ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Организационные и правовые основы политики импортозамещения
1.1. История, сущностные характеристики, цели и задачи политики импортозамещения
1.2. Положительные и отрицательные стороны политики импортозамещения
1.3. Механизм реализации политики импортозамещения в РФ 21
Глава 2. Исследование особенностей импортозамещения РФ 28
2.1. Формирование системы индикаторов для оценки эффективности политики импортозамещения
2.2. Индикативная оценка зависимости российской экономики от
импорта: прикладной анализ
2.3. Обзор зарубежного опыта внедрения политики импортозамещения
Глава 3. Проблемы и пути активизации импортозамещающей политики.... 56
3.1. Сложности реализации политики импортозамещения в современных российских условиях
3.2. Направления и меры стимулирования экспорта и сдерживания
импорта товаров
Заключение 70
Список использованных источников
Глава 1. Организационные и правовые основы политики импортозамещения
1.1. История, сущностные характеристики, цели и задачи политики импортозамещения
1.2. Положительные и отрицательные стороны политики импортозамещения
1.3. Механизм реализации политики импортозамещения в РФ 21
Глава 2. Исследование особенностей импортозамещения РФ 28
2.1. Формирование системы индикаторов для оценки эффективности политики импортозамещения
2.2. Индикативная оценка зависимости российской экономики от
импорта: прикладной анализ
2.3. Обзор зарубежного опыта внедрения политики импортозамещения
Глава 3. Проблемы и пути активизации импортозамещающей политики.... 56
3.1. Сложности реализации политики импортозамещения в современных российских условиях
3.2. Направления и меры стимулирования экспорта и сдерживания
импорта товаров
Заключение 70
Список использованных источников
Импортозамещение представляет собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых товаров товарами национального производства. Результатом импортозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью. Стратегия импортозамещения должна опираться на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций. Особенно это актуально для стран, чей уровень производственных отраслей отстает от уровня государств, с которыми они взаимодействует.
Необходимость проведения в РФ программы импортозамещения была очевидна экспертному сообществу давно, однако только в 2014 году этот вопрос приобрел особую актуальность в связи с введением санкций. Более того проблема импортозамещения составляет основу решения многих крупных и долгосрочных задач, стоящих перед российской экономикой: модернизации производственной базы, диверсификации, внедрения инноваций, наконец, пре-одоления топливно-сырьевой зависимости, поскольку, по сути дела, все перечисленные задачи исходят из единой цели - создания и развития таких отечественных товаров, которые смогут выдержать конкуренцию со стороны лучших зарубежных товаров, которые в настоящее время мы вынуждены импортировать.
Таким образом, проблема импортозамещения тесно связана с наиболее острыми проблемами российской экономики, и изучение данного вопроса является обязательным условием для формирования четкого представления о необходимых изменениях в отраслевой структуре экономики.
В этой связи весьма актуальными являются исследования направлений и форм политики импортозамещения в России в современных условиях, разработка эффективных инструментов стимулирования отечественных производителей, оценка и применение лучших зарубежных практик освоения импортозамещающих ниш в производстве отечественных товаров.
Импортозамещение являлось в качестве целевой установки развития национальной экономики в теоретических построениях, разработанных такими учеными как Н. Картер, Х. Ченери (представители неокейнсианской школы) [57].
Практика реализации, как и теоретические аспекты импортозамещения подвергались анализу в работах современных иностранных и российских ученых. Так, американский исследователь П. Линдерт рассматривал взаимное воз-действие изменения международных условий торговли и импортозамещающего роста [37].
Заметен вклад и отечественных ученых. В частности, А. Киреев анализировал механизм и обосновывал преимущества импортозамещающего роста [33]. Воздействие макроэкономической сферы на импортозамещение исследовал П.А. Кадочников [32]. Работы Л.Г. Матвеевой, О.А. Черновой и А.А. Лосьева посвящены изучению инструментов оценки эффективности политики импортозамещения [43, 39].
Цель работы состоит в изучении процессов импортозамещения в РФ и научном обосновании предложений по совершенствованию государственной поддержки и механизмов её реализации.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- определить основные цели, задачи и механизм реализации политики импортозамещения;
- сформировать систему индикаторов и оценить эффективность политики импортозамещения;
- изучить проблемы реализации политики импортозамещения в РФ и возможные пути их решения.
