Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение учебной мотивации и тенденций поведения у студентов

Работа №43928

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
341
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ И ТЕНДЕНЦИЙ ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой темы в
современной психологической литературе 7
1.2 Понятия учебная мотивация и тенденции поведения у студентов 8
1.3 Изучение учебной мотивации и тенденций поведения у студентов 13
Выводы по первой главе 22
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ И ТЕНДЕНЦИЙ ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
2.1 Выбор методик и организация исследования 24
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 27
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ

Тема нашей работы связана с изучением учебной мотивации и тенденций поведения студентов вуза. Переход от старшего школьного возраста к студенческому возрасту сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Переходя к новой учебной деятельности возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Соответственно отсюда и возникают новые тенденции поведения. Стараясь влиться в новое окружение, студенты первокурсники часто меняются, приспосабливаются под влиянием студентов старших курсов. В студенческом возрасте происходит преобразование учебной мотивации. Учебная мотивация - динамическое явление. Учебная мотивация изменяется в течение всей жизни человека, имея в каждом возрасте свою специфику. Мы знаем, что студента нельзя успешно учить, если он относится к получению знаний равнодушно и без интереса, если он не осознает потребности к ним. Чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы те задачи, которые ставятся перед ним в учении, не только были понятны, но и принимались им самим, т.е. чтобы они приобрели значимость для студента и нашли опорную точку в его тенденциях поведения. Знание мотивов учения помогает прогнозировать поведение студентов, избежать ненужных ошибок. В период студенчества проявляется ярко выраженное стремление к получению высшего образования, интересной работы и получению диплома. Появляется стремление добиться хороших жизненных условий и материальную обеспеченность. С изменением моральных ценностей у студента меняются тенденции поведения, ведь это необходимо для достижения определенных целей. Эффективность учебного процесса в вузе зависит от высокой мотивации овладения будущей профессией.
Актуальность нашей работы обусловлена тем, что несмотря на обилие научных трудов по изучению и повышению учебной мотивации, выявления соответствующих тенденций поведения при разных уровнях учебной мотивации, педагоги по-прежнему часто сталкиваются с тем, что у студентов изменяются мотивы учения, что отражается на их тенденциях поведения, это и заставляет вновь и вновь возвращаться к этому вопросу. Студенческий возраст является переходным, кризисным, переломным, критическим, поэтому темой данной работы выбрано исследование учебной мотивации и тенденций поведения именно у студентов.
Актуальность исследования заключается в том, что в нашей стране система высшего гуманитарного образования испытывает определенные трудности. Организационные преобразования в сфере труда требуют существенных перемен в подготовке будущих специалистов. Современному обществу необходимы люди с высоким уровнем интеллекта, профессионализма, инициативы и предприимчивости. Основой успешной деятельности студента - это высокий уровень мотивации.
Проблема учебной мотивации появилась тогда, когда люди поняли, что необходимо обучить подрастающее поколение и приступил к обучению, относясь к нему, как специально организованной деятельности. Данная проблема до сегодняшнего дня является актуальной в психологии и в педагогике, а так же ей посвящено много работ Е.П. Ильин, Л.И. Божович, А.К. Маркова и др. [10; 4; 21]. Необходимость решения проблемы учебной мотивации определяется тем, что она является необходимой, для эффективного обучения студентов. Считается, что безразличное или отрицательное отношение к учению является причиной неуспеваемости студента. Диагностика, коррекция учебной мотивации является основой решения данной проблемы. Проблема состоит в том, чтобы определить особенности мотивации и тенденций поведения студентов, которые наилучшим образом способствовали бы максимальному развитию и созреванию личности студента. По словам А.К. Марковой, формирование мотивов учения - это создание в вузе условий для появления побуждений к учению (мотивов, целей) [21, с.12]. Несмотря на значительное количество исследований, посвященных учебной мотивации студентов вузов, необходимо отметить, что особенности мотивации студентов гуманитарных факультетов не исследовались. Проблема исследования определила объект, предмет и цели исследования.
Объект исследования: студенты факультета филологии и истории.
Предмет исследования: учебная мотивация и тенденции поведения у студентов.
Цель исследования заключается в выявлении различий учебной мотивации и изменений тенденций поведения у студентов.
Гипотеза исследования: имеются различия в учебной мотивации и тенденциях поведения между различными курсами у студентов факультета филологии и истории. Имеется связь между мотивами учебной деятельности и тенденциями поведения.
Для достижения заданной цели мы поставили следующие задачи:
1. Рассмотреть состояние научной разработанности исследуемой темы в современной психолого-педагогической литературе.
