ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ПИСЬМЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗОРФОГРАФИЕЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ ПРИ
ПИСЬМЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ДИЗОРФОГРАФИЕЙ 7
1.1. Самоконтроль в устной и письменной речи и условия его
формирования 7
1.2. Особенности самоконтроля при письме младших школьников с
дизорфографией 14
1.3. Психолого-педагогические аспекты формирования навыка
самоконтроля при письме у младших школьников с дизорфографией 21
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ПИСЬМЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗОРФОГРАФИЕЙ 28
2.1 Состояние навыка самоконтроля при письме у младших
школьников дизорфографией 28
2.2 Методические рекомендации по формированию навыка
самоконтроля при письме у младших школьников с дизорфографией 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ ПРИ
ПИСЬМЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ДИЗОРФОГРАФИЕЙ 7
1.1. Самоконтроль в устной и письменной речи и условия его
формирования 7
1.2. Особенности самоконтроля при письме младших школьников с
дизорфографией 14
1.3. Психолого-педагогические аспекты формирования навыка
самоконтроля при письме у младших школьников с дизорфографией 21
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ПИСЬМЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗОРФОГРАФИЕЙ 28
2.1 Состояние навыка самоконтроля при письме у младших
школьников дизорфографией 28
2.2 Методические рекомендации по формированию навыка
самоконтроля при письме у младших школьников с дизорфографией 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Формирование письменной речи у младших школьников является одной из серьезнейших задач обучения. Овладение правильной письменной речью оказывает влияние на мышление ребёнка. Он начинает мыслить более логично, последовательно обобщать, правильно излагать свои мысли.
Письменная речь вооружает новым средством общения и идеализацией опыта, обуславливает перевод психических функций на более высокий уровень функционирования- осознанности и произвольности.
В письменной речи немаловажную роль играет навык самоконтроля. Самоконтроль имеет большое значение, так как только контроль способствует формированию грамотного письма и правильной организации деятельности (Д.Б. Эльконин). Функция самоконтроля носит проверочный характер и заключается в установлении степени совпадения между эталоном и контролируемой составляющей.
Исследования отечественных и зарубежных психологов, лингвистов и психолингвистов доказали, что овладение самоконтролем позволяет самостоятельно обнаруживать, исправлять или предупреждать ошибки в своей деятельности или в ее результатах (Е.Д. Божович, Л.С. Выготский, Б.П. Есипова, П.И. Пидкасистый, Д.Б. Эльконин и др.).
Основополагающее значение для понимания особенностей освоения самоконтроля младшими школьниками имеют работы А.Б. Воронцова, Г.А. Собиева, С.П. Тищенко, Д.Б. Эльконина, и др.
Д.Б. Элькониным был очерчен круг явлений, представляющих трудность для усвоения детьми: переход от устной речи к письменной, опора на внутреннюю речь и контроль, самопроверка написанного и др. На преодоление этих трудностей и были обращены поиски педагогов- исследователей и практиков, занимающихся разработкой вопросов развития речи детей младшего школьного возраста (В.Е. Мамушин, А.К. Сердюк, С.П. Тищенко и др.).
Среди многообразия определений понятия контроля особое место занимает точка зрения, согласно которой понятие контроля (в частности, самоконтроля) отождествляется с понятием внимания (П.Я. Гальперин, А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская). Наиболее полную разработку проблема взаимосвязи внимания и контроля получила в работах П. Я. Г альперина, который впервые предпринял попытку экспериментально установить структуру внимания как содержательного действия и осуществить процесс его планомерного, поэтапного формирования.
В последнее десятилетие учителя и логопеды отмечают увеличение количества учащихся, письмо которых изобилует разнообразными орфографическими ошибками, имеющими тенденцию приобретать стойкий характер. О.И. Азова указывает, что в современной логопедической литературе это определяется как дизорфография. Дизорфография обуславливает трудности в овладении программой по русскому языку, низкое качество письменной речи, отрицательно сказывается на успеваемости детей по другим школьным предметам и может служить не только школьной, но, в дальнейшем, и социальной дезадаптации индивидуума в современном обществе.
Изучением дизорфографии занимались такие авторы как О.И. Азова, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова, Г.М. Сумченко и другие. Учёные говорят о том, что дизорфография является не столько проблемой обучения, сколько проблемой языковой компетентности детей.
Есть исследования, которые указывают, что в структуре дизорфографии доминирующем является неполноценность учебной деятельности в звене контроля (О.В. Елецкая).
