Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения развития
самостоятельности детей 4-5 лет в трудовой деятельности 7
1.1. Структура и содержание понятия
«самостоятельность» 7
1.2. Проблемы организации трудового воспитания в дошкольном
образовательном учреждении 19
1.3. Современное состояние проблемы формирования
самостоятельности дошкольников в трудовой деятельности 31
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей развития самостоятельности детей 4 - 5 лет в трудовой деятельности 48
2.1. Диагностика особенностей развития самостоятельности детей
среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности 48
2.2. Содержание работы по развитию самостоятельности у детей 4
- 5 лет в трудовой деятельности 59
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложения 75
Актуальность исследования. На сегодняшний день в общественном сознании уже обозначен образ человека, который отвечает требованиям 21 века. Это физически развитая, образованная личность, способная к осмысленному общественному труду, построению собственной жизни, соответствуя основополагающим моральным принципам. Вместе с тем, одной из целью дошкольного образования является формирование личности, которая способна самостоятельно определять способы своей деятельности. Целесообразно, со стороны педагогов, начинать формировать у ребенка в дошкольные годы самостоятельность и способности к разным видам труда. К тому же, 25 апреля 2016 г. Президент России В. Путин на заседании «Форума действий. Регионы» отметил важность возвращения в школьную программу трудового воспитания. Ведь в процессе трудовой деятельности ребенок как субъект активно взаимодействует с окружающим миром, целенаправленно изменяя этот мир и себя и создавая нечто новое, которое имеет общественное значение. Разные виды детского труда способствуют развитию активности и инициативы, поиску адекватных способов самовыражения в деятельности, освоению способов самоконтроля, качественно влияют на воспитание волевого аспекта самостоятельности. На этом основании вопрос развития самостоятельности в трудовой деятельности в рамках современного детского сада становится, без сомнения, актуален и значим.
Степень разработанности проблемы. Развитие у детей самостоятельности всегда являлось очень актуальным в научной среде педагогов и психологов. Ученые проводят тщательную работу над этой проблемой с детьми, развивая теоретические основы понятия «самостоятельность». Здесь следует указать работы Г.Н. Ефимовой (37), Ш.С. Шойимовой (24), Н.В. Бутенко (11) и др. Данные исследователи рассматривают «самостоятельность» в разных аспектах: ее психолого-
педагогические особенности, в творческом контексте, развитие совместно с инициативой.
Что же касается трудовой деятельности, то она стала предметом исследований отечественных ученых еще в 30 - 80 годы ХХ века. Такие педагоги, как Е.И. Радина, В.Г. Нечаева, Р.С. Буре (25, 26) и другие считаются создателями системы формирования трудовых умений и навыков у дошкольников. В настоящее время педагоги исследуют труд в современном образовании в рамках формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста, разрабатывают технологии приобщения к труду. Это исследования В.И. Демеуф (14), Л.В. Савиной (41), Д.А. Шингаркиной (23).
Таким образом, в педагогической науке в недостаточной мере теоретически освещена проблема развития самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет) посредством трудовой
деятельности.
Это свидетельствует об актуальности проблемы данного исследования, которая может быть сформулирована следующим образом: каковы возможности трудовой деятельности в воспитании самостоятельности в среднем дошкольном возрасте. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - самостоятельность как нравственно-волевое качество личности детей 4 - 5 лет.
Предмет исследования - особенности развития самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности.
Гипотеза исследования - особенности развития самостоятельности детей 4 - 5 лет в трудовой деятельности: при выполнении поручений наблюдается неустойчивость поведения, постоянные обращения за помощью к взрослому; выполнении разных видов дежурств - незаинтересованность, действие по образцу; в рамках коллективного труда - быстрая истощаемость активности, незнание последовательности выполнения, неумение планировать свою деятельность. Процесс развития самостоятельности будет эффективным, если учитывать следующие направления деятельности воспитателя: «Я хочу» - мотивационный, «Я знаю» - эмоционально-волевой, «Я умею» - операционный компонент, «Я делаю» - деятельностный компонент.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть структуру и содержание понятия «самостоятельность»;
2) рассмотреть специфику организации разных видов труда детей 4 - 5 лет в дошкольной образовательной организации;
3) обосновать диагностическую модель исследования особенностей развития самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности;
4) определить уровни сформированности самостоятельности в среднем дошкольном возрасте в трудовой деятельности;
5) раскрыть содержание работы воспитателей детского сада по развитию самостоятельности у детей 4 - 5 лет в трудовой деятельности.
