Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты физкультурно-оздоровительной деятельности в инновационном ДОУ 7
1.1. Инновационная направленность современного образовательного процесса в ДОО 7
1.2 Характеристики и классификация здоровьесберегающих и здоровьеорентирующих технологий в системе дошкольного
образования 10
1.3. Современные технологии управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в инновационном ДОУ
Глава 2. Исследование эффективности матричной модели и проектной технологии управления физкультурно-оздоровительной деятельностью
2.1. Анализ инновационного опыта и результативности управления
физкультурно-оздоровительной деятельностью в экспериментальном дошкольном учреждении (констатирующий этап)
2.2. Реализация матричной модели и проектной технологи управления
физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольном
учреждении
2.3. Динамика показателей результативности физкультурно-оздоровительной
деятельности в дошкольном образовании в процессе реализации матричной модели и проектной технологии управления
Выводы по второй главе
Заключение 81
Библиографический список 83
Приложения 90
Одним из главных направлений реализации Приоритетного национального проекта «Образование» является переход
общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Стандарты нового поколения, учитывая и сохраняя продуктивные идеи традиционного обучения, предлагают более эффективный способ достижения современной цели образования, основанный на системно-деятельностном подходе, который связан не с усвоением и запоминанием готовых знаний, а с раскрытием, развитием и становлением личностного потенциала каждого ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности [21, с. 95].
В настоящее время в системе дошкольного образования сложилась такая проблемная ситуация, при которой используемые в массовой практике методы работы с детьми, а также формы организации образовательного процесса не соответствуют задаче создания условий для максимального раскрытия индивидуального и возрастного потенциала каждого ребенка. На решение обозначенной проблемы направлено внедрение в образовательный процесс детского сада инновационных форм и методов организации образовательной деятельности в ДОО, которые ориентированы на решение актуальных задач воспитания, обучения и развития дошкольников, поддержку их личностного становления, самореализации в образовательном процессе, осуществляется корректировка целей.
Обозначенные образовательные тенденции находят непосредственное отражение и в физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольной образовательной организации, которая сегодня приобретает особое значение, поскольку усиленное внимание в государственной политике уделяется проблемам сохранения здоровья подрастающего поколения. В современных условиях урбанизации, компьютеризации, обострения социальных проблем, неудовлетворительного экологического состояния важное значение приобретает полноценное физическое развитие детей, в том числе дошкольного возраста, повышение уровня адаптационных возможностей их организма. Таким образом актуальность исследования определяется социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, который физически подготовлен, устойчив к неблагоприятным внешнесредовым факторам, осознанно и бережно относится к своему здоровью.
Цель физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольной образовательной организации - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры здоровья как совокупности осознанного отношения ребенка к нему и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, здоровьесберегающий компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Обозначенное направление в практике инновационного ДОУ реализуется посредством создания в нем здоровьесберегающей среды, предполагающей системное внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную практику, что и обуславливает актуальность работы на научно-методическом направлении.
На сегодняшний день проблема обновления содержания дошкольного образования, внедрения в практику образовательной деятельности новых средств, инновационных технологий широко представлена в различных исследованиях (Б. П. Битинаса, Е. В. Бондаревской, В. Г. Бочаровой, 3. А. Мальковой, А. В. Мудрика, Г. И. Щукиной, Н. Е. Щурковой и др). Проблемы физического развития детей дошкольного возраста на современном этапе освещены в работах В.Г. Каменской, С.А. Котовой, Е.В. Михеевой, А.М. Сивцовой, Н.К. Смирнова и др.); вопросы развития физкультурно¬оздоровительной деятельности в дошкольной организации, в том числе посредством использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста как основы инновационного ДОУ разрабатывали Е.А. Бабенкова, Л.Н. Волошина, В.А. Деркунская, Л.В. Гаврюшина, Н.И. Соловьева, В.Д. Сонькин, Н.Т. Рылова, и др. Исследователи в своих работах теоретически и практически обосновывают необходимость создания здоровьесберегающей среды в практике работы ДОО.
