ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННЫХ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
§ 1. Принципы выделения глаголов движения. Их специфические
особенности 15
§ 2. Системно-функциональное описание лексико-семантической группы бесприставочных глаголов движения в учебных целях... 27
§ 3. Системно-функциональное описание лексико-семантической
группы приставочных глаголов движения в учебных целях 38
§ 4. Сопоставительный анализ бесприставочных и приставочных глаголов движения в русском и марийском языках как лингводидактическая основа реализации транспозиции и преодоления интерференции 50
ВЫВОДЫ по I главе 60
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКИМ ГЛАГОЛАМ ДВИЖЕНИЯ В МАРИЙСКИХ ГРУППАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА § 1. Вопросы обучения глаголам движения в учебной и методической литературе 64
§ 2. Экспериментальное исследование степени распространенности, устойчивости и частотности ошибок студентов при употреблении
бесприставочных и приставочных глаголов движения 79
ВЫВОДЫ по II главе 103
ГЛАВА III. СОДЕРЖАНИЕ И СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ РУССКИХ БЕСПРИСТАВОЧНЫХ И ПРИСТАВОЧНЫХ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНТАМИ-МАРИ
§ 1. Лингвистические, дидактические и психологические предпосылки обучения бесприставочным и приставочным глаголам
движения в системно-функциональном аспекте 105
§ 2. Программа совершенствования устной и письменной речи
3
студентов-мари в практическом курсе русского языка на материале глаголов движения 119
§ 3. Система и приемы реализации экспериментальной программы по обучению бесприставочным и приставочным глаголам движения в
системно-функциональном аспекте 128
§ 4. Результаты проверки эффективности предложенной системы работы по обучению русским бесприставочным и приставочным глаголам движения на основе системно-функционального подхода 144
ВЫВОДЫ по III главе 147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150
ЛИТЕРАТУРА 155
ПРИЛОЖЕНИЯ 181
Актуальность исследования. Кардинальные изменения в политической, экономической и социальной жизни нашей страны обусловили со¬временные реформы в области образования, правовой базой осуществление которых является закон Российской Федерации «Об образовании» (2002г.). Необходимость повышения качества образования отмечается также в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (2000г.), в «Федеральном законе о русском языке» Проект (2001г.) и в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002г.). Таким образом, важность разработки обновленного филологического образования школьников и студентов, будущих учителей- словесников, диктуется современной стратегией развития российской школы и российских средних и высших педагогических учебных заведений, их направленностью на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. В связи с реализацией данной стратегии особую значимость приобретает язык, который «определяет видение мира с высоты хранимого в нем труда поколений, полного разума» (В .Г. Костомаров). Выполняя три основные функции - формирования, выражения и сообщения мысли, язык берет на себя ведущую роль в создании думающей, говорящей и действующей личности. Для того чтобы такая личность утвердилась в жизни, очень важно обучать школьников и студентов «языкопользованию» (Г. О. Винокур). Такой подход позволяет сконцентрировать внимание на одной из существенных функций языка - функции общения.
Лингвистика последних лет, развивая традиции отечественного знания и методики, сосредоточивается на описании внутренней организации системы языка, в частности синтаксической, то есть рассматривает язык с точки зрения того, как он функционирует, как служит выражению мысли. Этот аспект получил освещение в свое время в трудах И.А. Бодуэна де Куртенэ, предсказавшего выход лингвистики XX века в сферу взаимодействия с другими науками о человеке (психологией, антропологией, социологией, биологией) и тем самым заложившего основы таких наук, как психолингвистика, социолингвистика и т. п., а также переместившего акценты в сторону функциональности. Эта концепция выдающегося лингвиста стала реальностью, о чем свидетельствуют исследования отечественных лингвистов в области функциональной грамматики (А.В. Бондарко, В.Г. Гак, Г.А. Золотова, С.Д. Кацнельсон, М.А. Шелякин и др.).
Проблемы обучения грамматическим нормам неродного языка в функциональном аспекте освещаются в работах психолингвистов (Б.В. Беляев, Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.И. Жинкин, И.А.Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.) и лингводидактов ( Р.В. Альмухаметов, Г.А. Анисимов, Е.А. Быстрова, А.Н. Васильева, Е.М. Верещагин, В. Д. Виноградов, Г.Г. Городилова, К.З. Закирьянов, В.Г. Косто¬маров, Л.М. Кузнецова, О.Д. Митрофанова, Е.И. Пассов, Л.Г.Саяхова, Л.П. Федоренко, Т.И. Чижова, Л.З. Шакирова, Н.М.Шанский и др.).
С реализацией функционального принципа при обучении грамматическим нормам языка смыкаются вопросы, связанные с работой по формированию умений и навыков создания текстов.