Методы исследования. В исследовании используются методы исследования, направленные на проверку выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, включающие методы подготовки и организации исследования.
Теоретические: анализ, изучение, обобщение и систематизация
научной, педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме.
Методы сбора эмпирических данных: беседа с воспитателями;
анкетирование родителей; наблюдение за детской деятельностью.
Опытно - экспериментальная работа по теме исследования проводилась на базе образовательного учреждения: МБДОУ № 86 г.
Белгорода.
Выделенные цель, гипотеза и задачи исследования обусловили логику исследования, которое проводилось с 2015 по 2016 гг. и включало в себя три этапа.
На первом этапе (апрель - сентябрь 2015 г.) проведен анализ
нормативных документов, научной, психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования, сформулированы тема, цель и задачи исследования.
На втором этапе (февраль 2015 - март 2016 гг.) разработаны материалы для диагностики самостоятельности детей 4 - 5 лет в трудовой деятельности.
На третьем этапе (апрель 2016 г.) проведена экспериментальная работа по изучению особенностей развития развитию самостоятельности детей 4 - 5 лет в трудовой деятельности.
Таким образом, мы выяснили, что самостоятельность, как важное нравственно - волевое качество личности ребенка 4 - 5 лет формируется в ходе сложного многопланового процесса, имеющего свою специфику. Кроме этого, нами были раскрыты содержание и структура понятия «самостоятельность»:
«Я хочу» - мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности;
«Я знаю» - эмоционально - волевой компонент: отношение к своей деятельности и достигаемых результатам;
«Я умею» - операционный компонент: разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане;
«Я делаю» - деятельностный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов
Исследование книг по педагогике научного и методического характера показало, что педагоги должны правильно, педагогически целесообразно организовывать разные виды труда детей 4-5 лет (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе). Так, должно происходит воспитание в дошкольниках нравственного отношения к труду, интереса к работе. Педагог развивает инициативу и самостоятельность детей в рамках личностно - ориентированного взаимодействия, тем самым обеспечивая развитие и саморазвитие личности ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности, тем самым обеспечивая систематическое участие каждого дошкольника в практически полезных делах.
Также была разработана диагностическая модель исследования уровня самостоятельности детей 4 - 5 лет в трудовой деятельности. В рамках данной модели были выявлены уровень самостоятельности детей 4 - 5 лет в разных формах организации труда (поручения, дежурства, коллективный труд).
Однако проведенные диагностики показали, что в современном ДОУ существуют проблемы развития самостоятельности в трудовой деятельности детей 4 - 5 лет, в частности, у детей недостаточные уровни проявления самостоятельности при выполнении разных форм организации трудовой деятельности. Это свидетельствует о том, что педагоги при выборе форм, методов и приемов развития у детей инициативности, самостоятельности испытывают затруднения.
В этой связи, необходимо пересмотреть содержание работы по развитию самостоятельности детей 4 - 5 лет в трудовой деятельности. Педагогам следует:
• развивать эмоционально-волевую регуляцию у дошкольников;
• обучать детей действовать по собственной инициативе не только в знакомых, но и в новых условиях;
• формировать умение ставить цель и планировать результат; выполнять действия самостоятельно, осуществлять самоконтроль при наличии адекватной самооценки;
• на постоянной основе вводить в речевой оборот детей понятие «самостоятельность»;
• знакомить детей с произведениями художественной литературы, посвященные трудолюбию и самостоятельности; проводить тематические беседы, экскурсии, целевые прогулки;
• поддерживать тесную связь с родителями по вопросу воспитания самостоятельности детей;
• изучать современную психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме;
• организовывать поручения, дежурства, коллективный труд, применяя ведущую деятельность дошкольников - игру;
• организовывать разные формы трудовой деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей.
1. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс] / Законы России [Официальный сайт]. URL: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon- ob-obrazovanii-2013 (дата обращения 04.02.2016).
2. Конституция РФ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [Официальный сайт]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc; base=LAW;n=2875 (дата обращения 03.02.2016).
3. Концепция развития российского образования до 2020 года [Электронный ресурс] // URL: chromeextension://mhjfbmdgcfjbbpaeojofohoefgiehjai/index.html (дата обращения 03.02.2016).
4. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // [Электронный ресурс] // Обруч [Официальный сайт]. URL: http://www.obruch.ru/index.php?id=8&r=17&s=585 (дата обращения 06.02.2016).
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2014, - 368 с.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Российская газета [Официальный сайт]. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 06.02.2016).
7. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный
ресурс] // Российское образование [Офиц. сайт]. URL:
http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm655-1.htm (дата обращения 12.02.2016).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования [Электронный ресурс] // Гарант [Офиц. сайт]. URL:
http://base.garant.ru/70512244/#friends (дата обращения 12.02.2016).
Материалы периодических изданий
9. Амирова, И.И. Влияние детско-родительских отношений на проявление самостоятельности в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / И.И.Амирова // NAUKA. RASTUDENT. RU. - 2014. - № 2. URL: http://nauka- rastudent.ru/2/1228/ (дата обращения 25.01.2016).
10. Белоусова, Л.В., Ставринова, Н.Н. Развитие самостоятельности дошкольников в экспериментально-поисковой деятельности [Текст] / Л.В. Белоусова, Н.Н. Ставринова // Актуальные вопросы современной науки. - 2009. - № 7 - 2. С. 6 - 14.
11. Бутенко, Н.В. Формирование основ творческой самостоятельности дошкольника в процессе продуктивной деятельности [Текст] / Н.В. Бутенко // Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 2. - С. 76 - 77.
12. Выготкий, Л.С. Кризис трех лет [Текст] / Л.С. Выготкий // Дошкольное образование. - 2005. - № 15. - С. 2 - 4.
13. Горячева, Т.Ф. К проблеме становления трудовой деятельности дошкольников / Т.Ф. Горячева [Текст] // Начальная школа: плюс-минус. - 2008. - № 2. - С. 28.
14. Демеуф, В.И. Труд в современном дошкольном образовании [Текст] /
B. И. Демеуф // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2012.- № 2. -
C. 86 - 87.
15. Кайгородова, Е.В. Организация трудовой деятельности дошкольников с использованием инновационных форм и методов работы [Текст] / Е.В. Кайгородова // Сибирский учитель - № 4 (83). август-сентябрь. - 2012. С. 83 - 88.
16. Кирсанова, У.В. Труд как рычаг в становлении личности ребенка [Электронный ресурс] / У.В. Кирсанова // Проблемы современной науки и образования. 2015. - № 3 (33). URL: http: //cyberleninka. ru/article/n/trud-kak- rychag-v-stanovlenii-lichnosti-rebenka (дата обращения 03.02.2016).
17. Крылова, Н.В. Воспитание у дошкольников уважения к труду и желание трудиться [Текст] / Н.М. Крылова // Детский сад. Всё для воспитателя! - 2013. - № 5. - С. 2.
18. Нечипоренко, И.В. Формирование трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста через экологию [Текст] / И.В. Нечипоренко // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 11. - С. 13 - 16.
19. Петровский, В. Воспитывает не труд, а деятельностно-опосредованное общение [Текст] / В. Петровский // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 7 - С.98.
20. Сайгушева, Л.А., Стряпухина, И.С. Совместный со взрослым труд ребенка трех-четырех лет как обучающая форма организации детского труда [Текст] / И.С. Стряпухина, Л.А. Сайгушева // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 8. - С. 93 - 96.
21. Цукерман, Г.А., Елизарова, Н.В. О детской самостоятельности [Текст] / Г.А. Цукерман, Н.В. Елизарова // Вопросы психологии. - 1990. - №6. - С. 10 - 21.
22. Шестопалова, Н.Р., Кротова Т.В. Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей [Текст] / Н.Р. Шестопалова, Т.В. Кротова// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2013. - № 12 - С. 40.
23. Шингаркина, Д.А. К вопросу о формировании трудолюбия дошкольного
возраста [Текст] / Д.А. Шингаркина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология.
Ювенология. Социокинетика. - 2007. - Т. 13. - № 2. - С. 95 - 98.
24. Шойимова, Ш.С. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста / Ш.С. Шойимова // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 831 - 834.
Литература
25. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. [Электронный ресурс]:
Пособие для воспитателя дет. сада / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. URL:
http://knigi.tr200.biz/index.php?id=4592815 (дата обращения 01.02.2016).
26. Буре, С.Р. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / С.Р. Буре. - М.: Мозаика-синтез, 2011. - 26 с.
27. Воронова, И.В. Формирование у детей дошкольного возраста
ценностного отношения к труду через различные виды деятельности / Воспитание дошкольника в труде [Электронный ресурс] / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Просвещение, 1974. URL:
http://www.detskiysad.ru/trud/doshkolnik31.html (дата обращения 03.02.2016)
28. Гогоберидзе, А.Г., Солнцева, О.В. Дошкольная педагогика с основами методики воспитания и обучения [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе О.В. Солнцева. - СПб: Питер, 2013. - 464 с.
