ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение
Глава
1. Теоретические аспекты проблемы формирования
исследовательских умений младших школьников в процессе проектной деятельности
1.1. Особенности формирования исследовательских умений в
младшем школьном возрасте
1.2. Организация проектной деятельности младших
школьников
1.3. Педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников в процессе проектной деятельности
Глава
2. Экспериментальная работа по формированию
исследовательских умений младших школьников в процессе реализации творческих проектов
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности
исследовательских умений младших школьников
2.2. Организация творческих проектов во внеурочной деятельности как условие формирования исследовательских умений младших школьников
2.3. Анализ экспериментальной работы по формированию
исследовательских умений младших школьников
Заключение
Библиографический список
Приложения
Глава
1. Теоретические аспекты проблемы формирования
исследовательских умений младших школьников в процессе проектной деятельности
1.1. Особенности формирования исследовательских умений в
младшем школьном возрасте
1.2. Организация проектной деятельности младших
школьников
1.3. Педагогические условия формирования исследовательских умений младших школьников в процессе проектной деятельности
Глава
2. Экспериментальная работа по формированию
исследовательских умений младших школьников в процессе реализации творческих проектов
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности
исследовательских умений младших школьников
2.2. Организация творческих проектов во внеурочной деятельности как условие формирования исследовательских умений младших школьников
2.3. Анализ экспериментальной работы по формированию
исследовательских умений младших школьников
Заключение
Библиографический список
Приложения
В условиях социально-экономической жизни современного общества
возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро
адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению
проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником
социального и духовного развития страны, что потребует от него
самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе,
в вузе и на протяжении всей жизни (Усанина, 2011, 13).
В Концепции модернизации общего образования отмечается, что
сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у
учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеучебных умений,
универсальных компетенций, функциональной грамотности и социальнозначимых качеств научного мировоззрения, чувства ответственности,
организованности (Семенова, 2007). Изменения, произошедшие в последние
годы в практике начального образования и диктуемые реализацией ФГОС не
оставили без изменений ни одну сторону деятельности младшего школьника.
Стандарт начального общего образования определил качественно новую
личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной
школы, призванную обеспечить достижения следующих целей:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса
к учению, формирование желания и умения учиться;
- духовно-нравственное и эстетическое воспитание;
- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления
разнообразных видов деятельности;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребѐнка (Лобова, 2015).
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:4
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса
учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью (ФГОС НОО).
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию
того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практикоориентированные, проблемные и прочие формы и методы обучения. Ведущее
место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и
отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу
проектов.
В основу проектов положена идея о направленности учебнопознавательной деятельности школьников на результат, который получается
при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы
(Палат, 2000).
Проекты позволяют сделать учѐбу интересной, расширяет кругозор
ребѐнка, повышает его культурный уровень, стимулирует интеллектуальную
активность и учебную деятельность в целом.
Именно поэтому необходимо выделить педагогические условия
развития исследовательских умений через выполнение учебных проектов.
Учитывая различные определения исследовательских умений
(В.И. Андреева, И.А. Игошева, П.Ю. Романова, В.П. Ушачева и др.) и
специфику профессиональной деятельности будущего учителя, мы
определяем исследовательские умения как совокупность умственных и5
практических исследовательских действий, успешность формирования и
выполнения которых зависит от ранее приобретенных знаний и умений.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования исследовательских умений у младших школьников в процессе
проектной деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования – процесс организации проектной деятельности.
Предмет исследования – педагогические условия формирования
исследовательских умений младших школьников в процессе проектной
деятельности.
Гипотеза исследования – формирование исследовательских умений
младших школьников в процессе проектной деятельности будет успешной
при соблюдении следующих педагогических условий:
- если младшим школьникам будет интересна тема проекта;
- если у младших школьников будут сформированы навыки
самостоятельной работы и самоконтроля.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой
исследования нами были определены следующие задачи:
1. Изучить педагогическую и методическую литературу по теме исследования и выяснить степень ее теоретической разработанности.
2. Выявить методические основы использования проектной деятельности для формирования исследовательских умений.
3. Изучить опыт учителей по проблеме исследования.
4.Организовать и провести экспериментальную работу по формированию исследовательских умений младших школьников в проектной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и
методической литературы по проблеме исследования; организация и
проведение педагогического эксперимента с целью проверки гипотезы;
тестирование, наблюдение, интервьюирование учеников; качественный и6
количественный анализ результатов.
