Введение 4
Глава 1. Теоретические основы вопроса развития памяти младших школьников с общим недоразвитием речи 8
1.1. Понятие памяти, её развитие в онтогенезе 8
1.2. Особенности памяти у младших школьников с общим
недоразвитием речи 22
1.3. Современное состояние вопроса развития памяти младших
школьников с ОНР на логопедических занятиях 31
Глава 2. Организация работы по развитию памяти у детей младшего школьного возраста
2.1. Организация и результаты констатирующего эксперимента 45
2.2. Содержание коррекционно-педагогической работы по развитию
памяти младших школьников с ОНР 56
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента по развитию
памяти у младших школьников 62
Заключение 67
Список литературы 70
Приложения
Значимость младшего школьного возраста для воспитания, коррекции и компенсации отклонений в развитии детей неоспорима. Исследованиями в области специальной педагогики и психологии доказано, что раннее начало целенаправленной педагогической работы способствует ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у детей отклонений.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития познавательных процессов у детей с речевыми нарушениями в силу повышения требований к качеству получения знаний и с целью подготовки этого контингента детей к сдаче единого государственного экзамена. Знание данной проблемы важно как для педагогов школ, так и для школьных образовательных учреждений. Построение новых стратегий развития личности ребенка предполагает тщательное исследование закономерностей всех психологических процессов, включая память, на раннем этапе развития ребенка.
Значение нормального развития памяти очень велико. Для полноценного общения, для того, чтобы ребенок уверенно и комфортно чувствовал себя в обществе, необходимо, чтобы речь ребенка была правильной, чтобы он четко произносил все звуки родного языка, грамматически правильно строил предложения, обладал связной речью. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы: в частности, при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, что значительно осложняет полноценное общение и дальнейшее обучение детей с речевой патологией.
Но не только степень развития речи зависит от уровня развития памяти ребенка, но и уровень развития памяти зависит от степени сформированности речи.
Так, Л.С. Волкова и С.Н. Шаховская [4, с. 625] считают, что «овладение речью связано с возможностями обработки информации, с объемом кратковременной памяти. Человеческая речь воспринимается или воспроизводится в сжатые временные сроки. Поэтому ребенок должен обладать стратегией быстрого программирования и быстрого декодирования, дешифровки речевого сообщения. Усвоение речи ребенком происходит с учетом его возможностей обработки речевой информации, что отражается и на выходе речи. В начале у ребенка имеется однословное, двусловное высказывание (субъект-предикат, субъект-объект). Затем он объединяет эти элементы в трехсловное высказывание субъект-предикат-объект. Чем объемнее информация, тем труднее она усваивается и воспроизводится в речи».
Ж. Пиаже [4, с. 561] раскрыл когнитивный (интеллектуальный) базис развития речи. По его мнению, важнейшей предпосылкой полноценного развития речи является развитие сенсомоторного интеллекта, памяти ребенка.
В этой связи чрезвычайно важно проанализировать и сравнить развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи и у нормальных детей.
Не смотря на то, что память становилась предметом исследования у многих авторов, которые по-разному объясняли её структуру, генез, взаимодействие с другими психическими функциями (П.П. Блонский [1], Л.С. Выготский [5], П. Жане [8], З.М. Истомина [11], О.С. Лебедева [14], А.Р. Лурия [16]), проблема развития памяти детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно разработана, что также подтверждает актуальность настоящего исследования.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по развитию памяти младших школьников с ОНР.
Цель исследования - разработать содержание коррекционно-педагогической работы по развитию памяти младших школьников с ОНР.
Объект исследования - процесс памяти у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - коррекционно-педагогическая работа по развитию памяти младших школьников с ОНР.
В соответствии с целью выделяются следующие задачи исследования:
1. Изучение логопедической, лингвистической, психолингвистической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Определить особенности развития памяти у младших школьников с ОНР.
3. Провести эмпирическое исследование содержания коррекционно-педагогической работы по развитию памяти у младших школьников с ОНР.
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа с детьми младшего школьного возраста с ОНР будет эффективной при следующих условиях:
- проведение логопедических занятий с учетом индивидуальных особенностей детей;
- включение в работу логопеда тренингов и специальных упражнений по развитию слуховой, образной и зрительной памяти;
- участие родителей в коррекционно-педагогической работе с учетом рекомендаций.
Эмпирическая база исследования: МБОУ СОШ №31 г. Белгород. В исследовании приняли участие 10 учащихся 1 классов с ОНР.
Методы исследования:
1) изучение и анализ научной литературы;
2) анализ логопедической документации;
3) исследование текстового материала с целью определения потенциальных возможностей развития памяти детей с ОНР.;
4) наблюдение за деятельностью младших школьников с ОНР.
Методики исследования:
1. Методика «10 слов» А.Р. Лурия.