2. Определить сущностную психологическую характеристику учебной мотивации и тенденций поведения у студентов.
3. Изучить учебную мотивацию и тенденции поведения у студентов.
4. Провести эмпирическое исследование учебной мотивации и тенденций поведения.
5. Анализ и интерпретация результатов исследования.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и т.д., изучение научной литературы, анкетирование по методике «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» предложенная А.А. Реаном и В.А. Якуниным, «Q - сортировка: диагностика основных тенденций поведения в реальной группе» методика В.Стефансона, методика «Мотивация обучения в вузе» предложена Т.И. Ильиной.
Практическая значимость исследования: полученные данные могут быть применены в практической работе педагогов-психологов занимающих ся консультированием молодежи.
В исследовании принимали участие студенты с 1 по 5 курс, факультета филологии и истории.
Выборка состояла из 35 студентов факультета филологии и истории.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), выводов по каждой главе, списка использованной литературы, насчитывающего 50 источников, приложения. Общий объем работы 58 страниц. В тексте работы 8 таблиц и 7 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В теоретической части работы был проведен анализ состояния научной разработанности исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе, дана психологическая характеристика учебной мотивации и поведения, рассмотрена специфика учебной мотивации и тенденций поведения у студентов. Сегодня мотивация как психическое явление не имеет единого определения. В одном случае это совокупность факторов, определяющих поведение; в другом случае - совокупность мотивов; в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Мы выяснили, что учебная мотивация тесно связана с понятиями цель и потребность, что поведение определяют через мотивацию. Учебная мотивация является побудителем учебной деятельности, что в свою очередь отражается на тенденциях поведения. От вида преобладающего учебного мотива зависит поведение студента, при преобладании такого мотива как достижение высокого статуса в своей группе при помощи хороших знаний, студент может проявить серьезный интерес к учебе, приложить значительные усилия по преодолению трудностей. Самой частой причиной плохого поведения является стремление или неумение завоевать себе желаемое место в группе. Мощное влияние на студента оказывает сама студенческая среда и особенности студенческой группы, в которую входит студент. Поведение людей в группе изменчиво, наблюдается схожесть в поведении однокурсников за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям. В студенческой группе происходят динамические процессы, такие как формирование и изменение межличностных отношений, распределение социальных ролей и выдвижение лидеров. Все эти групповые явление оказывают сильное влияние на поведение студента, на успешность его учебной деятельности.
Полученные результаты эмпирического исследования свидетельству ют о том, что студенты факультета филологии и истории на различных курсах имеют различную учебную мотивацию. Если на первом курсе большинство студентов, предпочитают стать высококвалифицированным специалистами. Т.е. этих студентов привлекает, прежде всего, интерес к самому процессу учения, стремление к знаниям, потребность в самоутверждении, самораскрытии в процессе учения. На третьем курсе у студентов на первый план выходит мотив постоянно получать стипендию, значит, на учебную мотивацию третьекурсников большое влияние оказывают внешние факторы. К пятому курсу студенты стремятся получить диплом, так как уже были получение необходимые знания и навыки для овладения профессией. Таким образом, гипотеза о том, что имеются различия в мотивации обучения между различными курсами у студентов факультета филологии и истории, доказана.
В ходе эмпирического исследования была выявлена взаимосвязь тенденций поведения студентов с учебной мотивацией. Выяснилось, что на первом курсе у студентов факультета филологии и истории имеется сильная прямая связь внутренней мотивации и такой тенденции поведения как общительность. Так же прямая связь выявлена между внутренней мотивации и избеганием «борьбы». На третьем курсе у студентов факультета филологии и истории так же выявлена прямая связь между внутренней мотивацией и зависимостью, чем выше внутренняя мотивация, тем сильнее зависимость. Так же выявлена связь и у студентов пятикурсников, прямая связь между внешней мотивацией и независимостью. Тем самым гипотеза о том, что имеется связь между учебной мотивацией и тенденциями поведения, доказана.
Мы считаем, что все поставленные задачи решены, цели достигнуты, а гипотезы доказаны.



1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. - М.: Издательство, 2009. - 320 с.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Академия, 2000. - 266 с.
3. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов: учебное пособие для вузов. 2-е изд., стер. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 178 с.
4. Божович Л.И. Проблема формирования личности: Избр. психолог. труды / ред. Фельдштейн Д.И.. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 2001. (Психологи отрочества). - 349 с.
5. Варчев А.Э. Социально-психологические особенности современной студенческой учебной группы: Автореферат диссертации. - М., 2003. - 120 с.
