ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 7
1.1. Понятие, виды и развитие памяти в онтогенезе 7
1.2. Закономерности развития памяти у детей с общим недоразвитием
речи 22
1.3. Методические основы развития памяти у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи 28
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 38
2.1. Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 38
2.2. Основные направления коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами
наглядного моделирования 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 7
1.1. Понятие, виды и развитие памяти в онтогенезе 7
1.2. Закономерности развития памяти у детей с общим недоразвитием
речи 22
1.3. Методические основы развития памяти у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи 28
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 38
2.1. Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 38
2.2. Основные направления коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами
наглядного моделирования 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
Дошкольное детство - период интенсивного развития всех психических процессов, среди которых важное место занимает память. Память позволяет человеку накапливать впечатления об окружающем мире, сохранять и, в последующем, воспроизводить жизненный опыт. Память лежит в основе любого психического явления, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности.
В онтогенезе все виды памяти формируются достаточно рано. Основные изменения в развитии памяти у детей дошкольного возраста связаны с переходом от непроизвольных форм запоминания к произвольным.
Внимание психологов (А.Р.Лурия, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов и др.) всегда было привлечено к проблемам развития памяти ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как известно, что в дошкольном возрасте память является ведущей психической функцией. Память, с одной стороны, является функцией интегративной, во многом определяющей успешность формирования других психических процессов, с другой стороны, она наиболее чувствительна к любым изменениям в деятельности мозга и поэтому может выступать как показатель его функционирования в целом.
Особое внимание отечественные ученые уделяют проблемам развития памяти детей с общим недоразвитием речи, поскольку они составляют многочисленную группу детей с нарушениями развития и их число растет год от года.
Всесторонний анализ речевых нарушений у данной категории детей представлен в трудах Л.В.Волковой, Р.Е.Левиной, Т.Б.Филичевой, М.Е.Хватцева, Г.В.Чиркиной и др. В своих исследованиях они подчеркивают взаимосвязь развития у детей основных мыслительных процессов, произвольной памяти, восприятия, внимания с речевыми процессами. При этом выявлено, что память у детей с нарушениями речи имеет свои особенности.
В старшем дошкольном возрасте закладываются основы произвольной памяти. Ребенок осваивает средства, приемы и способы запоминания. Одним из таких средств, обеспечивающих прочность и осмысленность запоминания, является наглядное моделирование. Наглядная модель позволяет зрительно представить объект, лучше сохранить о нем информацию. Особенно это актуально для детей с речевыми нарушениями, отличающихся трудностями припоминания, сниженной вербальной памятью и продуктивностью запоминания, что значительным образом и сокращает их пассивный и активный словарь, влияет на развитие коммуникативно-речевой деятельности.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬
педагогической работы учителя-логопеда по развитию памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать основные направления
коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда по развитию памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования.
Объект исследования: процесс развития памяти у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: основные направления коррекционно¬
педагогической работы учителя-логопеда по развитию памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования будет успешным, если:
- учитывать уровень развития памяти и речевого развития при отборе содержания, методов и приемов обучения наглядному моделированию;
- проектирование развивающей предметно-пространственной среды группы дошкольного учреждения материалами для наглядного моделирования.
Задачи исследования:
1) Теоретически обосновать проблему развития памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования;
2) Выявить особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
3) Разработать и обосновать основные направления коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда по развитию памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования.
Теоретико - методологическая основу исследования составили положения в области исследования памяти (А.Р.Лурия, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов, Л.В. Занков, Л.Д. Столяренко, А.В. Петровский, А.А. Смирнова и др); взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина); системно-динамической локализации психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия,); особенностей психического развития у детей с нарушениями речи (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В.Ястребова, Т.В. Туманова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Р.Е. Левина и др.); особенностях применения метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Л.М. Хализева, Т.В. Хромых, Н.П. Чурсина).
Методы исследования:
• теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирический: педагогический эксперимент (констатирующий этап) тестирование;
• метод качественного и количественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №79 г. Белгорода (МБДОУ д/с № 79).
В онтогенезе все виды памяти формируются достаточно рано. Основные изменения в развитии памяти у детей дошкольного возраста связаны с переходом от непроизвольных форм запоминания к произвольным.
