КЕСАРИЯ ПАЛЕСТИНСКАЯ В III - V ВВ. Н.Э.
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КЕСАРИЯ: ТОПОГРАФИЯ, ГОРОД, ОБЩИНА 16
1.1. Географическое положение и историко - топографическое описание
города 16
1.2. Город в системе провинциального управления 24
1.3. Эволюция городского самоуправления 33
ГЛАВА II. КЕСАРИЯ: НАСЕЛЕНИЕ И КОНФЕССИИ 39
11.1. Языческая община 39
11.2. Еврейская община 47
11.3. Христианская община 56
11.4. Община самаритян 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. КЕСАРИЯ: ТОПОГРАФИЯ, ГОРОД, ОБЩИНА 16
1.1. Географическое положение и историко - топографическое описание
города 16
1.2. Город в системе провинциального управления 24
1.3. Эволюция городского самоуправления 33
ГЛАВА II. КЕСАРИЯ: НАСЕЛЕНИЕ И КОНФЕССИИ 39
11.1. Языческая община 39
11.2. Еврейская община 47
11.3. Христианская община 56
11.4. Община самаритян 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Одной из самых обсуждаемых и актуальных в исторической литературе проблем на настоящий момент является
период поздней античности и ранней Византии в различных его проявлениях.
Определяется это, прежде всего тем, что эта эпоха представляет собой очень
сложное время кардинальных трансформаций и изменений во всех сферах
жизнедеятельности общества. Прежде всего, он важен с точки зрения понимания механизмов трансформации античного общества в средневековое. Во
многом носителями позднеантичной культуры в этот период выступали города, в том числе провинциальные. Одним из таких городов является Кесария Палестинская. Однако, судьба этого города в позднеримский и ранневизантийский периоды практически не изучена ни в отечественной, ни в зарубежной историографии. Проблема находится в том, что большинство ученых-историков, ведя речь о Византийской провинции Палестина, в числе
крупнейших городов называют и Кесарию, вместе с тем ни кто из них так и
не предпринял попытку всестороннего определения роли Кесариии в политической, экономической, культурной или религиозной жизни региона в указанный период.
Источниковая база исследования. Работа опирается на широкий круг
источников: письменных, археологических, эпиграфических. Письменные
источники можно классифицировать по хронологическому и жанровую
принципу. Наиболее ранними среди них являются труды Иосифа Флавия
«Иудейские древности» и «Иудейская война»1, в которых изложена история
евреев от сотворения мира до Иудейской войны. Хотя данные истории были
написаны ранее описываемых нами событий, в них содержаться ценные сведения об истории города и процессах, которые повлияли на его развитие в
дальнейшем.
1 См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности в 2 т. / Пер. Г. Г. Генкеля. СПб., 1900. Т. 1. 717 с.; Т. 2. 420 с.;
Иосиф Флавий. Иудейская война. / Пер. с древнегреч. М. Финкельберг и А. Вдовиченко. М., 1992. 522 с.4
Как столица провинции и городской центр, Кесария была упомянута
время от времени римскими писателями. Среди них следует особо выделить
труд Аммиана Марцеллина «Римская история»2, сохранившаяся часть исторического труда (книги XIV—XXXI) охватывает период 353—378 годов. Как
типичный представитель античной историографии, при написании своего
труда Аммиан придерживался веками складывавшихся традиций. Одной из
них являлось введение в исторические произведения экскурсов — отступлений от основной темы повествования, в подобным экскурсах географо – эногеографического характера мы содержится несколько замечаний и описаний
о Кесарии и ее жителях.
Следующим автором, в трудах которого проливается свет на историю
Кесарии является Евнапий, написавший историческую хронику, прослеживающую события до начала V века, а также трактат «Жизни философов и софистов»3, который представляет собой собрание биографий знаменитейших
философов и софистов конца III—IV веков. Описание города так же представлено в анонимном географическом трактате автора IV в. «Expositio totius
Mundi et Gentium».
Благодаря известности местной христианской общины христианские
источники преобладают при изучении города. Наиболее информативными в
отношении III века являются труды Оригена. Он провел большую часть последних двадцати лет своей жизни (230-250 гг.) в Кесарии, где он написал
многие из своих комментариев, проповедей, писем, увещеваний к мученичеству, небольших трактатов о молитве, Против Цельса, и его величайшего со-
2 См.: Аммиан Марцеллин. Римская история. / Пер. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни под ред. Л. Ю. Лукомского. СПб., 1994. 558 с.
3 См.: Евнапий. Жизни философов и софистов. / Пер. с греч. Е. В. Дарк и М. Л. Хорькова. // Римские историки IV века. М., 1997. 384 с.
