Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эстетика Московского концептуализма

Работа №6864

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы110стр.
Год сдачи2001
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
752
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
I. История концептуального искусства
1 .Концептуализм на Западе 13
2. Концептуализм в Москве 22
3. Идейные и художественные контексты Московского концептуализма 50
II. Эстетические и художественные особенности московского концетуализма
1 .Жанры московского концептуализма 74
2.Эстетические особенности московского концептуализма . 93
Заключение: начало постсоветского искусства 100
Использованная литература 108


Двадцатый век подарил истории искусства огромное количество новых художественных течений. Стремительно развиваясь, впитывая предыдущий художественный опыт и пользуясь порой ошеломляющей популярностью, многие из них сумели просуществовать в течение короткого времени, чтобы потом кануть в лету. И если на Западе этот процесс был все-таки несколько "растянут", то в СССР все это происходило стремительно. Это не вызывает удивления, так как отечественные "неофициальные" художники, поставленные в жесткие рамки, диктуемые "официальным искусством" сначала "пролетарского" и "монументального"1, а затем "социалистического" реализма, мгновенно воспринимали веяния, просачивавшиеся из-за "железного занавеса" и развивали их, "пропуская" через советизированное сознание.
к
Одним из таких направлений стал концептуализм, который занимает особенное место в отечественном искусстве.
Концептуализм сложился под непосредственным воздействием актуальных для того времени философских, социологических и эстетических течений. Философия логического позитивизма, аналитическая философия и структурализм, лингвистика и различные теории информации стали той теоретической базой, на которую опираются концептуалисты. Помимо этого, концептуализм претендовал на создание своей - концептуальной - философии искусства, своей культурологии и эстетики. И действительно, концептуализм стал в семидесятые годы значительным культурным движением, реализовавшимся в области как пластических искусств, так и литературы. Была выработана оригинальная теоретическая база, позволявшая говорить о самостоятельной эстетике концептуализма,
1 Термины "пролетарский реализм" и "монументальный реализм" были предложены в *9 первой половине тридцатых годов соответственно Ю. Лебединским и В.Маяковским.

«
4
во многом определявшей интеллектуальную атмосферу "неофициаль¬ной" культуры семидесятых годов. И, наконец, в московской художественной жизни концептуализм стал чем-то вроде некой "внутренней традиции", которую непременно учитывали новые поколения художников в восьмидесятые и девяностые годы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Новейшая российская художественная сцена, которая начала создаваться после распада СССР в 1991 году (она постепенно перестает быть только московской, распространяясь и в другие города, и в другие страны, где обитают русские художники), - впервые полноценно интернациональная в своих связях и институциональном устройстве. Парадоксально, но
интернациональный характер она обрела только в тот момент, когда потерпела крах глобалистская претензия СССР. Однако это место не осталось пустым: его заняла идеология единого мирового информационного пространства.
После распада системы двух политических лагерей мировое искусство стало пытаться создать язык постбинарного, целостного мира; культура и этика конца XX века критикуют все феномены альтернативного выбора, любое «или - или»: элитарность искусства, несправедливость расовых и гендерных иерархий, единичный характер авторства. Новая эстетика подкреплена новыми технологиями: интерактивность дает зрителю право на участие в произведении; видеопроекции, где образы могут накладываться друг на друга, выражают равноправие всего визуального; сети коммуникаций привилегируют коллективное творчество и восприятие. Многомиллионные, мультимедийные техно-party и заочное групповое общение в Интернете становятся образцом создания и потребления культуры. Репрезентации, этому исключению одного ради другого, новая эстетика противопоставляет “соединительный” принцип коммуникации: художник конца XX века берет на себя роль не столько создателя форм, сколько менеджера, организующего коммуникацию образов со зрителем и между собой. К происхождению образов искусство сверхтерпимо: разница между рисунком, фотографией, видеопроекцией, между оригиналом и