Внимание психологов (А.Р.Лурия, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов и др.) всегда было привлечено к проблемам развития памяти ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как известно, что в дошкольном возрасте память является ведущей психической функцией. Память, с одной стороны, является функцией интегративной, во многом определяющей успешность формирования других психических процессов, с другой стороны, она наиболее чувствительна к любым изменениям в деятельности мозга и поэтому может выступать как показатель его функционирования в целом.
Особое внимание отечественные ученые уделяют проблемам развития памяти детей с общим недоразвитием речи, поскольку они составляют многочисленную группу детей с нарушениями развития и их число растет год от года.
Всесторонний анализ речевых нарушений у данной категории детей представлен в трудах Л.В.Волковой, Р.Е.Левиной, Т.Б.Филичевой, М.Е.Хватцева, Г.В.Чиркиной и др. В своих исследованиях они подчеркивают взаимосвязь развития у детей основных мыслительных процессов, произвольной памяти, восприятия, внимания с речевыми процессами. При этом выявлено, что память у детей с нарушениями речи имеет свои особенности.
В старшем дошкольном возрасте закладываются основы произвольной памяти. Ребенок осваивает средства, приемы и способы запоминания. Одним из таких средств, обеспечивающих прочность и осмысленность запоминания, является наглядное моделирование. Наглядная модель позволяет зрительно представить объект, лучше сохранить о нем информацию. Особенно это актуально для детей с речевыми нарушениями, отличающихся трудностями припоминания, сниженной вербальной памятью и продуктивностью запоминания, что значительным образом и сокращает их пассивный и активный словарь, влияет на развитие коммуникативно-речевой деятельности.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬
педагогической работы учителя-логопеда по развитию памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать основные направления
коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда по развитию памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования.
Объект исследования: процесс развития памяти у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: основные направления коррекционно¬
педагогической работы учителя-логопеда по развитию памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования будет успешным, если:
- учитывать уровень развития памяти и речевого развития при отборе содержания, методов и приемов обучения наглядному моделированию;
- проектирование развивающей предметно-пространственной среды группы дошкольного учреждения материалами для наглядного моделирования.
Задачи исследования:
1) Теоретически обосновать проблему развития памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования;
2) Выявить особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
3) Разработать и обосновать основные направления коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда по развитию памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования.
Теоретико - методологическая основу исследования составили положения в области исследования памяти (А.Р.Лурия, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов, Л.В. Занков, Л.Д. Столяренко, А.В. Петровский, А.А. Смирнова и др); взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина); системно-динамической локализации психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия,); особенностей психического развития у детей с нарушениями речи (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В.Ястребова, Т.В. Туманова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Р.Е. Левина и др.); особенностях применения метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Л.М. Хализева, Т.В. Хромых, Н.П. Чурсина).
Методы исследования:
• теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирический: педагогический эксперимент (констатирующий этап) тестирование;
• метод качественного и количественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №79 г. Белгорода (МБДОУ д/с № 79).
Память - это основа умственной деятельности, формы психического отражения, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, позволяющем повторно использовать в своей деятельности или возвращаться в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его нынешним и будущим и является самой важной когнитивной функцией, лежащей в основе развития и обучения. В экспериментальных исследованиях памяти иностранные психологи интерпретируют память как процесс, включенный в познание. Российские психологи рассматривают память в контексте деятельностной теории личности, подчеркивая зависимость процессов памяти от места материала в структуре деятельности.
В исследовании ученых (З. М. Истомина, П. И. Зинченко и др.) отмечается, что основные качественные изменения в памяти ребенка дошкольного возраста происходят в постепенном переходе от непроизвольных форм к произвольным. К концу дошкольного детства у ребенка есть элементы произвольной памяти, развитие которых возможно в процессе целевого обучения.
У детей с нарушениями развития дети с общим недоразвитием речи (ОНР) являются «группой риска» при обучении. Нарушения речи у детей сопровождаются недостаточным образованием психических функций. Речевое отставание оказывает негативное влияние на развитие внимания, памяти, способности к воспроизведению. Наличие вторичных отклонений в ведущих психических процессах у таких детей создает дополнительные трудности в восприятии учебного материала.
