Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ДОВЕРИЯ К СЕБЕ И ДРУГИМ

Работа №68607

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы151
Год сдачи2018
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
424
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С
РАЗНЫМ УРОВНЕМ ДОВЕРИЯ К СЕБЕ И ДРУГИМ 8
1.1. Проблема самоактуализации личности в отечественной и
зарубежной психологии 8
1.2. Подходы к изучению феномена доверия в психологии 19
1.3. Личность руководителя как предмет психологического анализа 39
1.4. Роль доверия к себе и другим в процессе самоактулизации
личности руководителя 50
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С
РАЗНЫМ УРОВНЕМ ДОВЕРИЯ К СЕБЕ И ДРУГИМ 53
2.1. Организация и методы исследования 53
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 56
2.3. Программа социально-психологического сопровождения
руководителей с низким уровнем самоактуализации 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность проблемы исследования. Современная социально-экономическая реальность все больше требует от личности руководителя особых психологических навыков, компетенций и сил, которые позволяют реализовать ей собственную траекторию развития. Поэтому изучение проблем индивидуального развития личности руководителя, его личностных ресурсов, потенциалов и особенностей самоактуализации, приобретает все большую актуальность как в общественной дискуссии, так и в научной среде.
Более полувека исследуют самоактуализацию такие зарубежные и отечественные ученые, как А. Ангьял, К. Гольдштейн, И.С. Кон, Е.А. Кроник, Д.А. Леонтьев А. Маслоу, А.В. Петровский, К. Рождерс, Т.П. Скрипкина, В. Франкл, и т.д. Наиболее широкая трактовка этого понятия сформулирована в контексте гуманистических концепций А. Маслоу и К. Роджерса, где под самоактуализацией понимается постоянный творческий процесс развития способностей, способ проживания и реализации личности в процессе жизни. Самоактуализация традиционно рассматривается как потребность, процесс и результат развития личности, важнейший движущий механизм личности, определяющий перспективы ее развития и обуславливающий удовлетворенность жизнью.
В современных исследованиях проблема самоактуализации личности изучается во взаимосвязи с другими психологическими явлениями и феноменами: проявлениями субъектности, жизнестойкости, согласованности «Я-концепции» и др. Главный фокус внимания зарубежных и отечественных исследователей находится в области изучения факторов, которые могут способствовать или затруднять самоактуализацию личности. Здесь авторы выделяют различные внешние аспекты и параметры, влияющие на самоактуализацию: социальная и экономическая ситуация, возраст, гендерные характеристики, профессиональная занятость, национальные особенности и др. Но все больший интерес у исследователей вызывают факторы, которые могут быть отнесены к внутренним субъективным или личностным детерминантам - это самооценка, самоотношение, различные характерологические особенности, специфика эмоциональной сферы и т.д. В ряду личностных факторов, связанных с особенностями самоактуализации, важное место занимает доверие как психологический феномен и черта личности.
Доверие, как одна из наиболее важных координат личности, было выделено представителями гуманистического направления А. Маслоу, К. Роджерсом, которые считали, что психически здоровая личность обладает способностью самораскрытия, умением доверять хотя бы одному близкому человеку.
И.В. Антоненко определяет, что явление доверия - это рефлексивное субъектное образование, которое связано с такими внутриличностными образованиями, как самоуверенность, самоподдержка, самоуважение, самопринятие, саморуководство, интернальность в области достижений. Параметрами доверия к себе являются такие характеристики, как осознание человеком своих потребностей, желаний, интересов, собственных возможностей, а также соотнесение потребностей с возможностями и с содержанием собственных ценностно-смысловых образований [5].