Несмотря на достаточную представленность разработки проблемы развития физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации с учетом инновационной образовательной практики ДОО, обозначенное направление требует дальнейшего изучения и разработки.
Цель исследования состоит в обосновании проектной технологи управления физкультурно-оздоровительной деятельности в инновационном образовательном учреждении.
Объект исследования процесс управления физкультурно-оздоровительной деятельности в инновационном образовательном
учреждении.
Предмет исследования проектная технология управления
физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольной организации.
Для достижения обозначенной цели определены следующие задачи:
1. Выявить состояние проблемы управления физкультурно¬
оздоровительной деятельности в инновационном дошкольном учреждении в психолого-педагогической литературе.
2. Определить особенности организации образовательной
деятельности детей в инновационно-ориентированных дошкольных организациях в аспекте внедрения ФГОС ДО.
3. Рассмотреть инновационные направления организации
физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации в практическом аспекте.
4. Исследовать эфективность проектной технологии управления физкультурно-оздаровительной деятельностью.
В ходе работы выдвинута гипотеза, что проектная технология управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в системе инновационного дошкольного образования будет способствовать повышеню ее результативности если:
• реализовать сущностные компоненты управленческой деятельности: анализ, экспертизу, проектирование, рефлексию.
• обеспечить взаимодействие организационных структур управления в целях реализации проектов, направленных на преодоление существующих проблем.
В работе использованы методы теоретического анализа (изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме); а также практические: разработка и систематизация дидактических материалов.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе специфики использования инновационных подходов к организации физкультурно-оздоровительной деятельности в системе дошкольного образования.
Практическое значение работы состоит в возможности использования результатов исследования в педагогической практике работы дошкольных образовательных учреждений.
Анализ современных исследований и научно-методической литературы позволил определить теоретические и практические основы управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в инновационном ДОУ выделить современные тенденции развития физкультурно-оздоровительной деятельности.
В результате теоретического анализа различных подходов и практической деятельности по управлению физкультурно-оздоровительной деятельностью, определены и зафиксированы направления его развития в дошкольных учреждениях, дано концептуальное обоснование целостного системного подхода к созданию матричной модели управления физкультурно¬оздоровительной деятельностью в дошкольном учреждении, основополагающим принципом которой является улучшение взаимодействия организационных структур управления в целях реализации того или иного проекта или эффективного решения определенной проблемы.
В ходе экспериментальной работы было выявлено, что реализация матричной модели управления физкультурно-оздоровительной
деятельностью в дошкольном образовании дает положительные результаты и будет более эффективной при условии использования регионального подхода, который предполагает погружение ребенка в особо
организованное жизненное пространство, формирующее привычки здорового поведения, обеспечивающее комфортность пребывания ребенка в детском саду, семье, дворе и т.д., а также развитие деятельности, направленной на формирование и реализацию потребности в движении, разработку инновационных программ и технологий физического воспитания детей дошкольного возраста направленную на повышение эффективности и качества дошкольного образования региона в целом.
Применение матричной модели управления в физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ программы «Играйте на здоровье» и тесной связи с микросоциумом, дает возможность вскрыть дополнительные резервы повышения уровня физической подготовленности, что подтверждается динамикой физической подготовленности детей, которая показывает, что уровень развития двигательных способностей детей ДОУ возрос по сравнению с 2016-2017 учебным годом на 2,7 % и у 89,8 % детей соответствует параметрам, предложенным программой «Истоки».
Создание и реализация матричной модели управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольном образовании, которая обеспечивается сущностными характеристиками управленческой деятельности (анализом, экспертизой, рефлексией, коммуникацией, проектированием), положительно отразилось на результатах управления ФОД, к которым мы, прежде всего, относим: снижение заболеваемости детей, улучшение показателей физического и психологического развития, достаточно высокий творческий потенциал педагогического коллектива, расширение границ взаимодействия с партнерами.
