ВВЕДЕНИЕ стр.3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы динамики учебной мотивации студентов в процессе адаптации к вузу
1.1. Мотивация учебной деятельности студентов как предмет исследования в
психологии стр. 7
1.2. Сущность адаптации студентов в вузе стр.16
1.3. Учебная мотивация и адаптированность студентов в вузе стр.27
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование динамики учебной мотивации студентов в процессе адаптации от 1 к 3 курсу
2.1. Организация и методы исследования стр. 31
2.2. Анализ показателей и описание результатов исследования стр.36
2.3. Рекомендации по организации учебной деятельности и повышению
адаптированности студентов на начальном этапе обучения в вузе ...стр. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования проблемы динамики мотивации студентов в процессе их адаптации к обучению в вузе состоит в том, что в современном мире, развивающемся по пути глобализации, одним из главных конкурентных преимуществ цивилизованной страны является возможность развития её человеческого потенциала, которое во многом определяется состоянием системы образования. Глобальный характер и масштаб преобразований, происходящих в мире, особо поднимают проблему мотивации учебной деятельности, так как мотивированность будущих специалистов в выбранной профессии и получение всего необходимого для её успешной реализации, служит индикатором для заинтересованности общества в ценных кадрах. Более того, важно приложить все необходимые усилия, чтобы данный процесс прошёл максимально быстро и эффективно, с созданием благоприятных условий для актуализации адаптации.
В настоящий момент существует множество определений мотивации как основы содержания учебного процесса. В отечественной психологии указанной тематикой занимались Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и А.К. Марковой. Так же необходимо отметить вклады Л.И Анцыферовой, В.Г. Асеева, П.Я Гальперина, Е.П. Ильина, Н.Ф. Талызину, Х. Хекхаузена, занимавшихся исследованием активности развивающейся личности, природы мотивов, тенденций, определяющих их трансформацию и укрепление в структуре личности. Активно анализировалась в науке система мотивации учебной деятельности (Дж.Аткинсон, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалёв, М.Ш. Магомед - Эминов, А. Маслоу, В.С. Мерлин, Р.С. Немов, А.Б. Орлов, П.В. Симонов, Д.Н.Узнадзе, А.А. Файзулаев, П.М. Якобсони и др.)
Глубокие преобразования, характерные для всех сфер жизни современной России и определяющие необходимость развития образования,
вне сомнения, сказываются на эффективности процесса адаптации. Возникает необходимость оказания поддержки, включающей в себя создание креативной образовательной среды, актуализирующей личностное развитие студента, вовлечение в жизнедеятельность внутри вузовских коллективов, что способствует наращиванию и использованию адаптированности.
Учёные, занимающиеся исследованием проблем адаптации к учебной деятельности отмечают важность адаптации к будущей профессиональной деятельности (К.А. Альбуханова-Славская, О.Ф. Алексеева, Н.М. Голянская, В.И. Дугинец, О.В. Полянок и др). В ряде работ обращается внимание на динамику мотивов в процессе профессиональной подготовки, (Н.А. Ершова, А.И. Капичников, Н.И. Мешков, М.А. Петрова и др).
В данном исследовании адаптированность рассматривается по определению Налчаджан А.А. как «состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Адаптация же - это тот социально¬психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности» [31, с. 264].
Анализ научной литературы показал, что проблематика связи адаптации и мотивации учебной деятельности недостаточна изучена. Имеются различные отрывки в отечественных исследованиях, но целостной проработки данной тематики найти не удалось. Противоречие между актуальностью данной темы и недостаточным уровнем её исследования, обусловило проблему нашего исследования.
Проблема исследования: какова динамика учебной мотивации студентов в процессе адаптации от первого к третьему курсу?
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
4
Объект исследования: мотивация учебной деятельности студентов в вузе.
Предмет исследования: динамика учебной мотивации студентов в процессе адаптации от 1 к 3 курсу.
На основании теоретического анализа проблемы была выдвинута гипотеза о том, что от первого к третьему курсу учебная мотивация и адаптация будут иметь динамику, а именно - к концу третьего курса студенты будут отличаться снижением показателей адаптированности и всех мотивов учебной деятельности, по сравнению с их процессом обучения в течение первого и второго курсов.
В соответствии с целью и гипотезой перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научной литературы по проблеме динамики учебной мотивации студентов в процессе адаптации от 1 к 3 курсу.
2. Проанализировать динамику учебной мотивации студентов от 1 к 3 курсу.
3. Определить динамику адаптации студентов от 1 к 3 курсу.
