Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИНАМИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ОТ 1 К 3 КУРСУ

Работа №68697

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2016
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
345
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ стр.3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы динамики учебной мотивации студентов в процессе адаптации к вузу
1.1. Мотивация учебной деятельности студентов как предмет исследования в
психологии стр. 7
1.2. Сущность адаптации студентов в вузе стр.16
1.3. Учебная мотивация и адаптированность студентов в вузе стр.27
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование динамики учебной мотивации студентов в процессе адаптации от 1 к 3 курсу
2.1. Организация и методы исследования стр. 31
2.2. Анализ показателей и описание результатов исследования стр.36
2.3. Рекомендации по организации учебной деятельности и повышению
адаптированности студентов на начальном этапе обучения в вузе ...стр. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 70
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования проблемы динамики мотивации студентов в процессе их адаптации к обучению в вузе состоит в том, что в современном мире, развивающемся по пути глобализации, одним из главных конкурентных преимуществ цивилизованной страны является возможность развития её человеческого потенциала, которое во многом определяется состоянием системы образования. Глобальный характер и масштаб преобразований, происходящих в мире, особо поднимают проблему мотивации учебной деятельности, так как мотивированность будущих специалистов в выбранной профессии и получение всего необходимого для её успешной реализации, служит индикатором для заинтересованности общества в ценных кадрах. Более того, важно приложить все необходимые усилия, чтобы данный процесс прошёл максимально быстро и эффективно, с созданием благоприятных условий для актуализации адаптации.
В настоящий момент существует множество определений мотивации как основы содержания учебного процесса. В отечественной психологии указанной тематикой занимались Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и А.К. Марковой. Так же необходимо отметить вклады Л.И Анцыферовой, В.Г. Асеева, П.Я Гальперина, Е.П. Ильина, Н.Ф. Талызину, Х. Хекхаузена, занимавшихся исследованием активности развивающейся личности, природы мотивов, тенденций, определяющих их трансформацию и укрепление в структуре личности. Активно анализировалась в науке система мотивации учебной деятельности (Дж.Аткинсон, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалёв, М.Ш. Магомед - Эминов, А. Маслоу, В.С. Мерлин, Р.С. Немов, А.Б. Орлов, П.В. Симонов, Д.Н.Узнадзе, А.А. Файзулаев, П.М. Якобсони и др.)
Глубокие преобразования, характерные для всех сфер жизни современной России и определяющие необходимость развития образования,
вне сомнения, сказываются на эффективности процесса адаптации. Возникает необходимость оказания поддержки, включающей в себя создание креативной образовательной среды, актуализирующей личностное развитие студента, вовлечение в жизнедеятельность внутри вузовских коллективов, что способствует наращиванию и использованию адаптированности.
Учёные, занимающиеся исследованием проблем адаптации к учебной деятельности отмечают важность адаптации к будущей профессиональной деятельности (К.А. Альбуханова-Славская, О.Ф. Алексеева, Н.М. Голянская, В.И. Дугинец, О.В. Полянок и др). В ряде работ обращается внимание на динамику мотивов в процессе профессиональной подготовки, (Н.А. Ершова, А.И. Капичников, Н.И. Мешков, М.А. Петрова и др).
В данном исследовании адаптированность рассматривается по определению Налчаджан А.А. как «состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Адаптация же - это тот социально¬психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности» [31, с. 264].
Анализ научной литературы показал, что проблематика связи адаптации и мотивации учебной деятельности недостаточна изучена. Имеются различные отрывки в отечественных исследованиях, но целостной проработки данной тематики найти не удалось. Противоречие между актуальностью данной темы и недостаточным уровнем её исследования, обусловило проблему нашего исследования.
Проблема исследования: какова динамика учебной мотивации студентов в процессе адаптации от первого к третьему курсу?
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
4
Объект исследования: мотивация учебной деятельности студентов в вузе.
Предмет исследования: динамика учебной мотивации студентов в процессе адаптации от 1 к 3 курсу.
На основании теоретического анализа проблемы была выдвинута гипотеза о том, что от первого к третьему курсу учебная мотивация и адаптация будут иметь динамику, а именно - к концу третьего курса студенты будут отличаться снижением показателей адаптированности и всех мотивов учебной деятельности, по сравнению с их процессом обучения в течение первого и второго курсов.
В соответствии с целью и гипотезой перед исследованием были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научной литературы по проблеме динамики учебной мотивации студентов в процессе адаптации от 1 к 3 курсу.
2. Проанализировать динамику учебной мотивации студентов от 1 к 3 курсу.