В настоящее время существует ряд авторских систем коррекционного воздействия на детей с дизорфографией (О.И. Азова, О.В. Елецкая, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова и др.).
Но в то же время в логопедической практике недостаточно уделено внимание формированию самоконтроля при письме. В связи с этим, выбранную нами тему выпускной квалификационной работы «Формирование навыка самоконтроля при письме у младших школьников с дизорфографией» следует считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование системы
логопедической работы по преодолению дизорфографии у младших школьников.
Цель исследования: определить методические аспекты
логопедической работы по формированию самоконтроля при письме у детей младшего школьного возраста с дизорфографией.
Объект исследования: особенности самоконтроля у детей младшего школьного возраста с дизорфографией.
Предмет исследования: направление и содержание логопедической работы по формированию самоконтроля при письме у детей младшего школьного возраста с дизорфографией.
Согласно поставленной цели, объекту и предмету исследования, мы определили задачи исследования:
1. Определить теоретические основы формирования самоконтроля при письме у детей младшего школьного возраста с дизорфографией
2. Изучить особенности самоконтроля при письме у младших школьников с дизорфографией.
3. Разработать методические рекомендации по формированию самоконтроля при письме у детей младшего школьного возраста с дизорфографией.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по развитию
самоконтроля школьников с дизорфографией будет эффективной, если:
- развитие самоконтроля письменной речи будет проводиться в соответствии с принципами последовательности, систематичности и научности на разных этапах работы;
- упражнения будут подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей;
- в индивидуальной и групповой работе будет использоваться оптимальное количество упражнений.
- родители примут активное участие.
В соответствии с задачами исследования нами были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ литературных источников по теме исследования;
- эмпирические: анализ продуктов письменной речевой деятельности, психолого-педагогическая диагностика;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- психолого-педагогические направления развития самоконтроля в учебно-воспитательном процессе (Б.Г. Ананьев, Е.А. Бережная, В.В. Краевский, Г.С. Никифоров, Д.Б. Эльконин и др.);
- современные представления о структуре и проявлениях дизорфографии (Л.Г. Парамонова, О.В. Елецкая, И.В. Прищепова, Р.И. Лалаева и др.);
- исследования в области самоконтроля у детей с дизорфографией (О.В. Елецкая).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1» п. Ивня, Белгородской обл.
Письменная речь вооружает новым средством общения и идеализацией опыта, обуславливает перевод психических функций на более высокий уровень функционирования- осознанности и произвольности.
В письменной речи немаловажную роль играет навык самоконтроля. Самоконтроль имеет большое значение, так как только контроль способствует формированию грамотного письма и правильной организации деятельности (Д.Б. Эльконин). Функция самоконтроля носит проверочный характер и заключается в установлении степени совпадения между эталоном и контролируемой составляющей.
Исследования отечественных и зарубежных психологов, лингвистов и психолингвистов доказали, что овладение самоконтролем позволяет самостоятельно обнаруживать, исправлять или предупреждать ошибки в своей деятельности или в ее результатах (Е.Д. Божович, Л.С. Выготский, Б.П. Есипова, П.И. Пидкасистый, Д.Б. Эльконин и др.).
Основополагающее значение для понимания особенностей освоения самоконтроля младшими школьниками имеют работы А.Б. Воронцова, Г.А. Собиева, С.П. Тищенко, Д.Б. Эльконина, и др.
Д.Б. Элькониным был очерчен круг явлений, представляющих трудность для усвоения детьми: переход от устной речи к письменной, опора на внутреннюю речь и контроль, самопроверка написанного и др. На преодоление этих трудностей и были обращены поиски педагогов- исследователей и практиков, занимающихся разработкой вопросов развития речи детей младшего школьного возраста (В.Е. Мамушин, А.К. Сердюк, С.П. Тищенко и др.).
Среди многообразия определений понятия контроля особое место занимает точка зрения, согласно которой понятие контроля (в частности, самоконтроля) отождествляется с понятием внимания (П.Я. Гальперин, А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская). Наиболее полную разработку проблема взаимосвязи внимания и контроля получила в работах П. Я. Г альперина, который впервые предпринял попытку экспериментально установить структуру внимания как содержательного действия и осуществить процесс его планомерного, поэтапного формирования.
В последнее десятилетие учителя и логопеды отмечают увеличение количества учащихся, письмо которых изобилует разнообразными орфографическими ошибками, имеющими тенденцию приобретать стойкий характер. О.И. Азова указывает, что в современной логопедической литературе это определяется как дизорфография. Дизорфография обуславливает трудности в овладении программой по русскому языку, низкое качество письменной речи, отрицательно сказывается на успеваемости детей по другим школьным предметам и может служить не только школьной, но, в дальнейшем, и социальной дезадаптации индивидуума в современном обществе.
