ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 8
1.1. Имя прилагательное как единица лексического запаса 8
1.2. Развитие словаря прилагательных в онтогенезе 14
1.3. Особенности развития словаря прилагательных младших школьников с
интеллектуальной недостаточностью 21
1.4. Анализ методических работ по развитию словаря прилагательных
младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 29
ГЛАВА II ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 36
2.1. Исследование уровня сформированности словаря прилагательных у
младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 36
2.2. Методические рекомендации по формированию словаря прилагательных
у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
Одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, является развитие речи и речевых форм общения. Вербальными средствами передается значительная доля информации, и успех человека в обществе зависит от того насколько он владеет словом. Но о сформированности лексического навыка можно говорить только тогда, когда слова активно используются в самостоятельных высказываниях, актуализируются в деятельности.
Поскольку базисом речевой организации человека является лексикон, то различные недостатки его функционирования значительно затрудняют процесс коммуникации и социальной адаптации. Особенности интеллектуального и речевого развития учащихся с нарушением интеллекта ограничивают возможности этих детей в понимании речи окружающих, адекватном изложении собственных мыслей и приводят к дефицитности социально- бытовой ориентировки (В.В. Воронкова, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, О.Н. Усанова и др.).
Понимание лексического значения слова, противопоставление его другим словам, которые находятся в смысловой зависимости от данного введение слова в систему семантических полей, умение актуализировать слова в различных контекстуальных условиях отражают уровень языковой способности ребенка. Степень сформированности его логического мышления, восприятия, памяти (Л.С. Выготский, Н.П. Жинкин, В.А. Ковшиков, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.А. Новиков, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская).
Актуальность и значимость проблемы нарушений лексического компонента в речевой функциональной системе детей с интеллектуальной недостаточностью определяется не только тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. Использование слова в коммуникативных целях имеет принципиальное значение: оно расширяет возможности общения и обуславливает его влияние на другие виды деятельности.
У лиц данной категории употребление имени прилагательного вызывает наибольшие затруднения, так как его становление в онтогенезе происходит позднее остальных частей речи. Нарушение формирования лексики у детей с интеллектуальной недостаточностью проявляется в бедности лексикона, недифференцированностью значений слов, приводящие к нарушению норм словоупотребления и способов функционирования слов в составе предложения и связного высказывания (текста). Это значительно ограничивает возможности детей в самостоятельном познании окружающего мира, самих себя и в развитии человеческих отношений (А.К. Аксенова, Л.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, А.Г. Зикеев, Т.Н. Иванонва, Р.И. Лалаева, В.И. Липакова, В.И. Лубовский, А.Р. Маллер, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, З.Н. Смирнова, Е.Ф. Соботович, Н.В. Тарасенко и др.).
Несмотря на то, что имеющихся исследованиях обобщены данные, характеризующие особенности лексикона таких детей, до настоящего времени осталось недостаточно изученным качественное своеобразие актуализации слов учащимися с интеллектуальной недостаточностью, отклонения, характеризующие лексикон собственно понятийной точки зрения. Отсутствует научно обоснованная методика актуализации развития их познавательной и коммуникативной деятельности для социальной адаптации и успешного обучения в школе. Так, необходимость развития лексикона, характеризующегося достаточностью и полноценностью его объема, семантики и синтагматических характеристик, определила актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования: повышение эффективности логопедической работы по актуализации словаря прилагательных младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Цель исследования: определить уровень сформированности развития словаря имен прилагательных у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Объект исследования: процесс актуализации словаря имен прилагательных младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования: содержание коррекционно-логопедической работы по актуализации словаря имен прилагательных младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Гипотеза исследования: направления логопедической работы по формированию словаря прилагательных у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью будет зависеть от следующих условий:
- поэтапного и систематического проведения занятий по развитию словаря прилагательных у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;
- взаимодействия с семьёй с целью актуализации словаря прилагательных;
- взаимодействия с педагогами общеобразовательного учреждения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему развития словаря прилагательных у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;
2. Выявить качественное своеобразие и механизм нарушения актуализации словаря имен прилагательных у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на основе сравнительного экспериментального исследования;
3. Разработать методические рекомендации по развитию словаря прилагательных у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Теоретико-методологической основой исследования послужили положения современной психологии, лингвистики, психолингвистики, педагогики и дефектологии, рассматривающие речь как особый вид деятельности и как важнейшее средство общений которое играет главную роль в психическом, умственном, нравственном развитии ребенка, в его социальной адаптации (Л.С. Выготский, Л.В. Зайков, Н.Н. Малофеев, С.Л. Рубинштейн и др.); положения о системной организации высших психических функций (А.А. Залевская, А.А. Леонтьтев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова); о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к изучению (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); о сложной структуре речевой деятельности, о лексических операциях в структуре процесса продуцирования речевого высказывания (О.Д. Апресян, Т.Г. Аркадьева, Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьтев, А.Р. Лурия); лингвистические и психолингвистические представления о процессе развития лексики (О.Е. Громова, М.Б. Елисеева, А.А. Залевская, А.В. Захарова, А.А. Леонтьев, А.И Лурия, Л.Г. Парамонова, С.Н. Цейтлин, С.Н. Шаховская и др.); положения об опережающем развитии семантики по сравнению с развитием формально-языковых средств (Т.В. Ахутина, Н.И. Жинкин, Л.Б. Халилова и др.); положения о единстве и общности закона развития нормального и аномально ребенка (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф и др.); положения о симптоматике и структуре речевого дефекта у детей с умственной отсталостью (Л.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, А.Н. Граборов, Р.И. Лалаева, В.И. Липакова, С.Я. Рубинштейн).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по теме исследования; эмпирические: изучение психолого-педагогической документации, педагогический эксперимент (констатирующий этап); количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №48» г. Белгорода.
