Введение 3-11
Глава I. Теоретические основы ранневизантийской эстетики
1.1. Предвизантийская эстетика II-III вв 12-19
1.2. Проблемы и противоречия ранневизантийской эстетики 20-24
1.3. Ранневизантийская эстетика III-VII вв 25-33
Глава II. Христианизация внешнего вида человека
11.1. Иконография человека 33-44
11.2. Мужской костюм 44-58
11.3. Женский костюм 58-68
Глава III. Описание людей в письменных источниках Ранней Византии
111.1. Иоанн Малала, Прокопий Кесарийский, Агафий Миринейский 69-75
111.2. Немезий Эмесский 75-77
Заключение 78-79
Библиографический список 80-88
Приложения
Актуальность исследования. В настоящее время истории поздней античности и ранней Византии уделяется особое внимание. Во многом причиной этому является то, что Византия была государством, которое сочетало в
себе удачное географическое положение (перекресток между Западом и Востоком) и удивительное смешение римской, греко-эллинистической и христианской культур. Помимо этого, данная эпоха стала временем трансформации человеческого общества. В связи с этим, внимание историков всегда обращено к истории и культуре Византии.
Но, тем не менее, некоторые аспекты до сих пор остаются не достаточно изученными. Например, это касается эстетики Ранней Византии, а также
вопросов, касающихся системы ценностей византийцев, их мировоззрения.
Хотя существует ряд крупных работ, посвященных данному вопросу, нас интересует ответ на вопрос, какое место занимало понимание прекрасного в системе ценностей византийцев, какую роль в этом сыграло языческое наследие
и христианская картина мира. Оценивая современное состояние мировой истории и культуры, мы даем оценку мировоззрению византийцев и понимаем,
что, во многом, именно византийское наследие стало основой современной
культуры.
В зарубежной историографии наша тема изучена глубже, чем в современной российской историографии, поэтому данная тема не теряет актуальности уже долгое время.
Источниковая база исследования. Работа опирается в основном на
письменные и изобразительные источники. Письменные источники можно
классифицировать на:
- произведения ранневизантийских светских историков (Прокопия Кесарийского, Агафия Миринейского и др.);
- произведения церковных историков (Григория Нисского, Макария
Египетского и др.);4
- произведения византийских хронистов («Хронография» Иоанна Малалы, «Хроника» Марцелина Комита, «Пасхальная хроника»).
Особо важным источником для нас является «Хронография» Иоанна
Малалы1 – всемирная хроника, начало которой в единственно сохранившейся
рукописи отсутствует и которая доводит описание событий до 565 г. «Хронография» Иоанна Малалы является первой из дошедших до нас всемирной
хроникой, созданной в Византии. Полный греческий текст (за исключением
начального фрагмента) сохранился в списке XII века, хранящемся в Оксфорде. «Хронография» была переведена на старославянский язык (предположительно в X веке) с более раннего списка, чем оксфордский, и известна по извлечениям в составе различных русских средневековых хронографических
компиляций.
Структура хроники хронологически разбита на 18 книг. В книгах 1, 2 и
4 излагается древнейшая история, в основном – это пересказы греческих мифов (о борьбе богов с гигантами, о Зевсе и Кроне, о Семеле, о Ио, о Персее,
Эдипе и др.). В 3-й книге излагается библейская история, в 5-й – история
Троянской войны, в которой Малала следует средневековой версии Диктиса
Критского (автора I-II вв., произведение которого «Описание Троянской войны» в средневековье считалось дневником участника осады Трои). Затем повествуется о персидских царях, лидийском царе Крезе, о македонских царях
и начале Рима (кн. 6), о Ромуле и Реме и первых римских царях до Тарквиния
(кн. 7), о преемниках Александра Македонского – Птолемеях и Селевкидах
(кн. 8). Книги 9 – 12 излагают историю Юлия Цезаря и римских императоров
от Октавиана Августа до Констанция Хлора, а затем – римских и византийских императоров от Константина Великого до Юстиниана (кн. 13 – 18).
