Введение 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Сущность инновации как экономической категории 5
1.2 Инновационная деятельность на предприятии 13
1.3 Показатели оценки эффективности инновационной деятельности 16
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ООО «ХИМТРАНСАЗОТ» 23
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 23
2.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия 25
2.3 Повышение эффективности инновационной деятельности предприятия.. 49
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. В условиях рыночной экономики функционирование и развитие промышленных предприятий во многом обусловлены эффективной работой их инновационного механизма, а также эффективностью реализуемых им нововведений. Успех любой торговой фирмы определяется не столько масштабами реализации, сколько способностью к обновлению номенклатуры товаров в соответствии с состоянием рынка и поведением конкурентов. Завоевать покупателя и удержаться на рынке фирмы могут только предлагая новые или усовершенствованные качественные товары. Анализ хозяйственной практики свидетельствует о том, что значение инновационной деятельности для торговых предприятий в современных условиях постоянно возрастает.
Вопросы организации, управления, финансирования, оценки экономической эффективности инновационных проектов затрагиваются в работах Шустова А. А., Варламова М. Г., Иващенко Н. П., Жулиной Е. Г., Беляева Ю. М., Абдукаримова И. Т., Маркарьян Э.А. и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические выводы и обобщения, содержащиеся в выпускной квалификационной работе, направлены на дальнейшее развитие экономической теории инноваций, а также на создание теоретической базы для решения вопросов, возникающих в ходе проведения инновационной деятельности. Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных рекомендаций и методических положений, направленных на поиск и планомерную реализацию резервов повышения эффективности инновационной деятельности на предприятии.
Кризис инновационной сферы торговли обусловлен отсутствием целенаправленной работы по повышению эффективности торговой организации в целом и инновационной деятельности как его важнейшей составляющей, в частности. В этой связи необходимо отметить особое значение своевременного выявления и планомерного использования резервов инновационной деятельности с целью повышения ее эффективности.
Таким образом, нерешенность ряда выше обозначенных теоретических и практических проблем в инновационной сфере торговых предприятий обусловили выбор темы исследования выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ООО «Химтрансазот».
Предметом исследования выступает методология оценки и пути совершенствования управления ООО «Химтрансазот» в рыночной среде на основе инновационной деятельности.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в анализе и разработке инновационных проектов ООО «Химтрансазот» для повышения эффективности инноваций на предприятии.
Для реализации поставленной цели потребуется решить следующие задачи:
• определить роль инноваций в хозяйственной деятельности предприятия;
• сформулировать комплексное понятие инноваций;
• исследовать организацию инновационной деятельности на
предприятии;
• проанализировать методологические подходы к оценке инновационного потенциала предприятия;
• провести анализ степени внедрения инноваций в технологический процесс ООО «Химтрансазот»;
• разработать мероприятия по совершенствованию управления исследуемого предприятия на основе инновационной деятельности.
Анализ существующих научных трудов по проблемам инновационной деятельности позволил обобщить различные взгляды ученых, а также их подходы к вопросам повышения эффективности инновационной деятельности.
Проведение целенаправленной работы по повышению эффективности инновационной деятельности невозможны без соответствующей методологической базы, которая является основополагающей ступенью для постановки и решения вопросов, связанных с инновационной сферой торговых предприятий.
В условиях экономического кризиса, когда финансовые ресурсы предприятий ограничены, первоочередное значение приобретает планомерная работа по всестороннему выявлению и использованию резервов. В этой связи необходимо отметить, что резервы инновационной деятельности представляют собой важнейший элемент системы внутрипроизводственных резервов предприятия. Источником их образования является постоянно изменяющееся соотношение затрат ресурсов и времени на стадиях инновационного процесса в ходе реализации различных инноваций.
Многообразие инноваций обуславливает необходимость проведения определенной классификационной работы. В этой связи были рассмотрены существующие в научной литературе подходы к классификации инноваций, на основе их анализа разработан собственный классификатор, который позволяет вести целенаправленную работу по разработке и освоению нововведений, выявлять их сильные и слабые стороны, отбирать наиболее эффективные варианты возможных решений.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступило предприятие ООО «Химтрансазот». Так как успех любой торговой фирмы определяется не столько масштабами реализации, сколько способностью к обновлению номенклатуры товаров в соответствии с состоянием рынка и поведением конкурентов, то перед организацией стал вопрос о системе сотрудничества с наиболее выгодным поставщиком - ГК «XHMRussia».
Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы является методология оценки и пути совершенствования управления ООО «Химтрансазот» в рыночной среде на основе инновационной деятельности.
В ходе написания выпускной квалификационной работы был проведен анализ хозяйственной деятельности ООО «Химтрансазот» и было выявлено, что бизнес-процессы организованы не достаточно эффективно и требуют оптимизации. Для решения этой проблемы было предложено внедрение системы сотрудничества с группой компаний «XимRussia».
В целом можно сказать, что предприятие ООО «Химтрансазот» находится в критической точке финансового состояния, что свидетельствует о снижении эффективности инноваций на предприятии. Мы разработали и предложили ряд мер по оздоровлению предприятия и повышению эффективности инноваций на предприятии. Данные разработки находятся в стадии внедрения.
1. Кораблева О. Н. Расширение применения финансово¬технологических инноваций в экономических процессах / О. Н. Кораблева, Е.
А. Воронцова, Е. Г. Мелешенко // Креативная экономика. - 2017. - № 2. - С. 169-180
2. Самолдин А. Н. Информационно-аналитическое обеспечение управления маркетингом инноваций / А. Самолдин // РИСК (Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция). - 2017. - № 1. - С. 267-270
3. Беляев Ю. М. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров / Ю.М. Беляев. - М.: Дашков и К, 2016. - 220 с.
4. Беляев А. А. Антикризисное управление / А. А. Беляев - М. : ЮНИТИ, 2013. - 311 с.
5. Румянцева Т. В. Основные аспекты совершенствования деятельности предприятий /Румянцева Т. В.// Современные аспекты экономики.
2015. № 2 - С.44-48 - 210 с.
6. Шустов А. А. Инновационная политика предприятия и ее влияние на конкурентоспособность продукции / А. А. Шустов // Молодой ученый. -
2013.- № 9.- 275-282 с.
7. Варламов М. Г. Правовое обеспечение инновационной деятельности: учебное пособие / Варламов М. Г.// Издательство: КНИТУ, 2014.-441 с.
8. Иващенко Н. П. Экономика инноваций: курс лекций /Иващенко Н. П., Энговатова А. А., Шахова М. С., Антропов М. С., Коростылева И. И.// - Макс Пресс, 2014. - 351 с.
9. Абдукаримов И. Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности): Учебное пособие / И.Т. Абдукаримов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
- 320 с.
10. Косолапова М. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / М.В. Косолапова, В.А. Свободин. - М.: Дашков и К, 2016. - 248 с.
11. Жулина Е. Г. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие / Е.Г. Жулина, Н.А. Иванова. - М.: Дашков и К, 2013. - 272 с.
12. Маркарьян Э.А. Практикум по анализу финансовой отчетности /
Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко. - М.: КноРус, 2013. - 232 с.
13. Веретенникова И. И. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие для бакалавров / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова; Под ред. И.В. Сергеев. - М.: Юрайт, 2013. - 671 с.
14. Мокий М. С. Экономика организации: Учебник и практикум. / М.С. Мокий. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 334 с.
15. Ерохина Л. И. Экономика предприятия (в сфере товарного обращения) : учебник / Л.И. Ерохина, Е.В. Башмачникова, Т.И. Марченко. — М. : КНОРУС, 2016. - 298 с.
16. Иванов Г. Г., Холин Е. С. Коммерческая деятельность: учебник/М.:ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2014. - 384 с.
17. Иванов Г.Г., Никишин А.Ф., Шипилова С.С. Оптовая торговля : учебное пособие / Г.Г. Иванов, А.Ф. Никишин, С.С. Шипилова. - М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2016. - 96 с.
18. Чкалова О. В. Торговое дело. Организация, технология и проектирование торговых предприятий/ Чкалова О. В./ - М.: ФОРУМ, ИНФРА- М, 2016.- 384 с.
19. Современные тренды инновационного развития экономики: Коллективная монография/ Я.В. Коженко, А.В. Катаев, Т.М. Катаева, Н.В. Лихолетова, Е.Л. Макарова, Л.В. Шаронина; Под ред. Я.В. Коженко. - Уфа: «ОМЕГА САЙНС», 2016. - 108 с.
20. Инновационная деятельность предприятия: Учебник / А.Ф. Наумов, А.А. Захарова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с.