ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
|
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫБОРА В
СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫБОРА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.2. УСПЕВАЕМОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 19
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 28
2.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ УСТАНОВКАМИ 28
2.2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ
ОПЫТОМ 52
2.3. Исследование особенности профессионального самоопределения школьников с разными регулятивными типами 56
2.4. Исследование особенности профессионального самоопределения школьников с разными типами темперамента 61
ГЛАВА 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ, СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА В СТРУКТУРЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ 63
3.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ УЧЕБНЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ 63
3.2. Исследование особенности влияния социальных установок школьников на их учебные
достижения 67
3.3. Исследование особенности влияния свойств темперамента на учебные достижения
школьников 71
ВЫВОДЫ 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
ЛИТЕРАТУРА .83
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫБОРА В
СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫБОРА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.2. УСПЕВАЕМОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 19
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 28
2.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ УСТАНОВКАМИ 28
2.2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ
ОПЫТОМ 52
2.3. Исследование особенности профессионального самоопределения школьников с разными регулятивными типами 56
2.4. Исследование особенности профессионального самоопределения школьников с разными типами темперамента 61
ГЛАВА 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ, СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА В СТРУКТУРЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ 63
3.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ УЧЕБНЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ 63
3.2. Исследование особенности влияния социальных установок школьников на их учебные
достижения 67
3.3. Исследование особенности влияния свойств темперамента на учебные достижения
школьников 71
ВЫВОДЫ 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
ЛИТЕРАТУРА .83
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
Актуальность исследования состоит в том, что перед государством остро стоит вопрос воспитания высокопрофессиональных кадров из-за быстрого научно¬технического прогресса общества. Особое место в этом вопросе занимает система общего и среднего образования подрастающего поколения. Ведь от того, насколько правильно будет сделан профессиональный выбор молодыми людьми, зависит их интерес к обучению профессии и совершенствованию своих знаний, умений и навыков.
«В XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Такое образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Оно направлено на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу» [27].
В связи с этим комплексные программы профессионального и гражданского воспитания должны строиться с учетом закономерностей развития социальных представлений о жизни в обществе у разных возрастных групп.
Психологическая служба школы непрерывно совершенствуется в свете появления новых моделей сопровождения учащихся. Разработкой теоретических и практических методов профориентации молодёжи в разное время занимались многие психологи: Божович Л.И., Гинзбург М.Р., Григорьева Е.Е., Дубровина И.В., Климов Е.А., Леонтьев Д.А., Махаева О.А., Митина Л.М., Пряжников Н.С., Резапкина Г.В., Решетова З.А., Савченко М.Ю., Сафин Д.А., Тюшев Ю.В., Чернявская А.П., Чистякова С.Н. и др. В настоящее время наибольшую популярность приобрели модели Э.М. Александровской, М.Р. Битяновой, Е.И. Казаковой, Е.А. Козыревой, Р.В. Овчаровой, Т.И. Чирковой. Однако система психологического сопровождения учащихся в условиях профильного обучения еще не выработана психологической службой школы.
Введение профильного обучения после 9-го класса создает ситуацию, при которой каждый подросток должен будет в 13-16¬летнем возрасте определиться со своим профессиональным и жизненным будущим.
Самостоятельное принятие подростками решения о перспективах своего профессионального развития является главной задачей для психолого-педагогического обоснования модели психологического сопровождения школьников.
Неразрешенность поставленных вопросов обусловило выбор темы кандидатской диссертации.
Объектом диссертационного исследования является профессиональное самоопределение школьников 7-го, 8-го, 9-го классов.
Предмет исследования: психологические особенности выбора в структуре профессионального самоопределения школьников.
Цель исследования: выявить психологические особенности выбора в структуре профессионального самоопределения школьников.
Гипотеза исследования. Социальные установки, социальный опыт, темперамент, регулятивные типы учеников совместно с их учебными достижениями можно рассматривать в качестве объективных показателей эффективного профессионального самоопределения.
Исходя из цели и гипотезы, были определены задачи исследования:
1. Проанализировать условия, способствующие профессиональному самоопределению школьников;
2. Исследовать психологические особенности профессионального самоопределения школьников: а) с разными социальными установками; б) с разным социальным опытом; в) с разными учебными достижениями; г) с разными регулятивными типами; д) с разным темпераментом;
3. Обосновать психологические особенности выбора в структуре профессионального самоопределения школьников.
Методологической основой исследования выступили:
- субъектно-деятельностный подход к исследованию проблемы профессионального самоопределения подростков (К .А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Е. Н.