Формирование конструктивных отношений с окружающим миром, по мнению Т.П. Скрипкиной, возможно только при доверии человека к себе и к миру, ибо доверие есть фундаментальное условие взаимодействия человека с миром. Но соотношение уровня доверия к миру и доверия к себе находится в состоянии подвижного равновесия, которое, являясь непостоянным, нарушается. Нарушение этого равновесия вызывает стремление обрести баланс, благодаря чему субъект познает себя и окружающий мир [93]. В работах Т.П. Скрипкиной обозначено, что доверие к себе является условием существования личности как автономного суверенного субъекта активности, способного к постановке и достижению собственных целей [94]. Следовательно, доверие связано с самоактуализацией личности.
Таким образом, в контексте постоянно возникающих новых запросов рынка, большую роль играет соотнесение самоактуализации руководителя, в частности, с доверием к себе и другим, что выступает фактором развития карьеры и становления личности руководителя.
Проблема нашего исследования: каковы особенности самоактуализации личности руководителей с разным уровнем доверия к себе и другим?
Целью исследования является выявление особенностей самоактуализации личности руководителей с разным уровнем доверия к себе и другим.
Объект исследования: самоактуализация личности руководителей.
Предмет исследования: самоактуализация личности руководителей с разным уровнем доверия к себе и другим.
Гипотеза исследования: содержание самоактуализации личности руководителей имеет свои особенности, обусловленные различным уровнем доверия к себе и другим, а именно: у руководителей с высоким уровнем доверия к себе и другим ярко прослеживается - наличие в жизни целей в будущем, гибкость в поведении, способность к быстрому установлению глубоких взаимоотношений.
Тогда как руководителям с низким уровнем доверия к себе и другим свойственна негативная оценка себя, неспособность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, а в некоторых обстоятельствах - антисоциальное поведение.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ по проблеме доверия к себе, другим и самоактуализации личности руководителя в отечественной и зарубежной психологии;
2) изучить содержательные характеристики самоактуализации личности руководителей;
3) исследовать доверие к себе и другим у руководителей;
4) выявить особенности самоактуализации личности руководителей с разным уровнем доверия к себе и другим;
5) разработать программу по социально-психологическому
сопровождению руководителей с низким уровнем самоакуализации.
Методы исследования: организационный (сравнительный), метод сбора эмпирических данных (опросный метод), обработки данных.
Методы математической статистики: Н - критерий Крускала - Уоллиса, %2-критерия, коэффициент корреляции рангов Спирмена.
В качестве методик были использованы следующие:
1) Самоактуализационный тест - САТ (авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз).
2) Рефлексивный опросник уровня доверия к себе Т.П. Скрипкиной;
3) Рефлексивный опросник уровня доверия к другим людям Т.П. Скрипкиной;
4) Методика оценки круга доверительного общения Т.П. Скрипкиной.
Теоретической основой исследования явились работы по проблеме доверия личности А.Б. Купрейченко, Т.П. Скрипкиной; в области изучения самоактуализации - Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, К. Рождерс и др.
База и выборка исследования. Исследование осуществлялось на базе организаций ООО «Газпром трансгаз Москва». Всего в исследовании участвовало 65 мужчин, от 40до 60 лет. Среди них 5 начальников филиалов, 7 главных инженеров, 48 начальников служб, 5 ведущих инженеров.
Практическая значимость результатов исследования связана с возможностью их использования в практике психологического консультирования и коррекционно-развивающей работе с руководителями. Материалы работы могут быть использованы при разработке коррекционно¬развивающих программ, тренингов направленных на развитие
самоактуализации руководителей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация и внедрение результатов исследования проводились на базе организаций
ООО «Газпром трансгаз Москва» Белгородское ЛПУМГ. Разработанные нами рекомендации и программа были переданы в отдел по управлению персоналом ООО «Газпром трансгаз Москва».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение проблемы индивидуального развития личности руководителя, его личностных ресурсов, потенциалов и особенностей самоактуализации, приобретает все большую актуальность как в общественной дискуссии, так и в научной среде, так как позволяют реализовать ей собственную траекторию развития.
Проведенные теоретический анализ позволил нам ряд выводов.