Еще один важный источник – «Хроника» Марцеллина Комита2. Марцеллин Комит составил труд, который охватывает период от вступления на
престол императора Феодосия I (379 г.) до первых лет царствования импера-
1 The Chronicle of John Malalas / Translation by Elizabeth Jeffreys, Michael Jeffreys, Roger Scott et al. –
Melbourne: Australian Association for Byzantine Studies, 1986. – 371 p.
2 Марцеллин Комит. Хроника / Пер. Н.Н. Болгова. – Белгород: БелГУ, 2010. – 240 с.5
тора Юстиниана I (534 г.). Преобладающие мотивы хроники – отношение
Марцеллина к событиям в Иллирике и в Константинополе. Марцеллин в значительной мере является образцом ярко выраженного позднеантичного имперского сознания, подпитанного успехами юстиниановской реставрации. В
центре внимания находится все-таки Константинополь. Это императорская
резиденция, центр управления империей. Это августейший, царственный,
священный город. Фиксируются факты построек важных общественных сооружений – цистерн и терм, форума Феодосия в Гелианах, св. Софии, городских стен, портиков и башен, императорских статуй и др. Информации о
строительстве в других городах практически нет, если не считать Дары , но
это место, возможно, является интерполяцией. О епископах Востока говорится достаточно много: об Иоанне Златоусте, о Нестории, о Евфимии и Македонии, о епископах провинций. Выделяется тематический подраздел о теологических сочинениях тех или иных авторов Востока и Запада. Специфический тематический ряд образуют рассказы о землетрясениях – их в хронике
15. Характерно, что все они четко относятся к городам. Такие специфические
городские бедствия, как пожары, фиксируются в хронике 14 раз. Хроника
Марцеллина – важный источник информации для изучения вторжений в империю варваров – гуннов, остготов и болгар . Именно Марцеллин обратил
внимание на расширение Западной империи на восток. Ему же принадлежит
знаменитое впоследствии утверждение о падении Западной Римской империи в 476 г. вместе со свержением Ромула Августула. Марцеллин не демонстрирует симпатий к сенаторам и знати вообще. Отмечается скорее настороженность по отношению к высшим слоям как гражданской, так и военной
знати. К плебсу он совершенно равнодушен. Отношение Марцеллина к церкви – официально-государственное.
Хроника Марцеллина Комита – одна из наиболее информативных и
связанных с имперской политической традицией. Вместе с тем, она является
частью интересного и достаточно редкого культурного феномена – латинской позднеантичной исторической традиции на почве Ранней Византии,
Константинополя.
Целью выпускной квалификационной работы было выяснить особенности ранневизантийских представлений о мире и человеке, был установлен
ряд исследовательских задач, в результате чего мы можем сделать следующие выводы.
В эпоху раннего христианства апологеты не останавливались на позиции чистого эстетизма. Они любовались телом как произведением искусства,
но не забывали и о душе и пошли здесь значительно дальше классической
античности. Душа же у любого человека родственна Богу, поэтому христиане
призывают с уважением и любовью относиться ко всякому человеку в единстве его души и тела.
На первом этапе христианству необходимо было отказаться от античного культового эстетизма, чтобы затем, наполнив все его компоненты новыми значениями, осознать их уже как свои и обосновать их культовую
необходимость. Чтобы прийти к средневековому более глубокому, чем античный, эстетизму, новой культуре пришлось пройти эстетическое «очищение», отказаться от созданных до неѐ эстетических ценностей, вернуться
назад к эстетике природы создать на базе платонизма и профетизма эстетику
духа и только затем, на новом уровне опять реабилитировать эстетику художественной деятельности, наполнив еѐ новым духовным содержанием. Процесс этот протекал не одно столетие и сопровождался сложными духовными
и социальными конфликтами. Начало ему положили именно апологеты.
С течением времени происходило укоренение мысли, что внешняя красота обманчива, она часто скрывает сущность, причем часто она не дает увидеть нечто злое. Человек должен заботиться, прежде всего, о красоте своей
души, т. е. о нравственных помыслах и делах. Всѐ это находило отражение во
внешних репрезентациях.