4. Изучить динамику учебной мотивации студентов с разными уровнями адаптации к вузу.
5. Сделать сравнительный анализ между срезами лонгитюднного исследования с 1 по 3 курсы обучения студентов в вузе.
6. Установить связь между учебной мотивацией и показателями адаптации студентов к вузу.
7. Разработать рекомендации по улучшению учебной мотивации через повышение адаптации студентов к обучению в вузе.
Методологической основой нашего исследования стала теория деятельности А.Н. Леонтьева, основывающаяся на принципе единства сознания и деятельности, заключающаяся в том, что психические свойства субъекта не только определяют деятельность, но и формируются в ней. Этот принцип раскрывается в положении об обусловленности учебной деятельности мотивами и развитием социально-психологической адаптации.
В исследовании были применены следующие методы: организационный (лонгитюдный метод); эмпирические (психодиагностический метод); методы математико-статистического анализа данных; метод качественного анализа.
Статистическая обработка данных проводилась с использованием непараметрических методов: Т-критерия Вилкоксона для выявления сдвига значений в зависимых выборках; коэффициента корреляции ^-Спирмена для выявления связей между исследуемыми показателями. H-критерий Краскала -Уоллиса для выявления различий в срезах лонгитюдного исследования. Статистический анализ данных проводился с помощью SPSS 17.0.
Использовались следующие методики: Методика «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А. В. Крылова, Тест СПА социально¬психологической адаптированности К. Роджерса и Р.Даймонда, Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной, Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой).
Исследование проводилось на базе Белгородского Государственного Университета, на факультете психологии. В нем приняли участие 54 студента 3 курса, участвующие в лонгитюдном исследовании, начиная с первого курса.
Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования его результатов для оптимизации работы по развитию учебной мотивации студентов, а также повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Проблема динамика учебной мотивации студентов в процессе
адаптации от первого к третьему курсу, на наш взгляд, имеет особую значимость. Глобальный характер и масштаб преобразований, происходящих в мире, поднимают проблему мотивации учебной деятельности, так как мотивированность будущих специалистов в выбранной профессии служит главным фактором для развития общества. Проанализировав подходы, имеющиеся в психолого-педагогических исследованиях, по данной проблеме, мы установили следующее. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Она определяется образовательной системой, организацией образовательного процесса, субъективными особенностями обучающего и преподавателя, спецификой изучаемого предмета. А.А. Налчаджян определяет адаптированность как состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, аадаптация по мнению А.А. Налчаджян это социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.
Проанализировав динамику учебной мотивации студентов от 1 к 3 курсу, мы выяснили, что от первого к третьему курсу у студентов замечена динамика сжижения учебной мотивации. Вероятно это из-за неверного представления о лёгкости овладения профессией психолога, крушения иллюзий, и отсутствия достаточного упорства в овладении профессией психолога и низкой степени владения навыками учебной деятельности. Студенты начинают сомневаться в правильности профессионального выбора и специальности, что отражается в низких результатах их успешности в обучении, проявляясь в формальном выполнении учебной деятельности.
От первого к третьему курсу замечена динамика снижения адаптации студентов от 1 к 3 курсу, связанная с усложнением процесса обучения посредством внедрения в учебный процесс дисциплин со сложной спецификой.
Изучив связь, между учебной мотивацией и показателями адаптации студентов к вузу мы можем сделать вывод о том, что чем выше у студентов будет развита внутренняя учебная мотивация, тем больше они будут проявлять адаптированность к учебной деятельности, или чем выше будет развита адаптация, тем меньше студенты будут ориентированы на внешнюю мотивацию.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что от первого к третьему курсу наблюдается динамика снижения учебной мотивации и адаптированности, при одновременном снижении интенсивности учебной мотивации как внутренних мотивов (приобретение знаний, овладение профессией, творческой самореализации), так и внешних (коммуникативные, избегания, престижа), кроме мотива получения диплома. Который в начале обучения на первом курсе имеют максимальную выраженность, на втором курсе и начале обучения на третьем курсе снижается, а к концу обучения на третьем курсе показатель имеет тенденцию к повышению. Общий уровень адаптации и адаптированности к учебной деятельности от первого к третьему курсу обучения в вузе снижается, в связи с тем, что снижается учебная мотивация.
Таким образом, наша гипотеза о том, что от первого к третьему курсу учебная мотивация и адаптация будут иметь динамику, а именно - к концу третьего курса студенты будут отличаться снижением показателей адаптированности и всех мотивов учебной деятельности, по сравнению с их процессом обучения в течение первого и второго курсов - подтвердилась, но требует дальнейшего её изучения, а именно анализа адаптации и учебной мотивации студентов, принимающих участие в нашем лонгитюдном исследовании, в процессе их обучения на четвёртом курсе.