Самоактуализация - это длительный беспрерывный процесс, который подразумевает постоянную вовлеченность в деятельность и развитие своих способностей до максимально возможного уровня. Значимость изучения психологических особенностей развития самоактуализации руководителя состоит в том, что знание собственных ценностно-смысловых ориентаций руководителем позволяет ему более четко наметить стратегию жизненного пути и оценить успехи, достигнутые в ходе ее реализации, что в свою очередь будет способствовать продвижению на пути самоактуализации.
Доверие к себе является условием существования личности как автономного суверенного субъекта активности, способного к постановке и достижению собственных целей. Следовательно, доверие к себе связано с самоактуализацией личности.
С целью выявления особенностей самоактуализации личности руководителей с разным уровнем доверия к себе и другим было проведено эмпирическое исследование, задачами которого выступили:
- исследование доверие к себе и другим у руководителей;
- выявление особенности самоактуализации личности руководителей с разным уровнем доверия к себе и другим.
Эмпирическое исследование позволило нам и сделать следующие выводы.
Руководителям, которым присущ высокий уровень доверия, имеют и высокий уровень доверия к себе, превалирующими являются выраженные коммуникативные способности, которые обеспечивают эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе выстраивания доверительных взаимоотношений, а также связано со способностью переживать происходящие моменты жизни во всей их полноте. Руководителям этой группы комфортно находится в размышлениях о себе, в общении с близкими и новыми людьми, доверяя себе в различных областях жизнедеятельности и гибко приспосабливаясь к любой окружающей обстановке.
Для большинства испытуемых руководителей с низким уровнем самоактуализации доверяют себе в умении выстраивать взаимоотношения с родителями, в умении налаживать взаимоотношения с детьми, то есть свойственно доверять себе в организации взаимоотношений с членами своей семьи, в близком круге общения. Выявленные статистически значимые различия позволили нам подтвердить выдвинутое нами предположение, о том, что уровень доверия к себе различен у руководителей при разном уровне развития самоактуализации. Так, руководителям со средним уровнем самоактуализации характерен более высокий уровень доверия к себе в выборе своего профессионального пути, в выстраивании отношений с противоположным полом и проведении досуга. Руководители с высоким уровнем самоактуализации имеют высокий уровень доверия во всех сферах жизнедеятельности. У них наблюдается наиболее высокий уровень доверия к себе в профессиональной, интеллектуальной сфере, в налаживании отношений с близкими людьми, противоположным полом и коллегами. У руководителей с низким уровнем самоактуализации выше оценка доверия к себе во взаимоотношениях с ближайшим социальным окружением.
Таким образом, наша гипотеза, о том, что содержание самоактуализации личности руководителей имеет свои особенности, обусловленные различным уровнем доверия к себе и другим, а именно: у руководителей с высоким уровнем доверия ярко прослеживается - наличие в жизни целей в будущем, гибкость в поведении, способность к быстрому установлению глубоких взаимоотношений; тогда как руководителям с низким уровнем доверия свойственна негативная оценка себя, неспособность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, а в некоторых обстоятельствах - антисоциальное поведение, подтвердилась.
По результатам исследования нами была разработана программа для психологов-практиков по социально-психологическому сопровождению руководителей с низким уровнем самоактуализации.
Также стоит отметить, что практическая значимость результатов исследования связана с возможностью их использования в практике психологического консультирования и коррекционно-развивающей работе с руководителями. Материалы работы могут быть использованы при разработке коррекционно-развивающих программ, тренингов направленных на развитие самоактуализации руководителей.
Перспективными направлениями дальнейшего исследования доверия к себе, другим и самоактуализации, может быть изучение их специфики в контексте гендерных особенностей группах, отличающихся по уровню интересов и ценностных ориентаций, устойчивости и адекватности самоотношения.


1. Абдуллина А.Г. К вопросу о доверии к людям: взгляд студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 1. - С. 123.
2. Абульханова-Славская К.А. Представления личности об
отношении к ней значимых других // Психологический журнал. - 2001. - № 5.
- С. 38-47.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - 338 с.
4. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект. Пресс, 2000. - 288 с.
5. Антоненко И.В. Доверие: социально-психологический феномен: монография / И. В. Антоненко; Гос. ун-т управления. - Москва: Социум, 2004.
- 319 с.
6. Антоненко И.В. Социально-психологическая концепция доверия. - М.: Флинта, Наука, 2006. - 480 с.
7. Астанина Н.Б. История развития представлений о доверии в отечественной психологии // Молодые ученые - московскому образованию: Материалы городской научно-практической конференции. - М., 2009. - 407 с.
8. Астанина Н.Б. Особенности феномена доверия у
несовершеннолетних правонарушителей мужского пола: Автореф. дис. канд. наук. - М., 2011. - 23 с.
9. Астанина Н.Б. Развитие представлений о доверии как психологическом феномене в зарубежной науке // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2010. - № 1. - С. 139-143.
10. Ахтулов А.Л., Гегедивш И.П. Доверие как феномен социальной реальности // Омский научный вестник. - 2014. - № 4. - С. 32-36.
11. Барановский М.В. Феномен доверия в современных социологических исследованиях // Власть. - 2013. - № 6. - С. 134-137.
12. Барсукова С.А., Румянцев Д.С. Проблема управленческих способностей в психологии // Традиционное, современное и переходное в условиях модернизации российского общества сборник статей XII Всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - С. 10-13.
13. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.
14. Билличенко Е.Н. Доверие к себе как фактор самоактуализации личности // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 9. - С. 92 - 93.
15. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: МГУ, 1982. - 199 с.
16. Большаков Н.А., Санталов Р.Д., Михалев Н.С. Эффективное общение руководителя с подчиненными на основе психологии личности // Наука и инновации в современных условиях. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 5 частях. - 2016. - С. 184-186.
17. Бычков П.А. Доверие и ценности как предмет психолого-политического исследования // Материалы научной конференции. - СПб., 2010. - С. 21 - 24.
18. Василенко А.Ю. Самоактуализация личности как фактор профессиональной вовлеченности субъекта // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2017. - № 1. - С. 83-86.
19. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. - М.: Международная педагогическая академия, 2001. - 167 с.
20. Веселов Ю.В. Проблема доверия в экономической науке и экономической социологии// Экономика и социология доверия. - СПб.: Социол. об-во им. М.М. Ковалевского, 2004. - С. 62-75.
21. Гамова Е.Б. Профессионализм и управленческие установки руководителя // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2017. - № 46-2. - С. 49-58.
22. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 1988. - №2. - С. 33-35.
23. Глушко И.В. Социальное доверие в контексте межличностных отношений // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 2. - С. 213-216.
24. Глушко И.В. Социальное доверие в контексте межличностных отношений// Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 2. - С. 213-216.
25. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987. - 175 с.
26. Голубь О.В. Доверие к себе как внутриличностное образование старших подростков: автор. дисс. канд. псих. наук. - Ростовский государственный университет. - Ростов-на-Дону, 2004. - 24 с.
27. Гульчевская Н.Е. Доверие как условие конструктивного внедрения инноваций в образовательный процесс // Доверие в социально¬психологическом взаимодействии: Коллективная монография / Под ред. Т.П. Скрипкиной. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ. - 2006. - С. 157-161.
28. Гуриева С.Д., Бориса М.М. Доверие как социально¬психологическое явление // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. - 2014. - № 4. - С 126 - 136.
29. Гуриева С.Д., Борисова М.М. Формирование социальных представлений о доверии в подростковом возрасте//Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2017. - Т. 8. - № 2. - С. 20-39.
30. Дагбаева С.Б. Становление системы ценностных ориентаций личности в процессе этнической социализации // Вестник Кемеровского государственного университета. - Выпуск № 1-1 (61). - 2015. - С. 116-123.
31. Дмитриковский А.В. Проблема влияния социально¬
психологических факторов на эффективность деятельности руководителя в отечественной и зарубежной социальной психологии // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2016. - № 3. - С. 47-53.