3. Определить динамику адаптации студентов от 1 к 3 курсу.
4. Изучить динамику учебной мотивации студентов с разными уровнями адаптации к вузу.
5. Сделать сравнительный анализ между срезами лонгитюднного исследования с 1 по 3 курсы обучения студентов в вузе.
6. Установить связь между учебной мотивацией и показателями адаптации студентов к вузу.
7. Разработать рекомендации по улучшению учебной мотивации через повышение адаптации студентов к обучению в вузе.
Методологической основой нашего исследования стала теория деятельности А.Н. Леонтьева, основывающаяся на принципе единства сознания и деятельности, заключающаяся в том, что психические свойства субъекта не только определяют деятельность, но и формируются в ней. Этот принцип раскрывается в положении об обусловленности учебной деятельности мотивами и развитием социально-психологической адаптации.
В исследовании были применены следующие методы: организационный (лонгитюдный метод); эмпирические (психодиагностический метод); методы математико-статистического анализа данных; метод качественного анализа.
Статистическая обработка данных проводилась с использованием непараметрических методов: Т-критерия Вилкоксона для выявления сдвига значений в зависимых выборках; коэффициента корреляции ^-Спирмена для выявления связей между исследуемыми показателями. H-критерий Краскала -Уоллиса для выявления различий в срезах лонгитюдного исследования. Статистический анализ данных проводился с помощью SPSS 17.0.
Использовались следующие методики: Методика «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А. В. Крылова, Тест СПА социально¬психологической адаптированности К. Роджерса и Р.Даймонда, Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной, Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой).
Исследование проводилось на базе Белгородского Государственного Университета, на факультете психологии. В нем приняли участие 54 студента 3 курса, участвующие в лонгитюдном исследовании, начиная с первого курса.
Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования его результатов для оптимизации работы по развитию учебной мотивации студентов, а также повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема динамика учебной мотивации студентов в процессе
адаптации от первого к третьему курсу, на наш взгляд, имеет особую значимость. Глобальный характер и масштаб преобразований, происходящих в мире, поднимают проблему мотивации учебной деятельности, так как мотивированность будущих специалистов в выбранной профессии служит главным фактором для развития общества. Проанализировав подходы, имеющиеся в психолого-педагогических исследованиях, по данной проблеме, мы установили следующее. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Она определяется образовательной системой, организацией образовательного процесса, субъективными особенностями обучающего и преподавателя, спецификой изучаемого предмета. А.А. Налчаджян определяет адаптированность как состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, аадаптация по мнению А.А. Налчаджян это социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.
Проанализировав динамику учебной мотивации студентов от 1 к 3 курсу, мы выяснили, что от первого к третьему курсу у студентов замечена динамика сжижения учебной мотивации. Вероятно это из-за неверного представления о лёгкости овладения профессией психолога, крушения иллюзий, и отсутствия достаточного упорства в овладении профессией психолога и низкой степени владения навыками учебной деятельности. Студенты начинают сомневаться в правильности профессионального выбора и специальности, что отражается в низких результатах их успешности в обучении, проявляясь в формальном выполнении учебной деятельности.
От первого к третьему курсу замечена динамика снижения адаптации студентов от 1 к 3 курсу, связанная с усложнением процесса обучения посредством внедрения в учебный процесс дисциплин со сложной спецификой.
Изучив связь, между учебной мотивацией и показателями адаптации студентов к вузу мы можем сделать вывод о том, что чем выше у студентов будет развита внутренняя учебная мотивация, тем больше они будут проявлять адаптированность к учебной деятельности, или чем выше будет развита адаптация, тем меньше студенты будут ориентированы на внешнюю мотивацию.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что от первого к третьему курсу наблюдается динамика снижения учебной мотивации и адаптированности, при одновременном снижении интенсивности учебной мотивации как внутренних мотивов (приобретение знаний, овладение профессией, творческой самореализации), так и внешних (коммуникативные, избегания, престижа), кроме мотива получения диплома. Который в начале обучения на первом курсе имеют максимальную выраженность, на втором курсе и начале обучения на третьем курсе снижается, а к концу обучения на третьем курсе показатель имеет тенденцию к повышению. Общий уровень адаптации и адаптированности к учебной деятельности от первого к третьему курсу обучения в вузе снижается, в связи с тем, что снижается учебная мотивация.
