ДИНАМИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ОТ 1 К 3 КУРСУ
|
ВВЕДЕНИЕ стр.3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы динамики учебной мотивации студентов в процессе адаптации к вузу
1.1. Мотивация учебной деятельности студентов как предмет исследования в
психологии стр. 7
1.2. Сущность адаптации студентов в вузе стр.16
1.3. Учебная мотивация и адаптированность студентов в вузе стр.27
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование динамики учебной мотивации студентов в процессе адаптации от 1 к 3 курсу
2.1. Организация и методы исследования стр. 31
2.2. Анализ показателей и описание результатов исследования стр.36
2.3. Рекомендации по организации учебной деятельности и повышению
адаптированности студентов на начальном этапе обучения в вузе ...стр. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы динамики учебной мотивации студентов в процессе адаптации к вузу
1.1. Мотивация учебной деятельности студентов как предмет исследования в
психологии стр. 7
1.2. Сущность адаптации студентов в вузе стр.16
1.3. Учебная мотивация и адаптированность студентов в вузе стр.27
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование динамики учебной мотивации студентов в процессе адаптации от 1 к 3 курсу
2.1. Организация и методы исследования стр. 31
2.2. Анализ показателей и описание результатов исследования стр.36
2.3. Рекомендации по организации учебной деятельности и повышению
адаптированности студентов на начальном этапе обучения в вузе ...стр. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования проблемы динамики мотивации студентов в процессе их адаптации к обучению в вузе состоит в том, что в современном мире, развивающемся по пути глобализации, одним из главных конкурентных преимуществ цивилизованной страны является возможность развития её человеческого потенциала, которое во многом определяется состоянием системы образования. Глобальный характер и масштаб преобразований, происходящих в мире, особо поднимают проблему мотивации учебной деятельности, так как мотивированность будущих специалистов в выбранной профессии и получение всего необходимого для её успешной реализации, служит индикатором для заинтересованности общества в ценных кадрах. Более того, важно приложить все необходимые усилия, чтобы данный процесс прошёл максимально быстро и эффективно, с созданием благоприятных условий для актуализации адаптации.
В настоящий момент существует множество определений мотивации как основы содержания учебного процесса. В отечественной психологии указанной тематикой занимались Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и А.К. Марковой. Так же необходимо отметить вклады Л.И Анцыферовой, В.Г. Асеева, П.Я Гальперина, Е.П. Ильина, Н.Ф. Талызину, Х. Хекхаузена, занимавшихся исследованием активности развивающейся личности, природы мотивов, тенденций, определяющих их трансформацию и укрепление в структуре личности. Активно анализировалась в науке система мотивации учебной деятельности (Дж.Аткинсон, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалёв, М.Ш. Магомед - Эминов, А. Маслоу, В.С. Мерлин, Р.С. Немов, А.Б. Орлов, П.В. Симонов, Д.Н.Узнадзе, А.А. Файзулаев, П.М. Якобсони и др.)
Глубокие преобразования, характерные для всех сфер жизни современной России и определяющие необходимость развития образования,
вне сомнения, сказываются на эффективности процесса адаптации. Возникает необходимость оказания поддержки, включающей в себя создание креативной образовательной среды, актуализирующей личностное развитие студента, вовлечение в жизнедеятельность внутри вузовских коллективов, что способствует наращиванию и использованию адаптированности.
Учёные, занимающиеся исследованием проблем адаптации к учебной деятельности отмечают важность адаптации к будущей профессиональной деятельности (К.А. Альбуханова-Славская, О.Ф. Алексеева, Н.М. Голянская, В.И. Дугинец, О.В. Полянок и др). В ряде работ обращается внимание на динамику мотивов в процессе профессиональной подготовки, (Н.А. Ершова, А.И. Капичников, Н.И. Мешков, М.А. Петрова и др).
В данном исследовании адаптированность рассматривается по определению Налчаджан А.А. как «состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Адаптация же - это тот социально¬психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности» [31, с. 264].
Анализ научной литературы показал, что проблематика связи адаптации и мотивации учебной деятельности недостаточна изучена. Имеются различные отрывки в отечественных исследованиях, но целостной проработки данной тематики найти не удалось. Противоречие между актуальностью данной темы и недостаточным уровнем её исследования, обусловило проблему нашего исследования.
Проблема исследования: какова динамика учебной мотивации студентов в процессе адаптации от первого к третьему курсу?
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
4
Объект исследования: мотивация учебной деятельности студентов в вузе.
Предмет исследования: динамика учебной мотивации студентов в процессе адаптации от 1 к 3 курсу.
