ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 8
1.1. Имя прилагательное как единица лексического запаса 8
1.2. Развитие словаря прилагательных в онтогенезе 14
1.3. Особенности развития словаря прилагательных младших школьников с
интеллектуальной недостаточностью 21
1.4. Анализ методических работ по развитию словаря прилагательных
младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 29
ГЛАВА II ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 36
2.1. Исследование уровня сформированности словаря прилагательных у
младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 36
2.2. Методические рекомендации по формированию словаря прилагательных
у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 8
1.1. Имя прилагательное как единица лексического запаса 8
1.2. Развитие словаря прилагательных в онтогенезе 14
1.3. Особенности развития словаря прилагательных младших школьников с
интеллектуальной недостаточностью 21
1.4. Анализ методических работ по развитию словаря прилагательных
младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 29
ГЛАВА II ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ 36
2.1. Исследование уровня сформированности словаря прилагательных у
младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 36
2.2. Методические рекомендации по формированию словаря прилагательных
у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
Одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, является развитие речи и речевых форм общения. Вербальными средствами передается значительная доля информации, и успех человека в обществе зависит от того насколько он владеет словом. Но о сформированности лексического навыка можно говорить только тогда, когда слова активно используются в самостоятельных высказываниях, актуализируются в деятельности.
Поскольку базисом речевой организации человека является лексикон, то различные недостатки его функционирования значительно затрудняют процесс коммуникации и социальной адаптации. Особенности интеллектуального и речевого развития учащихся с нарушением интеллекта ограничивают возможности этих детей в понимании речи окружающих, адекватном изложении собственных мыслей и приводят к дефицитности социально- бытовой ориентировки (В.В. Воронкова, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, О.Н. Усанова и др.).
Понимание лексического значения слова, противопоставление его другим словам, которые находятся в смысловой зависимости от данного введение слова в систему семантических полей, умение актуализировать слова в различных контекстуальных условиях отражают уровень языковой способности ребенка. Степень сформированности его логического мышления, восприятия, памяти (Л.С. Выготский, Н.П. Жинкин, В.А. Ковшиков, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.А. Новиков, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская).
Актуальность и значимость проблемы нарушений лексического компонента в речевой функциональной системе детей с интеллектуальной недостаточностью определяется не только тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. Использование слова в коммуникативных целях имеет принципиальное значение: оно расширяет возможности общения и обуславливает его влияние на другие виды деятельности.
У лиц данной категории употребление имени прилагательного вызывает наибольшие затруднения, так как его становление в онтогенезе происходит позднее остальных частей речи. Нарушение формирования лексики у детей с интеллектуальной недостаточностью проявляется в бедности лексикона, недифференцированностью значений слов, приводящие к нарушению норм словоупотребления и способов функционирования слов в составе предложения и связного высказывания (текста). Это значительно ограничивает возможности детей в самостоятельном познании окружающего мира, самих себя и в развитии человеческих отношений (А.К. Аксенова, Л.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, А.Г. Зикеев, Т.Н. Иванонва, Р.И. Лалаева, В.И. Липакова, В.И. Лубовский, А.Р. Маллер, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, З.Н. Смирнова, Е.Ф. Соботович, Н.В. Тарасенко и др.).