32. Ермакова Н.А. Психологические особенности становления
доверия к себе в юношеском возрасте: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 -
педагогическая и возрастная психология. - Национальный университет имени М.П. Драгоманова, Киев. - 2008. - 160 с.
33. Ерошин Д.А. Количественная оценка уровня доверия: проблемы и перспективы // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2011. - № 4. - С. 108-110.
34. Жбанков А.Б. Доверие как фактор безопасность // Власть. - 2010.
- № 8. - 19 - 21.
35. Журавлева Л.А. Половые различия в типах доверия личности к
другим людям // Зависимость, ответственность, доверие: в поисках субъектности: Материалы Международной научно-практической
конференции. - М.: Ижевск, 2004. - С. 26-42.
36. Журавлева Л.А. Связь общительности личности и доверия к людям: Автореф. дис. ... канд. наук. - М., 2004. - 18 с.
37. Журавлева Л.А. Особенности доверия и недоверия у студентов экономических вузов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2014. - № 3. - С. 60-65.
38. Зинченко В.П. Психология доверия // Вопросы философии. - 1998.
- № 7. - С. 76-93.
39. Зинченко В.П. Психология доверия. - 2-е исправленное и
дополненное издание. - Самара: Издательство СИОКПП, 2001. - 104 с.
40. Ильин Е.П. Психология доверия. - СПб.: Питер, 2013. - 288 с.
41. Калмыкова О.И. Соотношение психологической дистанции и доверия в психологии личности // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития. - Ставрополь, 2001. - С. 123-128.
42. Каращук Л.Н. Этапы становления проблемы доверия в историческом контексте // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2015. - № 1. - С. 18-20.
43. Кикоть А.С. Доверие к себе как субъектное образование личности // Научный потенциал. - 2013. - №4. - С. 96-99.
44. Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. - М.:
Политиздат, 1989. - 255 с.
45. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967. - 156 с.
46. Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. - М., 1988. - 80 с.
47. Королев Л.М. Психология управления. - М., 2017. - 354 с.
48. Кравченко В.Г. Психология и стиль работы руководителя // Культура и время перемен. - 2014. - № 2 (5). - С. 96-106.
49. Крамаренко Н.С. Доверие в процессе самореализации личности(постановка проблемы) // Вестник Университета Российской академии образования. - 2010. - № 5. - С. 111-114.
50. Крамаренко Н.С. Доверие как детерминанта самореализации в системе взаимодействия человека и мира // Вестник Университета Российской академии образования. - 2011. - № 5. - С. 75-79.
51. Крамаренко Н.С. Постановка проблемы доверия к себе в процессе самореализации личности // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 1. - С. 219 - 223.
52. Крищенко Е.П. Доверие как фактор формирования самоотношения у студентов первокурсников // Психология обучения. - 2012. - № 9. - С. 101-112.
53. Купрейченко А.Б. Доверие и недоверие - общие и специфические психологические характеристики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2008. - №2. - С. 46-53.
54. Купрейченко А.Б. Индивидуальные особенности межличностного доверия // Психология управления в современной России: материалы научной конференции. - Тверь: Изд-во «Альба». - 2001. - С. 66-68.
55. Купрейченко А.Б. Критерии доверия и недоверия личности другим людям // Психологический журнал. - 2007. - № 2. - С. 55-67.
56. Купрейченко А.Б. Уважение/неуважение и доверие/недоверие как основания категоризации личностью социального окружения // Ученые записки ИМЭИ. -2012. - № 1. - С. 73-86.
57. Леонова И.Ю. Влияние межличностного доверия на восприятие «другого» в конфликте // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2015. - № 1. - С. 43-49.
58. Леонова И.Ю. Доверие: понятие, виды и функции // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2016. - № 2. - С. 34-41.
59. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 252 с.
60. Леонтьев А.Н. Формирование личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 166-178.
