупненные группы:
1. Макроэкономические риски.
2. Технологические риски.
3. Агроэкологические риски.
В настоящее время проблема обеспечения продовольственной безопасности заключается в том, что Россия еще не достигла приемлемого уровня потребления гражданами основных продуктов питания. Обостряют проблему продовольственной безопасности в России, вынужденные в качестве ответных мер на введение санкции со стороны ряда стран, запрет на ввоз отдельных видов продуктов.
Обеспечение продовольственной безопасности государства имеет ряд проблем. К таким проблемам можно отнести:
1) проблемы, касающиеся цены на продовольствие, уровень и качество питания;
2) проблемы импорта продовольствия;
3) проблемы поддержки и баланса производства и реализации продукции;
4) проблемы использования земель сельскохозяйственного назначения;
5) проблемы, касающиеся тарифов и услуг, сельскохозяйственной техники;
6) проблемы предоставления кредитов для сельского хозяйства.
Для того чтобы укрепить продовольственную безопасность страны необходимы эффективные решения:
1) улучшить нормативную правовую базу функционирования агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, как следует из основных направлений реализации положений настоящей доктрины;
2) производить мониторинг и контроль состояния
продовольственной безопасности;
3) расценивать стабильность экономики страны к переменам на мировых рынках продовольствия и изменениям природно-климатического характера;
4) рациональное использование продукции;
5) повешение качества сельскохозяйственной продукции;
6) создание благоприятных условий для ведения
сельскохозяйственного производства;
7) повышение урожайности сельскохозяйственных культур;
8) привлечение дополнительных инвестиций и молодых специалистов на село;
9) внедрение новых технологий в сельское хозяйство; регулирование импортных закупок продовольственного питания.
Реализация государственного механизма укрепления продовольственной безопасности возможна при условии использования соответствующих инструментов, в том числе: институционального, финансового, экономического, социально-экономического, административного, инвестиционно-инновационного.
Наиболее значимыми критериями оценки продовольственной безопасности государства являются: степень удовлетворения физиологических потребностей в компонентах и энергетическом содержании пищевого рациона, соответствие ограничениям по содержанию в продуктах вредных для здоровья веществ, уровень физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения, включая спецпотребитей, степень зависимости продовольственного снабжения страны и ресурсного обеспечения arропромышленного комплекса от импортных поставок, размеры стратегических и оперативных продовольственных запасов в сопоставлении с нормативными потребностями.
В процессе государственной политики продовольственной безопасности основными компонентами регулирования являются: Международные договоры, Конституция РФ, Федеральные законы, региональное законодательство, муниципальные правовые акты.
С помощью комплекса правовых, административных и экономических рычагов государство через законодательные и исполнительные органы влияет на агропромышленный комплекс, социальную сферу сельских территорий и окружающую среду для обеспечения национальных интересов в пищевой отрасли.
Надежное обеспечение страны продовольствием имеет стратегическое значение, так как от этого зависит не только ее продовольствие, но и национальная безопасность.
Основными показателями, которые в использовались для оценки продовольственной безопасности государства: показатели в сфере потребления, показатели в сфере производства и национальной конкурентоспособности и показатели в сфере организации управления.
Оценивая продовольственную безопасность регионов Российской Федерации в сфере потребления по перечисленным показателем показывает, что Индекс потребительских цен на пищевые продукты снизился в 2016 г. на 10,9% в сравнении с 2014 г. Также Положительную динамику имеет показатель, свидетельствующий об обеспечении населения торговыми площадями: значение данного показателя в 2016 г. составило 219,5 м2 на 1000 человек, что на 16,3% больше, чем в 2014 г.
Показатели в сфере производства и национальной конкурентоспособности демонстрируют то, что удельный вес расходов на продукты питания в общей сумме затрат населения России за анализируемый период имеет тенденцию к увеличению: данный показатель в 2014 году составил 28,5%, в 2015 году - 32%, и в 2016 году - 32,7%. Несмотря на данное увеличение, мы можем сказать, что уровень жизни населения находится в стабильном положении.
Общий уровень продовольственной независимости регионов РФ свидетельствуют о достаточном количестве продуктов питания отечественного производства. Увеличение показателя уровня продовольственной независимости РФ выявил положительные тенденции в изменениях данного показателя: доля превышения импорта над экспортом продуктов в общем количестве их потребления значительно сократилась, такой высокий уровень продовольственной независимости регионов РФ говорит о достаточной внутренней самообеспеченности продовольствием, в размерах необходимых для населения внутри страны.
Говоря о Белгородской области, можно отметить, что уровень продовольственной безопасности Белгородской области не превышает порогового значения 25%, что говорит о достаточном уровне продовольствия в области.
Общая стоимость сельхозяйственных проектов в области импортозамещения составляет около 74 млрд. рублей. За счёт их реализации появится более 7000 новых рабочих мест.
В результате чего, в Белгородской области по всем направлениям планируется практически 100% импортозамещение сельхозпродукции.
Угрозы продовольственной безопасности государства целесообразно объеденить в 3 укрупненные группы:
1. Макроэкономические риски.
2. Технологические риски.
3. Агроэкологические риски.
В настоящее время проблема обеспечения продовольственной безопасности заключается в том, что Россия еще не достигла приемлемого уровня потребления гражданами основных продуктов питания. Обостряют проблему продовольственной безопасности в России, вынужденные в качестве ответных мер на введение санкции со стороны ряда стран, запрет на ввоз отдельных видов продуктов.
Обеспечение продовольственной безопасности государства имеет ряд проблем. К таким проблемам можно отнести:
1) проблемы, касающиеся цены на продовольствие, уровень и качество питания;
2) проблемы импорта продовольствия;
3) проблемы поддержки и баланса производства и реализации продукции;
4) проблемы использования земель сельскохозяйственного назначения;
5) проблемы, касающиеся тарифов и услуг, сельскохозяйственной техники;
6) проблемы предоставления кредитов для сельского хозяйства.
Для того чтобы укрепить продовольственную безопасность страны необходимы эффективные решения:
1) улучшить нормативную правовую базу функционирования агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, как следует из основных направлений реализации положений настоящей доктрины;
2) производить мониторинг и контроль состояния
продовольственной безопасности;
3) расценивать стабильность экономики страны к переменам на мировых рынках продовольствия и изменениям природно-климатического характера;
4) рациональное использование продукции;
5) повешение качества сельскохозяйственной продукции;
6) создание благоприятных условий для ведения
сельскохозяйственного производства;
7) повышение урожайности сельскохозяйственных культур;
8) привлечение дополнительных инвестиций и молодых специалистов на село;
9) внедрение новых технологий в сельское хозяйство; регулирование импортных закупок продовольственного питания.
Реализация государственного механизма укрепления продовольственной безопасности возможна при условии использования соответствующих инструментов, в том числе: институционального, финансового, экономического, социально-экономического, административного, инвестиционно-инновационного.
Подобные работы
- ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ПРОДУКЦИИ АПК В РОССИИ:
ПРЕДПОСЫЛКИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
(НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ПРОДУКЦИИ АПК В РОССИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ
(НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ УГРОЗ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ СФЕРЫ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ МИНИМИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ АГРОХОЛДИНГОВ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