Таким образом, наша гипотеза о том, что от первого к третьему курсу учебная мотивация и адаптация будут иметь динамику, а именно - к концу третьего курса студенты будут отличаться снижением показателей адаптированности и всех мотивов учебной деятельности, по сравнению с их процессом обучения в течение первого и второго курсов - подтвердилась, но требует дальнейшего её изучения, а именно анализа адаптации и учебной мотивации студентов, принимающих участие в нашем лонгитюдном исследовании, в процессе их обучения на четвёртом курсе.



1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. /В.А. Аверин - СПб: «Михайлов», 1999. - 89 с.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. / В.Г. Асеев - М: «Мысль», 2002. -С.156.
3. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. / Ю.А. Александровский - М: «Наука»,1996. - 272 с.
4. Аннекова Н.В. Особенности мотивации учебно-познавательной
деятельности студентов вуза с разным уровнем социально-психологической адаптированности. /Н.В. Аннекова, Е.В.Камнева «Научный вестник» МГИИТ.- 2012-№2(16).- С.87-97.
5. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. / Г.А. Балл // «Вопросы психологии». - 1999. - № 1. - С. 92-100
6. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий. / А.В. Батаршев -М.: «Владос».- 2001. - 300 с.
7. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович- СПб.: «Питер», 2008.- 400 с.
8. Бибрих Р.Р. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов./ Р.Р.Бибрих // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1997. - №2. - С. 20-31.
9. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1998. -С. 13-21.
10. Борзилова Н. С. Взаимосвязь учебной мотивации и адаптационных возможностей личности студентов-первокурсников / Н.С. Борзилова - Заметки учёного 2015 №6. С. 28-31.
11. Вербицкий А.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении / А.А. Вербицкий, Н.А Бакшаева. - М.: «Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов», 2000. - 200 с
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Л.С. Выготский - М.: «Мысль»,
1991. - 480 с.
13. Дмитриева М.А. Адаптация персонала в организации / Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика. /А.М. Дмитриева / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. -СПб.: Речь, 2010. - 254 с.
14. Дубовицкая Т.Д. Методика исследования адаптированности студентов в вузе. // Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2010 - № 4. - С. 29-34.
15. Живаев Н.Г. Уровень субъективного контроля и адаптация студента в вузе. // Н.Г. Живаев, А.А. Смирнов,«Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова». Серия Гуманитарные науки. - 2008. - № 6. - С. 53-64.
16.Зимняя И.А. Педагогическая психология. / И.А. Зимняя- М.: «Логос», 2003. - 330c.
17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. / Е.П. Ильин - СПб.: «Питер», 2000. - С. 512
18. Ильин Е.А. Использование информационных технологий в процессе адаптации студентов младших курсов / Е.А. Ильин,А.А. Карабанов,А.Н. Погорелко «Известия Института инженерной физики». - 2010. - № 15. - С. 21-26.
19. Колмогорова Л.А. Исследование особенностей мотивации учения
первокурсников в период адаптации к вузу. / Л.А. Колмогорова,«Вестник БГПУ психолого -педагогические науки». - 2007. - №7. - С.12-16.
20. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. / П.С. Кузнецов, под ред.: Р.Х. Тугушев. - Саратов: Изд-во «Саратовского ун-та», 1999. - 75 с.
21. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. / Ц. П. Короленко - Л.: 1988. - С 271.
22. Коцюбинский А.П. Уточнение основных понятий концепции адаптации психически больных / А.П. Коцюбинский, Н.С.Шейнина -История Сабуровой дачи. Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии: Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и
экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской
71
клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / под общ. ред. И.И. Кутько, П.Т. Петрюка. Харьков, 1996. - С. 233-235.
23. Кузнецов П.В. Адаптация как функция развития личности./ П.В. Кузнецов - Саратов, 2001. - 75 с.
24. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев - М: Академия, 2004. - 121 с.
25. Леонтьев В.Г. Мотивационная сфера личности и ее формирование // В.Г.Леонтьев //Формирование мотивационной сферы личности: сб. научных трудов. - Новосибирск, Наука. - 2003. - 264 с.
26. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся / А.К. Макарова- М:«Педагогика» 1986.- С. 14.
27. Михайлова Е.С. Тест Дж. Гилфорда и Салливена. Диагностика социального интеллекта: Методическое руководство. / Е.С. Михвайлова- СПб.: «Иматон», 2002. - С. - 56.
28. Медавар П., Медавар, Д. Филогенез. Онтогенез. Адаптация. Ароморфоз Методы исследования эволюции.// Наука о живом. М., «Мир», 1993. - 389 с.
29. Медавар П. Современные конценпции биологии / Наука о живом // П. Медавар, Дж. Медавар. Мир, 1993.- С. - 207.