Следовательно, поставленные задачи и гипотеза нашли свое подтверждение в ходе исследования. Результаты могут быть использованы при проектировании основной образовательной программы ДОУ, годового плана, в системе управления дошкольным образованием.
Несмотря на это перспективы исследования не исчерпаны, и мы их видим в развитии сетевого взаимодействия дошкольных учреждений, родителей, социальных партнеров по проблемам в региональных условиях воспитания здорового ребенка.
1. Адашкявичане Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду Текст. / Э. Й. Адашкявичане. М. : Просвещение, 1992. - 158 с.
2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка Текст. / В. Г. Алямовская M. : Linka-press, 1993. - 109 с.
3. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в
дошкольном образовательном учреждении /
dob.1september.ru>2004/18/7.htm
4. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы /Под ред. А.В.Запорожца и В.В.Давыдова. - М.: Просвещение, 1968. -445 с.
5. Арямов И.А. Возрастные особенности детей и наука о физическом воспитании Текст. / И. А. Арямов // Теория и практика физической культуры. 1950. - № 10. - С. 781-782.
6. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании Текст. / Б. А. Ашмарин. М.: ФиС, 1978. - 223 с.
7. Безруких M. М. Здоровьесберегающая школа Текст. / M. М. Безруких. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2004. - 240 с.
8. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие./К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 161 с.
9. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. - ТЦ Сфера, Москва, 2007
10. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая
функция/К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 112 с.
11. Белая К.Ю. Третьяков П.И., Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2001; 2003.
12. Белая К.Ю 300 ответов на вопросы заведующей детским садом/К.Ю. Белая. - М.: Астрель; АСТ, 2003. - 123 с.
13. Белкин А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) Текст. / А. С. Белкин, Е. В. Ткаченко. Екатеринбург, 2005.-208 с.
14. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. -М., 1990.
15. Биличенко Г.Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением
развития./ Г.Г. Биличенко. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
16. Большая Советская Энциклопедия [Текст]. В 30 томах/гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1975. - Т. 21. - 640с.
17. Вазина К.Я. Технологическая организация жизнедеятельности образовательного учреждения, «Модель саморазвития человека» http: //poipkro. perm.ru/elbib/book-mamaeva/ 1-3.htm
18. Вильчковский, Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста Текст. / Э. С. Вильчковский. Киев : Рад. шк., 1979. - С. 69 - 203.
19. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ./ Н.А. Виноградова. - М.: Айрис-пресс, 2006 .- с 192с.
20. Волосникова Т.В., Филиппова С.О. Система физкультурно¬
оздоровительной работы в дошкольном учреждении // Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие / под ред. С.О. Филипповой. - М.: Академия, 2007. - С. 28-47.
21. Волосникова Т.В. Создание модели инновационного дошкольного учреждения, обеспечивающего сохранение здоровья ребенка средствами физического воспитания // Модернизация Российского образования: первые итоги: матер. Всеросс. конф. - М., 2003. - С. 13-18
22. Волосникова Т.В. Управление физкультурно-оздоровительной работой в дошкольном учреждении // Физическое воспитание детей дошкольного возраста: состояние, проблемы, перспективы: матер. науч.-практ. конф. - Волгоград, 2009. - С. 191-193.
23. Волосникова Т.В. Управление качеством оздоровительной
деятельности дошкольного учреждения // Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы: матер.
межрегиональной науч.-практ. конф. - Владимир, 2010. - Ч. 1. - С. 58¬62.
24. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология
физического воспитания детей 5-7 лет. М.: АРКТИ, 2004. - 114 с.
25. Волошина Л.И. Игровые программы и технологии физического
воспитания малышей)/ Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях и школах: Учеб. -метод. пособие.- Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 2002
26. Волошина Л.Н. Игры с элементами спорта в системе физического
воспитания дошкольников: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеренбург, 2004.- 159 с.
