Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №68565

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
434
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Понятие оптико-пространственных функций 7
1.2. Развитие оптико-пространственных функций в
онтогенезе 12
1.3. Развитие оптико-пространственных функций у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 17
1.4. Методические аспекты формирования оптико¬
пространственных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ . 30
2.1. Исследование уровня сформированности оптико-пространственных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 30
2.2 Методические рекомендации по формированию оптико-пространственных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52

В настоящее время проблема изучения состояния зрительно-пространственных функций у детей является одной из самых актуальных в связи с тем, что недостаточное развитие данных функций может в будущем явиться причиной неуспеваемости ребенка в школе.
Свободное оперирование пространственными образами является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Если же эти представления сформированы у ребенка недостаточно, у него нередко возникают трудности при овладении чтением и письмом. Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно формируются именно в 5-7 лет, поэтому необходимо обратить внимание на развитие пространственных представлений именно в дошкольном периоде.
Развитие оптико-пространственных функций у детей с недоразвитием речи подчиняется тем же закономерностям, что и при нормальном развитии, однако этот процесс осуществляется медленнее, в более поздние сроки и с отклонениями из-за особенностей психического развития данной категории детей.
Аналитический обзор литературы по проблеме изучения общего недоразвития речи показал, что сформированность пространственных представлений у дошкольников с ОНР изучалась в связи с исследованием грамматического строя речи (Е.А. Афанасьева, Л.В. Ковригина, Р.И. Лалаева, P.E. Левина, Е.Л. Малиованова, Е.В. Назарова, Л.Г. Парамонова, Н.П. Рудакова, Н.В. Серебрякова, М.Ф. Фомичева и др.), готовности детей с ОНР к обучению в школе (Т.В. Ахутина, A.B. Лагутина, Н.Е. Новгородская и др.), готовности к обучению математике (Т.В. Ахутина, Л.Ф. Обухова, Л.Е. Томме) профилактики дискалькулии (А. Гермаковска, С.Ю. Кондратьева, Р.И. Лалаева, О.В. Степкова, Л.С. Цветкова, С.Б. Яковлев и др.). Исследователи отмечают, что однотипность речевой и неречевой симптоматики у детей с ОНР, вызванная несформированностыо пространственных представлений, как и сами эти представления, имеет стойкий характер.
Теоретически и экспериментально установлено, что специфические особенности развития речевой сферы у детей с ОНР, обусловливают и специфику формирования когнитивной сферы, включающей пространственные представления (В.К. Воробьева, Г.С. Гуменная, В.А. Ковшиков, P.E. Левина, Л.В. Лопатина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.С. Цветкова,и др.).
Изучение оптико-пространственных функций детей с общим недоразвитием речи выявляет у них определенное качественное снижение уровня развития психических процессов и расширенный диапазон индивидуальных различий по сравнению с возрастной нормой. Необходимость развития данных функций у детей с речевым недоразвитием не вызывает сомнений, особенно это нужно делать на начальных этапах коррекционной работы с детьми.
Важность изучения оптико-пространственных функций у детей с общим недоразвитием речи определяется наличием многочисленных трудностей при создании пространственных образов и оперировании ими у детей данной категории, а также недостаточная изученность данной проблемы в настоящее время определяют актуальность темы нашего исследования «Коррекционно-педагогическая работа по формированию оптико-пространственных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Проблема исследования - совершенствование коррекционно-педагогической работы по формированию оптико-пространственных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - разработка методических рекомендаций по
формированию оптико-пространственных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс формирования оптико¬
пространственных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - методические рекомендации по формированию оптико-пространственных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: формирование оптико-пространственных
функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- отбор содержания дошкольного образования для детей с ОНР в процессе комплексного решения задач коррекционно-развивающего обучения, интегрирующего знания о пространственных характеристиках;
— взаимодействие участников педагогического процесса в ходе реализации задач по формированию оптико-пространственных представлений.
В ходе работы были поставлены задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования, обосновать проблему.
2. Провести исследование уровня сформированности оптико-пространственных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию оптико¬пространственных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
теоретические: анализ специальной литературы по проблеме
исследования;
эмпирические: педагогический эксперимент: тестирование;
количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные представления о пространстве и генезисе пространственных представлений у детей Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, А.М. Леушиной, A.A. Люблинской, Ж. Пиаже, Е.Ф. Рыбалко, Н.Ю. Ченцова и др.; положения о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к их изучению Л.С. Выготского, A.A. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.; положения логопедии о структуре речевого нарушения, его проявлениях и системном подходе при коррекции речевых нарушений Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.В, Лопатиной, Е.Ф. Соботович, Т.В, Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.
База исследования: ГБОУ «Корочанская школа-интернат»


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных представлений.
