Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
ТРЕВОЖНОСТИ ПЕДАГОГОВ 8
1.1. Понятие, виды и методы изучения мотивации профессиональной
деятельности 8
1.2. Особенности мотивации профессиональной деятельности педагогов...12
1.3. Тревожность как психическое состояние. Виды тревожности 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ ПЕДАГОГОВ 24
2.1 Организация и проведение исследования 24
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 26
2.3 Рекомендации по развитию мотивации профессиональной деятельности
педагогов как условия снижения тревожности 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ
На протяжении всего существования педагогического процесса и такой профессии, как "учитель", многие ученые поднимали вопрос о педагогической мотивации и больших эмоциональных нагрузках преподавателей. Каждый день учителям приходится находиться в тех, или иных стрессовых ситуациях, возникающих по ходу учебного процесса и методической деятельности. Высокие моральные нагрузки, ответственность, большое количество "бумажной работы" - все это не может не откладывать отпечаток на эмоциональном состоянии педагогов, которые, по мнению большинства ученых, подвержены депрессивным, тревожным, невротическим проявлениям. Но, вместе с тем, сложность педагогической деятельности, высокий уровень ответственности за будущее поколение, к сожалению, недостаточно поощряется в материальном эквиваленте нашей стране, поэтому для того, чтобы сохранить высокий уровень мотивации в профессиональной деятельности учителя, ему, а также руководителям, приходится искать иные источники мотивации.
В данной дипломной работе мы рассмотрим, каким образом уровень тревожности педагогов влияет на их профессиональную мотивацию.
В отечественной литературе вопросом профессиональной мотивации учителя занимались такие ученые, как: Гульчевская Н. Е., В. Г. Асеев, А. Б. Бакурадзе, В. В. Гузеев, А. Маслоу, Е. П. Ильин, Н. Н. Вересов, Т. Г. Новикова, Б. Г. Ананьев, Л. М. Митина, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев и др.
Изучению тревожности посвящено большое количество психофизиологических (Г.И. Акинщикова, Ф.Б. Березин, Б.А. Вяткин,
Э.Гельгорн, Дж. Луфборроу, Т.А. Немчин, и др.) и патопсихологических (Ю.А. Александровский, Ю.С. Бабахан, В.И. Барабаш, Б.С. Братусь, В.Н. Мясищев, Е.Т. Соколова и др.) исследований. В перечисленных работах тревожность рассматривается как клинический феномен, обусловленный нарушениями в различных системах организма. Что касается собственно психологических исследований тревожности, то определённый фактический материал был накоплен в исследованиях психологии спорта (Калинин Е.А., Марищук В.Л., Пуни А.У., Токарев П.В., Ханин Ю.Л., и др.) и других видов деятельности: в предэкзаменационных и экзаменационных ситуациях (Палей И.М., Пунг Э.Ю., Хекхаузен X., и др.). Авторы исследуют эмоциональные состояния человека в условиях особо сложной деятельности и высказывают идею о существовании эффекта воздействия часто возникающих состояний тревоги на усиление и закрепление тревожности как устойчивой черты личности.
Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время происходит спад интереса к профессии педагога, её престиж падает не только в связи с низкой оплатой данного труда, но и с высокими нагрузками и повышенным уровнем ответственности.
Разработанность данной проблематики существует не в полной мере. В частности, в некоторых источниках можно найти исследования на темы связи мотивации профессиональной деятельности педагога с уровнем удовлетворенности трудовой деятельности, с повышением эффективности деятельности самого общеобразовательного учреждения и др.
Проблема: различается ли и как мотивация профессиональной
деятельности педагогов с разным уровнем тревожности.
Цель: выявить характер связи между мотивацией профессиональной деятельности и уровнем личностной и ситуативной тревожности педагогов.
Объект исследования: профессиональная деятельность педагога.
Предмет исследования: характер связи между мотивацией
профессиональной деятельности и уровнем личностной и ситуативной тревожностью педагогов.