4 См.: Анонимный географический трактат «Полное описание вселенной и народов» // Византийский временник. Т. 8. М., 1956. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL.:
http://krotov.info/acts/04/2/346opisanie.htm
5 См.: Ориген. Против Цельса [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL.:
https://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_celsa/5
чинения - Гексапла. Эти источники, в частности, его проповеди, содержат
много информации о городе и деятельности местной христианской общины.
Многие труды Оригена изданы в сборнике «Patrologia Graeca», который был
издан в 1857—1866 годах в Католической типографии Миня.
Не менее важны сочинения Евсевия Кесарийского – уроженца изучаемого города и его епископа, родоначальника жанра церковной истории. Хронологически жизнь и активная деятельность Евсевия относится еще к периоду поздней античности, однако его работы содержат в себе уже основы нового, христианского, средневекового мировосприятия. Его «Церковная история» посвященная событиям христианского мира до 324 года содержит многочисленные ссылки на местную христианскую общину. К этому источнику
примыкает небольшая работа об истории мучеников: «Книга о палестинских
мучениках» - представляет собой драматический рассказ о страданиях, перенесенных христианами Палестины и Кесарии, в частности, во время гонений
Диоклетиана, проливает свет на состояние местной церкви в изучаемое время.
Кроме того, присутствие Оригена и Евсевия обращали к городу студентов и ученых, в результате чего Кесария часто упоминается также и другими
авторами. Следует также назвать Иеронима Стридонского, его «Хроника», в
которой он излагает события всемирной истории, начиная с «сотворения мира», основываясь на «Хронике» Евсевия Кесарийского с дополнениями, содержит материалы касающиеся Кесарии.
период поздней античности и ранней Византии в различных его проявлениях.
Определяется это, прежде всего тем, что эта эпоха представляет собой очень
сложное время кардинальных трансформаций и изменений во всех сферах
жизнедеятельности общества. Прежде всего, он важен с точки зрения понимания механизмов трансформации античного общества в средневековое. Во
многом носителями позднеантичной культуры в этот период выступали города, в том числе провинциальные. Одним из таких городов является Кесария Палестинская. Однако, судьба этого города в позднеримский и ранневизантийский периоды практически не изучена ни в отечественной, ни в зарубежной историографии. Проблема находится в том, что большинство ученых-историков, ведя речь о Византийской провинции Палестина, в числе
крупнейших городов называют и Кесарию, вместе с тем ни кто из них так и
не предпринял попытку всестороннего определения роли Кесариии в политической, экономической, культурной или религиозной жизни региона в указанный период.
Источниковая база исследования. Работа опирается на широкий круг
источников: письменных, археологических, эпиграфических. Письменные
источники можно классифицировать по хронологическому и жанровую
принципу. Наиболее ранними среди них являются труды Иосифа Флавия
«Иудейские древности» и «Иудейская война»1, в которых изложена история
евреев от сотворения мира до Иудейской войны. Хотя данные истории были
написаны ранее описываемых нами событий, в них содержаться ценные сведения об истории города и процессах, которые повлияли на его развитие в
дальнейшем.
1 См.: Иосиф Флавий. Иудейские древности в 2 т. / Пер. Г. Г. Генкеля. СПб., 1900. Т. 1. 717 с.; Т. 2. 420 с.;
Иосиф Флавий. Иудейская война. / Пер. с древнегреч. М. Финкельберг и А. Вдовиченко. М., 1992. 522 с.4
Как столица провинции и городской центр, Кесария была упомянута
время от времени римскими писателями. Среди них следует особо выделить
труд Аммиана Марцеллина «Римская история»2, сохранившаяся часть исторического труда (книги XIV—XXXI) охватывает период 353—378 годов. Как
типичный представитель античной историографии, при написании своего
труда Аммиан придерживался веками складывавшихся традиций. Одной из
них являлось введение в исторические произведения экскурсов — отступлений от основной темы повествования, в подобным экскурсах географо – эногеографического характера мы содержится несколько замечаний и описаний
о Кесарии и ее жителях.
Следующим автором, в трудах которого проливается свет на историю
Кесарии является Евнапий, написавший историческую хронику, прослеживающую события до начала V века, а также трактат «Жизни философов и софистов»3, который представляет собой собрание биографий знаменитейших
философов и софистов конца III—IV веков. Описание города так же представлено в анонимном географическом трактате автора IV в. «Expositio totius
Mundi et Gentium».