Объектом исследования является импортозамещение в РФ в современных условиях.
Предметом исследования стал процесс влияния импортозамещения на внутреннюю и внешнюю политику РФ.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды российских и зарубежных ученых по теоретическим проблемам импортозамещения, а также материалы по разрабатываемым на государственном уровне механизмам его стимулирования.
Работа велась с использованием современного научного аппарата и инструментария, различных методов исследования, в том числе: исторического, экономико-статистического, системно-аналитического, экспертных оценок и других. Экономический анализ базировался на изучении обширного массива отечественной и иностранной научной литературы, включая статьи, информационно-аналитические издания международных организаций, а использовались статистической данные Федеральной службы государственной статистики и Федеральной Таможенной службы. В работе рассматривались и анализировались данные за последние 5 лет.
Представленные в работе организационно-методические рекомендации и практические расчеты экономической эффективности импортозамещения расширяют научные представления о содержании, проблемах и возможностях реализации политики импортозамещения в России.
Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в учебном процессе при изучении экономических дисциплин либо написании других научных работ.
Работа состоит из таких частей как, введение, заключение, трёх глав и списка использованных источников.
Во введении даётся краткое описание работы, конкретизируются цель и основные задачи, которые позже будут раскрыты в самой работе. Делается акцент на значимости и актуальности работы, а также на всём комплексе инструментария, который был использован при написании.
В первой главе «Организационные и правовые основы политики импортозамещения» конкретизируется определение импортозамещения, его цели и задачи, раскрывается его механизм реализации в РФ в современных условиях, а так же приводиться историческая справка об импортозамещение в 19 и 20 веках.
Во второй главе «Исследование особенностей импортозамещения в РФ» формируется система индикаторов для оценки эффективности проведения политики импортозамещения в РФ и, с её помощью, проводиться анализ. Так же делается обзор зарубежного опыта внедрения политики импортозамещения, который впоследствии используется для сравнения с текущей политикой импортозамещения в России.
Третья глава «Проблемы и пути активизации импортозамещающей поли-тики» посвящена сложностям реализации политики импортозамещения в РФ на современном этапе, а так же способам их решения. Рассматриваются существующие меры по сдерживанию импорта товаров и стимулированию экспорта.
В заключении подводятся итоги всей работы, сопоставляется количество заявленных и выполненных задач, делается вывод.
Необходимость проведения в РФ программы импортозамещения была очевидна экспертному сообществу давно, однако только в 2014 году этот вопрос приобрел особую актуальность в связи с введением санкций. Более того проблема импортозамещения составляет основу решения многих крупных и долгосрочных задач, стоящих перед российской экономикой: модернизации производственной базы, диверсификации, внедрения инноваций, наконец, пре-одоления топливно-сырьевой зависимости, поскольку, по сути дела, все перечисленные задачи исходят из единой цели - создания и развития таких отечественных товаров, которые смогут выдержать конкуренцию со стороны лучших зарубежных товаров, которые в настоящее время мы вынуждены импортировать.
Таким образом, проблема импортозамещения тесно связана с наиболее острыми проблемами российской экономики, и изучение данного вопроса является обязательным условием для формирования четкого представления о необходимых изменениях в отраслевой структуре экономики.
В этой связи весьма актуальными являются исследования направлений и форм политики импортозамещения в России в современных условиях, разработка эффективных инструментов стимулирования отечественных производителей, оценка и применение лучших зарубежных практик освоения импортозамещающих ниш в производстве отечественных товаров.
Импортозамещение являлось в качестве целевой установки развития национальной экономики в теоретических построениях, разработанных такими учеными как Н. Картер, Х. Ченери (представители неокейнсианской школы) [57].
Практика реализации, как и теоретические аспекты импортозамещения подвергались анализу в работах современных иностранных и российских ученых. Так, американский исследователь П. Линдерт рассматривал взаимное воз-действие изменения международных условий торговли и импортозамещающего роста [37].