Волкова, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Г. В. Суходольский и др.);
- теоретические положения личностно-ориентированного подхода к процессам самоопределения и профессионального выбора (И. В. Дубровина, Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн, Ю. В. Орлов; А. В. Поддубная и др.);
- представления о механизме развития ценностно-смысловой сферы подростка в контексте процесса его профессионального самоопределения (Д. А. Леонтьев, Л.М. Митина, И. С. Кон, А. Маслоу, В. Ф. Сафин, С. Н. Чистякова, В. Э. Чудновский, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, Е. С. Романова и др.).
В качестве методов исследования были определены: теоретический анализ психологической, педагогической, философской литературы по теме исследования; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, психологическое тестирование, количественный и качественный анализ полученных данных, методы математической статистики. Эмпирические методы:
1) Тест-опросник на измерение временной перспективы Ф. Зимбардо;
2) Тест-опросник карьерных ориентаций «Якоря карьеры» Э. Шейн;
3) Тест-опросник Д. Кейрси для определения социального типа личности;
4) Тест-опросник «Особенности регулятивных функций» Н. А. Государева;
5) Тест-опросник для определения темперамента Г. Айзенка;
6) Анализ успеваемости по основным предметам: алгебре, литературе, истории, физике.
Методы математической обработки эмпирических данных:
1) Метод проверки гипотез (Т- критерий Стьюдента);
2) Корреляционный и факторный анализ.
Эмпирическая база: в исследовании приняли участие 196 школьников в возрасте 13-16 лет. Все испытуемые обучались в 7¬ых, 8-ых, 9-ых классах. Исследование проходило на базе ГБОУ Школа 1411 города Москвы, ГБОУ Школа № 216 города Москвы, ДОЛ «Дружба» республика Крым.
Научная новизна исследования определяется тем, что выявлены новые данные о психологических особенностях профессионального самоопределения школьников. Полученные результаты говорят о необходимости учитывать их в работе психологической службы в качестве потенциала личности учащихся при выборе профессии.
Теоретическая значимость исследования определяется возможностью связать психологические особенности личности школьников с их профессиональным самоопределением и выявить условия формирования данного выбора. Обоснована необходимость качественного преобразования существующих подходов к профессиональной ориентации учащихся.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения полученных результатов в диагностической и развивающей деятельности школьных психологов, в ходе образовательной и воспитательной работы педагогов, для составления коррекционно-развивающих программ.
Положения, выносимые на защиту:
1. В исследовании выявлено, что профессиональные предпочтения школьников формируются под влиянием их социальных установок и темперамента, социального опыта и учебных достижений, а также регулятивных типов.
2. Проведенная в работе диагностика личностных качеств школьников, обучающихся в средней школе, и последующий сравнительный анализ направленности профессиональных предпочтений в контрастных группах по выявленным качествам показал высокий уровень ответственности школьников за свое профессиональное будущее. Выявлено высокое соответствие между осознаваемым школьниками своим личностным потенциалом и соответствующим профессиональным самоопределением.
3. Психологические особенности личности школьника в сочетании с его успеваемостью определяют его отношение к своему будущему и предопределяют его профессиональное самоопределение.
Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 111 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений. Работа содержит 37 таблиц и 20 рисунков. Список литературы включает 96 наименований, в том числе 37 на иностранных языках.
«В XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Такое образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Оно направлено на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу» [27].
В связи с этим комплексные программы профессионального и гражданского воспитания должны строиться с учетом закономерностей развития социальных представлений о жизни в обществе у разных возрастных групп.
Психологическая служба школы непрерывно совершенствуется в свете появления новых моделей сопровождения учащихся. Разработкой теоретических и практических методов профориентации молодёжи в разное время занимались многие психологи: Божович Л.И., Гинзбург М.Р., Григорьева Е.Е., Дубровина И.В., Климов Е.А., Леонтьев Д.А., Махаева О.А., Митина Л.М., Пряжников Н.С., Резапкина Г.В., Решетова З.А., Савченко М.Ю., Сафин Д.А., Тюшев Ю.В., Чернявская А.П., Чистякова С.Н. и др. В настоящее время наибольшую популярность приобрели модели Э.М. Александровской, М.Р. Битяновой, Е.И. Казаковой, Е.А. Козыревой, Р.В. Овчаровой, Т.И. Чирковой. Однако система психологического сопровождения учащихся в условиях профильного обучения еще не выработана психологической службой школы.
Введение профильного обучения после 9-го класса создает ситуацию, при которой каждый подросток должен будет в 13-16¬летнем возрасте определиться со своим профессиональным и жизненным будущим.
Самостоятельное принятие подростками решения о перспективах своего профессионального развития является главной задачей для психолого-педагогического обоснования модели психологического сопровождения школьников.
Неразрешенность поставленных вопросов обусловило выбор темы кандидатской диссертации.
Объектом диссертационного исследования является профессиональное самоопределение школьников 7-го, 8-го, 9-го классов.