61. Леонтьев Д. Гуманистическая психология как социокультурное явление // Психология с человеческим лицом. - М., 1997. - Леонтьев (1997-I). - 244 с.
62. Леонтьев Д. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. - 1987. - № 3. - С.150-158.
63. Леонтьев Д. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. - 1987. - № 2. - С.141-143.
64. Мальцева А.П. Полноценное доверие: понятие, проблема,
методика формирования // Власть. - 2014. - № 7. - С. 15-119.
65. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - М., 1997. - 138 с.
66. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб. Изд-во Евразия, 1999. - 115 с.
67. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл,
1999. - 424 с.
68. Маслоу А. Психология бытия. - М., 1996. - 112 с.
69. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. - М.,1982. -118 с.
70. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к Действительности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М., 1982. - 35 - 38 с.
71. Надирашвили Ш.А. Установка и деятельность. - Тбилиси, 1987. - 361с.
72. Немов Р.С. Психология: в 2 т. - М., 1994. - Т.2. - 576 с.
73. Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 270 с.
74. Пасечко Л.А., Костерина И.В., Селифонова Т.Н.
Самоактуализация личности как феномен зарубежной и отечественной гуманитарной науки // Социально-экономические проблемы инновационного развития материалы VI Международной научно-практической конференции преподавателей, научных работников и специалистов / Ответственный за выпуск: В.В. Сыроижко. - 2017. - С. 317-323.
75. Перлз Ф. Практика гештальттерапии. - М.: Ин-т
общегуманитарных исследований, 2001. - 480 с.
76. Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история: элементарное
социально-психологическое явление и его трансформация в развитии человечества // История и психология. - М., 1971. - С.7-35.
77. Почебут Л.Г. Социальный капитал общества и доверие людей друг // Ананьевские чтения - 2011: Социальная психология и жизнь: Материалы научной конференции. - СПб., 2011. - С. 25-27.
78. Почебут Л.Г. Социальная биология доверия // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2014. - № 1. - С. 81 - 83.
79. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М., 1982. - 288 с.
80. Психология общения и доверия: методология, теория, практика Сборник материалов Международной конференции / Под редакцией Т.П. Скрипкиной. - 2014. - 777 с.
81. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1987. - 240 с.
82. Пухарева Т.С. Особенности доверия к себе и к другому у студентов юридического факультета: дисс....канд. психол. наук: 19.00.07. - Ростов-на-Дону. - 2011. - 160 с.
83. Пушкина Т.Д., Бугаян С.А. Роль психологии в построении взаимоотношений руководителя с подчиненным // Экономика и социум. - 2015. - № 6-1 (19). - С. 660-662.
84. Расторгуева Е.Н. К определению самоактуализации // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 114-121.
85. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. - М., 1997. - 288 с.
86. Ромашкин Г.С. Доверие в российском обществе: экономико-социологический анализ: Автореф. дис. ... канд. наук. / Г.С. Ромашкин. - Тюмень, 2011. - 25 с.
87. Ромек В. «Тренинг уверенности в межличностных отношениях». - СПб.: Речь, 2002. - 175 с.
88. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
89. Рутковский Б.А. Понятие доверия в марксисткой этики: Дис...канд. филос. наук. - Киев, 1967. - 23 с.
90. Сафонов В.С. Особенности доверительного общения. Автореф. дис. канд. псих. наук. - М., 1978. - 21 с.
91. Селигмен А. Проблема доверия: перевод с англ. И.И. Мюрберг, Л.В. Соболевой. - М.: Идея-Пресс, 2002. - 256 с.
92. Скрипкина Т.П. Доверие и толерантность. Существуют ли границы? // Межкультурный диалог. Исследования и практика. - М., 2004. - С. 9-17.
93. Скрипкина Т.П. Доверие к миру как фундаментальное условие толерантности. - Ростов н/Д, 2002. - 158 с.
94. Скрипкина Т.П. Доверие к себе как условие развития личности // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 95-103.
