РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения развития
самостоятельности детей 4-5 лет в трудовой деятельности 7
1.1. Структура и содержание понятия
«самостоятельность» 7
1.2. Проблемы организации трудового воспитания в дошкольном
образовательном учреждении 19
1.3. Современное состояние проблемы формирования
самостоятельности дошкольников в трудовой деятельности 31
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей развития самостоятельности детей 4 - 5 лет в трудовой деятельности 48
2.1. Диагностика особенностей развития самостоятельности детей
среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности 48
2.2. Содержание работы по развитию самостоятельности у детей 4
- 5 лет в трудовой деятельности 59
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложения 75
Глава 1. Теоретические основы изучения развития
самостоятельности детей 4-5 лет в трудовой деятельности 7
1.1. Структура и содержание понятия
«самостоятельность» 7
1.2. Проблемы организации трудового воспитания в дошкольном
образовательном учреждении 19
1.3. Современное состояние проблемы формирования
самостоятельности дошкольников в трудовой деятельности 31
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей развития самостоятельности детей 4 - 5 лет в трудовой деятельности 48
2.1. Диагностика особенностей развития самостоятельности детей
среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности 48
2.2. Содержание работы по развитию самостоятельности у детей 4
- 5 лет в трудовой деятельности 59
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложения 75
Актуальность исследования. На сегодняшний день в общественном сознании уже обозначен образ человека, который отвечает требованиям 21 века. Это физически развитая, образованная личность, способная к осмысленному общественному труду, построению собственной жизни, соответствуя основополагающим моральным принципам. Вместе с тем, одной из целью дошкольного образования является формирование личности, которая способна самостоятельно определять способы своей деятельности. Целесообразно, со стороны педагогов, начинать формировать у ребенка в дошкольные годы самостоятельность и способности к разным видам труда. К тому же, 25 апреля 2016 г. Президент России В. Путин на заседании «Форума действий. Регионы» отметил важность возвращения в школьную программу трудового воспитания. Ведь в процессе трудовой деятельности ребенок как субъект активно взаимодействует с окружающим миром, целенаправленно изменяя этот мир и себя и создавая нечто новое, которое имеет общественное значение. Разные виды детского труда способствуют развитию активности и инициативы, поиску адекватных способов самовыражения в деятельности, освоению способов самоконтроля, качественно влияют на воспитание волевого аспекта самостоятельности. На этом основании вопрос развития самостоятельности в трудовой деятельности в рамках современного детского сада становится, без сомнения, актуален и значим.
Степень разработанности проблемы. Развитие у детей самостоятельности всегда являлось очень актуальным в научной среде педагогов и психологов. Ученые проводят тщательную работу над этой проблемой с детьми, развивая теоретические основы понятия «самостоятельность». Здесь следует указать работы Г.Н. Ефимовой (37), Ш.С. Шойимовой (24), Н.В. Бутенко (11) и др. Данные исследователи рассматривают «самостоятельность» в разных аспектах: ее психолого-
педагогические особенности, в творческом контексте, развитие совместно с инициативой.
Что же касается трудовой деятельности, то она стала предметом исследований отечественных ученых еще в 30 - 80 годы ХХ века. Такие педагоги, как Е.И. Радина, В.Г. Нечаева, Р.С. Буре (25, 26) и другие считаются создателями системы формирования трудовых умений и навыков у дошкольников. В настоящее время педагоги исследуют труд в современном образовании в рамках формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста, разрабатывают технологии приобщения к труду. Это исследования В.И. Демеуф (14), Л.В. Савиной (41), Д.А. Шингаркиной (23).
Таким образом, в педагогической науке в недостаточной мере теоретически освещена проблема развития самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет) посредством трудовой
деятельности.
Это свидетельствует об актуальности проблемы данного исследования, которая может быть сформулирована следующим образом: каковы возможности трудовой деятельности в воспитании самостоятельности в среднем дошкольном возрасте. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - самостоятельность как нравственно-волевое качество личности детей 4 - 5 лет.
Предмет исследования - особенности развития самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности.
Гипотеза исследования - особенности развития самостоятельности детей 4 - 5 лет в трудовой деятельности: при выполнении поручений наблюдается неустойчивость поведения, постоянные обращения за помощью к взрослому; выполнении разных видов дежурств - незаинтересованность, действие по образцу; в рамках коллективного труда - быстрая истощаемость активности, незнание последовательности выполнения, неумение планировать свою деятельность. Процесс развития самостоятельности будет эффективным, если учитывать следующие направления деятельности воспитателя: «Я хочу» - мотивационный, «Я знаю» - эмоционально-волевой, «Я умею» - операционный компонент, «Я делаю» - деятельностный компонент.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть структуру и содержание понятия «самостоятельность»;
2) рассмотреть специфику организации разных видов труда детей 4 - 5 лет в дошкольной образовательной организации;
3) обосновать диагностическую модель исследования особенностей развития самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности;
4) определить уровни сформированности самостоятельности в среднем дошкольном возрасте в трудовой деятельности;
5) раскрыть содержание работы воспитателей детского сада по развитию самостоятельности у детей 4 - 5 лет в трудовой деятельности.