29. Зверева, О.Л, Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект [Текст] / О.Л Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Сфера, 2005. - 80 с.
30. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 4 - 7 лет [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-синтез 2007. - 140 с.
31. Сайгушева, Л., Фадеева, И. Социально-педагогическая деятельность с
семьей в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] / Л. Сайгушева И. Фадеева. - М.: Флинта, 2015. URL: http://nauka- rastudent.ru/2/1228/http://iknigi.net/avtor-irina-fadeeva/92713-socialno- pedagogicheskaya-deyatelnost-s-semey-v-doshkolnom-obrazovatelnom- uchrezhdenii-irina-fadeeva/read/page- 1.html (дата обращения 03.02.2016).
32. Сайгушева, Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду [Текст]: Учебное пособие для студентов / Л.И. Сайгушева - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 224 с.
33. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: Учебное пособие для
студ. пед. заведений / Г.А. Урунтаева. - 4-е изд., стереотип. - М.:
Издательский центр «Академия», 1999. - 336с.
34. Шитова, Е.В. Работа с детьми - источник удовольствия [Текст]: Методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и с родителями / Е.В. Шитова. - Волгоград: Панорама, 2006. - 176 с.
Интернет - ресурсы
35. Бабенко, Ю.Б. Консультация для родителей по труду [Электронный
ресурс] // Детский сад. Ру [Официальный сайт]. URL:
http://www.detskiysad.ru/trud/t02.html (дата обращения 25.01.2016).
36. Гезуля, О.И. Труд и формирование личности ребенка [Электронный ресурс] / Все для детского сада [Официальный сайт]. URL: http://www.moi- detsad.ru/konsultac564.html (дата обращения 03.02.2016)
37. Ефимова, Г.Н. Развитие инициативы и самостоятельности детей
дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] / Преемственность в образовании [Официальный сайт].
URL: http://www.adou.ru/categories/2/articles/164 (дата обращения 04.02.2016).
38. Козлова, А.Ю. Самостоятельность и субъективность дошкольников [Электронный ресурс] .URL:https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2F wiki.tgl.net.ru%2Fimages%2F7%2F79%2F%25D0%2592%25D1%258B%25D1% 2581 %25D 1 %2582%25D 1 %2583%25D0%25BF%25D0%25BB%25D0%25B5% 25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%25D0%259A%25D0%25BE%25D0 %25B7%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%259 0.%25D0%25AE.doc&name=%D0%92%D 1 %8B%D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %83%D 0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%9A%D0%BE% D0%B7%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%90.%D0%AE.doc&lang= ru&c=570cb4804871
39. Методика организации трудовой деятельности детей в ДОУ [Электронный ресурс] // murzim.ru [Официальный сайт]. URL: http: //murzim. ru/nauka/pedago gika/26339-metodika-organizacii-trudovoy- deyatelnosti-deteyvdou.html (дата обращения 06.02.2016).
40. Некрасова, Г. Педагогический проект развитие самостоятельности и
активности у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // MAAM.RU. Международный образовательный портал. [Официальный сайт]. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskii-proekt-na-temu-razvitie-
samostojatelnosti-i-aktivnosti-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
41. Савина, Л.В. Технология приобщения современных дошкольников к
труду [Электронный ресурс] // Центр образовательного и научного консалтинга [Официальный сайт]. URL:
http: //conseducenter.ru/index.php/materialy 1/107 -sotm3/221 -savina4 (дата
обращения 07.02.2016).
42. Силкина, О.О. Психолого-педагогические основы самостоятельности
дошкольников [Электронный ресурс] // Сообщество методистов по дошкольному образованию [Официальный сайт]. URL:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/27/psikhologo-pedagogicheskie- osnovy-samostoyatelnosti-doshkolnikov (дата обращения 05.02.2016).
43. Симонян, М.К. Формирование нравственно - волевых качеств
дошкольников в семье [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования [Официальный сайт]. URL:
http: //nsportal .ru/shkola/raznoe/library/2014/05/12/statya-formirovanie- nravstvenno-volevykh-kachestv-doshkolnikov-v (дата обращения 03.02.2016).
44. Сухих, В.К. Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Офиц. сайт]. URL: http://festival.1 september.ru/articles/534151/http://www. studfiles.ru/preview/1765 368/ (дата обращения 11.02.2016).
45. Турченко, Л.М. Воспитание нравственно-волевых качеств дошкольников [Электронный ресурс] // Все для детского сада [Официальный сайт]. URL: http://www.moi-detsad.ru/konsultac691.html (дата обращения 11.02.2016).