Благодаря известности местной христианской общины христианские
источники преобладают при изучении города. Наиболее информативными в
отношении III века являются труды Оригена. Он провел большую часть последних двадцати лет своей жизни (230-250 гг.) в Кесарии, где он написал
многие из своих комментариев, проповедей, писем, увещеваний к мученичеству, небольших трактатов о молитве, Против Цельса, и его величайшего со-
2 См.: Аммиан Марцеллин. Римская история. / Пер. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни под ред. Л. Ю. Лукомского. СПб., 1994. 558 с.
3 См.: Евнапий. Жизни философов и софистов. / Пер. с греч. Е. В. Дарк и М. Л. Хорькова. // Римские историки IV века. М., 1997. 384 с.
4 См.: Анонимный географический трактат «Полное описание вселенной и народов» // Византийский временник. Т. 8. М., 1956. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL.:
http://krotov.info/acts/04/2/346opisanie.htm
5 См.: Ориген. Против Цельса [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL.:
https://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_celsa/5
чинения - Гексапла. Эти источники, в частности, его проповеди, содержат
много информации о городе и деятельности местной христианской общины.
Многие труды Оригена изданы в сборнике «Patrologia Graeca», который был
издан в 1857—1866 годах в Католической типографии Миня.
Не менее важны сочинения Евсевия Кесарийского – уроженца изучаемого города и его епископа, родоначальника жанра церковной истории. Хронологически жизнь и активная деятельность Евсевия относится еще к периоду поздней античности, однако его работы содержат в себе уже основы нового, христианского, средневекового мировосприятия. Его «Церковная история» посвященная событиям христианского мира до 324 года содержит многочисленные ссылки на местную христианскую общину. К этому источнику
примыкает небольшая работа об истории мучеников: «Книга о палестинских
мучениках» - представляет собой драматический рассказ о страданиях, перенесенных христианами Палестины и Кесарии, в частности, во время гонений
Диоклетиана, проливает свет на состояние местной церкви в изучаемое время.
Кроме того, присутствие Оригена и Евсевия обращали к городу студентов и ученых, в результате чего Кесария часто упоминается также и другими
авторами. Следует также назвать Иеронима Стридонского, его «Хроника», в
которой он излагает события всемирной истории, начиная с «сотворения мира», основываясь на «Хронике» Евсевия Кесарийского с дополнениями, содержит материалы касающиеся Кесарии.
Проведенное в выпускной квалификационной работе исследование
имело основной целью комплексное изучение проблем, связанных с жизнью
города Кесария, расположенного в Палестине в III – V вв. н.э. В соответствии
с задачами исследования, в первой главе были рассмотрены вопросы топографии города, его место в провинциальном управлении империей и аспекты
городского самоуправления в его пределах.
Кесария Палестинская в III – V вв. представляла собой крупный городской центр, находившийся на средиземноморском побережье Палестины. В
географическом и экономическом делении региона Кесария включалась в
наиболее развитую прибрежную зону.
Археологическое исследование Кесарии Палестинской началось со
второй половины прошлого столетия. Исследованиями здесь руководили такие ученые как Дж. Ори, М. Ави-Йона, А. Фрова, А. Негев, Э. Линк, К. Холум. За длительный период изучения города накоплен значительный материал, позволяющий судить об экономической, социальной и политической
жизни Кесари. Важнейшими археологическими памятниками города являются портовая гавань, храм Августа, Акведуки, театр, ипподром и дворец губернатора. В настоящее время Кесарию продолжают активно археологически
исследовать, хотя сегодня только 15% территории городища находится внутри позднеантичных стен и доступно для раскопок.
Главное в существовании города в III – V вв. определялось административным фактором. Статус метрополии, столицы провинции, положение
крупнейшего города Палестины и сохранение муниципальной организации
делало Кесарию местом сохранения античных традиций. Город никогда в период римского и византийского владычества не лишался столичных прав. На
рубеж III – IV веков приходится пик расцвета города, когда он является столицей объединенной провинции Сирия Палестина. Политическое значение
Кесарии несколько пострадало в середине IV века, когда Палестина была
разделена на две провинции, а в начале V века на три.
В городе располагалась провинциальная администрация. Возглавляет
ее наместник, позднее эта должность стала именоваться президом. Он осуществлял управление провинцией, обладал фискальной, судебной, и административной властью на ее территории. Кроме того, Кесария в этот период является резиденцией верховного суда в провинции.
Изучаемый нами период в истории Кесарии Палестинской, показателен
в плане устойчивости античного муниципального самоуправления в городе.
В этот период оно еще не сломлено государственным этатизмом, хотя определенные предпосылки этого процесса уже существуют и активно развиваются. На примере Кесарии прослеживаются черты распада античного полисного строя и элементы феодализации политической организации ранневизантийского города.
Задача второй главы заключалась в изучении этноконфессиональной
структуры города в изучаемый период. Удалось установить, что в III – V вв.