Несмотря на то, что имеющихся исследованиях обобщены данные, характеризующие особенности лексикона таких детей, до настоящего времени осталось недостаточно изученным качественное своеобразие актуализации слов учащимися с интеллектуальной недостаточностью, отклонения, характеризующие лексикон собственно понятийной точки зрения. Отсутствует научно обоснованная методика актуализации развития их познавательной и коммуникативной деятельности для социальной адаптации и успешного обучения в школе. Так, необходимость развития лексикона, характеризующегося достаточностью и полноценностью его объема, семантики и синтагматических характеристик, определила актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования: повышение эффективности логопедической работы по актуализации словаря прилагательных младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Цель исследования: определить уровень сформированности развития словаря имен прилагательных у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Объект исследования: процесс актуализации словаря имен прилагательных младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования: содержание коррекционно-логопедической работы по актуализации словаря имен прилагательных младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Гипотеза исследования: направления логопедической работы по формированию словаря прилагательных у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью будет зависеть от следующих условий:
- поэтапного и систематического проведения занятий по развитию словаря прилагательных у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;
- взаимодействия с семьёй с целью актуализации словаря прилагательных;
- взаимодействия с педагогами общеобразовательного учреждения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему развития словаря прилагательных у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;
2. Выявить качественное своеобразие и механизм нарушения актуализации словаря имен прилагательных у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на основе сравнительного экспериментального исследования;
3. Разработать методические рекомендации по развитию словаря прилагательных у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Теоретико-методологической основой исследования послужили положения современной психологии, лингвистики, психолингвистики, педагогики и дефектологии, рассматривающие речь как особый вид деятельности и как важнейшее средство общений которое играет главную роль в психическом, умственном, нравственном развитии ребенка, в его социальной адаптации (Л.С. Выготский, Л.В. Зайков, Н.Н. Малофеев, С.Л. Рубинштейн и др.); положения о системной организации высших психических функций (А.А. Залевская, А.А. Леонтьтев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова); о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к изучению (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); о сложной структуре речевой деятельности, о лексических операциях в структуре процесса продуцирования речевого высказывания (О.Д. Апресян, Т.Г. Аркадьева, Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьтев, А.Р. Лурия); лингвистические и психолингвистические представления о процессе развития лексики (О.Е. Громова, М.Б. Елисеева, А.А. Залевская, А.В. Захарова, А.А. Леонтьев, А.И Лурия, Л.Г. Парамонова, С.Н. Цейтлин, С.Н. Шаховская и др.); положения об опережающем развитии семантики по сравнению с развитием формально-языковых средств (Т.В. Ахутина, Н.И. Жинкин, Л.Б. Халилова и др.); положения о единстве и общности закона развития нормального и аномально ребенка (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф и др.); положения о симптоматике и структуре речевого дефекта у детей с умственной отсталостью (Л.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, А.Н. Граборов, Р.И. Лалаева, В.И. Липакова, С.Я. Рубинштейн).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по теме исследования; эмпирические: изучение психолого-педагогической документации, педагогический эксперимент (констатирующий этап); количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №48» г. Белгорода.
Поскольку базисом речевой организации человека является лексикон, то различные недостатки его функционирования значительно затрудняют процесс коммуникации и социальной адаптации. Особенности интеллектуального и речевого развития учащихся с нарушением интеллекта ограничивают возможности этих детей в понимании речи окружающих, адекватном изложении собственных мыслей и приводят к дефицитности социально- бытовой ориентировки (В.В. Воронкова, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, О.Н. Усанова и др.).
Понимание лексического значения слова, противопоставление его другим словам, которые находятся в смысловой зависимости от данного введение слова в систему семантических полей, умение актуализировать слова в различных контекстуальных условиях отражают уровень языковой способности ребенка. Степень сформированности его логического мышления, восприятия, памяти (Л.С. Выготский, Н.П. Жинкин, В.А. Ковшиков, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.А. Новиков, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская).
Актуальность и значимость проблемы нарушений лексического компонента в речевой функциональной системе детей с интеллектуальной недостаточностью определяется не только тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. Использование слова в коммуникативных целях имеет принципиальное значение: оно расширяет возможности общения и обуславливает его влияние на другие виды деятельности.
У лиц данной категории употребление имени прилагательного вызывает наибольшие затруднения, так как его становление в онтогенезе происходит позднее остальных частей речи. Нарушение формирования лексики у детей с интеллектуальной недостаточностью проявляется в бедности лексикона, недифференцированностью значений слов, приводящие к нарушению норм словоупотребления и способов функционирования слов в составе предложения и связного высказывания (текста). Это значительно ограничивает возможности детей в самостоятельном познании окружающего мира, самих себя и в развитии человеческих отношений (А.К. Аксенова, Л.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, А.Г. Зикеев, Т.Н. Иванонва, Р.И. Лалаева, В.И. Липакова, В.И. Лубовский, А.Р. Маллер, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, З.Н. Смирнова, Е.Ф. Соботович, Н.В. Тарасенко и др.).