В сакральных и светских изображениях постепенно оформились новые
принципы иконографии человека, среди главных черт которой выделяются:
фронтальность, иератичность позы, бледность кожи, восточно-средиземноморский расовый тип, закрытость тела. Складывается символика
цвета. Устанавливается и догматизируется канон священных изображений
евангельского и основанного на нем годичного праздничного цикла.
Культурные, духовные изменения касались и обычных жителей Византии. В повседневной жизни простых людей важнейшее значение имела «революция в одежде», приведшая к смене парадигм в костюме – на смену античным драпировочным одеждам пришел сложный кроено-шитый костюм.
Это было вызвано определенной ориентализацией и варваризацией ранневизантийского общества.
А, проанализировав письменные источники, мы приходим к выводу,
что историки и философы действительно стремились дать комплексную
оценку окружающей их действительности. Мы узнаем, как выглядели те или
иные люди, чем руководствовались в своих поступках, как люди относились
друг к другу. Византийские источники действительно богаты на подобный
материал, но что самое главное, они богаты не просто статическим описанием, а историческими и психологическими оценками.
1. Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. - М.: Арктос- Вика-пресс, 1996. - 256 с.
2. Афинагор. Прошение о христианах. О воскресении мёртвых / Пер. П. Преображенского. - 2-е изд. СПб: Алетейя, 1999. - 57 с.
3. Григорий Нисский. Об устроении человека / Пер. В. М. Лурье под ред. А. Л. Верлинского. - СПб.: Axioma, 1995. - 176 с.
4. Лактанций. Божественные установления / Пер. В. М. Тюленева. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. - 512 с.
5. Макарий Египетский. Духовные преполезные беседы о совершен-стве / Пер. Моисея (Гумилевского). - 4-е изд. Сергиев Посад: Изд-во Мос-ковской Духовной Академии, 1904. - 228 с.
6. Марцеллин Комит. Хроника / Пер. Н.Н. Болгова. - Белгород: Бел-ГУ, 2010. - 240 с.
7. Немесий Эмесский. О природе человека / Пер. Ф. Владимирского под ред. М.Л. Хорькова. - М.: Канон+, 2011. - 314 с.
8. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тай¬ная история / Пер. А.А. Чекаловой. под ред. Г.Г. Литаврина. - М.: Наука, 1993. - 576 с.
9. Псевдо-Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник / Пер. Г. М. Прохоров. - СПб.: Алетейя, 2002. - 864 с.
10. Ириней Лионский. Творения / Пер. П. Преображенского. - М.: Бла¬говест, 1996. - 640 с.
11. Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс. Избранные сочинения / Пер. А. А. Столярова. - М.: Прогресс-Культура, 1994. - 448 с.
12. Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс. О душе / Пер. А. Ю. Брату¬хина. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004. - 256 с.
13. Филон Иудей. О жизни созерцательной / Пер. М. Елизаровой // Тек¬сты Кумрана. - 1971. - № 1. - С. 376-391.
14. «Экфрасис» Христодора Коптского / Пер. Болгова Н.Н., Синицы
M. М. // Научные ведомости БелГУ. История. Политология. Экономика. Ин¬форматика. - 2012. - № 13. - С.19-31.
15. The Chronicle of John Malalas / Translation by Elizabeth Jeffreys, Mi¬chael Jeffreys, Roger Scott et al. - Melbourne: Australian Association for Byzan¬tine Studies, 1986. - 371 p.
II. ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Arnheim M.T.W. The senatotial aristocracy in the later Roman Empire. - Oxford, 1972. - 246 p.
2. Bagnall R.S. Egypt in Late Antiquity. - Princeton, 1993. - 389 p.
3. Ball J.L. Byzantine Dress. Representations of Secular Dress in 8 - to 11 century painting. - N.Y.: Palgrave MacMillan, 2005. - 400 р.
4. Balthasar H. U. Herrlichkeit. Eine theologische Asthetik. - Einsideln, 1962. - 215 s.
5. Beckwith J. The Art of Constantinople. - L., 1961. - 187 р.
6. Blockley R.C. The Fragmentary Classicising Historians of the Later Ro¬man Empire. Eunapius, Olympiodorus, Priscus and Malchus. II. Text, Translation and Historiographical Notes. - Liverpool, 1983. - 711 p.