6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы. - Минск, 2006. - 89 с.
7. Гребенюк О.С. Теория обучения: учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 318 с.
8. Еникеев М.И. Психологическая диагностика: Стандартизированные тесты. - М.: Приор. издат., 2003. - 283 с.: ил.
9. Зимняя И.А Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. -384 с.
10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб. и др., 2011. (Мастера психологии). - 508 с.
11. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. - Спб.: Питер, 2006. - 240 с.
12. Кибальченко И.А. Психодиагностика: учеб. пособие на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением / Голубева Е.В. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. (Высшее образование). - 320 с.
13. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. 4-е издание, стереотипное - М.: Академия, 2010. - 304 с.
14. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. - М.: Генезис, 2003. - 122 с.
15. Колупаева Л.А. Формирование учебной и социальной мотивации обучающихся: (рабочая тетрадь для педагогов) // Современный урок. 2011. № 2. С.2 - 14.
16. Кулагина И.Ю. психология развития и возрастная психология: полный жизнен. Цикл развития человека. - М.: Триеста: Академ. Проект, 2011. (учебное пособие для вузов). - 420 с.
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия: Смысл, 2005. (Классическая учебная книга). (Высшее образование). - 346 с.
18. Лютенс Ф. Организационное поведение. - М.: ИНФРА - М, 2000. - 691 с.
19. Макклеланд Д. Мотивация человека: ред. Е.П. Ильин. - СПб. и др.: Питер, 2007. (Мастера психологии). - 669 с.
20. Маклаков А.Г Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.
21. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М:, 1995. - 96 с.
22. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 2011. - 352 с.
23. Мильман В.Э. Мотивация и творчество. - М.: Мирея и Ко, 2005. - 16 с.
24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 14-е изд., стереотип. - М.: Юрайт, 2012. - 456 с.
25. Немов РС. Психология: учеб. - М.: Высшее образование. 2008. (Основы наук). - 639с.
26. Никандров В.В. Экспериментальная психология. - СПб.: 2007. - 512 с.
27. Общая психодиагностика / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В., Аванесов В.С. и др. - СПб.: Речь, 2004 . - 439 с.
28. Овчинников М.В. Структура и динамика мотивации учения студентов педагогического вуза: Автореферат диссертации канд. психол. наук. - M., 2008. - 25с.
29. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. Ребера А., 2002. - 675с.
30. Петровский А.В. Энциклопедический словарь в шести томах «Общая психология». - М.: Психологический лексикон, 2005. - 251 с.
31. Практикум по общей и экспериментальной психологии / под ред. Прядеина В.П.. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. - 117 с.
32. Психология подростка. Учебник / Под общей ред. Реана А.А.. - М., 2003. - 480с.
33. Реан А.А. Психология и педагогика. - СПб : Питер, 2002. - 360 с.
34. Реан А.А. Психология и педагогика.- Спб.: Питер, 2005.- 432 с.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов. - СПб. и др.: Питер. 2006. (Мастера психологии). - 712 с.
36. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с.
37. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. - М.: Мысль, 1991. - 360 с.
38. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест. 2007. - 976 с.
39. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 509 с.
40. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 512 с.
41. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: [Пер. с нем.]. - СПБ.: Питер, М.: Смысл, 2003. - 860с.
42. Хрестоматия по психологии: учеб. пособие для студентов пед. ин- тов / сост. Петровский В.В. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: просвещение, 1997. -446 с.
43. Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности студента как субъективно-развивающаяся система. - Хабаровск: Гриф УМО, 2006. - 192 с.
44. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности: Учеб.пособие. - Яросл. гос. Ун-т. Ярославль: ЯрГУ, 1996. - 51 с.: ил.
45. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, - 2012. - 567 с.
46. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. Давыдова В.В., Зинченко В.П. - М.: Педагогика, - 2010. - 560 с.: ил.
47. Якобсон П.М. психология чувств и мотивации: Избр. психолог, труды / под ред. Борисовой Е.М. - М.: Моск. психол.- соц.ин-т; Воронеж: МОЗД, - 1998. (Психологи отечества). - 304 с.
48. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс]: психология / разные статьи: http://psy mania.info (дата обращения 02.03.2018).
49. Оленникова М.В. Возрастная психология. Конспект лекций. [Электронный ресурс]: - СПб.: 2000.: http://kafpsy.spbstu.ru (дата обращения 17.10.17).
50. Просвирова И.Г Особенности мотивации учебной деятельности у учащихся младшего подросткового возраста [Электронный ресурс]: // Вестник ТГПУ 2006 №10 URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения 15.11.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