Методы исследования. В исследовании используются методы исследования, направленные на проверку выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, включающие методы подготовки и организации исследования.
Теоретические: анализ, изучение, обобщение и систематизация
научной, педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме.
Методы сбора эмпирических данных: беседа с воспитателями;
анкетирование родителей; наблюдение за детской деятельностью.
Опытно - экспериментальная работа по теме исследования проводилась на базе образовательного учреждения: МБДОУ № 86 г.
Белгорода.
Выделенные цель, гипотеза и задачи исследования обусловили логику исследования, которое проводилось с 2015 по 2016 гг. и включало в себя три этапа.
На первом этапе (апрель - сентябрь 2015 г.) проведен анализ
нормативных документов, научной, психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования, сформулированы тема, цель и задачи исследования.
На втором этапе (февраль 2015 - март 2016 гг.) разработаны материалы для диагностики самостоятельности детей 4 - 5 лет в трудовой деятельности.
На третьем этапе (апрель 2016 г.) проведена экспериментальная работа по изучению особенностей развития развитию самостоятельности детей 4 - 5 лет в трудовой деятельности.
Степень разработанности проблемы. Развитие у детей самостоятельности всегда являлось очень актуальным в научной среде педагогов и психологов. Ученые проводят тщательную работу над этой проблемой с детьми, развивая теоретические основы понятия «самостоятельность». Здесь следует указать работы Г.Н. Ефимовой (37), Ш.С. Шойимовой (24), Н.В. Бутенко (11) и др. Данные исследователи рассматривают «самостоятельность» в разных аспектах: ее психолого-
педагогические особенности, в творческом контексте, развитие совместно с инициативой.
Что же касается трудовой деятельности, то она стала предметом исследований отечественных ученых еще в 30 - 80 годы ХХ века. Такие педагоги, как Е.И. Радина, В.Г. Нечаева, Р.С. Буре (25, 26) и другие считаются создателями системы формирования трудовых умений и навыков у дошкольников. В настоящее время педагоги исследуют труд в современном образовании в рамках формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста, разрабатывают технологии приобщения к труду. Это исследования В.И. Демеуф (14), Л.В. Савиной (41), Д.А. Шингаркиной (23).
Таким образом, в педагогической науке в недостаточной мере теоретически освещена проблема развития самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет) посредством трудовой
деятельности.
Это свидетельствует об актуальности проблемы данного исследования, которая может быть сформулирована следующим образом: каковы возможности трудовой деятельности в воспитании самостоятельности в среднем дошкольном возрасте. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - самостоятельность как нравственно-волевое качество личности детей 4 - 5 лет.
Предмет исследования - особенности развития самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности.
Гипотеза исследования - особенности развития самостоятельности детей 4 - 5 лет в трудовой деятельности: при выполнении поручений наблюдается неустойчивость поведения, постоянные обращения за помощью к взрослому; выполнении разных видов дежурств - незаинтересованность, действие по образцу; в рамках коллективного труда - быстрая истощаемость активности, незнание последовательности выполнения, неумение планировать свою деятельность. Процесс развития самостоятельности будет эффективным, если учитывать следующие направления деятельности воспитателя: «Я хочу» - мотивационный, «Я знаю» - эмоционально-волевой, «Я умею» - операционный компонент, «Я делаю» - деятельностный компонент.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть структуру и содержание понятия «самостоятельность»;
2) рассмотреть специфику организации разных видов труда детей 4 - 5 лет в дошкольной образовательной организации;
3) обосновать диагностическую модель исследования особенностей развития самостоятельности детей среднего дошкольного возраста в трудовой деятельности;
4) определить уровни сформированности самостоятельности в среднем дошкольном возрасте в трудовой деятельности;
5) раскрыть содержание работы воспитателей детского сада по развитию самостоятельности у детей 4 - 5 лет в трудовой деятельности.
Методы исследования. В исследовании используются методы исследования, направленные на проверку выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, включающие методы подготовки и организации исследования.
Теоретические: анализ, изучение, обобщение и систематизация
научной, педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме.
Методы сбора эмпирических данных: беседа с воспитателями;
анкетирование родителей; наблюдение за детской деятельностью.
Опытно - экспериментальная работа по теме исследования проводилась на базе образовательного учреждения: МБДОУ № 86 г.
Белгорода.
Выделенные цель, гипотеза и задачи исследования обусловили логику исследования, которое проводилось с 2015 по 2016 гг. и включало в себя три этапа.
На первом этапе (апрель - сентябрь 2015 г.) проведен анализ
нормативных документов, научной, психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме исследования, сформулированы тема, цель и задачи исследования.
На втором этапе (февраль 2015 - март 2016 гг.) разработаны материалы для диагностики самостоятельности детей 4 - 5 лет в трудовой деятельности.
На третьем этапе (апрель 2016 г.) проведена экспериментальная работа по изучению особенностей развития развитию самостоятельности детей 4 - 5 лет в трудовой деятельности.