7. Brown Peter. Religion and Society in the Age of Saint Augustine. -
N. Y., 1972. - 392 p.
8. Brown Peter. The Making of Late Antiquity. - L., 1978. - 466 р.
9. Brown Peter. The World of Late Antiquity. AD 150-750. - L., 1971. - 216 р.
10. Bruhn J.A. Coins and Costume in Late Antiquity. - Wash., 1993. - 72 р.
11. Byzantine Constantinople: Monuments, Topography and Everyday Life. Papers from the International Workshop held at Bogazici University, Istanbul, 7-10 April 1999 / Ed. by Nevra Necipoglu. - Leiden: Brill, 1999. - XVI, 366 p.; 88 illus.
12. Cameron A. The Byzantines. - L.: Routledge, 2006. - 296 p.
13. Casel O. Das christliche Opfermysterium. Zur Morphologie und Theolo- gie des eucharistischen Hochgebetes. - Koln, 1968 - 339 s.
14. Chronology of the Byzantine Empire. - L.: Palgrave Macmillan, 2006. - 442 p.
15. CormackR. Byzantine Art. - Oxf.: Oxford Univ. Press, 2000. - 248 p.
16. Croke B. Count Marcellinus and His Chronicle. - Oxf.: Oxford Universi¬ty Press, 2001. - XVI+300 p.
17. Dalton O.M. Byzantine Art and Archaeology. - N.Y.: Dover Publica-tions Inc., 1961. - 754 p.
18. Du Cange Ch.F. Historia Byzantina. - Brussel, 1964. - 988 p.
19. Grabar A. Christian Iconography. A Study of its Origins. - Princeton: Univ. Press, 1980. - 174 p.
20. Hunger H. Byzantinische familie // Osterreichen archive fur kirchenecgt.
- Wien, 1967. - 413 p.
21. Jensen M. Face to Face: The Portrait of the Divine in Early Christianity.
- Fortress, 2005. - 260 p.
22. Kazhdan A. Women at home // DOP. 52. 1998. - 430 p.
23. Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Literatur von Justinian bis zum Ende des Ostromischen Reiches. - Munchen, 1891. - 235 p.
24. Lowden J. The Beginnings of Biblical Illustration // Imaging the Early Medieval Bible / Ed. J. Williams. - Univ. Park (Pa.), 1999. - Р. 49.
25. Mango C. Daily life in Byzantium // Jahrbuch der Osterrei chischen Byzantinistik. - Bd. 31. Hbd. 1. 1981. - 939 p.
26. Weiss H. F. Untersuchungen zur Kosmologie des hellenistischen und palastinischen Judentums. - Berlin, 1966. - 169 s.
27. Андреева Р.П. Энциклопедия моды. - СПб., 1997. - 416 с.
28. Байе Ш. Византийкое искусство. - СПб., 1888. - 328 с.
29. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М.: Наука, 1969. - 294 с.
30. Банк А.В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Альбом. - Л.-М., 1966. - 392 с.
31. Банк А.В. К вопросу о роли Сирии в формировании византийского искусства // Эллинистический Ближний Восток, Византия и Иран. - М., 1967. - С. 77 - 83.
32. Беляев Н.М. Очерки по византийской археологии. Фибула в Визан¬тии // Seminarium Kondakovianum. - Вып. 4. - Прага, 1929. - С. 307-312.
33. Беляев Н.М. Украшения позднеантичной и ранневизантийской одежды // Reqiel d'etudes dediees a la memoire de N. P. Kondakov. I. - Pragve, 1926. - С. 201-226.
34. Блейз А. История в костюмах от фараона до денди. - М., 2002. - 177 с.
35. Болгов Н.Н. Эволюция позднеантичного костюма в Северном При¬черноморье как проявление культурного континуитета // Из истории антич¬ного общества. Вып. 9-10. - Н. Новгород: ННГУ, 2007. - С. 207-216.
