ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы изучения представления
юношей и родителей о стиле семейного воспитания………………………...
1.1. Феномен детско-родительских отношений в психологии………………
1.2. Особенности изучения стилей воспитания в отечественной
и зарубежной психологии………………………………………………………
1.3. Гендерные особенности стилей семейного воспитания…………………
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование представления юношей
и родителей о стиле семейного воспитания ………………………….………
2.1. Организация и методы исследования…………………………….............
2.2. Анализ и интерпретация результатов……………………………………..
2.3. Коррекционно-развивающая программа по развитию у юношей адекватного представления о стиле воспитания в семье…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..........
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования: Семейное воспитание в развитии личности занимает одну из ведущих позиций, именно семья является
первичным агентом социализации, в ней формируются интеллектуальная,
духовная культура человека, закладывается фундамент для будущего развития личности. Кардинальная трансформация современного российского общества стала причиной перестройки системы индивидуального и группового
сознания. На этом фоне особую актуальность приобретают изменения, происходящие с институтом семьи и брака, в которых на первый план выступил
процесс индивидуализации и дистанцирования супругов друг от друга. Такое
положение института семьи неизбежно отражается на детско-родительских
отношениях, которые непосредственно закладывают основу для формирования личности будущих поклонений.
На сегодняшний день общество требует от человека самостоятельности
и ответственности в решении многих жизненных проблем, активной и инициативной позиции в определении своего места и своего назначения в жизни.
Юноши и девушки в силу возрастных особенностей стремятся эмансипироваться от взрослых, избежать установленных правил и порядков. Однако, несмотря на возрастающую самостоятельность самым важным и влиятельным
фактором все также остается родительская семья, которая непосредственно
закладывает особенности поведения юношей. В психологии установлено, что
процесс внешнего и внутреннего взаимодействия с родителями продолжается
на протяжении всей жизни ребенка, поэтому стиль родительского отношения обуславливает множество факторов будущей личности, в том числе и будущее родительское поведение. В связи с этим встает вопрос о необходимости изучения стилей воспитания в родительской семье с одной стороны и образа стиля воспитания у юношей с другой. Как отмечалось последствия родительского воспитания наносят свой отпечаток на всю будущую жизнь де4
тей, более того под влиянием детско-родительских отношений формируется
будущий образ семьи и отношение к детям в сознании юношей.
Проблему детско-родительских отношений изучали такие отечественные
ученые как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, М. И. Лысина, В. И. Гарбузов, Д.
Н. Исаев, А. И. Захаров, Э. Г. Эйдемиллер, О. А. Карабанова, И. С. Кон, Г. Г.
Филиппова, А. Я. Варга, раскрывшие стилистические особенности детскородительских отношений. Так в частности Э.Г. Эйдемиллер разработал собственную классификацию детско-родительских отношений, основанных на
форме взаимодействия родителей с детьми, А.Я. Варга входе консультативной
практики обосновала специфический «парадоксальный» подход к детскородительским отношениям.
Таким образом, в результате изучения особенностей детскородительских отношений в психологии, сложилось понимание их, как предопределяющих развитие и формирование личности ребенка. В свою очередь в
ходе жизненного опыта у юношей формируется собственное представление о
стилях семейного воспитания, которое в будущем предопределяет их семейную жизнь, поэтому изучение представлений юношей о стилях семейного
воспитания позволяет напрямую подойти к проблеме будущего института семьи и обозначить перспективу его развития. В итоге ориентируясь на высокую
практическую и теоретическую значимость, в своем исследовании мы поднимаем следующую проблему исследования.
Проблема исследования: каковы особенности представления юношей и
родителей о стиле семейного воспитания?
Цель исследования: решение данной проблемы составляет цель нашего
исследования.
Объект исследования: стиль семейного воспитания.
Предмет исследования: представления юношей и родителей о стиле семейного воспитания.
Гипотеза исследования: Существуют различия в представлениях юношей и их родителей о стиле семейного воспитания, а именно:5
1. Родители юношей склонны считать свои отношения с ребенком демократичными и основанными на сотрудничестве, в то время как в представлении юношей отношение со стороны родителей носит авторитарный и директивный характер.
2. В представлении юношей, родители относятся к ним с недостаточным
уважением и принятием их прав и предъявляют требования характерные для
детей младшего возраста.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой в нашей работе решались следующие задачи:
1. Теоретический анализ и оценка, имеющихся в психологической литературе подходов к изучению стилей семейного воспитания;
2. Изучить представления родителей о стиле семейного воспитания, существующие в семье;
3. Определить представления юношей о применяемом к ним стиле семейного воспитания;
4. Выявить особенности соотношения представлений юношей и родителей о стиле семейного воспитания;
5. Разработать коррекционно-развивающую программу по формированию адекватного представления у юношей о стиле воспитания.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами
настоящей работы.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили
концепции А.Я. Варгой, который позволяет изучить особенности восприятия
родителей детьми, а также подход И.М. Марковской, позволяющий изучить
стили родительского воспитания в семье с позиции родителей и детей.