95. Скрипкина Т.П. Доверие как социально-психологическое
явление: Автореф. дис. ... д-ра наук. - Ростов н/Д,1998. - 44 с.
96. Скрипкина Т.П. Категория доверия в социальных науках. Основные положения концепции социального капитала // Доверие в социально-психологическом взаимодействии: Коллективная монография / Под ред. Т. П. Скрипкиной. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. - С. 51-56.
97. Скрипкина Т.П. Доверие в малой группе: межличностное, микрогрупповое, групповое // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2006. - №26. - С. 37-40.
98. Скрипкина Т.П. Доверие как фактор развития субъектности в онтогенезе: монография. - М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. Автономное образовательное учреждение высш. Проф. Образования «Южный федеральный ун-т». - Ростов н/Д, 2010. - 328 с.
99. Соколков Е.А. Психология управленческого риска в деятельности руководителя // Гуманитарные науки и образование в Сибири. - 2014. № 2 (14). - С. 26-34.
100. Соловых О.В. О теоретических аспектах самоактуализации личности // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 6 (125). - С. 25-31.
101. Степкин Ю.П. Исследование авторитета личности как социально-психологического явления: Дис. ... канд. психол. наук. - Л:, 1976. - 23 с.
102. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д: «Феникс»,
2000. - 672 с.
103. Табхарова С.П. Взаимосвязь доверия и недоверия личности другим людям с отношением к соблюдению нравственных норм делового поведения: Автореф. дис. ... канд. наук. - М., 2008. - 24 с.
104. Татьянина Л.Г. Личностные детерминанты доверия в общении // Ананьевские чтения: Социальная психология и жизнь: Материалы научной конференции. - СПб., 2011. - 44 с.
105. Терелянская И.В. Доверие как составляющая социальной креативности подростков // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы. - М., 2010. - С. 646-650.
106. Тишкова Н.Ю. Доверие как феномен жизненного мира: Автореф. дис. . канд. наук. - Владивосток. -2002. - 24 с.
107. Тылец В. Г. Критерии доверия и недоверия личности в деловых и личностных отношениях // Материалы IV Всероссийского съезда РПО. - М., 2007. - 246 с.
108. Фатхи О.Г. Доверие как фактор повышения адаптационных возможностей в экстремальных ситуациях: Автореф. дис. ... канд. наук. - Ростов н/Д, 2003. - 24 с.
109. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно¬
содержательные характеристики процесса развития личности: избр. труды. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2004. - 672 с.
110. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. - М.: Изд- во Прогресс, 1990. - 368 с.
111. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. - М., 2004. - 732 с.
112. Хабиева Э.Р. Доверие к себе как отраженное самоотношение // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. - 2014. - № 1. - С. 133-136.
113. Хаернасова Э.Ф., Зиганшина Г.Х. О доверии как психологическом феномене // Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3 частях. - М.: ООО «АР-Консалт», 2015. - С. 153-157.
114. Шадриков В.Д. Деятельности и способности. - М: Изд. Корпрорация «Логос»,1994. - 320 с.
115. Шейгал Е.И. Параметры доверительного общения // Человек в коммуникации: аспекты исследований: Сб. статей. - Волгоград, 2005. - С.133-136.
116. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. - М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2008. - 192 с.
117. Штомпка П. Доверие в эпоху глобализма // Социология и социальная политика. - 2006. - № 4. - С. 8-15.
118. Щербакова О.И., Бадмаева С.В. Самоактуализация личности в различных возрастных группах // Горизонты зрелости. Сборник научных статей / Редакторы: Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. - М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2017. - С. 31-38.
119. Эриксон Э.Г. Детство и общество. - СПб., 1991. - 592 с.
120. Юнг К.Г. Психологические типы / Под ред. В. Зеленского. Пер. с нем. С. Лорие. - СПб.: Азбука, 2001. - 720 с.
121. Яхонтова Е.С. Доверие как базовая ценность компании и инструмент управления персоналом // Современное управление. - 2003. - № 11. - С. 27-32.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