цитатой перестала быть важной, как когда-то перестало иметь значение, сам ли художник тер свои краски.
Так в искусстве конца XX века формируется новая утопия - утопия глобальной демократической коммуникации. Положение русского искусства в этом контексте, однако, особое. Дело не только в том, что не слишком высокий уровень развития техники пока не позволяет русским художникам в полной мере насладиться быстротой и эффективностью коммуникаций. Дело скорее в том, что русские художники, имеющие большой опыт наблюдения за реализацией глобалистских утопий, относятся к ним более скептически. Изнутри России художники видят, что снятие деления на Запад и Восток так и не произошло, бинарность не уничтожена, изоляционизм существует, и, значит, за утопией универсализма (как и за аналогичной утопией советского времени) скрывается большой потенциал насилия. Поэтому русское искусство 1990-х годов нередко продуцировало жесты отчаяния и шло на брутальные эксперименты, тематизируя опасности, которые несет с собой целостность и вовлеченность, так хорошо им знакомые.
Распад СССР в 1991 году и “приватизация” страны, до того игнорировавшей понятие собственности, в эстетическом и интеллектуальном плане привела к девальвации гигантских идей и абстрактных понятий. Если прежде владельцем всего в стране был умозрительный “советский народ”, теперь на его место пришел телесно-конкретный олигарх, бывший директор завода; на месте интеллектуальных абстракций, которые занимали столь большое место в русском искусстве всего XX века, оказалась “непосредственная реальность”, не способная к саморефлексии, и отдельные антропологические единицы, еще не ставшие подлинными субъектами, но уже утратившие концептуальные основы жизни. Постсоветский мир - это мир одиноких, дезориентированных тел.



1. Адилханян А. Интервью для данной работы. 20.02.2001
2. Ануфриев С. Заметки инспектора М., 1988
3. Ануфриев С. Амбивалентность амбивалентности машины в пространстве. М., 1992
4. Ануфриев С., Захаров В. Тупик нашего времени. Кельн-Москва, 1997
5. Бакштейн И., Кабаков И., Монастырский А. Триалог о комнатах // Комнаты -МАНИ, 1987.
6. Банфи А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989.
7. Батракова С. Искусство и утопия. М., 1990
8. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
9. Бобринская Е.А. Концептуализм. М.: Галарт. 1994.
10. Бобринская Е.А. Футуризм. М.: Трилистник. 2000
11. Бобринская ЕА. Буря равноденствий.// Художественный журнал, 2000, №21.
12. Волкова Е. Произведение искусства - предмет эстетического анализа. М., 1976
13. Выготский Л. Психология искусства. М., 1999
14. ГоломштокИ. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994.
15. Гройс Б. В поисках утраченной эстетической власти. // Советское искусствознание, 1991, №7
16. Гройс Б. Московский романтический концептуализм. М., 1992.
17. Гройс Б. Утопия и обмен. М., Знак, 1993
18. Гройс Б. Соц-арт // Искусство, 1990, № 1.
19. Гройс Б. Соцреализм — авангард по-сталински.// Декоративное искусство СССР, 1990, №5
20. Гройс Б. Русский авангард по обе стороны «Черного квадрата». //Вопросы философии, 1990, №11
21. Грэсс М. Классика и авангард// Художественный журнал, 1998,№21
22. Деготь Е. Террористический натурализм. М., 1998
23. Деготь Е. Русское искусство XX века. М.: Трилистник, 2000
24. Другое искусство. Москва 1956-1976. К хронике художественной жизни. Т. I-
II. М., 1991
25. Ерофеев А. Неофициальное искусство (художники 1960-х). // Вопросы искусствознания, 1993, №4
26. Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М.: Интрада, 1996.
27. Индиана Г. Комар и Меламд конфиденциально // Декоративное искусство СССР, 1989, №7
28. Кабаков И. 60-е годы. М., 1997.
29. Кабаков И., Гройс Б. Диалоги (1990-1994). Общаяредакция и вст.статья Е В.Петровской. М., 1999


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