Методы исследования:
Первый - (по Б.Г. Ананьеву) организационный, на котором нами был использован метод поперечного среза, позволяющий изучить представления
юношей и родителей о стиле семейного воспитания.6
Второй - метод обработки данных, включающий количественную обработку с использованием непараметрического критерия для различий МаннаУитни в программе статистического анализа SPSS-17 и качественную обработку полученных данных.
Третий - интерпретационный метод.
Методики исследования:
Эмпирические исследования, включающие методику И.М. Марковской,
предназначенную для диагностики особенностей взаимодействия родителей с
детьми. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны - родителей, но и видение взаимодействия с другой стороны - с позиции детей;
методика «Подростки о родителях» адаптированная Л.И. Вассерманом, И.А.
Горьковой и др. Методика диагностирует отношение подростков к воспитанию в семье.
В результате нашей работы был проведен теоретический анализ психологической литературы посвященной проблеме детско-родительских отношений
и стилей воспитаний родителей. Характерной особенностью детскородительских отношений является то, что в ее основе лежит система факторов, которые формируется в процессе жизни семьи. В тоже время, семейная
система выражается в своем отношении с детьми, которое наиболее ярко обозначает себя в стилях воспитания родителей. Именно стиль воспитания, по
мнению многих авторов, предопределяет будущее развитие ребенка, а также
будущие отношения детей в собственных семьях. В тоже время в психологии
детско-родительских отношений существуют различные классификации стилей семейного воспитания, основаны на таких критериях как эмоциональное
принятие, определенная степень требований, санкций, контроля и их соответствие возрастным особенностям детей.
В результате проведения исследования нами установлено, что юноши
воспринимают родителей как менее требовательных, чем есть на самом деле,
то есть не осознают, какие на них возлагаются ожидания. Тем не менее, контроль в представлениях юношей выражен сильнее, чем есть в реальной ситуации, что обусловлено более острым восприятием мелочной опеки родителей,
выставлении ими ограничений. В представлении юношей мать занимает более
близкую позицию, чем отец, она характеризуется эмоциональной теплотой и
доверительными отношениями с ребенком, в то время как отец достаточно дистанцирован от воспитания и воспринимается юношами как более требовательный и строгий. В конечном же итоге, родители не наблюдают плодов выдвигаемых требований и контроля, оценивая свою авторитетность для ребенка
ниже, чем он сам себе представляет. Наконец, юноши воспринимают отношения с родителями, как менее согласованные, считая, что взрослые не до конца
взаимодействуют с ними на равных и принимают к сведению права и достоинства ребенка.71
Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, были решены,
нами была достигнута цель исследования. В результате проведенного исследования можно сказать, что наша гипотеза о том, что существуют различия в
представлениях юношей и их родителей о стиле семейного воспитания, а
именно:
1. Родители юношей склонны считать свои отношения с ребенком демократичными и основанными на сотрудничестве, в то время как в представлении юношей отношение со стороны родителей носит авторитарный и директивный характер.
2. В представлении юношей, родители относятся к ним с недостаточным
уважением и принятием их прав, а предъявляют требования характерные для
детей младшего возраста, нашла свое подтверждение. Установлено, что представления юношей о стилях воспитания их родителей совпадают по весьма
важным пунктам, которые формирует отношение к семье как к важному институту социализации, жизненной ценности. Родители и юноши в одинаковой
степени считают свои отношения достаточно мягкими, в рамках которые родители адекватно контролируют поведение и жизнь своих детей. Более того по
мнению юношей и родителей их отношения характеризуются высокой степенью принятия и эмоциональной близости, что в конечном итоге отражается в
обоюдном удовлетворении детско-родительским отношениями.
Различаются же представления с реальной ситуацией в аспектах требовательности, контроля, авторитетности и сотрудничества, так как юноши видят
себя во взаимодействии с родителями не на равноправной, а в позиции подчинения.
Нами была разработана коррекционная программа для формирования
адекватного представления у юношей о стиле семейного воспитания с учетом
установленных особенностей.
На основе полученных результатов, изучаемая нами проблема требует
дополнительного изучения на большей по объему репрезентативной выборке
родителей и их детей с учетом таких дополнительных показателей как, индивидуально типологические характеристики родителей и их детей, симблинговые позиции детей, стаж супружеской жизни, тип семьи, а так же ее социально-психологический климат.
1. Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. 30-60 годы ХХ века: Тексты / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. М.: «Издательство Московского университета», 1986. С. 131-140.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. - СПБ.: Питер, «Владос» 2011.- 400 с.
3. Андреева Л.А. Психологические особенности детско-
родительских отношений / Л.А. Андреева. -Дис. канд. псих. наук. -М.: «Вла-дос», 2000. - 413 с.
4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекцион-ный курс / А.Я. Варга. - СПб.: «Речь», 2001.- 144 с.