Изучив литературу по теме исследования, мы выяснили, что оптико-пространственные функции являются одними из наиболее сложных по строению психических процессов. Зрительно-пространственные функции включают в себя зрительный гнозис, зрительный, мнезис, зрительный анализ и синтез, пространственные представления. Зрительно-пространственные функции, развиваясь, проходят ряд этапов. Оптико-пространственные функции развиваются и формируются в онтогенезе длительное время, являясь наиболее уязвимыми. Уже к 6-7 годам у детей оказываются достаточной сформированными оптико-пространственные функции. У детей с ОНР развитие зрительно-пространственных функций значительно отстают, по сравнению с детьми без речевых нарушений. Так первичное речевое недоразвитие у дошкольников с ОНР препятствует своевременному формированию пространственных ориентировок и представлений. Анализ методических аспектов формирования оптико-пространственных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи показал, недостаточную разработанность данной проблемы в логопедической науке. Так, авторы, занимающиеся данной проблемой, описывают особенности логопедической работы по формированию одной из функций, входящей в ряд оптико¬пространственных функций.
Для изучения уровня сформированности оптико-пространственных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, опираясь на теоретический анализ литературы, проведенный в первой главе, где было указано, что оптико-пространственные функции включают зрительный гнозис, зрительный, мнезис, зрительный анализ и синтез, пространственные представления, мы определили этапы нашего исследования, включающие изучение зрительной памяти (1 этап), зрительного гнозиса (2 этап), ориентировки в пространстве (3 этап).
Экспериментальное изучение уровня сформированности оптико-пространственных функций проводилось среди старших дошкольников с общим недоразвитием речи и у старших дошкольников, не имеющих нарушений речи.
Исследование оптико-пространственных функций у дошкольников с ОНР показало, что для 71,4% детей характерен низкий уровень, для 42,9% - средний уровень. Дети данной категории показали низкие результаты при выполнении заданий, особенно трудной была ориентировка в пространстве, где дети допускали множество ошибок, неправильно определяли расположение предметов особенно по отношению друг к другу. Даже после предъявленной помощи со стороны логопеда, дошкольники с ОНР не смогли выполнить задание верно. Были отмечены отказы от выполнения заданий.
Исследование оптико-пространственных функций у дошкольников без нарушений речи выявило, что для 51,7% характерен средний уровень, для 42,9% - высокий уровень. Дети этой группы испытывали некоторые
затруднения при ориентировке в пространстве, а при узнавании и запоминании предметов показывали высокий и средний уровни.
При сравнении полученных результатов в экспериментальной и контрольной группе, выяснили, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи возникают значительные трудности при ориентировке в пространстве, узнавании предметов по контурному изображению, при наложении изображений друг на друга, при запоминании рисунков, по сравнению с дошкольниками без речевых нарушений, которые успешно справились со всеми предложенными заданиями, у них отмечается средний и высокий уровень сформированности зрительно-пространственных функций, а у детей с ОНР - низкий уровень.
Можно выделить следующие особенности оптико-пространственных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: низкий объем зрительной памяти; затруднения в ориентировке в схеме собственного тела, определении направлений в пространстве относительно себя и в пространственном отношении между предметами, при узнавании предметов по контурным изображениям, по наложенным друг на друга изображениям и при составлении картинки из частей.
Предложенные методические рекомендации отражают содержание коррекционно-педагогической работы по формированию оптико-пространственных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Система работы включает два этапа: подготовительный и основной, каждому из которых соответствуют определенные направления работы. Нами предложены конкретные задания к каждому направления и представлена работа по взаимодействию логопеда с воспитателями и родителями.
Таким образом, делаем вывод, что поставленные цель и задачи полностью реализованы, гипотеза исследования доказана, т.е. формирование оптико¬пространственных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективным при отборе содержания дошкольного образования для детей с ОНР в процессе комплексного решения задач коррекционно - развивающего обучения, интегрирующего знания о пространственных характеристиках и взаимодействии участников педагогического процесса в ходе реализации задач по формированию оптико-пространственных представлений.



1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1008349/
2. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/132501/
3. Барменкова Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dslib.net/korrekcion-pedagogika/harakteristika-narushenij-svjaznogo- rechevogo-vyskazyvanij a-u-detej-doshkolnogo.html
4. Безруких М.М. Возрастная психология. - М., 2003. - С. 279-283.
5. Бурачевская О.В. Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 840-846.
6. Бурачевская О.В. Развитие пространственного гнозиса и праксиса у
дошкольников с общим недоразвитием речи // Теория и практика
образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф.. - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 126-129.
7. Воечик-Блакитная М.В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте / Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений [Электронный ресурс]. URL: https://educontest.net/ru/
8. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004. - 104 с.