2. Методика "Долговременная память" А.Р. Лурия
3. Методики парных ассоциаций «Запомни пару»
4. Качественный анализ (по И.Ю. Левченко, Н.А. Киселевой).
Человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т.д. Посредством слухового восприятия он улавливает текущие звуковые события, настраивает свой слуховой аппарат в конкретной звуковой ситуации, находит источник звука, реагирует на изменения в звуковой среде. Благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить и использовать звуковые впечатления из прошлого. Слуховая память просто необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам и простым людям. Слуховая память более долговременна. Итак, несмотря на постоянное совершенствование технических средств хранения для нас огромных объемов информации, отказаться от услуг собственной памяти мы не сможем никогда.
Но чтобы содержать память в полной боевой готовности, необходимы ежедневные тренировки нашей памяти. Кроме того, постоянная концентрация внимания является непременным условием при развитии слуховой памяти. Доказано, что слуховую память и «слуховое внимание» развить гораздо проще, чем зрительную память. Упражнения выполняются проще, без особых усилий и отвлечений от текущих дел. Методично развивая свою слуховую память, можно достичь невероятных результатов - мгновенно запоминать услышанные мелодии, сказанные мысли. Процесс обучения, работы будет идти в несколько раз быстрее и эффективнее, если слуховая память развита.
Итак, развитая слуховая память - сверхмощное оружие, которое будет бесперебойно помогать при любых жизненных обстоятельствах.
В связи с этим нами было проведено исследование коррекции слуховой памяти у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня.
Для этого мы изучили и проанализировали литературу по теме исследования, подобрали методики диагностики слуховой памяти школьников с ОНР, отобрали детей с ОНР III уровня для экспериментального исследования, провели их обследование, и апробировали систему игр и упражнений по коррекции памяти детей, дали оценку её эффективности.
В результате теоретического исследование мы рассмотрели понятие «слуховая память», под которой понимаем образную память, связанную с деятельностью слухового анализатора и направленную на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д. рассмотрели её особенности в школьном возрасте у детей с ОНР III уровня.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа. На констатирующем этапе эксперименты нами был определен уровень развития кратковременной и долговременной слухоречевой памяти школьников с речевыми нарушениями. Качественный анализ результатов диагностики позволил установить, что при воспроизведении запоминаемых слов школьники допускали замены слов по фонематическому сходству и смыслу. Вследствие чего возникло предположение, что нарушения памяти школьников с ОНР III уровня обусловлены недоразвитием фонематического слуха. В связи с этим было проведено обследование фонематического слуха детей.
Для определения взаимосвязи между перечисленными параметрами, была использована корреляция, результаты которой подтвердили, что причинами нарушений в развитии слухоречевой памяти младших школьников с ОНР III уровня является недостаточность формирования фонематического слуха.
Целью формирующего эксперимента было развитие памяти у старших школьников с ОНР III уровня. Формирующий этап исследования проводился в апреле месяце 2016 года. Учитывая результаты констатирующего эксперимента, нами были подобраны игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха школьников. Все предложенные игры и упражнения были реализованы на коррекционных занятиях.
После проведения коррекционно-развивающей работы, нами были повторно обследованы дети, для определения динамики после коррекционного воздействия. На контрольном этапе эксперименты был определен достигнутый уровень развития кратковременной и долговременной памяти младших школьников с речевыми нарушениями. Качественный анализ результатов диагностики позволил установить, что после проведения коррекции при воспроизведении запоминаемых слов школьники допускали замены слов по фонематическому сходству и смыслу значительно реже, чем на контрольном этапе. Вследствие чего возникло предположение, что развитие слухоречевой памяти школьников с ОНР III уровня обусловлены тем, что нами была проведена работа по развития фонематического слуха. Это предположение было подтверждено статистически.
Результаты сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного экспериментов показали, что динамика развития кратковременной слухоречевой памяти школьников составила 60%, долговременной памяти школьников - 40%, смысловой памяти - 30%, фонематического слуха - 30%.
Таким образом, цели и задачи исследования были достигнуты, гипотеза подтверждена. Разработанный диагностический комплекс, учитывающий особенности развития детей с ОНР, позволил получить дополнительные сведения об особенностях слухоречевой памяти и механизмах ее нарушений у детей с ОНР во взаимосвязи с их речевым развитием, подтвердить сведения о наличии нарушений памяти в структуре общего недоразвития речи.
1. Основы специальной психологии/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия,
2012. - 480 с.
2. Бурменская Г.В. , Захарова Е.И. Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков.
- М.: Академия, 2012. -256 с.
3. Вачков И. Память и личность//Школьный психолог. - №4. - 2012.
4. Галанов А.С. Психодиагностика детей. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 128 с.
5. Сеченов И. Психологические этюды. - Спб., 2011. - 310 с.