36. Болгов Н.Н.. Литовченко Е.В., Смирницких Т.В. Поздняя антич-ность: специфика эпохи и новые подходы к изучению // Гуманитарная наука в современной России: состояние, проблемы, перспективы развития. Матери¬алы IX Региональной НПК. Т. 1. - Белгород, 2007.
37. Болгов Н.Н. Поздняя античность: история и культура. - Белгород: БелГУ, 2009. - 88 с.
38. Болгов Н.Н.; Сбитнева Ю.Н.; Будаева Н.С. История одежды и ко-стюма в Византии. - Белгород: БелГУ, 2009. - 96 с.
39. Болгов Н.Н.; Смирницких, Т.В.; Сбитнева, Ю.Н. Частная жизнь женщины в Ранней Византии. - Белгород: БелГУ, 2009. - 170 с.
40. Будур Н. История костюма. - М., 2001. - 480 с.
41. Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. - М.: Наука, 1977. - 322 с.
42. Бычков В.В. Эстетика Отцов Церкви. - М.: Ладомир, 1995. - 400 с
43. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. - М.: Наука, 1991. - 328 с.
44. Васильев А.А. История Византии. - Т. 1. - СПб.: Алетейя, 1998. - 301 с.
45. Васильев А.А. История Византийской империи. - Т. 1. - СПб.: Але¬тейя, 1998. - 564 с.
46. Гийу А. Византийская цивилизация. - Екатеринбург: У - Фактория, 2007. - 545 с.
47. Грабар А. Император в византийском искусстве. - М.: Ладомир, 1999. - 328 с.
48. Грыжанкова М.Ю. Ранний византинизм как феномен средневеко-вой культуры. - Саранск, 2002. - 310 с.
49. Гукова С.Н. Богоматерь с символами евангелистов // ВВ. № 64 (89). 2005.
50. Гусейнов Г.М., Ермилова В.В. Композиция костюма. 2-е изд. - М., 2004. - 432 с.
51. Демус О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументаль¬ного искусства Византии. - М., 2001. - 160 с.
52. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М.: Искусство, 1996. - 315 с.
53. Дмитриевский А. Богослужебные одежды. - М., 1999.
54. Долоцкий В.М. О священных одеждах // Христианское чтение, 1848.
55. Дудникова Г.П. История костюма. - Ростов-на-Дону, 2001. - 416 с.
56. Евсеева JI.M. Традиции Константинополя и Рима в иконографии ветхозаветного цикла мозаик Сицилии // Византийский мир: искусство Кон-стантинополя и национальные традиции. - М., 2005
57. Залесская В.Н. Прикладное искусство Византии IV-XII вв. - СПб.: Изд-тво Государственного Эрмитажа, 1997. - 109 с.
58. Захаржевская Р.В. История костюма: от античности до современ-ности. 3-е изд. - М.: РИПОЛ классик, 2006. - 287 с.
59. История Византии. Т. 1. Византийские хронисты / отв. ред. С.Д. Сказкин - М.: Наука, 1967. - 524 с.
60. Каплан М. Византия. - М.: Вече, 2011. - 416 с.
61. Каплан М. Золото Византии. - М.: Астрель, 2002. - 176 с.
62. Киприан Карфагенский. Об одежде девственниц // Творения. - М.: Паломник, 1999. - С.191-208.
63. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. - СПб.: Азбука-классика. - 2004. - 528 с.
64. Комеч А.И. Взгляды христианства II-IV столетий на эстетическую выразительность архитектурной формы // Культура и искусство Византии. - Л., 1975. - С. 54-77.
65. Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. - Одесса, 1876. - 276 с.
66. Кондаков Н.П. Византийские церкви и памятники Константинопо-ля. - М., 2005. - 230 с.
67. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. - Т. 1. - М.: Паломник, 1998. - 320 с.
68. Кондаков Н.П. Очерки и заметки по истории средневекового ис-кусства. - Прага: Институт Кондакова, 1929. - 426 с.
69. Кривушин И.В. Ранневизантийская церковная историография. - СПб.: Алетейя, 1998. - 255 с.
70. КулаковскийЮ.А. История Византии. Т. 1: 395-518 годы. - СПб.: Алетейя, 1996. - 446 с.