Проведенный в работе анализ лингвистической, методической, психологической и дидактической литературы, данные функционально-сопоставительного описания глаголов движения русского и марийского языков, анализ состояния обучения русской связной речи (в ее устной и письменной формах) в процессе преподавания данной ЛСГ глаголов в марийских группах педагогического института, результаты проведенного констатирующего эксперимента с целью выявления наиболее типичных ошибок студентов-мари при употреблении глаголов движения в устной и письменной речи позволили наметить наиболее важные вопросы, необходимые для разработки методики обучения бесприставочным и приставочным глаголам движения (в системно-функциональном аспекте).
1. Достижения в области лингвистики, педагогики и психологии дали возможность по-новому подойти к отбору и классификации учебного материала, что нашло отражение в предложенной программе. Содержание и система обучения глаголам движения базируются на своеобразии лексических, морфолого-синтаксических, лексико-фразеологических и функционально-семантических особенностей этой группы слов в русском языке. При этом учитывались особенности бесприставочных и приставочных глаголов движения в марийском языке: наличие иной, чем в русском, разно¬образной семантики; отсутствие категории вида; наличие разнообразной системы временных отношений; использование вспомогательных глаголов, обладающих способностью в определенной степени передавать видовые значения русских глаголов для образования приставочных форм глаголов движения.
Учет указанных факторов дал возможность построить обучение бес-приставочным и приставочным глаголам движения в марийских группах педагогического вуза на научной основе.
2. Изучение состояния обучения глаголам движения в марийских группах педагогического вуза, анализ учебных пособий и действующих программ по "Практикуму" показали, что содержание и система обучения бесприставочным и приставочным глаголам движения требуют серьезной корректировки. Отбор, организация и подача грамматического материала не отвечают требованиям последних достижений в области лингвистики, психологии и дидактики, строятся без учета принципа коммуникативной направленности обучения неродному языку как средству общения. Кроме того, в системе упражнений очень редко встречаются или вообще отсутствуют задания на выработку у студентов марийских групп педагогического вуза в самостоятельных устных и письменных высказываниях навыков употребления бесприставочных и приставочных глаголов движения с учетом их семантики, грамматических и функционально-семантических признаков.
Все это свидетельствует об отсутствии в содержании обучения глаголам движения продуманной системы, учитывающей особенности русского и родного языков.
1. Закон Российской Федерации об образовании / Отв. ред. Н.М. Фе-липчук.-2-е изд. - М.: АСТ: Астрель, 2002.-80с.
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Учительская газета.-2000.-№43.-С.6-7.
3. Федеральный закон о русском языке как государственном языке Российской Федерации. Проект // Мир русского слова.-2001.-№1.-С.5-11.
4. Абакумов С.И. Современный русский язык: Учеб. пособ. для пед. и учит-их ин-тов.-М.: Учпедгиз,1942.-184с.
5. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Очерк грамматики русского литера-турного языка: Фонетика и морфология.-М.:Учпедгиз,1945.-Ч.1.-236с.
6. Аверьянова А.И. Глаголы движения-перемещения в современном русском языке // Учен. зап. Ленингр. гос. ун-та.-Л.: Изд-во ЛГУ,1973.- Вып.77.-С.3-11.
7. Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова / Отв. ред. С.Г. Бархударов .-М.: Наука,1976.-328с.
8. Александровская В.М. Урок-практикум в 6 классе // Русский язык в школе.- 1989.-№1.-С.46-47.
9. Анисимов Г. А. О функциональном подходе к грамматическим яв-лениям русского языка в нерусской аудитории // Проблема совершенство-вания процесса обучения в высшей школе / Под ред. Г.А. Анисимова.- Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1975 .-Вып.2.-С .77-82.
10. Анисимов Г.А. Изучение межфразовых связей // Русский язык в национальной школе.- 1976.-№4.-С.25-30.
11. Анисимов Г.А. Система упражнений при изучении грамматики русского языка в чувашской школе: Метод. пособие.-Чебоксары: Чуваш- книгоиздат,1987.-142с.
12. Арсирий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка.-М.: Просвещение,! 967.-Ч.2 .-287с.
156
13. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1969.-279с.
14. Афифи С.М. Лексикологический анализ глаголов ИДТИ- ХОДИТЬ и их производных в современном русском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук.-М.,1964.-20с.
15. Афифи С.М. Глагол ИДТИ и его синонимы в русском языке в со-поставлении с арабским // Русский язык за рубежом.-1968.-№2.-С.79-83.
16. Ахмадуллина Ф.Ю. Методика обучения русским глаголам движе-ния в татарской школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.-М.,1979.-20с.
17. Ахмадуллина Ф.Ю. Методика обучения русским глаголам движе-ния в татарской школе: Пособ. для учителя / Под ред. проф. Л. З .Шакировой .-Казань: Т аткнигоиздат, 1982 .—104с.
18. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов.—М.: Совет-ская энциклопедия,1966.—607с.
19. Байкова Л.С., Правдина Т.Д. Пособие по развитию речи: Для сту- дентов-эстонцев 1 и 2 курсов.—Таллин: Изд-во Таллин. пед. ин-та им. Э. Вильде,1970.—228с.