Изучением дизорфографии занимались такие авторы как О.И. Азова, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова, Г.М. Сумченко и другие. Учёные говорят о том, что дизорфография является не столько проблемой обучения, сколько проблемой языковой компетентности детей.
Есть исследования, которые указывают, что в структуре дизорфографии доминирующем является неполноценность учебной деятельности в звене контроля (О.В. Елецкая).
В настоящее время существует ряд авторских систем коррекционного воздействия на детей с дизорфографией (О.И. Азова, О.В. Елецкая, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова и др.).
Но в то же время в логопедической практике недостаточно уделено внимание формированию самоконтроля при письме. В связи с этим, выбранную нами тему выпускной квалификационной работы «Формирование навыка самоконтроля при письме у младших школьников с дизорфографией» следует считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование системы
логопедической работы по преодолению дизорфографии у младших школьников.
Цель исследования: определить методические аспекты
логопедической работы по формированию самоконтроля при письме у детей младшего школьного возраста с дизорфографией.
Объект исследования: особенности самоконтроля у детей младшего школьного возраста с дизорфографией.
Предмет исследования: направление и содержание логопедической работы по формированию самоконтроля при письме у детей младшего школьного возраста с дизорфографией.
Согласно поставленной цели, объекту и предмету исследования, мы определили задачи исследования:
1. Определить теоретические основы формирования самоконтроля при письме у детей младшего школьного возраста с дизорфографией
2. Изучить особенности самоконтроля при письме у младших школьников с дизорфографией.
3. Разработать методические рекомендации по формированию самоконтроля при письме у детей младшего школьного возраста с дизорфографией.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по развитию
самоконтроля школьников с дизорфографией будет эффективной, если:
- развитие самоконтроля письменной речи будет проводиться в соответствии с принципами последовательности, систематичности и научности на разных этапах работы;
- упражнения будут подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей;
- в индивидуальной и групповой работе будет использоваться оптимальное количество упражнений.
- родители примут активное участие.
В соответствии с задачами исследования нами были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ литературных источников по теме исследования;
- эмпирические: анализ продуктов письменной речевой деятельности, психолого-педагогическая диагностика;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- психолого-педагогические направления развития самоконтроля в учебно-воспитательном процессе (Б.Г. Ананьев, Е.А. Бережная, В.В. Краевский, Г.С. Никифоров, Д.Б. Эльконин и др.);
- современные представления о структуре и проявлениях дизорфографии (Л.Г. Парамонова, О.В. Елецкая, И.В. Прищепова, Р.И. Лалаева и др.);
- исследования в области самоконтроля у детей с дизорфографией (О.В. Елецкая).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1» п. Ивня, Белгородской обл.
Проблема развития навыка самоконтроля при выполнении письменных работ у детей с дизорфографией находится в центре внимания логопедов в связи с ее значимостью и актуальностью.
Теоретическое обоснование проблемы формирования самоконтроля у детей с дизорфографией в процессе учебной деятельности позволило нам сделать следующие выводы.
Самоконтроль - одно из главных условий успешного обучения учащихся. Выделяется несколько видов контроля: предваряющий, текущий и итоговый самоконтроль. Назначение самоконтроля заключается в умении соотнести полученный результат с поставленной целью, анализе своих действий с тем, чтобы установить правильность выполнения, сличении с образцом или желаемым результатом.
Самоконтроль играет большую роль не только в обучении, но и в формировании разносторонне развитой личности.
Проведенное нами исследование включало два этапа. На первом этапе изучались особенности письма младших школьников, определялся уровень выраженности дизорфографии. На втором этапе изучалась психологическая база самоконтроля у младших школьников с дизорфографией.
Так, полученные данные входе исследования показали, что дизорфография имеет несколько уровней выраженности: лёгкий, средний и тяжёлый уровни. У школьников преобладает лёгкая и средняя степень выраженности дизорфографии. У преобладающего числа обследованных младших школьников с дизорфографией психологическая база письменного самоконтроля не достаточно сформирована. Дети с дизорфографией не удерживают задание, часто переспрашивают, в следствии чего путаются и допускают многочисленное количество ошибок. Из-за сниженного объёма внимания у детей плохо сформирован текущий и итоговый самоконтроль, они не стремятся проверить свою работу, неусидчивы и быстро отвлекаемы.