Проблема формирования словаря детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на сегодняшний день является актуальной темой, особенно тяжело для лиц данной группы формирование словаря имен прилагательных.
Теоретически обосновав проблему формирования словаря прилагательных у младших школьников с умственной отсталостью, мы рассмотрели три вопроса: имя прилагательное как единица лексического запаса, развитие словаря прилагательных в онтогенезе, особенности развития словаря прилагательных младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Было выяснено, что словарь - это совокупность слов, используемых в чьей-либо речи. Развитие словаря в онтогенезе тесно связано с развитием представлений ребенка об окружающей действительности. У школьников с умственной отсталостью имеется ряд проблем в формировании словаря имен прилагательных, например трудности в дифференциации качества предметов, замены слов, узкое понимание значений слов, неточности употребления слов.
Нами было проведено констатирующее исследование, целью которого было выявление и сравнение уровня развития словаря прилагательных у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с уровнем развития словаря прилагательных у младших школьников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития.
В своей работе мы опирались на методики обследования сформированности лексического запаса детей словами-признаками, данные в трудах Г.А. Волковой, О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой, И.А. Смирновой, Н.В., М.А. Поваляевой.
Констатирующее исследование показало, что у младших школьников с умственной отсталостью низкий уровень развития словаря прилагательных. Существенные нарушения лексического компонента речевой функциональной системы затрагивают все признаки слова: лексический запас не формируется как система многомерных связей. В основе этого лежит бедность сенсорных эталонов детей данной категории, сужение процессов акустического восприятия, особенности формирования слухоречевой и двигательной памяти, неполноценность мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования. Семантические нарушения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости отличаются многообразием. Незнание точного смысла слов, неадекватные номинации, слабая дифференциация значений слов свидетельствуют о не сформированности семантических полей и парадигматических связей, и отношений. Нарушение семантического оперирования словом приводит к неправильному, с точки зрения грамматической нормы, построению предложений, неадекватному употреблению в их составе лексических единиц, устойчивому сохранению словообразовательных и морфологических ошибок.
Нами были предложены методические рекомендации по развитию словаря прилагательных у младших школьников с умственной отсталостью. В методические рекомендации входят задания, направленные на:
- формирование зрительного образа предмета;
- формирование слухового, произносительного (кинестетического) и ритмического образа слова;
- формирование умения анализировать различные предметы
окружающего мира, их признаки с целью осознания общих черт и различи.
- формирование структуры значения слова;
- развитие лексической системности;
- формирование синтагматических связей слова;
Таким образом, поставленные нами задачи решены, цель исследования достигнута.
1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст]: учеб, для студ. дефектол. фак. педвузов / А.К. Аксенова. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М: Академия, 2000. - 400 с.
3. Антонова, Е.В. Функциональные особенности семантической структуры слова у дошкольников с ОНР [Текст]: материалы междунар. научной конференции Царскосельские чтения. 2001г. - СПБ., изд. ГАОУ во ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина», 2001. -123 с.
4. Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субьективной семантики [Текст] учебное пособие / Е.Ю. Артемьева. -М.: Наука, 2009. - 350 с.
5. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии [Текст] учебное пособие / В.М. Астапов. - М.: Междунар. пед. академия, 2004. - 214 с.
6. Басангова, Б.М. Формирование речевой деятельности у воспитанников с нарушением интеллекта [Текст] / Б.М. Басангова, Т.Д. Шоркина // Логопед. -
2015. - №9-С. 6-16.
7. Вайман, Н.П. Психомоторика детей-олигофренов [Текст] учебное пособие / Н.П. Вайман. - М.: Педагогика, 1976. - 104 с.