Заметен вклад и отечественных ученых. В частности, А. Киреев анализировал механизм и обосновывал преимущества импортозамещающего роста [33]. Воздействие макроэкономической сферы на импортозамещение исследовал П.А. Кадочников [32]. Работы Л.Г. Матвеевой, О.А. Черновой и А.А. Лосьева посвящены изучению инструментов оценки эффективности политики импортозамещения [43, 39].
Цель работы состоит в изучении процессов импортозамещения в РФ и научном обосновании предложений по совершенствованию государственной поддержки и механизмов её реализации.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- определить основные цели, задачи и механизм реализации политики импортозамещения;
- сформировать систему индикаторов и оценить эффективность политики импортозамещения;
- изучить проблемы реализации политики импортозамещения в РФ и возможные пути их решения.
Объектом исследования является импортозамещение в РФ в современных условиях.
Предметом исследования стал процесс влияния импортозамещения на внутреннюю и внешнюю политику РФ.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды российских и зарубежных ученых по теоретическим проблемам импортозамещения, а также материалы по разрабатываемым на государственном уровне механизмам его стимулирования.
Работа велась с использованием современного научного аппарата и инструментария, различных методов исследования, в том числе: исторического, экономико-статистического, системно-аналитического, экспертных оценок и других. Экономический анализ базировался на изучении обширного массива отечественной и иностранной научной литературы, включая статьи, информационно-аналитические издания международных организаций, а использовались статистической данные Федеральной службы государственной статистики и Федеральной Таможенной службы. В работе рассматривались и анализировались данные за последние 5 лет.
Представленные в работе организационно-методические рекомендации и практические расчеты экономической эффективности импортозамещения расширяют научные представления о содержании, проблемах и возможностях реализации политики импортозамещения в России.
Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в учебном процессе при изучении экономических дисциплин либо написании других научных работ.
Работа состоит из таких частей как, введение, заключение, трёх глав и списка использованных источников.
Во введении даётся краткое описание работы, конкретизируются цель и основные задачи, которые позже будут раскрыты в самой работе. Делается акцент на значимости и актуальности работы, а также на всём комплексе инструментария, который был использован при написании.
В первой главе «Организационные и правовые основы политики импортозамещения» конкретизируется определение импортозамещения, его цели и задачи, раскрывается его механизм реализации в РФ в современных условиях, а так же приводиться историческая справка об импортозамещение в 19 и 20 веках.
Во второй главе «Исследование особенностей импортозамещения в РФ» формируется система индикаторов для оценки эффективности проведения политики импортозамещения в РФ и, с её помощью, проводиться анализ. Так же делается обзор зарубежного опыта внедрения политики импортозамещения, который впоследствии используется для сравнения с текущей политикой импортозамещения в России.
Третья глава «Проблемы и пути активизации импортозамещающей поли-тики» посвящена сложностям реализации политики импортозамещения в РФ на современном этапе, а так же способам их решения. Рассматриваются существующие меры по сдерживанию импорта товаров и стимулированию экспорта.
В заключении подводятся итоги всей работы, сопоставляется количество заявленных и выполненных задач, делается вывод.
Несмотря на весьма неоднозначное отношение к политике импортозамещения, как стимулятору развития национальной экономики, следует согласиться с тем, что в условиях современной России разумное применение данной стратегии может способствовать и развитию самых высокотехнологичных производств. Следует стремиться к тому, чтобы импортозамещение не только способствовало насыщению внутреннего рынка, но и провоцировало развитие вы-пуска товаров и услуг, конкурентоспособных на мировом рынке, обладающих экспортным потенциалом.
В целом, несмотря на большое разнообразие институтов стимулирования импортозамещения в России, можно проявить сдержанный оптимизм по поводу решения этой проблемы в краткосрочной перспективе. Очевидно, что успех в этом деле во многом определяется спецификой отраслей. Так, если в сфере сельскохозяйственной и пищевой промышленности импортозамещение может быть налажено по достаточно широкой номенклатуре продукции, то в средне- и высокотехнологичных секторах экономики выстраивание собственных воспроизводственных цепочек связано с гораздо большими временными и финансовыми затратами. Разработка и выпуск сложной продукции требует наличия со-ответствующей научно-исследовательской базы, профессиональных кадров, соответствующей производственной базы. Все это нарабатывается годами.