5. Вассерман Л.И. Психологическая методика «Подростки о родите¬лях» и ее практическое применение / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Р. Ромицына. - СПб.: «ФАР Миндекс» 2001. - 66 с.
6. Жилина Л.Н. Проблемы потребления и воспитание личности / Л.Н. Жилина, Н. Т. Фролова. - М.: «Мысль», 1969. - 175 с.
7. Заслуженюк В. С. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуж-дение? Книга для родителей / К. Заслуженюк, В. А.Семиченко. М. «Просве-щение», 1996. - 191 с.
8. Захарова, И.В. Первичная социализация как первый шаг к усвоениею гендерной роли / И.В. Захарова // Актуальные проблемы гума-нитарных и естественных наук. «Русь» 2010. - №11. -C.320-324.
9. Кириленко И. Н. Детско-родительские отношения: гендерный и этнический модусы: Монография / И. Н. Кириленко. - М.: «КРЕДО», 2015.-212 с.
10. Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспи¬тательные возможности / И. Клемантович // Воспитание школьников. - 1998. «Мир» - № 4. - С. 2-5.
11. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: «Просве-щение», 1989. - 256 с.
12. Лич П. Младенец и ребенок: от рождения до пяти лет / П. Лич. - М.: «Просвещение», 1992.- 98 с.
13. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания / Л.И. Маленкова. - М.: «Педагогическое общество России», 2002.-300 с.
14. Мальковская Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников / Т.Н. Мальковская. - Л.: «ЛГПИ», 1973. - 175 с.
15. Марковская И.М. О возможностях применения теста семейных отношений в психологической консультации / И.М. Марковская // Семейная психология и семейная терапия. -1999. «Лич»- № 2. - С. 21-27.
16. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родите¬лей с детьми / И.М. Марковская // Семейная психология и семейная терапия. «Просвещение»-2009. - № 2. - С. 35-43.
17. Маслоу А.Г. Самоактуализация. Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: «Асайеша», 1992. -250 с.
18. МеркульИ.А. Представлениестудентовородительстве / И.А. Мер- куль / ВестникМГОУ. Серия Психологические науки. «Просвещение»- 2011.- №2.- С. 106-111.
19. Монахова И.А. Психологические особенности самопонимания в старшем школьном возрасте: автореф. дисс... канд. психол. н. / И.А. Монахова - Астрахань: « АГУ», 2002. - 27 с.
20. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: Учеб.пособие. М., «Владос» 2006.
21. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника / Л.Ф. Островская. - М.: «Просвещение», 1987. - 144 с.
22. Петровский А.В. Психология о каждом из нас / А.В. Петровский. - М.: «Российский открытый университет», 1992. - 332 с.
23. Пулккинен Л. Психология личности и образ жизни / Л. Пулккинен. М. «МГУ», 1987. - 125 с.
24. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика / Д.Я. Райго-родский. - Самара: «Бахрах-М», 2009. - 672 с.
25. Раттер М. Помощь трудным детям / - М.: «МГУ», 1987. - 112 с.
26. Роджерс К.К науке о личности //Ист. заруб, психологии: Тексты / К. Роджерс. - М.: «МГУ», 1986. - 230 с.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, «Мир» 1999. - 712 с.
28. Сатир, В. Психотерапия семьи / В. Сатир. - СПб.: «Речь», 2001. - 283с.
29. Скиннер Р. Семья и как в ней уцелеть / Р. Скиннер, Дж.Клииз. - М.: «Класс», 1995.- 250 с.
30. Слободчиков В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: «Школа-Пресс», 1995. - 383с.
31. Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики роди-тельского отношения / О.Е. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. «Владос»-1999. - № 3. - С. 61-68.
32. Смирнова Е.О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребёнка / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Вопросы психологии. «Владос» 2007.- № 2. -С. 57-68 .
33. Соколова, Е.Т. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики // Се¬мья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Е.Т. Соколова, А.А. Бодалева, В.В. Столин. - М., «Слава» 1989. -270 с.
34. Субботский, Е.В. Генезис личностного поведения и стиль общения дошкольников / Е.В. Субботский // Вопросы психологии. - 1981. - №2.
35. Сысенко В.А. Отцы и дети // В.А. Сысенко/Социологические ис-следования.-1986.- № 2.-С. 94-101.
36. Фромм А. Азбука для родителей / А. Фромм, Т. Гордон. - Екате-ринбург: «Владос», 1997. - 608 с.
37. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка/Г.Т. Хоментаускас. - М., 2003. - 221 с.
38. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л. Б. Шнейдер. - М.: «Апрель-Пресс», 2000. - 512 с.
39. Эйдемиллер Э.Г.. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйде- миллер, Юстицкис В. -« СПб»: Питер, 2012. - 635 с.
40. Galambos N., Barker E., Almeida D. Parents do matter: Trajectories of change in externalizing and internalizing problems in early adolescence//Child De¬velopment. 2003.Vol. 74, № 2, P. 578-594.