8. Власова, Т.А., Дети с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. -М.: просвещение, 1973. - 178 с.
9. Волкова, Г.А. Методика психолого - логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]: пособие для логопеда / Г.А. Волкова. СПб.: изд. «Детство - Пресс» , 2008. - 144 с.
10. Волкова, Л.С. Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью [Текст]: Кн. для логопеда / Л.С. Волкова, Р.И., Липакова, В.И. Лопатина. - СПб.: Образование, 1996. - 106 с.
11. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]: учебное пособие / Л.С. Выготский. - М.: ACT, 2011. - 640 с.
12. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст]: сбор.соч. Т.5 / Л.С. Выготский. -М.: Педагогика, 1983. - С.6-84.
13. Выготский, Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте [Текст]: избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во АПНРСФСР, 1956. - С. 438 - 452.
14. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения речи [Текст]: учебное пособие / А.Н. Гвоздев. - Спб.,2007. - С. 35-43.
15. Гнездилов, М.Ф. Методика изучения русского языка во вспомогательной школе [Текст]: труды научной сессии по дефектологии / М.Ф. Гвоздев. -М., Изд. АПН РСФСР, 1965. - 101 с.
16. Гнездилов, М.Ф. Развитие речи умственно отсталых учащихся в процессе обучения [Текст]: труды научной сессии по дефектологии / М.Ф. Гвоздев. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. - С.87-92.
17. Гордиенко, Е.А. Развитие речи учащихся вспомогательных школ [Текст]: кн. для логопеда / Е.А. Гордиенко. --М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 275 с.
18. Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас [Текст] / О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова-М.: АРКТИ, 1999. - 336 с.
19. Дидактическая игра как средство формирования активного словаря у младших школьников с нарушениями интеллекта [Текст]: материалы XII международной научной конференции, Санкт-Петербург 21-22 аир. 2016 г. - Санкт- Петербург, изд ЛГУ им. А.С.Пушкина,2016. -240 с.
20. Дмитриева, Л.И. Формирование словаря у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида (начальные классы) [Текст]: пособие для логопеда / Л.И. Дмитриева. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 128 с.
21. Дульнев Г.М. К характеристике употребления и понимания прилагательных умственно отсталыми детьми // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. -М.: 1948. Вып. 1-2. - С. 123-137.
22. Дульнев Г.М. Об усвоении учащимися вспомогательной школы словарного состава родного языка // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. М.,1952. -Вып.4. - С.49-58.
23. Дульнев, Г.М. Учебно-воспитательная работа в специальных школах [Текст]: учебное пособие / Г.М. Дульнев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 467 с.
24. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]: пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2007. - 112 с.
25. Залевская, А.А. Введение в психолингвистику [Текст]: пособие для логопеда / А.А. Залевская. - М.: РГГУ, 2000. - 382 с.
26. Залевская, А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст. [Текст]: Избранные труды / А.А. Залевская. - М.Тнозис, 2005. - 543 с.
27. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений [Текст]: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений/ А.Г. Зикеев. - М.: изд. центр «Академия», 2007. - 200 с.
28. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста [Текст]: учебное пособие по психиатрии для студентов медицинских университетов / В.В. Ковалев. - М.: Медицина, 2008. - 558с.
29. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка [Текст]: учебное пособие / М.М. Кольцова. М.: Педагогика, 1973. - 192с.
30. Крылова, Е.В. Развитие лексической системы языка у детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е.В. Крылова // Педагогика и современность. -
2016. - № 3-4(23-24). - С. 87 - 89.
31. Крысин Л.П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография [Текст]: учебное пособие / Л.П. Крысин. М.: изд. центр «Академия»,2007. -240с.
32. Лалаева, Р.П. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]: Кн. для логопеда / Р.П. Лалаева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 224 с.
33. Лалаева, Р.П. Нарушение устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников [Текст]: Кн. для логопеда / Р.П. Лалаева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 184 с.
34. Лалаева, Р.П. Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе [Текст] : автореф. дис. доктора пед. наук / Р.П. Лалаева - М., 1988. - 421 с.
35. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников [Электронный ресурс] / Р.П. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5Z0231/5 0231-1 .shttnl
36. Лекант, П. А. Современный русский язык [Текст]: учебник для бакалавров / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин. - М.: Изд-во «Юрайт», 2014.-320 с.
37. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст]: учебное пособие / А.А. Леонтьев. - М.: Красанд, 2010. - 216 с.
38. Лисина, М.И. Генезис форм общения у детей [Текст]: возрастная и педагогическая психология / М.И. Лисина. - М.: МГУ, 2007. - 459 с.