На основании теоретического анализа проблемы была выдвинута гипотеза о том, что от первого к третьему курсу учебная мотивация и адаптация будут иметь динамику, а именно - к концу третьего курса студенты будут отличаться снижением показателей адаптированности и всех мотивов учебной деятельности, по сравнению с их процессом обучения в течение первого и второго курсов.
В соответствии с целью и гипотезой перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научной литературы по проблеме динамики учебной мотивации студентов в процессе адаптации от 1 к 3 курсу.
2. Проанализировать динамику учебной мотивации студентов от 1 к 3 курсу.
3. Определить динамику адаптации студентов от 1 к 3 курсу.
4. Изучить динамику учебной мотивации студентов с разными уровнями адаптации к вузу.
5. Сделать сравнительный анализ между срезами лонгитюднного исследования с 1 по 3 курсы обучения студентов в вузе.
6. Установить связь между учебной мотивацией и показателями адаптации студентов к вузу.
7. Разработать рекомендации по улучшению учебной мотивации через повышение адаптации студентов к обучению в вузе.
Методологической основой нашего исследования стала теория деятельности А.Н. Леонтьева, основывающаяся на принципе единства сознания и деятельности, заключающаяся в том, что психические свойства субъекта не только определяют деятельность, но и формируются в ней. Этот принцип раскрывается в положении об обусловленности учебной деятельности мотивами и развитием социально-психологической адаптации.
В исследовании были применены следующие методы: организационный (лонгитюдный метод); эмпирические (психодиагностический метод); методы математико-статистического анализа данных; метод качественного анализа.
Статистическая обработка данных проводилась с использованием непараметрических методов: Т-критерия Вилкоксона для выявления сдвига значений в зависимых выборках; коэффициента корреляции ^-Спирмена для выявления связей между исследуемыми показателями. H-критерий Краскала -Уоллиса для выявления различий в срезах лонгитюдного исследования. Статистический анализ данных проводился с помощью SPSS 17.0.
Использовались следующие методики: Методика «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А. В. Крылова, Тест СПА социально¬психологической адаптированности К. Роджерса и Р.Даймонда, Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной, Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой).
Исследование проводилось на базе Белгородского Государственного Университета, на факультете психологии. В нем приняли участие 54 студента 3 курса, участвующие в лонгитюдном исследовании, начиная с первого курса.
Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования его результатов для оптимизации работы по развитию учебной мотивации студентов, а также повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
В настоящий момент существует множество определений мотивации как основы содержания учебного процесса. В отечественной психологии указанной тематикой занимались Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и А.К. Марковой. Так же необходимо отметить вклады Л.И Анцыферовой, В.Г. Асеева, П.Я Гальперина, Е.П. Ильина, Н.Ф. Талызину, Х. Хекхаузена, занимавшихся исследованием активности развивающейся личности, природы мотивов, тенденций, определяющих их трансформацию и укрепление в структуре личности. Активно анализировалась в науке система мотивации учебной деятельности (Дж.Аткинсон, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалёв, М.Ш. Магомед - Эминов, А. Маслоу, В.С. Мерлин, Р.С. Немов, А.Б. Орлов, П.В. Симонов, Д.Н.Узнадзе, А.А. Файзулаев, П.М. Якобсони и др.)
Глубокие преобразования, характерные для всех сфер жизни современной России и определяющие необходимость развития образования,
вне сомнения, сказываются на эффективности процесса адаптации. Возникает необходимость оказания поддержки, включающей в себя создание креативной образовательной среды, актуализирующей личностное развитие студента, вовлечение в жизнедеятельность внутри вузовских коллективов, что способствует наращиванию и использованию адаптированности.
Учёные, занимающиеся исследованием проблем адаптации к учебной деятельности отмечают важность адаптации к будущей профессиональной деятельности (К.А. Альбуханова-Славская, О.Ф. Алексеева, Н.М. Голянская, В.И. Дугинец, О.В. Полянок и др). В ряде работ обращается внимание на динамику мотивов в процессе профессиональной подготовки, (Н.А. Ершова, А.И. Капичников, Н.И. Мешков, М.А. Петрова и др).
В данном исследовании адаптированность рассматривается по определению Налчаджан А.А. как «состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Адаптация же - это тот социально¬психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности» [31, с. 264].
Анализ научной литературы показал, что проблематика связи адаптации и мотивации учебной деятельности недостаточна изучена. Имеются различные отрывки в отечественных исследованиях, но целостной проработки данной тематики найти не удалось. Противоречие между актуальностью данной темы и недостаточным уровнем её исследования, обусловило проблему нашего исследования.