20. Бакеева Н.З. Методика обучения морфологии русского языка в татарской школе.—Казань: Таткнигоиздат,1961.—294с.
21. Баранников И.В. Научные основы методики обучения звуковой системе русского языка в бурятской школе: Дис. ... докт. пед. наук.— М.,1969.—702с.
22. Баранников И.В. Обучение звуковой системе русского языка в бурятской школе.—Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во,1984.—144с.
23. Бархударов С.Г. О некоторых лингвистических проблемах, свя-занных с обучением русскому языку нерусских // Русский язык в нацио-нальной школе.-1964.-№2—С.16-18.
24. Бархударов С.Г.Основные проблемы методики преподавания рус-ского языка в национальных группах вузов // Русский язык в националь¬ной школе.- 1964.-№2—С.11-13.
157
25. Бархударов С.Г., Досычева Е.И. Грамматика русского языка: Учеб. для неполной сред. и сред. школы: Фонетика и морфология .-М.: Уч- педгиз,1938.-Ч.1.-224с.
26. Барцева Л.И. Полисемия глаголов в марийском языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук.-Тарту,1989.-20с.
27. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и дру¬гих гуманитарных науках // Эстетика словесного творчества / Примеч. С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова.-М: Искусство,1979.-С.250-261.
28. Бекоева М.Т. Функциональный подход к изучению глаголов дви-жения русского языка в национальной (осетинской) школе: Дис. ... канд. пед. наук.-М.,1996.-201с.
29. Белова Н.М., Холина Н.Н. Глаголы движения: Учеб. пособ.-Л.: Изд-во ЛГУ,1972.-43с.
30. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным язы-кам: Пособ. для преподавателей и студ-ов.-2-е изд.,перераб. и доп.-М.: Просвещение,1965.-228с.
31. Битехтина Г.А., Юдина Л.П. Глаголы движения с приставками // Русский язык за рубежом,1978.-№4.-С.22-32;№5.-С.35-44;№6-С.24-34.
32. Битехтина Г.А., Юдина Л.П. Система работы по теме «Глаголы движения».-М.: Рус. яз.,1985.-160с.
33. Блягоз З.У. Глаголы перемещения в современном русском лите-ратурном языке: Автореф. дис. ... канд. филол. наук.-Горький,1964.-25с.
34. Боброва А.Н. Развитие речи при изучении глагольных форм: Из опыта работы: Пособ. для учителей.-Л.: Учпедгиз,1963.-148с.
35. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. - 2-ое изд., испр. и доп. -М.: Просвеще¬ние, 1991.-207с.
36. Богданович Я. Методика обучения русскому языку в татарских и башкирских школах .-Казань: Татиздат,1930.-32с.
37. Богородицкий В. А. О преподавании русской грамматики в татар¬
158
ской школе.—Казань: Татгосиздат,1921.—24с.
38. Богородицкий В. А. Этюды по татарскому и русскому языкозна-нию.—Казань: Татгосиздат,1933.—158с.
39. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения зна-ний в школе.—М.: Изд-во АПН РСФСР,1959.—346с.
40. Бодуэн де Куртенэ И. А. Языкознание или лингвистика XIX века // Избранные труды по общему языкознанию: В 2-х т./Под ред. акад. В.В. Виноградова и акад. В.Дорошевского—М.: Изд-во АН СССР,1963.—Т.2.— 392с.
41. Болдырев А.В. Рассуждение о глаголах // Труды общества люби-телей российской словесности.—М.: Университет. тип.,1812.—Ч.2.—118с.
42. Болдырев А.В. Рассуждение о средствах исправить ошибки в гла-голе // Труды общества любителей российской словесности.—М.: Универ-ситет. тип.1812.—Ч.3.—142с.
43. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола (Значение и упот-ребление): Пособ. для студ-ов.—М.: Просвещение,1971.—238с.
44. Бондарко А.В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии.—Л.: Наука, 1983 .—208с.
45. Бондарко А.В. Функциональная грамматика.—Л.: Наука, ЛО, 1984 .—136с.
46. Бондарко А.В., Буланин Л. Л. Русский глагол: Пособ. для студ-ов и учителей / Под ред.проф.Ю.С.Маслова.— Л.: Просвещение, ЛО, 1967.—192с.
47. Брюсов В.Я. Сила русского глагола: Сб. статей/Сост. Н.А. Горо-хов.—М.: Советская Россия,1973.—190с.
48. Будде Е.Ф. Учебник грамматики русского языка: Этимология: Для сред. учеб. заведений.—Казань: Типография Б.Л.Домбровского, 1900.—
Ч.1.—183с.
49. Бузук П.А. Основные вопросы языкознания.—2-е изд.,перераб. и доп.-М.: Т-во «В.Думнов,насл. бр. Салаевых»,1924.—187с.
50. Булатова Р.В. Глаголы движения в сербо-хорватском языке: Ав-