Установлена определённая взаимосвязь между уровнем выраженности дизорфографии и сформированностью самоконтроля.
У детей с лёгкой степенью выраженности дизорфографии средний уровень саморегуляции, объём внимания снижен. Уровень самоконтроля низкий и ниже среднего. У детей со средней степенью дизорфографии отмечается низкий уровень саморегуляции, объём внимания снижен до ниже среднего уровня. Уровень самоконтроля снижен. Ученики с тяжёлой степенью дизорфографии имеют низкий уровень саморегуляции, внимания и самоконтроля.
Разработанные методические рекомендации по формированию самоконтроля у детей с дизорфографией в процессе учебной деятельности представляли собой описание принципов логопедической работы, этапов работы с детьми в данном направлении. Описанные методы и приемы направлены на систематическое и планомерное формирование всех видов самоконтроля при письме от итогового до предваряющего, умения фиксировать состояние выполненной работы и оценки своей деятельности, ее регулирования и исправления, умения следить за своими действиями и сопоставлять их с заранее поставленной целью, усвоенным образцом и намеченным планом действий.
Логопеду необходимо реализовать комплексный подход через сотрудничество с семьёй, посредством своевременной просветительской работы и предоставления комплекса упражнений для выполнения в домашних условиях.
Таким образом, проведенное исследование показало актуальность поставленной проблемы, цель и задачи решены.
Теоретическое обоснование проблемы формирования самоконтроля у детей с дизорфографией в процессе учебной деятельности позволило нам сделать следующие выводы.
Самоконтроль - одно из главных условий успешного обучения учащихся. Выделяется несколько видов контроля: предваряющий, текущий и итоговый самоконтроль. Назначение самоконтроля заключается в умении соотнести полученный результат с поставленной целью, анализе своих действий с тем, чтобы установить правильность выполнения, сличении с образцом или желаемым результатом.
Самоконтроль играет большую роль не только в обучении, но и в формировании разносторонне развитой личности.
Проведенное нами исследование включало два этапа. На первом этапе изучались особенности письма младших школьников, определялся уровень выраженности дизорфографии. На втором этапе изучалась психологическая база самоконтроля у младших школьников с дизорфографией.
Так, полученные данные входе исследования показали, что дизорфография имеет несколько уровней выраженности: лёгкий, средний и тяжёлый уровни. У школьников преобладает лёгкая и средняя степень выраженности дизорфографии. У преобладающего числа обследованных младших школьников с дизорфографией психологическая база письменного самоконтроля не достаточно сформирована. Дети с дизорфографией не удерживают задание, часто переспрашивают, в следствии чего путаются и допускают многочисленное количество ошибок. Из-за сниженного объёма внимания у детей плохо сформирован текущий и итоговый самоконтроль, они не стремятся проверить свою работу, неусидчивы и быстро отвлекаемы.
Установлена определённая взаимосвязь между уровнем выраженности дизорфографии и сформированностью самоконтроля.
У детей с лёгкой степенью выраженности дизорфографии средний уровень саморегуляции, объём внимания снижен. Уровень самоконтроля низкий и ниже среднего. У детей со средней степенью дизорфографии отмечается низкий уровень саморегуляции, объём внимания снижен до ниже среднего уровня. Уровень самоконтроля снижен. Ученики с тяжёлой степенью дизорфографии имеют низкий уровень саморегуляции, внимания и самоконтроля.
Разработанные методические рекомендации по формированию самоконтроля у детей с дизорфографией в процессе учебной деятельности представляли собой описание принципов логопедической работы, этапов работы с детьми в данном направлении. Описанные методы и приемы направлены на систематическое и планомерное формирование всех видов самоконтроля при письме от итогового до предваряющего, умения фиксировать состояние выполненной работы и оценки своей деятельности, ее регулирования и исправления, умения следить за своими действиями и сопоставлять их с заранее поставленной целью, усвоенным образцом и намеченным планом действий.
Логопеду необходимо реализовать комплексный подход через сотрудничество с семьёй, посредством своевременной просветительской работы и предоставления комплекса упражнений для выполнения в домашних условиях.
Таким образом, проведенное исследование показало актуальность поставленной проблемы, цель и задачи решены.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ПИСЬМЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗОРФОГРАФИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ОСНОВЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ И ДИСЛЕКСИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ И ДИСЛЕКСИЕЙ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Проявления оптической дисграфии у учащихся первого класса
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Проявление нарушений письменной речи учащихся третьего класса общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2024 - Особенности проявления дисграфий у обучающихся 3-го класса с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019