Из поставленных гипотез вытекают следующие задачи:
1. Проанализировать подходы к решению проблемы мотивации профессиональной деятельности педагогов и ее влияние на тревожность личности.
2. Обосновать выбор диагностических методик, направленных на изучение мотивацией профессиональной деятельности и тревожности педагогов.
3. Изучить мотивацию профессиональной деятельности, уровень личностной и ситуативной тревожности, а также характер взаимосвязи между ними.
4. Разработать методические рекомендации по развитию мотивации профессиональной деятельности педагогов как условия снижения тревожности.
Гипотеза исследования: мотивация профессиональной деятельности связана с уровнем тревожности педагогов, а именно: внутренняя мотивация профессиональной деятельности будет связана с низким уровнем тревожности, и наоборот, внешняя положительная и внешняя отрицательная мотивация будут связаны с высоким уровнем тревожности.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические (теоретическое моделирование); организационные
(сравнительный метод); эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа); методы обработки данных (ранговый критерий Крускала - Уоллиса и критерий корреляции Спирмена) и интерпретационные (структурный метод).
В ходе исследования в качестве основных психодиагностических процедур нами использовались:
- «Методика для диагностики личностной и ситуативной тревожности Ч. Спилбергера - Ю. Ханина»;
- «Методика определения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир» в модификации А. Реана.
Математическую обработку полученных данных проводили с помощью программы SPSS.
Выборку исследования составили педагоги МОУ "Дубовская СОШ Белгородского района Белгородской области с углублённым изучением отдельных предметов" в количестве 30 человек в возрасте от 25 до 62 лет, а также педагоги МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» в количестве 30 человек в возрасте от 27 до 58 лет.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили концептуальные представления о: «субъекте» (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Ананьев Б.Г., Абульханова - Славская К.А.), «деятельности» (Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Асмолов А.Г.), смысловой системе личности и формах её движения в исследованиях деятельностного подхода: (Леонтьев А.Н., Мясищев В Н., Зейгарник Б.В., Братусь Б.С., Асмолов А.Г., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Т., Анцыферова Л.И., Берток Н.М.), отечественных ученых о процессе формирования и функционирования мотивации, смыслообразующих мотивах трудовой деятельности (И. Ф. Беляева, А. Г. Здравомыслов, А. Н. Леонтьев, В. П. Рожин, П. А. Рудик, П. М. Якобсон и др.).
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут служить основанием для дальнейшей разработки проблемы профессиональной мотивации педагогов, а материалы исследования могут быть использованы в работе педагогов - психологов средних общеобразовательных школ. Психологические исследования могут оказаться актуальными как для формирования положительной мотивации в деятельности учителя, так и для коррекции тревожных состояний.
В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых к изучению проблемы мотивации настолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными. При изучении различных теорий мотивации, при определении механизма и структуры мотивационной сферы профессиональной деятельности, мы пришли к заключению, что действительно мотивация человека является сложной системой, имеющей в своей основе как биологические, таки социальные элементы.
Мотивация профессионально деятельности учителя крайне важна для плодотворного процесса учебной деятельности. Часто педагоги сами не замечают, как теряют интерес к работе из-за большой загруженности, усталости- в данном случае им не хватает так называемой подпитки, мотивации, для того, чтобы и дальше продолжать педагогическую деятельность. Для кого-то из педагогов наиболее значимым мотивом является желание получить социальное одобрение, выглядеть положительно в глазах руководства, коллег, своих друзей - они бояться допустить ошибки в деятельности. Для других же более значимыми мотивами будут являться внутренние мотивы профессиональной деятельности - желание быть удовлетворенным от самого процесса работы, желание самореализоваться в данной деятельности. Но, как показывает практика, в силу того, что труд учителей на протяжении всего существования данной профессии, мало оплачивался, для многих педагогов наибольшей мотивацией является денежный заработок.
В настоящем исследовании нами изучалась связь мотивации профессиональной деятельности и уровень тревожности педагогов. Полученные результаты указывают на то, что учителям довольно часто характерно испытывать как ситуативную, так и личностную тревожность и чем меньше стаж работы учителя, тем в большей степени для него характерны эти чувства.