1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. /В.А. Аверин - СПб: «Михайлов», 1999. - 89 с.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. / В.Г. Асеев - М: «Мысль», 2002. -С.156.
3. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. / Ю.А. Александровский - М: «Наука»,1996. - 272 с.
4. Аннекова Н.В. Особенности мотивации учебно-познавательной
деятельности студентов вуза с разным уровнем социально-психологической адаптированности. /Н.В. Аннекова, Е.В.Камнева «Научный вестник» МГИИТ.- 2012-№2(16).- С.87-97.
5. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. / Г.А. Балл // «Вопросы психологии». - 1999. - № 1. - С. 92-100
6. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий. / А.В. Батаршев -М.: «Владос».- 2001. - 300 с.
7. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович- СПб.: «Питер», 2008.- 400 с.
8. Бибрих Р.Р. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов./ Р.Р.Бибрих // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1997. - №2. - С. 20-31.
9. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1998. -С. 13-21.
10. Борзилова Н. С. Взаимосвязь учебной мотивации и адаптационных возможностей личности студентов-первокурсников / Н.С. Борзилова - Заметки учёного 2015 №6. С. 28-31.
11. Вербицкий А.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении / А.А. Вербицкий, Н.А Бакшаева. - М.: «Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов», 2000. - 200 с
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Л.С. Выготский - М.: «Мысль»,
1991. - 480 с.
13. Дмитриева М.А. Адаптация персонала в организации / Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика. /А.М. Дмитриева / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. -СПб.: Речь, 2010. - 254 с.
14. Дубовицкая Т.Д. Методика исследования адаптированности студентов в вузе. // Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2010 - № 4. - С. 29-34.
15. Живаев Н.Г. Уровень субъективного контроля и адаптация студента в вузе. // Н.Г. Живаев, А.А. Смирнов,«Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова». Серия Гуманитарные науки. - 2008. - № 6. - С. 53-64.
16.Зимняя И.А. Педагогическая психология. / И.А. Зимняя- М.: «Логос», 2003. - 330c.
17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. / Е.П. Ильин - СПб.: «Питер», 2000. - С. 512
18. Ильин Е.А. Использование информационных технологий в процессе адаптации студентов младших курсов / Е.А. Ильин,А.А. Карабанов,А.Н. Погорелко «Известия Института инженерной физики». - 2010. - № 15. - С. 21-26.
19. Колмогорова Л.А. Исследование особенностей мотивации учения
первокурсников в период адаптации к вузу. / Л.А. Колмогорова,«Вестник БГПУ психолого -педагогические науки». - 2007. - №7. - С.12-16.
20. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. / П.С. Кузнецов, под ред.: Р.Х. Тугушев. - Саратов: Изд-во «Саратовского ун-та», 1999. - 75 с.
21. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. / Ц. П. Короленко - Л.: 1988. - С 271.
22. Коцюбинский А.П. Уточнение основных понятий концепции адаптации психически больных / А.П. Коцюбинский, Н.С.Шейнина -История Сабуровой дачи. Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии: Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и
экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской
71
клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / под общ. ред. И.И. Кутько, П.Т. Петрюка. Харьков, 1996. - С. 233-235.
23. Кузнецов П.В. Адаптация как функция развития личности./ П.В. Кузнецов - Саратов, 2001. - 75 с.
24. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев - М: Академия, 2004. - 121 с.
25. Леонтьев В.Г. Мотивационная сфера личности и ее формирование // В.Г.Леонтьев //Формирование мотивационной сферы личности: сб. научных трудов. - Новосибирск, Наука. - 2003. - 264 с.
26. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся / А.К. Макарова- М:«Педагогика» 1986.- С. 14.
27. Михайлова Е.С. Тест Дж. Гилфорда и Салливена. Диагностика социального интеллекта: Методическое руководство. / Е.С. Михвайлова- СПб.: «Иматон», 2002. - С. - 56.
28. Медавар П., Медавар, Д. Филогенез. Онтогенез. Адаптация. Ароморфоз Методы исследования эволюции.// Наука о живом. М., «Мир», 1993. - 389 с.
29. Медавар П. Современные конценпции биологии / Наука о живом // П. Медавар, Дж. Медавар. Мир, 1993.- С. - 207.