27. Волошина Л.Н., Кокунько Л.Я., Крвцова Е.А. Управление
физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольном образовательном учереждении. (программно-целевой и
региональный подходы) / издательский дом "БЕЛГОРОД" 2012 г.
28. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта для детей
3-4 лет. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. - 112 с.
29. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Обучение детей игровой деятельности
в разновозрастной группе. / «Учитель». Волгоград 2011г. 91 с.
30. Волошина Л.Н. Практикум по теории и технологиям физической
культуры дошкольников. Учебное издание. Белгород 2011, 181 с.
31. Волошина Л.Н. Современные тенденции построения
здоровьесберегающей среды детского сада // Основы здоровьесберегающего образовательного процесса: опыт, проблемы, перспективы): Материалы региональной научно-практической
конференции- Белгород: Изд-во БелГУ, 2003.-296 с.
32. Волошина Л.Н.Современная методология обучения играм с
элементами спорта / Дошкольное воспитание. 2005. - № 11 с. 17-20.
33. Гинецинский, В. И. Проблема структурирования образовательного
пространства Текст./В. И. Гинецинский//Педагогика. 1997.-№3.-С. 10-15.
34. Гладкий Ю.Н. Регионоведение [Текст]/ Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев
- М.: Гардарики, 2003 - 348с.
35. Гориневский, В. В. Физическое образование Текст. / В. В.
Гориневский. СПб.: Родник, 1913. - 312 с.
36. Государственный стандарт общего образования. ru.wikipedia.org
wiki/Государственный стандарт.
37. Губа, В. П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией на различные виды спорта : автореф. дис. . д-ра пед. наук Текст. / В. П. Губа. М., 1997. - С. 7.
38. Гужаловский, А. А. Итоги и перспективы изучения закономерностей онтогенеза физических способностей человека Текст. / А. А. Гужалов- ский // Теория и практика физической культуры. 1987. - № 12. - С. 31 - 34.
39. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2007 № 4
40. Дуркин П. К. Интерес к занятиям физической культуры и спорта как фактор формирования здорового образа жизни Текст. / П. К. Дуркин, Лебедева М.Т. // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. 2004. -№ 2. - С. 55 - 58.
41. Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / Ю. Д. Железняк. М.: Академия, 2002. - 264 с.
42.Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования Текст. / В. И. Загвязинский. Тюмень, 1995. -С.4-12.
43. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология 21 века Текст. / сост. Ю. Е. Антонов. М.: АРКТИ, 2000. - 88 с.
44.Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми Текст. / Ю.Ф. Змановский. М. : Просвещение, 1989. - С. 4 - 6.
45. Ирхин, В. Н. Теоретические основы построения школы здоровья в контексте гуманистической парадигмы образования и воспитания Текст. /
46. Истоки:Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования. Текст. / под ред. Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др.; науч. ред. JI. А. Парамонова, А. Н. Давидчук, С. В. Тарасова и др. М. : Сфера, 2011. C. 224-245.
47. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением./Т.П, Колодяжная. - Ростов на Дону, 2002. - 212 с.
48. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник Текст. / Н. И. Кондаков. М., 1975. - С. 44 - 45.
49. Королев Ф. Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях Текст. / Ф. Ф. Королев // Советская педагогика. 1970. -№ 9. - С. 103- 106.
50. Костин А.К. Регионализация образования - стратегическое направление образовательной политики // Педагогика - 2005. - № 8. - С.26;
51. Краевский В. В. Общие основы педагогики : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / В. В. Краевский. М. : Академия, 2003. -256 с.
52. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) : программно-метод. пособие Текст. / В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - С. 3 - 8.
53. Кузьмин В.П. Системный подход Текст. / В. П. Кузьмин // Вопросы философии. 1980. - № 12. - С. 13.
54. Лебедева С.С. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства Текст. / С.С. Лебедева. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 96 с.