Несмотря на то, что имеющихся исследованиях обобщены данные, характеризующие особенности лексикона таких детей, до настоящего времени осталось недостаточно изученным качественное своеобразие актуализации слов учащимися с интеллектуальной недостаточностью, отклонения, характеризующие лексикон собственно понятийной точки зрения. Отсутствует научно обоснованная методика актуализации развития их познавательной и коммуникативной деятельности для социальной адаптации и успешного обучения в школе. Так, необходимость развития лексикона, характеризующегося достаточностью и полноценностью его объема, семантики и синтагматических характеристик, определила актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования: повышение эффективности логопедической работы по актуализации словаря прилагательных младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Цель исследования: определить уровень сформированности развития словаря имен прилагательных у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Объект исследования: процесс актуализации словаря имен прилагательных младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования: содержание коррекционно-логопедической работы по актуализации словаря имен прилагательных младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Гипотеза исследования: направления логопедической работы по формированию словаря прилагательных у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью будет зависеть от следующих условий:
- поэтапного и систематического проведения занятий по развитию словаря прилагательных у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;
- взаимодействия с семьёй с целью актуализации словаря прилагательных;
- взаимодействия с педагогами общеобразовательного учреждения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему развития словаря прилагательных у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью;
2. Выявить качественное своеобразие и механизм нарушения актуализации словаря имен прилагательных у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на основе сравнительного экспериментального исследования;
3. Разработать методические рекомендации по развитию словаря прилагательных у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Теоретико-методологической основой исследования послужили положения современной психологии, лингвистики, психолингвистики, педагогики и дефектологии, рассматривающие речь как особый вид деятельности и как важнейшее средство общений которое играет главную роль в психическом, умственном, нравственном развитии ребенка, в его социальной адаптации (Л.С. Выготский, Л.В. Зайков, Н.Н. Малофеев, С.Л. Рубинштейн и др.); положения о системной организации высших психических функций (А.А. Залевская, А.А. Леонтьтев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова); о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к изучению (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); о сложной структуре речевой деятельности, о лексических операциях в структуре процесса продуцирования речевого высказывания (О.Д. Апресян, Т.Г. Аркадьева, Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьтев, А.Р. Лурия); лингвистические и психолингвистические представления о процессе развития лексики (О.Е. Громова, М.Б. Елисеева, А.А. Залевская, А.В. Захарова, А.А. Леонтьев, А.И Лурия, Л.Г. Парамонова, С.Н. Цейтлин, С.Н. Шаховская и др.); положения об опережающем развитии семантики по сравнению с развитием формально-языковых средств (Т.В. Ахутина, Н.И. Жинкин, Л.Б. Халилова и др.); положения о единстве и общности закона развития нормального и аномально ребенка (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф и др.); положения о симптоматике и структуре речевого дефекта у детей с умственной отсталостью (Л.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, А.Н. Граборов, Р.И. Лалаева, В.И. Липакова, С.Я. Рубинштейн).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по теме исследования; эмпирические: изучение психолого-педагогической документации, педагогический эксперимент (констатирующий этап); количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №48» г. Белгорода.
Проблема формирования словаря детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на сегодняшний день является актуальной темой, особенно тяжело для лиц данной группы формирование словаря имен прилагательных.
Теоретически обосновав проблему формирования словаря прилагательных у младших школьников с умственной отсталостью, мы рассмотрели три вопроса: имя прилагательное как единица лексического запаса, развитие словаря прилагательных в онтогенезе, особенности развития словаря прилагательных младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Было выяснено, что словарь - это совокупность слов, используемых в чьей-либо речи. Развитие словаря в онтогенезе тесно связано с развитием представлений ребенка об окружающей действительности. У школьников с умственной отсталостью имеется ряд проблем в формировании словаря имен прилагательных, например трудности в дифференциации качества предметов, замены слов, узкое понимание значений слов, неточности употребления слов.
Нами было проведено констатирующее исследование, целью которого было выявление и сравнение уровня развития словаря прилагательных у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с уровнем развития словаря прилагательных у младших школьников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития.
В своей работе мы опирались на методики обследования сформированности лексического запаса детей словами-признаками, данные в трудах Г.А. Волковой, О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой, И.А. Смирновой, Н.В., М.А. Поваляевой.
