Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Работа №68667

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
354
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 7
1.1. Понятие, виды и развитие памяти в онтогенезе 7
1.2. Закономерности развития памяти у детей с общим недоразвитием
речи 22
1.3. Методические основы развития памяти у старших дошкольников
с общим недоразвитием речи 28
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 38
2.1. Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 38
2.2. Основные направления коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами
наглядного моделирования 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ

Дошкольное детство - период интенсивного развития всех психических процессов, среди которых важное место занимает память. Память позволяет человеку накапливать впечатления об окружающем мире, сохранять и, в последующем, воспроизводить жизненный опыт. Память лежит в основе любого психического явления, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности.
В онтогенезе все виды памяти формируются достаточно рано. Основные изменения в развитии памяти у детей дошкольного возраста связаны с переходом от непроизвольных форм запоминания к произвольным.
Внимание психологов (А.Р.Лурия, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов и др.) всегда было привлечено к проблемам развития памяти ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как известно, что в дошкольном возрасте память является ведущей психической функцией. Память, с одной стороны, является функцией интегративной, во многом определяющей успешность формирования других психических процессов, с другой стороны, она наиболее чувствительна к любым изменениям в деятельности мозга и поэтому может выступать как показатель его функционирования в целом.
Особое внимание отечественные ученые уделяют проблемам развития памяти детей с общим недоразвитием речи, поскольку они составляют многочисленную группу детей с нарушениями развития и их число растет год от года.
Всесторонний анализ речевых нарушений у данной категории детей представлен в трудах Л.В.Волковой, Р.Е.Левиной, Т.Б.Филичевой, М.Е.Хватцева, Г.В.Чиркиной и др. В своих исследованиях они подчеркивают взаимосвязь развития у детей основных мыслительных процессов, произвольной памяти, восприятия, внимания с речевыми процессами. При этом выявлено, что память у детей с нарушениями речи имеет свои особенности.
В старшем дошкольном возрасте закладываются основы произвольной памяти. Ребенок осваивает средства, приемы и способы запоминания. Одним из таких средств, обеспечивающих прочность и осмысленность запоминания, является наглядное моделирование. Наглядная модель позволяет зрительно представить объект, лучше сохранить о нем информацию. Особенно это актуально для детей с речевыми нарушениями, отличающихся трудностями припоминания, сниженной вербальной памятью и продуктивностью запоминания, что значительным образом и сокращает их пассивный и активный словарь, влияет на развитие коммуникативно-речевой деятельности.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬
педагогической работы учителя-логопеда по развитию памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: разработать основные направления
коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда по развитию памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования.
Объект исследования: процесс развития памяти у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: основные направления коррекционно¬
педагогической работы учителя-логопеда по развитию памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования будет успешным, если:
- учитывать уровень развития памяти и речевого развития при отборе содержания, методов и приемов обучения наглядному моделированию;
- проектирование развивающей предметно-пространственной среды группы дошкольного учреждения материалами для наглядного моделирования.
Задачи исследования:
1) Теоретически обосновать проблему развития памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования;
2) Выявить особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
3) Разработать и обосновать основные направления коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда по развитию памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования.
Теоретико - методологическая основу исследования составили положения в области исследования памяти (А.Р.Лурия, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов, Л.В. Занков, Л.Д. Столяренко, А.В. Петровский, А.А. Смирнова и др); взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Р.Е. Левина); системно-динамической локализации психических функций (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия,); особенностей психического развития у детей с нарушениями речи (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В.Ястребова, Т.В. Туманова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Р.Е. Левина и др.); особенностях применения метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Л.М. Хализева, Т.В. Хромых, Н.П. Чурсина).
Методы исследования:
• теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирический: педагогический эксперимент (констатирующий этап) тестирование;
• метод качественного и количественного анализа результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №79 г. Белгорода (МБДОУ д/с № 79).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Память - это основа умственной деятельности, формы психического отражения, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, позволяющем повторно использовать в своей деятельности или возвращаться в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его нынешним и будущим и является самой важной когнитивной функцией, лежащей в основе развития и обучения. В экспериментальных исследованиях памяти иностранные психологи интерпретируют память как процесс, включенный в познание. Российские психологи рассматривают память в контексте деятельностной теории личности, подчеркивая зависимость процессов памяти от места материала в структуре деятельности.
В исследовании ученых (З. М. Истомина, П. И. Зинченко и др.) отмечается, что основные качественные изменения в памяти ребенка дошкольного возраста происходят в постепенном переходе от непроизвольных форм к произвольным. К концу дошкольного детства у ребенка есть элементы произвольной памяти, развитие которых возможно в процессе целевого обучения.
У детей с нарушениями развития дети с общим недоразвитием речи (ОНР) являются «группой риска» при обучении. Нарушения речи у детей сопровождаются недостаточным образованием психических функций. Речевое отставание оказывает негативное влияние на развитие внимания, памяти, способности к воспроизведению. Наличие вторичных отклонений в ведущих психических процессах у таких детей создает дополнительные трудности в восприятии учебного материала.
Процесс запоминания зависит от осознания детьми цели запоминания, значения запоминания, анализа и включения материала в деятельность, использования детьми методов и средств произвольного запоминания.
Изучение особенностей памяти детей с общим недоразвитием речи на констатирующем этапе показало, что у детей средние показатели развития образно-словесной памяти, в то же время включение в процесс запоминания пиктограмм значительно улучшает процесс запоминания и воспроизведения. Самые низкие показатели словесной и логической памяти были выявлены при запоминании стихотворения и пересказе литературного произведения.
Учитывая трудности запоминания детей с общим недоразвитием речи, можно использовать наглядное моделирование как средство развития образной и логической памяти.
Использование наглядных моделей в процессе запоминания литературных произведений, которые могут быть графическими схемами, символическими изображениями объектов и их свойствами, моделями в виде сериационного ряда, пространственно-временных моделей, облегчает дошкольникам с нарушениями речи запоминать произведения художественной литературы, помнить сюжет, не нарушать порядок событий, постоянно сохранять изученный материал в памяти.
Использование наглядного моделирования в учебном процессе с детьми с нарушениями речи, способствует развитию осмысленного запоминания, улучшению долговременной памяти, развитию ассоциативного логического мышления, оказывает положительное влияние на развитие связной речи, поощряет детей к самостоятельному воспроизведению знаний.
Использование инструментов наглядного моделирования в педагогическом процессе позволит педагогам успешно решать проблему подготовки детей с ОНР к школе.