55. Маркова Л.С. Программа развития дошкольного образовательного
учреждения: структура, содержание, перспективное планирование
работы./Л.С, Маркова. - М.: АРКТИ, 2002. - 78 с.
56. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. -- 2-е изд., М.: ИНФРА-М, 2002.- 349 с.
57. Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников / Авт.- сост. - Волгоград: Учитель, 2013. - 223 с.
58. Мусанова М.М. Коммуникативные отношения в коллективе как средство развития творческого потенциала коллектива воспитателей заведующий муниципального дошкольного... novyn.kpi.ua >2007-3- 1Z07 Musanova.pdf
59. Новый энциклопедический словарь [Текст]/ гл. ред. А.П. Горкин - М.: Научно изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2000 - 1456с.
60. Ноткина Н.А. Оценка физического и нервно-психического развития детей дошкольного возраста Издательство «Акцидент», 1998
61. Овечкина Т.А., Филиппова С.О., Волосникова Т.В. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 5 (32). - С. 8-14.
62. Петровичев В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. Текст/ В.М. Петровичев - Тула: Прион. кн. Изд-во, 1994 - 186с.
63. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. — М., 1996.
64. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием./ под ред. Л.В. Поздняк. - М.: Академия, 2001. - 238 с.
65. Поташник М.М и др. Управление качеством образования на муниципальном и региональном уровнях. - М, 2000.
66. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" "РГ" - Федеральный выпуск №5125 от 5 марта 2010 г.
67. Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста / О.В. Толстикова Т.Г. Гатченко - Екатеринбург: ИРРО, 2007. - 95 с.
68. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ./авт.- сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина и др. - М,: АРКТИ, 2003. - 89 с.
69. Рунова М.А., П.И. Храмцов «Инновационные модели формирования здоровья и физической культуры современных дошкольников» Журнал «Здоровьесберегающее образование» №1- 2009 год. ФИРО.
70. Рунова М.А. Технологии оздоровительной, физической культуры и личностно-ориентированного здоровьесбережения дошкольников в образовательных учреждениях разного вида. Сб. «Технологизация оброзования-требование времени. ФИРО Минобрнауки РФ. М. 2007
71. Сарапулов В.А. Теория и практика управления качеством. Выпуск 3. - Чита, 2008.
72. Сластенин В.А., Исаев Н.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, в 2-х частях, часть I / под редакцией В.А. Сластенина. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003.- 288 с.
73. Сыртланова Н.Ш. Теоретические основы концепции регионального содержания дошкольного образования в РБ. [Текс]/ Н.Ш. Сыртланова//
Материалы III Всероссийской межвуз. научно - практической конференции (Челябинск, 3 марта 2005г.) - Челябинск: ИИУМЦ
«Образование», 2005 - 73-77с.
74. Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов./под ред. Н.В Микляевой. - М,: МГПИ, 2004. - 185 с.
75. В.И. Научные подходы к созданию здоровьесохраняющей среды. Доклад к защите докт. Дис. - М., 2000. - С. 49-52.
76. Усаков В.И. Педагогический контроль за физической
подготовленностью дошкольников. - Красноярск, 1989. - С. 37-49.
77. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления. В 5-ти томах. Т.1. -- М., 1992. -- 525 с.
78. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ./Л.И. Фалюшина. - 2-е изд., испр. и доп. - М,: АРКТИ, 2003. - 262 с.
79. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. edu.ru >db- mon/mo/Data/d 09/prm655-1.htm
80. Федотова Н. И. Современные методики здоровьесберегающей
деятельности в работе ДОУ // Молодой ученый. - 2016. - №14. - С. 576-579.
81.Чистякова Е.Б., Региональный компонент в работе дошкольного
образовательного учреждения www.logoped-sfera.ru doshkolnogo-
оЬгагоуа1е1подо
82. Шепелева Ю.Е. Муниципальное управление: организационно-правовой аспект. -- М.: АНО РЖ «Социально-гуманитарные знания», 2006. - 353 с.