6. Петрова О. Развиваем память. - М.: Эксмо, 2015. - 124 с.
7. Леонтьев А. Н. Развитие высших форм
запоминания //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.
8. Петровский А. В. Психология развития: словарь. - СПб.: Речь, 2014. - 175 с.
9. Крылов А., Маничев С. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии - СПб.: Питер, 2011. - 560 с.
10. Мухина В.С. Детская психология. - М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2010. - 489 с.
11. Вачков И. Память//Школьный психолог. - №4. - 2012.
12. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2007. - 384 с.
13. Кулагина И.В. Возрастная психология. - М..: Просвещение, 2007.
- 350 с.
14. Никкинен И.И., Лукина Н.А. Научи меня слышать. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти. - СПб.: паритет, 2013. - 112 с.
15. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и
деятельность //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.
16. Когнитивная психология памяти/Под редакцией У. Найссера, А. Хаймен. - М.: Прайм-Еврознак, 2012. - 640 с.
17. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М.: «Просвещение», «Учебная литература», 2011. - 352 с.
18. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования.
- М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2011. - 448 с.
19. Большой толковый психологический словарь/ Ребер А. Том 2: пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 2010. -564 с.
20. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов /
Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2012. - 680 с.
21. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 680 с.
22. Аверин В.А., Дандорова Ж.К., Зимняя И.А. и др. Психология детства/ Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак , 2012. - 352 с.
23. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика).
24. Аржакаева Т. Психологическая азбука для
первоклашек//Школьный психолог. - №№ 33, 35, 36, 46, 47, 48. - 2012.
25. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 2012.
- 361 с.
26. Белянин В.П. Психолингвистика. Учебник/В.П.Белянин. - 2-е изд. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 232с.
27. Блонский П. П. Память и мышление. - М.: Издательство ЛКИ ,
2007. - 208 с.
28. Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.
29. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М.:
Международная педагогическая академия, 2012. - 209 с.
30. Бочарова С. Психология и память: Теория и практика для
обучения и работы. - М.: Гуманитарный Центр, 2007. - 384 с.
31. Виноградова А.Д. Коновалова Н.Л., Михаленкова И.А., Посохова С.Т., Хилько А.А., Шипицина Л.М. Психологическая диагностика отклонения развития детей младшего школьного возраста. - СПб.: Речь, 2012. - 48 с.
32. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)
33. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2010. -1008 с.
34. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.
35. Выготский Л. С. Эйдетика//Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.
36. Выготский Л.С. Память и её развитие в детском возрасте Норман Д. Как мы обучаемся? Как запоминаем? //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.
37. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.
- М.: Издательство «Наука», 1981. - 140с.
38. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - Т.1. - 472 с.
39. Джеймс У.Память//Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.
40. Дубровина И. В. Практическая психология образования. - М.: Просвещение, 2010. - 315 с.
41. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени//Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ,
2008. - 646 с.
42. Житникова Л. Учите детей запоминать. - М.: Просвещение, 2012.
- 86 с.
43. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. - М., 2012. - 300 с.
44. Ипполитов Ф.В. Память школьника. - М., 2012. - 28 с.
45. Истомина 3.М . Развитие произвольного запоминания у школьников Норман Д.Как мы обучаемося? Как запоминаем? //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.
46. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. - Минск: Университэцкае, 2012. - 190 с.
47. Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей. //Дефектология. - № 2. - 2012. - С.33-45.
48. Левченко И.Ю., Кисилёва Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. - М.: Издательство «Книголюб», 2007. - 152 с.
49. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти//Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.
50. Люблинская А.А. Детская психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов.- М., 2015. - 268 с.
51. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
52. Норман Д. Забывание //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2014. - 646 с.
53. Норман Д.Как мы обучаемся? Как запоминаем? //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2008. - 646 с.
54. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 442 с.
55. Общая психология: Учеб для студентов пед.ин-ов/ А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2006. - 410 с.
56. Особенности психического развития детей 6 7 летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера - М.: Педагогика, 2012. - 287 с.
57. Павлова О. нейрофизиологические механизмы
памяти//Школьный психолог. - №24. - 2011. - С.12-18
58. Петрова Е.А. и др. Возрастная и педагогическая психология.- М.,
2013. -509 с.
59. Пиаже Ж. Характер объяснения в психологии и психофизический параллелизм. В кн.: Экпериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, М.: Прогресс, 2006, Вып. I, II. С. 185-189.
60. Преодоление общего недоразвития речи у школьников/ Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012. - 256 с.
61. Психология детей школьного возраста: Развитие познавательных процессов/ Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: МПСИ, 2011. - 300 с.
62. Решетникова О. Память должна трудится // Школьный психолог.
- №24. - 2011. - С.65-67
63. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223с.: ил.
64. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.- М., 2000. - 314 с.