Констатирующее исследование показало, что у младших школьников с умственной отсталостью низкий уровень развития словаря прилагательных. Существенные нарушения лексического компонента речевой функциональной системы затрагивают все признаки слова: лексический запас не формируется как система многомерных связей. В основе этого лежит бедность сенсорных эталонов детей данной категории, сужение процессов акустического восприятия, особенности формирования слухоречевой и двигательной памяти, неполноценность мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования. Семантические нарушения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости отличаются многообразием. Незнание точного смысла слов, неадекватные номинации, слабая дифференциация значений слов свидетельствуют о не сформированности семантических полей и парадигматических связей, и отношений. Нарушение семантического оперирования словом приводит к неправильному, с точки зрения грамматической нормы, построению предложений, неадекватному употреблению в их составе лексических единиц, устойчивому сохранению словообразовательных и морфологических ошибок.
Нами были предложены методические рекомендации по развитию словаря прилагательных у младших школьников с умственной отсталостью. В методические рекомендации входят задания, направленные на:
- формирование зрительного образа предмета;
- формирование слухового, произносительного (кинестетического) и ритмического образа слова;
- формирование умения анализировать различные предметы
окружающего мира, их признаки с целью осознания общих черт и различи.
- формирование структуры значения слова;
- развитие лексической системности;
- формирование синтагматических связей слова;
Таким образом, поставленные нами задачи решены, цель исследования достигнута.
Теоретически обосновав проблему формирования словаря прилагательных у младших школьников с умственной отсталостью, мы рассмотрели три вопроса: имя прилагательное как единица лексического запаса, развитие словаря прилагательных в онтогенезе, особенности развития словаря прилагательных младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Было выяснено, что словарь - это совокупность слов, используемых в чьей-либо речи. Развитие словаря в онтогенезе тесно связано с развитием представлений ребенка об окружающей действительности. У школьников с умственной отсталостью имеется ряд проблем в формировании словаря имен прилагательных, например трудности в дифференциации качества предметов, замены слов, узкое понимание значений слов, неточности употребления слов.
Нами было проведено констатирующее исследование, целью которого было выявление и сравнение уровня развития словаря прилагательных у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с уровнем развития словаря прилагательных у младших школьников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития.
В своей работе мы опирались на методики обследования сформированности лексического запаса детей словами-признаками, данные в трудах Г.А. Волковой, О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой, И.А. Смирновой, Н.В., М.А. Поваляевой.
Констатирующее исследование показало, что у младших школьников с умственной отсталостью низкий уровень развития словаря прилагательных. Существенные нарушения лексического компонента речевой функциональной системы затрагивают все признаки слова: лексический запас не формируется как система многомерных связей. В основе этого лежит бедность сенсорных эталонов детей данной категории, сужение процессов акустического восприятия, особенности формирования слухоречевой и двигательной памяти, неполноценность мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования. Семантические нарушения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости отличаются многообразием. Незнание точного смысла слов, неадекватные номинации, слабая дифференциация значений слов свидетельствуют о не сформированности семантических полей и парадигматических связей, и отношений. Нарушение семантического оперирования словом приводит к неправильному, с точки зрения грамматической нормы, построению предложений, неадекватному употреблению в их составе лексических единиц, устойчивому сохранению словообразовательных и морфологических ошибок.
Нами были предложены методические рекомендации по развитию словаря прилагательных у младших школьников с умственной отсталостью. В методические рекомендации входят задания, направленные на:
- формирование зрительного образа предмета;
- формирование слухового, произносительного (кинестетического) и ритмического образа слова;
- формирование умения анализировать различные предметы
окружающего мира, их признаки с целью осознания общих черт и различи.
- формирование структуры значения слова;
- развитие лексической системности;
- формирование синтагматических связей слова;
Таким образом, поставленные нами задачи решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В АКТИВИЗАЦИИ
ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Использование игровых технологий при обогащении словарного запаса обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - Формирование предикативной лексики у младших школьников с интеллектуальными нарушениями и дизартрией
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Формирование предикативной лексики у младших школьников
с интеллектуальными нарушениями и дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - АКТИВИЗАЦИИ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ СЛОВЕСНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая работа по формированию навыков самоконтроля речи у старших дошкольников с дизартрией в условиях логопункта
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - Особенности развития словаря детей 4-го года жизни (Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018