Проблема исследования: какова динамика учебной мотивации студентов в процессе адаптации от первого к третьему курсу?
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
4
Объект исследования: мотивация учебной деятельности студентов в вузе.
Предмет исследования: динамика учебной мотивации студентов в процессе адаптации от 1 к 3 курсу.
На основании теоретического анализа проблемы была выдвинута гипотеза о том, что от первого к третьему курсу учебная мотивация и адаптация будут иметь динамику, а именно - к концу третьего курса студенты будут отличаться снижением показателей адаптированности и всех мотивов учебной деятельности, по сравнению с их процессом обучения в течение первого и второго курсов.
В соответствии с целью и гипотезой перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научной литературы по проблеме динамики учебной мотивации студентов в процессе адаптации от 1 к 3 курсу.
2. Проанализировать динамику учебной мотивации студентов от 1 к 3 курсу.
3. Определить динамику адаптации студентов от 1 к 3 курсу.
4. Изучить динамику учебной мотивации студентов с разными уровнями адаптации к вузу.
5. Сделать сравнительный анализ между срезами лонгитюднного исследования с 1 по 3 курсы обучения студентов в вузе.
6. Установить связь между учебной мотивацией и показателями адаптации студентов к вузу.
7. Разработать рекомендации по улучшению учебной мотивации через повышение адаптации студентов к обучению в вузе.
Методологической основой нашего исследования стала теория деятельности А.Н. Леонтьева, основывающаяся на принципе единства сознания и деятельности, заключающаяся в том, что психические свойства субъекта не только определяют деятельность, но и формируются в ней. Этот принцип раскрывается в положении об обусловленности учебной деятельности мотивами и развитием социально-психологической адаптации.
В исследовании были применены следующие методы: организационный (лонгитюдный метод); эмпирические (психодиагностический метод); методы математико-статистического анализа данных; метод качественного анализа.
Статистическая обработка данных проводилась с использованием непараметрических методов: Т-критерия Вилкоксона для выявления сдвига значений в зависимых выборках; коэффициента корреляции ^-Спирмена для выявления связей между исследуемыми показателями. H-критерий Краскала -Уоллиса для выявления различий в срезах лонгитюдного исследования. Статистический анализ данных проводился с помощью SPSS 17.0.
Использовались следующие методики: Методика «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А. В. Крылова, Тест СПА социально¬психологической адаптированности К. Роджерса и Р.Даймонда, Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной, Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой).
Исследование проводилось на базе Белгородского Государственного Университета, на факультете психологии. В нем приняли участие 54 студента 3 курса, участвующие в лонгитюдном исследовании, начиная с первого курса.
Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования его результатов для оптимизации работы по развитию учебной мотивации студентов, а также повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Проблема динамика учебной мотивации студентов в процессе
адаптации от первого к третьему курсу, на наш взгляд, имеет особую значимость. Глобальный характер и масштаб преобразований, происходящих в мире, поднимают проблему мотивации учебной деятельности, так как мотивированность будущих специалистов в выбранной профессии служит главным фактором для развития общества. Проанализировав подходы, имеющиеся в психолого-педагогических исследованиях, по данной проблеме, мы установили следующее. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Она определяется образовательной системой, организацией образовательного процесса, субъективными особенностями обучающего и преподавателя, спецификой изучаемого предмета. А.А. Налчаджян определяет адаптированность как состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, аадаптация по мнению А.А. Налчаджян это социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.
Проанализировав динамику учебной мотивации студентов от 1 к 3 курсу, мы выяснили, что от первого к третьему курсу у студентов замечена динамика сжижения учебной мотивации. Вероятно это из-за неверного представления о лёгкости овладения профессией психолога, крушения иллюзий, и отсутствия достаточного упорства в овладении профессией психолога и низкой степени владения навыками учебной деятельности. Студенты начинают сомневаться в правильности профессионального выбора и специальности, что отражается в низких результатах их успешности в обучении, проявляясь в формальном выполнении учебной деятельности.
От первого к третьему курсу замечена динамика снижения адаптации студентов от 1 к 3 курсу, связанная с усложнением процесса обучения посредством внедрения в учебный процесс дисциплин со сложной спецификой.