39. Лифанова, Т.М. Коррекция недостатков лексической стороны речи умственно отсталых учащихся на уроках естественнонаучного цикла [Текст] / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина// Школьный логопед. - 2012. - №3(41). - С. 5-18.
40. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у младших школьников [Текст]:пособие для логопедов / Л.В. Лопатина. - СПб., 2010. - 192 с.
41. Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей [Текст]: пособие для логопедов / В.И. Лубовский. - М.: Педагогика, 2010. - 374 с.
42. Лурия, А. Р. Умственно отсталый ребенок [Текст]: учебное пособие /
A. Р. Лурия - М.: АПН РСФСР, 1960. - 384 с.
43. Лурия, А.Р. Объективные исследования динамики семантических систем [Текст] / А.Р. Лурия, О.С. Виноградова. - М.: Наука, 2011. - 183 с.
44. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст]/ Под редакцией Е.Д. Хомской [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/l/0170/l 0170- 41.shtml
45. Мастюкова, Е. М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей [Текст] / Е.М. Мастюкова // Дефектология. - 1997. -№1.-С. 15-22.
46. Матрасова Т.А. Нарушение лексического строя речи и пути их коррекции у дошкольников пяти-шести лет с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.А. Матрасова, Балашова Е.Е. // Школьный логопед. - 2011. -№3. - С. 13-18.
47. Назарова, Н.М. Специальная педагогика [Текст]: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Н.М. Назарова, Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 400с.
48. Обзор методик формирования лексики у детей с нарушениями интеллекта [Текст]: материалы сборник научно-методических трудов, Армавир 10 аир. 2015 г. - Армавир, Изд. АГПУ, 2015. - 235 с.
49. Певзнер, М.С. Дети-олигофрены [Текст]: учебное пособие /М.С. Певзнер. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 486 с.
50. Петрова, В.Г. Развитие речи умственно отсталых учеников [Текст]: хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» /
B. Г. Петрова. - М.: Просвещение, 2001. - 356 с.
51. Петрова, В.Г. Речь умственно отсталых школьников [Текст]: учебное пособие / В.Г. Петрова - М.: Просвещение, 2004. - 295с.
52. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст]: методическое пособие для логопедов / М.А. Повалева. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2007. - 295 с.
53. Рублева, О.Л. Лексикология современного русского языка [Текст]: учебное пособие / О.Л. Рублева. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 87 с.
54. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. [Текст]: учебное пособие / А.В. Семенович. М.: Изд-во Генезис,2008 - 474 с.
55. Смирнова, З.Н. Развитие речи учащихся вспомогательной школы в связи с изучением имени прилагательного [Текст]: пособие для логопеда / З.Н. Смирнова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 275 с.
56. Смирнова, И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи [Текст]: пособие для логопеда / И.А. Смирнова. - СПб.: Изд-во «Детство - Пресс», 2005. - 395 с.
57. Соботович, Е.Ф. Структура нарушений речевого развития у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Е.Ф. Соботович, Н.П. Ушакова. - СПб., 2004. - 385 с.
58. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/767522/
59. Стеценко, А.П. Рождение сознания: становление значений на ранних этапах жизни [Текст]: учебное пособие / А.П. Стеценко - М.: ЧеРо,2005. - 256 с.
60. Тарасенко, Н.В. Обогащение устной речи учащихся младших классов вспомогательной школы именами прилагательными [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Н.В. Тарасенко - М., 1973. - 174с.
61. Тихонова, Г.А. Занятия по обогащению словаря, формированию лексико-грамматических категорий и навыков связной речи [Текст] / Г. А. Тихонова // Логопед в детском саду. - 2010. - № 6-7. - С. 76-81.
62. Усанова, О.Н. Дети с проблемами психического развития [Текст]: учебное пособие / О.Н. Усанова. - М.: НПЦ Коррекция, 1995 - 208 с.
63. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для логопеда / Т. Б. Филичева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 165 с.
64. Фишман, М.Н. Интегративная деятельность мозга детей в норме и патологии: Электрофизиологическое исследование [Текст]: учебное пособие / М.Н. Фишман. - М.: Педагогика, 2010. - 144 с.
65. Формирование атрибутивной лексики у умственно отсталых младших школьников в процессе игровой деятельности [Текст]: материалы межрегион, научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей, Екатеринбург 21 апреля 2011г. - Екатеринбург, изд. УГЛУ, 2011,- 220 с.
66. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия [Текст]: учебное пособие / Н.Х. Швачкин. - М.: Лабиринт, 2004. - 330 с.
67. Швачкин, Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Н.Х. Швачкин. - СПб., 2004. - 265 с.
68. Шмелев, Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики (на материале русского языка) [Текст]: учебное пособие / Д.Н. Шмелев - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 237 с.