Педагоги с высоким уровнем тревожности чаще выбирают внутренние мотивы профессиональной деятельности, и наоборот.
Но, так же нами было выявлено, что специалистам с большим опытом работы в меньшей степени свойственны проявления тревожности, так как молодые специалисты в свою очередь чаще испытывают чувства тревоги в связи со своей неопытностью, сомнениями, трудностями в принятии выбора в своей профессиональной деятельности.
Молодые специалисты чаще руководствуются в своей работе такими мотивами профессиональной деятельности, как "удовлетворение от самого процесса и результата работы" и "желание самореализоваться именно в данной деятельности". Но, мотив денежного заработка также в данной категории специалистов не стоит на последнем и даже предпоследних местах.
Педагоги со стажем в большей степени склонны опираться на такие мотивы, как "денежный заработок" и "стремление к продвижению по работе". Но, также для них не менее важны такие мотивы, как "удовлетворение от самого процесса и результата работы" и "желание самореализоваться именно в данной деятельности".
Мотивы избегания наказаний и критики не свойственны в первую очередь ни для одного педагога из опрошенных. Для них данные мотивы профессиональной деятельности незначимы и стоят в основном на последних местах.
Таким образом, для того, чтобы деятельность учителя была более успешной, а школа развивалась и процветала, необходимо постоянно заинтересовывать педагогов в успехе выполняемой работы и постоянно повышать их мотивационный компонент.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. - 279 с.
2. Айзенк Г.Ю. Структура личности. пер. с англ. СПб.: Ювента; М.: «КСП+», 1999. - 455 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1. М.:
Педагогика, 1980. - 660 с.
4. Аминов, Н.А. Психологический профотбор на педагогические специальности / Н.А. Аминов. - Ярославль, 1994.
5. Асеев, В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности / В.Г. Асеев. - М., 1974.
6. Афанасьева, Т.Н. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Книга 1. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров : методическое пособие / Т.Н. Афанасьева, Н.В. Немова; под. ред. Н.В. Немовой. - М.: АПКиПРО, 2004.
7. Анцыферова Л. И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни. - М.: ПЭР СЭ; Логос, 2007. - 499-504 с.
8. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - м.,1976. - 321 с.
9. Афанасьева, Т.Н. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Книга 1. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров : методическое пособие / Т.Н. Афанасьева, Н.В. Немова; под. ред. Н.В. Немовой. - М.: АПКиПРО, 2004. - 155 с.
10. Бакурадзе А., Джамулаев А. Мотивация учителей: актуальные потребности и принципы их удовлетворения или компенсации // Директор школы. - № 10. - 2007.
11. Бодалев А.А. Мотивация и личность. Сборник научных трудов. - М., изд. АПН СССР, 1982. - 690 с.
12. Бодров В.А. Профессиогенетический подход к проблеме
формирования профессионала. - М.: ПЭР СЭ; Логос, 2007. - 517-523 с.
13. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности: Теоретические и прикладные проблемы. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2006. - 623 с.
14. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. СПб.: Питер, 2000. 304 с.
15. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990. - 355 с.
16. И.Гликман Как стимулировать педагогический труд.//Народное образование, 2004. №4. - 09-114 с.
17. Гульчевская, Н. Е. Особенности профессиональной тревожности учителя в условиях образовательных инноваций: дис. канд. психол. наук: 19.00.07. Ростов-на-Дону, 2004. 232 с.
18. Гуров В.А., Гурова В.П., Сушкова Л.А. Психолого-педагогические условия развития мотивации профессиональной деятельности педагогического коллектива: Методическое пособие / Под ред. В.А. Гурова. - Калининград: КОИРО, 2010. - 188 с.
19. Десслер Г. Управление персоналом. - М., 1997. - 329 с.
20. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 126-130.
21. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие/
И.А.;Зимняя. - Ростов н/Д. : Феникс, 1997.
