ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РЕКЛАМЕ В ПРЕССЕ 7
1.1. Реклама: понятие, виды и место в современном мире 7
1.2. Пресса как средство рекламы: особенности рекламы в
прессе 12
1.3. Роль языковых средств разных уровней в создании рекламного
текста 18
ГЛАВА II. ЭКСПРЕССИВНЫЕ СРЕДСТВА В СОВРЕМЕННЫХ РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТАХ (НА ПРИМЕРЕ РЕКЛАМЫ В ЖУРНАЛАХ «GLAMOUR» и «COSMOPOLITAN») 24
2.1. Особенности рекламных текстов в глянцевых журналах 26
2.2. Тропы как прием достижения экспрессии в журнальной рекламе 29
2.3. Синтаксические средства выразительности (фигуры речи) в журнальной
рекламе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Сегодня реклама - это один из основных двигателей торговли, а соответственно и экономики на данный момент во всем мире. Значение рекламы в наши дни весьма и весьма велико, она способствует повышению эффективности производства, стимулирует предприятия к повышению качества продукции и услуг, способствует повышению интенсивности товарооборота. Реклама информирует потенциальных покупателей о том, что конкретный товар существует, что он имеет конкретные характеристики, что их можно найти в определенном месте и по конкретной цене. Правильно созданная реклама заставляет думать о покупке данного товара, мечтать о нем, приводит неоспоримые доводы в пользу подобного приобретения.
Одним из классических каналов распространения рекламы, обслуживающих производителей и продавцов уже не одно столетие, является пресса. В начале XX века реклама в прессе была единственным средством массовой информации. Сегодня, несмотря на серьезную конкуренцию со стороны телевидения и радио, наружной рекламы и рекламы в Интернете, реклама в прессе продолжает работать, увеличивая популярность рекламируемых товаров. Газеты и журналы занимают самые различные сегменты в системе СМИ: это и узкоспециализированные, и научно-популярные и развлекательные издания. Поэтому у рекламодателя всегда есть возможность выбора, чтобы наиболее эффективно разместить свою информацию. Размещение рекламы в прессе имеет свои преимущества. Информация из рекламы в прессе доступна в любое время, т.е. всегда есть возможность повторного обращения к рекламе. Важно также учитывать длительность рекламного контакта: можно прочитать объявление, подумать, сравнить варианты, опять вернуться к рекламе.
Для того чтобы выбрать издание для размещения рекламы, необходимо четко представлять себе целевую аудиторию, на которую будет направлено данное объявление: возраст, социальное положение, демографические и психо-эмоциональные характеристики, уровень дохода, образования и культуры, что значительно сократит расходы. В рамках нашего исследования рассмотрим журналы как рекламоноситель. Данные периодические издания воздействуют на широкую аудиторию и потому идеальны для размещения информации о товарах народного потребления. Любой человек может натолкнуться на журнальную рекламу, не являясь постоянным читателем данных изданий или вообще никогда не покупая их. В этом и заключается эффективность журнальной рекламы. Как же рекламистам достигнуть цели, чтобы среди сотен других товаров и услуг именно их реклама привлекла потенциального покупателя? На данный момент существует множество способов: это и использование ярких фотографий и цветов, привлечение к рекламной кампании знаменитостей и использование различных графических эффектов, но одним из главных и действенных способов именно для прессы остается удачно составленный и запоминающийся текст, который описывает товар. Для этого в рекламном тексте используются средства выразительности языка, которые делают его ярким, образным и художественным. К ним относятся различные языковые средства: фонетические (звукопись), словообразовательные (неологизмы, паронимы), выразительные средства лексики (тропы) и синтаксические средства выразительности (фигуры речи). С помощью них текст становится насыщенным, ярким, пестрит образами, призывая фантазировать, тем самым воздействуя на эмоции покупателя, а, как известно, именно эмоции подталкивают людей к покупке, особенно это касается женщин. Следует отметить, что одна из базовых функций языка и в частности выразительных средств - это эмоционально-экспрессивная функция, т.е. предназначение языка быть одним из средств выражения чувств и эмоций, экспрессии. Таким образом, языковые средства, используемые в рекламных текстах, придают им выразительность и экспрессию, которые позволяют эффективнее воздействовать на потребителя и лучше запоминать определенный образ товара, создавая в сознании получателя особый ассоциативный ряд. С помощью ассоциативного ряда человек открывает для себя новые стороны рекламируемого товара, а языковые средства в рекламном тексте создают эти ассоциации, усиливая выразительность.
