ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТВОРЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Особенности формирования эстетической культуры детей
старшего дошкольного возраста 7
1.2. Характеристика творческой проектной деятельности детей
старшего дошкольного возраста 21
1.3. Педагогические условия формирования эстетической
культуры старших дошкольников в творческой проектной деятельности 29
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТВОРЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38
2.1. Диагностика уровня сформированности эстетической культуры
детей старшего дошкольного возраста 38
2.2. Содержание работы по формированию эстетической культуры
старших дошкольников в творческой проектной деятельности 50
2.3. Анализ работы по формированию эстетической культуры
старших дошкольников в творческой проектной деятельности 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования заключается в том, что в науке и культуре присутствует постоянный интерес к эстетической культуре как к многовековому эстетическому опыту человечества, выраженному в явлениях, идеях, нормах и результатах человеческой деятельности, и как к определённому качеству личности. Данный интерес в научных исследованиях обусловлен, прежде всего, дефицитом в обществе нравственности, духовности, и в то же время преобладанием материальных ценностей над духовными.
По словам В.И. Самохваловой, формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста осуществляется различными путями. Оно представляет собой специально организованны комплекс мероприятий эстетической направленности в дошкольном образовательном учреждении. Однако параллельно с ним идёт неорганизованное эстетическое развитие - неконтролируемое воздействие массовой культуры извне, аудиальной и информации, не всегда эстетичной по своему характеру и содержанию, на ещё не готовую к такому воздействию детскую личность. В связи с чем необходим выбор эффективных средств, путей и способов формирования эстетической культуры старших дошкольников. Одним из таких способов может выступать творческая проектная деятельность. Проектная деятельность в дошкольном образовании является уникальным способом обеспечения сотворчества, сотрудничества взрослых и детей. Она способствует развитию творческих способностей дошкольников, превращает их в активных участников всех событий, происходящих в дошкольном образовательном учреждении. Творческий проект в дошкольном образовании выступает как учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий определённой степенью новизны (42).
Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования представлена работами М.А. Абдулаева, Б.Т. Лихачёва, В.А. Разумного, З.Я. Рахматуллиной, в которых эстетическая культура представлена как сложное структурное образование.
Для нашего исследования большое значение имели работы, посвященные эстетическому воспитанию старших дошкольников Н.И. Киященко, Т.С. Комаровой, Д.Б. Лихачёва, В.Н. Шацкой и других учёных.
Однако особенности эстетической культуры личности старшего дошкольника в современной науке остаются недостаточно исследованы. У старших дошкольников в качестве основы эстетической культуры, по мнению Н.А. Ветлугиной, Е.А. Дубровской, выступает эстетическая направленность личности, под которой понимается динамическая тенденция личности, основывающаяся на эстетическом интересе и проявляющаяся в эстетических представлениях, эмоциях, чувствах.
Процесс формирования основ эстетической культуры личности средствами творческой проектной деятельности имеет свою специфику у старших дошкольников. Изучение психолого-педагогических особенностей данного процесса у детей старшего дошкольного возраста, а также теоретико - методическое обеспечение формирования эстетической культуры у детей данного возраста в дошкольной педагогике практически отсутствует. Исследование же этих проблем представляет исключительный интерес для педагогической теории и практики дошкольного образования.
В связи с чем возникают противоречия:
- между потребностью современного общества в эстетически развитой личности и недостаточным применением в дошкольных образовательных учреждениях современных средств эстетического воспитания;
- между педагогическими возможностями творческой проектной деятельности в формировании эстетической культуры детей и отсутствием теоретического и методического обоснования педагогических условий воспитания эстетической культуры у дошкольников в процессе творческой проектной деятельности;
- между потребностью старших дошкольников в разнообразных активных эстетических способах освоения и преобразования окружающей действительности, одним из которых является творческая проектная деятельность и ограниченным её применением в дошкольных образовательных учреждениях.
Данные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования: при каких педагогических условиях формирование
эстетической культуры старших дошкольников в творческой проектной деятельности будет эффективнее. Решение этой проблемы, является целью исследования.
Объект исследования: процесс формирования эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
эстетической культуры старших дошкольников в творческой проектной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что формирование
эстетической культуры старших дошкольников в творческой проектной деятельности будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- создание эстетической образовательной среды;
- осуществление взаимодействия с семьями детей, позволяющее сохранить единство требований в формировании эстетической культуры;
- наличие эстетической культуры педагога дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности формирования эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать творческую проектную деятельность детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия формирования эстетической культуры старших дошкольников в творческой проектной деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение, педагогический эксперимент, беседа, анализ продуктов детской деятельности, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Формирование эстетической культуры подрастающего поколения определяется всеми условиями жизни: трудовой деятельностью людей, социальными принципами и условиями бытия, нравственными отношениями, атмосферой быта, общения, духовной культурой общества.