9. Воронова А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с общим недоразвитием речи // Методы изучения и преодоления речевых
расстройств: Межвуз. сб. науч. Тр. [Электронный ресурс]. URL:
http: //superinf.ru/view_articl e.php?id= 167
10. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций
[Электронный ресурс]. URL: http://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-
obschaya_693/spisok-literaturyi-20889.html
11. Галкина О. И. Развитие пространственных представлений у детей в
начальной школе [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com
/content/razvitie-prostranstvennykh-predstavlenii-mladshikh-shkolnikov-
12. Гантимурова О.П., Павалаки И.Ф. Развитие оптико-пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи //А.Р. Лурия и психология XXI века. Вторая международная конференция. - М.: МГУ, 2002. - С. 32-33.
13. Голубева Н.И. Опыт изучения ориентировки ребенка в пространств
[Электронный ресурс]. URL: https://old.mgpu.ru/
materials/degree_works/1629/degree_work_file.pdf
14. Градова Г.Н. Формирование пространственных представлений у
дошкольников с общим недоразвитием речи: диссертация ... кандидата педагогических наук. - Спб., 2010. - 233 с.
15. Грегори Р.Л. Глаз и мозг [Электронный ресурс]. URL: http://forum.myword.ru/index.php?/files/file/2063-glaz-i-mozg/
16. Еливанова М.А. Освоение детьми пространственных отношений и средств их языкового выражения. - СПб.: Златоуст, 2006. - 94 с.
17. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0032/2-0032-120.shtml
18. Лалаева Р.И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности v
детей пои нормальном и нарушенном онтогенезе // Логопедия. -2005. - № 1.
- С. 5-11.
19. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии/ Под. ред. Р.Е. Левиной. - М., 2008. - 287 с.
20. Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений
развития// Школьный психолог. - 2005. - № 24. - С. 12-17.
21. Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 321 с.
22. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М.: Академический Проект, 2000. - 114 с.
23. Люблинская А.А. Детская психология [Электронный ресурс]. URL:
http://www.twirpx.com/file/1833164/
24. Маевская С.И. Основные задачи сенсорного воспитания детей с тяжелыми
нарушениями речи // Нарушения речи и голоса у детей [Электронный ресурс]. URL: http://sv-scena.ru/Buki/Logopatopsikhologiya-uchyebnoye-
posobiye.45.html
25. Малиованова Е.Л. Формирование грамматических конструкций,
отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореферат дисс. на соискание ученой степени кан. пед.наук. - М., 2009. - 25 с.
26. Манелис Н.Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе //
Школа здоровья [Электронный ресурс]. URL:
http: //psyj ournals.ru/authors/59350. shtml
27. Меликян З.А. Состояние зрительно-пространственных функций у детей в норме и с задержкой психического развития //Школа здоровья. - 2002. - № 1. - С. 28-36.
28. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим
недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений: Методическое пособие. - СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 212 с.
29. Мухина В.С. Детская психология [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/449664/
30. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 2009. - 576с.
31. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. - М., Школьная Пресса, 2004. - 64 с.
32. Парамонова Л. Г. Ваш ребёнок на пороге школы: Как подготовить ребёнка к школе. - СПб.: КАРО, Дельта, 2007. -384с.
33. Попова Е.Ф. Оптимизация формирования предпосылок письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дисс. ... кан. пед. наук / Е.Ф. Попова. - М., 2010. - 220 с.
34. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000. - 712 с.
35. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы// Дефектология. - 2000. - № 1. - С.14-17.
36. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 168 с.
37. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при
отклоняющемся развитии [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.twirpx.com/file/1638554/
38. Сеченов И.М. Элементы мысли. -СПб.: Питер, 2001. - 416 с.
39. Соботович Е.Ф. Психологические механизмы, структуры и формы первичных нарушений речевого развития // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики [Электронный ресурс]. URL: http: //www.studfiles. ru/preview/3963473/
40. Степанов В.Г. Анализ и синтез в процессе зрительного узнавания //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук (по психологии) [Электронный ресурс]. URL:
http:ZZwww.childpsy.ru/dissertations/id/19752.php
41. Степанова И.Г. Развитие оптико-пространственных представлений у
дошкольников с ОНР // Логопеды.ру [Электронный ресурс]. URL:
http://logopedy.ru/portal/logopeduseful/180-opp-onr.html
42. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М., 2011. - 225 с.
43. Хватцев М.Е. Логопедия. - М.: Владос, 2009. - 272 с.
44. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. - М: МОДЭК, 2001. - 231 с.
45.Ченцов Н.Ю. Нарушение пространственных представлений при локальных поражениях мозга в детском возрасте. Дис. канд. псих. наук. [Электронный ресурс]. URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/20051.php
46. Шаховская, С.Н. Логопедия [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2002. - 680 с.
47. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2008. - 157 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