Рекламный текст представляет собой пример максимально эффективного использования языковых средств. Они позволяют строить в сознании реципиента ряд ассоциативных образов, т.е. в рекламном тексте все образные средства языка употребляются намеренно и с определенной целью - воздействие на массы. Если сопоставлять стилистические ресурсы разных уровней языка, то следует отметить, что именно синтаксис (стилистические фигуры) и лексика (тропы) представляют собой основную базу стилистики.
Данное исследование посвящено изучению и анализу использования языковых средств выразительности в создании рекламных текстов, размещенных в современных глянцевых журналах.
Актуальность работы заключается в том, что на данный момент рекламные тексты вызывают огромный интерес со стороны различных наук, а также в необходимости анализа рекламного текста с целью выявления языковых средств, создающих образное и художественное представление о рекламируемом товаре. Работа над отдельными средствами выразительности помогает углубить восприятие рекламного образа и выявить определенные закономерности использования тех или иных средств языка в рекламных текстах.
Объект исследования - рекламные тексты в современных журналах.
Предмет исследования - тропы и фигуры как прием достижения экспрессии в современной журнальной рекламе.
Целью данного исследования является анализ языковых средств создания экспрессивности в современной журнальной рекламе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) сформировать понятийный аппарат основных терминов исследования;
2) выявить особенности рекламы в журналах;
3) выделить основные выразительные средства языка, определить их роль в создании рекламных текстов;
4) изучить стилистические особенности рекламного текста;
5) проанализировать основные языковые средства усиления выразительности в журнальной рекламе.
Материалом исследования послужили современные глянцевые журналы, такие как «Glamour» и «Cosmopolitan» за 2012-2016 гг.
В данной дипломной работе были использованы следующие научные методы: анализа, аналогии и классификации, а также описательный метод с использованием приемов наблюдения, обобщения и интерпретации. Методом сплошной выборки было выявлено и проанализировано 78 рекламных текстов.
Теоретическую базу данного исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области:
1) теории и практики рекламы: Бороноевой Т.А., Денисона Д., Ильясова Ф. Н., Кохтева Н.Н., Медведевой Е.В., Ромат Е.В. и др.;
2) риторики и стилистики Арнольд И.В., Бельчикова Ю.А., Будагова Р.А, Васильковой Н.Н., Клюева Е.В., Михальской А.К., Москвина В.П., Горнфельда А. и др.
Структура данной работы состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованной литературы.
Эффективность рекламного текста определяют яркость, точность, доступность и многообразие ассоциативных связей рекламного образа, создаваемого при помощи различных языковых средств выразительности.
В рамках данной дипломной работы нами были изучен и сформулирован понятийный аппарат терминов исследования, были выявлены особенности рекламы в журналах «Glamour» и «Cosmopolitan» за 2012-2016 гг., проанализированы основные средства создания экспрессивности в современной журнальной рекламе.
В построении рекламного текста в журналах используются не только иллюстрации, но и развернутые вербальные компоненты. Употребление различных выразительных средств в рекламе очень эффективно воздействует на читателя.
Тропы располагают к эмоциональному отношению к теме, внушают те или иные чувства, приобретают оценочный смысл. Благодаря тропам рекламный текст приобретает неповторимую красочность и оригинальность.
Анализ журнальной рекламы позволил выявить, что основными видами тропов, которые используются в рекламе, являются эпитеты, сравнения, метафоры, метонимия, олицетворение и гипербола.
Самый частотный по употреблению - эпитет. Эпитет позволяет выделить в явлении или предмете основные характеристики и свойства, создает образность в тексте.