Эстетическая культура способна развиваться не только стихийно, но и целенаправленно, в результате проведения продуманной системы эстетического воспитания и образования в дошкольном образовательном учреждении, в семье, в школе, в различных общественных организациях и учреждениях.
Эстетическая культура как качество личности ребёнка старшего дошкольного возраста проявляется в виде эстетической направленности, представляющей собой динамическую тенденцию, которая характеризуется эстетическим интересом, эстетическими представлениями, эстетической деятельностью и гармонизирует отношения ребёнка с миром и с самим собой.
Эстетическую культуру детей старшего дошкольного возраста можно формировать различными средствами. Одним из эффективных средств является творческая проектная деятельность.
В нашем исследовании мы изучили теоретические основы формирования эстетической культуры старших дошкольников в творческой проектной деятельности, рассмотрели общее понятие эстетической культуры и средства её формирования, особенности формирования эстетической культуры у детей старшего дошкольного возраста, определили педагогические условия формирования эстетической культуры старших дошкольников в творческой проектной деятельности
Кроме того, нами была проведена опытно-практическая работа по формированию эстетической культуры старших дошкольников в творческой проектной деятельности, в ходе которой мы определяли уровень сформированное™ эстетической культуры старших дошкольников до и после использования творческой проектной деятельности.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволили нам количественно подтвердить качественные изменения, которые произошли в формировани уровня эстетической культуры старших дошкольников после использования творческой проектной деятельности.
Таким образом, в выпускной квалификационной работе решены все поставленные задачи и реализована цель исследования. Полученные теоретические и практические результаты подтвердили правильность выдвинутой в исследовании гипотезы.
1. Абдуллаев М. А. Эстетическая культура: теоретико-методологический аспект / М. А. Абдулаева. - Ташкент: Фан, 2015. - 91 с.
2. Агеева Г. Б. Проектная деятельность в дошкольном образовании / Г. Б. Агеева // Educatio. - 2015. - № 7 (14)-1. - С. 59-60.
3. Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей: уч. пособие для студентов высших учебных заведений. Часть 1, 2 / Под ред. Т. С. Комаровой, М. Б. Зацепиной. - М.: Альфа, 2012. - 172 с.
4. Балашов В.А. Вопросы эстетического воспитания и эстетики / В. А. Балашов. - М.: МГПИ, 2014. - 252 с.
5. Белолуцкая А. К. Организация детской проектной деятельности в ДОУ / А. К. Белолуцкая // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2009. - № 4. - С. 16-25.
6. Боровлева А. В. Проектный метод - как средство повышения качества образования / А. В. Боровлева // Управление ДОУ. - 2016. - №7. - С.76 - 83
7. Бурова А. И. Эстетическое воспитание школьников / А.И. Бурова; под ред. А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. - М.: Педагогика, 2015. - 304 с.
8. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие
мотивации / В. Васильев // Народное образование. - 2010. - №9. - С. 2-23.
9. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
10. Верб М. А. Взаимосвязь эстетической и педагогической культуры
будущего учителя / М. А. Верб // Проблемы эстетического образования и воспитания студентов педагогических институтов. Сб. науч. тр. 338. -
Свердловск: Уральский рабочий, 2013. - С.3-10.
11. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада / Н. А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2014. - 207 с.
12. Гаврилюк П. И. Эстетическая культура и социальный прогресс / П. И. Гаврилюк. - Киев: Вече, 2014. - 244 с.
13. Детство: примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
14. Дубровская Е. А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. - М.: Академия», 2012. - 256 с.
15. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие / Авт.-сост. Е. А. Дубровская, С. А. Козлова. - М.: Юрайт, 2016. - 179 с.
16. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 64 с.
17. Елагина И. И. Проектная деятельность как современная технология развития дошкольников (из опыта работы) / И. И. Елагина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №2. - С. 25-26.
18. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников / В. Н. Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 158 с.
19. Золотухина А. А. Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного возраста (предметная область «Художественно-эстетическое развитие») / А. А. Золотухина, О. А. Сатвалдыева, О. В. Литвинова // Молодой учёный. - 2016. - №5.6. - С. 44-46.
20. Истанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И. В. Истанько // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2014. - № 5. - С. 33-34.
21. Каган М. С. Эстетическая и художественная культура / М.С. Каган // Соотношение общей и технической эстетики. Науч.-методич. аспекты. - Томск: ТГУ, 2015. - С.22-36.
22. Камашева Л. А. Творческая проектная деятельность [Электронный ресурс] / Л. А. Камашева. - URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya- rabota/2016/01/12/tvorcheskaya-proektnaya-deyatelno st
23. Кант Иммануил. Лекции по этике / Иммануил Кант. - М.: Республика, 2010. - 431 с.
24. Килибаева Н. Ж. Использование проектного метода в обучении дошкольников / Н. Ж. Килибаева, М. М. Исмагулова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 48. - С. 213-218.
25. Килпатрик У. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе / У. Килпатрик; пер. с англ. E.H. Янжул. - СПб.: Изд- во Брокгауз-Ефрон, 2015. - 43 с.
26. Киященко Н. И. Эстетическая и художественная культура / Н. И. Киященко. - М.: ИФРАН, 2016. - 120 с.
27. Киященко Н. И. От эстетического опыта к эстетической культуре / Н. И. Киященко. - М.: ИФРАН, 2016. - 35 с.
28. Комарова Т. С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста / Т.С. Комарова. - Шуя, 1994. - 156 с.
29. Корнеева Е. В. Проектная деятельность как средство развития исследовательских способностей старших дошкольников / Е. В. Корнеева, О. А. Волкова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 92-95.
30. Корнеева Е. В. Проектная деятельность детей дошкольного возраста / Е. В. Корнеева // Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. - Шуя, 2015. - С. 56-58.
31. Королёва Л. А. Виды и типы творческих работ и проектов [Электронный ресурс] / Л. А. Королёва. - URL: https://solncesvet.ru/проектная-деятельность-2/
32. Липский В. Н. Эстетическая культура и личность / В. Н. липский. - М.: Знание, 2015. - 123 с.
33. Лихачёв Б. Т. Эстетика воспитания / Б. Т. Лихачёв. - М.: Педагогика, 2012. - 200 с.
34. Малыгина А. Н. О средствах эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста / А. Н. Малыгина, А. Н. Коваль // Молодой учёный. - 2015. - №24. - С. 995-997.
35. От рождения до школы. примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари- ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
36. Пантелеева А. В. Творческая проектная деятельности как средство естественнонаучного (интеллектуального) развития дошкольников в процессе реализации ФГОС [Электронный ресурс] / А. В. Пантелеева. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/07/22/tvorcheskaya-proektnaya- deyatelnost-kak-sredstvo-estestvennonauchnogo
37. Пирадов A. B. Эстетическая культура личности / А. В. Пирадов. - СПб.: Знание, 2015. - 35 с.
38. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л. С. Киселева, Т.
A. Данилина, Т. С. Лагода.- М.: АРКТИ, 2015. - 96 с.
39. Радугина А. Л. Эстетика: учеб. пособие для вузов / А. Л. Радугина. - М.: Центр, 2014. - 240 с.
40. Разумный В. А. Методика воспитания эстетической культуры личности /
B. А. Разумный. - М.: ВНМЦ, 2015. - 71 с.
41. Рахматуллина З. Я. Эстетическая культура личности и общества: современное измерение / З. Я. Рахматуллина, З. Я. Фаткуллина // Вестник Башкирского университета. - 2016. - № 2. - С. 1060-1061.
42. Самохвалова В. И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире / В. И. Самохвалова // Эстетическая культура. - М.: ИФРАН, 2016. - С.32-65.
43. Семашко А. Н. Развитие эстетической культуры молодежи / А. Н. Семашко. - М.: Знание, 2014. - 64 с.
44. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е. А. Флерина. - М.: Изд-во АПН, 2014. - 336 с.
45. Хрущева Ю. Н. К вопросу об организации взаимодействия педагогов и родителей по эстетическому развитию старших дошкольников / Ю. Н. Хрущева / Молодой учёный. - 2017. - №11. - С. 501-504.
46. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И. В. Штанько // Управление ДОУ. - 2014. - № 4. - С. 99 - 101.
47. Щербакова Т. Н. Эстетика среды образовательного учреждения как средство эстетического воспитания и развития учащихся / Т. Н. Щербакова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 195-197.
48. Эстетическая культура / Под ред. И. А. Коникова. - М.: ИФРАН, 1996. - 201 с.