База исследования: МБОУ «СОШ № 5 с УИОП г.Шебекино Белгородской области».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы,
заключение, библиографический список и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния
проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее
разработанности, формулируется проблема, цель, гипотеза, задачи
исследования.
В первой главе рассматриваются особенности формирования
исследовательских умений в младшем школьном возрасте, организация
проектной деятельности младших школьников, педагогические условия
формирования исследовательских умений младших школьников в процессе
проектной деятельности.
Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы:
диагностика исследования уровня сформированности исследовательских
умений младших школьников, организация творческих проектов во
внеурочной деятельности как условие формирования исследовательских
умений младших школьников, дан анализ экспериментальной работы по
формированию исследовательских умений младших школьников
В заключении подтверждается актуальность темы исследования,
приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив
изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований,
формулируются выводы
возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро
адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению
проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником
социального и духовного развития страны, что потребует от него
самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе,
в вузе и на протяжении всей жизни (Усанина, 2011, 13).
В Концепции модернизации общего образования отмечается, что
сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у
учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеучебных умений,
универсальных компетенций, функциональной грамотности и социальнозначимых качеств научного мировоззрения, чувства ответственности,
организованности (Семенова, 2007). Изменения, произошедшие в последние
годы в практике начального образования и диктуемые реализацией ФГОС не
оставили без изменений ни одну сторону деятельности младшего школьника.
Стандарт начального общего образования определил качественно новую
личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной
школы, призванную обеспечить достижения следующих целей:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса
к учению, формирование желания и умения учиться;
- духовно-нравственное и эстетическое воспитание;
- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления
разнообразных видов деятельности;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребѐнка (Лобова, 2015).
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:4
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса
учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью (ФГОС НОО).
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию
того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практикоориентированные, проблемные и прочие формы и методы обучения. Ведущее
место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и
отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу
проектов.
В основу проектов положена идея о направленности учебнопознавательной деятельности школьников на результат, который получается
при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы
(Палат, 2000).
Проекты позволяют сделать учѐбу интересной, расширяет кругозор
ребѐнка, повышает его культурный уровень, стимулирует интеллектуальную
активность и учебную деятельность в целом.
Именно поэтому необходимо выделить педагогические условия
развития исследовательских умений через выполнение учебных проектов.
Учитывая различные определения исследовательских умений
(В.И. Андреева, И.А. Игошева, П.Ю. Романова, В.П. Ушачева и др.) и
специфику профессиональной деятельности будущего учителя, мы
определяем исследовательские умения как совокупность умственных и5
практических исследовательских действий, успешность формирования и
выполнения которых зависит от ранее приобретенных знаний и умений.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования исследовательских умений у младших школьников в процессе
проектной деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования – процесс организации проектной деятельности.
Предмет исследования – педагогические условия формирования
исследовательских умений младших школьников в процессе проектной
деятельности.
Гипотеза исследования – формирование исследовательских умений
младших школьников в процессе проектной деятельности будет успешной
при соблюдении следующих педагогических условий:
- если младшим школьникам будет интересна тема проекта;
- если у младших школьников будут сформированы навыки
самостоятельной работы и самоконтроля.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой
исследования нами были определены следующие задачи:
1. Изучить педагогическую и методическую литературу по теме исследования и выяснить степень ее теоретической разработанности.
2. Выявить методические основы использования проектной деятельности для формирования исследовательских умений.
3. Изучить опыт учителей по проблеме исследования.
4.Организовать и провести экспериментальную работу по формированию исследовательских умений младших школьников в проектной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и
методической литературы по проблеме исследования; организация и
проведение педагогического эксперимента с целью проверки гипотезы;
тестирование, наблюдение, интервьюирование учеников; качественный и6
количественный анализ результатов.
База исследования: МБОУ «СОШ № 5 с УИОП г.Шебекино Белгородской области».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы,
заключение, библиографический список и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния
проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее
разработанности, формулируется проблема, цель, гипотеза, задачи
исследования.
В первой главе рассматриваются особенности формирования
исследовательских умений в младшем школьном возрасте, организация
проектной деятельности младших школьников, педагогические условия
формирования исследовательских умений младших школьников в процессе
проектной деятельности.
Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы:
диагностика исследования уровня сформированности исследовательских
умений младших школьников, организация творческих проектов во
внеурочной деятельности как условие формирования исследовательских
умений младших школьников, дан анализ экспериментальной работы по
формированию исследовательских умений младших школьников
В заключении подтверждается актуальность темы исследования,
приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив
изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований,
формулируются выводы
В ходе диагностики мы убедились, что формировать исследовательские умения необходимо с младшего школьного возраста, так как это один из основных этапов становления и развития личности. Исследовательские умения эффективно формируются во внеурочной деятельности «Секреты русского языка».
Согласно новым стандартам, чтобы ребенок стал развитым и успешным, необходимо формировать в нем исследовательские умения.
Анализ и обобщение психолого-педагогической литературы позволяет нам сформулировать понятия исследовательских умений, навыков и проектной деятельности. Под общими исследовательскими умениями мы понимаем способность видеть перед собой проблемы, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, сравнивать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи,
структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.
Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапах проектирования, реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность основана на субъектном взаимодействии учителя и учащегося. Формирование у школьников исследовательских умений будет проходить в оптимальном режиме при следующем подходе учителя к организации учебно-исследовательской деятельности: необходимо побуждать ученика к самостоятельному
определению предмета исследования, формулированию проблемы
59 исследования; деятельность учащегося должна представлять активный процесс отражения действительности объекта исследования; учащемуся необходимо воспроизводить в своем учебном исследовании все процедуры реального научного исследования: поиск информации, преобразование найденной информации, творческое решение проблемы; учебно-исследовательская деятельность учащимся должна строиться на основе принципов самодеятельности и самоуправления.
Проведенная экспериментальная работа подтвердила возможность и необходимость использования метода проектов.
Мы пришли к выводу, что тщательно спланированная проектная деятельность способствует эффективному формированию исследовательских умений.
В ходе исследования была достигнута его цель и решены поставленные задачи. В ходе экспериментальной работы мы увидели, что на констатирующем этапе эксперимента большинство учащихся имели низкий уровень сформированности исследовательских умений, а на контрольном этапе результаты значительно улучшились. Большинство учащихся имели высокий уровень сформированности исследовательских умений. Это наилучшим образом демонстрирует успешность применения разработанных и апробированных нами педагогических условий. Таким образом, можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Думаю, что проектная деятельность будет востребована в школе, так как она демонстрирует высокую эффективность, положительную мотивацию обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала учащихся. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
В заключении хотелось бы отметить, что младший школьный возраст является сенситивным для формирования исследовательских умений, так как
60 именно в этом возрасте закладывается фундамент ведущего способа познания и взаимодействия с миром.
Согласно новым стандартам, чтобы ребенок стал развитым и успешным, необходимо формировать в нем исследовательские умения.
Анализ и обобщение психолого-педагогической литературы позволяет нам сформулировать понятия исследовательских умений, навыков и проектной деятельности. Под общими исследовательскими умениями мы понимаем способность видеть перед собой проблемы, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, сравнивать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи,
структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.
Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапах проектирования, реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность основана на субъектном взаимодействии учителя и учащегося. Формирование у школьников исследовательских умений будет проходить в оптимальном режиме при следующем подходе учителя к организации учебно-исследовательской деятельности: необходимо побуждать ученика к самостоятельному
определению предмета исследования, формулированию проблемы
59 исследования; деятельность учащегося должна представлять активный процесс отражения действительности объекта исследования; учащемуся необходимо воспроизводить в своем учебном исследовании все процедуры реального научного исследования: поиск информации, преобразование найденной информации, творческое решение проблемы; учебно-исследовательская деятельность учащимся должна строиться на основе принципов самодеятельности и самоуправления.
Проведенная экспериментальная работа подтвердила возможность и необходимость использования метода проектов.
Мы пришли к выводу, что тщательно спланированная проектная деятельность способствует эффективному формированию исследовательских умений.
В ходе исследования была достигнута его цель и решены поставленные задачи. В ходе экспериментальной работы мы увидели, что на констатирующем этапе эксперимента большинство учащихся имели низкий уровень сформированности исследовательских умений, а на контрольном этапе результаты значительно улучшились. Большинство учащихся имели высокий уровень сформированности исследовательских умений. Это наилучшим образом демонстрирует успешность применения разработанных и апробированных нами педагогических условий. Таким образом, можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Думаю, что проектная деятельность будет востребована в школе, так как она демонстрирует высокую эффективность, положительную мотивацию обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала учащихся. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
В заключении хотелось бы отметить, что младший школьный возраст является сенситивным для формирования исследовательских умений, так как
60 именно в этом возрасте закладывается фундамент ведущего способа познания и взаимодействия с миром.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе проектной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018