30. Милославова И.А. Роль социальной адаптации. / И.А. Маслова Л: 2011. - С. - 132.
31. Налчаджян А.А. Личность, психическая адаптация и творчество. /А.А.
Налчаджян- Ереван: «Ереван Луйс», 1990. - 264 с.
32. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. /А. Д. Наследов - СПб: «Речь», 2011. - 4-е изд., С. 125-136
33.Осипчукова Е.В. Организационно-педагогические условия адаптации
сутдентов к образовательному процессу технического вуза: дис.
канд.пед.наук : 13.00.08 / Е. В. Осипчукова. - Екатеринбург, 2009. - 196 с.
34. Орлов А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека / А. Б. Орлов // Вопросы психоло- гии. - 1995. - № 2. - С. 5-19.
72
35. Ощуркова Н.А. Динамика социально-психологической адаптации дис. канд.психол. наук. / В.Б. Ольшанский. - М: 1995. - 178с.
36. Пакулина С.А. Адаптационные возможности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития. / С. А. Пакулина: Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. - М: 2004. - С. 24-43.
37. Петровский А.В. Психология. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский — М.: Академия, 2002. — 512 .
38. Пилоян Р.А. Теория и практика физической культуры. - М., 2004. - №7. - С. 17-18.
39. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум: арсенал практического психолога: учебное пособие. / А.А. Реан - СПб, Прайм-Еврознак, 2006. - С. 225.
40. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
41. Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А. Н. Данилова. - Минск: БелЭн, 2003.
42..Соломченко М.А. Проблемы мотивации, влияющие на учебную деятельность студентов вуза / М.А. Соломченко // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гумани- тарные науки. - 2009. - № 4 (72). - С. 36-40.
43. Солодовников С. Ю. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / С.Ю. Солодовников гл. науч. ред. и сост.. - Минск: МФЦП, 2002.
44. Снегирёва Т.В. Методика изучения особенностей личностной саморегуляции // Т.В Снегирёва Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., сборник трудов АПН СССР, 1997. - С. 128-144.
45. Степанова С.И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации. / С.И. Степанова. - М: «Щука», 1996. - С. 244.
46. Стефаненко Т. Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации. Введение в практическую социальную психологию: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Т. Г. Стефаненко; под ред. Ю. М. Жуко¬ва, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. - 2-е изд., испр. - М.: Смысл, 1996. - 373 с
47. Спасский А.С. Структура удовлетворённости учёбой студента вуза // А.С. Спасский Инновации в образовании. - 2002. - № 1. - С. 50-59.
48. Фалилеев В. В. Психологическая адаптация человека. / В.В. Филаев - М: 1993 - 370 с.
49. Цахаева А.А. Адаптивный ресурс профессионального становления психолога в поликультурном пространстве Дагестана. «Системогенез учебной и профессиональной деятельности» //А.А. Цахаеваб международная научно-практическая конференция. Ярославль. - 2013.
50. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения / В.Д. Шадриков - М:«Логос» 2003. -136 с
51. Шогенова Ф.А. Исследование мотивации студентов в образовательном процессе / Ф.А. Шогоеева Среднее профессиональное образование. -2009. -№
7. - С. 51-53.
52. Шопенгауэр А. Полное собрание сочинений. В 4-х томах. /А. Шопенгауер М: 1900-1910.
53. Штарке К. Студенты. Становление личности. / К. Штарке - М:«Прогресс»,
1992. - 135 с.
54. Якиманская И.С. Психология и педагогика учебное пособие. / И.С. Якиманская, О.С. Карымова, Е.А. Трифонова, Т.А. Ульчева - Оренбург: Издательство «Руссервис», 2008. - С. 44-62.
55. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: избр. психол. тр. / П.М. Якобсон. - М.; Воронеж: ин-т практ. психологии; МОДЭК, 1998. - 304 с
56. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. 2-е изд. / В.А. ЯкунинСПБ.: Михайлова В.А., 2000.- С. 349.
57. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учебное пособие./ М.С. Яницкий, Кемеровский государственный университет, 1999. -С.84.
58. Crede, M., Adjustment to College as Measured by the Student Adaptation to College Questionnaire: A Quantitative Review of its Structure and Relationships with Correlates and Consequences. / M. Crede, S. Niehorster. Educ. Psychol. Rev. 2012.- 24: 133-165.
59. Popham W. J., A Note on the Validity of Borow’s College Inventory of
Academic Adjustment. JournalofEducationalResearch. / W.J. Popham,.M.R.
Moore2009.- 54: 115-11.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