30. Милославова И.А. Роль социальной адаптации. / И.А. Маслова Л: 2011. - С. - 132.
31. Налчаджян А.А. Личность, психическая адаптация и творчество. /А.А.
Налчаджян- Ереван: «Ереван Луйс», 1990. - 264 с.
32. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. /А. Д. Наследов - СПб: «Речь», 2011. - 4-е изд., С. 125-136
33.Осипчукова Е.В. Организационно-педагогические условия адаптации
сутдентов к образовательному процессу технического вуза: дис.
канд.пед.наук : 13.00.08 / Е. В. Осипчукова. - Екатеринбург, 2009. - 196 с.
34. Орлов А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека / А. Б. Орлов // Вопросы психоло- гии. - 1995. - № 2. - С. 5-19.
72
35. Ощуркова Н.А. Динамика социально-психологической адаптации дис. канд.психол. наук. / В.Б. Ольшанский. - М: 1995. - 178с.
36. Пакулина С.А. Адаптационные возможности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития. / С. А. Пакулина: Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. - М: 2004. - С. 24-43.
37. Петровский А.В. Психология. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский — М.: Академия, 2002. — 512 .
38. Пилоян Р.А. Теория и практика физической культуры. - М., 2004. - №7. - С. 17-18.
39. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум: арсенал практического психолога: учебное пособие. / А.А. Реан - СПб, Прайм-Еврознак, 2006. - С. 225.
40. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
41. Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А. Н. Данилова. - Минск: БелЭн, 2003.
42..Соломченко М.А. Проблемы мотивации, влияющие на учебную деятельность студентов вуза / М.А. Соломченко // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гумани- тарные науки. - 2009. - № 4 (72). - С. 36-40.
43. Солодовников С. Ю. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / С.Ю. Солодовников гл. науч. ред. и сост.. - Минск: МФЦП, 2002.
44. Снегирёва Т.В. Методика изучения особенностей личностной саморегуляции // Т.В Снегирёва Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., сборник трудов АПН СССР, 1997. - С. 128-144.
45. Степанова С.И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации. / С.И. Степанова. - М: «Щука», 1996. - С. 244.
46. Стефаненко Т. Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации. Введение в практическую социальную психологию: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Т. Г. Стефаненко; под ред. Ю. М. Жуко¬ва, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. - 2-е изд., испр. - М.: Смысл, 1996. - 373 с
47. Спасский А.С. Структура удовлетворённости учёбой студента вуза // А.С. Спасский Инновации в образовании. - 2002. - № 1. - С. 50-59.
48. Фалилеев В. В. Психологическая адаптация человека. / В.В. Филаев - М: 1993 - 370 с.
49. Цахаева А.А. Адаптивный ресурс профессионального становления психолога в поликультурном пространстве Дагестана. «Системогенез учебной и профессиональной деятельности» //А.А. Цахаеваб международная научно-практическая конференция. Ярославль. - 2013.
50. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения / В.Д. Шадриков - М:«Логос» 2003. -136 с
51. Шогенова Ф.А. Исследование мотивации студентов в образовательном процессе / Ф.А. Шогоеева Среднее профессиональное образование. -2009. -№
7. - С. 51-53.
52. Шопенгауэр А. Полное собрание сочинений. В 4-х томах. /А. Шопенгауер М: 1900-1910.
53. Штарке К. Студенты. Становление личности. / К. Штарке - М:«Прогресс»,
1992. - 135 с.
54. Якиманская И.С. Психология и педагогика учебное пособие. / И.С. Якиманская, О.С. Карымова, Е.А. Трифонова, Т.А. Ульчева - Оренбург: Издательство «Руссервис», 2008. - С. 44-62.
55. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: избр. психол. тр. / П.М. Якобсон. - М.; Воронеж: ин-т практ. психологии; МОДЭК, 1998. - 304 с
56. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. 2-е изд. / В.А. ЯкунинСПБ.: Михайлова В.А., 2000.- С. 349.
57. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учебное пособие./ М.С. Яницкий, Кемеровский государственный университет, 1999. -С.84.
58. Crede, M., Adjustment to College as Measured by the Student Adaptation to College Questionnaire: A Quantitative Review of its Structure and Relationships with Correlates and Consequences. / M. Crede, S. Niehorster. Educ. Psychol. Rev. 2012.- 24: 133-165.
59. Popham W. J., A Note on the Validity of Borow’s College Inventory of
Academic Adjustment. JournalofEducationalResearch. / W.J. Popham,.M.R.
Moore2009.- 54: 115-11.