Предмет исследования: психологические особенности выбора в структуре профессионального самоопределения школьников.
Цель исследования: выявить психологические особенности выбора в структуре профессионального самоопределения школьников.
Гипотеза исследования. Социальные установки, социальный опыт, темперамент, регулятивные типы учеников совместно с их учебными достижениями можно рассматривать в качестве объективных показателей эффективного профессионального самоопределения.
Исходя из цели и гипотезы, были определены задачи исследования:
1. Проанализировать условия, способствующие профессиональному самоопределению школьников;
2. Исследовать психологические особенности профессионального самоопределения школьников: а) с разными социальными установками; б) с разным социальным опытом; в) с разными учебными достижениями; г) с разными регулятивными типами; д) с разным темпераментом;
3. Обосновать психологические особенности выбора в структуре профессионального самоопределения школьников.
Методологической основой исследования выступили:
- субъектно-деятельностный подход к исследованию проблемы профессионального самоопределения подростков (К .А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Е. Н.
Волкова, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Г. В. Суходольский и др.);
- теоретические положения личностно-ориентированного подхода к процессам самоопределения и профессионального выбора (И. В. Дубровина, Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн, Ю. В. Орлов; А. В. Поддубная и др.);
- представления о механизме развития ценностно-смысловой сферы подростка в контексте процесса его профессионального самоопределения (Д. А. Леонтьев, Л.М. Митина, И. С. Кон, А. Маслоу, В. Ф. Сафин, С. Н. Чистякова, В. Э. Чудновский, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, Е. С. Романова и др.).
В качестве методов исследования были определены: теоретический анализ психологической, педагогической, философской литературы по теме исследования; эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, психологическое тестирование, количественный и качественный анализ полученных данных, методы математической статистики. Эмпирические методы:
1) Тест-опросник на измерение временной перспективы Ф. Зимбардо;
2) Тест-опросник карьерных ориентаций «Якоря карьеры» Э. Шейн;
3) Тест-опросник Д. Кейрси для определения социального типа личности;
4) Тест-опросник «Особенности регулятивных функций» Н. А. Государева;
5) Тест-опросник для определения темперамента Г. Айзенка;
6) Анализ успеваемости по основным предметам: алгебре, литературе, истории, физике.
Методы математической обработки эмпирических данных:
1) Метод проверки гипотез (Т- критерий Стьюдента);
2) Корреляционный и факторный анализ.
Эмпирическая база: в исследовании приняли участие 196 школьников в возрасте 13-16 лет. Все испытуемые обучались в 7¬ых, 8-ых, 9-ых классах. Исследование проходило на базе ГБОУ Школа 1411 города Москвы, ГБОУ Школа № 216 города Москвы, ДОЛ «Дружба» республика Крым.
Научная новизна исследования определяется тем, что выявлены новые данные о психологических особенностях профессионального самоопределения школьников. Полученные результаты говорят о необходимости учитывать их в работе психологической службы в качестве потенциала личности учащихся при выборе профессии.
Теоретическая значимость исследования определяется возможностью связать психологические особенности личности школьников с их профессиональным самоопределением и выявить условия формирования данного выбора. Обоснована необходимость качественного преобразования существующих подходов к профессиональной ориентации учащихся.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения полученных результатов в диагностической и развивающей деятельности школьных психологов, в ходе образовательной и воспитательной работы педагогов, для составления коррекционно-развивающих программ.
Положения, выносимые на защиту:
1. В исследовании выявлено, что профессиональные предпочтения школьников формируются под влиянием их социальных установок и темперамента, социального опыта и учебных достижений, а также регулятивных типов.
2. Проведенная в работе диагностика личностных качеств школьников, обучающихся в средней школе, и последующий сравнительный анализ направленности профессиональных предпочтений в контрастных группах по выявленным качествам показал высокий уровень ответственности школьников за свое профессиональное будущее. Выявлено высокое соответствие между осознаваемым школьниками своим личностным потенциалом и соответствующим профессиональным самоопределением.
3. Психологические особенности личности школьника в сочетании с его успеваемостью определяют его отношение к своему будущему и предопределяют его профессиональное самоопределение.
Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 111 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений. Работа содержит 37 таблиц и 20 рисунков. Список литературы включает 96 наименований, в том числе 37 на иностранных языках.
Проведенное нами исследование профориентации молодежи позволило сделать вывод о необходимости качественно иного подхода к проблеме. Это обусловлено изменившимися социально-экономическими условиями в стране, требованиями, выдвигаемыми современными профессиями.