Вторым стилистическим средством по частоте употребления выступает метафора. Метафора несет через образ новую информацию о товаре, помогает лучше запомнить свойства рекламируемого товара, делает текст экспрессивным и является эффективным средством воздействия на адресата речи.
Широко используется и олицетворение. В рекламе наиболее часто в форме олицетворения выступают действия, т.е. неживой предмет действует как живой, и имплицитные характеристики предмета.
Довольно часто в журнальной рекламе встречаются особые приемы композиционно-речевого оформления текста: повелительная конструкция и вопросно-ответная форма изложения; фигуры речи: градация и оксюморон. Вопросно-ответная форма изложения вовлекает реципиента в ситуацию, построенную рекламой, повелительная конструкция создает эмоционально-яркие выражения, градация усиливает экспрессивность за счет расположения компонентов текста по нарастающей, а оксюморон позволяет выделить рекламу среди других благодаря необычности и оригинальности сочетаний входящих в него слов.
Также в рассматриваемых рекламных текстах используются такие синтаксические средства, как парцелляция, однородные члены и параллелизм. Такой прием как парцелляция, выполняет эмоционально-выделительную функцию, подчеркивая отдельные детали и фиксируя внимание читателя на каждом этапе действия.
Употребление однородных членов позволяет создать емкий образ, придать описанию эмоциональность, экспрессивность, способствует повышению информативности, образности текста.
Параллелизм усиливает эмоционально-образную выразительность, придает тексту ритмичность, что помогает легче запомнить рекламный текст, а значит и рекламируемый продукт.
Таким образом, рекламный текст представляет собой пример максимально эффективного использования многообразных языковых средств выразительности. Они позволяют строить в сознании реципиента ряд ассоциативных образов, т.е. в рекламном тексте все образные средства языка употребляются намеренно и с определенной целью - воздействие на массы. Анализ экспрессивных средств в современной журнальной рекламе позволил выявить следующие особенности:
1) активное использование тропов и фигур, повелительных конструкций, вопросно-ответных форм изложения;
2) внимание к рекламируемому продукту может привлекаться различными способами: синтаксическими, стилистическими, лексическими, в одном тексте может одновременно использоваться несколько примеров.
Именно использование выразительных средств языка привлекает внимание потенциального покупателя к рекламному сообщению. Правильно выбранные и употребленные экспрессивные средства позволяют достичь лучшего запоминания свойств товара и марки, а благодаря эмоционально-экспрессивной функции они вызывают положительные эмоции у аудитории.
1. Акаткин В.М., Копылова Н.И. Учебно-методическое пособие по курсу "Введение в литературоведение" [Текст] / В.М. Акаткин, Н.И. Копылова. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — 52 с.
2. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык [Текст]: Учебник для вузов / И.В. Арнольд. — 2-е изд. — М.: Флинта: Наука,1981. — 295 с.
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С. Ахманова. - М., 1969. - 574 с.
4. Бельчиков Ю.А. О выразительности речи [Текст] / Ю.А. Бельчиков // Наука и жизнь. - 1962. - № 4. - С. 104 - 105.
5. Бове К.Л. Современная реклама. Творчество в составлении рекламных текстов [Текст] / К.Л. Бове, У.Ф. Аренс. - М.: ДеНово, 1995г. - 704 с.
6. Бойкова Н.Г. Устная речь [Текст] / Н.Г Бойкова., В.И Коньков., Т.И. Попова - С - Пб, 2004г. -245 с.
7. Бороноева Т.А. Современный рекламный менеджмент [Текст] / Т.А. Бороноева. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 324 с.
8. Будагов Р.А. Литературные языки и языковые стили [Текст] / Р.А. Будагов. - М.: Высшая школа, 1967. — 376 с.
9. Вакуров В.Н. Стилистика газетных жанров [Текст] / В.Н. Вакуров, Н.Н. Кохтев, Г.Я. Солганик. - М, 2004г. - С. 46 - 54.