71. Курбатов Г.Л. Ранняя Византия IV-VII вв. - позднеантичное обще¬ство // Вестник СПбГУ. - Сер. 2, вып. 2. - СПб., 2001.
72. Курбатов Г.Л.. Византия в VI столетии. - Л.: Учпедгиз, 1959 - 136 с.
73. Курбатов Г.Л.. История Византии. - М.: Издательство МГУ, 1984.
- 726 с.
74. Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты: К истории обще-ственно-политической мысли. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 272 с.
75. Лазарев В.Н. История византийской живописи. - М.: Искусство, 1986.
76. Лидов А.М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы- парадигмы в византийской культуре. - М.: Дизайн. Информация. Картогра-фия, 2009. - 362 с.
77. Литаврин Г.Г. Как жили византийцы. - СПб.: Алетейя, 1997. - 256 с.
78. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. - М.: Высшая школа, 1963. - 584 с.
79. Мерцалова М.Н. Костюм различных времён. - М., 1993. - 545 с.
80. Неклюдова Т.П. История костюма. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
- 448 с.
81. Оргиш В.П. Истоки христианства: культурно-исторический генезис / Под ред. Е.М. Бабосова. - Мн., 1991. - 279 с.
82. Османкина Г.Ю. Мировоззренческие основы формирования ранне¬христианской культуры Византии в IV-VI вв. - Автореф. канд. дисс. - Ниж¬невартовск, 2000. - 20 с.
83. Пайкова А.В. Четвероевангелие Раввулы (VI в.) как источник ран-нехристианского искусства // ПСб. 29 (92). 1987. - С.176-179.
84. Панченко Б.А. О «Тайной истории» Прокопия // Византийский вре¬менник. - 1896. - Т. 2. - С. 24-57, 340-371.
85. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии / вступ. ст. Г.В. Вздорнова. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 564 с.
86. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. - СПб.: Лига Плюс, 1999. - 412 с.
87. Покровский Н.В. Памятники византийской иконографии и искус-ства // ХЧ. 1893, сент.-окт. - С. 185-221; нояб. -дек. - С. 385-404.
88. Поляковская М.А.; Чекалова А.А. Византия: быт и нравы. - Сверд-ловск: УрГУ, 1989. - 320 с.
89. Райс Д.Т. Византийцы. Наследники Рима. - М.: Центрполиграф, 2003. - 216 с.
90. Редин Е.К. Мозаики равеннских церквей. - СПб.: Типография Ско¬роходова, 1896. - 257 с.
91. Сайгушкина Т.П. Символика цвета в христианском искусстве // Символ в религии и философии. - Севастополь, 2005. - С. 183-189.
92. Самуткина Л. А. Концепция истории в «Хронографии» Иоанна Малалы. - Иваново: Изд-во ИванГУ, 2001. - 143 с.
93. Сорочан С.Б. Византия. Парадигмы быта, сознания, культуры. - Харьков: Майдан, 2011. - 952 с.
94. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая фи¬лософия. - Пермь: Изд-во Пермского Университета, 2000. - 482 с.
95. Тиль Э. История костюма. - М.: Легкая индустрия, 1997. - 103 с.
96. Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991. - 730 с.
97. Удальцова З. В. Из византийской хронографии VII в. // Византий-ский временник. -1984. - Т. 45. - С. 60-65.
98. Удальцова З. В. Мировоззрение византийского хрониста Иоанна Малалы // Византийский временник. - 1971. - Т. 32 - С. 3-23.
99. Удальцова З.В. Византийская культура. - М.: Наука, 1988. - 289 с.
100. Успенский Ф.И. История Византийской империи. - Т. 1. - М.: Аст¬рель, 2001. - 822 с.
101. Чекалова А.А., Даркевич В.П. Культура Византии IV-XII вв.: быт и нравы. Прикладное искусство. - М.: Либроком, 2010. - 125 с.
102. Чекалова А. А. Константинополь в VI веке. Восстание Ника. - СПб.: Алетейя, 1997. - 332 с.
103. Шпенглер О. Закат Европы. - В 2 т. - М.: Мысль, 1998. - 612 с.
104. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. - 414 с.