Изучив связь, между учебной мотивацией и показателями адаптации студентов к вузу мы можем сделать вывод о том, что чем выше у студентов будет развита внутренняя учебная мотивация, тем больше они будут проявлять адаптированность к учебной деятельности, или чем выше будет развита адаптация, тем меньше студенты будут ориентированы на внешнюю мотивацию.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что от первого к третьему курсу наблюдается динамика снижения учебной мотивации и адаптированности, при одновременном снижении интенсивности учебной мотивации как внутренних мотивов (приобретение знаний, овладение профессией, творческой самореализации), так и внешних (коммуникативные, избегания, престижа), кроме мотива получения диплома. Который в начале обучения на первом курсе имеют максимальную выраженность, на втором курсе и начале обучения на третьем курсе снижается, а к концу обучения на третьем курсе показатель имеет тенденцию к повышению. Общий уровень адаптации и адаптированности к учебной деятельности от первого к третьему курсу обучения в вузе снижается, в связи с тем, что снижается учебная мотивация.
Таким образом, наша гипотеза о том, что от первого к третьему курсу учебная мотивация и адаптация будут иметь динамику, а именно - к концу третьего курса студенты будут отличаться снижением показателей адаптированности и всех мотивов учебной деятельности, по сравнению с их процессом обучения в течение первого и второго курсов - подтвердилась, но требует дальнейшего её изучения, а именно анализа адаптации и учебной мотивации студентов, принимающих участие в нашем лонгитюдном исследовании, в процессе их обучения на четвёртом курсе.
адаптации от первого к третьему курсу, на наш взгляд, имеет особую значимость. Глобальный характер и масштаб преобразований, происходящих в мире, поднимают проблему мотивации учебной деятельности, так как мотивированность будущих специалистов в выбранной профессии служит главным фактором для развития общества. Проанализировав подходы, имеющиеся в психолого-педагогических исследованиях, по данной проблеме, мы установили следующее. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Она определяется образовательной системой, организацией образовательного процесса, субъективными особенностями обучающего и преподавателя, спецификой изучаемого предмета. А.А. Налчаджян определяет адаптированность как состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, аадаптация по мнению А.А. Налчаджян это социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.
Проанализировав динамику учебной мотивации студентов от 1 к 3 курсу, мы выяснили, что от первого к третьему курсу у студентов замечена динамика сжижения учебной мотивации. Вероятно это из-за неверного представления о лёгкости овладения профессией психолога, крушения иллюзий, и отсутствия достаточного упорства в овладении профессией психолога и низкой степени владения навыками учебной деятельности. Студенты начинают сомневаться в правильности профессионального выбора и специальности, что отражается в низких результатах их успешности в обучении, проявляясь в формальном выполнении учебной деятельности.
От первого к третьему курсу замечена динамика снижения адаптации студентов от 1 к 3 курсу, связанная с усложнением процесса обучения посредством внедрения в учебный процесс дисциплин со сложной спецификой.
Изучив связь, между учебной мотивацией и показателями адаптации студентов к вузу мы можем сделать вывод о том, что чем выше у студентов будет развита внутренняя учебная мотивация, тем больше они будут проявлять адаптированность к учебной деятельности, или чем выше будет развита адаптация, тем меньше студенты будут ориентированы на внешнюю мотивацию.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что от первого к третьему курсу наблюдается динамика снижения учебной мотивации и адаптированности, при одновременном снижении интенсивности учебной мотивации как внутренних мотивов (приобретение знаний, овладение профессией, творческой самореализации), так и внешних (коммуникативные, избегания, престижа), кроме мотива получения диплома. Который в начале обучения на первом курсе имеют максимальную выраженность, на втором курсе и начале обучения на третьем курсе снижается, а к концу обучения на третьем курсе показатель имеет тенденцию к повышению. Общий уровень адаптации и адаптированности к учебной деятельности от первого к третьему курсу обучения в вузе снижается, в связи с тем, что снижается учебная мотивация.
Таким образом, наша гипотеза о том, что от первого к третьему курсу учебная мотивация и адаптация будут иметь динамику, а именно - к концу третьего курса студенты будут отличаться снижением показателей адаптированности и всех мотивов учебной деятельности, по сравнению с их процессом обучения в течение первого и второго курсов - подтвердилась, но требует дальнейшего её изучения, а именно анализа адаптации и учебной мотивации студентов, принимающих участие в нашем лонгитюдном исследовании, в процессе их обучения на четвёртом курсе.
Подобные работы
- ДИНАМИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Особенности учебной мотивации студентов педагогического вуза заочной формы обучения (Ульяновский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ
СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО РЕЛИГИОЗНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Особенности волевой регуляции студентов в процессе адаптации к инокультурной среде
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
РАЗНЫХ СТРАН
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Изучение учебной мотивации и тенденций поведения у студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - Рейтинговая оценка как средство повышения мотивации студентов к занятиям физической
культурой
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ
Диссертация , физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - МОТИВИРОВАННОСТЬ К УЧЕБЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ»)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016