1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учебн. пособие - изд.2-е перераб. и доп.- М., 2001.
2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1999 с. 65
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 1996.
4. Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие/ /Дошкольное воспитание. - 1976. - №4. - С.23-31.
5. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство- пресс, 2001.
6. Бельтюков В И. Об усвоении детьми звуков речи М, Изд-во АПН РСФСР, 1964.
7. Блонский П.П. Память и мышление. - Изд. 2. - М.: Норма, 2007. - 208с.
8. Вахрушева Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. - М.: ФОРУМ, 2009. - 192 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.: Педагогика. - (академия пед. наук СССР). Т. 4: Детская психология, 1984.- 432 с.
10. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5
лет: Пособие для работников дошкольных образовательных
учреждений и родителей. - 3-е изд., испр. и доп. - М. 2006. - 96с.
11. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 1992.
12. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи - СПб.: «Детство - Пресс», 2007. - 471с.
13. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада М., 1994.
14. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова [и др.]. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. -528 с.
15. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольников . - М.:
Педагогика, 1998.- 256 с.
16. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.
17. Жаренкова Г. И. Выявление недостатков речи у детей. В сб.: Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы, под ред. Р. Е. Левиной М., Просвещение, 1965.,
18. Жировина Л.Ф. Развиваем память детей // Ребенок в детском саду. - 2010.- №6. - С. 29-38
19. Житникова Л.М. Учите детей запоминать : пособие для воспитателя дет. сада. - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.
20. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если Ваш ребенок остается в развитии. - М., 1993.
21. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР. 2004. - 320 с.
22.Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. Избр. психолог. труды: В 2 т. - М., 1986. - М.: Педагогика, Т.1. 1986. -190 с.
23. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М.: Прогресс, 1961.-82 с.
24. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста : кн. для воспитателя дет. сада /Л.А. Венгер, О.М. Цеханская : сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.:
Просвещение, 1989. -127 с.
25. Истомина З.М. Развитие памяти. - М.: Просвещение, 2002.- 120 с.
26. Калягин В.А. Логопсихология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: «Академия», 2007.
27. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.
28. Ковшиков В.А.. Элькин Ю.А. К вопросу о мышлении детей с экспрессивной (моторной) алалией // Дефектология. - 1980 - №2
29. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 464 с.
30. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 224с.
31. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом // Хрестоматия по логопедии: в 2 т. / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. Т. 2. - 528 с.
32. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии, Москва, 1968.
33. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.
34. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 704 с.
35. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. Изд-во МГУ, 1969.
36. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.
37. Маклаков А.Г. Общая психология М. 2006.
38. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. - М.:, 2005. - 112стр.
39. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. М.: ИнтелТех, 1994.
40. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 5-е изд., Стереотип. - М.: Академия, 2000.- 456 с.
41. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие. - М.:
Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.
42. Овчинникова Т.С. Анализ психомоторного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи// Актуальные вопросы оториноларингологии и логопатологии. - СПб.. 1994.
43. Педан Т.П. Память и типы: особенности запоминания // Психология и соционика межличностных отношений. 2007. № 5. С. 5-6.
44. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей
дошкольного возраста. - М.: Профессиональное образование, 1996. 50 с.
45. Психология для студентов вузов /под ред. Е.И. Рогова. - Ростов н/Д: «МарТ»; Феникс, 2010. - 560 с.
46. Психология дошкольника. Хрестоматия / сост. Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 1997.- 384с.
47. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под общей ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2007. - 656 с.
48. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / под ред. Л.Н. Вахрушева. - М. : ФОРУМ, 2009.- 192 с.
49. Сенсорное воспитание дошкольника, под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М, Изд во АПН РСФСР, 1961.
50. Смирнов А.А. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1987.- 364 с.
51. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 368 с.
52. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1991 с. 105
53. Урунтаева Г.А.Дошкольная психология.- М.: Академия, 1996.-336с.
54. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1994.
55. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // Воспитание и обучение детей с проблемами в развитии. - 2004. №1. - с.129 - 135.
56. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М.: Альфа, 1991. - 44 с.
57. Флоренская Ю. А. Клиника и терапия речевых нарушений М, Медгиз, 1998.
58. Хализева Л. М. Моделирование в процессе решения пространственных задач как средство развития мышления дошкольников // Вопросы психологии. - 1978. - № 3. - С. 141-143.
59. Хрестоматия по психологии / сост. В.В. Мироненко. - М.:
Просвещение, 1987. - 446 с.
60. Хромых Т.В. Наглядное моделирование в логопедической работе с детьми старшего возраста с ОНР // Воспитатель ДОУ. - 2012. - №4. - С. 113-116
61. Чурсина Н.П. Особенности формирования мнестической деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями // Психолог в детском саду. 2009. - №3. - С. 107- 126.
62.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2007.- 384с
63.Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. - М. 2001.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