22. Иванова Е.М. Психология изучения человека в трудовой
деятельности. - М.: ЧеРо, 1992. - 94 с.
23. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2008. - 310 с.
24. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. - 289 с.
25. Каверин С. Б. Мотивация труда. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. - 422 с.
26. Кашапов, М.М. Психология педагогического мышления. Текст. / М.М. Кашапов. М.:, 2000. 463 с.
27. Кирдянкина С.В. Концепция «Мотивация профессионального роста педагогов» // Управление современной школой. - № 6. - 2010. - 16 с.
28. Климов, Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: учебное пособие. Текст. / Е.А. Климов М.: Изд-во Московского университета; Издательский центр Академия, 2004.
29. Клюева, Н.В. Психологическое обеспечение педагогической деятельности (технологии работы психолога с педагогами). Текст. / Н.В.Клюева. Ярославль, 1998. 92 с.
30. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.
- Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. - 114 с. - 54 с.
31. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству // М., 1990. - 351 с.
32. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.,1982. - 489 с.
33. Лепешова Е. Мотивационный инструментарий руководителя школы // Директор школы. - № 4. - 2009. - 13 с.
34. Лукина В.С. Исследование мотивации профессионального развития // Вопросы психологии, 2004. №5. - 22-24 с.
35. Магомедов, П.Ш. Личностные ценности и успешность учителя. Текст.: монография / П.Ш.Магомедов; ДГПУ Махачкала: [б.и.], 2008.- 192 с.
36. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. - 1990. - №8. - 20 с.
37. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
38. Мельниченко О.Г. Исследование тревожности в связи с личностными биохимическими особенностями // Психофизиология. - Л., 1979.
- 95-97 с.
39. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. Пермь: ПГПИ, 1988. - 357 с.
40. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. -М.: Академия, 2004. -320 с.
41. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал-М.:Дело, 1994. 216 с.
42. Морган Ч.П., Эриксон К.А.. Ситуативная тревожности и результативность деятельности // Вопросы психологии, 1990, №3 - 23 с.
43. Мотивация персонала: методические рекомендации / составитель В. А. Дубровская. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009, - 51 с.
44. Пол М.Дизель и др. Поведение человека в организации. - М., 1993. - 377 с.
45. Пономарева Г.М. Руководителю образовательного учреждения о работе с персоналом // Библиотека журнала «Директор школы». - № 6. - 2011.
- 23 с.
46. Поташник, М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе // Методическое пособие- М.: Центр педагогического образования, 2009 - 448 с.
47. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование, 1988, №2, - 32 с.
48. Реан А,А,, Баранов А.А, Факторы стрессоустойчивости учителей //Вопросы психологии.-1997.-№ 1. 45-55.
49. Рогов Е. И. Личность в педагогической деятельности.- Ростов-на- Дону: Изд. Ростовского педагогического ун-та, 1994. - 240 с.
50. Ролло Мэй Смысл тревоги/ Пер. М.И.Завалова и А.Ю.Сибуриной - М.: Независимая фирма "Класс", 2001 - 325 с.
51. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2009.
- 713 с.
52. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. - СПб: Питер, 2003 - 352 с.
53. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. Аспект., Пресс., М., 2001.- 360 с.
54. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2000. 349 с.
55. Симонова Л.В. Курс лекций по психологии общения. - М., 1996. - 544 с.
56. Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественные основы общей психологии. - М.,1987. - 277 с.
57. Словарь практического психолога. /сост. С.Ю.Головин/,1997. - 788 с.
58. Тревога и тревожность / Под ред. Астапова В.М., СПб., 2001.- 320 с.
59. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Методы управления персоналом: Учебное пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. - 368 с.
60. Хакхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 1986. - T.I. - 452 с.
61. Хакхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 1986. - T.II. - 560 с.
62. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.- СПб., 2003.- 410 с.
63. Щербаков А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя//Вопросы психологии. - 1981- № 5 - 21 с.
64. Яблонов Н.Е. Психология: методические указания. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2014. - 28 с.