Таким образом, мы выяснили, что самостоятельность, как важное нравственно - волевое качество личности ребенка 4 - 5 лет формируется в ходе сложного многопланового процесса, имеющего свою специфику. Кроме этого, нами были раскрыты содержание и структура понятия «самостоятельность»:
«Я хочу» - мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности;
«Я знаю» - эмоционально - волевой компонент: отношение к своей деятельности и достигаемых результатам;
«Я умею» - операционный компонент: разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане;
«Я делаю» - деятельностный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов
Исследование книг по педагогике научного и методического характера показало, что педагоги должны правильно, педагогически целесообразно организовывать разные виды труда детей 4-5 лет (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе). Так, должно происходит воспитание в дошкольниках нравственного отношения к труду, интереса к работе. Педагог развивает инициативу и самостоятельность детей в рамках личностно - ориентированного взаимодействия, тем самым обеспечивая развитие и саморазвитие личности ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности, тем самым обеспечивая систематическое участие каждого дошкольника в практически полезных делах.
Также была разработана диагностическая модель исследования уровня самостоятельности детей 4 - 5 лет в трудовой деятельности. В рамках данной модели были выявлены уровень самостоятельности детей 4 - 5 лет в разных формах организации труда (поручения, дежурства, коллективный труд).
Однако проведенные диагностики показали, что в современном ДОУ существуют проблемы развития самостоятельности в трудовой деятельности детей 4 - 5 лет, в частности, у детей недостаточные уровни проявления самостоятельности при выполнении разных форм организации трудовой деятельности. Это свидетельствует о том, что педагоги при выборе форм, методов и приемов развития у детей инициативности, самостоятельности испытывают затруднения.
В этой связи, необходимо пересмотреть содержание работы по развитию самостоятельности детей 4 - 5 лет в трудовой деятельности. Педагогам следует:
• развивать эмоционально-волевую регуляцию у дошкольников;
• обучать детей действовать по собственной инициативе не только в знакомых, но и в новых условиях;
• формировать умение ставить цель и планировать результат; выполнять действия самостоятельно, осуществлять самоконтроль при наличии адекватной самооценки;
• на постоянной основе вводить в речевой оборот детей понятие «самостоятельность»;
• знакомить детей с произведениями художественной литературы, посвященные трудолюбию и самостоятельности; проводить тематические беседы, экскурсии, целевые прогулки;
• поддерживать тесную связь с родителями по вопросу воспитания самостоятельности детей;
• изучать современную психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме;
• организовывать поручения, дежурства, коллективный труд, применяя ведущую деятельность дошкольников - игру;
• организовывать разные формы трудовой деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей.
«Я хочу» - мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности;
«Я знаю» - эмоционально - волевой компонент: отношение к своей деятельности и достигаемых результатам;
«Я умею» - операционный компонент: разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане;
«Я делаю» - деятельностный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов
Исследование книг по педагогике научного и методического характера показало, что педагоги должны правильно, педагогически целесообразно организовывать разные виды труда детей 4-5 лет (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе). Так, должно происходит воспитание в дошкольниках нравственного отношения к труду, интереса к работе. Педагог развивает инициативу и самостоятельность детей в рамках личностно - ориентированного взаимодействия, тем самым обеспечивая развитие и саморазвитие личности ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности, тем самым обеспечивая систематическое участие каждого дошкольника в практически полезных делах.
Также была разработана диагностическая модель исследования уровня самостоятельности детей 4 - 5 лет в трудовой деятельности. В рамках данной модели были выявлены уровень самостоятельности детей 4 - 5 лет в разных формах организации труда (поручения, дежурства, коллективный труд).
Однако проведенные диагностики показали, что в современном ДОУ существуют проблемы развития самостоятельности в трудовой деятельности детей 4 - 5 лет, в частности, у детей недостаточные уровни проявления самостоятельности при выполнении разных форм организации трудовой деятельности. Это свидетельствует о том, что педагоги при выборе форм, методов и приемов развития у детей инициативности, самостоятельности испытывают затруднения.
В этой связи, необходимо пересмотреть содержание работы по развитию самостоятельности детей 4 - 5 лет в трудовой деятельности. Педагогам следует:
• развивать эмоционально-волевую регуляцию у дошкольников;
• обучать детей действовать по собственной инициативе не только в знакомых, но и в новых условиях;
• формировать умение ставить цель и планировать результат; выполнять действия самостоятельно, осуществлять самоконтроль при наличии адекватной самооценки;
• на постоянной основе вводить в речевой оборот детей понятие «самостоятельность»;
• знакомить детей с произведениями художественной литературы, посвященные трудолюбию и самостоятельности; проводить тематические беседы, экскурсии, целевые прогулки;
• поддерживать тесную связь с родителями по вопросу воспитания самостоятельности детей;
• изучать современную психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме;
• организовывать поручения, дежурства, коллективный труд, применяя ведущую деятельность дошкольников - игру;
• организовывать разные формы трудовой деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей.