10. Василькова Н.Н. Типология стилистических фигур в риториках и курсах словесности II половины XVII - начала XIX веков [Текст]: Автореф. дисс. ... кфилн. - М., 1990. - 20 с.
11. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц [Текст] / Т.Г. Винокур. - М.: Наука, 1980. - 238 с.
12. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И.Р. Гальперин. М.: Наука, 1981. - 140 с.
13. Горнфельд А. Фигура в поэтике и риторике [Текст] / А. Горнфельд // Вопросы теории психологии творчества. Т. 1. - Харьков, 1911. - 432 с.
14. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности [Текст] / Горшков А.И. - М., 1996. - 336 с.
15. Дейян А. Реклама. [Текст] / А. Дейян //Пер. с франц. -М.: Прогресс, 1993. - 175 с.
16. Денисон Д. Учебник по рекламе [Текст] / Д. Денисон // Пер. с англ. под ред. Петрова Н.И. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 274 с.
17. Ефремова Т. Ф. Современный словарь русского языка три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный: около 20 000 слов, около 1200 словообразовательных единиц [Текст] / Т. Ф. Ефремова. — М.: ACT, 2010. — 699 с.
18. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации [Текст] / Е.Н. Зарецкая. - М.: Дело, 1998. - 480 с.
19. Иванчикова Е.А. Парцелляция, ее коммуникативно-экспрессивные и синтаксические функции [Текст] / Е.А. Иванчикова // Русский язык и советское общество: Морфология и синтаксис современного русского литературного языка. - М., 1977. - 301с.
20. Ильясов Ф. Н. Возможен ли переход от конкуренции рекламы к конкуренции качества [Текст] / Ф.Н. Ильясов //Социология массовых коммуникаций 2009 г. - с. 95.
21. Ильясова С.В. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы [Текст] / С.В. Ильясова, Л.П. Амири. - М.: Флинта, 2009. - 296 с.
22. Ким М.Н. От замысла к воплощению: Технология подготовки журналистского произведения [Текст] / М.Н. Ким. - С - Пб, 2004г. - 272 с.
23. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция) [Текст]: Уч. пос. для вузов / Е.В. Клюев. - М., 1999. - 272 с.
24. Корольков В.И. К теории фигур [Текст] / В.И. Корольков // Сб-к науч. тр. МГПИ ИЯ им. М. Тореза. Вып. 78/ Отв. ред. Д.С. Светлышев. - М., 1973/1974. - С. 60 - 93.
25. Кохтев Н.Н. Реклама: Искусство слова. Рекомендации для составителей рекламных текстов [Текст] / Н.Н. Кохтев. - М.: Изд-во МГУ, 2005г. - 46 с.
26. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива [Текст] / Ж.-Ж. Ламбен // Пер. с франц. - СПб.: Наука,1996. - 589 с.
27. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006. - 584 с.
28. Лукьянова Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления (проблемы семантики) [Текст] / Н.А. Лукьянова. - Новосибирск: Наука, 1986. - 230 с.
29. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика [Текст] / Т.В. Матвеева. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 432 с.
30. Медведева Е.В. Рекламная коммуникация [Текст] / Е.В. Медведева // Изд. 2-е, испр. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 278 с.
31. Меркин Г.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи [Текст]: Пособие для учителя / Г.С. Меркин, Т.М. Зыбина, Н.А. Максимчук, О.С. Рябикова // Под общ. ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной.-М., 2002. - 208 с.
32. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово [Текст]: Учеб. пос.
для уч-ся 10-11 кл. общеобраз. Учрежд / А.К. Михальская. - М.:
Просвещение, 1996. - 416 с.
33. Никитина С.Е. Экспериментальный системный толковый словарь
стилистических терминов. Принципы составления и избранные статьи [Текст] / С.Е. Никитина, Н.В. Васильева. - М.: Рос. акад. наук, Ин-т
языкознания, 1996. — 172 с.
34. Одинцов В.В. Стилистика текста [Текст] / В.В. Одинцов. - Москва: изд. «Наследие», 2004. - 379 с.
35. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и
фразеологических выражений [Текст] / С. И Ожегов, Н. Ю. Шведова // 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
36. Павлова Д. Д. Стилистическая функция тропов в тексте произведения Р.А. Анайи «Благослови, Ультима!» [Текст] / Д. Д. Павлова // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 194-196.
37. Пастухова В.Я. Парадигматическая и синтагматическая связанность компонентов оксюморонного сочетания [Текст]: дис. ...канд. филол. наук/
B. Я. Пастухова. - Ростов н/Д., 1980. - 176 с.
38. Ромат Е.В. Реклама: история, теория, практика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Е.В. Ромат. - СПб, Питер, 2002. - 544 с.
39. Росситер Дж. Р. Реклама и продвижение товаров [Текст] / Дж. Р. Росситер, Л. Перси // Пер. с англ. - СПб: Питер, 2001. - 656 с.
40. Русова Н.Ю. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба [Текст]/ Н.Ю. Русова.— М.: Флинта, Наука, 2004. - 304с.
41. Сердобинцева Е. Структура и язык рекламных текстов [Текст] / Е. Сердобинцева. - Флинта, Наука; Москва; 2010- 104 с.
42. Степанов Ю.С. Семиотика. Монография [Текст] / Ю.С. Степанов. — М.: Наука, 1971. — 168 с.
43. Сэндидж Ч. Реклама. Теория и практика [Текст] / Ч. Сэндидж, В. Фрайбургер, Р. Ротцолл // Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989. - 630 с.
44. Ученова В.В. История рекламы, или Метаморфозы рекламного образа [Текст]: учебник для ВУЗов / В.В. Ученова, Н.В. Старых. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 1999. - 336 с.
45. Ученова В.В. Полифония текстов в культуре [Текст] / В.В Ученова, С.А. Шомова. - М.: Омега-Л, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - 392 с.
46. Уэллс У. Реклама: принципы и практика [Текст] / У. Уэллс, Дж. Бернет,
C. Мориарти. // Пер. с англ. - СПб.: Питер.2001. - 736 с.
47. Федеральный закон РФ от 13.03.2006 г. «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232
Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка [Текст] / А. И. Фёдоров. — М.: Астрель, АСТ, 2008. — 828 с.
48. Фомичева И.Д. Социология СМИ [Текст]: учеб.пособие для студентов вузов / И.Д. Фомичева. - М.:Аспект Пресс, 2007 - 36 с.
49. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций [Текст] / Р. Харрис. - СПб.: Прайм - Еврознак, 2001. - 448 с.
50. Храковский В. С. Семантика и типология императива. Русский императив. [Текст] / В. С. Храковский, А. П. Володин. - Л., 1986 - 272 с.
51. Щепилова Г.Г. Введение в рекламоведение [Текст] / Г.Г.Щепилова, К.В.Щепилов, В.М. Краснюк. - М.:Элит - 2002 г. - с.54.
52. Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / В.Н. Ярцева. - Москва: изд. «Советская энциклопедия», 1990. - 685 с.
Интернет-ресурсы:
1. Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс] / Значение слова Пресса. - Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article092528.html
2. Метафора [Электронный ресурс] / Статья из свободной энциклопедии «Википедия». - Режим доступа:https: //ru.wikipedia. org/wiki/Метафора
3. О классификации рекламных средств [Электронный ресурс] / Электронная
энциклопедия «Студопедия». - Режим доступа:
http://studopedia.ru/5_38160_klassifikatsiya-reklamnih-sredstv.html
4. Особенности журнальной и газетной рекламы [Электронный ресурс] /
Электронный журналAdBusiness.Ru. - 2010. - Режим доступа:
http: //www.adbusiness .ru
Материал исследования:
1. Журнал «Glamour»: № 11, ноябрь 2012; № 8, август 2013; № 11, ноябрь 2015; № 8, август 2015; № 2, февраль 2016.
2. Журнал «Cosmopolitan»: №6, июнь 2015; № 9, сентябрь 2015; № 5, май 2015; № 7, июль 2015; № 5, май 2016.