Процесс запоминания зависит от осознания детьми цели запоминания, значения запоминания, анализа и включения материала в деятельность, использования детьми методов и средств произвольного запоминания.
Изучение особенностей памяти детей с общим недоразвитием речи на констатирующем этапе показало, что у детей средние показатели развития образно-словесной памяти, в то же время включение в процесс запоминания пиктограмм значительно улучшает процесс запоминания и воспроизведения. Самые низкие показатели словесной и логической памяти были выявлены при запоминании стихотворения и пересказе литературного произведения.
Учитывая трудности запоминания детей с общим недоразвитием речи, можно использовать наглядное моделирование как средство развития образной и логической памяти.
Использование наглядных моделей в процессе запоминания литературных произведений, которые могут быть графическими схемами, символическими изображениями объектов и их свойствами, моделями в виде сериационного ряда, пространственно-временных моделей, облегчает дошкольникам с нарушениями речи запоминать произведения художественной литературы, помнить сюжет, не нарушать порядок событий, постоянно сохранять изученный материал в памяти.
Использование наглядного моделирования в учебном процессе с детьми с нарушениями речи, способствует развитию осмысленного запоминания, улучшению долговременной памяти, развитию ассоциативного логического мышления, оказывает положительное влияние на развитие связной речи, поощряет детей к самостоятельному воспроизведению знаний.
Использование инструментов наглядного моделирования в педагогическом процессе позволит педагогам успешно решать проблему подготовки детей с ОНР к школе.
В исследовании ученых (З. М. Истомина, П. И. Зинченко и др.) отмечается, что основные качественные изменения в памяти ребенка дошкольного возраста происходят в постепенном переходе от непроизвольных форм к произвольным. К концу дошкольного детства у ребенка есть элементы произвольной памяти, развитие которых возможно в процессе целевого обучения.
У детей с нарушениями развития дети с общим недоразвитием речи (ОНР) являются «группой риска» при обучении. Нарушения речи у детей сопровождаются недостаточным образованием психических функций. Речевое отставание оказывает негативное влияние на развитие внимания, памяти, способности к воспроизведению. Наличие вторичных отклонений в ведущих психических процессах у таких детей создает дополнительные трудности в восприятии учебного материала.
Процесс запоминания зависит от осознания детьми цели запоминания, значения запоминания, анализа и включения материала в деятельность, использования детьми методов и средств произвольного запоминания.
Изучение особенностей памяти детей с общим недоразвитием речи на констатирующем этапе показало, что у детей средние показатели развития образно-словесной памяти, в то же время включение в процесс запоминания пиктограмм значительно улучшает процесс запоминания и воспроизведения. Самые низкие показатели словесной и логической памяти были выявлены при запоминании стихотворения и пересказе литературного произведения.
Учитывая трудности запоминания детей с общим недоразвитием речи, можно использовать наглядное моделирование как средство развития образной и логической памяти.
Использование наглядных моделей в процессе запоминания литературных произведений, которые могут быть графическими схемами, символическими изображениями объектов и их свойствами, моделями в виде сериационного ряда, пространственно-временных моделей, облегчает дошкольникам с нарушениями речи запоминать произведения художественной литературы, помнить сюжет, не нарушать порядок событий, постоянно сохранять изученный материал в памяти.
Использование наглядного моделирования в учебном процессе с детьми с нарушениями речи, способствует развитию осмысленного запоминания, улучшению долговременной памяти, развитию ассоциативного логического мышления, оказывает положительное влияние на развитие связной речи, поощряет детей к самостоятельному воспроизведению знаний.
Использование инструментов наглядного моделирования в педагогическом процессе позволит педагогам успешно решать проблему подготовки детей с ОНР к школе.
Подобные работы
- Использование пиктограмм в логопедической работе по формированию глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Использование пиктограмм в логопедической работе по формированию
глагольной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Развитие слухоречевой памяти и связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с помощью мнемотаблиц
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по формированию предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2022 - НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА МАТЕРИАЛЕ ЗАГАДОК)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
(НА МАТЕРЕАЛЕ ЗАГАДОК)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Развитие слухоречевой памяти и связной речи у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с помощью
мнемотаблиц
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016