К импортозамещению Россия не раз прибегала то под действием западных санкций, то в попытке улучшить свои производственные возможности и искоренить технологическую отсталость. Большой «багаж» опыта за плечами и опыт других стран являются хорошей базой для правильного планирования и расстановки приоритетов в текущей реализации политики импортозамещения. На данный момент уже выбран вектор развития, такой же в своё время использовали страны Восточной Азии. Учась на их ошибках, государство поддерживает наиболее конкурентоспособные отрасли, стимулируя их выход на мировые рынки, как внутри страны, так и на внешних рынках.
Взятый курс на экспортоориентированное импортозамещение уже свидетельствует о более дальновидных планах на модификацию всех промышленных отраслей. Для достижения этой цели в РФ задействованы такие механизмы как субсидии на НИОКР, льготные кредиты на проекты ориентированные на экспорт и инновационные производства, льготное налогообложение, субсидирование и софинансирование исследований.
Конечно же, как и любое явление, политика импортозамещения может обернуться и новыми проблемами такими как: рост цен и снижение качества российских товаров на внутреннем рынке в условиях ограниченной конкуренции, снижение эффективности государственного производства. Это те проблемы, с которыми в своё время столкнулись страны Латинской Америки. Но с другой стороны у нас есть пример удачного использования политики импортозамещения - страны Восточной Азии, и нам есть, что у них перенять: стимулирование конкурентоспособных отраслей промышленности, обладающих экспортным потенциалом, государственная поддержка доказавших свою конкурентоспособность отраслей - это то, что мы можем уже сейчас видеть в реализации в нашей стране. Следуя по этому пути можно добиться таких результатов как: высокие темпы роста экономики, сокращение бедности, рост удельного веса высокотехнологичных отраслей, привлечение инвестиций и т.д.
На данный момент в стране существуют отрасли тяготеющие и импорту, а в экспортной составляющей преобладают минеральные продукты (нефть, газ и т.д.), но как уже было показано во второй главе, ситуация за последние года стала немного меняться. Несмотря на то, что эти изменения не такие уж и существенные, но они уже свидетельствуют об изменениях в структуре российской промышленности. Снижение количества экспортируемых минеральных продуктов и увеличение доли машин и оборудования в общем числе экспорта, являются одним из показателей эффективности реализации политики импортозамещения и» маленький шажок» в сторону от экспортно-сырьевой модели экономики. Для получения более существенных результатов необходимо ещё пару лет.
Конечно же, сейчас существует много проблем препятствующих более быстрому решению поставленных задач. Технологическая отсталость некоторых отраслей связанная с отсутствием инвестиций в течение длительного времени, реализация программ импортозамещения требуют большого количества финансовых вложений. В условиях их ограниченности (высокая ставка рефинансирования ЦБ, ограничение доступа России к мировым рынкам, ресурсам) необходимо правильно определять приоритеты импортозамещения и концентрации финансовых ресурсов на наиболее перспективных направлениях, таких как ВПК, транспортное машиностроение, которые уже сейчас являются конкурентоспособными на мировых рынках.
Государственные закупки и стандартизация могут стать мерой поддержки отечественной промышленности, а система гарантий и страхования экспортных кредитов, проведение торговых выставок и ярмарок, рекламных кампаний будет способствовать продвижению российских товаров зарубеж.
Фундамент заложен, и теперь стоит, применяя существующий инструментарий, подстраиваясь под динамичный рынок, прокладывать дальнейшую дорогу к положительным изменениям в российской экономике.
В работе были раскрыты все заявленные вначале вопросы и решены все поставленные задачи. Дальнейшее развитие этой темы будет зависеть от принятых мер и решения уже выявленных проблем.
В целом, несмотря на большое разнообразие институтов стимулирования импортозамещения в России, можно проявить сдержанный оптимизм по поводу решения этой проблемы в краткосрочной перспективе. Очевидно, что успех в этом деле во многом определяется спецификой отраслей. Так, если в сфере сельскохозяйственной и пищевой промышленности импортозамещение может быть налажено по достаточно широкой номенклатуре продукции, то в средне- и высокотехнологичных секторах экономики выстраивание собственных воспроизводственных цепочек связано с гораздо большими временными и финансовыми затратами. Разработка и выпуск сложной продукции требует наличия со-ответствующей научно-исследовательской базы, профессиональных кадров, соответствующей производственной базы. Все это нарабатывается годами.