Важным аспектом развития субъекта труда является становление его профессионального самоопределения, то есть соответствие выполняемых трудовых функций внутреннему миру человека. Становление профессионального самоопределения - процесс длительный, охватывающий весь профессиональный путь человека, однако его основы, как показало наше исследование, можно заложить уже в подростковом возрасте, когда человек все больше узнает о различных профессиях. Одним из способов формирования человека как субъекта труда является его ранняя профилизация. Концепция модернизации образования в Российской Федерации подразумевает переход старшей ступени школьного обучения на профильное обучение.
Желание найти свое место в жизни очень беспокоит молодых людей и часто выражается поиском себя в какой-либо деятельности: это и смена увлечений, и веер интересов.
Важным критерием в профессиональном самоопределении является пример родителей на профессиональном поприще. Подросток, насмотревшись на успех или неуспех родителей на работе, часто принимает решение в пользу того или иного вида деятельности.
Профессиональное самоопределение подростков отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни. Оно основывается на социальном опыте и социальных представлениях, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение учащегося. В конце переходного возраста самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя, но и пониманием своего места в обществе и своего назначения в жизни.
Существенной составляющей личностного и профессионального становления является так называемая проспективная идентичность, понимаемая как образ Я в будущем.
Поиск личностной идентичности является одной из целей подросткового возраста. Достижение положительной идентичности способствует принятию себя как уникальной личности, а сформированный образ Я помогает адаптироваться в социуме. Выбор профессии актуализируется у детей перед окончанием школы.
Образ себя в настоящем помогает определить образ себя в будущем, составной частью которого является видение себя как представителя определенной профессии. Обдуманность выбора профессии, однозначность принятого решения и стремление к его реализации обеспечивают эмоциональный комфорт подросткам, что, в свою очередь, способствует их социально¬психологической зрелости.
Психолог может лишь наметить концепцию развития личности в зависимости от ее психологических качеств и способностей. Однако выбор всегда остается за человеком, который может реализоваться в любом выбранном направлении, будь у него только желание и возможность трудиться и проявить себя.
Выбор профессии - это путь к самореализации и самоактуализации конкретной личности, а достижения на этом пути - вклад в развитие всего человечества.
Важным аспектом развития субъекта труда является становление его профессионального самоопределения, то есть соответствие выполняемых трудовых функций внутреннему миру человека. Становление профессионального самоопределения - процесс длительный, охватывающий весь профессиональный путь человека, однако его основы, как показало наше исследование, можно заложить уже в подростковом возрасте, когда человек все больше узнает о различных профессиях. Одним из способов формирования человека как субъекта труда является его ранняя профилизация. Концепция модернизации образования в Российской Федерации подразумевает переход старшей ступени школьного обучения на профильное обучение.
Желание найти свое место в жизни очень беспокоит молодых людей и часто выражается поиском себя в какой-либо деятельности: это и смена увлечений, и веер интересов.
Важным критерием в профессиональном самоопределении является пример родителей на профессиональном поприще. Подросток, насмотревшись на успех или неуспех родителей на работе, часто принимает решение в пользу того или иного вида деятельности.
Профессиональное самоопределение подростков отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни. Оно основывается на социальном опыте и социальных представлениях, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение учащегося. В конце переходного возраста самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя, но и пониманием своего места в обществе и своего назначения в жизни.
Существенной составляющей личностного и профессионального становления является так называемая проспективная идентичность, понимаемая как образ Я в будущем.
Поиск личностной идентичности является одной из целей подросткового возраста. Достижение положительной идентичности способствует принятию себя как уникальной личности, а сформированный образ Я помогает адаптироваться в социуме. Выбор профессии актуализируется у детей перед окончанием школы.
Образ себя в настоящем помогает определить образ себя в будущем, составной частью которого является видение себя как представителя определенной профессии. Обдуманность выбора профессии, однозначность принятого решения и стремление к его реализации обеспечивают эмоциональный комфорт подросткам, что, в свою очередь, способствует их социально¬психологической зрелости.
Психолог может лишь наметить концепцию развития личности в зависимости от ее психологических качеств и способностей. Однако выбор всегда остается за человеком, который может реализоваться в любом выбранном направлении, будь у него только желание и возможность трудиться и проявить себя.
Выбор профессии - это путь к самореализации и самоактуализации конкретной личности, а достижения на этом пути - вклад в развитие всего человечества.
Подобные работы
- Профессиональное самоопределение школьников средствами английского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2019 - Организация профессионального самоопределения школьников 8-9 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Образовательное учреждение как пространство профессионального самоопределения школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Организационно - педагогические условия содействия профессиональному самоопределению школьников ( на примере дополнительной образовательной программы «Фабрика программирования»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2020 - Педагогические условия самоопределения школьников-мигрантов на рабочие профессии в России и за рубежом
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - СВЯЗЬ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ С
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Формирование готовности школьников подросткового возраста к профессиональному
самоопределению
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003