в городе складывается уникальная для данного региона ситуация: в его пределах проживают четыре отдельные этноконфессиональные группы: язычники, евреи, христиане и самаритяне. Особо следует подчеркнуть, что начиная
с III века, общины становятся сопоставимыми по размерам и влиянию, хотя
для каждой из них можно проследить ее присутствие на самых ранних этапах
истории города.
Одной из самых древних в городе является община язычников. Не
смотря на некоторый упадок языческой религии в связи с распространением
христианства, в Кесарии Палестинской в изучаемый нами период, мы не можем отнести языческое сообщество к второстепенным. Даже признавая определенную апатию язычников к официальным культам, многие языческие
учреждения вполне активно существовали. Примечательно так же, что жители города в III – V вв. были эллинизированы, как внешне (язык, платье, манеры и т.д.), так и внутренне путем участия в этих учреждениях. Это свидетельствует о сохраняющейся энергии и привлекательности многих аспектов
языческой жизни. Таким образом, в III - IV веке языческая жизнь в Кесарии,
продолжает процветать, несмотря на усиление других крупных общин.
имело основной целью комплексное изучение проблем, связанных с жизнью
города Кесария, расположенного в Палестине в III – V вв. н.э. В соответствии
с задачами исследования, в первой главе были рассмотрены вопросы топографии города, его место в провинциальном управлении империей и аспекты
городского самоуправления в его пределах.
Кесария Палестинская в III – V вв. представляла собой крупный городской центр, находившийся на средиземноморском побережье Палестины. В
географическом и экономическом делении региона Кесария включалась в
наиболее развитую прибрежную зону.
Археологическое исследование Кесарии Палестинской началось со
второй половины прошлого столетия. Исследованиями здесь руководили такие ученые как Дж. Ори, М. Ави-Йона, А. Фрова, А. Негев, Э. Линк, К. Холум. За длительный период изучения города накоплен значительный материал, позволяющий судить об экономической, социальной и политической
жизни Кесари. Важнейшими археологическими памятниками города являются портовая гавань, храм Августа, Акведуки, театр, ипподром и дворец губернатора. В настоящее время Кесарию продолжают активно археологически
исследовать, хотя сегодня только 15% территории городища находится внутри позднеантичных стен и доступно для раскопок.
Главное в существовании города в III – V вв. определялось административным фактором. Статус метрополии, столицы провинции, положение
крупнейшего города Палестины и сохранение муниципальной организации
делало Кесарию местом сохранения античных традиций. Город никогда в период римского и византийского владычества не лишался столичных прав. На
рубеж III – IV веков приходится пик расцвета города, когда он является столицей объединенной провинции Сирия Палестина. Политическое значение
Кесарии несколько пострадало в середине IV века, когда Палестина была
разделена на две провинции, а в начале V века на три.
В городе располагалась провинциальная администрация. Возглавляет
ее наместник, позднее эта должность стала именоваться президом. Он осуществлял управление провинцией, обладал фискальной, судебной, и административной властью на ее территории. Кроме того, Кесария в этот период является резиденцией верховного суда в провинции.
Изучаемый нами период в истории Кесарии Палестинской, показателен
в плане устойчивости античного муниципального самоуправления в городе.
В этот период оно еще не сломлено государственным этатизмом, хотя определенные предпосылки этого процесса уже существуют и активно развиваются. На примере Кесарии прослеживаются черты распада античного полисного строя и элементы феодализации политической организации ранневизантийского города.
Задача второй главы заключалась в изучении этноконфессиональной
структуры города в изучаемый период. Удалось установить, что в III – V вв.
в городе складывается уникальная для данного региона ситуация: в его пределах проживают четыре отдельные этноконфессиональные группы: язычники, евреи, христиане и самаритяне. Особо следует подчеркнуть, что начиная
с III века, общины становятся сопоставимыми по размерам и влиянию, хотя
для каждой из них можно проследить ее присутствие на самых ранних этапах
истории города.
Одной из самых древних в городе является община язычников. Не
смотря на некоторый упадок языческой религии в связи с распространением
христианства, в Кесарии Палестинской в изучаемый нами период, мы не можем отнести языческое сообщество к второстепенным. Даже признавая определенную апатию язычников к официальным культам, многие языческие
учреждения вполне активно существовали. Примечательно так же, что жители города в III – V вв. были эллинизированы, как внешне (язык, платье, манеры и т.д.), так и внутренне путем участия в этих учреждениях. Это свидетельствует о сохраняющейся энергии и привлекательности многих аспектов
языческой жизни. Таким образом, в III - IV веке языческая жизнь в Кесарии,
продолжает процветать, несмотря на усиление других крупных общин.