К импортозамещению Россия не раз прибегала то под действием западных санкций, то в попытке улучшить свои производственные возможности и искоренить технологическую отсталость. Большой «багаж» опыта за плечами и опыт других стран являются хорошей базой для правильного планирования и расстановки приоритетов в текущей реализации политики импортозамещения. На данный момент уже выбран вектор развития, такой же в своё время использовали страны Восточной Азии. Учась на их ошибках, государство поддерживает наиболее конкурентоспособные отрасли, стимулируя их выход на мировые рынки, как внутри страны, так и на внешних рынках.
Взятый курс на экспортоориентированное импортозамещение уже свидетельствует о более дальновидных планах на модификацию всех промышленных отраслей. Для достижения этой цели в РФ задействованы такие механизмы как субсидии на НИОКР, льготные кредиты на проекты ориентированные на экспорт и инновационные производства, льготное налогообложение, субсидирование и софинансирование исследований.
Конечно же, как и любое явление, политика импортозамещения может обернуться и новыми проблемами такими как: рост цен и снижение качества российских товаров на внутреннем рынке в условиях ограниченной конкуренции, снижение эффективности государственного производства. Это те проблемы, с которыми в своё время столкнулись страны Латинской Америки. Но с другой стороны у нас есть пример удачного использования политики импортозамещения - страны Восточной Азии, и нам есть, что у них перенять: стимулирование конкурентоспособных отраслей промышленности, обладающих экспортным потенциалом, государственная поддержка доказавших свою конкурентоспособность отраслей - это то, что мы можем уже сейчас видеть в реализации в нашей стране. Следуя по этому пути можно добиться таких результатов как: высокие темпы роста экономики, сокращение бедности, рост удельного веса высокотехнологичных отраслей, привлечение инвестиций и т.д.
На данный момент в стране существуют отрасли тяготеющие и импорту, а в экспортной составляющей преобладают минеральные продукты (нефть, газ и т.д.), но как уже было показано во второй главе, ситуация за последние года стала немного меняться. Несмотря на то, что эти изменения не такие уж и существенные, но они уже свидетельствуют об изменениях в структуре российской промышленности. Снижение количества экспортируемых минеральных продуктов и увеличение доли машин и оборудования в общем числе экспорта, являются одним из показателей эффективности реализации политики импортозамещения и» маленький шажок» в сторону от экспортно-сырьевой модели экономики. Для получения более существенных результатов необходимо ещё пару лет.
Конечно же, сейчас существует много проблем препятствующих более быстрому решению поставленных задач. Технологическая отсталость некоторых отраслей связанная с отсутствием инвестиций в течение длительного времени, реализация программ импортозамещения требуют большого количества финансовых вложений. В условиях их ограниченности (высокая ставка рефинансирования ЦБ, ограничение доступа России к мировым рынкам, ресурсам) необходимо правильно определять приоритеты импортозамещения и концентрации финансовых ресурсов на наиболее перспективных направлениях, таких как ВПК, транспортное машиностроение, которые уже сейчас являются конкурентоспособными на мировых рынках.
Государственные закупки и стандартизация могут стать мерой поддержки отечественной промышленности, а система гарантий и страхования экспортных кредитов, проведение торговых выставок и ярмарок, рекламных кампаний будет способствовать продвижению российских товаров зарубеж.
Фундамент заложен, и теперь стоит, применяя существующий инструментарий, подстраиваясь под динамичный рынок, прокладывать дальнейшую дорогу к положительным изменениям в российской экономике.
В работе были раскрыты все заявленные вначале вопросы и решены все поставленные задачи. Дальнейшее развитие этой темы будет зависеть от принятых мер и решения уже выявленных проблем.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, внешнеэкономическая деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Эффективность программ импортозамещения в России (на примере машиностроения)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ С ТОВАРАМИ, ВВОЗИМЫМИ НА
ТЕРРИТОРИЮ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
(НА МАТЕРИАЛАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТА И ЕГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСTBЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РЕГИОНЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016



